Последние годы жизни мухаммеда. Начало пророческой миссии. Сколько лет он выполнял пророческую миссию

Последние годы жизни мухаммеда. Начало пророческой миссии. Сколько лет он выполнял пророческую миссию

Новые биографии пророка рассказывают о том, кем же был основатель ислама

текст: Кристоф Ройтер

Cередина восьмого века. Багдад. За столом сидит мужчина и пишет. Лихорадочно, много лет подряд. Содержание его трудов будут переписывать и бережно хранить многие поколения ученых мужей.

Сама рукопись Мухаммеда Ибн Исхака утеряна. Возможно, она сгорела в 1258 году во время нашествия монголов на Багдад. Но большинство дошедших до нашего времени повествований о жизни пророка Мухаммеда, включая и толкование многих непонятных мест в Коране, основаны именно на записях этого багдадского хроникера.

Ибн Исхак пользуется самыми разными источниками. Их содержание выходит за рамки событий, описываемых в Коране. Здесь и афоризмы, и занятные истории, и договоры, и даже стихи. Чтобы придать достоверность своим записям, летописец отслеживает всю цепь преданий. Например: «Рассказал мне Йакуб ибн Утба, со слов аз-Зухри, со слов Урвы, со слов Аиши, жены Пророка. Аиша рассказывала…»

К тому времени власти в Багдаде оправдывают цитатами из пророка любой непопулярный закон, любой новый налог. Из-за этого число цитат Мухаммеда растет, а их ценность падает. Ибн Исхак же рассматривает все изречения пророка и факты его биографии в контексте истории. Этим он лишает аргументов проповедников, произвольно использующих цитаты из пророка в своих целях.

Если летописец в чем-то не уверен, то честно признается в этом, приводя разные версии жизнеописания Мухаммеда. Он создает свою хронику довольно рано после описываемых событий и поэтому относится к ним непредвзято.

Позднее это станет невозможным. С ростом могущества ислама будет все больше славословия в рассказах о событиях, положивших начало новой религии. А невыясненных мест в жизнеописаниях Мухаммеда останется совсем немного.

Так что же на самом деле происходило тогда в Мекке, Медине и на Аравийском полуострове? Как смог обычный человек основать религию, которую сегодня исповедует более одного миллиарда верующих в мире?

Несмотря на богатство литературного наследия исламского Средневековья, от Аравии времен пророка Мухаммеда мало что сохранилось. Поэтому историю пророка можно восстановить лишь по легендам, записанным мусульманскими учеными и властителями, которые восхищались им - или использовали его в борьбе за власть. Все, что мы знаем о жизни Мухаммеда, основано на записях мусульманских хроникеров. В анализе разных версий летописей и внесенных в них исправлений открывается столь разнообразная биография пророка, что ее вряд ли можно было выдумать.

Запад Аравийского полуострова в VII веке: пески, пышущие зноем. Мало кто селится за пределами оазисов. Здешние пустыни не удается покорить ни одной из империй. Византия, могущественный сосед с севера, смогла продвинуться на юг только до городов Босра (сегодняшняя Сирия) и Джераш (нынешняя Иордания). В пустыне и оазисах Западной Аравии господствуют племена бедуинов. Их промысел - разбойни-чьи набеги. Только в течение трех священных месяцев, когда арабы совершают хадж к местам поклонения своим богам, нападения запрещены.

Большинство паломников отправляются в Мекку. Летописцы описывают ее как небольшое поселение с несколькими базарами, баней и больницей. Не сравнить со средневековыми южноарабскими мегаполисами городами Наджран и Сана. Но в Мекке уже стоит Кааба, кубическая постройка, в восточный угол которой вмурована святыня - «Черный камень».

Считается, что в Каабе находилась статуя бога-оракула Хубала, почитаемого племенем курайш, из которого происходил Мухаммед. Сама же Кааба, по преданиям, была святыней пророка и праотца Ибрахима.

Но прежде всего в Мекке почитают трех богинь, возвысившихся еще в доисторические времена, когда великое таинство материнства еще могло заставить людей поклоняться женским идолам. Это ал-Лат, богиня неба и дождя; ал-Манат, богиня судьбы; и, наконец, ал-Узза, которую отождествляют с Венерой. Кроме того, задолго до рождения Мухаммеда люди поклоняются их отцу, верховному богу: в древних надписях его именуют Илах. Позднее его называют Аллах.

VII век - время религиозного перелома. Христианство и иудаизм стремительно распространяются. Обе религии признают только одного Бога, ниспославшего им Книгу. По сравнению с ними культ древних богинь плодородия все больше приходит в упадок. Но аравийцы не готовы отказаться от своих верований. Позднее в 53-й суре Корана Мухаммед пошутит над тем, что арабы, предпочитающие иметь сыновей, поклонялись божеству, у которого были одни дочери.

На фоне этой разноголосицы богов и верований рождается Мухаммед. Единого мнения о дате его рождения нет. В ранних летописях утверждается, что Мухаммед родился в «год Слона», а это примерно 569 или 570 год нашей эры. Более поздние биографы Мухаммеда пишут, что он родился примерно в 570 году.

Мухаммед появился на свет в семье Абдаллаха из племени курайшитов, правивших в то время в Мекке. Отец Мухаммеда умер либо незадолго до появления сына, либо сразу после этого. Вскоре после рождения мальчика забирают у матери и отдают на воспитание женам бедуинов, подряжающимся в роли кормилиц. Сначала никто не хочет связываться с полусиротой, пока одна бедная женщина не сжалилась над ним. В тот год царила засуха, гласит одна из легенд, и груди кормилицы иссохли. Но стоило ей взять на руки Мухаммеда, как и «ее груди, и вымена скота наполнились молоком». Это чудо спасло и детей, и скот, и весь клан.

Мухаммед долго живет у кормилицы. Уже тогда он переживает чудо, которое ранние тексты относят ко времени его призвания, а поздние летописи к детству Мухаммеда, чтобы подтвердить чистоту пророка: изъятие из тела и очищение сердца двумя ангелами. По преданию, ангелы появились внезапно, рассекли грудь Мухаммеда, извлекли его сердце и омыли ледяной водой из золотого сосуда. Так Мухаммед стал пречистым.

Когда мальчику исполняется шесть лет, умирает его мать. Мухаммеда берет под опеку сначала его дед Абд Мутталиб, а после его смерти - дядя по отцу Абу Талиб, предводитель клана.

Абу Талиб никогда не станет мусульманином, но в дни испытаний всегда будет на стороне своего племянника.

Подростком Мухаммед начинает сопровождать караваны своего дяди Абу Талиба. Однажды они прибывают в Босру. Когда караванщики проходят мимо обители монаха-отшельника Бахиры, тот неожиданно впервые зовет их к себе. Те принимают приглашение, оставив мальчика на улице присматривать за верблюдами.

Но Бахира хочет видеть именно Мухаммеда. Это будущий пророк, говорит он. Монах уверен: именно о Мухаммеде идет речь в его священных книгах. Он отводит дядю Мухаммеда в сторонку и предупреждает: «Береги его от иудеев! Ибо они узнают в нем того, кого узнал я, и причинят ему зло». По другой версии, Бахира предостерегает Абу Талиба от византийцев.

Загадкой остаются караваны, идущие из Мекки на север. Ведь легендарный «Путь благовоний» проходил не через Мекку, а через расположенную севернее Медину. Да и о товарах, которые возил на север Мухаммед, и о его торговых сделках ничего не известно. Лишь позднее летописцы приукрасили подробности. А может, эти караваны были лишь декорацией для свершившегося чуда? Только представьте: христианский монах из далекой и процветающей Босры, узнающий из священных книг, что Мухаммед - это пророк! Более беспристрастного мнения трудно себе представить.

Путешествуя с караванами между оазисами, Мухаммед знакомится с женщиной, которая первой уверует в его предназначение. Богатую торговку зовут Хадиджа. Наняв Мухаммеда в свои подручные, она вскоре убеждается в его честности и добросовестности, а позднее решает взять его
в мужья. К тому времени ей уже 40 лет, она старше Мухаммеда на 15 лет. Она дважды была замужем.

Мухаммед, поселившись в доме Хадиджи, будет жить там до самой ее смерти. Своего дома у него нет. Поздние хроникеры охотно обращаются к этой истории. По их мнению, этот эпизод говорит о том, что пророк был куда более современным мужчиной, нежели об этом говорят его собственные откровения. При этом модель брака, в которой мужчина был порой гостем и спутником в ночи - для некоторых женщин далеко не единственным, - ислам упразднил, сохранив, однако, за мужчиной право иметь четырех жен.

Ислам изменит роль женщины в обществе. В частности, женщины впервые получат право на наследство. Но в то же время по правилам шариата свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. В конце своего последнего паломничества Мухаммед призовет мужчин: «Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц». До нас дошел и вопрос кормилицы Ибрахима, сына Мухаммеда, умершего в раннем детстве: «О, Посланник Аллаха, ты возвещаешь благодать только мужчинам, но почему не женщинам?» Пророк отвечает ей вопросом на вопрос: «Ты недовольна жизнью?» И обещает, что каждый глоток молока, высосанный младенцем из груди кормилицы, будет зачтен ей в загробном мире. Мухаммед выступает и против закапывания новорожденных девочек в песок, что было в то время широко распространено.

Есть доказательства существования и самой Хадиджы. Утверждение о том, что Мухаммед женился на Хадидже, когда ей было уже 40 лет, объясняется магией этого числа. Оно считается священным не только у мусульман: 40 дней провел Моисей на горе, а Иисус в пустыне. 40 лет было Мухаммеду, согласно Корану, когда на него снизошло первое откровение.

Согласно Ибн Исхаку, Мухаммед еще в юности присоединился к «Союзу благородных» в Мекке. Его члены следили за тем, чтобы приходящие к Каабе паломники были в чистых одеяниях. Чистота станет лейтмотивом всей жизни Мухаммеда, символом избавления от ошибочных мыслей и ложных богов.

В дни священных праздников пророк начинает уединяться на горе Хира близ Мекки, чтобы посвятить себя аскезе и ночным молитвам. В 610 году, в «ночь могущества» в месяц Рамадан, Мухаммеду будет ниспослано первое откровение. «Оно снизошло на него, как приходит рассвет», - гласит предание.

В канонических жизнеописаниях пророка архангел Джабраил приказывает испуганному Мухаммеду: «Читай!» (или «Произноси!»), держа перед его лицом свиток. На что взволнованный Мухаммед отвечает: «Ma aqra´!» Поскольку «ma» означает «что», непонятную фразу можно интерпретировать как начало вопроса «Что произносить, читать?» Но если перенести ударение на второй слог, то это слово можно перевести и как «не», и тогда ответ Мухаммеда будет звучать так: «Не читаю, не умею читать».

Этот простой перенос ударения свидетельствует о том, что автором ниспосланного текста является Бог. Ведь ударение на втором слоге четко указывает на то, что пророк не умеет читать и может лишь слушать и повторять за Джабраилом то, что тот диктует ему от имени Бога. А вот если бы ударение падало на первый слог, то оснований считать, что Мухаммед не умеет читать, не было бы.

Пророк неоднократно и недвусмысленно спрашивает Джабраила: «Madha aqra?», то есть «Что читать?» Несмотря на это, догматики до сих пор трактуют этот эпизод в выгодном для себя свете: пророк не умел читать, а значит, с него полностью снимаются любые подозрения в том, что он позаимствовал какие-либо фрагменты текста из священных книг других религий.

В ту ночь архангел Джабраил является к Мухаммеду с первыми аятами Корана.

«Джабраил не оставляет Мухаммеда в покое, - описывает Ибн Исхак диалог между архангелом и пророком. - Он говорит: «Читай вслух, во имя Господа твоего, который сотворил тебя, сотворил человека из сгустка! Произноси вслух! Твой Господь - всемилостивейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». «И я произносил это... При этом мне казалось, что все слышанное мною как будто написано в моем сердце».

В полном смятении Мухаммед спускается с горы, но на полпути слышит голос неба: «О, Мухаммед! Ты - Посланник Бога, а я - Джабраил!» Согласно преданию, нетвердым шагом и «с дрожью в плечах» Мухаммед возвращается к Хадидже. О пережитом он поведает только жене. Хадиджа станет первым человеком, принявшим ислам.

Вторым человеком, который подтвердит истинность пророческой миссии Мухаммеда, станет христианин, родственник Хадиджы. Позднее ислам будет считать самыми правдивыми свидетелями божественной миссии Мухаммеда именно христиан. Ибн Исхак приводит еще одно важное доказательство божественной миссии Мухаммеда: его посещал не дьявол, а ангел, который исчезал всякий раз, когда Мухаммед и Хадиджа делили ложе.

Такие исчезновения типичны для ангелов. Внезапные появления божественного посланника были важны, поскольку в первые столетия существования ислама споры шли не о правде или вымысле, а о том, кем ниспослан Коран - Всевышним или дьяволом.

Действительно ли божественные вдохновения начались с внезапного появления Джабраила, явившего испуганному Мухаммеду первые знамения и принудившего его к покорности?

У Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка - были на этот счет другие сведения. Как вспоминает его внук, Мухаммеда и до этого посещали некие видения. Сцену с такими видениями описал Ибн Исхак. Однако Ибн Хишам, переписывая жизнеописание пророка, составленное Ибн Исхаком, удалил ее.

Другой летописец, умерший в 814 году, Юнус ибн Букар, приводит такую подробность: в юности Мухаммед страдал приступами, от которых его бросало в дрожь. «В Мекке будущий посланник Аллаха нередко подвергался сглазу (всякий раз) неожиданно. Причем случалось это еще до того, как на него снизошли божественные вдохновения. В таких случаях он посылал Хадиджу за одной пожилой женщиной, которая (волшебством) снимала с него порчу. В один из дней после того, как ему был ниспослан Коран, его опять сглазили. Хадиджа спросила его: «Посланник Аллаха! Не послать ли мне за той старой женщиной, которая снимала с тебя порчу?» На что он ответил: «Теперь не надо!»

В 613 году Мухаммед впервые призовет к исламу жителей Мекки. Он произносит яркую проповедь об ужасах Страшного суда и муках в аду, на которые обречены все, кто откажется повиноваться Богу и его посланнику. Он призывает мекканцев веровать, молиться и совершать добрые дела - кормить бедняков и даже освободить рабов.

Новое учение зиждется на зыбкой почве. С одной стороны, оно должно быть новым. С другой - нельзя быть и слишком радикальным, ведь Мухаммед хочет привлечь и скептиков.

Прежние пророки - Иса, Исмаил, Ибрахим - должны сохранить свой высокий ранг и стать свидетелями истинного призвания Мухаммеда. И признать его последним пророком. Так, Мухаммед вновь вводит обычай жертвоприношения животных, широко распространенный среди арабов-язычников. Этот ритуал христиане символически исполняют хлебом и вином, а иудеи отменили вовсе.

Но жители Мекки медлят. Повсюду и так слишком много «кахинов» (прорицателей); одержимых, дергающихся в конвульсиях и бормочущих всякий вздор. Так что у проповедников не так уж много шансов быть услышанными. Однако ничего подобного в речи Мухаммеда в Мекке еще не слышали. Мелодика, интонация, неожиданные паузы и рифмы...

О «волшебной силе слова» вскоре заговорят по всей Мекке. Постепенно круг сторонников Мухаммеда расширяется. К нему присоединяются и мужчины из знатных семей, и богоискатели, и бедняки. Пророк пока не может предложить им ничего, кроме своего послания.

Новая община готова принять каждого, невзирая на статус и род. Одним из первых последователей пророка становится раб, которому он тут же дарит свободу.

В Мекке насмехаются над сподвижниками Мухаммеда, но не преследуют их. Но когда Мухаммед начинает все настойчивее требовать полного подчинения единственному и единому Богу, выступая против прежних богов, настроения резко меняются.

Для жителей Мекки Кааба - это не просто символ веры. Как им зарабатывать на жизнь, если не будет паломников, которым они сдают жилье, продают еду и жертвенных животных? И во что превратится Мекка, если отменят трехмесячное табу на все разбойничьи набеги, грабежи на дорогах и убийства? Ведь не географическое положение города, а царящий здесь в праздничные месяцы порядок делает его центром торговли. Не будь в Мекке Каабы, сюда никто бы не приезжал.

Мухаммед бросает вызов системе и в религиозном, и в политическом смысле. От призывает отменить племенную, клановую, возрастную иерархии. На смену им должно прийти исключительно послушание Богу и его посланнику. Речь уже идет не только и не столько о спасении душ, сколько о реальной власти.

Сторонники Мухаммеда подвергаются нападкам, община все больше оказывается в изоляции, мусульманам угрожают.

В конце концов на стене Каабы вывешивается официальное обращение: с представителями четырнадцати кланов общины первых мусульман запрещено заключать браки и сделки.

В первых жизнеописаниях Мухаммеда рассказчик стремится держать публику в максимальном напряжении. Да и в поздних биографиях пророка, откуда удалены все разночтения и описания человеческих слабостей, драматизм сохранится. Аллах ниспосылает пророка, а его никто не слушает. К нему недоброжелательно относятся, требуют чуда, готовят на него покушение. Напряжение нарастает. Неужели Аллах бросит его?

Нет. Он совершает чудо - и какое! Однажды ночью к Мухаммеду приводят белое верховое животное меньше мула, но больше осла, с двумя крыльями на ногах, при помощи которых оно передвигалось, едва касаясь земли копытами.

До Мухаммеда это существо, которое зовется «бурак», перевезло на себе уже не одного пророка. Оно и переносит Мухаммеда по небу к «священному дому» (мечети аль-Акса) в Иерусалиме. Там Мухаммеда уже ждет весь сонм его предшественников - пророки Иса, Ибрахим, Муса. Они творят совместную молитву. Затем с неба опускается лестница, по которой Джабраил и Мухаммед восходят наверх. Ангелы у врат семи небес спрашивают, посланник ли Мухаммед. Джабраил говорит «да».

Какое-то время после смерти Мухаммеда его вознесение на небеса будут считать видением, озарением, сошедшим на него во сне. Позднее оно станет предметом юридических препирательств.

Многие мусульманские авторитеты настаивают на том, что Мухаммед действительно побывал на небесах. Сомнение в этом считается оскорблением пророка и, как утверждали в свое время некоторые из них, должно быть наказано смертной казнью.

И даже в 2001 году уважаемая духовная академия Аль-Азхар в Каире запретила одну из книг, ставящую под сомнение факт вознесения.

Мухаммед сталкивается с проблемой всех пророков - как быть, если тебя уже опередили другие? Титул «Божьего сына» закрепили за Исой христиане. К тому же в этом случае Мухаммед окажется в весьма сомнительном обществе трех местных богинь, считающихся дочерьми Бога. Да и не подобает Аллаху «заводить» ребенка. Поэтому верить в это - «тяжкий грех», говорится в Коране (сура 19).

Но это создает новую проблему: как наставить на путь истинный заблудшие души? Мухаммед был обычным человеком, напоминают летописцы. Но в VII веке уже не было пророков, которые могли привлечь на свою сторону последователей. Да и что может противопоставить простой человек прежним богам, их власти и собственным страхам?

Ситуация в Мекке обостряется: в 619 году умирают Хадиджа и Абу Талиб - опора и поддержка Мухаммеда. У него становится не только больше последователей, но и больше врагов. Без покровительства Абу Талиба его положение становится шатким. Любой мог бы убить Мухаммеда, не опасаясь кровной мести со стороны его клана. В 621 году на ярмарке в Мекке Мухаммед знакомится с паломниками из Ясриба (Медины) - оазиса в 350 километрах к северу от Мекки. Интерес к пророку тамошних арабов - не религиозного толка. Как пишет Ибн Исхак, уже в молодости Мухаммед снискал себе славу «хакама», третейского судьи. А такой человек как раз и нужен в Медине.

Есть и другая история. Согласно Ибн Исхаку, многие люди сообщали, что всякий раз, когда между арабами и иудеями Медины вспыхивали конфликты, иудеи угрожали арабам: «Близится время, когда нам будет ниспослан пророк, с помощью которого мы вас уничтожим!» Этими угрозами, сами того не ведая, иудейские племена готовили почву для прихода пророка. Вот только они не подозревали, что посланник встанет не на их сторону.

В 622 году Мухаммед со сподвижниками переселяется в Медину. Так начинается новая эра: в Медине Мухаммед получает признание как посланник Аллаха и как светский предводитель. Благодаря своей харизме, ораторскому таланту, умению договариваться и, конечно, ссылкам на Аллаха Мухаммед умудряется разрешать конфликты между враждующими кланами. Вскоре он вырастет из роли арбитра и станет повелителем.

Медина будет трамплином к победе: отсюда ислам начнет завоевывать мир. Год хиджры - переселения Мухаммеда из Мекки в Медину - станет первым годом исламского календаря.

Гениальным образом ислам объединит в себе существовавшие прежде первоосновы. Строгие ритуалы и правила есть и в иудаизме, но послание мусульманского пророка было обращено ко всем, а не только к избранным. Христианство, хотя и несет в себе миссию, само по себе абстрактнее, это царство «не от мира сего». Будни христиан почти не регламентируются ритуальными предписаниями, соблюдение которых открывает дорогу в рай. Ислам же предлагает верующим именно такие установки - к тому же открыт абсолютно для всех. Такого еще не было.

Но так ли представлял себе Мухаммед ислам в самом начале своего пути? Или его религию сформировало стремление противостоять уже сложившимся течениям?

Иудейские племена в Медине отказываются подчиниться новоявленному пророку. Тем не менее Мухаммед пытается ссылаться на пророков, которых признают и иудеи - Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), - напоминая, что последний даже предсказал в Торе появление пророка. Но иудеи непреклонны.

Со временем ислам станет терпимым к «книжным религиям» иудаизма и христианства. Это объясняется не столько убеждениями пророка, сколько прагматизмом поздних правителей - и огромными доходами от подушной подати, которой облагаются иноверцы.

Спустя десятилетия после смерти Мухаммеда появится множество слухов о непредсказуемости иудеев, вступивших в тайный сговор с врагами пророка. Где правда, а где вымысел, оправдывающий убийство иудеев, - неизвестно. Тем не менее множество проклятий в адрес иудеев в Коране свидетельствует об их глубоком неприятии мусульманами: «О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами». Во многих сурах Корана говорится о коварстве и лживости иудеев. Через восемнадцать месяцев после прибытия в Медину Мухаммед велит верующим отныне творить молитвы, обратившись лицом не в сторону Иерусалима, города прежних пророков, а в сторону... Мекки!

Но Мухаммед понимает: одними только молитвами отвоевать священный город, прогнавший своего сына-пророка, не получится. Нужна небольшая война. Только сначала надо убедить своих сподвижников в Медине в том, что в их же интересах выступить войной против Мекки. Мухаммед ссылается на высшие инстанции: война, объясняет он, велена Аллахом. Сразу в нескольких сурах Корана, созданных в тот период, Аллах назовет войну с неверными священным долгом последователя ислама.

Вскоре посланник Аллаха издает и подробные правила джихада на пути Господнем. Так приходит время разбойных набегов во имя Бога.

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих, - объявляет Всевышний своему посланнику. Но он также говорит: «Убивайте (неверующих), где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали».

Все начинается с небольших стычек, но весной 624 года дело доходит до первой битвы: у источника Бадр, что примерно в 130 километрах к югу от Медины, происходит первое большое сражение между мусульманами, выселенными из Мекки, и курайшитами. Род-
ственники и бывшие друзья убивают друг друга. Малочисленный отряд Мухаммеда побеждает превосходящие силы мекканцев. Летописцы не огорчатся из-за этого братоубийства. Наоборот: победа над врагом станет знаком свыше, который недвусмысленно показал, на чьей стороне Всевышний. После битвы победители разделят трофеи и казнят часть пленников.

На вопрос одного из приговоренных к смерти: «Кто же позаботится теперь о моих детях, Мухаммед?» - пророк якобы отвечает: «Геенна». Впрочем, большинство пленников будут выкуплены родственниками. Коран воспоет успех в битве как волю Всевышнего: «Не вы убили неверных, а Аллах сразил их (…) дабы подвергнуть верующих доброму испытанию от Себя».

Летописцы составляют длинный список всех мусульманских участников бойни, а их потомков причисляют к благородному сословию. Засады, порабощение женщин и детей, похоже, считались в то время нормой - в отличие от выкорчевывания пальмовых рощ. Во всяком случае, в Коране есть стих, оправдывающий такого рода действия: «Что вы ссекли из пальм или оставили стоящим на своих корнях, - то по соизволению Аллаха и чтобы Он посрамил нечестивых».

Но когда через год вторая битва у горы Ухуд заканчивается поражением, у пророка возникают проблемы с толкованием неудачи: если победа приходит по воле Аллаха, то чем же тогда является поражение?

Ответ дается ему в виде откровения: поражение - это испытание. Испытание на прочность веры в трудные времена.

После того как Мухаммед берет власть в Медине, меняется и божественное послание. Аллах уже не сообщает пророку общие заповеди, как это было в Мекке. Теперь он разрешает конфликты, издает законы, вмешивается в ход военных действий - и даже в скандалы, сотрясающие гарем Мухаммеда.

Сначала Мухаммед настолько увлекается Зейнаб, которую сам выдал замуж за своего приемного сына Зайда, что готов взять ее в жены, тем более что ее жизнь с Зайдом не наладилась. Потом по настоянию нескольких своих жен он клянется прервать любовную связь со своей коптской рабыней Марией. Однако Мухаммед не в силах расстаться с Зейнаб и Марией, и тогда Аллах приводит все в надлежащий порядок. Всевышний ниспосылает Мухаммеду откровение (Коран, сура 33, стихи 37-40), позволяя ему жениться даже на разведенной жене своего приемного сына, поскольку Мухаммед в сущности ничей не отец, а «посланник Аллаха».

Верующим мусульманам дозволено иметь лишь четырех жен, но Мухаммеду Аллах дарует привилегию сочетаться браком постоянно. Меняются и ряды его приверженцев. Уже нет и в помине тех мирных богоискателей, которых высмеивали и унижали мекканцы. Их сменяет боевой отряд из представителей разных племен, соревнующихся между собой в послушании и силе.

«Никто из вас не уверует, - говорит Мухаммед, - пока не возлюбит меня сильнее, чем своего отца, сына и всех людей вместе». Волосы, состриженные с бороды пророка, и воду, которой он умывается, собирают и сохраняют. К ним прикасаются, чтобы обрести содержащуюся в них священную силу, рассказывает переговорщик вражеского племени.

Так что же это за человек, который все яростнее выступает в роли посланника Божьего? Он почти никогда не смеется, утверждают его приверженцы, лишь легкая улыбка временами касается его уст. «Всегда смеющийся убийца, - говорят его иудейские жертвы из племени бану надир. - Человек в широкой накидке и с мечом на плече, скачущий на верблюде и довольствующийся маковой росинкой... и постоянно изрекающий мудрости». Но как выглядел Мухаммед, какими были черты его лица? Обо всем этом доподлинно ничего не известно. Есть лишь сведения о том, что он любил сладкое, жил очень скромно, что у него была пара сандалий и единственный плащ. В начале 627 года доходит до решающей битвы между кавалерией мекканцев и частями Мухаммеда. К тому времени 3000 мусульман вырыли вокруг Медины ров, который стал непреодолимой преградой для
10 000 вражеских всадников. Две недели воюющие стороны противостоят друг другу, но штурм не удается, и предводитель мекканцев Абу Суфьян дает сигнал к отступлению. Так описывает сражение Ибн Исхак, а вслед за ним и более поздние летописцы. В решающий момент противники Мухаммеда всегда проявляют нерешительность. Даже после победы при Ухуде враги не стали добивать поверженные отряды мусульман. Да и под Мединой они попросту капитулировали. Самому же Мухаммеду, похоже, сомнения неведомы. На волне успехов Мухаммеда стремительно растет число его сторонников. В восторге от его решительности, военных успехов, числа его сторонников и веры в чудо, мекканцы следуют за ним в Медину. Противники загнаны в угол.

Но прежде чем выступить из Медины в поход, Мухаммед не упускает возможности рассчитаться с последним из трех враждебных ему иудейских племен. Якобы архангел Джабраил передает ему послание: Аллах приказал атаковать клан Курайза. Пророк велит взять дома-башни иудеев в осаду. Через 25 дней курайзиты сдаются. Женщин и детей продают в рабство, мужчин, которых было от 600 до 900 человек, убивают.

Но хотя Ибн Исхак и поздние летописцы подтверждают истребление нескольких иудейских кланов, остаются нестыковки. Курайзиты, пишет Ибн Исхак, легко покорились судьбе. Маленькая девочка, поговорив с молодой женой Мухаммеда Аишей, радостно пошла на свою казнь. Один из предводителей курайзитов произнес перед смертью: «Бог ниспослал сыновьям Израиля книгу, судьбу и кровавую расправу».

Нет ли здесь желания смягчить кошмар? Во всяком случае, на это указывают расхождения между преданиями, повествующими о событиях того времени. С другой стороны, в историографии иудаизма, в мельчайших деталях протоколирующей все акты насилия против народа Израиля, нет упоминаний об уничтожении иудеев в Медине и соседних оазисах. Может быть, этой резни не было вовсе?

Террор с одной стороны и великодушие ко всем, кто готов подчиниться воле Бога, - с другой: так растет община. Ислам теперь означает не что иное, как подчинение власти Аллаха и его посланника. Многие клянутся в верности пророку, чтобы угодить новой власти. Но Мухаммед требует от своих сторонников только иман - внутренне осознанную веру. Пока же Коран порицает тех бедуинов, в сердца которых еще не проникла вера.

В 628 году происходит нечто необычное: Мухаммед с горсткой сторонников появляется в родном городе. Он пришел не воевать, а молиться. Мухаммед всего лишь просит разрешить ему посетить святыню Каабы. Если мекканцы позволят ему это, то потеряют лицо. Но атаковать Мухаммеда они тоже не хотят. Между лагерем Мухаммеда и Меккой снуют переговорщики. В конце концов стороны заключают перемирие: пророк обязуется десять лет не нападать на караваны мекканцев и возвращать им перебежчиков. За это ему с последователями разрешено посещать святые места. На следующий год мусульмане совершают первое паломничество в Мекку.

Год спустя Мухаммед, используя в качестве предлога распри между двумя кланами, с одним из которых у него заключен союз, выступает походом на Мекку. Обуреваемые жаждой наживы, подстегиваемые религиозным рвением, уверенные в победе, сторонники Мухаммеда движутся к городу-святыне. Абу Суфьян, предводитель мекканцев, отступивший в битве у рва, принуждает свои войска
к капитуляции.

Мекка падет приблизительно 11 января 630 года. О каком-либо сопротивлении мекканцев история умалчивает. Мухаммед победоносно въезжает верхом на верблюде на площадь, где стоит Кааба, семь раз объезжает выложенный из камня куб, после чего входит в святилище. Момент велик, но, как выяснится позднее, этого недостаточно для тех, кто будет восхвалять Мухаммеда в более поздние времена.

Ибн Исхак пишет, что внутри Каабы Мухаммед находит лишь небольшого деревянного голубя, которого тут же ломает и выбрасывает. После этого он выходит на площадь и обращается с речью к тем мекканцам, которые рискнули покинуть свои дома. Спустя два столетия с этим сломанным деревянным голубем случится чудесная метаморфоза. Летописец аль-Азраки напишет, что пророк нашел в Каабе «не менее 360» изображений идолов, которых дьявол начинил свинцом. Но стоило Мухаммеду указать на истуканов посохом, как они тут же превратились в прах. При этом аль-Азраки ссылается на очевидцев с безупречной репутацией, которые свидетельствовали то же самое еще Ибн Исхаку. С одним лишь исключением: в трудах Ибн Исхака нет ни единого слова о 360 идолах, свинце дьявола и волшебном посохе.

Мухаммед не намерен запрещать старые ритуалы. Аллах вездесущ и не нуждается в каких бы то ни было местах поклонения, в отличие от ненавистных Мухаммеду прежних божеств. Но если упразднить Каабу, то Мекка лишится Его поддержки. Аллах подтвердил, говорит Мухаммед, что сам Ибрахим, праотец всех верующих в Бога, свое первое паломничество совершил в Мекку. Таким образом, Мухаммед всего лишь возвращает ритуалу его истинное предназначение.

Стремление совместить несовместимое будет давать о себе знать даже спустя 1400 лет. Символом мусульманской веры является формула «Ля иляха илля-ллах», то есть «Нет Бога кроме Аллаха». Но зачем тогда исламу нужен осколок метеорита, вмурованный в угол Каабы задолго до Мухаммеда, к которому стекаются миллионы паломников, считающих верхом блаженства возможность прикоснуться к «Черному камню» и поцеловать его? На то была воля Аллаха, говорит Мухаммед, и слушатели принимают эту благую весть с облегчением. А то они чуть было не отказались от своих прежних богов. Теперь же им оставлено место божественного присутствия и дарованы все тонкости исполнения ритуала: семикратный обход вокруг Каабы - точки притяжения всего святого, побивание камнями шайтана, великое стояние на горе Арафат.

Жить Мухаммеду остается недолго. Одержав победу над Меккой, он возвращается в Медину. Предпоследний год его жизни именуется «Годом посольств». Аравийские племена теперь сами приходят к новому пророку и повелителю, чтобы присягнуть на верность тому, кто ссылается на Аллаха и кого Аллах привел к большим победам.

И все же этот триумф, ставший возможным благодаря невероятно прочному сплаву религиозной и политической власти, объединенной в непогрешимом образе Мухаммеда, обернется для ислама своеобразной «закладной». Мухаммеда уже никто и никогда не заменит. Преемники (халифы), которые придут ему на смену и унаследуют его власть, уже не смогут сослаться на статус пророка.

«Остерегайтесь новоизобретенного, ибо все новоизобретенное является нововведением, каждое нововведение - заблуждение, а каждое заблуждение ведет в Огонь!» С такой проповедью выступил пророк перед верующими во время своего прощального паломничества, которое он совершил за год до своей смерти, чтобы раз и навсегда узаконить все, чего он достиг.

После Мухаммеда уже нельзя ничего менять в ритуалах. Тем не менее стремительное распространение веры после смерти Мухаммеда продемонстрирует удивительную метаморфозу: пока ислам доминировал только в Западной Аравии, религиозное и политическое господство курайшитов - родного племени Мухаммеда - расширялось. Однако чем больше народов им подчинялось, тем актуальнее становился вопрос: кого считать истинным мусульманином?

Период с IX по XII век станет «золотым веком» ислама. Ученые переведут труды древних греков на арабский язык, философы абсолютно безнаказанно возвысят разум до уровня веры. Но уже в середине XII века произойдет крутой перелом. И даже в далеком Магребе верх возьмут ортодоксальные поборники «истинности» вознесения пророка на небеса, требующие смертной казни для приверженцев всех иных толкований Корана. Эти ревнители веры назовут годы жизни пророка Мухаммеда лучшими из времен, его самого - свободным от ошибок и святым, а любое нововведение - злом.

Но как раз из-за этого возникнет проблема, неразрешенная и по сей день: если рассматривать пророка вне рамок его эпохи, то многие из его суждений и действий выглядят жестокими и даже варварскими. Но если оценивать его как героя своего времени, то тот же призыв к Священной войне, чтобы мобилизовать мединцев на борьбу с Меккой, предстает уже в несколько ином свете.

Незадолго до кончины Мухаммеда не покидало предчувствие, что в его религиозной общине произойдет раскол. Предчувствие не обмануло его: всего через несколько десятилетий непримиримыми противниками халифов стали шииты, которые считают, что руководить общиной могут лишь прямые потомки его двоюродного брата и зятя Али ибн Аби Талиба (сам Мухаммед не оставил мужского потомства, Али был женат на его дочери Фатиме). Да и историю пророка они трактуют иначе, чем прагматики-сунниты, к которым и сегодня причисляют себя большинство мусульман.

Июнь 632 года. Миссия Мухаммеда завершена. Он навеки закрывает глаза. Многие отказываются поверить в его кончину. Для них он уже давно стал бессмертным. Абу Бакр, ближайший сподвижник пророка, предстает перед скорбящими: «Пусть знают те из вас, кто поклонялся Мухаммеду, что Мухаммед умер. И пусть те из вас, кто поклоняется Аллаху, помнят, что Аллах жив и никогда не умрет».

Так и было записано.

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , затем Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусайю , Килаб , Муррат , Каабу , Луайю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Муаадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Братья отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис , Кусам , Зубайр , Хамзат , Аббас , Абу Талиб , Абу Лахаб , Абдуль Кааба , Хаджл , Зирар , Гайдак . Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас .

Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:

Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.

Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)

Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.

Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).

Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.

Жёны Пророка (мир ему и благословение)

Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.

Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!

Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.

Основателем является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб , служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже , богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб , который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — и . Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух