Назначение лфк. Лечебная физическая культура

Назначение лфк. Лечебная физическая культура

24.06.2019

Существует множество форм лечебной физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения (), массовые формы оздоровительной физической культуры, дозированные плавание, гребля и др. (см. схему).

Утренняя гигиеническая гимнастика - это выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, способствующего переходу организма из состояния торможения (сна) к активному режиму дня. На послебольничном этапе реабилитации утреннюю гигиеническую гимнастику можно проводить на открытом воздухе, сочетая ее с непродолжительной прогулкой.

Занятие лечебной гимнастикой - основная форма лечебной физической культуры, направленная на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой даются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Во второй применяются специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного. В третью включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения на расслабление мышечных групп, снижающие общую физическую нагрузку и способствующие восстановлению физиологических показателей.



Самостоятельные занятия лечебной гимнастикой проводятся больными, умеющими правильно выполнять физические упражнения и сознательно относящимися к качеству их выполнения. Комплекс упражнений для них составляют специалисты по лечебной физической культуре с учетом индивидуальных особенностей каждого больного. Самостоятельные занятия, которые проводятся с профилактической целью, строятся на основании рекомендаций самих специалистов, а также рекомендаций, полученных с помощью средств массовой информации (теле- и радиопередач, специальной литературы и т. п.).

Лечебная дозированная ходьба проводится для нормализации походки после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к нагрузкам. Дозируется лечебная ходьба скоростью передвижения, длиной дистанции, длиной шага, рельефом местности, качеством грунта. Такая ходьба является самостоятельной формой лечебной физической культуры, в отличие от ходьбы как спортивно-прикладного упражнения, применяемого в занятии лечебной гимнастикой в качестве средства лечебной физической культуры.

Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эта форма занятий применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. В зависимости от крутизны подъема маршруты терренкура делятся на группы с углом подъема 4- 10°, 11-15°, 16-20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Сочи, Гурзуфе, Ялте.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др. могут являться не только средствами лечебной физической культуры (как разновидность спортивно-прикладных упражнений), но и самостоятельной формой. Они рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, повышение работоспособности выздоравливающих, профилактику заболеваний. Эта форма занятий применяется индивидуально - с учетом показаний, противопоказаний и соответствующих дозировок. В последнее время она широко используется в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возраста.

К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта, массовые физкультурные выступления, праздники. Эти формы подбираются и дозируются индивидуально. Они применяются в период окончательного выздоровления с целью тренировки всех органов и систем. Массовые формы лечебной физической культуры могут использоваться и с профилактической целью, особенно в группах здоровья, на курортах и в санаториях.

Основные формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.

Формы ЛФК

· Утренняя гигиеническая гимнастика;

· Занятия лечебной гимнастикой;

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· Прогулки, ходьба;

· Массовые формы оздоровительной физической культуры;

· Дозированные восхождения;

· Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах;

· Элементы спортивных игр;

· Ближний туризм;

· Элементы спорта;

· Экскурсии;

· Физкультурные массовые выступления, праздники .

Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы, это хорошее средство перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки больного. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин. В комплекс включают 9-16 упражнений: общеразвивающие для отдельных мышечных групп, дыхательные, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса. Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп .

Лечебная гимнастика

Процедура (занятие) ЛГ - основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия постепенно готовит организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела происходит тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде проводят дыхательные упражнения и движения, охватывающие мелкие и средние мышечные группы и суставы - это снижает общее физическое напряжение.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической кривой, т.е. динамики реакций организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах Л Г осуществляется по принципу многовершинной кривой .

Исходные положения. В ЛГ различают три основных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.) и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, брусья, спинку стула и др.).

Задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе ЛФК) определяются представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы.

В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, свойственными основному процессу, а индивидуальной картиной болезни и измерениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций ОДА при заболевании позвоночника). В комплексной терапии могут фигурировать задачи нормализации вегетативных нарушений, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы (реконструктивных операций) и т.д. Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами Специальные задачи характерны только для определенной формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями защитных сил организма, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., характерными, как правило, для многих заболеваний .

Для решения общих лечебных задач приоритетно стимулирующее и нормализующее действие ЛФК, при этом лечебный эффект распространяется на организм в целом. Используют общеразвивающие физические упражнения, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания.

Дозировка физической нагрузки в занятиях ЛГ имеет большое значение, поскольку во многом определяет лечебное действие физических упражнений и массажа. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не дает необходимого эффекта. Только соответствие физической нагрузки состоянию больного, его возможностям может оптимально улучшить функции различных систем организма и оказать лечебное действие .

Физическую нагрузку дозируют в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного, его толерантности к физической активности. Изменять физическую нагрузку можно с помощью различных методических приемов.

В зависимости от задач, стоящих в различные периоды лечения, дозировки нагрузок бывают лечебными, тонизирующими (поддерживающими) и тренирующими.

Частная систематизация физических упражнений - основа построения дифференцированных методик ЛФК. Правильный выбор физических упражнений в известной степени определяет их эффективность. Частная систематизация физических упражнений с учетом их направленного влияния на пораженную систему или орган в зависимости от этиологии - необходимый элемент обоснованного построения любой дифференцированной и эффективной методики .

Следует предусматривать влияние физических упражнений на различные физиологические механизмы, участвующие в регуляции функции кровообращения, а также на сглаживание клинических проявлений заболевания. В основном при систематизации и выборе физических упражнений необходимо учитывать их влияние на перераспределение крови как при переходе от относительного покоя к физической активности, так и при использовании различных исходных положений. Необходимо распределять физическую нагрузку на различные мышечные группы (мелкие, средние, крупные); учитывать силовое напряжение мышц, а также простоту и динамичность физических упражнений. В целом предусматривают активацию энергетических процессов (общая нагрузка), многообразное воздействие физических упражнений на функцию сердца, а также мобилизацию экстракардиальных факторов с целью улучшения циркуляции и профилактики застойных явлений .

Методы проведения процедуры ЛГ. Процедуру ЛГ можно проводить индивидуальным и групповым методами.

· Индивидуальный метод применяется у больных с ограничением двигательной активности вследствие тяжелого состояния. Вариант индивидуального метода - самостоятельный, его назначают больным, которым трудно регулярно посещать лечебное учреждение, или выписанным для долечивания в амбулаторных или домашних условиях.

· Групповой метод наиболее распространен в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение). Группы формируют с ориентировкой на основное заболевание и функциональное состояние пациентов .

> Оценка эффективности применения ЛФК в комплексном лечении

1. этапный контроль - перед началом лечения и перед выпиской; он включает углубленное обследование больного и использование методов функциональной диагностики, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. Выбор методов обследования определяется характером патологии. Работа с больными пульмонологического профиля наряду с оценкой функционального состояния сердечно-сосудистой системы требует включения специальных методов исследования дыхательной системы: спирографии, пневмотахометрии, оксигемографии, отражающих состояние внешнего дыхания, потребления и использования кислорода. При работе с кардиологическими больными используют методы ЭКГ, ФКГ, и др. Обследование больных с патологией хирургического и травматического характера, помимо уже указанных методов включает миотонометрию, миоэлектрографию;

2. текущий контроль проводится на всем протяжении лечения больного не реже 1 раза в 7-10 дней с использованием простейших методов клинико-функционального обследования и функциональных проб, антропометрии, контроля пульса, АД, ЭКГ и др.;

3. экспресс-контроль для определения реакции больного на определенную физическую нагрузку. Объем исследований определяется в каждом случае реальными возможностями и задачами обследования. Он может проводиться по расширенной или ограниченной программе. В обоих случаях оцениваются такие показатели, как самочувствие больного, внешние признаки утомления, реакция пульса и АД. В расширенную программу включают функциональное обследование .

Разнообразные формы лечебной физической культуры позволяют целœенаправленно и комплексно воздействовать на сниженные болезнью функции, последовательно и планомерно нормализовывать двигательную активность человека. Различают: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, са­мостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба и восхождение (терренкур), плавание, игры, прогулки; ближний туризм,массовые формы оздоровительной физической культуры.

Утренней гигиенической гимнастикой (УГГ) занимаются после сна до завтрака в палате, комнате, саду, на веранде, в спортзале. Она должна быть составной частью режима больных в больнице, санатории и дома. УГГ позволяет устранить заторможенность физиологических процессов после сна, усилить деятельность всœех органов и систем, повысить общий тонус организма. Утренняя гигиеническая гимнастика для больного организ­ма - это специально подобранный комплекс физических уп­ражнений, способствующий пробуждению и переводу организма из состояния сна-торможения к активному режиму дня.

Занятие лечебной гимнастикой (ЛГ) является основной формой восстановления функций пострадавшего органа и всœего орга­низма в целом и состоит из трех частей - вводной, основной и заключительной. Во вводной части даются элементарные гим­настические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Основной раз­дел занятия лечебной гимнастикой решает наиболее важные лечебные задачи и включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на по­страдавший орган и весь организм больного. Специальные упражнения подбираются с учетом формы заболевания, его кли­нического течения, общего состояния больного. В заключитель­ную часть занятия лечебной гимнастикой включаются элемен­тарные гимнастические и дыхательные упражнения, способ­ствующие расслаблению мышечных групп и снижению общей физической нагрузки.

Занятия лечебной гимнастикой проводят индивидуальным, малогрупповым (4-6 человек) и групповым (8-12 человек) способами. Важно общую нагрузку в процессе занятия сначала постоянно увеличивать, а затем снижать. В содержании занятий лечебной гимнастикой большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для развития функции дыхания и снижения общей нагрузки.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями про­водятся больными, умеющими правильно выполнять их и со­знательно относящимися к качеству выполнения каждого уп­ражнения. Такие больные должны иметь комплекс физичес­ких упражнений, составленный специалистом по ЛФК, с уче­том характера заболевания и их индивидуальных особеннос­тей. Эта форма широко применяется для восстановления утра­ченных функций опорно-двигательного аппарата в клинике не­рвных болезней, травматологии и др.
Размещено на реф.рф
Занятия проводятся не­сколько раз в день.

Лечебная дозированная ходьба показана для нормализации походки больного после травм и заболеваний нервной систе­мы, опорно-двигательного аппарата͵ а также при нарушениях обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. Дозируется лечебная ходьба скоростью пере­движения, длиной дистанции, рельефом местности. Дозиро­ванное восхождение (терренкур ) - лечение дозированной ходь­бой с постепенным подъемом и спуском на специальных марш­рутах. Применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, при трав­матических поражениях опорно-двигательного аппарата и не­рвной системы. Учитывая зависимость открутизны подъема маршру­ты терренкура делятся на группы: с углом подъема от 4 до 10°, с углом подъема 11-15° и с углом подъема 16-20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Ессентуках, Сочи. Скандинавская ходьба (Nordic Walking) начала приобретать широкую популярность в 2009 году. Это ходьба с модифицированными лыжными палками. Главным преимуществом скандинавской ходьбы является то, что она не требует специальной физической подготовки, подходит для людей всœех возрастов и благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Доступна для санаторного и поликлинического этапов физической реабилитации.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и другие могут являться не только средством ЛФК (как разновидность физических упражнений), но и ее самосто­ятельной формой. Οʜᴎ рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всœего организма в целом, а также повышение работоспособности выздоравливающих. При­меняются индивидуально с учетом показаний, противопоказа­ний и соответствующих дозировок. Широко используются в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возрастов.

Прогулки бывают пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах. Наиболее распространенными и доступными являются пешеходные прогулки. Ценность их прежде всœего состоит в том, что ходьба – наиболее естественный вид передвижения, создающий умеренную нагрузку на организм в целом и сердечно-сосудистую систему в частности.

Ближний туризм проводится чаще всœего в виде пешеходного туризма. Активное восприятие окружающей среды в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует уменьшению напряжения нервной системы, улучшению вегетативных функций. В качестве формы ЛФК можно рассматривать райттерапию (иппотерапию), получившую сегодня за рубежом большое распространение. Основным, специфическим фактором, влияющим на организм больного, использующего райттерапию, является езда верхом на лошади (в манеже или на местности). Достаточно выраженную физическую нагрузку при райттерапии дополняют действие изменяющейся окружающей среды и эмоциональное напряжение.

Спортивные упражнения в ЛФК используются обычно в форме прогулок на лыжах и лодках, плавания, гребли, катания на коньках и на велосипеде. Их лучше проводить за городом или посœелком, что повышает их оздоровительный потенциал. Элементы спортивных игр – бадминтона, волейбола, баскетбола и других, занимают достойное место в программах физической реабилитации. Применение спортивных упражнений усиливает адаптацию организма к физическим нагрузкам, что особенно важно для реабилитационного процесса.

Интересной и эффективной формой ЛФК являются физические упражнения в воде – гидрокинœезотерапия - гимнастика в воде в сочетании с плаванием и играми на воде. При этой форме занятий имеется целый ряд особенностей, связанных с разносторонним действием воды на организм и облегчением выполнения в ней многих упражнений. Такие упражнения сопровождаются механическим, температурным и химическим действием воды, а также психотерапевтическим влиянием. До недавнего времени физические упражнения в воде в основном применяли для восстановления функций органов опоры и движения, при нарушениях обменных процессов. Сегодня они активно используются при заболеваниях внутренних органов, повреждениях и заболеваниях нервной системы.

К массовым формам оздоровительной физической культу­ры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, эле­менты спорта͵ экскурсии, массовые физкультурные выступле­ния, праздники. Эти формы применяются в период окончатель­ного выздоровления и тренировки всœех органов и систем орга­низма, подбираются индивидуально. Массовые формы ЛФК применяются не только с лечебной и реабилитационной, но и с профилактической целью, особенно в группах ʼʼЗдоровьеʼʼ и для занятий с лицами пожилого возраста.

2.5 Общие требования к методике применения физических уп­ражнений.

Перед назначением занятий лечебной гимнастикой определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения. Во всœех случаях важно соблюдать принципы сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что выздоровление всœегда во многом зависит от общего состояния организма больного. Методика применения физических упраж­нений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и ста­дии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уров­ня его физической подготовленности, возраста и сопутствую­щих заболеваний, т. е. опирается на принцип индивидуального подхода. Вместе с тем в методике ЛФК крайне важно придер­живаться и других общепедагогических дидактических прин­ципов. В занятиях ЛФК необходимы системность и правильный подбор физических упражнений в соответствии с поставленными задачами. Подбор и дозировка физических упражнений проводятся с учетом методических основ физической тренировки, главными из которых являются повторность, постепенность, всœесторонность, доступность физических упражнений.

Многократное повторение отдельных упражнений, регулярные и длительные занятия ЛФК закрепляют двигательный навык и способствуют стойкому улучшению функционального состояния упражняемых систем, их восстановлению.

Постепенное повышение физической нагрузки помогает адаптации организма к возрастающей физической нагрузке и является мерой профилактики перенапряжения.

Всестороннее воздействие физических упражнений , охват различных мышечных групп обеспечивают общеукрепляющее действие на организм человека.

Доступность упражнений предусматривает вначале выполнение наиболее простых физических упражнений, соответствующих двигательному уровню и здоровью занимающихся, и последующее усложнение движений.

Нередко больные и выздо­равливающие имеют недостаточный опыт физической культу­ры, в связи с этим следует особенно тщательно придерживаться этих принципов. Иначе ЛФК не только не улучшит течение заболе­вания и последующую реабилитацию, а вызовет нежелатель­ные осложнения и отвратит больного от использования физи­ческих упражнений.

2.5.1 Способы дозировки физической нагрузки.

Важнейшим принципом методики применения физичес­ких упражнений в целях лечения и реабилитации является их дозировка, учитывающая общий объём и интенсивность фи­зической нагрузки. Интенсивность физических упражнений должна быть малой, умеренной, большой (В.К. Добровольский). К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняе­мые преимущественно в медленном темпе: движения паль­цев, мелких суставов; физиологические сдвиги при этом не­значительные. К упражнениям умеренной интенсивности от­носятся движения, выполняемые средними и крупными мы­шечными группами в медленном и среднем темпе: упражне­ния на гимнастических снарядах, тренажерах с утяжелœением, ускорением, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упраж­нения предъявляют значительные требования к сердечно-со­судистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызы­вая значительные физиологические сдвиги, которые восста­навливаются в течение десятков минут. Упражнения большой интенсивности характеризуются вовлечением в рабо­ту большого числа мышц и быстрым темпом движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортив­ные игры и др.
Размещено на реф.рф
При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные сдвиги пульса и частоты дыхания. Восстанов­ление затягивается на часы и дни.

Дозировка физических упражнений зависит от заболевания, его стадии и функционального состояния различных систем организма, прежде всœего сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

По мнению В. Н. Мошкова, ʼʼпод дозировкой в лечебной физкультуре сле­дует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического уп­ражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, прогулка и др.)ʼʼ. Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможно­стям больного и не быть ни чрезмерно малой, ни чрезмерно большой, так как в одном случае не окажет достаточного ле­чебного эффекта͵ а в другом - ухудшит состояние больного.

Физическая нагрузка в ЛФК дозируется путем выбора ис­ходных положений, подбора физических упражнений, их про­должительности, количеством повторений каждого упражне­ния, темпом, амплитудой движений, степенью силового на­пряжения, сложностью движений, их ритмом, количеством общеразвивающих и дыхательных упражнений, использовани­ем эмоционального фактора и моторной плотности нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой.

Важным элементом в регулировании нагрузки при заняти­ях физическими упражнениями является исходное положение тела . В лечебной физической культуре выбор исходных поло­жений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три базовых исходных положения - лежа, сидя и стоя , каждое из которых имеет свои варианты: лежа на спинœе, на животе, на боку; сидя в постели, на стуле, на ковре с пря­мыми ногами; сидя в постели или на стуле со спущенными ногами; стоя на четвереньках и получетвереньках; стоя без опоры; стоя с опорой на костыли, палки, ʼʼходилкиʼʼ, на брусья, с опорой на перекладину и гимнастическую стенку, спинку сту­ла, и т.д. К примеру, при заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем исходными бывают положения лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя, стоя; при по­вреждении позвоночника - лежа на спинœе и на животе, в по­ложении на четвереньках, стоя.

Подбор физических упражнений и определœение их продол­жительности производят с учетом принципа постепенности - от легкого к трудному, от простого к сложному, а также осо­бенностей течения болезни и физической подготовленности больного.

Продолжительность физических упражнений определяется фактическим временем, затрачиваемым больным на их выпол­нение, и зависит от сложности упражнений. Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражне­ний, входящих в данный комплекс, и продолжительности их выполнения. Количество повторений гимнастических упраж­нений для мелких мышечных групп должна быть большим, чем для крупных. Темп движения, или быстрота их выполнения, различны. Существуют медленный, средний и быстрый темп движения. В условиях стационара применяют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реа­билитации - медленный, средний и быстрый темпы. Умень­шение или увеличение амплитуды движений также позволяет регулировать физическую нагрузку. Степень усилия при вы­полнении движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях лечебной физкультурой крайне важно постепенно уве­личивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Степень слож­ности движений также влияет на величину нагрузки. При заня­тиях ЛФК крайне важно постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Ритм движений, или система их чередований, ока­зывает большое влияние на работоспособность. Правильно по­добранный ритм движений отдаляет наступление утомления, способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счёт выработки автоматизма.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражне­ний зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшают количество дыхательных упражнений, увеличивая число специальных упражнений. На занятиях физическими уп­ражнениями важно вызвать у больного положительные эмо­ции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отда­ляет наступление утомления.

Большое значение при дозировке физической нагрузки имеет моторная плотность. Плотность нагрузки определяют отноше­нием длительности времени фактического выполнения упраж­нений к длительности всœего занятия. На занятиях лечебной гимнастикой моторная плотность нагрузки должна составлять 50-60%, в санаторно-курортных условиях при тренировочном двигатель­ном режиме она может достигать 75% и более. Включая в за­нятия дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц, чередуя упражнения для различных групп мышц, можно поддерживать высокую плотность занятия, не вызывая утомления у занимающихся.

2.6 Периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности . Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации исходя из характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профи­лактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий). ЛФК широко используется в процессе физической реабилита­ции, и ее применение условно делится на соответствующие этапы (отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса) и пе­риоды (отрезки времени, характеризующиеся анатомо-функциональным состоянием поврежденного органа и всœего организма в целом). Как известно, различают три этапа реабилитации: стационарный, санаторный и поликлинический, каждый из которых дополнительно подразделяется на периоды.

На стационарном этапе различают три периода.

Первый период (щадящий) - острый период вынужденно­го положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всœего организма в целом нарушены. К примеру, при переломе костей предплечья в это время нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности. Задачи первого периода: 1) предуп­реждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная с макси­мальным подъемом в серединœе основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 2:1. В занятие вклю­чается 25 % специальных и 75 % общеразвиваюших и дыхатель­ных упражнений. Темп медленный и средний.

Второй период (функциональный) - период восстановле­ния функций, когда анатомически орган в основном восстанов­лен, а функция его по-прежнему резко нарушена. К примеру, при переломе иммобилизация снята͵ костная мозоль образова­на, но движения в суставах ограничены. Задачи второго перио­да: 1) ускорение ликвидация морфологических и функциональных нарушений; 2) частичное восстанов­ление функции больного органа; 3) формирование компенса­ций. Физиологическая кривая нагрузки двухвер­шинная, исходные положения разные. Отношения дыхатель­ных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:1. В занятие включается 50% общеразвиваюших и дыха­тельных упражнений, 50% специальных упражнений. Темп средний.

Третий период (тренировочный) - период вос­становления функции не только пострадавшего органа, но и всœе­го организма в целом. К примеру, после перелома костей пред­плечья наступило полное восстановление - костная мозоль ок­репла, подвижность в суставах нормализуется, но полная амплитуда еще не достигнута͵ боль­шие физические нагрузки - висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восста­новить возможность выполнения этих упражнений. Задачи тре­тьего периода: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всœего организма.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки мно­говершинная, исходные положения различные. Темп медлен­ный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражне­ний к общеразвивающим и специальным 1:3. В занятие вклю­чается 75% специальных упражнений и 25% - общеразвивающих и дыхательных.

На санаторном этапе выделяют: щадящий, щадяще-тренировочный и тренировочный периоды. На поликлиническом этапе выделяют те же периоды, что на санаторном или выделяют два периода подготовительный и основной или другие варианты.

Режимы двигательной активности . При проведении различных форм ЛФК учитывают характер двигательного режима, предписанного больному. В лечебно-профилактических учреждениях (боль­ница, клиника, госпиталь, отделœение реабилитации и диспан­сер) двигательным режиме режимы тесно взаимосвязаны с соответствующими периодам ЛФК. Различают четыре двигательных режима: строгий постельный, постельный, полупостельный и свободный.

Первому периоду стационарного лечения соответствуют два двигательных режима: а) строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя, при сохранении минимального объёма двигательной активности. Питание и туалет с помощью обслуживающего персонала; б) постельный облегченный режим , при котором разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять физические упражнения в средних и крупных суставах конечностей, самостоятельно принимать пищу. Туа­лет с помощью обслуживающего персонала.

Второму периоду соответствует - полупостельный или палатный двигательный режим , при котором больной половину дневного времени проводит в положении сидя, ходит по палате и в туалет, вторую половину времени находится в постели.

Третьему пери­оду соответствует - свободный режим , при котором больной почти всœе дневное время проводит сидя, стоя, в ходьбе.

В санаториях, домах отдыха и профилакториях выделяют следующие периоды: 1) щадящий период, в котором применение физических упражнений соответству­ет свободному режиму стационара. Разрешается ходьба в пределах санатория, прогулки, но половина дня должна про­водиться в положении сидя; 2) щадяще-тренирующий (тони­зирующий) период, при котором назначаются экскурсии, мас­совые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окре­стностям санатория; 3) тренирующий период, при котором разрешают длительные прогулки (ближний туризм) и учас­тие во всœех мероприятиях, проводимых в указанных лечеб­ных учреждениях.

2.7 Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических нагрузок и эффективности реабилитации. Организация возлагается на врача-спе­циалиста͵ инструктора - методиста по ЛФК (высшее физкультурное или педагогическое образование) или инструктора по ЛФК (среде специальное образование) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечеб­ного учреждения в соответствии с Приказом №541н МЗСР РФ от 23 июля 2010 ʼʼКвалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохраненияʼʼ.

В обязанности врача ЛФК вхо­дит: проводить осмотры больных, назначенных на ЛФК, до и после курса ЛФК, опреде­лять методику занятий (формы, средства ЛФК, дозировку фи­зических упражнений); руководить и контролировать работу ин­структоров – методистов по ЛФК; давать консультации врачам по вопросам ЛФК, организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди больных и населœения. Врач ЛФК присутствует на занятиях с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль. Осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры) и т.д.

В обязанности инструктора-методиста по ЛФК вхо­дит: выработка гимнастических комплексов, проведение занятий физическими упражнениями, осуществление методического руководства средним медицинским персоналом, участие совместно с врачом в осмотре больных с целью определœения методики их реабилитации и т.д.

В обязанности инструктора по ЛФК вхо­дит: подготовка помещений, гимнастических предметов и снарядов для проведения занятий по лечебной гимнастике, контролирует самочувствие больных до и после занятия, проводит занятия с больными в палате, зале, в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа и т.д.

Врач и ин­структор-методист по ЛФК ведут установленную документацию, записи в истории болезни, проводят антропо­метрические и другие исследования, определяют и анализиру­ют эффективность лечения, составляют комплексы и схемы применения уп­ражнений лечебной гимнастики. Инструктор-методист по ЛФК также проводит занятия физическими упражнениями.

Схемы занятий лечебной гимнастикой разрабатывают при­менительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия лечебной гимнастикой; 2) перечень физических упражнений; 3) продолжительность части занятия; 4) задачи части занятия. Примерные комплексы упражнений лечебной гим­настики должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составлять­ся по следующей форме: 1) части занятия лечебной гимнас­тикой; 2) порядковый номер групп упражнения; 3) исходное положение больного, 4) описание упражнения; 5) дозировка - количество повторений каждого упражнения и темп.; б) методи­ческие указания (с указанием подробных рекомендаций по правильному выполнению упражнения, их сочетанию с дыха­нием и упражнениями на расслабление).

Зал для проведения групповых занятий по лечебной гимнастике должен иметь пло­щадь не менее 30-40 м 2 , кабинœет для индивидуальных и малогруппых занятий - 16- 20 м 2 , из расчета 4 м 2 на одного занимающегося. Вместе с тем, должен быть кабинœет врача, душевая, раз­девалка, кладовая.

Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площад­ки. В отделœениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские для трудотерапии, марш­руты терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах отделœения реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря: гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелœей и т.п. Зал ЛФК оборудуется несколькими пролетами гимнастических стенок, гимнастическими скамейками, наклонными плоскостями, кушетками; столом со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев больных в травмато­логической и неврологической клиниках); блоковыми установ­ками, баскетбольными корзинами, большими зеркалами, различными при­способлениями для разработки подвижности суставов и пальцев кисти. В кабинœете ЛФК должны быть нагляд­ные пособия по методике лечебной гимнастики при различ­ных заболеваниях и травмах.

Основные формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.

Формы ЛФК

Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы, это хорошее средство перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки больного. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин. В комплекс включают 9-16 упражнений: общеразвивающие для отдельных мышечных групп, дыхательные, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса. Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Лечебная гимнастика

Процедура (занятие) ЛГ - основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия постепенно готовит организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела происходит тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде проводят дыхательные упражнения и движения, охватывающие мелкие и средние мышечные группы и суставы - это снижает общее физическое напряжение.

Методика проведения процедуры ЛГ

    Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватны общему состоянию больного, его возрастным особенностям и тренированности.

    Физические упражнения должны воздействовать на весь организм больного.

    В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

    При составлении процедуры следует соблюдать принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживая оптимальную физиологическую кривую нагрузки.

    При подборе и проведении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических нагрузок.

    Объем методического материала в процедуре Л Г должен соответствовать режиму движений больных.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической кривой, т.е. динамики реакций организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах Л Г осуществляется по принципу многовершинной кривой.

Исходные положения. В ЛГ различают три основных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.) и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, брусья, спинку стула и др.). Например, при заболеваниях органов дыхания можно выполнять упражнения в и.п. лежа, полулежа, с приподнятым головным концом кровати, сидя и стоя. При повреждении трубчатых костей нижних конечностей (если наложено скелетное вытяжение) упражнения выполняются в и.п. лежа на спине.

Основные особенности построения методики ЛГ:

  • дидактические принципы: наглядность, доступность, систематичность, постепенность и последовательность выполнения упражнений, индивидуальный подход;
  • правильный подбор и определение продолжительности выполнения физических упражнений;
  • оптимальное число повторений каждого упражнения;
  • физиологический темп выполнения движений;
  • адекватность силового напряжения возможностям больного;
  • степень сложности и ритм движений.

Задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе ЛФК) определяются представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. Например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущая лечебная задача - компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов.

В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, свойственными основному процессу, а индивидуальной картиной болезни и измерениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций ОДА при заболевании позвоночника). В комплексной терапии могут фигурировать задачи нормализации вегетативных нарушений, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы (реконструктивных операций) и т.д. Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами Специальные задачи характерны только для определенной формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями защитных сил организма, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., характерными, как правило, для многих заболеваний.

Для решения специальных задач средства ЛФК выбирают с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия. Специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на функциональную систему дыхания, а избирательный массаж - на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации.

  • Для решения общих лечебных задач приоритетно стимулирующее и нормализующее действие ЛФК, при этом лечебный эффект распространяется на организм в целом. Используют общеразвивающие физические упражнения, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания. Дозировка физической нагрузки в занятиях ЛГ имеет большое значение, поскольку во многом определяет лечебное действие физических упражнений и массажа. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не дает необходимого эффекта. Только соответствие физической нагрузки состоянию больного, его возможностям может оптимально улучшить функции различных систем организма и оказать лечебное действие.

Физическую нагрузку дозируют в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного, его толерантности к физической активности. Изменять физическую нагрузку можно с помощью различных методических приемов.

Дозировка физической нагрузки зависит от плотности занятий (отношение длительности фактического выполнения упражнения к длительности всего занятия Л Г). В ЛФК плотность нагрузки достигает 25-30% и зависит в основном от длительности перерывов между отдельными упражнениями. В лечебно-оздоровительной физкультуре плотность нагрузки значительно повышается.

В зависимости от задач, стоящих в различные периоды лечения, дозировки нагрузок бывают лечебными, тонизирующими (поддерживающими) и тренирующими.

    Лечебная дозировка применяется в том случае, когда необходимо оказать в первую очередь терапевтическое воздействие на пораженную систему или орган, сформировать компенсацию, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка в занятиях обычно небольшая и от занятия к занятию увеличивается незначительно. При ухудшении состояния нагрузку снижают.

    Тонизирующая (поддерживающая) дозировка применяется при удовлетворительном состоянии больного при длительной иммобилизации, хронических заболеваниях с волнообразным течением, после окончания восстановительного лечения с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки зависят от функциональных возможностей организма в целом и отдельного пораженного органа или системы. Они должны стимулировать функции основных систем, т.е. оказывать тонизирующее действие и поддерживать достигнутые результаты. Применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности.

    Тренирующая дозировка применяется в периоды выздоровления и восстановительного лечения, когда необходимо нормализовать все функции организма, повысить работоспособность или добиться высокой компенсации. Для определения объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, проводят различные тесты. Так, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы предельно допустимые физические нагрузки определяют с помощью пробы толерантности к ним; величину осевой нагрузки при диафизарных переломах - с помощью давления поврежденной иммобилизованной ногой на весы до момента появления болевых ощущений (оптимальная нагрузка составляет 80% полученной величины); тренирующее действие для увеличения силы мышц оказывает нагрузка, составляющая 50% от максимальной.

Частная систематизация физических упражнений - основа построения дифференцированных методик ЛФК. Правильный выбор физи-ческихупражнений в известной степени определяет их эффективность. Частная систематизация физических упражнений с учетом их направленного влияния на пораженную систему или орган в зависимости от этиологии - необходимый элемент обоснованного построения любой дифференцированной и эффективной методики. Например, наибольший успех в лечении пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы при применении ЛФК обеспечивают физические упражнения, соответствующие функциональному состоянию системы кровообращения, адекватное и постепенное возрастание дозированных физических нагрузок.

Следует предусматривать влияние физических упражнений на различные физиологические механизмы, участвующие в регуляции функции кровообращения, а также на сглаживание клинических проявлений заболевания. В основном при систематизации и выборе физических упражнений необходимо учитывать их влияние на перераспределение крови как при переходе от относительного покоя к физической активности, так и при использовании различных исходных положений. Необходимо распределять физическую нагрузку на различные мышечные группы (мелкие, средние, крупные); учитывать силовое напряжение мышц, а также простоту и динамичность физических упражнений. В целом предусматривают активацию энергетических процессов (общая нагрузка), многообразное воздействие физических упражнений на функцию сердца, а также мобилизацию экстракардиальных факторов с целью улучшения циркуляции и профилактики застойных явлений.

Методы проведения процедуры ЛГ. Процедуру Л Г можно проводить индивидуальным и групповым методами.

    Индивидуальный метод применяется у больных с ограничением двигательной активности вследствие тяжелого состояния. Вариант индивидуального метода - самостоятельный, его назначают больным, которым трудно регулярно посещать лечебное учреждение, или выписанным для долечивания в амбулаторных или домашних условиях.

    Групповой метод наиболее распространен в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение). Группы формируют с ориентировкой на основное заболевание и функциональное состояние пациентов.

Особенности метода лечебной физической культуры. Наиболее характерной особенностью метода ЛФК является использование физических упражнений. Их применение в ЛФК требует актив¬ного участия больного в лечебном процессе.

ЛФК – метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма - движения. Функция движения является основным сти¬мулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного. ЛФК является методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения – неспецифическими раздра¬жителями.

Всякое физическое упражнение всегда вовлекает в ответ-ную реакцию все звенья нервной системы. В связи с участием нейро-гуморального механизма регуляции функций в ответной реакции организма ЛФК всегда выступает как метод общего воздействия на весь организм больного. При этом учитываются способности различных физических упраж¬нений избира-тельно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК следует рассматривать и как метод патогенетиче¬ской терапии. Систематическое применение физических упраж¬нений способно влиять на реактивность организма, изменять как общую реакцию больного, так и местное ее проявление. ЛФК – метод активной функциональной терапии. Регу¬лярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК – метод поддерживающей терапии, применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом возрасте. ЛФК – метод восстановительной терапии. При ком¬плексном лечении больных ЛФК успеш-но сочетают с медика¬ментозной терапией и с различными физическими методами лечения. Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных физическими упражнениями. Тренировка в ЛФК пронизывает весь ход лечебного при-менения физических упражнений, способствуя терапевтическому эффекту.

В ЛФК различают тренировку общую и тренировку специ¬альную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физиче¬ских упражнений. Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающие непо¬средственнее; воздействие на область травматического очага или функциональные рас-стройства той или иной пораженной системы (дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упраж¬нения для суставов при полиартритах и т. д.). При применении метода ЛФК необходимо соблюдать следующие принципы тренировки. 1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма. 2. Системность воздействия с обеспечением определённого подбора упражнений и последо-вательности их применения. 3. Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма. 4. Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма больного возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений. 5. Нарастание физической нагрузки в процессе курса лечения. 6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физиче¬ских упражнений (10–15% упражнений обновляются, а 85–90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лече-ния). 7. Умеренность воздействия физических упражнений, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка более оправдана, чем усиленная концентрированная. 8. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями – физические упражнения чередуют с отдыхом. 9. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейро-гуморального механизма регуляции и развития адаптации всего организма больного. 10. Учет возрастных особенностей больных.

Влияние физических упражнений на больного В оценке терапевтического влияния физических упражнений сле¬дует учитывать, что их ле-чебное действие основано на способ¬ности стимулировать физиологические процессы в организме.

Стимулирующее влияние физических упражнений на больного осуществляется через нервный и гуморальный механизмы.

Нерв¬ный механизм характеризуется усилением тех нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной систе¬мой, корой головного мозга и подкоркой и любым внутренним органом.

Эти связи рецепторного аппарата с центральной нервной системой определяются не только функциональным состоя¬нием ее, но и состоянием гуморальной среды.

Мышечная деятельность, создающая доминанту двигательного анализатора (А. А. Ухтомский) или доминанту функционирующих нервных центров (И. П. Павлов), прежде всего повышает тонус центральной нервной системы.

Мышечная работа, развивающая доминанту двигательного анализатора, изменяет функцию внутрен¬них органов, в частности системы кровообращения и дыхания. Работу скелетной мускулатуры в свете концепции моторно-висцеральных рефлексов следует рассматривать как стимулятор и регулятор ответных реакций, в частности системы крово¬обращения. Дозированную мышечную деятельность при приме¬нении физических упражнений следует расценивать как фактор, способствующий восстановлению вегетативных функций, нарушен¬ных болезнью.

Известно регулирующее влияние умеренной физической нагрузки на функцию сердечно-сосудистой системы. Это влияние выражается усилением энерготропных и трофотроп-ных воздействий на мышцу сердца, мобилизацией сосудистой системы и экстракардиальных факторов кровообращения, а также приспособлением кровоснабжения в целом к потребностям об¬мена. В процессе применения физических упражнений у больных развиваются, совершенствуются и закрепляются временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и др.) – усиливается регули-рующее воздействие корковых и подкорковых центров на сосудистую систему.

Известно, что при мышечной работе нервные механизмы регуляции дыхания обеспечивают адекватную легочную вентиля¬цию и постоянство напряжения углекислоты в артериальной крови. Физические упражнения являются осмысленным актом поведе¬ния больного с одновременным участием и психических, и физических категорий личности больного.

Ведущим в методе ЛФК является процесс дозированной тренировки. С общебиологи¬ческих позиций трениров-ка организма средствами ЛФК приводит к развитию его адаптационной способности. Воздействие факторов внешней среды, вызывая различные ответные реакции организма, способствует развитию приспособительных процессов, поэтому взаимоотношения организма и среды, особенно в плане сохране¬ния здоровья, следует рассматривать с точки зрения развития приспособительных процессов как у здорового, так и у больного человека.

Повышение трудоспособности под влиянием дозированной тренировки обусловлено совершенствованием высшей нервной деятельности больных, что в свою очередь улучшает двигатель¬ную функцию и способствует нормализации вегетативной функции. Под воздействием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов – повышается возбудимость при возросших тормозных процессах, развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении.

Регулярное при¬менение дозированной физической тренировки способствует формированию нового динамического стереотипа, устраняющего или ослабляющего патологический стереотип, что содействует ликвидации болезни или функциональных отклонений во внутрен¬них системах. Физические тренировки можно рассматривать как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов. Важное значение в ответных реакциях больного на физиче¬ские упражнения играет гуморальный механизм, который следует рассматривать как механизм вторичного порядка, оказывающий воздействие на функционирующие системы при непосредственном регулирующем влия-нии нервных импульсов.

Физическая тренировка оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ. Эти влияния, осуществляемые через нервную систе¬му, улучшают гуморальную регуляцию функционирующих систем и тканевый обмен. Известно, что тренировка ведет к уменьшению расхода энергетических веществ в период мышечной деятельности.

Имеются указания на способность физических упражнений стиму¬лировать функции эндокринных желез. Они являются и стимуля¬тором ретикулоэндотелиальной системы. Регулярные физические упражнения повышают иммунобиологические свойства организма, ферментативную активность и устойчивость его к заболеваниям. Средства лечебной физической культуры Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимна¬стические, спортивно-прикладные и игры. Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигатель¬ных качеств (сила, быстрота, координация и т. д.). Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (обще¬укрепляющие) и специальные.

Общеукрепляющие упражне¬ния направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Зада-ча специальных упражнений – избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата.

Например, на стопу при плоскостопии или травматическом ее повреждении; на позвоночник при его деформации; на тот или иной сустав при ограничении движений и т. д. Упражнения для туловища по свое¬му физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Для больного, например, с заболеванием позвоночника (сколиоз, остеохондроз и др.), эти физические упражнения составляют группу специальных упражне¬ний, так как они способствуют решению непосредственно лечеб¬ной задачи – увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника и др. Различные движения ног входят в число общеукрепляющих при занятиях со здоровыми лицами.

Эти же упражнения, приме¬няемые по определенной методике больным после операции на нижних конечностях, являются специальными, так как с их по¬мощью происходит функциональное восстановление конечности.

Таким образом, одни и те же упражнения для одного чело¬века могут быть общеразвивающими, для другого – специальными. Кроме того, одни и те же упражнения в зависимости от методи¬ки их применения могут способствовать решению разных задач. Например, разгибание или сгибание в коленном или локтевом суставе у одного больного может быть применено для развития подвижности в суставе, у другого – для укрепления мышц, окру¬жающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), у третьего – для развития мышечно-суставного чувства (точность воспроизведения заданной амплитуды движения без контроля зре¬ния) и т. д. Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения подразделяют на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо); б) средних мышечных групп (шея, пред¬плечья, голени, плечо, бедро и др.); в) крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище). Это деление оправда¬но, поскольку величина нагрузки зависит от количества мышеч¬ной массы, участвующей в упражнениях.

По характеру мышечного сокращения гимнастические упражне¬ния подразделяются на динамические (изотонические) и статические (изометрические). Наиболее распростра¬нены динамические движения, при которых мышца работает в изотоническом режиме. При этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления мышц, т. е. приводятся в движения суставы конечностей или туловища (позвоночного столба). Примером динамического упражнения может служить сги¬бание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону и т.д. Степень напряжения мышц при выполнении динамических упраж¬нений дозируется за счет рычага, скорости движения перемещаемо¬го сегмента тела и степени напряжения мышц. По степени активности динамические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного и характера заболевания или повреж¬дения, а также создания строго адекватной нагрузки.

II. ДИСКИНЕЗИИ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ В зависимости от функционального нарушения сократимости желчного пузыря дискинезии подразделяются на гиперкинетическую (гипертоническая, спастическая) и гипокинетическую (гипотоническая, атоническая) формы.

Выявление клинических форм дискинезии предопределяет дифференцированный подход к построению методики лечебной гимнастики. Применение лечебной гимнастики предусматривает действие на центральные и периферические нервные механизмы регуляции функций желчного пузыря, улучшение кровообращения в брюшной полости, создание условий для облегчения оттока желчи из желчного пузыря (при гипокинетической форме), улучшение функции кишечника, общеукрепляющее и оздоравливающее влияние на организм больного с целью восстановления и сохранения трудоспособности и повышения уровня тренированности.

Лечебная гимнастика показана при обеих формах дискинезии как в период ремиссии (вре-менного ослабления (неполная ремиссия) или исчезновения (полная ремиссия) проявлений болезни), так и при минимальных субъективных проявлениях заболевания; при умеренно выра-женном болевом синдроме лечебная гимнастика относительно показана и может применяться лишь на фоне комплексного лечения. При обострении заболевания нагрузка должна быть уменьшена, двигательный режим щадя-щий, при необходимости вплоть до полу¬постельного, лечебная гимнастика не показана.

В фазе ремиссии физическая нагрузка увеличивается, двигательный режим может быть тренирующим.

Физическая нагрузка дозируется в соответствии с клинически¬ми особенностями течения забо-левания, возрастом, исходным уров¬нем тренированности больных. Наряду с общеразвивающими ис¬пользуют специальные и дыхательные упражнения, причем послед¬ние относятся к числу специальных при данной патологии. Спе¬циальные упражнения, способствующие укреплению мышц брюш¬ного пресса, необходимы при любой форме дискинезии. Это обеспе¬чивает профилактику рецидивов заболевания (возврата клинических проявлений болезни после ремиссии) и ускоряет восста¬новление работоспособности после периода вынужденной гипо¬кинезии во время обострения заболевания.

В основе методики ЛФК при обеих формах дискинезии лежит принцип постепенного увеличе-ния физической нагрузки при соблю¬дении регулярности процедур. При гиперкинетической форме дискинезии на первых занятиях дают малую физическую на-грузку с последующим увеличением ее до средней. Физиологическая кривая нагрузки также должна иметь двухвершинный характер, но с менее резкой крутизной подъемов и спусков, чем при гипокинетической форме. Используют разно¬образные исходные положения, преобладает положение лежа на спине, последнее наиболее эффективно для мышечного расслаб¬ления, в этом положении также уменьшаются субъективные ощущения тошноты.

Избегают выраженных статических напряжений, особенно для мышц брюшного пресса. Упражнения для мышц брюшного пресса следует чередовать с их расслаблением.

Показаны статические и динамические дыхательные упражнения, дыхательные упражнения на правом боку для улучшения крово-снабжения печени, маховые движения вначале с ограниченной, а затем с полночи ампли¬тудой, упражнения со снарядами и у гимнастической стенки. Вводить в занятия новые снаряды и упражнения следует постепенно. Необходимы упражнения, нормализующие функцию кишечника. Разнообразные общеукрепляющие упражнения способствуют улуч¬шению работы сердечной мышцы и оттоку крови из печени.

Темп медленный с переходом на средний. Можно включать эле¬менты малоподвижных игр. У больных с гиперкинетической формой дискинезии при групповом методе занятий не рекомендуются сорев¬новательные моменты в играх. Продолжительность процедур 20–З0 мин. До занятия необходим пассивный отдых в течение 3–7 мин. в положении лежа независимо от того, проводится проце¬дура до или после рабочего дня больного. Отдыхая, больной может проводить самомассаж живота, не захватывая область печени при наличии даже незначительной боли в правом подреберье.

Первые 10–12 процедур проводят через день, в дальнейшем ежедневно. После обучения больных инструктором можно рекомендовать им самостоятельные занятия в домашних условиях (табл. 1). При гипокинетической форме дискинезии общая физическая нагрузка средняя, физиологическая кривая нагрузки имеет двух¬вершинный характер. Исходные положения разнообразные (лежа на спине, на боку, стоя, сидя, на четвереньках, на коленях и др.), в стадии ремиссии преобладают положения сидя и стоя. Исходное положение лежа на левом боку назначают для улучшения оттока желчи.

Для лучшего опорожнения желчного пузыря и активизации функции кишечника делают разнообразные упражнения (с постепен¬но возрастающей нагрузкой) для мышц живота (в том числе в исходном положении лежа на животе) и дыхательные упражнения. Последние, особенно в сочетании с замедлением дыхательных движений на вдохе и выдохе, способствуют уменьшению и даже снятию болевого синдрома и диспепсических явлений (тошнота, отрыжка и др.). Наклоны туловища вперед и наклоны в сочетании с вращением туловища, рекомендуемые для увеличения внутрибрюшного давления и улучшения оттока желчи, применяют с осторожностью, так как при этих движениях нередко наблюдаются тошнота и отрыжка.

Упражнения следует выполнять с полной амплитудой. Включают различные виды ходьбы, в том числе с высоким подниманием бедер. Необходимо обучить больного приему расслабления мышц. Только правильное сочетание элементов усилия и расслабления обеспечит успех процедуры.

Темп средний, возможен переход к быстрому, особенно при выполнении упражнений из облегченных исходных положений. Малоподвижные игры можно назначать с первых процедур, подвижные игры – в стадии ремиссии. Продолжительность процедур 20–30 мин. Перед проведением заня¬тий больным необходим пассивный отдых в течение нескольких минут. Первые 8–10 процедур лечебной гимнастики проводят через день, затем ежедневно (табл. 2). III. ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Гимнастика по праву считается основой любой физкультурной деятельности.

Её преимущество – в разнообразии и богатстве упражнений, широко возможности индивидуального выбора и дозировки. Регуляр¬ные физические упражнения должны стать вашими спутниками на всю жизнь, неотъемлемой частью днев¬ного режима, гигиенической потребностью, привыч¬кой. Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средст¬вом перехода от сна к бодрствованию, к активной рабо¬те организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физи¬ческие упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают¬ся упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень тру¬довой нагрузки. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10–30 мин, в ком¬плекс включают 9–16 упражнений.

Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мы¬шечных групп, дыхательные упражнения, упражне¬ния для туловища, на расслаб-ление, для мышц брюшно¬го пресса. При выполнении дыхательных упражнений необ¬ходимо помнить, что при поднимании, разведении и отведении рук, выпрямлении туловища делают вдох, при опускании рук вниз, при наклонах туловища вперед и в стороны, при сгибании ног – выдох. Нель¬зя задерживать дыхание, так как это может привести к нарушению деятельности сердца и легких Все гимнастические упражнения должны выпол¬няться свободно, в спокойном темпе, с постепенно воз¬растающей амплитудой, с вовлечением в работу сна¬чала мелких мышц, а затем более крупных мышеч¬ных групп.

Следует начинать с простых упражнений (раз¬минка), а затем переходить к более слож-ным. Каждое упражнение несет определенную функцио¬нальную нагрузку. 1. Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраи-вает» на предстоящее занятие. 2. Упражнение типа потягивания.

Углубляет ды¬хание, увеличивает подвижность грудной клетки, гиб¬кость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого поя¬са, исправляет осанку. 3. Поднимание рук с отведением их в стороны и на¬зад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увели¬чивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук. 4. Упражнения для стоп. Способствуют увеличе¬нию подвижности суставов, укреплению мышц и связок. 5. Приседания.

Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние. 6. Ходьба с медленным, глубоким дыханием. Способ¬ствует расслаблению и восстановлению функций орга¬низма. 7. Рывковые и маховые движения руками. Разви¬вают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений. 8. Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увеличивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием). 9. Прогибание и другие упражнения для мышц спи¬ны и позвоночника.

Способствуют увели-чению его гиб¬кости. 10. Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног. 11. Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу. 12. Повороты, наклоны, вращение туловища. Уве¬личивают подвижность позвоночника и укреп-ляют мышцы туловища. 13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса. 14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно¬ – сосудистую систему, повышают выносли-вость. 15. Ходьба в конце занятия.

Способствует равно¬мерному снижению физической нагрузки, восстановле¬нию дыхания. Для занимающихся самостоятельно рекомендуется типовой план занятий (табл. 3).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Cпециальные физические упражнения лечебной физической культуры при заболеваниях желчевыводящих путей

Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза (развития организма). Физическая… Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод лечения, исполь¬зующий средства… ЛФК тесно связана с государственным и научным развитием советской системы физической культуры. ЛФК является не только…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух