Классификация причин общего отставания в развитии. Что такое зпр и какие признаки задержки развития у ребенка. Причины задержки психического развития

Классификация причин общего отставания в развитии. Что такое зпр и какие признаки задержки развития у ребенка. Причины задержки психического развития

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

План:

Введение.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Список литературы.

Введение.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» - по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3-4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм - это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое - наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа - задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.

Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?

Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.


Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.

Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.

Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.

Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.

Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.

Менее распространенные причины

Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.

Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.


Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.

Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.

Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.

По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:

  • биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
  • социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).

Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.

Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

Вид ЗПР Основные характеристики
Конституционная Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте.
Психогенная Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека.
Соматогенная Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия.
Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме).
К последствиям соматогенной ЗПР относятся:

Капризы без причины;
повышенная нервозность;
страхи;
нездоровые комплексы.

Церебрально-органическая Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости.

Отличия ЗПР от умственной отсталости


Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:

  • умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
  • дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
  • у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.

Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.

Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.

Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка

Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.

  1. Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
  2. Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
  3. Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
  4. Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
  5. Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
  6. Развиваются различные нарушения речи.
  7. У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
  8. Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.

Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР

Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.

  1. Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
  2. Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.

Осложнения и последствия при задержках психического развития


Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.

Особенности диагностики задержек психического развития

Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.

Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.

Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:

  • речевое развитие;
  • восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
  • мышление;
  • память;
  • изобразительная деятельность;
  • умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
  • навыки школьного обучения;
  • уровень самосознания и коммуникабельности;
  • внимание.

В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.

Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте

Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.

Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.


После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.

Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.

Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:

  • гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
  • антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
  • Глицин;
  • Аминалон, Пирацетам;
  • Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
  • лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.


Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!

Последние несколько лет к проблеме задержки психического развития наблюдается повышенный интерес. Связано это с тем, что такое отклонение в психическом развитии является неоднозначным, существует множество причин, предпосылок и следствий его возникновения. Поэтому данное явление, такое сложное по своей структуре, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Задержка психического развития (ЗПР) относится к категории слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет таких тяжелых патологий развития, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, двигательной системы, слуха или зрения. Главные трудности, которые такие дети испытывают, связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией.

Происходит это потому, что темпы созревания психики при задержке развития замедлены. Кроме того, у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться как по степени, так и повремени проявления.

Попытаемся выделить ряд особенностей развития, характерных для большинства детей с задержкой психического развития.

Наиболее яркий признак ЗПР - незрелость эмоционально-волевой сферы ; то есть, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. У таких детей также наблюдаются нарушения внимания : неустойчивость,сниженная концентрация,повышенная отвлекаемость. Могут присутствовать повышенная двигательная и речевая активность . Именно такой комплекс нарушений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность) в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) .

Нарушение восприятия обычно проявляется в затруднениях при построении целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая особенность восприятия обычно является причиной ограниченности знаний об окружающем мире. Также нарушены скорость восприятия и пространственная ориентировка.

Память у детей с ЗПР также имеет определенную особенность:они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем информацию словесного характера.

Темп развития речи при ЗПР, как правило, также замедлен. Другие же особенности речевого развития обычно зависят от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одних случаях может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, в других случаях наблюдается системное недоразвитие речи.

Отставание в развитии мышления при ЗПР обнаруживается в первую очередь во время решения задач словесно-логического характера. К началу школьного обучения дети с ЗПР, как правило,не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является непреодолимым препятствием на пути к освоению общеобразовательной программы обучения. Однако, программа эта должна быть скорректирована в соответствии с особенностями развития ребенка.

Причины ЗПР

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие:

1) Неблагоприятное течение беременности: болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозы, особенно второй половины беременности; токсоплазмоз; интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2) Патология родов: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); асфиксия новорожденных и ее угроза.

3) Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Типы ЗПР

Задержку психического развития принято делить на четыре группы:

1) ЗПР конституционального происхождения . Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс особенностей поведения.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

2) ЗПР соматогенного происхождения - к этой группе относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это приводит к замедлению темпов развития психики.

Сюда же обычно относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители излишне заботятся о своем ребенке, не отпускают его ни на шаг, все делают за него. В такой ситуации близкие препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Следует отметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление облегчить ему жизнь в итоге отрицательно сказываются на развитии детской психики.

3) ЗПР психогенного происхождения - причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье есть агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может способствовать нерешительности, несамостоятельности, отсутствию инициативы, боязливости и патологической застенчивости ребенка.

Таким образом, в данном случае наблюдается явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Следствием этого является отсутствие у ребенка представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

4) ЗПР - церебрально-органического происхождения - встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Причиной возникновения этого типа ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР присутствует так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД) - комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.

Код по МКБ-10

Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).

Эти патологии имеют ряд общих характеристик:

  • проявляются с детского возраста;
  • протекают ровно, без обострений;
  • страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.

Темповая задержка в развитии ребенка сказывается не только на качестве обучения , но и на взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Часто пациенты с ЗПР не могут выстроить межличностные отношения с окружающими людьми, страдают поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Классификация

Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:

1. ЗПР конституционального характера

В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр - уступают им в силе и ловкости.

В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.

2. ЗПР соматогенного характера

Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.

В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:

– нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
– возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
– узкий кругозор ребенка.

3. ЗПР психогенного характера

Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.

В данном случае болезнь характеризуется:

– незрелостью эмоций;
– отсутствием элементарной самостоятельности;
– поведенческим инфантилизмом;
– высоким уровнем тревожности.

4. ЗПР церебрально-органического характера

Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.

Воспитатели и методисты сразу замечают:

– плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
– отсутствие мотивации к обучению;
– снижение памяти;
– речевые нарушения;
– неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).

Причины возникновения

К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:

генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
– травматические эмоциональные переживания;
– мозговые дисфункции.

Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше , в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.

В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.

ЗПР: симптомы и признаки

Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследовани я детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.

С амостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.

Например, характеристика на ребенка с зпр для пмпк включает ряд параметров, обследованных методами наблюдения, анкетирования, тестирования. Документ описывает физическое и психологическое развитие воспитанника (ученика), уровень его знаний, умений, навыков, умение концентрироваться, поведенческие реакции и многое другое.

Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально . У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.

Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.

Лечение

Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии .
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.

В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия . Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.

Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.

Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.

Видео:

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Задержка психического развития относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.

Причины ЗПР.

1. Биологические:

патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

недоношенность;

асфиксия и травмы при родах;

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

генетическая обусловленность.

2. Социальные:

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения. К. С. Лебединская (Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983.

Классификация ЗПР.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм).

Эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития, которая не соответствует фактическому возрасту ребенка. Дети своим поведением напоминают детей более младшего возраста. У них наблюдается

Повышенный фон настроения

Игровые интересы. Эмоции у них яркие, однако, поверхностные и нестойкие.

Эти дети испытывают затруднения в обучении, связанные с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом. Эти дети не могут обучаться в обычной общеобразовательной массовой школе и нуждаются в коррекционно-развивающем обучении. Сегодня во многих массовых школах для обучения и развития таких детей- с зпр - создаются классы КРО. Обычно ученики классов КРО догоняют своих сверстников в течение начальной школы и в 5 классе могут обучаться с обычными детьми. В классах КРО они эмоционально и личностно развиваются при наличии специалистов. С ними работают логопед, психолог, дефектолог, и специальный педагог-дефектолог.

2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери).

Обусловлено длительной соматической недостаточностью различного соматического происхождения.

Хроническими инфекциями

Аллергическими состояниями

Врожденными или приобретенными пороками развития соматической сферы (сердца, почек, легких и пр.)

Детскими неврозами

Астенией (слабостью)

Всё это может привести к снижению тонуса, нередко имеет задержки физического и эмоционального развития (соматогенный инфантилизм, который, как правило,

обусловлен рядом невротических наслоений: неуверенность, боязливость, ощущение своей физической неполноценности и ограничений)

Такие дети, «домашние», - у них вследствие этого ограничивается круг общения, нарушаются межличностные отношения, которые мешают их социализации.

Эти дети требуют санаторных условий - условий отдых. сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения.

3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка).

Связано с неблагополучными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Что это за неблагополучные условия среды?

1) рано возникшие

2) длительно действующие

3) оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, Это может привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушениям вегетативных функций (нарушениям периферической сферы - ребенок краснеет, потеет), а затем - к нарушениям психических функций и. в первую очередь, эмоционального развития.

4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

У этих детей - органические поражения мозга не разлитые, а очаговые, локальные и не вызывают стойкого нарушения познавательной деятельности - не приводят к умственной отсталости. Этот вариант зпр встречается наиболее часто - до 90%. В 90-е годы детей с зпр 4-го вида называли «дети с временной задержкой психического развития или минимальной задержкой пр» Для детей 4-го вида зпр характерно выраженное нарушение в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 136с.

Особенности проявления ЗПР.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка. В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью. Наиболее характерная особенность этих детей - несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.

В практической психологии факт появления задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей, вводится понятие психологическая запущенность. Основным психотравмирующим фактором считается сама система обучения (И.В. Дубровина). В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается в качестве обучаемого объекта, возможны различного рода дидактогении. Можно говорить о предрасположенности некоторых детей к педагогическим воздействиям и об их специфическом развитии. Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР. Практика показывает, что нередко плохая успеваемость учащегося отождествляется с задержкой его психического развития. В итоге деформированного педагогического воздействия возникают состояния ЗПР, поэтому нельзя игнорировать и роль «школьного фактора».

Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР. «Клиническая характеристика детей с ЗПР»; Составители: Доктор психологических наук Т.А. Власова, кандидат психологических наук К.С. Лебединская и В.Ф. Мачихина. - 1993

Особый вопрос в проблеме ЗПР, отмеченный Т.А. Власовой, состоит в прогностической неоднородности. Экспериментальные данные различают следующие варианты прогнозов:

1) постепенное улучшение развития;

2) та же динамика, прерываемая возрастными кризисами;

3) развитие стойкого негрубого дефекта;

4) регресс формирования состояния.

Каждый вариант прогноза определен интенсивностью и длительностью воздействия формирующих факторов. Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы:

1) синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

2) синдром психического инфантилизма;

3) церебрастенический синдром;

4) психоорганический синдром.

Перечисленные синдромы могут встречаться как изолированно, так и в разных комбинациях.

Учитывая тот факт, что у детей с ЗПР регистрируются изменения нейрофизиологического развития структурно-функциональной организации мозга, следует сказать, что у таких детей существуют объективные основания для нарушений психического развития. Хрестоматия: «Дети с ограниченными проблемами: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании»: - М.: 1995. - 426с

Синдром СДВГ. Основным проявлением этого синдрома является расстройство внимания. В качестве базовой причины СДВГ называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами.

В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностыо процессов возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.

Синдром психического инфантилизма. При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнце-фальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная самооценка, несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.

Церебрастенический синдром . У детей с этим синдромом регистрируются повышение внутричерепного давления, неврологические расстройства, нарушение функций вегетативной системы (обмена веществ), расстройство сна и т. д. Разбалансированность процессов на психическом уровне проявляется в перепадах и резкой смене настроения ребенка, неустойчивости эмоционального тонуса.

В психической сфере этот синдром проявляется, прежде всего, в выраженной и избыточной переутомляемости, особенно при умственных нагрузках. Ребенок объективно может выдерживать умственное напряжение ограниченное время. Быстрое наступление переутомления, в свою очередь, ведет к истощению нервной системы, вследствие чего и возникают неврологические и вегетативные нарушения.

Процесс обучения детей с синдромом церебрастении предполагает дозированность учебных нагрузок, снижение темпа освоения учебного материала.

Психоорганический синдром . Связан с поражениями структур головного мозга: лобной части, центральной, височной, височно-теменной или затылочной областей. Чем раньше возникли нарушения головного мозга, тем глубже дефект психического развития и тем более комбинаторными будут его проявления. При психоорганическом синдроме наиболее выраженными являются нарушения центральной и периферической нервной системы, что в психической сфере проявляется в инертности и медлительности интеллектуальной деятельности, двигательной разбалансированности, эмоциональной нестабильности. Волевая регуляция состояний формируется с заметным отставанием и нарушениями.

Таким образом, задержка психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

Тем не менее, в психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) в сенсорно-перцептивной сфере -- незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

2) в психомоторной сфере -- разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мыслительной сфере -- преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

4) в мнемической сфере -- преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания -- над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5) в речевом развитии -- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

6) в эмоционально-волевой сфере -- незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

7) в мотивационной сфере -- преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

8) в характерологической сфере -- усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. «Клиническая характеристика детей с ЗПР»; Составители: Доктор психологических наук Т.А. Власова, кандидат психологических наук К.С. Лебединская и В.Ф. Мачихина. - 1993



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух