Банк диагностических методик "готовность к школьному обучению". Исследование уровня познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта Тест бернштейна узнавание фигур для дошкольников

Банк диагностических методик "готовность к школьному обучению". Исследование уровня познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта Тест бернштейна узнавание фигур для дошкольников

Анализ пищевода или тест Бернштейна проводят для проверки мускульного движения и сжатия, силы и координации пищевода. Тест Бернштейна включает следующие исследования:

  • Анализ на кислотность пищевода или pH-мониторинг – они необходимы для того, чтобы измерить содержание pH в пищеводе. Низкий уровень предполагает рефлюкс кислоты.
  • Манометрия пищевода измеряет характер и силу сокращений мышц пищевода.

Причины проведения теста Бернштейна

Существует несколько причин для проведения данного анализа:

  • Он помогает выяснить, ощущается ли боль в груди в следствии ЖПР (желудочно-пищеводного рефлюкса)
  • Может установить причины, предшествующие симптомам ЖПР
  • Проверяет насколько эффективно лечение ЖПР
  • Устанавливает природу спазмов пищевода и боли в груди
  • Ведет наблюдение за тем, соответствует ли норме работа пищевода

Подготовка

  • За день до теста откажитесь от приема антацидов, средств для снижения кислоты.
  • Врач также скажет, какие другие медикаменты стоит избегать перед тестом.
  • За день до теста исключите алкоголь.
  • За 17 часов до проведения исследования необходимо прекратить прием пищи.
  • Необходимо сообщит врачу о других проблемах со здоровьем, таких как, болезни сердца, сердечная недостаточность и варикозное расширение вен пищевода.

Процедура

Во время процедуры ваши нос и глотка будут под анестезией. В ваш нос будет вставлена узкая трубка, которая будет проходить через глотку в желудок. Это может вызвать у вас рвотный рефлекс. Чтобы преодолеть данное ощущение, рекомендуется медленно дышать и сконцентрироваться на дыхании. Во время процедуры ваше кровяное давление и пульс будут отображаться на мониторе.

PH-мониторинг

Зонд, проходящий через нос/рот в нижний пищевод, используется для слежения за уровнем pH.
За дальнейшими деталями о проведении теста обратитесь к вашему врачу.

Ощущения после теста

  • Когда зонд поместят в пищевод, вы почувствуете рвотные позывы, а смазка может показаться отвратительной на вкус.
  • Если будет добавлено большее количество кислоты в желудок, у вас может начаться изжога.
  • Горло может быть воспалено, но эти ощущения пройдут через несколько дней.

Возможные риски

Риски могут быть следующие:

  • Вы можете ощущать нерегулярное сердцебиение.
  • Трубка может случайно попасть вместо пищевода в дыхательное горло.
  • Трубка может сделать отверстие в пищеводе.

Результаты

Обычно через несколько часов результаты исследования вы можете узнать у своего врача.

На чтение 4 мин. Просмотров 3.3k.

Дошкольная диагностика — Методика «Узнавание фигур»

Чтобы изучить возможности восприятия и узнавания, а также зрительной памяти (кратковременной) следует использовать методику под названием «Узнавание фигур».

Для этого ребенку предлагают бумагу с изображенными фигурами, которые он должен тщательно рассмотреть.

При этом дети первого уровня успешности качественно изучают все предоставленные фигуры и максимально концентрируют свое внимание. Причем они демонстрируют высокую эффективность, находя от 6 до 8 фигур из всех 9.

Те дети, которые запомнили меньшее число фигур (5 из 9), отличаются меньшей концентрацией внимания, потому относятся ко второму уровню .

Третий уровень – это те, которые в случае непроизвольного запоминания выделяют от 3 до 4 фигур из 9. Если же задание повторяется, и руководитель ставит задачу запомнить фигуры, то результативность становится 5-7.

Четвертый уровень – это дети, которым удалось узнать не более 3 фигур.

Дошкольная диагностика сенсомоторной координации, психических процессов — произвольного внимания, степени сформированности представлений в пространстве, а также точной моторики руки осуществляется применением методики именуемой «Домик».


Ребенку ставят задачу срисовать картинку с образца (домик). При этом некоторые части этого домика – это элементы прописных букв. Такое упражнение проверяет возможности ребенка по точному копированию образца, который нарисован на доске. При этом ребенок может смотреть на него неограниченное время. Нет ограничений и по периоду выполнения проверки.

Первый уровень успешности – это выполнение данного задания почти безошибочно. Все элементы образца правильно размещаются относительно друг друга, а также в пространстве. Вертикальная и горизонтальная ось сделанного рисунка не смещается. Выполняя задачу, ребенок собран и сосредоточен. В процессе выполнения ребенок часто смотрит на источник.

Второй уровень – дети, успешно выполнившие задачу, но с 2-3 неточностями либо ошибками. Это может быть незначительное нарушение пропорций отдельных элементов касательно друг друга, небольшое изменение размера рисунка, пропуск некоторых элементов и пр. Проверяя собственную работу, дети видят неточности и корректируют их.

Третий уровень – существенное нарушение пропорций самого рисунка и его частей друг к другу. Некоторые элементы могут отсутствовать или располагаться в пространстве неправильно. Некоторые детали либо весь рисунок смещается по оси. Ошибок может быть 4 или 5. При выполнении задачи дети отвлекаются. Ошибки исправляют исключительно, когда им на них укажут.

В рисунках детей, отнесенных к четвертому уровню , нет отдельных частей. Кроме того, некоторые элементы могут быть размещены за пределами контура изображения либо отдельно.

Возможны повороты элементов или всего изображения на 90-180 гр. При осуществлении работы дети почти не смотрят на образец. Даже прямое указание на неточность либо ошибку не провоцирует ее корректировку. При этом число ошибок возрастает к 6 или больше.

В процессе копирования к ошибкам относится:

  • замена одной детали другой;
  • отсутствие детали. При этом правая, а также левая сторона забора – это отдельные части.
  • разрывы линий в местах их соединения;
  • некорректное изображение деталей;
  • увеличение либо уменьшение всего изображения либо его элементов больше, чем в два раза;
  • выход за пределы штриховочных линий;
  • изменение наклона линий больше, чем на 30 градусов;
  • некорректное размещение изображения в пространстве.

При этом протокол проведения тестирования обязательно должен содержать такие данные:

  • какой рукой осуществляется рисование фигур;
  • как быстро ребенок чертит линии элементов рисунка: медленно или быстро;
  • как ребенок взаимодействует с образцом изображения: проводит ли линии в воздухе, часто ли сверяется с ним, повторяет контуры имеющегося рисунка, сверяет ли уже нарисованное собственноручно с имеющимся образцом или рисует, полностью полагаясь на собственную память;
  • отвлекается ли ребенок во время своей работы на посторонние шумы или предметы;
  • после завершения работы над рисунком, сверяет ли ребенок его с имеющимся образцом.

Анализируя детскую работу, необходимо учитывать параметры созданных линий. Если они очень «лохматые» либо жирные, то, скорее всего ребенок тревожен. Правда, такие выводы не делаются, основываясь исключительно на рисунке.

Такое подозрение обязательно должно быть проверено экспериментальным способом. Для этого используется дошкольная диагностика, применяются специальные методики проверки уровня тревожности ребенка, которые помогают точно определить результат.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 70»

«Готовность к школьному обучению»

Банк диагностических методик

Составила: Романова И.В.

педагог-психолог МБДОУ № 70

г. Братск

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание целого комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований.

Значимым направлением работы педагогов-психологов ДОУ и школы по преемственности является создание единой карты индивидуального развития детей. Данная карта позволяет отследить достигнутый уровень развития ребенка в период старшего дошкольного возраста и в период начального школьного обучения, а также увидеть перспективу индивидуального развития конкретного ребенка, вовремя скорректировать траекторию его образовательного процесса. В карте отражены индивидуальные особенности эмоциональной сферы, поведения, общения со взрослыми и сверстниками, уровень познавательной сферы (тип восприятия, внимания, памяти, мышления), а особенности развития мелкой моторики, типа работоспособности и речевого развития.

Сформирован банк диагностических методик «Готовность к школьному обучению», который включает в себя:

1. «Узнавание фигур» (Бернштейн Н.А.) Цель: выявить особенности развития зрительной памяти

2. «10 слов» (Лурия А.Р.). Цель: вывить особенности слуховой памяти.

3. «Четвертый лишний» (Савенков А.И.). Цель: выявить особенности развития элементов логического мышления.

    «Последовательность событий» (Бернштейн Н.А.). Цель: выявить особенности развития элементов логического мышления.

5. «Проставь значки» (модификация теста Пьерона-Рузера). Цель: выявить особенности развития внимания, способности распределения внимания

6. «Домик» (Эльконин Д.Б.). Цель: выявить уровень произвольности регуляции деятельности.

    «Мотивационная готовность» (Гинзбург М.Р.). «Отношение к школе»

    «Эталоны» (Дьяченко О.М.) Цель: выявить особенности зрительного восприятия.

    «Ориентационный тест школьной зрелости» К-Йирасика

    «Два дома» (Марциновской Т.Д.) Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

    «Какой Я?» (Немова Р.С.)

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛГИЧЕСГОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Ф. И. ребенка, дата рождения Иванов Петр, 04.04.2010 г . МБДОУ «ДСКВ №70»
Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Особенности развития

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Социально-личностное развитие

Эмоциональная сфера

тревожность

-

-

-

-

агрессия

-

-

-

-

страхи

-

-

-

-

поведение

активность

произвольность

саморегуляция

темп

самооценка

В

В

В

В

Общение со взрослыми

идет на контакт

+

+

+

+

Проявл проявляет инициативу

+

+

+

+

отношение

+

+

+

+

социальный статус

прин

прин

прин

прин

Общение со сверстниками

идет на контакт

+

+

+

+

проявляет инициативу

+

+

+

+

отношение

+

+

+

+

социальный статус

прин

прин

прин

прин

Познавательная сфера

Восприятие

эталонный тип

-

-

-

-

смешанный тип

+

+

+

+

синкретический

-

-

-

-

Внимание

произвольное

объем

устойчивость

концентрация

Память

зрительная

слуховая

кратковременная

долговременная

Мышление

наглядно-действен.

наглядно-образное

логическое

Мелкая моторика

ведущая рука

прав

прав

прав

прав

сила нажима

норм

норм

норм

норм

наличие синкенизии

-

-

-

-

направление штриховки

неритм.

неритм.

ритм.

ритм.

Тип работоспособности

медленный

+

+

+

+

средний

-

-

-

-

быстрый

-

-

-

-

Речевое развитие

соответствует

-

-

-

-

Тест «Узнавание фигур» (тест Бернштейна)

Для детей 6-7-ми лет

Ребенку предъявляют для запоминания таблицу 1, где нарисованы 9 геометрических фигур-эталонов.

Инструкция.

Взрослый говорит: «Рассмотри внимательно фигуры, которые я покажу, и постарайся их запомнить». Время демонстрации 10 сек. Сразу после показа предъявляют табл. 2, где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал. Оценка результатов.

Очень высокий - 9 фигур узнаны верно.

Норма - 7-8 фигур (для 7 лет).

Низкая норма - 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет - норма).

Низкий результат - меньше 6 фигур.

«Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

    Объем слухоречевого запоминания;

    скорость запоминания данного объема слов;

    объем отсроченного воспроизведения;

    особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);

    особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Оборудование .

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Методика «Исключение четвертого лишнего»

Цель : исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Стимульный материал : картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики : ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития . 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.



МЕТОДИКА
"ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ"

ОПИСАНИЕ
Методика предложена А.Н. Бернштейном.
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.


Ребенок должен выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.
Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является следующая последовательность событий: семья обедает, потом моется посуда, в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей и их отношения. Например, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, в которой первый мальчик плачет.

После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.
Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Наименование серии и замечание экспериментатора

Раскладка

Объяснения испытуемого

...

ИНСТРУКЦИЯ. «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда вторую, третью..., а сюда последнюю».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

Высокий уровень понятийного мышления – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

МЕТОДИКА «Проставь значки»

(модификация теста Пьерона-Рузера).

Цель исследования : определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

очень высокий

91-99

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

МЕТОДИКА «ДОМИК»

(на начало года по Гуткиной Н.И. и на конец года Эльконину)

Цель: выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Описание: ребенку предлагают срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.

Оборудование: простой карандаш, лист бумаги, образец с изображением домика, протокол для фиксации параметров, лист формата А4.

Инструкция : «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш, тебе нужно нарисовать точно такую картинку как на этом рисунке. Не торопись, будь внимателен. Постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как образец. Если ты что-то не так нарисовал, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а поверх неправильного нарисовать правильное. Тебе задание понятно? (уточняющих инструкций нет).

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:

Отсутствие какой-либо детали (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика);

Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза;

Неправильно изображенный элемент рисунка;

Неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) – 1 балл;

Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов;

Разрывы в линиях, там где их не должно быть;

Одна линия заходит за другую.

Оценка результатов.

Высокий уровень – нет ошибок (дети 6 лет – 2-1 ошибка – высокий уровень)

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – много ошибок

Методика «Мотивационная готовность»

(разработана М. Р. Гинзбургом)

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально.

Инструкция

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». Показывается картинка, которая характеризует внешний мотив (Графический материал).

Второй мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился». Показывается картинка, в основе которой учебный мотив .

Третий мальчик сказал: «Я хотел бы пойти в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Показывается картинка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив ).

Четвёртый мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что я большой. В школе я буду чувствовать себя большим, а в садике я чувствую себя маленьким». Показывается картинка, на которой изображены две схематические фигурки взрослого и ребёнка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого - портфель в руках, у ребёнка - игрушечный автомобиль (позиционный мотив ).

Пятый мальчик сказал: «Я хочу пойти в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем хочешь». Показывается картинка, на которой схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хочу ходить в школу, чтобы получать пятёрки». Показывается картинка с изображением фигурки ребёнка с тетрадкой в руках (мотив оценки ).

После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты бы хотел учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов . Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный выбор

Выборы

Внешний мотив - 0 баллов;

учебный мотив – 5 баллов;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

отметка - 2 балла;

игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.



«Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка результатов и интерпретация

Правильно отмеченные картинки:

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже – низкий

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой . На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

2 -й тип. Дети со смешанной ориентировкой , которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой : при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Возраст: Дошкольный 5-7 лет.


Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей

- тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
- копирование фразы из письменных букв;

- срисовывание точек;

- опросник.

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Первая страница чистая. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп, или Ей дан чай, или I am sitting.

Внизу вы рисуете группу точек. Правая половина листа – для задания по срисовыванию.

Сидеть ребенок должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

а) Тест “Рисунок человека”.

Задание. “Здесь (показывается где) нарисуй какого-либо дядю, (мужчину) как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. Если ребенок спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. В таком случае не настаивайте – это вам информация на размышление. (Такой отказ, предположительно, может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления (Но не делайте сразу поспешных выводов - причиной может быть плохое настроение или предшествующее напряжение).

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла : выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание. “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:

Он ел суп.


Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек.

Задание. “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл
: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – вполне средний уровень;
13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительных занятиях, исследованиях и т. п.
(а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

Лист для двух заданий выглядит так.

г) Опросник.

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)


Днем светло, а ночью...
(темно = 0; неправильный ответ = -4)

Небо голубое, а трава...
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; еправильный ответ = -1)

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0; неправильный ответ = -1)

Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) = 4;
одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4;
одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) = 0)

Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование и дополнительные занятия.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: « Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

    Популярные ” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

    Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

    Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

    Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

    Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

    Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

    Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

    Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.


Методика “Какой Я?”

Предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

Протокол методики “Какой я”

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

    1. балл - очень низкий

    Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

    Протокол «Готовность к школьному обучению»

    ФИ ребенка

    Восприятие

    память

    мышление

    внимание

    Моторика

    К-Йирасик

    самооценка

    Два дома

    Отношение к школе

    Мотив.

    Темп

    Вед.рука

    Слухов

    Зрит

    4 лиш

    Последов

    Кор проба

    Домик

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    * общий уровень развития психических процессов :

      Высокий (В): 18-15 баллов;

      Средний (С): 14-10 баллов;

      Низкий (Н): 9- 6 баллов.

    ** уровень психологической готовности к обучению в школе :

      Высокий (В): 21-17 баллов;

      Средний (С): 16-12 баллов;

      Низкий (Н): 11- 7 баллов.

Умение последовательно воспроизводить события - важное качество сформировавшейся личности. Процесс овладения этим навыком начинается в раннем детстве. Определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление и способность воссоздавать порядок действий или явлений, поможет методика Александра Николаевича Бернштейна «Последовательность событий».

Характеристика методики А.Н. Бернштейна

Методика «Последовательность событий» была разработана под руководством Александра Николаевича Бернштейна - представителя известной в России и зарубежом династии психологов. В начале ХХ века он занимался изучением возможностей психоанализа в области исследования умственных способностей. В рамках этой работы был создан ряд приёмов, позволяющих определить уровень развития интеллекта.

Тест «Последовательность событий» направлен на:

  • выявление уровня сообразительности ребёнка;
  • диагностику умения выстраивать логические умозаключения и устанавливать связи между событиями и явлениями;
  • выяснение способности испытуемого обобщать факты.

Благодаря тому, что тест проводится в устной форме, экспериментатор может сделать вывод ещё и о том, насколько хорошо у малыша сформирована речь.

Применять методику рекомендуется для тестирования детей 5–12 лет – в период поступления в школу и начала обучения в среднем звене, когда происходит активное умственное развитие. Стимульный материал представляет собой набор из 5 карточек с 2–8 картинками на каждой, которые между собой объединены одним сюжетом. Задача испытуемого - определить последовательность произошедших на иллюстрациях событий и рассказать историю. Изображения представлены в двух вариантах:

  • с очевидной фабулой, когда герои попадают в ситуацию, о характере которой можно судить по изображению (например, цыплёнок залез в лежащий на земле дымоход, а вылез оттуда вымазанным в саже - такая карточка подходит для детей 5–7 лет);
  • со скрытым сюжетом (в этом случае испытуемому 8–12 лет понадобится использовать определённые знания о каких-то явлениях природы, закономерностях окружающего мира).

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, но для тренировки логического мышления картинки теста могут применяться и в организации групповой письменной работы (в этом случае обсуждение сюжета с детьми ведётся коллективно). Чтобы исследование было информативным, важно проводить его в атмосфере доброжелательности и спокойствия.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Экспериментатор объясняет ребёнку суть задания: «Давай поиграем в составление рассказа. Я положу перед тобой фрагменты одной картинки, которые перепутались между собой. Тебе придётся сложить их так, как задумывал художник».
  2. Затем малыш приступает к рассмотрению изображения и начинает его собирать.
  3. Когда всё готово, организатор теста просит ребёнка составить по получившейся картинке рассказ.
  4. В случае ошибки в повествовании взрослый задаёт испытуемому наводящие вопросы («Куда залезли цыплята, что так испачкались?»), цель которых - стимулировать смекалку малыша, а также научить его исправлять свои же ошибки. Если ребёнок настойчиво повторяет одно и то же нарушение сюжетной линии, то необходимо почётче подтолкнуть его к пониманию развития событий («Смогла бы птица попить воды, если бы не увидела камешки рядом с кувшином?»). Когда и после второй подсказки ребёнок не справляется с заданием, организатор рассказывает ему, как должно быть, и просит повторить, снова разложив картинки.

В работе с маленькими детьми поддержка взрослого заключается в том, чтобы проследить, не расположены ли части перед ребёнком вверх тормашками. Учащимся среднего звена помощь уже не нужна.

Если результаты тестирования в дальнейшем не потребуются, все полученные сведения можно записывать в свободной форме, не формируя протокол

По итогам теста формируется протокол:

Экспериментатору, прежде чем заполнять форму, следует внимательно посмотреть на порядок, которым руководствовался ребёнок, выстраивая элементы. Записывать в отчёт его можно, выслушав рассказ испытуемого до конца (например, 5, 3, 2, 1, 4).

Файл: Картинки к диагностике «Последовательность событий»

Обработка и интерпретация результатов

Знаменитая английская писательница Агата Кристи говорила: «Неопровержимая логика характерна только для ненормальных людей».

На основании проделанной работы экспериментатор может сделать следующие умозаключения об интеллектуальном уровне развития испытуемого:

  • высокий – малыш сам установил последовательность изображений (даже с 1 ошибкой), придумал логичный рассказ, связно рассказал историю;
  • средний – ребёнок воспроизвёл порядок событий, но рассказ составить не смог, лишь позднее подхватил наводящие вопросы взрослого и в конце концов сформулировал историю;
  • низкий – испытуемый не смог выставить картинки в правильном порядке, а также отказался составлять рассказ или же:
    • по карточкам, расставленным самостоятельно, придумал абсолютно нелогичное повествование;
    • придуманный сюжет не соответствует изображениям;
    • каждую картинку испытуемый описывает как отдельную историю;
    • малыш просто называет отдельные нарисованные на листе предметы.

Развить логику и внимательность поможет чтение с ребёнком вслух и обсуждение прочитанного

Кроме этого, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует ряд сопутствующих факторов:

  • Если испытуемый с удовольствием подхватывает подсказки взрослого, то это говорит о том, что развитие логического мышления малыша находится в пределах нормы, но может быть немного инертным. Для активизации мыслительных процессов ребёнку нужно как можно чаще читать вслух и выполнять задания после чтения (например, отвечать на вопросы, воспроизводить последовательность событий узнанной истории). Когда испытуемый не понимает замечаний взрослого, то следует обратить внимание на стиль общения с малышом. Возможно, на него в семье часто кричат, потому он и не вслушивается в слова экспериментатора.
  • Если речь ребёнка связная, грамматически верно построенная, то образно-логическое мышление у испытуемого находится на высоком уровне. При нарушениях грамматики языка малыша нужно тренировать. Для этого необходимо просить его комментировать всё происходящее вокруг - так испытуемый научится связывать образы с описанием в своём сознании.
  • Если тестируемый изъясняется лаконично, то, скорее всего, это особенность его темперамента, а вот в случаях излишней детализации и связанных с этим отвлечений можно говорить о низком уровне процессов обобщения.

Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» поможет узнать, умеет ли ребёнок логически рассуждать и выстраивать причинно-следственные связи, что важно для успешного обучения малыша в школе. Допускается также использовать её и для тренировки обозначенных навыков.

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух