Педагогическая арт терапия. Арт-терапия как инновационная технология арт-педагогики. Арт-терапия: история и современность

Педагогическая арт терапия. Арт-терапия как инновационная технология арт-педагогики. Арт-терапия: история и современность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы психотерапии и психокоррекции. Перенос и контрперенос. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Принципы поведенческой терапии. Принципы когнитивной терапии. Техника поведенческой терапии. Гипноз. Аутогенная тренировка.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Субъекты арт-терапевтического процесса, его задачи и функции. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии. Сущность коррекционных техник. Изотерапия: формы и методы. Формы музыкальной терапии. Правила использования элементов арт-терапии.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Понятие психологической драмы как метода психотерапии и психологического консультирования, созданного Якобом Морено. Использование психодрамы в индивидуальной работе с клиентами (монодрама) и в процессе групповой работы с людьми. Формы и виды психодрамы.

    реферат , добавлен 16.06.2015

    Арт-терапия как метод лечения посредством художественного творчества. Сущность и формы арт-психотерапевтической практики, структура занятий и их эффективность. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2009

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Основные цели системной семейной психотерапии. Оказание терапевтической помощи через семью, создание условий для формирования функциональной семейной организации. Боуэновская теория семейной терапии, ее основные понятия. Понятие нарративной терапии.

    Артпедагогика как инновационное направление, ее отличие от арттерапии

    В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

    Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

    Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт - педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Основная цель, которую преследует арт - педагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

    Несомненно, понятие «арт - педагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «арт - психология» и «арт - терапия».

    Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а арт - педагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

    Принципы арт - педагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

    Основными задачами арт - педагогики являются:

      формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

      осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

      творческая самореализация личности.

    Специальные образовательные технологии в арт - педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

    Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

    Основным методом в арт - педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение.

    Структура и содержан ие арт - урока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися.

    Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

    Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии . Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

    Терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драма - терапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

    Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А

    В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

    Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности

    Практические примеры арт-терапевтических технологий

    Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

    Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

    Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение.

    Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.

    Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях.

    Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры..

    Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

    Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

    Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

    В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

    Заключение

    Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

    В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.

    Список используемой литературы

      Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

      Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

      Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003

      Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986

      Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2003

      Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №

      Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

    Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая арт - терапия

    Искусство особая форма художественного освоения мира, которая не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и служит важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Искусство заключает в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

    В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

    Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

    Программа универсальна, т.е. рассчитана на любого ребенка, инициирует резервные возможности всех детей, в т.ч. детей с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа и технология «Арт – гармония» успешно применяются для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

    Реализация программы «Арт – гармония» предполагает комплексный подход, который заключается в том, что все педагоги, работающие в данном направлении, тесно взаимодействуют друг с другом.

    Не менее важен гуманистический подход к образованию, требующий от педагогов пристального внимания к личности ребенка.

    Использование искусства в качестве терапевтического фактора воздействия в образовании наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

    В данном случае педагогическая арт – терапия выступает в качестве инструмента прогрессивной педагогически, для улучшения психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой творческой личности.

    1. Целями и задачами арт – терапии являются активация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, ознакомление их с новыми способами художественной деятельности.

    2. Качество продуктов художественной деятельности не считается важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т.к. ребенок демонстрирует только то, что освоено в предыдущем опыте. Тем не менее, на занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивость, подавленность, неуверенность в своих силах, страх публичных выступлений и т.д.), но и расширение их возможностей в сфере художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

    3. В функции взрослого на занятиях педагогической арт – терапии входит передача ребенку знаний о новых способах деятельности и выразительных средствах и организация процесса их усвоения ребенком. Педагог (как специалист в своей области) является активным участником педагогического процесса, выполняет функции: фасилитатора, ведущего, режиссера, сценариста, партнера, учителя, организатора.

    Практика убеждает, что Арт – терапевтические методы позволяют:

    Высвобождать потенциальные психические ресурсы;

    Изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

    Формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

    Преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других;

    Развивать творческую инициативу;

    Расширять кругозор;

    Формировать нравственные и эстетические представления;

    Создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

    Создавать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

    Оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к людям.

    Каждое направление «Арт – гармонии» имеет определенное коррекционно – развивающее значение.

    В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью познают окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах. Активизируемые чувства, эмоции, переживания ребенка создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, добра и зла, любви и ненависти, помогают эмоционально – чувственно и деятельно откинуться на них, способствуют осознанию самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

    Занятия рисованием формируют мотивацию у детей к продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развивают мелкую моторику, произвольное внимание, воображение, речь, учат коммуникации.

    На занятиях изотерапией дети знакомятся с такими видами изобразительной техники, как клише, восковая живопись, акватушь, пальцевая живопись, монотипия, водяная печать, диатипия, высокая печать, коллаж, граттаж, живопись а – ля - прима, роспись по гипсу.

    Занятия театрализованной деятельностью позволяют обеспечить положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаковосимволической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

    Танцетерапия – один из видов активной музыкальной деятельности, основой которой является единение музыки и ритмического движения. Музыкально – ритмическое воспитание положительно влияет на работу организма в целом.

    Библиотерапия оказывает сильное воздействие на детей с различными нарушениями развития. Лучше подходят для этого сказки: они расширяют границы воображения, всегда оказывают интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания у детей. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, вырабатывается потребность в общении с книгой.

    Формирование художественно – речевой деятельности осуществляется по трем направлениям:

    1. знакомство с художественными литературными произведениями, их восприятие и развитие эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;
    2. получение информации об авторах художественных произведений, особенностях времени, быта, обычаях, описанных в произведениях;
    3. формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешки, стихи, песенки), сказок, рассказов.

    Методической основой является современная теория М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой о роли общения в развитии личности ребенка, в формировании умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими.

    В области музыкального воспитания и музыкотерапии: Н.А. Ветлугиной, М.А Васильевой, О.П. Радыновой, Л.С. Брусиловского, Н.Ю. Паутовой, В.И. Петрушина, утверждающих, что восприятие своеобразного «языка музыки» способно вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею;

    В области изотерапии: Б.М. Неменского, Р.Б. Хайкина, А.И. Рыжова, И.А. Грошенкова, Л.П. Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, поскольку без развитого зрения, без развитого осязания художественный труд немыслим;

    В области библиотерапии: В.И. Беспалова, О.Л. Кабачек, Н.А. Рубакина, Ю. Дрейшер, доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирования внимания, памяти и других психических процессов. Занятия по библиотерапии формируют мотивацию общения с книгой, способность думать, размышлять, анализировать.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ и КИНЕМАТОГРАФИИ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ


    РЕФЕРАТ

    по специальности 13.00.05 на тему:

    Традиционные и альтернативные школы в истории образования

    АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ


    Выполнила:

    соискатель кафедры менеджмента СКД

    факультета социально-культурной деятельности,

    Новоселова Ольга Рудольфовна


    Москва, 2008

    арт педагогика терапия

    Введение

    Проблемы современной арт-педагогики

    Арт-терапия: история и современность

    5. Практические примеры арт-терапевтических технологий

    6.Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

    Заключение


    Введение


    В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

    Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

    В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

    Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

    Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

    Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

    Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.


    1. Проблемы современной арт-педагогики


    Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

    Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

    Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

    Основными задачами артпедагогики являются:

    формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

    осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

    творческая самореализация личности.

    Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

    Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

    Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

    Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Артурок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает артурок от традиционного занятия.

    Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.

    2. Арт-терапия: история и современность


    Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

    Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

    Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

    В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

    Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования.


    Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования


    В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

    Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

    Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

    Э.Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

    А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

    М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

    Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

    М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение арт-терапии в школы с характерной для американского образования тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

    Д. Буш и С. Хайт так же указывают на преимущества использования арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

    В ряде американских арт-терапевтических публикаций последнего времени активно обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

    Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный тест Сильвер» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Сокращенно РТС, данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями и глухонемых, а также детей и подростков с задержкой психического развития. Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

    В целом, американская школа арт-терапии нацелена на налаживание эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов, включение арт-терапевтических занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.


    4. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования


    Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

    Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

    Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

    рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;

    высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;

    большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

    Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без подобной специальной подготовки.

    Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

    Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской. Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.


    Практические примеры арт-терапевтических технологий


    Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

    Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

    Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

    Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

    Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

    Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.

    Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

    Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.


    Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике


    Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

    Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

    Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

    Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

    Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

    В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

    Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.


    Заключение


    Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

    В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.


    Список используемой литературы

    1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
    2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
    3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
    4. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986
    5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
    6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.
    7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

    8Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

    9.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

    10.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

    Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

    Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

    Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

    Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

    Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

    Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005

    Простiр арт-терапii. Сб. Киiв, 2007

    American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    1

    В данной статье рассматривается современное, инновационное направление в области образования арт-педагогика. Показана связь в научных исследованиях в области арт-терапии и арт-педагогики, приводятся факты общего и отличного в этих дисциплинах. В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогики выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в тоже время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. Приводится анализ эксперимента по выявлению воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе социального центра защиты населения. Описаны результаты данного эксперимента с подростками в процессе применения методов арт-педагогики по повышению мотивации к деятельности, возможности самовыражения, улучшения эмоциональной атмосферы в группе. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка.

    арт-терапия

    арт-педагогика

    арт-педагогические технологии

    технологии художественных материалов

    арт-педагогические задания

    художественная деятельность

    самовыражение

    эмоциональное состояние.

    1. Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе / Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 15-18.

    2. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ Копытин А.И., Свистовская Е.Е. – Москва: Когито-Центр, 2007. – 197 с.

    3. Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.?id=17407.

    4. Савлучинская Н.В. Технология художественных материалов: учебное пособие. – Омск, 2009. – 96 с.

    5. Сухарев А.И. Монотипия: методические задания к практической работе по дисциплине «Техники графики» для студентов специальности 072500.62 «Дизайн», / А.И. Сухарев, А.Н. Машанов. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 70 с.

    6. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие. – Балашов, 1998. – 56 с.

    Современные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования . Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.

    В этой ситуации внедрение инновационной дисциплины арт-педагогика и арт-терапия в педагогическое образование поможет выработать и апробировать необходимые решения данной задачи. Эти дисциплины сформировались на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность.

    Начиная с конца XX века, педагогика c особым вниманием изучает возможности арт-терапии в рамках изо-терапии. В России основателем школы арт-терапи является Копытин А.И. В книге «Арт-терапия детей и подростков» термин арт-терапия раскрывается как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» .

    В течении долгого периода определение термина арт-терапия никоем образом не вписывалось в рамки образовательной системы. Однако позже, как утверждает Е.В. Таранова, в 1997 году после опубликования работы Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» , произошло разделение понятия «арт-терапии» на «арт-терапию» и «арт-педагогику». Считается, что с этого момента арт-педагогика получила «право на жизнь» как самостоятельное направление в художественном образовании.

    Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

    Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

    В российской науке арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р.А. и Галустова Р.А. «арт-педагогика - это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» .

    Работы вышеупомянутого исследователя Л. Д. Лебедевой посвящены вопросам использования арт-терапии в образовании, в них вводится иная трактовка понятия «терапия», не только как «лечение», но и как «уход, забота». Поэтому автор считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области практической психологии, психотерапии и арт-терапии. Лебедева Л. Д. пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научном, педагогическом понимании подразумевает заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». Автор выделяет проблемы личности в системе образования, включающие «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных и внутрисемейных отношениях, враждебность к окружающим.

    В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогика выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-педагогика» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить к обучению навыкам рисования смысл арт-педагогической деятельности, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

    Поскольку арт-педагогика включает в себя средства, методы и технологии, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то ее задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

    В арт-педагогике обучение техническим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):

    К графическим относятся - графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;

    К живописным относятся - акварель, гуашь;

    К имитационным относятся - акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.

    В учебном пособии Савлучинской Н.В. приводится анализ особенностей работы традиционными (акварель, гуашь, карандаши, мягкие материалы) и современными материалами (фломастеры-блопены, маркеры, гелевые ручки) технологических приемов работы с ними, а также смешанных художественных техник. Пособие проиллюстрировано работами студентов, которые отражают использование вариативных, нестандартных, исследовательских подходов в работе с изучаемыми художественными материалами для реализации художественного замысла . В своей экспериментальной работе с детьми по арт-педагогике нами были применены все художественные материалы, описанные в вышеупомянутом учебном пособии.

    Опытно экспериментальная работа с целью выявления воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты».

    В организации практической деятельности в центре мы руководствовались положениями программы развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришиной. Таковыми, в частности, являются: рефлексивная ориентация занятий, стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности и личностных переживаний; высокая степень спонтанности со свободным выбором ребенком средств изобразительной деятельности, отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков; большое внимание к общению в группе и взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

    Поддержка идей, реализации творческих планов, отсутствие критики, создание ценностного отношения к личности подростка и результатам его деятельности - все это является условием, необходимым для развития креативности подростков и школьников.

    Нами было разработано содержание серии творческих заданий с применением разнообразных художественных материалов. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие - пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. А также в своей деятельности нами применялась техника графики - монотипия, дети выполняли работы разными приемами и разнообразными художественными материалами .

    Создавая определённые условия, в которых можно было учитывать влияние художественных материалов в совокупности с техниками арт-педагогики, установлены индивидуальные особенности протекания психолого-педагогических процессов и влияния изобразительной деятельности на таковые с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе.

    В исследовании были задействованы воспитанники от 3 до 13 лет, что дало возможность получить материал для теоретического осмысления.

    Задания для детей дошкольного возраста были связаны с применением художественных материалов и стандартных бытовых элементов, как то: ватные палочки, воздушные шары, пластиковые вилки, нитки, зубочистки, контейнеры от шоколадных яиц и др., которые можно назвать нетрадиционными материалами. Каждое задание, связанное с тем или иным материалом, дало представление о том, как художественная технология влияет на детей:

    • Задания, связанные с техникой рисования ватными палочками путём нанесения краски на лист точечно, не подходит для детей инертных, малоактивных. Подобные техники, связанные с концентрацией внимания и монотонным нанесением, вызывают спад умственной и физической активности, что в свою очередь подходит для выполнения задания гиперактивными детьми.
    • Занятия с применением цветных мыльных пузырей не желательны для легковозбудимых детей, так как подобное задание провоцирует неуправляемое поведение.
    • Применение на занятиях сухой пастели не вызывает никаких эмоциональных спадов или подъемов в отличие от восковых мелков, где проявляется экспрессия в линии, в штрихах, т.е. в технических приемах нанесения на изобразительную поверхность.
    • Техника монотипии годится для детей с разной эмоциональной характеристикой, разница здесь лишь в количестве сделанных отпечатков.

    Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

    Задания, выполняемые с детьми школьного возраста, подростками осуществлялись традиционными и современными художественными, а также нетрадиционными материалами. Помимо изучения влияния художественных материалов на детей, задания были направлены на коррекцию агрессии, как одну из основных эмоциональных проблем подростков, через возможность выражать её в социально приемлемой форме - арт-педагогического занятия.

    Подросткам были предложены нестандартные задания: необходимо было применить фольгу в качестве материала для создания скульптуры; в другом - преобразить, «испортить» рекламный плакат глянцевого журнала посредством акриловых красок; следующим заданием было рисование на воде красками для марморирования. В результате данного эксперимента с подростками было отмечено что, несмотря на загруженность заданием общеобразовательного учреждения, подростки стремились попасть на занятие по арт-педагогике, то есть повысилась мотивация к возможности самовыражения, улучшилась эмоциональная атмосфера в группе. Все работы подростков не повторялись, уровень креативности увеличился.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-педагогика имеет огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика и арт-терапия имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных материалов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию творческой арт-педагогики.

    Библиографическая ссылка

    Савлучинская Н.В., Павлова М.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
    URL: http://?id=24509 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух