Животное как лама. Лама – грациозное животное Южной Америки. Краткое описание, фото и видео. Распространение и места обитания

Животное как лама. Лама – грациозное животное Южной Америки. Краткое описание, фото и видео. Распространение и места обитания

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

Интересные и живописные послания из прошлого - рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет - очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие - младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи - в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук - всего 26 изображений. Возраст рисунков - около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

Изображения, возраст которых составляет около 32-34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д"Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью.

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений - не менее 40 800 лет.

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них - Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений - около 17,3 тысяч лет.

Старинные наскальные рисунки первобытных людей были очень удивительными изображениями, в основном они все были нарисованы на каменных стенах.

Существует мнение, что наскальная живопись древних людей — это различные животные, на которых велась охота в то время. Тогда эти рисунки выполняли главную роль в магических обрядах, охотники хотели привлечь реальных животных во время своей охоты.

Картинки и наскальная живопись первобытных людей очень часто напоминают двухмерное изображение. Наскальная живопись очень богата рисунками бизонов, носорогов, оленей, мамонтов. Также на многих картинках можно встретить сцены охоты или людей с копьями и стрелами.

Что рисовали первые люди?

Наскальные рисунки древних людей — это одно из проявлений их эмоционального состояния и образного мышления. Не всем было под силу создать яркий образ животного или охоты, это могли сделать только те люди, которые в своем подсознании могли сотворить подобный образ.

Также существует предположение, что древние люди с помощью наскальной живописи передавали свои видения и жизненный опыт , так они самовыражались.

Где рисовали первобытные люди?

Участки пещер, которые было тяжело найти — это одно из самых лучших мест для рисования. Это объясняет значение наскальных рисунков. Рисование было определенным обрядом, художники трудились при свете каменных светильников.

ПЕЩЕРА ЛЯСКО

Рисунки в на потолке и стенах пещеры Ляско во Франции были ещё лучше, чем в Альтамире. Эту пещеру открыл в 1940 году мальчик, когда играл со своей собакой. Мальчик кидал камешки собаке и вдруг услышал, что один из камней упал кудато глубоко. На следующий день он решил спуститься туда с фонариком. Он попал в пещеру, на потолке и стенах которой он увидел огромные изображения животных: бизонов, быков, лошадей, оленей и других животных. Они были нарисованы красной, жёлтой, чёрной, коричневой красками. Как позже выяснилось, протяженность всех ходов этой пещеры составила 180 метров. Шириной самый большой зал - «зал быков» был 7,5 м, а высотой - более 7 м. Некоторые рисунки достигали длины до 3 метров. Учёные провели анализ рисунков и выяснили, что они были нарисованы 18 000 лет назад. Пещера Ляско считается самой древней пещерой с рисунками, из известных палеонтологам.

Пещера Шове

В 1912 году на юге Франции возле города Даркбыла открыта пещера Шове, это открытие стало настоящей сенсацией. Учёные считали, что первобытная живопись должна была развиваться поэтапно в древнем мире. Изображения в пещере Шове говорят об обратном. возраст некоторых рисунков составил 33 000 лет, а это говорит о том, что наши предки освоили живопись еще до миграции в Европу. Изображение черных носорогов из Шове считают самым древним изображением из известных учёным. В основном на стенах пещеры древние люди изображали животных: пантер, лошадей, оленей, а также шерстистых носорогов, тарпанов, пещерных львов и других животных, живших во времена ледникового периода. Пещеру Шове закрыли и не пускают туда туристов, так как изменение состава воздуха может привести к разрушению изображений.

Даже археологам разрешается работать в этот пещере не более 1 часа.


Пещеры Нерха

В 1959 году в окрестностях города Нерха в Андалусии (Испания) была обнаружена сеть удивительных по красоте огромных пещер. Некоторые из ходов открыты для туристов, а в одной из пещер находится настоящий природный амфитеатр, помещение имеет отличную акустику, в этой пещере проводят концерты. На стенах изображены морские котики и тюлени. Около рисунков были найдены куски древесного угля, радиоуглеродный анализ которого определил возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если палеонтологи докажут, что рисунки в пещерах Нерха значительно древнее наскальных рисунков из Шове, это открытие подтвердит, что неандертальцы имели способности к творчеству ничуть не менее, чем у человека разумного.


Капова пещера (Шульган-Таш)

На реке Белой (Башкирия) в районе заповедника «Шульган-Таш» была найдена пещера. Самая длинная пещера на Урале. В пещере были найдены рисунки людей эпохи палеолита. На стенах и потолке пещеры были изображены лошади, мамонты и другие животные. Рисовали древние люди в этой пещере природным пигментом на основе животных жиров — охрой. Несколько рисунков были начертаны углем. Возраст этих рисунков около 18 000 лет. Так же изображены человеческие фигуры. Палеонтологи считают, что создавали такие изображения древние люди чтобы задобрить «богов охоты». В 2012 году пещера была закрыта для туристов, так как рисунки стали портиться. Однако была создана виртуальная Капова пещера.


Пещера Куэва-де-лас-Манос

В провинции Санта Крус (Аргентина) была найдена древняя пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук»). Открыл ее в 1964 году профессор Археологии Карлос Градин. В пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются 9 тысячелетием до н. э. Около 800 отпечатков наложены друг на друга и образовали мозаику разных цетов. Учёные пока не выяснили значение изображений ладоней и рук. Из 800 отпечатков лишь 36 отпечатков правых рук. Причем большое количество отпечатков принадлежит мальчикам — подросткам. Скорее всего с помощью таких отпечатков племя идентифицировало своих сородичей.

Кроме отпечатков рук, на стенах пещеры имеются изображения людей, страусов, коней и геометрических фигур с орнаментами. Так же имеются целые доисторические шедевры с изображением процесса охоты.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух