Гигиена как основная профилактическая медицинская наука. Цели, задачи, предмет изучения. Гигиена. Гигиена Основная профилактическая дисциплина Смотреть что такое "Гигиена и профилактика" в других словарях

Гигиена как основная профилактическая медицинская наука. Цели, задачи, предмет изучения. Гигиена. Гигиена Основная профилактическая дисциплина Смотреть что такое "Гигиена и профилактика" в других словарях

Здоровье человека является не только условием полноценной жизни, но и ведущим системообразующим фактором государственной политики и национальной безопасности, и в его обеспечении важнейшая, приоритетная роль отводится профилактической медицине . Еще в 19-м столетии гениальный хирург Н.И.Пирогов утверждал: «Будущее принадлежит медицине предохранительной», а известнейший клиницист, ученый Г.А.Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии». Их высказывания приобрели еще большую актуальность в современных условиях, когда на человека воздействуют не только природные факторы, но и целый комплекс антропогенных факторов, обусловленных интенсивным химическим, биологическим и физическим загрязнением окружающей среды, неразумным природопользованием, особенностями формирования и характером социальной среды, военными амбициями и др. Появились новые технологии – источники неизвестных ранее факторов, к которым человек не имеет выработанных механизмов адаптации. В различных отраслях внедряется генная инженерия, глобальные масштабы приобретает использование компьютеров, сотовых телефонов и других источников электромагнитных излучений, также оказывающихся небезвредными, нарастает влияние социальных факторов. Воздействие этих факторов, даже малой интенсивности, представляет собой серьезную угрозу здоровью человека, так как может стать причиной или риском развития многих заболеваний, в том числе, злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых, нервно-психических заболеваний, иммунодефицитных состояний и другой патологии, лечение которой, зачастую, несмотря на все достижения клинической медицины, не достигает должного эффекта. В этой ситуации лишь профилактические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизнедеятельности человека, способны снизить риск развития заболеваний, сохранить здоровье популяции. Основоположник гигиенической науки Ф.Ф.Эрисман в этой связи говорил: «Если верное распознавание болезни и правильный способ лечения ее считаются весьма важными и существенными…, как же не назвать в высшей степени важным и существенным умение диагностировать и устранять те санитарные недуги общества, которые являются причинами этих болезней и смерти, нежели все рецепты и лекарства, взятые вместе…». Профилактическая медицина не является уделом лишь врачей - гигиенистов, без предупредительных мероприятий невозможна работа любого врача-лечебника. Гигиенический способ мышления и широкие познания в этой сфере должны закладываться еще со студенческой скамьи, а профилактическая медицина должна занять свое достойное место в подготовке будущих врачей.

Основной профилактической медицинской наукой является гигиена . Она изучает закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Свое название гигиена получила от греческого слова hygieinos – приносящий здоровье. Согласно древнегреческой мифологии у бога врачевания Асклепия (Эскулапа) была дочь Гигиея, которая дарила здоровье людям, предупреждая возникновение заболеваний. Древние греки, обожествляли Гигиею, считали ее богиней здоровья. По имени богини профилактическая медицинская наука была названа гигиеной.

Целью гигиены является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение заболеваний . Очень емкое и выразительное определение цели гигиены дал основатель экспериментальной гигиены в Англии Эдвард Паркс: « Гигиена как наука преследует большую и благородную цель – сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наиболее замедленным, а смерть наиболее отдаленной».

Осуществления своей цели гигиена достигает, разрабатывая и внедряя в практику научно обоснованные гигиенические нормативы, санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей человека среды – среды обитания и производственной деятельности. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи:

1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

2. Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции.

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.

4. Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, оценка их эффективности и совершенствование.

5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Под изучением факторов окружающей среды подразумевается характеристика их природы, происхождения, свойств, уровней воздействия, поведения в окружающей среде, и др. Так, например, предлагается для внедрения в производство вновь синтезированное химическое соединение. Задачей гигиениста является выяснение химического строения, структуры вещества, его физико-химических свойств, реакционноспособности, способности к быстрой деградации, путей миграции в окружающей среде, звеньях технологической цепи, которые могут стать их источниками, поиск информации о наличии аналогов, уже использующихся в производстве, их свойствах и нормативах, и др. Таким образом, дается полная качественная и количественная характеристика соединения, которая позволяет предполагать возможный характер действия на человека.

После получения всех необходимых сведений о самом веществе изучается воздействие его на организм человека и окружающую среду . Выясняются пути поступления вещества в организм, метаболические превращения, возможность кумуляции и депонирования, степень токсичности и опасности, механизм токсического действия и др., для чего обычно ставится гигиенический эксперимент на животных. Полученные данные используются как научная основа для разработки безопасного уровня воздействия (гигиенического норматива) данного вещества. Параллельно разрабатываются рекомендации, правила, инструкции и т.д., в которых описываются меры, реализация которых позволит предупредить или снизить уровень загрязнения среды данным веществом.

Гигиеническое нормирование факторов является основным звеном, на котором базируются профилактические мероприятия. Под гигиеническим нормированием понимают определение концентраций, доз и уровней факторов различной природы, которые при ежедневном воздействии на человека в течение всей его жизни или в течение трудовой деятельности не окажут на его здоровье и здоровье его потомства прямого или опосредованного влияния. Для химических факторов в качестве гигиенических нормативов используются ПДК (предельно-допустимая концентрация) и ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия), для физических – ПДУ (предельно допустимый уровень), для биологических – ПДК.

Следующей задачей является внедрение разработанных нормативов, рекомендаций, правил в практику и оценка их эффективности. Эффективность оценивается путем санитарного обследования объекта, в технологическом процессе которого в нашем примере использовано вновь синтезированное вещество, определение его концентраций в воздухе рабочей зоны и других средах, изучение состояния здоровья и работоспособности рабочих. Медико-социальная эффективность выражается в снижении заболеваемости, повышении работоспособности. Определяется также экономическая эффективность , т.е. прибыль, полученная в результате внедрения в практику разработанных нормативов и мероприятий, за счет снижения выплат по больничным листам, повышения производительности труда и т.п. Если наблюдается негативная динамика в санитарном состоянии объекта, отмечается рост профессиональной заболеваемости, низка работоспособность, значит, разработанные нормативы и мероприятия требуют коррекции.

И, наконец, прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу, осуществляемое с помощью математических моделей, дает возможность своевременно планировать и проводить необходимые профилактические мероприятия.

Предметом изучения гигиены являются практически здоровые люди, их индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях : физические, химические, биологические и психогенные (информационные).

Физические, химические и биологические факторы окружающей среды могут иметь природное или антропогенное (социальное ) происхождение. Так, к природным химическим факторам относятся вещества, входящие в природный химический состав атмосферного воздуха, воды, почвы, пищи и др., а к антропогенным – химические загрязнители, поступающие в эти среды в результате различных видов деятельности человека. Как природные, так и антропогенные химические факторы оказывают влияние на здоровье человека. Многие природные химические компоненты жизненно важны для человека, а их недостаток или избыток может привести к развитию заболеваний. Антропогенные химические факторы, как правило, являются токсическими агентами и оказывают негативное воздействие на здоровье человека.

Природными физическими факторами являются солнечная радиация, температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле и др. Эти факторы необходимы для жизнедеятельности человека, однако экстремальные их уровни могут вызвать глубокие расстройства, заболевания или даже гибель организма. Антропогенные физические факторы – вибрация, шум, лазерное излучение, ионизирующие излучения и др. в большинстве своем оказывают вредное воздействие на организм человека.

Психогенные факторы имеют чисто социальную природу. К ним относятся факторы, которые влияют на человека через вторую сигнальную систему: слово, речь, звуки, музыка, цвет, письмо, печатная продукция, взаимоотношения в коллективе и др. Вызывая различные эмоции, изменяя психическое состояние, эти факторы оказывают положительное или отрицательное воздействие на человека.

Человек является существом биосоциальным, поэтому здоровье его является социально обусловленным состоянием, т.е. во многом определяется социальными факторами: условиями труда, жилищными условиями, материальным благополучием, питанием, биолого-генетическими особенностями, полом, нездоровым образом жизни (табакокурение, алкоголизм, наркомания) и др. Влияние этих социальных условий на здоровье человека опосредуется через воздействие химических, физических, биологических и психогенных факторов социальной среды. Например, табакокурение приводит к развитию обусловленных им заболеваний вследствие действия на организм табака, как химического фактора и т.п.

В реальной жизни человек подвергается воздействию многих факторов одновременно и характер их сочетанного влияния может быть различным: благоприятным, нейтральным или же вредным и опасным.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематичес-кая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений спо-собствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигие-ны (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, вита-минами, повышая их устойчивость к вредным воздействи-ям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо-собствует активации обменных процессов, улучшению кро-вообращения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зу-бов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные сред-ства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее вре-мя их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.

Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.

Для достижения этой цели от врача требуется подроб-ный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента - последовательное исполнение дви-жений до полного овладения выбранной методикой с еже-дневным проведением чистки зубов.

Круговой метод Fones. При этом методе происходит очи-щение вестибулярных поверхностей зубов в сомкнутом со-стоянии. Щеточное поле ставится в правый угол на верх-ние или нижние вестибулярные поверхности зубов, очище-ние производится круговыми движениями, исключая крае-вую часть десны. При открывании рта производят очище-ние оральных поверхностей маленькими вращательными движениями. Горизонтальными или вращательными дви-жениями очищаются окклюзионные поверхности зубов. Этот метод показан детям и взрослым.

Метод Leonard. Зубную щетку устанавливают перпен-дикулярно к поверхности зубов, производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба:

на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней челюсти - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод известен как метод "от красного к белому" - "от десны к зубу".

Метод Bass . Головку зубной щетки располагают под уг-лом 45°к оси зуба. Концы волокон при этом придавливают к эмали и к сосочкам. В такой позиции производят вибри-рующие движения с небольшой амплитудой. Волокна про-никают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Метод Басса не совсем прост. Неправильное положение зубной щет-ки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреж-дению эпителиального прикрепления и десны. Данный ме-тод показан взрослым.

Метод Charters. Головку зубной щетки устанавливают под углом 45° к оси зуба так, что концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигают режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталки-вают в межзубные промежутки. В этом положении осущес-твляют вибрирующие движения. Волокна контактируют с краевой десной и совершают массаж.

Метод Stillmann. При этой методике щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45° в направлении корней зубов с последующим разворотом щетки в направлении коронок. При этом щетинки под давлением вычищают меж-зубные промежутки. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чист-ки повторяется. В области каждого зуба эти движения ре-комендуется повторять 4-5 раз.

Модифицированный метод Stillmann. Зубная щетка уста-навливается параллельно оси зубного ряда, при этом ще-тинки покрывают коронковую часть зубов и слизистую. Щетинки придавливаются к зубному ряду в области сли-зистой, а затем мелкими вибрирующими движениями щет-ка поднимается до уровня жевательной поверхности.

Стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки распо-лагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и меж-зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов вер-хней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг-лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движе-ниями.

Зубные щетки

Зубная щетка является основным инструментом для уда-ления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300-400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в. В настоящее время существует множество моде-лей зубных щеток, предназначением которых является уда-ление зубного налета с гладких и окклюзионных поверхнос-тей зубов. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (голов-ки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зуб-ных щеток отличаются формой и размерами ручек и рабо-чей части, расположением и густотой, длиной и качеством щетинок. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.). Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганиз-мами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозмож-ностью идеально ровной обработки концов щетинок и слож-ностью придания ей определенной жесткости. Эффективность использования зубной щетки определя-ется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости, величины щеточного поля, формы и частоты кустопосадки волокон.

Существует пять степеней жесткости зубных щеток:

  • Очень жесткие;
  • Жесткие;
  • Средние;
  • Мягкие;
  • Очень мягкие.

Рекомендации пациентам по использованию зубной щет-ки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавли-вают из очень мягкого или мягкого волокна. Зубные щетки такой же степени жесткости рекомендуется использовать пациентам с поражением пародонта. Жесткие и очень жес-ткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать ис-тирание твердых тканей зуба.

Следует отметить, что щетки средней жесткости и мяг-кие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фис-суры зубов и поддесневые участки.

Величина рабочей части определяет способность зубной Щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, Которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей - 18-25 мм, для взрослых - не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располага-ется обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов.

Существует множество моделей зубных щеток с различными фор-мами рабочей части.

  • Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон рекомендуется использовать для очищения налета с кон-тактных поверхностей зубов у лиц, имеющих широкие меж-зубные промежутки. В большинстве случаев рабочая часть зубных щеток име-ет пучки щетинок различной высоты: более длинные (мяг-кие) по периферии, более короткие - в центре.
  • Новые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки, а также активное углубление, ко-торое позволяет очищать все поверхности зубов и прово-дить массаж в области прикрепленной десны. Некоторые головки зубных щеток состоят из сочетания пучков щетинок, различной высоты и расположенных, под разным углом к основанию. Каждая группа пучков способ-ствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, про-никая в зубо-десневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области. Новые модели зубных щеток часто имеют индикатор -два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пи-щевыми красителями. По мере использования щетки про-исходит их обесцвечивание. Сигнал для замены щетки - обес-цвечивание на 1/2 высоты щетинки, что обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.
  • Формы ручки зубных щеток также могут быть различны: прямые, изогнутые, ложкообразные и др., однако, длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов.
  • Существуют зубные щетки, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 минут) изменяется первоначальный цвет ручки. Такую модель зубной щетки целесообразно реко-мендовать детям, что дает возможность приучить ребенка правильно чистить зубы. Таким же свойством обладают зуб-ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издает-ся звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щет-ка "молчит".
  • Электрические зубные щетки - с их помощью осущес-твляются круговые или вибрирующие автоматические дви-жения рабочей части, это позволяет тщательно удалять зуб-ной налет и одновременно осуществлять массаж десен. При-менение электрической зубной щетки можно рекомендо-вать детям, инвалидам или пациентам с недостаточной лов-костью (сноровкой).
  • К дополнительным средствам гигиены полости рта от-носятся зубочистки, зубные нити (флоссы), специальные зубные щетки и ершики.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых повер-хностей зубов. При использовании зубочисток их помещают под углом 45° к зубу, при этом конец ее находится в десневой бороздке, а сторона прижата к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бо-роздки к контактной точке зубов. При неправильном исполь-зовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменение его контура. Это в свою очередь приводит к образо-ванию пространства, щели между зубами. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, фор-ма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом.

Флоссы предназначены для тщательного удаления зуб-ного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флоссы могут быть вощеными и невощеными, круглы-ми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой.

Способ применения нити. Нить длиной 35 - 40 см накру-чивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью ука-зательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, ста-раясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. После-довательно производят очищение контактных поверхнос-тей со всех сторон каждого зуба. При неумелом примене-нии можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения паци-ента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9 - 10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.

В настоящее время стали использоваться нити, пропи-танные фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступ-ных местах для чистки зубов и способствовать предотвра-щению кариеса. Кроме того, существуют суперфлоссы - нити с односто-ронним утолщением. Эти нити позволяют очищать кон-тактные поверхности зубов, а также способствуют более тща-тельному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, про-странств под мостовидными протезами и несъемными ортодонтическими конструкциями. Их рабочая часть может со-стоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде ко-нуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду.

Зубные пасты

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст являются абразив-ные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также отдушки, красители и вещества, улучшающие вкусовые ка-чества пасты. Эффективность чистки зубов зависит от аб-разивных компонентов паст, которые обеспечивают очи-щающее и полирующее действие.

  • Абразивные вещества ре-агируют с неорганическими соединениями эмали зуба. В связи с этим, наряду с классическим абразивным соедине-нием - химически осажденным мелом, широко используют дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфата, безводный дикальцийфосфат, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, нерастворимый метафосфат натрия, гид-роокись алюминия, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата. Часто приме-няют не одно абразивное вещество, а смесь двух компонен-тов, например, мела и дикальцийфосфата, мела и гидро-окиси алюминия, дигидрата дикальцийфосфата и безводного дикальцийфосфата и др.
  • Каждое абразивное соединение имеет определенную сте-пень дисперсности, твердость, значение рН, от которых за-висят абразивная способность и щелочность полученных на их основе паст. При разработке рецептур выбор абрази-ва зависит от свойств и назначения зубных паст. Среди синтетических гидроколлоидов широкое применение находят производные целлюлозы, хлопчатника или древесины - натрийкарбоксиметилцеллюлоза, этиловый и метиловый эфиры целлюлозы.
  • Многоатомные спирты - глицерин, полиэтиленгликоль - применяют в составе зубных паст для получения пластич-ной, однородной массы, которая легко выдавливается из тубы. Эти спирты способствуют сохранению влаги в пасте при хранении, повышают температуру замерзания, увели-чивают стабильность образующейся при чистке зубов пены, улучшают вкусовые качества пасты.
  • Из пенообразующих веществ в зубных пастах использу-ют поверхностно-активные вещества, такие как ализари-новое масло, лаурилсульфат натрия, натрийлаурилсаркозинат и натриевую соль таурида жирных кислот. Ком-поненты зубной пасты должны быть безвредными, не ока-зывать на слизистую полости рта раздражающего действия и обладать высокой пенообразующей способностью.
  • В последнее время нашли применение гелеобразные зуб-ные пасты, полученные на основе соединений окиси крем-ния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Гелевые пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способ-ность некоторых из этих паст ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что делает возможным их использование в качестве основных средств и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Эти пасты ре-комендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат, под-кисленный фосфатами фтористый натрий, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроор-ганизмов налета. Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (не-связанного) иона фтора.

Зубные пасты для взрослого населения, содержат от 0,11% до 0,76% фторида натрия или от 0,38% до 1,14% монофторфосфата натрия. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве (до 0,023%). Сочетание фторида натрия и кальций и кремнийсодержащих абразивов в составе некоторых зубных паст пред-ставляет собой особую систему Флуористат.

Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов зубного камня в зубные пасты вклю-чают такие компоненты, как триклозан, который оказыва-ет антибактериальное воздействие на грамположительные и грамотрицательные бактерии, и кополимер, способству-ющий пролонгированному действию триклозана в течение 12 часов после чистки зубов. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее ре-зистентность к кислотной деминерализации за счет обра-зования более устойчивых к растворению структур. Пасты, содержащие в своем составе фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действи-ем. Подобный эффект имеют зубные пасты, содержащие производные хитина и хитозана, которые обладают сродст-вом к белкам и способны ингибировать адсорбцию Strepto-coccus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент 3%, глицерофосфат кальция 0,13%, синтетический гидроксиапатит (от 2% до 17%) способству-ют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

Применение лечебных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещес-тва: ферменты, витамины, микроэлементы, соли, антисеп-тики, лекарственные травы.

Зубные пасты, содержащие в качестве активного ком-понента рапу Поморийских лиманов, улучшают кровоснаб-жение тканей пародонта, их трофику, оказывают профилак-тическое и лечебное действие.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пас-ты с добавками препаратов на основе лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болот-ного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Зуб-ные пасты, содержащие экстракт лаванды, оказывают уме-ренное бактерицидное действие на стрептококки и стафи-лококки и выраженное действие - на грибы Candida albicans.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой обо-лочки в зубные пасты вводят биологически активные ком-поненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин.

В последнее время широко используются лечебно-про-филактические зубные пасты, способствующие уменьшению кровоточивости десны, обладающие слабым обезбо-ливающим, выраженным противовоспали-тельным и реге-неративным эффектом. В состав таких паст входят несколько лекарственных растений. Например, шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация, мирра и ратания; комплексная смесь, сочетающая хлорофилл, витамин Е и экстракты лекарствен-ных растений.

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения ко-личества слюны и скорости слюноотделения, что способ-ствует очищению поверхностей зуба и нейтрализации орга-нических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Жевательная резинка проявляет свое воздействие на ткани полости рта следующими способами:

  • увеличивает скорость слюноотделения;
  • стимулирует выделение слюны с повышенной буфер-ной емкостью;
  • способствует нейтрализации кислот зубного налета;
  • благоприятствует смыванию слюной труднодоступных участков полости рта;
  • улучшает клиренс сахарозы из слюны;
  • способствует удалению остатков пищи.

В состав жевательной резинки входят: основа (для свя-зывания всех ингредиентов), подсластители (сахар, куку-рузный сироп или сахаро-заменители), отдушки (для хоро-шего вкуса и аромата), размягчители (для создания соот-ветствующей консистенции во время жевания).

Одним из наиболее важных свойств жевательной резин-ки является ее способность в три раза, по сравнению с со-стоянием покоя, увеличивать слюноотделение, при этом слюна поступает и в труднодоступные межзубные участки.

В настоящее время преимущественным влиянием поль-зуется жевательная резинка, содержащая сахарозаменители, особенно ксилит, антикариесо-генный эффект которого впервые был показан исследованиями в Университете Турку, Финляндия. Ксилит, поступивший с жевательной резин-кой, остается в полости рта достаточно долго и оказывает благоприятное воздействие.

Следует остановиться на возражениях против использо-вания жевательной резинки, упоминающих о заболеваниях желудка, поражениях височнонижнечелюстного сустава. Если жевательную резинку использовать правильно, такая патология не возникнет.

В соответствии с результатами многочисленных иссле-дований, можно предложить следующие рекомендации по использованию жевательной резинки:

  • жевательную резинку следует использовать и детям, и взрослым;
  • лучше применять жевательную резинку, не содержа-щую сахара;
  • пользоваться жевательной резинкой следует, по воз-можности, после каждого приема пищи и сладостей;
  • во избежание нежелательных последствий использо-вать жевательную резинку следует не более 20 минут после приема пищи;
  • необходимо помнить, что бесконтрольное и беспоря-дочное исполь-зование жевательной резинки много раз в течение дня может принести вред.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания по-лости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, пред-упреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно добавляют биологически-активные компоненты. Эликсир "Ксидент" содержит фторид натрия, препарат ксидифон, который, являясь регулятором уровня кальция в организме, препятствует образованию зуб-ного налета и камня. Он оказывает противокариозное, про-тивовоспалительное и дезинфицирующее действие.

Выраженным противовоспалительным и дезодорирую-щим свойством обладают эликсиры "Лесной", "Paradontax", "Salviathymol", содержащие в своем составе комплексы рас-тительных добавок - настои трав шалфея, ромашки, мир-ры, эхинацеи.

Регулярное использование перед чисткой зубов ополас-кивателя "Plax" с активными компонентами (триклозаном, фторидом натрия) способствует эффективному удалению зубного налета, снижению кариеса зубов.

Эликсир "Sensitive", имеющий в составе фторид олова, оказывает противокариозное действие и способствует сни-жению повышенной чувствительности эмали зубов.

ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

Кенесариев У.И.

ЛЕКЦИЯ

ВВОДНАЯ. ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

Алматы, 2008 год

. С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2008 г.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им . С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2009 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

Д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им . С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2010 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

Д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Цель гигиены.
  2. Объект изучения гигиены и задачи.
  3. Методы гигиены.
  4. Санитарное законодательство.
  5. Особенности гигиены аптек и фармацевтической промышленности.
  6. История развития гигиены.
  7. Перспективы развития гигиены в РК.
  1. Определение гигиены как науки.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье» (Слайд №1). Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах. Гигиейя занималась предупреждением заболеваний и древние греки считали ее богиней здоровья. От имени богини и происходит само название гигиены – основной профилактической науки в медицине.

Забота о здоровье человека – основная задача всей медицины и ее решение достигается двумя путями (Слайд №2):

  1. Профилактическим (укрепление здоровья и предупреждение заболеваний). Пример: эндемический зоб – профилактика – йодирование соли. Рахит – недостаток витамина Д.
  2. Восстановительным (лечение болезни).

При этом профилактический путь является наиболее эффективным и должен быть первоочередным, что подчеркивает значение гигиены в системе медицинских наук.

Существует много определений гигиены как науки. Так, выдающийся отечественный гигиенист Ф.Ф. Эрисман в начале ХХ века писал, что гигиена – это наука, которая путем экспериментов и статистики приобретает знания для улучшения общественного здоровья.

В толковом словаре русского языка В.В. Даля (1898) говорится: Гигиена – искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда (Слайд №3)

В современном понимании гигиеной называется наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, высокой умственной и физической работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний (или реализация которых обеспечит сохранение и укрепление здоровья человека).

  1. Цель гигиены.

В середине XIX века английский ученый Эдвард Паркс сказал (Слайд №4) , что цель гигиены – «… сделать развитие человека более совершенным, жизнь – более сильной, увядание – наименее быстрым, смерть – наиболее отдаленной». Это выражение вполне соответствует современному представлению о цели гигиены – сохранение и укрепление здоровья человека.

3. Объект изучения гигиены.

Объектом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая его среда. В данном случае под окружающей средой понимается не только природа, но и среда обитания человека в течение всей его жизни, в том числе во время труда и отдыха. Под окружающей средой понимается и общество с его производительными силами и производственными отношениями, а также все обилие разнообразных факторов, связанных с этими процессами.

Вне окружающей среды жизнь живых организмов, в том числе и человека, невозможна. Важным фактором, способствующим жизни, является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Еще в 1863 году физиолог И.М. Сеченов говорил: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Но эта же самая среда, необходимая для жизни, может оказывать и неблагоприятное воздействие.

В зависимости от своей природы, все факторы окружающей среды, воздействующие на человека, делятся на физические, химические, биологические и психогенные (Слайд №5) . К химическим факторам среды относятся химический состав воздуха, воды, почвы, пищи. Многие из этих компонентов необходимы для жизни человека и их недостаток приводит к патологии. Наличие повышенных концентраций токсических веществ также ведет к заболеванию.

К физическим факторам относится солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, скорость движения воздуха, а также ионизирующие излучения, шум, вибрация и др. Умеренное воздействие многих из этих факторов способствует нормальной жизнедеятельности, однако их повышенная интенсивность оказывает отрицательное влияние. Неблагоприятными могут оказаться и пониженные уровни воздействия.

Психогенными факторами являются слово, речь, письмо, печатная продукция, взаимоотношения в коллективе и др. Они вызывают у человека различные эмоции, то или иное психическое состояние.

В реальной жизни человек подвергается воздействию факторов разной природы одновременно. Иногда это воздействие может оказаться нейтральным или даже благоприятным для здоровья, а в ряде случаев способно причинить существенный вред – вплоть до смертельного исхода.

Основные задачи гигиены заключаются (Слайд №6) в следующем:

  1. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека или популяцию.
  2. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу.

Рассмотрим по отдельности каждую задачу.

  1. Изучение природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.
  • уровни содержания и распространения химических веществ в воде, воздухе, почве, в продуктах питания. Например, металлов в воде, в почве, в продуктах питания. Газообразных соединений в воздухе населенных мест, в производственных помещениях и др. источники их образования.
  • содержание и распространение бактерий, вирусов, гельминтов, грибов в почве, воде, воздухе, в продуктах питания.
  • Уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения в производственных помещениях заводов, на шахте, уличный шум городов. Природно-климатические факторы – солнечная радиация, температура, влажность, давление, скорость движения воздуха.
  1. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека на популяцию (население).
  • влияние химических веществ при поступлении с воздухом, водой, продуктами питания. Например, ряд металлов – цинк, железо, медь, марганец, ванадий, кобальт и цезий входят в состав ферментов, гормонов и витаминов и необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Но, при повышенном поступлении в организм они становятся токсичными.

Недостаток йода - вызывает эндемический зоб.

Дефицит фтора - кариес зубов.

Избыток фтора - флюороз.

- в производственных условиях шум вызывает утомляемость, снижение слуха, болезни нервной системы, вибрация - вибрационную болезнь, ионизирующее излучения вызывает злокачественные новообразования, генные мутации и т.д.

Эта задача выполняется путем эпидемиологических исследований состояния здоровья населения.

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Эта задача является основным звеном в системе профилактических мероприятий.

Гигиеническое нормирование - это определение концентраций, дозы, уровня веществ и факторов, которые при ежедневном воздействии на человека в течение всей его жизни не окажут на его здоровье и будущие его поколения прямого или опосредованного влияния.

Все факторы нормируются:

- ПДК - для химических веществ

- ПДУ - для физических факторов

C анПиН

ГОСТы

СНиПы

Этой задаче будет посвящена отдельная лекция.

4. Внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности.

Если гигиеническая наука занимается разработкой нормативов, правил и мероприятий, то их практическое применение возложено на санитарию, (лат. санитас - здоровье). Выдающийся гигиенист Г.В. Хлопин дал этой дисциплине такое определение: "Если гигиена - наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария - практическая деятельность, при помощи которой это достигается". В целом санитария - это система контроля за соблюдением гигиенических норм, правил, мероприятий, который осуществляется санитарно-эпидемиологической службой.

Оценка эффективности - социально - экономический расчет прибыли от внедрения гигиенических нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство.

5. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу. Это более современная задача. В 1972 году академик Г.И. Сидоренко выдвинул теорию гигиенического прогноза, позволяющую дать перспективную оценку состоянию ОС и ЗН. Прогнозные расчёты на ближайшую и отдаленную перспективу дают возможность планировать перспективные профилактические мероприятия, а также оценить их эффективность.

4. Методы гигиены

Существует 4 основных метода гигиенических исследований (Слайд №7) :

1. Санитарного обследования

2. Эпидемиологический

3. Гигиенического эксперимента

4. Санитарной экспертизы.

Метод санитарного обследования - один из основных приемов в работе врача-гигиениста по изучению средовых факторов, влияющих на здоровье человека и условия его обитания. Его суть состоит в том, что врач-гигиенист составляет заключение о санитарном состоянии исследуемого объекта (предприятие, цех, детсад, школа, населенный пункт, водоисточник и др.). При этом используются два основных приема (Слайд №8) :

1. Санитарное описание - оценка объекта по внешним признакам, что не представляет трудности и всегда доступно, но носит субъективный характер.

2. Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных исследований факторов окружающей среды. Этот прием дополняет санитарное описание объективными аналитическими данными. Они могут быть получены следующими методами:

а) физическими - температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, радиоактивное излучение, освещенность и др.;

б) химическими - определение химического состава объектов природной и производственной среды; вода, атмосферный воздух, приземная атмосфера, почва, сельскохозяйственные продукты, продукты питания.

в) физико-химическими - спектроскопия, полярография и др.;

г) биологическими - наличие в объектах микроорганизмов, гельминтов, насекомых.

На основании углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт изучаемого объекта с его подробным описанием, в котором излагаются выявленные санитарные нарушения и меры по их устранению. В дальнейшем разрабатывается план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (санитарное предписание), который передается администрации объекта.

Эпидемиология: Исследование распределения показателей состояния здоровья и событий в популяции и применение этих исследований для решения проблем здравоохранения.

Эпидемиологический (Слайд №9) метод заключается в изучении состояния здоровья населения при воздействии различных факторов. Является одним из ведущих методов гигиены и состоит из двух основных этапов:

1. Санитарно-статистическое изучение состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию каких-либо факторов. Для этих целей используется официальная учетная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава РК. Изучается заболеваемость, некоторые демографические данные, физическое развитие, инвалидность. На основании полученных сведений рассчитываются специальные статистические показатели, например, частота той или иной патологии среди населения, структура заболеваемости и др.

2. Медицинское обследование населения (Слайд №10) , подвергающихся воздействию тех или иных факторов. Проводится группой врачей-специалистов и позволяет установить истинную заболеваемость населения, а также выявить ранние признаки патологии.

Помимо опытной группы населения (группы риска) обязательно подбирается контрольная группа (Слайд №11) , на которую изучаемый фактор не действует или действует в незначительной степени. Сопоставление результатов наблюдения позволяет дать оценку влияния на здоровье того или иного фактора.

Контрольный регион (населенный пункт) необходим и при проведении санитарного обследования.

Эпидемиологический метод и метод санитарного обследования применяется в виде трёх основных форм (Слайд №12) :

1. Ретроперспективные исследования - сбор статистического материала за предыдущие годы.

2. Поперечный разрез - одномоментное изучение состояния вопроса на данное время.

3. Проспективные исследования – длительные динамические наблюдения. Необходим для прогноза.

Метод гигиенического эксперимента проводится для обоснования в лабораторных условиях различных гигиенических нормативов: ПДК, ОБУВ, ПДУ и др. Существует два вида таких экспериментов:

1. На людях-добровольцах - при условии полной гарантии безопасности для здоровья (установление максимально-разовых ПДК атмосферных загрязнений по порогу запаха).

2. На лабораторных животных - для изучения влияния на организм химических, физических и биологических факторов для установления безопасных величин. Этому методу будет посвящена отдельная лекция.

Метод санитарной экспертизы (Слайд №13) - решение вопросов на предмет соответствия санитарным нормам и правилам. Экспертиза проводится при осуществлении санитарными врачами предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор заключается в проверке соблюдения гигиенических норм и правил на этапе проектирования и строительства различных объектов, а также в контроле за выпуском различных видов продукции.

Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за санитарным состоянием объектов в процессе их эксплуатации.

Санитарной экспертизе подлежат (Слайд №14):

- проекты планировки и застройки населенных мест;

- проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства;

- отвод земельных участков под все виды строительства;

- проекты водоснабжения и канализации;

- сами объекты в процессе эксплуатации;

- питьевая вода и пищевые продукты;

- новые виды посуды, тары, оборудования;

- детские игрушки, книги, одежда и др.

По завершении санитарной экспертизы составляется обоснованное заключение: заключение по отводу земельного участка, заключение по проекту, акт санитарной экспертизы пищевых продуктов, детских игрушек и т.д.

5. Санитарное законодательство.

При осуществлении санитарного надзора санитарный врач использует санитарное законодательство, которое включает (Слайд №15):

- государственные стандарты;

- санитарные правила и нормы (СанПиН);

Инструкции;

Строительные нормы и правила (СНиП);

- методические указания;

- постановления и распоряжения Минздрава и др.

Основным руководящим документом деятельности санитарного врача является "Положение о государственном санитарном надзоре". Санитарно-эпидемиологическая служба состоит из руководящего органа (КГСЭН) и сети республиканских, областных, городских и районных СЭС. Каждая из них включает три основных отдела: санитарно-гигиенический, эпидемиологический и дезинфекционный.

6. Особенности гигиены аптек и предприятий фармацевтической промышленности .

Гигиена аптек и предприятий фармацевтической промышленности является разделом гигиенической науки, изучающей влияние производственных факторов этой отрасли на организм работающих и разрабатывающей меры и нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.

Условия труда и производственные факторы в аптеках и на предприятиях химико-фармацевтической промышленности имеют свои специфические особенности:

1. Только в условиях аптечной и заводской технологии, работающие в течение всего рабочего дня имеют контакт с различными лекарственными средствами, являющимися в то же время биологически и физиологически активными веществами.

2. Лекарственные средства могут оказывать специфическое неблагоприятное воздействие: токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее, при этом, получаемая в течение дня доза значительно превышает терапевтическую дозу при лечении этими средствами.

3. Технологический процесс получения, фасовки, хранения лекарственных средств требует соблюдения строгой стерильности, что достигается обязательным соблюдением гигиенического режима, в том числе личной гигиены работающих.

Эффективность лекарственных препаратов во многом зависит от микроклиматических условий производственных помещений - температуры, влажности, освещенности, они могут разрушаться при высокой температуре, подвергаться изменениям под действием света и т.д.

5. Работающие, в силу непосредственного контакта, постоянно подвергаются эпидемической опасности.

Учитывая вышесказанное, провизор должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды, знать характер действия вредных факторов производства, разрабатывать и проводить гигиенические мероприятия по охране труда, соблюдать гигиенический режим, участвовать в гигиенической оценке проектов аптек в процессе предупредительного надзора, соблюдать правила личной гигиены.

7. История развития гигиены

Развитие гигиены можно условно разбить на два основных, не равных по временной протяженности, периода (Слайд №16) :

1. Эмпирическая гигиена (основанная на опыте) развивалась на протяжении многих веков.

2.Научно-экспериментальная гигиена, занимающая сравнительно короткий период.

Первый период уходит корнями в доисторические времена, когда человек, борясь за свое существование, постепенно накапливал опыт общения с окружающей природой и ее разнообразными факторами. Не понимая истинных причин тех или иных явлений, человек лишь констатировал отдельные факты и делал определенные выводы об их вреде или пользе для здоровья. Многие положения таких наблюдений, и обобщений были верны и сохранили свое значение до наших дней, получив соответствующее научное обоснование.

Так, ряд религиозных предписаний в странах Древнего Востока содержал разумные указания профилактического характера. В законодательных документах Вавилона и Ассирии содержались положения имеющие отношение к личной и общественной гигиене (19 век до нашей эры).

В Древнем Египте существовали санитарные рекомендации по применению пищевых продуктов, водолечению, массажу, надзору за рынками и др. В медицинских трактатах Древнего Китая подчеркивалась необходимость предупреждения болезней, в виду сложности их лечения.

В трудах Гиппократа (460-377 года до нашей эры) уже выделяются факторы, влияющие на здоровье человека: общие (почва, вода, погода) и личные (питание, наследственность, образ жизни). В древней Греции проводился надзор за продажей напитков и пищевых продуктов, сооружались водопроводы, канализация (Афины), велась планировка населенных мест. Наибольшее развитие санитарно-технические сооружения получили в древнем Риме (знаменитые римские акведуки, канализации, бассейны, общественные бани).

В раннем средневековье выдающимся врачом Востока Ибн-Синой.; 980-1037 годы) написан пятитомный "Канон врачебной науки", включивший главы о гигиене воздуха, воды и др.

В XII веке был создан "Салернский кодекс здоровья". В целом же средние века характеризуются резким упадком санитарной культуры. Достаточно сказать, что в крупных городах Европы нечистоты выливались на улицу прямо из окон, в семьях королей и знати не соблюдались самые элементарные требования ухода за телом и одеждой. Такое положение дела приводило к развитию массовых заболеваний, сопровождалось высокой смертностью населения.

Однако в XV веке происходит некоторое повышение санитарной культуры. К этому времени происходит развитие промышленного производства, что также дает толчок науке и культуре. Левенгук создает микроскоп, появляются серьезные научные работы по медицине и естествознанию. В конце XVIII века выходит в свет сочинение Петра Франка "Полная система медицинской полиции", обобщающая все известные на тот период сведения по санитарии. Однако гигиена ещё не выделяется в самостоятельную науку и остаётся на своём прежнем эмпирическом уровне .

Только в XIX веке эмпирический период развития гигиены сменяется научно-экспериментальным. Этому способствуют промышленная революция и крупнейшие научные открытия. Наряду с натуральными наблюдениями исследователи начинают ставить научные эксперименты. Появляются первые работы по гигиене, например англичанина Э. Паркса (Руководство к практической медицине, 1857).

Значительный вклад в научно-экспериментальную гигиену был внесен Максом Петтенкофером - санитарным врачом Мюнхена. В 1865 году он создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а затем институт гигиены. Заслугой Петтенкофера является проведение многолетних лабораторных экспериментов, превративших гигиену в точную науку. В тот период возбудители инфекций не были известны и поэтому многие положения Петтенкофера оказались ошибочны (локалистическая почвенная теория, этиология холеры и др.). Однако им выдвинут ряд косвенных положений, имеющих гигиеническое значение, а главное - дан толчок для проведения дальнейших исследований.

Из гигиенистов России следует, в первую очередь, следует отметить А.П. Доброславина, создавшего в 1871 году кафедру гигиены на базе Военно-медицинской академии в Петербурге. С этого года в России начато самостоятельное преподавание гигиены. А.П.Доброславин широко внедрял в практику гигиены лабораторные методы исследования, что способствовало формированию научной дисциплины.

В 1869 году в Петербург приехал из Швейцарии молодой врач - офтальмолог Ф.Ф. Эрисман. Защитив докторскую диссертацию по глазным болезням, он особое внимание уделял вопросам этиологии близорукости у школьников. Это привело ученого к гигиене, стажировку по которой он проходил у М. Петтенкофера. В 1882 году Ф.Ф. Эрисман организовывает вторую в России кафедру гигиены при Московском университете. В дальнейшем им создается санитарно-гигиеническая лаборатория и санитарная станция в Москве. Ф.Ф. Эрисманом написано большое количество гигиенических работ. Именно он первый указал на неразрывную связь гигиены с медициной. Однако в 1896 году Ф.Ф. Эрисман был уволен из университета за поддержку прогрессивного студенчества и поселился в Швейцарии.

Ученик Ф.Ф. Эрисмана Г.В. Хлопин (1863-1929) возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии и много внимания уделял санитарно-гигиеническим исследованиям в области гигиены водоснабжения, охраны водоисточников, жилища и т.д. Является автором многих учебников и руководств, был редактором журнала "Гигиена и санитария".

В 1872 году в России была утверждена первая должность санитарного врача, которую занял И.И. Моллесон (1842-1920). Ему принадлежит инициатива санитарной печати и устройства сельских яслей. И.И. Моллесон широко рекомендовал составление санитарно-топографических описаний местности, способствующих объективной оценки влияния природной среды на здоровье человека.

В 1922 году в России был принят декрет "О санитарных органах республики", сформулировавший основные положения санитарной службы страны. В этом же году стал выходить журнал "Гигиена и санитария", который первые 10 лет назывался "Гигиена и эпидемиология".

В ряде городов создаются научно-исследовательские институты гигиенического профиля. Начиная с 1931 года, при медицинских вузах стали организовываться санитарно-гигиенические факультеты, а в 1933 году создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция СССР.

Из выдающихся гигиенистов того времени следует особо отметить А.Н. Сысина (1879-1956), который с 1913 года работал санитарным врачом города Москвы, а затем являлся первым начальником санэпидотдела Наркомздрава РСФСР и профессором кафедры гигиены 1-го Московского медицинского института. С 1944 года А.Н. Сысин до конца своих дней являлся директором созданного им института общей и коммунальной гигиены АМН СССР, который в настоящее время носит его имя и называется Институт гигиены окружающей среды и экологии человека РАМН.

А.В. Мольков (1870-1947) - основоположник отечественной школьной гигиены. По его инициативе в СССР созданы первые кафедры по этой дисциплине. С 1923 года он возглавлял институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР. Является автором учебника по школьной гигиене.

Особо существенный вклад в развитие коммунальной гигиены внесен А.Н. Марзеевым (1883-1956) - первым начальником санэпидотдела Наркомздрава Украины. Им создан Киевский институт общей и коммунальной гигиены (ныне имени А.Н. Марзеева), написан первый в СССР учебник по коммунальной гигиене, а также ряд книг по указанной проблеме.

Касаясь последних десятилетий, можно назвать немало выдающихся отечественных гигиенистов, однако лишь некоторые из них создали свои научные направления в той или иной области гигиены.

К таким ученым следует отнести В.А. Рязанова (гигиена атмосферного воздуха), С.Н. Черкинского (гигиена воды и санитарная охрана водных объектов), Г.Н. Сердюковскую (гигиена детей и подростков), Б.Г. Кроткова (радиационная гигиена), Е.И. Гончарук (гигиена почвы), Г.И. Сидоренко (гигиена окружающей среды), Г.Н. Красовского (гигиена воды и санитарная охрана водоёмов), Измерова (гигиена труда) и др.

Выше уже говорилось о двух основных этапах развития гигиены - эмпирическом и научно-экспериментальном. Второй этап характеризуется рядом структурных изменений. Первоначально гигиена развивалась как единая научная дисциплина. Однако, по мере углубления исследований и накопления научных данных в ряде областей, рамки одной дисциплины стали тесны и от гигиены отпочковались самостоятельные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, военная гигиена, больничная гигиена, личная гигиена, радиационная гигиена и др. При этом общая гигиена является вводным курсом в изучение указанных дисциплин (пропедевтикой гигиены).

Гигиена состоит из ряда разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики (Слайд №17):

Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для

создания оптимальных условий проживания. Ведущие ученые РК: Даулбаев Ф.А., Амрин К.Р., Неменко Б.А.

Гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение зависимости от условий груда и быта; разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний. Ведущие ученые РК: Шарманов Т.Ш., Терехин С.П. и др. В РК действует Казахская Академия питания.

Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней. Ведущие ученые РК: Алтынбеков Б.Е. НЦ гигиены и эпидемиологии и НУ гигиены труда и профпатологии.

Гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребёнка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

Радиационная гигиена - изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.

Список литературы:

  1. Г.И. Румянцев и соавт. Гигиена. – М.: Медицина, 2005. – 607 с.
  2. А.И. Гурова, О.Е. Горлова. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд. Университета дружбы народов, 1991. – 176 с.
  3. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.
  4. И.Р. Голубев. О мониторинге «Здоровье – окружающая среда». - Гигиена и санитария, 2001 г., №4.
  5. Р.М. Хвастунов. Т.С. Тихова, Е.В. Трофимова, Н.А. Кочнова. Возможности использования данных космической съемки и в гигиенических исследованиях. – Гигиена и санитария, 2000 г., №2.
  6. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г.
  7. Муминов Т.А., Неменко Б.А. «Окружающая среда и доказательная профилактическая медицина». Алматы. 2005 г. – 171 с.
  8. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. «Коммунальная гигиена». Учебник, Алматы « Ғ ылым», 2003 г., 464 с.
  9. Муминов Т.А., Кенесариев У.И., Балмахаева Р.В. «Страницы истории профилактической медицины в Казахстане» - Вестник КазНМУ, №1, 2007 г., Алматы – 18-21 с.
  10. Кенесариев У.И., Будесова Ж.А., Суюнгараев К.А. «Особенности реальных химических нагрузок на организм жителей региона Карашыганакского нефтегазового месторождения» - Вестник КазНМУ, №1, 2008 г., 46-47 с.

стр. 1 из 12

Гигиена лечебно-профилактических учреждений

Значение оптимальных гигиенических условий в больницах для успешного лечения. Больничное строительство и обеспеченность коечным фондом в Российской Федерации. Системы строительства больниц (централизованная, блочная, децентрализованная, смешанная). Гигиенические требования к размещению и планировке участка лечебно-профилактических учреждений.

Внутренняя планировка больниц и поликлиник. Планировка приемного отделения. Больничное отделение, палатная секция, ее планировка и оборудование. Гигиенические требования к ориентации различных функциональных помещений больниц. Требования к внутренней отделке помещений ЛПУ. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции больничных помещений. Особенности вентиляции детских инфекционных больниц. Водоснабжение, канализование ЛПУ. Обезвреживание отходов больниц.

Особенности планировки инфекционных больниц. Преимущества боксированных отделений перед профилированными. Устройство боксов, полубоксов. Борьба с внутрибольничными инфекциями.

Особенности планировки детских больниц, площади, набор помещений.

Санитарно-охранительный режим при организации питания в детских ЛПУ.

Гигиена детей и подростков

здоровье население гигиена труд

Гигиена детей и подростков как одно из основных направлений деятельности врача-педиатра. Основные проблемы и содержание гигиены детей и подростков. Возрастная морфология и физиология как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Гигиена детей и подростков как залог здоровья взрослого населения и увеличения продолжительности жизни.

Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детей. Физическое развитие как один из важнейших показателей здоровья. Влияние различных факторов, в том числе социальных, на физическое развитие подрастающего поколения. Методы исследования физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Возрастные стандарты физического развития. Комплексная оценка физического развития. Оценка уровня биологического развития в дошкольном и школьном возрасте. Акселерация, децелерация, стагнация, секулярный тренд, его гигиеническое значение.

Критерии оценки состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья при массовых профилактических медицинских осмотрах.

Возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, пищеварения, кожи, центральной и периферической нервной системы и органа зрения. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. «Школьные» болезни. Патология опорно-двигательного аппарата (сколиозы, нарушения осанки, плоскостопие), вегетососудистые дистонии (юношеская гипертензия, гиподинамическая гипотензия), простудные заболевания, миопия, аллергические реакции на вещества, мигрирующие из товаров детского ассортимента и др. Меры профилактики.

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебно-воспитательного процесса. Развитие утомления у детей разного возраста, переутомление и его профилактика. Сон, его физиологическая сущность. Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом стереотипе, особенности режима дня для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста. Продолжительность и методика проведения обязательных занятий в дошкольном учреждении. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости». Определение готовности детей к обучению в школе по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Гигиена учебных занятий в школе. Адаптация детей к учебному процессу в начале обучения. Гигиенические принципы организации учебного процесса. Работоспособность, физиологические методы ее определения. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели.

Гигиенические требования к учебным изданиям и техническим средствам обучения. Профилактика нарушений состояния здоровья при работе на персональных компьютерах.

Особенности учебно-воспитательной работы в специализированных школах, школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот, детских санаториях. Режим дня в оздоровительных учреждениях (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, туристические базы, палаточные лагеря и т.д.). Критерии эффективности оздоровления детей и подростков.

Гигиенические основы физического воспитания. Двигательная активность детей и подростков. Профилактика гиподинамии. Основные принципы физического воспитания (комплексность, систематичность, постепенность с учетом состояния здоровья). Медицинские группы для занятий физической культурой. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика спортивных травм и заболеваний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Формы физического воспитания (урок физкультуры, физкультминутки, динамические паузы, внешкольные и внеклассные занятия физкультурой). Организация занятий и требования к построению урока физкультуры.

Закаливание детей и подростков как составная часть физического воспитания. Закаливание естественными факторами внешней среды (вода, солнце, воздух) в зависимости от возраста, состояния здоровья, и сезона года. Физиологическое обоснование и методика проведения воздушных и солнечных ванн. Физиологическое обоснование и методика проведения водных процедур: обтирания, обливания, контрастный душ, купание в естественных водоемах и плавательных бассейнах. Медицинские группы для проведения закаливающих процедур в детских учреждениях.

Гигиенические основы трудового и производственного обучения. Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Организация трудового обучения для учащихся начальных классов (I-IV), для учащихся средней школы (V-VIII) мальчиков и девочек. Влияние распределения уроков труда в расписании дня и недели на работоспособность учащихся. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских трудового обучения.

Организация производственного обучения учащихся старшей школы (IX-XI). Гигиенические требования к выбору базы для проведения производственного обучения, режиму рабочего дня, производственной нагрузке. Гигиенические принципы организации производственного обучения и практики в сельском хозяйстве. Перечень противопоказаний для работы в учебных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве для учащихся V-XI классов.

Гигиенические принципы организации производственного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Влияние различных факторов производственной среды на организм подростков. Вопросы техники безопасности при трудовом, производственном и профессиональном обучении. Профилактика травматизма в школьных мастерских и на производстве. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Медицинские показания и противопоказания к разным видам трудовой деятельности подростков. Профессиональная пригодность, критерии профессиональной пригодности.

Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию учреждений для детей и подростков. Сеть детских учреждений в зависимости от возрастной структуры населения. Гигиенические требования к размещению детских и подростковых учреждений на территории населенных пунктов. Радиус обслуживания. Гигиенические требования выбору участка, его размеры, планировка, благоустройство, озеленение и инсоляция в зависимости от профиля учреждений.

Гигиенические требования к планировке дошкольных образовательных учреждений, вместимость. Принцип групповой и индивидуальной изоляции. Необходимый набор помещений групповой ячейки, их взаимное расположение. Гигиенические требования к отдельным помещениям и их оборудованию (спальня, туалетная, групповая и т.д.).

Гигиенические основы планировки школ, школ полного дня. Гигиенические требования к набору помещений, их расположению, оборудованию.

Особенности планировки школ-инернатов. Помещения для младших и старших воспитанников. Гигиенические требования к учебным помещениям, спальням, изолятору, пищеблоку, их оборудование.

Гигиенические принципы планировки загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Павильонный тип размещения помещений на территории. Гигиенические требования к спальным корпусам, изолятору, пищеблоку. Возможность организации и проведения оздоровительных мероприятий.

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению.

Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских учреждениях. Размещение учебного, лабораторного и производственного оборудования в классах, кабинетах, лабораториях и мастерских. Гигиенические требования к размерам, конструкции и окраске инструментария для производственных и сельскохозяйственных работ.

Гигиенические требования к детским игрушкам, материалы для их изготовления, правила обработки и дезинфекции игрушек в детских учреждениях.

Гигиеническое воспитание и обучение в детских учреждениях - одна из основных предпосылок снижения заболеваемости детского населения. Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в детских учреждениях.

Гигиенические требования к детской одежде. Гигиеническая классификация детской одежды, требования к материалам для ее изготовления. Использование детской одежды в зависимости от климата, сезона года, вида деятельности. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструкции в связи с анатомо-физиологическими особенностями детской стопы, материалам для ее изготовления.

Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Задачи дошкольно-школьного отделения поликлиники. Лечебно-оздоровительные и противоэпидемические мероприятия. Медицинское сопровождение организованных коллективов, направляющихся к месту отдыха. Гигиеническое воспитание.

В полости рта человека постоянно накапливаются бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахар и прошедший кулинарную обработку крахмал - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими вещества образуют зубной налет (впервые бактерии были обнаружены именно в зубном налете голландским ученым А. Левенгуком в 1683 году).

Продуктами жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зубов - кариеса. Кариес зубов является одним из наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Он, конечно, не представляет собой угрозу для жизни человека, однако, не проведенное вовремя лечение приводит к необратимому поражению зубов и как следствие - к боли и дискомфорту. Если кариес не остановить - зуб постепенно разрушится.

Здоровье зубов, десен и слизистой оболочки зависит от индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта. Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека.

Основные инструменты для чистки зубов - зубная щетка и зубная паста. Щетки могут отличаться формой, размером, материалом, конфигурацией ручки, но они должны соответствовать особостям полости рта.

При выборе зубной щетки надлежит учитывать три основных момента:

  • щетки из искусственного волокна более предпочтительны;
  • жесткость щетки обязана соответствовать особостям полости рта (нужно будет руководствоваться собственными ощущениями, также советами стоматолога);
  • зубную щетку нужно будет менять один раз в 2-3 месяца.

Уход за зубной щеткой предусматривает выполнение следующих правил:

  • в последствии каждой чистки зубов щетку нужно будет тщательно вымыть;
  • хранить щетку нужно будет так, чтобы она могла хорошо просохнуть, поэтому не надлежит сразу в последствии использования укладывать ее в закрытый футляр.

Что касается зубной пасты, то ее выбор лучше согласовать со стоматологом. Врач рекомендует вам пасту в зависимости от состояния ваших зубов.

Язык также нужно будет держать в чистоте, так как неприятный запах изо рта может быть следствием налета на языке.

Итак, эффективность гигиены полости рта зависит от того, насколько систематически, точно и тщательно выполняется чистка зубов, также насколько качественно подобрана зубная щетка и паста. Дополнительными препаратами по уходу за полостью рта являются зубные нити, ополаскиватели, фторосодержащие гели и жевательные резинки.

Гигиена полости рта сама по себе является профилактической мерой, но она не исключает регулярных профилактических посещений стоматолога, т. к. очень важно контролировать состояние полости рта и вовремя вылечить заболевший зуб.


Справочник по болезням . 2012 .

Смотреть что такое "Гигиена и профилактика" в других словарях:

    ПРОФИЛАКТИКА - (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… …

    ГИГИЕНА - ГИГИЕНА, (от греч. hygieia здоровье; Гигиея богиня здоровья, дочь Эскулапа), наука о здоровьи, имеющая своей целью, с одной стороны, изучить все влияния, к рые оказывают на здоровье населения внешние физико химические, а также и биол. и соц.… … Большая медицинская энциклопедия

    ГИГИЕНА - (греч. hygieine, от higies здоровый). 1) учение, обнимающее правила относительно предохранения организма от заболеваний и поддержания здоровья. 2) уход за здоровьем, согласный с гигиеной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Гигиена военная - отрасль гигиены (См. Гигиена), в задачи которой входит: изучение влияния различных факторов внешней среды на здоровье военнослужащих; изыскание мер борьбы с отрицательным воздействием этих факторов на боеспособность войск; разработка… …

    Гигиена детей и подростков - отрасль гигиены (См. Гигиена), изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий… … Большая советская энциклопедия

    Профилактика - I Профилактика (от греч. prophylaktikos предохранительный) совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. II Профилактика в медицине, совокупность мер по укреплению здоровья,… … Большая советская энциклопедия

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, иначе личная гигиена, отрасль общей гигиены, изучающая влияние биосоц. факторов (факторов внешней природы и соц. эконом. условий) на здоровье и развитие отдельных индивидуумов. На основании этого изучения устанавливаются… … Большая медицинская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. В обычном в буржуазных странах понимании С. г. означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф). Гротьян различает «дескриптивную» С. г.,… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальная гигиена - в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние социально экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение,… … Большая советская энциклопедия

    Подмывание (гигиена) - У этого термина существуют и другие значения, см. Подмывание (значения). Подмывание гигиенические процедуры, заключающиеся в очищении наружных половых органов и ануса от загрязнения, смегмы. Содержание 1 Гигиеническое подмывание 2 … Википедия

Книги

  • Санитария и гигиена парикмахерских услуг , Л. Д. Чалова, С. А. Галиева, А. В. Кузнецова. Рассмотрено строение кожи, волос и ногтей человека. Изложены виды их заболеваний и профилактика. Приведены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к работе парикмахерских, описаны…


© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух