Организация научно проектной деятельности магистрантов в вузе. Современные проблемы науки и образования. Организация и методическое руководство научно-исследовательской работой

Организация научно проектной деятельности магистрантов в вузе. Современные проблемы науки и образования. Организация и методическое руководство научно-исследовательской работой

Проектная деятельность студентов магистерской программы осуществляется по трем ключевым направлениям:

· правовое сопровождение деятельности организаций (как коммерческих, так и некоммерческих, а также государственных и муниципальных), включая руководство соответствующими юридическими службами (In-house);

· оказание правовых консультационных услуг, включая создание и развитие юридического бизнеса, руководство юридическими фирмами (Legal Consulting);

· создание инновационных бизнесов, связанных с правом (LegalTech);

Все три направления взаимосвязаны и подчинены единой цели – сформировать прикладной инструментарий реализации юридической функции.

Успешная проектная деятельность предполагает как индивидуальную, так и активную командную работу, оперированию большими объемами знаний в современном информационном пространстве, способность структурирования проблем, принятие эффективных управленческих решений.

Основные задачи проектной работы:

Изучение ведущих международных и национальных практик в управлении юридическим бизнесом и организации работы юридической функции компании;

Выработка комплексного системного экономическо-юридического подхода к принятию управленческих решений в сфере юриспруденции;

Изучение мировых и национальных исследований в области юридического менеджмента, обсуждение их результатов, степени эффективности и возможностей применения в российских условиях;

Формирование предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков самостоятельной работы;

Разработка проектов стартапов в области юридического бизнеса;

Формирование навыков презентации и защиты полученных результатов,

Обучение организации стратегических сессий, мозговых штурмов и ситуационных анализов;

Выработка у студентов навыков экспертного анализа управленческой проблематики.

Проектная деятельность организуется в следующих формах:

Мастер-классы ведущих специалистов-практиков,

Подготовка, презентация и обсуждение докладов по актуальной междисциплинарной и межотраслевой тематике,

Проведение игровых (симуляционных) процессов и деловых (ролевых) игр,

Обсуждение проектов научных работ магистрантов (включая курсовые работы и магистерские диссертации) и др.

Особенности проектной работы, выполняемой студентами магистерской программы "Юридический менеджмент":

1) прикладной характер;

2) комплексный межотраслевой междисциплинарный подход;

3) практическая применимость полученных результатов;

4) оценка и систематизация международного и национального опыта;

5) выработка показателей оценки эффективности внедрения проекта.

Проектная работа может выполняться в малых группах или индивидуально.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In-house

1. Юридическая служба в системе управления современной организацией

2. Управление коллегией адвокатов

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

4. Юридическая служба в холдинге: построение эффективного взаимодействия юридических служб головной и дочерних компаний

5. Корпоративная культура юридической компании

6. Защита интересов собственников в деятельности юридической службы организации

7. Построение юридической фирмы "с нуля"

8. Юридические бутики

Legal Consulting

1. Лидерство и командообразование в деятельности юридической службы

2. Продвижение услуг юридической фирмы

3. Тайм-менеджмент руководителя юридической службы компании

4. Бренд юридической компании

5. Карьера в юридической индустрии

6. Особенности мотивации сотрудников юридической службы

7. Стратегия развития юридической компании

8. Бренд юридической компании

9. Продвижение услуг юридической фирмы

10. Руководитель юридической службы как топ-менеджер

LegalTech

1. Стартапы в LegalTech

2. Автоматизация и искусственный интеллект в деятельности юридической службы и в юридическом бизнесе

1

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Приводятся результаты анализа первого опыта разработки и внедрения модульной программы в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению – научно-исследовательская деятельность. Авторами проанализированы современные теоретические подходы к данной проблеме в условиях внедрения актуализированных стандартов третьего поколения и апробации стандартов четвертого поколения. Делается вывод, что в условиях нацеленности педагогического образования на развитие компетенций, необходимо представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Еще одним фактором подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает инструментарий для осуществления мониторинга и оценке уровня развития профессиональных компетенций.

магистратура

научно-исследовательская деятельность

компетенции

стандарт высшего профессионального образования

модульная программа

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания [Электронный ресурс] // URL: http://hischool.ru/userfiles/zvereva-komp.doc (дата обращения: 12.05.2015).

3. Инновации в оценке качества повышения квалификации педагогов: монография / Дука Н.А., Дука Т.Л., Дроботенко Ю.Б., Козулина А.П., Макарова Н.С., Мякишева М.В., Павленко Е.А., Тряпицына А.П., Чуркина Н.И., Филимонов А.А.: Под ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

4. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - №18 (156). Философия. Социология. Культурология. – Вып.12. – С.155–162.

5. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно–методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Козырева. – СПб.: Изд–во РГПУ ииим. А.И. Герцена, 2006. – 225 с.

В стандарте третьего поколения отмечено, что требования к результатам освоения основных образовательных программ формулируются на языке компетентностей (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Как отмечают исследователи, переход российских вузов на компетентностный подход - важный шаг в движении по пути вхождения в Болонский процесс . По-мнению, А.Г. Бермуса, компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц (стандарта). Общепризнанным в педагогической теории и практике является определение компетентности как способности к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности .

Компетентности являются не только прогнозируемым результатом обучения, но и выступают основанием определения логики и отбора содержания образования. Как отмечает Зверева Г.И. «должен произойти концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента… студент оказывается в центре всего образовательного процесса» .

В актуализированных стандартах не меняется методология организации образования, но серьезно скорректированы некоторые ориентиры. Анализ первых месяцев апробации стандартов показал педагогическому сообществу и государству, что первоначальная идеология ФГОС профессионального образования - задать обширный список компетенций, которыми должен овладеть специалист к моменту окончания вуза, не реализуется. Не только из-за неготовности преподавателей, но, прежде всего, по причине отсутствия прозрачных механизмов оценки компетенций.

В новой редакции стандартов и в стандартах четвертого поколения, внедрение которых запланировано через два года, вузы сами определяют комплекс видов деятельности, реализуемых в рамках основной образовательной программы (ООП), с учетом особенностей области будущей профессиональной деятельности, особенностей объектов деятельности и ее видов, на основе задач каждого вида деятельности. Так, в Омском педагогическом университете в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» было определено два ключевых вида деятельности (педагогическая и научно-исследовательская), третий вид деятельности детерминируется профилем программы. Каждый вид деятельности связан с решением определенных профессиональных задач. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность нам представляется приоритетной. В этом случае магистерская программа будет складываться из модулей исследовательской магистратуры. Потребность в открытии исследовательских программ обусловлена рядом социокультурных тенденций:

Повышением роли науки в современном обществе, которая проявляется в возросшей скорости распространения научной информация, преимущественно прикладном характере научных исследований, увеличении числа работников этой сферы;

Изменением содержания педагогической деятельности, в которой значительное место стала занимать творческая составляющая, для успеха которой педагог должен владеть навыками поиска и анализа информации, выбора методов исследования, определения адекватной методологии познания и деятельности и др.;

Научное сообщество осознало преимущества магистерского образования, признало его как оптимальную модель подготовки научных кадров. Эту тенденцию подтверждает постепенное сближение требований к оформлению, результатам магистерских и кандидатских диссертаций.

Открытие исследовательской магистратуры в высшем педагогическом образовании ожидается в ближайшие годы, но уже сегодня вузы осознают необходимость модульного принципа построения магистерских образовательных программ и усиливают их научно-исследовательскую направленность.

При этом анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно-исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно-исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему. За счет каких ресурсов, предлагаемых в актуализированных стандартах, возможно более качественно подготовить магистрантов к решению исследовательских задач?

Нам представляется, что нацеленность педагогического образования на развитие компетенций, предполагает представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Это достигается благодаря сочетанию компетентностного и модульного подходов в процессе формирования образовательных программ, что предусматривает учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

Компетентностный подход к построению образовательного процесса задает условия проектирования магистерских программ:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в научной сфере.

В содержании основной образовательной программы определено, что в области научно-исследовательской деятельности выпускники владеют способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6). Развитие данных компетенций, конечно, происходит на основе различных дисциплин, но в учебном плане есть курсы очевидной научно-исследовательской направленности.

В текущем учебном году три дисциплины, которые задают теоретическую базу для развития научно-исследовательских компетенций («Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Работа с научной информацией»), вошли в модуль «Научно-исследовательская деятельность» и стали преподаваться в первом семестре первого курса. Если первые два курса студенты и раньше изучали в первом семестре, то место последнего было определено в третьем семестре, когда большая часть студентов готовится к защите диссертации и проблемы, поднимаемые в курсе для них уже не столь актуальны. Единство модуля определяется разработкой общей программы, в которой согласованы тематика лекций и практических заданий, комплекс заданий для самостоятельной работы. Еще одним важным компонентом модульной программы стала научно-исследовательская практика, в рамках которой студенты выполняли задания, направленные на развитие профессиональных компетенций, формирование которых возможно только средствами научно-исследовательской деятельности.

Модуль «Научно-исследовательская деятельность» должен содействовать развитию научно-исследовательских компетенций на основе понимания: современных тенденций развития науки и образования, основ методологии, методов психолого-педагогического исследования; овладения практическими навыками и умениями разработки логики и программы психолого-педагогического исследования, отбора и использования адекватных на-учных методов.

Но, конечно, разработка и реализация модульной программы не принесет ожидаемых результатов, если не будет разработан адекватный инструментарий по мониторингу и оценке уровня развития компетенций. В условиях внедрения актуализированных стандартов разработкой оптимальных моделей оценивания заняты многие вузы. Так, коллектив преподавателей Московского технического университета (Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов) считают, что традиционные типы контроля в российских вузах могут применяться для текущей и промежуточной аттестации. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, учебных и производственных практик, НИРС. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Ученые отмечают, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) .

Для оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов необходимо сочетание различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля (который происходит во время защиты магистерской диссертации). Курсы, которые включены в модуль «Научно-исследовательская деятельность», уже сегодня содержат задания, направленные на развитие компетенций.

В программе курса «Методология научного исследования» содержание лекционных материалов и семинарских занятий строится в соответствии с логикой научного исследования. Магистранты знакомятся и осваивают: навыки работы с источниками научной информации; методы наблюдения и анализа педагогических явлений; учатся изучать и обобщать педагогический опыт, определять акту-альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали-фикационных работ. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы построены в русле подготовки студентов к выбору темы, определению научного аппарата, методологии, методов исследования. Например, к первому семинарскому занятию студенты должны выполнить следующие задания: составление списка научных журналов, которые могут использоваться для определения темы и при работе над диссертацией; составление микротезауруса ведущих понятий исследования; написание аннотации и рецензии на статью по теме исследования; презентация пяти сайтов, которые могут помочь при работе над проблемой исследования.

Помимо содержания образования, можно выделить ряд форм и методов обучения, которые применяли в модуле. Одним из действенных, является кейс-метод. В модульной программе использовалось создание и обсуждение различных типов кейсов, которые могут быть разработаны как преподавателем или магистрантом, что позволяет актуализировать и развивать навыки поиска нужной информации, определения содержания, разработки плана кейса, отбора необходимых диагностических инструментов, т.е. всех навыков, необходимых для реализации педагогического исследования.

Для магистерской подготовки, в рамках овладения научно-исследовательской деятельностью, актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских кейсов. Помимо освоения практики решения типовых исследовательских задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект - познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения.

В наборе форм и методов интерактивного обучения для магистрантов в модуле научно-исследовательской деятельности, важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из возможных форм промежуточного комплексного контроля готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, может быть научно-рефлексивный семинар. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, происходит критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания. В рамках апробации модуля основной образовательной программы педагогической магистратуры «Учитель основной школы» (модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса») был проведён научно-исследовательский семинар, который позволил не только подвести итоги по апробации, но и выйти на новые, исследовательские результаты. Семинар проходил после научно-педагогической практики, на которой магистранты должны были апробировать новые методы и приемы профессиональной деятельности, способствующие внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику основной школы. Семинар носил рефлексивный характер, магистранты определяли и анализировали причины трудностей, с которыми сталкивается учитель основной школы и которые испытывали они при построении деятельностных уроков. В результате анализа выделялось проблемное поле, определялись пути решения отдельных проблем.

Помимо оценки преподавателем уровня и качества овладения научно-исследовательской деятельностью, результативными могут быть различные формы самоаттестации, в литературе можно найти описание ее различных вариаций . Например, действенным методом промежуточного контроля признается составление портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Составление портфолио по научно-исследовательской деятельности позволяет пролонгировано оценить процесс становления педагога-исследователя в период, когда освоение модульной программы уже завершено. Как показывает практика применения данной формы оценивания, портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Объединить процесс освоения дисциплин, входящих в научно-исследовательский модуль, может и рабочая тетрадь, в которой будут собраны задания для самостоятельной работы по всем учебным курсам модуля. Главным условием ее разработки должна быть логика научно-исследовательской деятельности и ориентация всех заданий на тематику магистерской диссертации. В условиях работы по новому стандарту, когда значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно, такие учебно-методические разработки помогают организовать образовательное пространство магистранта, скрепляют в единый смысловой и деятельностный блок разные учебные курсы, координируют работу преподавателей. Переход на модульные программы меняет и процесс разработки учебно-методического комплекса, который в такой модели должен быть один, так же как и аттестационные материалы, система контроля и т.д.

Даже беглый взгляд на реализацию исследовательского модуля магистратуры показывает, что новые стандарты должны изменить всю систему работы в магистратуре, казалось бы, что они определяют только новые образовательные результаты, но как показывает первая практика их внедрения, достижение этих результатов невозможно без изменения всей логики и структуры образовательного процесса.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск;

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой химии и методики обучения химии Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Синицына Г.П., Чуркина Н.И. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАГИСТРАТУРЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20420 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 2

1 ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

2 ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов обеспечивает освоение не только основного содержания, но и предоставляет ссылки на дополнительные ресурсы и источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося. Электронная среда обеспечивает ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров, так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке. В электронном курсе возможна организация как индивидуальной работы, так и совместной. Научные семинары, проводимые посредством электронного ресурса, позволяют охватывать весь круг обучающихся, даже тех, кто не может лично присутствовать в университете. Информационные технологии обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

1. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. №2 (15). – С. 31 -34.

2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2014. № 4 (6). – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014–12–4/Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf.

3. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем»; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2016. – С. 214–216.

4. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 80–82.

5. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2003. – 24 с.

6. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 83–86.

7. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 3 (16). – С. 68–71.

8. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2016. – №1–1 (13). – С. 23.

9. Немова О.А., Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни) // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 48–50.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.П., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1. № 10. – С. 119–123.

Научно-исследовательская деятельность является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, которые творчески применяют в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований.

Активная информатизация образования с постоянно возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий делает вопрос организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде особенно актуальным.

Развитие новых технологий увеличивает количество информационных ресурсов и услуг, что обуславливает создание условий для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства и можно сказать меняет систему образования в целом.

Научно-исследовательская деятельность студентов в современной информационно-образовательной среде способствует развитию творческого потенциала обучающихся, эффективному приобщению их к научному творчеству и научной деятельности, повышает качество обучения студентов; формирует потребность непрерывного самосовершенствования в соответствии с инновационными процессами в науке, обществе, экономике; расширяет научные горизонты обучающихся; создает новые модели и формы взаимодействия в научном сообществе. Однако, при всех преимуществах организации научной работы в электронной среде, этот вопрос остается недостаточно разработанным.

Преимуществом организации научной деятельности магистрантов в электронной среде является мобильность обучающегося, так как научно-исследовательская работа включает поисковую деятельность. А электронная среда позволяет легко находить нужные ресурсы для выполнения этой задачи .

Отметим задачи научной деятельности магистрантов. К ним относятся:

Умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

Формулировка и разрешение задач, возникающих в ходе выполнения работ;

Выбор необходимых методов исследований, а также разработка новых методов;

Использование информационных технологий совместно с проведением научных исследований;

Получение результата, умение его анализировать и представлять в виде законченной научно-исследовательской разработки;

Умение оформить результаты своей работы и привести их в соответствие с требованиями нормативных документов привлекая современные средства редактирования .

Обеспечить организацию оперативной научной деятельности помогает такой электронный ресурс как электронная библиотека, к примеру КиберЛенинка, которая поддерживает распространение знаний по модели открытого доступа (Open Access), обеспечивает оперативный, а главное бесплатный доступ к научным материалам . Все научные тексты, легко можно найти с помощью поиска на сайте. Открыть научную библиотеку можно не только с помощью ноутбука или компьютера, но и на планшете и с экрана телефона.

В ходе подготовки магистрантов к осуществлению исследовательской работы различают два вида деятельности:

Научно-исследовательская работа магистрантов, встраиваемая в учебный процесс;

Научные исследования, дополняющие или проводимые параллельно учебному процессу .

Первый вариант работы магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания. В этом случае развиваются навыки научного творчества студентов, приобретение ими исследовательских умений . Развивается умение работать с учебной, справочной, научной литературой по выбранной теме исследования, что обеспечивает глубокое усвоение учебного материала. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов даст не только необходимый объем материала, который нужно усвоить, но и ссылки на источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося, послужат вспомогательным элементом. Для выполнения этого вида научно-исследовательской деятельности студенты выполняют курсовые работы, пишут выпускные квалификационные работы, то есть магистерские диссертации, тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также подтверждается участием магистрантов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях .

Второй вариант - научные исследования, проводимые параллельно учебному процессу, создают условия для реализации исследовательских умений, развивает инициативу, самостоятельность, предоставляет возможность творческой деятельности, воспитывает умение работать в коллективе. Совершенствовать творческую активность обучающегося через получение исследовательских знаний, умений и навыков - цель такого вида научной деятельности .

К особенностям организации деятельности магистеров следует отнести:

Ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров. Электронная среда в полной мере может предоставить эту возможность так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке, таким образом ориентируясь на потребность определенного магистранта.

Помощь магистранту в осуществлении осознанного выбора темы исследования. В электронной среде в индивидуальном порядке, как уже говорилось выше, преподаватель может обсудить ту или иную тему для научно-исследовательской деятельности .

Смещение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы магистранта на позицию сопровождения магистра .

Преподаватель ставит такие задачи, которые бы обогатили профессиональный опыт магистранта. В процессе работы преподаватель выясняет ожидания студентов. В электронной среде можно организовывать работу как в индивидуальном порядке, так и совместном со всеми обучающимися. Преподаватель поясняет возможные подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии. Преподаватель является координатором, в задачи которого входит оказание помощи студенту, проведение консультаций (индивидуальных или групповых) по разработке плана исследования, оказание педагогической поддержки магистранту в его самостоятельной работе.

Консультирование как особый способ взаимодействия преподавателей и магистрантов в процессе организации и осуществления научно-исследовательской работы . Консультирование в магистратуре, с одной стороны, является условием обеспечения целостного индивидуального образовательного процесса, а с другой стороны, выступает как самостоятельная структурная единица взаимодействия преподавателя и студента . Для того, чтобы реализовать успешное консультирование, преподавателю необходимо принять студента-исследователя, позитивно относиться к нему во время консультации, уважать его интерес к выбранной теме исследования, к проблеме, которую он стремится разрешить, предоставить самостоятельно выбрать стратегию разрешения проблемы в процессе взаимодействия, делиться опытом и принимать опыт самого студента. Итогом этого взаимодействия должна стать поддержка решений магистранта со стороны преподавателя, которая поспособствует развитию профессиональных компетенций обучающегося.

Осуществление командной работы при реализации разнообразных техник и технологий в педагогическом процессе . Грамотную организацию построения командной работы полностью обеспечит электронная среда обучения. Научные семинары проводимые посредством электронного ресурса имеют положительный результат, поскольку охватывают весь круг обучающихся, которые не могут присутствовать на собраниях в университете. Командная работа осуществляется для того, чтобы сформулировать исследовательские задачи, разработать пути их решения. Совместное решение научных проблем будет способствовать приобретению студентами ценностного опыта рефлексии, умению осуществлять межличностные коммуникации, поможет приобрести умение сотрудничать, складывающегося из взаимодействия со всеми участниками коллективной деятельности .

Знание и учет этих особенностей позволят грамотно организовать научно-исследовательскую деятельность в электронной среде, эффективно осуществлять эту деятельность магистрам. Вовлеченность в исследовательскую деятельность создает ситуацию проектирования собственной деятельности в своей профессиональной области. Грамотная организация научной деятельности позволит осуществлять качественную подготовку магистрантов.

Таким образом, информационные технологии, являясь неотъемлемой частью современной научно-исследовательской деятельности магистрантов, обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

Библиографическая ссылка

Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2. – С. 429-431;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11487 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Лихоманова Людмила Михайловна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Склярова Марина Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Гоман Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Бобренко Игорь Александрович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научноисследовательской работы магистрантов

Аннотация.Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компетентностный подход в организации научноисследовательской работы с магистрантамипо направлению 110100–Агрохимия и агропочвоведение.Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научноисследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов.Ключевые слова: научноисследовательская работа, компетентностный подход, научноисследовательский семинар, магистрант, компетенция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время в России происходит переходна компетентностный подход в образовании. При этом существенно меняется конечная цель образования и она приобретает более практическую направленность. Эта тенденция находит свое воплощение как в стандартах ВПО, так и в конкретных учебных курсах, т.е.из ожидаемых результатов образованияглавными становятся знания, умения и способность к их реализации.Поскольку компетентностный подход в большей мере дает ответы на запросы производственной сферы, он является радикальным средством модернизации образования вответ на изменяющуюся социальноэкономическую реальность и позволяет оптимально объединитьтеоретическую и практическую составляющие обучения.Основное отличие образовательных программ магистратуры от бакалавриата –акцентирование внимания на научноисследовательскую работустудентов, котораяявляется обязательной составляющей образовательной программы подготовкимагистров и решает общие задачи системы научноисследовательской работы студентов в вузе. Важными составляющими при этом являются: привлечение студентов к научной деятельности; увеличение доли участия в проводимых научных мероприятиях; повышение качества научноисследовательской деятельности. Все эти этапы, реализуемые в период обучения в магистратуре,являются ступенями, ведущими молодого ученого к диссертационному исследованию. Именно поэтому очень важна разработка методов выявления студентов, способных к занятию научноисследовательской деятельностью, стимулирование их к этой работе и обеспечение процесса непрерывного развития научного потенциала .Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимыхкомпетенций для обучающегося как будущего специалиста. В приказе Минобрнауки РФ (приказ № 62 от 22.03.06) прямо указывается, чтоовладение научноисследовательскими компетенциями–одна из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным видам инновационной деятельности .

Важным моментом компетентностного подхода на уровнепроектирования образовательного процесса является наличие перечня результатов образования на уровне формируемых компетенций. Это может быть перечень основных образовательных технологий (форм и методов обучения), используемых для формирования компетенций; перечень форм иметодов для контроля и самооценки освоения заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и другие. Эти требования относятся ко всему образовательному процессу магистрантов, в том числе и к научноисследовательской работе. Отсюда следует, что проектирование научноисследовательской работы магистрантов является важнейшим элементом инновационной стратегии вуза, хотя ФГОС и не рассматривает магистратуру, как программу только научной подготовки. Основной задачей комплексного планирования и проектирования НИР магистров является создание системы организационнометодической деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций и их компонентов как в рамках образовательного процесса (НИР, встроенная в учебный процесс), так и во внеучебное время (НИР, дополняющая учебный процесс) с учетом специфики вуза, его традиций и возможностей.Поскольку научноисследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки, то онадолжна иметь те же цели, что и весь учебный процесс–формирование установленных стандартом и ООП общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет дополнительные требования к организаторам научной деятельности магистрантов в вузе. Содержание научноисследовательского компонента определяется руководителем магистерской программы, научным руководителем магистерской диссертации и самим магистрантом. В то же время остаются неясными полномочия декана и заведующего выпускающей кафедрой по организации научноисследовательской работы магистранта.Поэтому этот вопрос должен быть четко и подробно прописан в локальных актах вуза. Следует не только подробно прописать права и обязанности должностных лиц, но и определить, как их компетенция будет реализовываться в сложных организационных связях, возникающих при обучении студентов в магистратуре.

Организация научноисследовательской работы магистрантов требует постоянного внимания и определенных усилий от выпускающих кафедр, преподавательского состава, руководства вуза в целом. Тематика и направление научно –исследовательской работы выпускающей и других профильных кафедр должна доводиться до студентов по возможности на младших курсах. Следует максимально активизировать деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков при координировании их работы ведущими преподавателями.Организация и проведение внутривузовских олимпиад и конкурсов, студенческих научных конференций, как можно более раннее привлечение студентовк научно –исследовательской работе, создание условий для публикаций результатов научных исследований студентов; представление обучающихся для участия в конкурсах грантов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и различными фондами –все это играет большую роль в максимально эффективной научной деятельности магистрантов.

Очень важно публично оценивать результаты научно –исследовательской работы магистрантовс привлечением работодателей, преподавателей, ведущих исследователей и всех заинтересованных лиц. Этой цели отвечает научноисследовательский семинар, который является неотъемлемой частью научноисследовательской и учебной работы магистрантов. Он позволяеттесно взаимодействовать магистрантам, ведущим ученым и работодателям. Только широкое партнерство вузовс различными НИИ, исследовательскими центрами и передовыми предприятиямиспособствует созданию наиболее актуальных исследовательских программ, позволяет разнообразить направления исследования в различных профессиональных областях.Однако ни организационные, ни финансовыемеханизмы этого взаимодействия еще не отработаны, что является безусловным тормозом на пути реализации компетентностного подхода в научноисследовательской работе магистрантовПрактический опыт применения компетентностного подхода приреализации магистерских программ по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение поставил ряд вопросов, основным из которых был вопрос–каким образоморганизовать научноисследовательскую работу магистранта в семестре и каким содержанием наполнить этот вид деятельности магистранта? Этот вопрос очень важен и актуален в силу разнонаправленности научных исследований на кафедрах агрохимии и почвоведения. Научноисследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ООП по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение и соответствующего ФГОС ВПО. Общие требованияк научноисследовательской работе магистрантов университета устанавливаются Положением омагистерской подготовке (магистратуре) в ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина. Совокупность конкретизированных требований к научноисследовательской работе магистрантов, обучающихся по ООП 110100 –Агрохимия и агропочвоведение представлены в ООП.Университетом предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научноисследовательской работы обучающихся:

планирование научноисследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научноисследовательской работы, включая работу по теме магистерской диссертации;

корректировка плана проведения научноисследовательской работы;

подготовкуотчётных материалов по результатам НИР;

участие магистрантавработенаучноисследовательского семинара;

участие магистранта вдругих научных мероприятиях (внутри университета и за его пределами), включая подготовку научных публикаций по результатам НИР;

публичная защита выполненной работы (семестровые и итоговый отчёты).Состояние университетскойнауки во многом определяет успешное развитие современных вузов. Необходимы тесная связь учебного и научного процессов, наличие научных школ, должное количество и высокое качество проводимых в университете научных исследований, участие студентов (особенно магистрантов) в них. По направлению подготовки магистров 110100 Агрохимия и агропочвоведение (ФГБОУ ВПО ОмГАУ им.П.А. Столыпина) функционируют две научнопедагогические школы, магистранты принимают активное участие в исследованиях,результаты которых имеютпрактическое значение. Однако без современного оборудования (а вузы испытывают большие трудности с приобретением приборной базы) внедрение инновационной деятельности затруднено. В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по конкретным направлениям подготовки изложены базовые требования к научноисследовательской работе магистрантов и делается акцент на самостоятельность работы студентов, как в учебное время, так и во время проведения исследовательской работы. Однако учебнометодических пособий,которые бы отражали особенности реализации компетентностного подхода при организации научноисследовательской работы магистрантов нет. В то же время наличие и качество учебнометодических материалов по всем дисциплинам учебногоплана основной образовательной программы во многом определяет качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. А эффективность образовательных технологий во многом зависит от качества их учебнометодического обеспечения. Поэтому перед профессорскопреподавательским составом стоит задача в краткие сроки разработать методические пособия по различным видам научноисследовательской деятельности. Не стоит забывать и то обстоятельство, что в настоящее время в магистратуре обучаются как студенты, имеющие профильное образование, так и выпускники смежных направлений подготовки. Задача и лиц, ответственных за организацию учебного процесса в вузе, оказать содействие всем магистрантам в выборе сферы их научных интересов, и призваны сыграть в этом процессе очень важную роль.Концепция методического обеспечения основана на сочетании современных требований к реализации компетентностноориентированных основных образовательных программ и традиций учебнометодической работы университета, а это требует от преподавательского состава включения в работу по разработке обучающих программ, модулей и другой учебнометодической документации. Речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования. Однако многие современные формы обучения, ориентированные на развитие самостоятельности студентов, значительно повышающие эффективность учебного процесса, недостаточно используются в образовательном процессе. Это говорит о необходимости разработки наиболее квалифицированными преподавателями научнометодических пособий, как для магистрантов, так и для преподавателей в контексте профессиональных задач. Представляется важным привлекать к написанию таких пособийколлектив авторов, включая в состав производственников со стажем, так как преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовать и учебную деятельность по освоению профессии .Анализируя ситуацию в высшем профессиональном образовании, А.А.Факторович отмечает: «Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский коллектив вузов не получит возможности освоить новые компетенции. По сути, речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования…» Это в большой степени относится к невозможности в силу финансовых причин проходить стажировку в крупных исследовательских центрах не только магистров, но и преподавателей.Более того, уровень компетенций самого преподавательского состава нередко снижен. На протяжении последних двух десятков лет наблюдалась определенная стагнация профессорскопреподавательского состава, сейчас ситуация несколько выправляется, но потребуется продолжительное время для восстановления утраченных позиций.Таким образом, эффективная реализация компетентностного подхода в высшей школе станет возможной в том случае, если профессиональное сообщество и вузы научатся совместно конструктивно осуществлять взаимодействие и выработку актуальных требований к выпускникам, оперативно реагировать на изменения в науке и производстве, систематически актуализировать набор компетенций и пополнять арсенал оценочных средств развития компетенций. Главное ожидание и вузов, и работодателей в том, что качественный уровень выпускников школ в ближайшие годы будет значительно улучшен. Только при этом условии возможно говорить о необходимости и возможности полноценной реализации компетентностного подхода в высшей школе России .

Ссылки на источники1.БыковА.К.,Руденко Ю. С. Компетентностный подход в научноисследовательской работе магистрантов //Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2013. –№ 1.–URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6748/23402/2.Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 №62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».

3.АкмаеваР.И.,Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. –2010. –№ 1. –С.123–129.4.РуденкоЮ.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2012. –№ 1.–URL:http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6581/21610/5.Акмаева Р. И., Жуков В. М. Указ. соч.Lyudmila Lihomanova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected]

Marina Sklyarova,

Candidate оf Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected] Goman, Candidate of Agricultural Sciences, head of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected] Bobrenko, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected]

Problems of implementation of a competence approach in the design and methodical support of the programs of scientificresearch work of studentsAbstract.Training in a magistracy is an important step to becoming a professional researcher. Scientificresearch work of students is carried out from positions of the competencebased approach, which is a concept of organization of educational process, in which the goal of learning is the acquisition of the totality of the necessary competences for the student as a future specialist. The article proves the competence approach in the organization of research work with students in the direction 110100 –Agrochemistry and soil science. Revealed conceptual approaches to implementation of requirements of the state educational standard of higher professional education on the implementation of research work with students. The analysis focuses on the theoretical aspects ofthe competencebased approach, commitment to its implementation on the part of teachers and students, evaluation Toolkit efficiency of the approach, including by regulatory authorities.Key words:scientificresearch work, competence approach, research seminar, master, competence.

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск

Подготовка магистров к инновационной и эффективной профессиональной деятельности в образовательных учреждениях и органах управления образованием с учетом потребностей рынка образовательных услуг, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований.

Особенности образовательной программы

  • Магистерская программа «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» реализуется только в НГПУ им. К. Минина и не имеет аналогов в вузах ПФО.
  • Образовательная программа «Педагогическое образование» и профиль подготовки «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» — перспективное и востребованное на рынке труда направление, обеспечивающее инновационное развитие современного образования.
  • В процессе обучения магистры включаются в научно-исследовательскую, проектную, методическую, педагогическую профессиональную деятельность в соответствии с профильной направленностью магистратуры «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся».
  • Программа обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистрантов в области теории и практики научно-методического сопровождения процессов научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях различных типов и видов, на разных ступенях образования.
  • Программа обеспечивает непрерывность получения педагогического образования в Мининском университете: бакалавриат - магистратура - аспирантура.
  • В ходе освоения образовательной программы магистранты участвуют в хоздоговорных и грантовых работах федерального и регионального уровней, программах международного обмена.

Описание образовательной программы

Программа ориентирована на выпускников бакалавриата, специалитета, на работающих педагогов высшей школы, учителей, педагогов дополнительного образования, на административных работников сферы образования.

Программа реализуется на основе модульного подхода. Содержание и последовательность освоения модулей программы отражают основные этапы в подготовке организации, осуществления и управления научно-исследовательской деятельностью в сфере образования.

Программа включает следующие модули:

  • Модуль 1. Интегрированный потенциал науки и образования.
  • Модуль 2. Методология и методика научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 3. Дизайн инновационной научно-образовательной среды образовательного учреждения.
  • Модуль 4. Информационные ресурсы и средства коммуникации в организации научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 5. Проектирование научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения.
  • Модуль 6. Стратегия и тактика управления научно-исследовательской деятельностью общеобразовательного учреждения.

Научно-исследовательская деятельность, лекционные и практические занятия магистров организуются с использованием современных информационных и технических средств обучения.

В программе подготовки магистров активно используется электронная образовательная среда.

Наш выпускник умеет

  1. творчески использовать в научной и образовательной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры;
  2. использовать нормативные документы, регламентирующих организацию научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по её реализации;
  3. владеет основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, вычислительных комплексов в сфере образования;
  4. диагностировать проблемы создания научно-образовательной среды образовательного учреждения и разрабатывать практические рекомендации по её организации;
  5. проектировать основные и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие реализацию научно-исследовательской деятельности обучающихся, разрабатывать их научно-методическое обеспечение;
  6. осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими работами с использованием углубленных знаний в области менеджмента в образовании;
  7. владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для организации научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях, уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях всех видов и типов;
  8. разрабатывать индивидуальные маршруты научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
  9. самостоятельно осваивать и использовать современные методы педагогического исследования для освоения новых сфер профессиональной деятельности;
  10. анализировать результаты научно-педагогического исследования, применять его результаты при решении конкретных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять исследование, приобщать обучающихся к исследовательской и проектной деятельности;
  11. осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

Перспективы трудоустройства

Выпускник, освоивший программу магистратуры, подготовлен к работе в творческих коллективах, в командах изменений по модернизации образования, к проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида, на разных ступенях образования в качестве руководителя и соисполнителя



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух