Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода - научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ в ДОУ заключаются в:

  • Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
  • Постоянной мотивации к обучению;
  • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
  • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
  • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.

Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии - это: обучение в игровом формате; тренинги, для стимуляции развития и адоптации среди сверстников; психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ .

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в образовании. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ позволяют создавать для детей естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни. Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; обеспечивать общение и сплоченность между детьми; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому учителю необходимо поддерживать связь с родителями ребенка, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.

Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

  1. Индивидуальный подход

В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения. При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально - волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.

В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

  1. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении «Мотивация - это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», - говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев. Несмотря на очень простое и меткое изложение остается масса вопросов: как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его? Для нахождения ответов, необходимо начать с определений и азов мотивации.

Мотив - это причина, которая толкает на действие.

Ратификация - это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом - это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека. Внешний тип мотивации с положительным видом - это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом - это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего. Внутренний тип мотивации с положительным видом - это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка. В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке - привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении. Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу.

Задачи:

  1. 1 . Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
  2. 2 . Применять индивидуальный поход.
  3. 3 . Постановка интересных цепочек целей.

Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Подумайте над этим выражением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. Дети - наше будущее, продолжения наших жизней и идей, поэтому их нужно учить ответственности, честности с самими собой, трезвому взгляду на мир. И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами. О чем ребенок говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели. Наличие цели у ребенка увеличит эффективность методов и приемов обучения детей с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.

Правила постановки цели:

  1. Формулировка в настоящем времени.
  2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
  3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
  4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
  5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты - это дополнительный материал. А ресурсы - это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
  6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
  7. Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
  8. 4 . Тренинг

Тренинг - это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем. На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение - воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация - развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика - выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка - учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка - вносит изменение в личность участников, социализация - учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка - участники отрабатывают свои знания и умения. В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом. В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.

Л. М. Сабитова

учитель биологии, Республиканский центр

дистанционного образования

Методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать.

Дети-инвалиды ― это дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Центр дистанционного образования может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий.

Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернета.

В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Действительно, в мире, переживающем процесс стремительной глобализации, прежние стереотипы перестают действовать, в том числе представление о том, что получить полноценное образование можно, если только каждый день «ходить в школу».

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение представляет собой новую форму получения образования именно для тех семей, которые не могли позволить себе обучение детей в обычных школах. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов. Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому был открыт в августе 2010 года в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (приоритетный национальный проект «Образование»). Центр является структурным подразделением (филиалом) государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида.

В режиме дистанционного обучения работаю второй учебный год. . Я обучаю биологии учащихся 6-12-х классов Обмен информацией между мною и учеником происходит с помощью программного продукта «1С:Школа. Биология», который создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии по учебникам линии И. Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). В 2010-2011учебном году работала по программе НП « Телешкола», которая является первым в России аккредитованным учреждением общего образования, осуществляющим учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования Российской Федерации. Обучение ведется на комплексной информационно-образовательной платформе для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий и электронных образовательных ресурсов.

В начале учебного года на каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе регионального базисного учебного плана для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможности дистанционного обучения безграничны: это и масса наглядного материала, и интерактивные задания, активные тесты, активные кроссворды. .Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Думаю, что познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения детей- инвалидов к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса учеников на уроках биологии являются:

Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач;

Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников;

Акцентирование внимания на теоретической важности и практической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений;

Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках;

Предложение школьникам трудного, но посильного материала;

Использование многообразия форм проверки качества знаний и умений которыми овладевают учащиеся;

Обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов;

Эмоциональность учителя, его увлеченность биологией;

Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.) ;

Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др. ;

Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске.

На уроках я использую презентации, организовываю учебно- исследовательскую деятельность, провожу электронную лабораторную работу, викторины, тестирование.

Презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами.. К поиску материалов привлекаю учеников.

Учебно- исследовательская деятельность:

Основная цель учебно- исследовательской деятельности- формирование навыков поиска информации в Интернете, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Она предполагает самостоятельную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Электронная викторина:

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои.

Считаю, что дистанционное обучение позволяет:

1) учитывать индивидуальные особенности ребёнка: каждый человек обладает различным уровнем знаний, по-разному воспринимает информацию;

2) индивидуализировать график работы, т. е. ученик сам регулирует свое время;

3)организовать процесс обучения в интерактивном режиме. Ребята не чувствуют себя изолированными друг от друга. В процессе обучения они имеют возможность получать постоянную помощь от преподавателя;

4) в любой момент иметь доступ ко всей работе, проделанной учеником за учебный период, чётко проследить динамику мотивации и понимания;

5)проводить уроки по расписанию в удобное время для ребенка, так как при составления расписания учитывалось желание обучающегося. Занимаясь дистанционно с детьми- инвалидами, есть возможность провести, все уроки, запланированные учебным планом, так как если ребенок заболел, уроки можно провести в любое другое время удобное и для учителя и для ученика. Также у обучающегося есть возможность, (если он что-то не понял, выполняя домашнее задание) выйти на связь с учителем и получить консультацию.

Сложности, возникшие в процессе работы:

Проблемы, связанные со скоростью подключения к Интернету;

Плохая видеосвязь;

Отставание при показе экрана ученика;

Длительность загрузки дополнительных компонентов урока.

Список использованной литературы:

1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание М. : Просвещение, 2005.

2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М. : ACADEMIA, 2006. .

3. Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта Дефектология. – 2006. - №2.

4. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.

5. Закрепина, А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания: // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - № 1.

Тема: Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

« Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский

Современная система специального образования предполагает обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Но они недостаточно учитывают индивидуальные потребности семьи, ее жилищные, материальные, интеллектуальные, образовательные ресурсы и возможности. Удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию «отрыва» ребенка от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие его коммуникативных навыков, социокультурной активности (Л.М. Кобрина).
В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям как детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных видах образовательных учреждений, которые рассчитаны на дифференцированное воспитание и обучение детей с отклонениями развития в зависимости от характера и степени выраженности нарушения, в соответствии первичными, вторичными отклонениями у детей одной категории.

Под дифференцированным обуч ением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях щколы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Дифференциация в современном понимании - это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии – оптимизация условий учебно-воспитательной деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во внеурочное время. Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла;
предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
во время работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности (Н.Н. Малофеев).
Таким образом , заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ - педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его лич­ности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины из­учения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах - с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все сторо­ны личности, с другой - адресуется к отдельным недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим поня­тием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с раз­личными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здо­ровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специ­фику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным откло­нением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характер­ные особенности психического и физического развития.

Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

Первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

Состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

Возрастные и индивидуальные особенности детей,

Создание усло­вий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.

Особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

Тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком. Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

Обязательным этапом на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий:

остеопатическая гимнастика,

игровой час после сна,

динамические паузы,

артикуляционная гимнастика.

пальчиковая гимнастика,

подвижные игры,

дорожки здоровья – ходьба,

дыхательная гимнастика

арт-терапия,

музыкотерапия,

сказкотерапия,

психогимнатика,

Вся моя деятельность и деятельность всех педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, направлена на устранение причин трудностей воспитания и обучения и успешной адаптации в общество.

Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Ким Ж.Л. -воспитатель

Современные подходы к организации детей с ОВЗ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей (с ОВЗ).

1. Внешние условия – отношение государства и общества к детям с ОВЗ. Внешние условия получения образования детьми с ОВЗ должны обеспечиваться политикой государства:

Создание рабочих мест;

Востребованность на рынке труда граждан с ОВЗ.

2. Внутренние условия – заключены в работе образовательного учреждения.

Направлены на развитие и коррекцию детей с ОВЗ (именно школа готовит ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и обществе);

Предпрофильное и профильное обучение в школах с учетом востребованности рынка труда на текущий период времени.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

· коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования :

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.

· коррекционные образовательные учреждения:

Школы I – VIII видов;

Специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.

· коррекционные учреждения начального профессионального образования ;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:

Центры диагностики и консультирования;

Центры психолого-медико-социального сопровождения;

Психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

· Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.

Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.

Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.

II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.

III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.

IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.

VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.

Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.

Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:

2 ступень - основное общее образование;

3 ступень - среднее (полное) общее образование.

· Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи невозможно.

· Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь).

Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей

4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи , мед. работники)

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

Другие варианты обучения детей с ОВЗ

1. Домашнее обучение

Преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

Обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;

По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

2. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Ø Центр развития детей при ОмГПУ, Омский государственный педагогический университет

Адрес: Омск - Мира проспект,этаж.

Ø Ладо

Помощь в обучении, развитии и преодолении трудных ситуаций. Логопедический центр. Центр репетиторских услуг. Психологическая помощь.

Телефон: 499-105

Ø Государственное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" города Омска"

Профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предмет деятельности – социальная поддержка несовершеннолетних.

Ø Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Адрес: г. Омск, Камерный пер, 16а

Телефон: 561401

Ø Знайка+ , образовательный центр

Телефон: , 8-65

Ø Областная ПМПК

Адрес: Учебная, 191

Ø МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» (городская ПМПК)

Адрес: г. Омск, ул. Орловского – 10.

(филиал гор. ПМПК) – ул. Куйбышева, 27/7

Ø Государственное образовательное учреждение Омской области

г .Омск,

тел/,

Ø БУ «ПМПК» Центр педагогической поддержки раннего семейного воспитания

Адрес: Комсомольский городок – 14

Ø «Синдром Даун Омск» Омская региональная общественная организация инвалидов

Адрес: ул. Горького – 87,

Ø ГРУППОВАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

Ø Псих. Клиника Омская – 85

Ø Реч центр –

Ø «До шестнадцати» - клиника (узкие специалисты)

им. 30 - летия ВЛКСМ – 48

Ø «Армос» центр нетрадиционной медицины

Негосударственные образовательные учреждения

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
4-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Авторская экспериментальная школа»

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Новое поколение»
г. Омск, Магистральная, 74, кв.109

Ø Негосударственное образовательное учреждение Образовательный центр «Дюймовочка»
г. Омск, Малоивановская, 45

Ø Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя (полная) школа «Видергебурт»
0-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя полная школа «Эдельвейс»
5, к.4

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Центр образования и развития»
32-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Альфа и Омега»
8-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Возрождение»
3-б

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Интеллект»
г. Омск, Камерный пер-к, 52 , 20 (ДК `Рубин`)

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Премьер»
0-а

Детские сады комбинированного и компенсирующего вида

Район: центральный

Адрес: омск - 50 лет ВЛКСМ, 12а

Детский сад № 000, компенсирующего вида

г. Омск, район Октябрьский, Шинная 6-я, 7

тел. (3812) 56−10−13

Детский сад № 000, Елочка, коррекционного вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский сад № 000, комбинированного вида

г. Омск, район Октябрьский, Молодежная 1-я, 22,

Используемая литература

Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова - Москва: Новая школа, 1996.

Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева - Москва: Академия развития, 1999.

«Коррекционная педагогика» / , и др. - Ростов н/Д.: Март, 2002.

«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. - Москва: Академия, 2001.

«Коррекционная педагогика» / - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

«Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. - Москва: Академия, 2001.

«Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» - СПб., 2000.

«Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / - Москва: Аркти, 1999.

«Специальная педагогика» / Н. М. Назарова - Москва

«Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин - Москва, 2008.

«Сурдопедагогика» / М. И. Никитина - Москва, 1989.

«Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская - Москва, 2005.

«Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова - 1997.

«Абелитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» - СПб, 2007.

«Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина - Москва, 2004.

«Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский - Москва, 1984.

«Отбор умственноотсталых детей в спец. учреждения» / С. Д. Забравная - Млсква, 1988.

«Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.

«Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак - 2007.

К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»

 Н. Ю. Борякова - статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.»

Martin W. Barr, Mental defectives: their history, treatment, and training, 1904

Н. Ю. Борякова, Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, 2008

Вязовая М.В.

Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск

Научный руководитель – Храпченкова И.В., к.п.н., доцент, НГПУ

Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони.

В настоящее время, перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях, продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе, предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ШОО.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

Очень хорошо помню, как несколько лет назад на занятии, когда мы с детьми играли в игру «Придумай словечко», я с изумлением услышала от своих воспитанников «новые словечки», не якорь, а Яндекс, не кукла, а компьютер. « Вот они, современные дети!» - подумала я тогда. А вскоре, сделала не менее интересное, на мой взгляд, открытие: в детский сад мои воспитанники стали приносить не машинки или кукол, а планшеты, различные игровые консоли и такие электронные игрушки приковывали внимание всех малышей группы. Именно тогда, все эти наблюдения, для меня сложились как детали в пазле - если все современные гаджеты так притягивают наших детей, значит, просто необходимо задействовать это «притяжение» в нужном русле, и я взяла на вооружение современные информационно-коммуникационные технологии.

Вы можете мне возразить, «все новое, это хорошо забытое старое», что раньше логопеды и без компьютера успешно справлялись, используя привычный наглядный материал.

Но раньше и детки были другие. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

Кроме того, на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2002году, у нас в ШОО наблюдался 1 ребенок с задержкой интеллектуального развития сложного генеза, то уже в 2016 количество детей с аналогичными нарушениям возросло до 40%.

И сегодня, «методика использования только картинок», результатов практически не дает, моим детям с тяжелыми нарушениями речи, не интересно и утомительно из дня в день рассматривать и называть одно и то же, пришло время использовать современные образовательные технологии. Что же такое современные образовательные технологии сегодня?

Современные инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Я думаю, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая, обширный арсенал образовательных технологий. Из всего многообразия предлагаемых технологий обучения, в своей работе с детьми с ОВЗ, я активно использую игровые технологий, также меня интересует использование компьютерных ресурсов, но и без технологий: проблемного обучения, дифференцированного подхода, разноуровнего обучения, технологии коллективного способа обучения, и особенно, здоровьесберегающих технологий свою деятельность уже не представляю. Пальчиковые гимнастики, динамические паузы, релаксация, Су-Джок терапия, самомассаж биологически активных зон, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение норм СанПиН – вот о чем, я как специалист, просто не имею права забывать, какие бы современные образовательные подходы к образованию и воспитанию детей, я бы не использовала.

Мои ребята все разные, для каждого из них, свой, индивидуальный образовательный маршрут, к каждому - свой образовательный подход, что эффективно для одного, необязательно подойдет другому, но, безусловно, все они любят играть.

Актуальность использования игровых технологий, как средства коррекции, для меня обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

Используя игровую форму проведения уроков, особое внимание обращаю на создание игровой мотивации, которая, как мы знаем, выступает средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения», писал Ян Коменский.

Куклотерапию - я на своих занятиях использовала давно, а с появлением информационно-коммуникационных технологий, у меня появилась возможность соединить такой «интересный» для детей компьютер, с дидактическими возможностями игры, что и стало в результате важным направлением в моей коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Как я использую информационно-коммуникационные технологии в своей работе?

Подбор иллюстративного (дополнительного познавательного) материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление документации, отчетов.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей (для проведения занятий дома), и в процессе проведения родительских собраний.

Мой опыт работы показывает, что электронные игры естественно вписываются в жизнь школы и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, а также, что немаловажно, позволило «активизировать» родителей моих воспитанников. Для себя, я отметила, что домашние задания с презентацией (на флеш-накопителе), выполняются с большим интересом, как детьми, так и родителями.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Последние годы, я активно использую в своей работе современные образовательные технологии, мои детки с удовольствием идут заниматься - играя, а я, видя их восторженные глаза при виде новой компьютерной игры – презентации, каждый раз думаю, как хорошо, что я не побоялась ввести новое в свою работу. В своей работе с детьми с ОВЗ я широко использую здоровьесберегающие технологии, так как они позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

Самые яркие моменты в моей деятельности – это успехи моих воспитанников, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.

А еще я думаю, одной важнейшей целью педагога является повышение профессионального мастерства т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Современному специалисту невозможно работать без творчества. Но мир не стоит на месте, возможно, в будущем то, что мы сейчас называем «современные образовательные технологии» перестанут интересовать моих воспитанников, и не будут являться «надежным инструментом, своего рода волшебной палочкой» в моих руках.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.

2. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. – 2005. – №4.

3. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7.

4. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Педагогика, 1996.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух