Точечный массаж при торможении речи. Точечный массаж при заикании: основные точки и техника проведения. Точечный массаж при гипотонии и гипертонии – лучшая альтернатива медикаментозному лечению

Точечный массаж при торможении речи. Точечный массаж при заикании: основные точки и техника проведения. Точечный массаж при гипотонии и гипертонии – лучшая альтернатива медикаментозному лечению

18.10.2019

Заикание - это нарушение темпа и плавности речи, которое проявляется многоразовым повторением звуков, паузами в словах. Лечение патологии направлено на структуры головного мозга посредством психологической и логопедической работы, медикаментозных средств и механических манипуляций. Массаж при заикании у детей - комплекс пассивных упражнений, которые задействуют активные центры нервной системы, а также повышают тонус кровеносных сосудов. Кроме того, массажные движения способны улучшать психоэмоциональное состояние детей.

Задания логопедического массажа

Действие логопедического массажа заключается в нормализации кровоснабжения и иннервации структур, отвечающих за нормальную речь ребенка. Манипуляция проводится в комплексном лечении дизартрий, задержки речевого развития и заикания.

Массаж для терапии заикания направлен на следующее:

  • Нормализацию тонуса мышечных структур речевого аппарата: гортани, глотки, языка, мимических мышц
  • Артикуляционную подготовку речевого аппарата.
  • Снижение слюноотделения, которое затрудняет повторение фраз.
  • Включение в работу мышц, тонус которых снижен из-за предшествующего бездействия.
  • Стимуляцию участков в центральной нервной системе, отвечающих за разговорную речь: центр Вернике и Брока.
  • Влияние на эмоциональную сферу детского организма: расслабляющее действие, которое улучшает настроение и снимает тревогу.

Определена связь между логопедическим массажем, остеопатией и заиканием. Техника работы остеопатов направлена на устранения напряжения в активных центрах головы, улучшения кровоснабжения головного мозга и стимуляцию оттока лимфы.

Остеопатическое воздействие на артикуляционный аппарат относится к физиотерапии, чаще всего является дополнительным методом терапии.

Совет врача. Если ребенок начал заикаться, нельзя ждать, пока проблема «перерастет». Диагностика на ранней стадии помогает устранить ее быстрее и вылечить заикание полностью

Виды массажа для лечения заикания

Различают следующие виды механического воздействия при лечении заикания:

  • Точечный массаж при заикании - вид логопедической манипуляции, который действует на небольшие активные биологические участки, большинство из которых есть в зоне волосяного покрова и на лице. Каждая точка связана с нервным центром, который посылает импульсы к внутренним органам.
  • Классический ручной массаж включает технику поглаживаний и вибрационного воздействия. С его помощью можно расслабить или активизировать необходимые мышечные участки речевого аппарата.
  • Зондовый массаж, который выполняется за счет использования инструмента - зонда. Отличается жесткостью техники, поэтому проводится детям старше 4-х лет.

Важно! Противопоказанием к зондовому массажу является эпилепсия, существует риск возникновения судорожного припадка

Задание массажиста - выбрать необходимый вариант процедуры. В некоторых случаях требуется комбинированное воздействие смешанного массажа: повышение тонуса одной группы мышц и расслабление - другой.

Методики и приемы логопедического массажа

Логопедический массаж при заикании - это комплекс методик и приемов. Часто используются три комплекса, действия которых направлено на зону патологических симптомов.

Логопедическая программа спланирована так: на диагностических упражнениях с детьми изучается материал, направленный на преодоление недоразвитости языкового рефлекса.

Этапы терапии с помощью массажа, направленного на избавление от заикания:

Продолжительность процедуры не менее 6 минут и до 20 минут на последних занятиях сеанса.

Механическое воздействие на ткани детского организма может сопровождаться активацией центров в головном мозге. Поэтому существуют противопоказания к проведению процедуры:

Кроме того, механическое воздействие не проводится при наличии сыпи или повреждения целостности кожи лица.

Инструменты логопедического массажа и правила проведения процедуры

Массажист в роботе может использовать металлические и пластиковые зонды, шарики, усы, «грибок». Размер и форма инструмента подбирается индивидуально. Единственное условие - используемые предметы должны быть безопасными в применении и не принести вреда.

Для манипуляции применяются два варианта размещения пациента:

  • Лежа на спине, со специальным валиком под шею или лопатки.
  • Сидя на стуле. Для детей младшего возраста применяются детские кресла и коляски.

Используются такие позы, при которых достигается максимальное расслабление мышц всего тела. Перед началом упражнений выполняется легкая разминка.

Техника исполнения массажа

Ключевым моментом манипуляции, от которого зависит результат, является синхронизация речевых движений ребенка и механического воздействия пальцев массажиста или зонда. Во время процедуры изменяется темп, ритмичность, интонация сказанных фраз. В тяжелых случаях одновременно используется классический и зондовый вариант массажа.

Специалист должен массировать каждый участок не менее 2 минут в течение всего сеанса. Во время движений необходимо наблюдать за мимикой, интонацией и жестами пациента. Достижение необходимого темпа и четкости фраз позволяет увеличивать уровень сложности работы с речевыми стереотипами.

Условия роботы с ребенком при заикании:

  • Полный отрыв от учебного процесса в течение 12-14 дней.
  • Ежедневные занятия с логопедом и выполнение домашних заданий в течение полутора-двух часов.
  • Ограничение социальных контактов на время проведения курса массажа.
  • В течение 2-3 месяцев по окончанию курса посещают врача для контроля эффективности терапии.

Все манипуляции массажиста проводятся в теплом и проветриваемом помещении. Курс массажа состоит из 10-12 сеансов. Интервал между курсами один-два месяца.

Справочник логопеда Автор неизвестен - Медицина

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ

Заикание представляет собой заболевание, при котором отсутствуют какие-либо болезненные изменения артикуляционного аппарата (это гортань, голосовые связки, легкие, губы, зубы, язык).

Также отсутствует органическое поражение головного мозга, в частности его отделов, управляющих актом речи. Но имеется несогласованность работы артикуляционного аппарата и системы управления речью.

При заикании у ребенка не получается правильно воспроизвести последовательность звуков. Поэтому он старается поправить свои ошибки, начинает запинаться, снова произносить слова и фразы.

Ребенок начинает волноваться, что еще более усиливает заикание.

При спокойной обстановке происходит ослабевание данного дефекта. Такая особенность характерна для истинного заикания.

От невротического заикания следует отличать физиологические изменения, свойственные процессу развития речи. Для заикания типична смена обострений более или менее длительными скрытыми периодами.

Также следует отличать заикание от скандированной речи. Это нарушение, при котором ребенок говорит то быстро, то медленно. Причиной такой патологии являются заболевания мозжечка.

Заикание возникает в результате взаимодействия предрасположенности (общей или индивидуальной) и травмы (острые тяжелые психические травмы – испуг, смерть близкого человека, любимого животного, развод родителей, хронические конфликтные состояния – скандалы в семье и др.).

Заикание – очень распространенная патология среди детей младше пяти лет. Чаще эта патология встречается у мальчиков.

Также имеются данные о наиболее высокой частоте патологии у левшей.

В дальнейшем заикание может исчезнуть, но у части детей оно остается на всю жизнь. Около 1 % взрослых людей страдают заиканием. Существует теория семейной предрасположенности к заиканию.

Заикание – проблема, которая причиняет много мучений и детям, и их родителям.

В последнее время при лечении заикания успешно используются методы альтернативной медицины в комплексе с психотерапевтическими методами и системой логопедических мер воспитания.

Особенно хорошие результаты дает точечный массаж. Использование акупрессуры позволяет снять повышенную возбудимость речевых центров и восстановить регуляцию речи нервной системой.

Большинство родителей, чьи дети заикаются, могут освоить навыки точечного массажа под руководством лечащего врача и в последующем самостоятельно применять эту методику в домашних условиях.

Чем раньше начать выполнять метод точечного массажа ребенку, тем лучше и устойчивее будет результат. Взрослый человек для коррекции заикания может применять точечный самомассаж.

Как уже упоминалось выше, необходимо соблюдение неспешности и основательности в проведении всех приемов лечения. Поэтому необходимо заранее настроить родителей и ребенка на длительное лечение, состоящее из нескольких курсов.

Курсы акупрессуры проводят в определенной последовательности.

Интервал между первым и вторым курсами должен составлять две недели, интервал между вторым и третьим – от трех до шести месяцев.

В последующем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода. Один курс точечного массажа состоит из 15 процедур. Первые 3–4 процедуры проводят каждый день, а последующие – через день.

Эффект от точечного массажа может оказаться различным.

Это зависит от степени тяжести речевого нарушения и от того, какая форма заикания имеется у ребенка. При легких формах нарушения речи уже после первого курса возможно улучшение.

Но для закрепления эффекта необходимо продолжить курс лечения до полного выздоровления.

Возможно, что после второго, третьего курса лечения не происходит заметного улучшения речи, а возникает даже некоторое усиление заикания. Это говорит о более тяжелой форме болезни, при которой требуется более длительное и интенсивное лечение (повторный курс начинают раньше, чем через шесть месяцев).

Для успешной терапии заикания необходим комплекс мероприятий.

В первую очередь ребенок нуждается в профессиональной психотерапевтической помощи (снятие психологических травм, приведших к заиканию, усиление уверенности в себе, достижение спокойствия и уравновешенности и т. д.). Кроме этого, проводят общеукрепляющие процедуры. Рекомендуется сочетание метода акупрессуры с дыхательной, мимической гимнастикой, упражнениями на артикуляцию.

Методика и техника точечного локального массажа выполняется по легкой, успокаивающей, расслабляющей схеме воздействия: ШАО-ХАЙ (С-3) с легким надавливанием.

1. Точка ТЯНЬ-ТУ (Ь22). Расположена в центре яремной вырезки, по срединной линии тела.

2. Точка ФЭН-ЧИ (УБ-20), «точка сопряжения ручного и ножного меридианов „малый ян“ и наружного поддерживающего меридиана». Расположена симметрично с обеих сторон, в затылочной области головы, на 1,5 цуня кзади от сосцевидного отростка.

3. Точка Я-МЭНЬ (Т-15). Расположена на 2 цуня ниже точки ФЭН-ФУ (находится под затылочным бугром).

4. Точка ГАО-ХУАН-ШУ (У-43). Расположена симметрично по обе стороны от срединной линии спины на 3 цуня вправо и влево на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. (Находится по обеим сторонам от позвоночника, на пересечении горизонтальной линии, проведенной через вершину IV грудного позвонка, и вертикальной линии, отстоящей на 3 цуня от заднесрединного меридиана). При уточнении локализации необходимо обхватить себя руками за плечи так, чтобы лопатки разошлись в стороны.

5. Точка ХЭ-ГУ (0Ь4). Расположена на тыльной поверхности правой и левой кисти.

Если свести вместе первый и второй пальцы, то образуется возвышение. Его вершина и будет соответствовать искомой точке.

Если развести большой и указательный пальцы одной руки и положить большой палец другой руки между ними на уровне складки между 1 и 2 фалангами, то искомая точка придется на промежуток между 1 и 2 пястными костями, в том месте, куда коснется конец большого пальца. При надавливании на это место может возникать ощущение боли, которая иррадии-рует в сторону мизинца.

Возможно применение и другой схемы точечного массажа при заикании, содержащей 10 точек. В этом случае также используется успокаивающий метод.

Он основывается на использовании медленного поглаживания по кругу, без сдвигания кожного покрова. После производят надавливание подушечками пальцев, постепенно увеличивают давление и задерживают палец на глубине. Каждое движение повторяется 3–4 раза, не отрывая палец от точки. Длительность воздействия на каждую точку составляет около 3–5 мин.

Рис. 1

Точка 1. Располагается на внутренней стороне руки на запястье между сухожилиями, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, положив на стол руку ладонью вверх. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 2. Располагается на внутренней стороне предплечья на 2 цуня выше средней складки запястья, симметрично справа и слева. Массируется, как точка 1.

Точка 3. Располагается на наружной стороне плеча на 1 цунь выше локтевой складки несогнутой руки, симметрично справа и слева. Во время процедуры пациент сидит, опустив руку. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 4. Располагается на голени на 3 цуня ниже коленной чашечки и на 1 цунь назад от переднего края большой берцовой кости, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, вытянув ноги. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 5. Располагается на спине на полтора цуня в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков, симметрично справа и слева. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонившись вперед. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 6. Располагается на лице в углублении над скуловой дугой у основания уха, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив локти на стол. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 7. Располагается на голени на 3 цуня выше внутренней лодыжки, симметрично справа и слева. Пациент находится в положении сидя. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 8. Располагается на предплечье на полтора цуня выше средней складки запястья, в углублении, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив руку на стол. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 9. Располагается несимметрично по задней срединной линии на нижней границе волосистой части головы. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонив голову.

Точка 10. Располагается на кисти, на границе внутренней и внешней сторон ладони у мизинца, симметрично справа и слева. Пациент сидит, положив на стол слегка согнутую кисть руки ладонью вниз. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Замечания

1. Массаж всех точек (кроме точки 10) выполняется успокаивающим методом. Используется легкое надавливание. Продолжительность воздействия на каждую точку – 3 мин и более.

2. Точка 10 массируется тонизирующим методом. Производят глубокое надавливание. Продолжительность воздействия на точку – 0,5–1 мин.

3. Весь курс массажа состоит из 12 сеансов. Сеансы проводятся каждый день. При необходимости можно провести еще 2–3 курса с интервалом в одну неделю.

Из книги Великое счастье - хорошо видеть автора Владислав Платонович Биран

Массаж, самомассаж и точечный массаж Предупреждать зрительное утомление можно и другим путем – сочетая элементы классического массажа или самомассажа и акупрессуры – точечного массажа.Идея применения массажа в лечении глазных болезней не нова. Еще в прошлом веке им

Из книги Заболевания позвоночника. Полный справочник автора Автор неизвестен

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Точечный массаж зародился в глубокой древности. В основу точечного массажа положен аналогичный принцип, как и для проведения метода иглоукалывания, прижигания (чжэнь-цзю-терапия). Единственное различие заключается в том, что на биологически активную

Из книги Здоровье на кончиках пальцев автора Родион Цой

Точечный массаж Из традиционных видов восточного массажа чаще всего применяется точечный. С одной стороны, он сродни обычному гигиеническому и лечебному массажу, а с другой - иглоукалыванию. Человеку издавна известно об успокаивающем воздействии прикосновения,

автора

Из книги Глаукома и катаракта: лечение и профилактика автора Леонид Витальевич Рудницкий

Точечный массаж Основу точечного массажа составляет учение о точках акупунктуры на поверхности тела. Их общее число достигает 772, однако чаще всего используются 60-100 основных. Сами точки передают биоэлектрические импульсы организма и соединяются в особые пути

Из книги Лечебный массаж внутренних органов автора Юлия Лужковская

Точечный массаж Сначала поговорим о точечном массаже рефлексогенных зон, расположенных на средней линии живота (рис. 1.1). Рис. 1.1. Рефлексогенные зоны на животеПервая зона находится на середине линии верхнего края лобка. Ее следует массировать в случаях различных

Из книги Эффективные методы улучшения зрения. Для работающих на компьютере автора Дорис Шнайдер

7. Точечный массаж щек Воздействие на эти точки снимает напряжение окологлазных мышц, а также облегчает дыхание при насморке. Положите три пальца каждой руки на нижний край глазницы. Легко надавливайте, а затем поглаживайте у нижнего края глазницы в направлении от носа

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Илья Абрамович Бауман

Точечный массаж Этот массаж относится к достижениям медиков Древнего Китая. Его можно применять как самостоятельно, так и наряду с лечебной гимнастикой. Здесь важно правильно найти точки и воздействовать на них. Сделать это не совсем просто. Требуются большое внимание,

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

Точечный массаж Точечный массаж зародился в глубокой древности в странах Востока. В процессе познания человека древние медики, наблюдая функционирование человеческого организма, отметили определенные взаимосвязи между явлениями природы, их обусловленностью и

Из книги Зрение на 100%. Фитнес и диета для глаз автора Маргарита Александровна Зяблицева

Точечный массаж В основе точечного массажа (акупрессуры) – механическое воздействие рук на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь с различными органами и их системами. Прежде чем приступить к точечному массажу, четко уясните расположение биологически

Из книги Симфония для позвоночника. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника и суставов автора Ирина Анатольевна Котешева

Точечный массаж Появившийся в XX веке точечный массаж (шиацу) – это своеобразная современная интерпретация традиционного в Японии массажа амма, практикуемого в течение столетий в восточной медицине. Широкая популярность этого метода на Востоке (а в последнее время и на

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

Точечный массаж Родившийся в XX в. точечный массаж (шиацу) – это своеобразная современная интерпретация традиционного для Японии массажа амма, столетиями практиковавшегося в рамках восточной медицины. Широкая популярность этого метода на Востоке (а в последнее время и

Из книги Боли в спине... Что делать? автора Ирина Анатольевна Котешева

Точечный массаж Родившийся в XX веке точечный массаж (шиацу) – это своеобразная современная интерпретация традиционного для Японии массажа амма, столетиями практиковавшегося в рамках восточной медицины. Популярность этого метода на Востоке (а в последнее время и на

Из книги Атлас профессионального массажа автора Виталий Александрович Епифанов

Точечный массаж Точечный массаж относится к рефлексотерапии, но в отличие от вышерассмотренных видов массажа местом его воздействия являются точки акупунктуры (ТА) - биологически активные точки (БАТ), раздражение которых вызывает целенаправленную рефлекторную

Из книги Большой справочник по массажу автора Владимир Иванович Васичкин

Точечный массаж Точечный массаж зародился в глубокой древности. В процессе познания человека древние медики, наблюдая функционирование человеческого организма, отметили определенные взаимосвязи между явлениями природы, их обусловленностью и человеком.Древние врачи

Из книги автора

Точечный массаж На стороне поражения все точки с 1 по 13 стимулируются (кроме точек 7 и 8, находящихся по сторонам глаза, которые расслабляются). На здоровой стороне при необходимости на точки 10, 11, 12 воздействовать расслабляющим методом (рис. 124). Рис. 124. Топография «точек

Всем привет! Можете сказать, какой способ чаще всего используется при проблемах с речью у ребёнка? Думаю, добрая часть читателей ответит, что это логопедические упражнения. Да, вы правы. Но это далеко не единственная методика! Например, массаж при заикании у детей тоже оказывает положительное действие. Я заинтересовалась этой темой и решила изучить её подробнее.

А массаж, ну как он может помочь? Ведь массируется шейный отдел, плечевой пояс, часть грудной клетки... какая тут связь с языком? Дорогие читатели — самая прямая!

Давно замечено, что у заикающихся деток сильно напряжены мышцы шейного отдела и верхнего плечевого пояса. И если воздействовать на эти группы мышц, можно расслабить корень языка. Что в свою очередь будет постепенно помогать ребёнку заговорить чисто.

Выделяют несколько видов этой методики лечения.

Виды

Порывших в интернете, встретила несколько типов. Кстати, врач иногда может посоветовать их сочетание. Делается это для достижения наибольшего эффекта. Самыми популярными являются:

  • Точечный.
  • Сегментарный.

Итак, в обоих случаях происходит воздействие на артикуляционный аппарат. Но эти виды сочетаются не только между собой. В комплексе выполняются различные занятия для язычка, физиотерапия и другие.

Но всё же хочется знать подробнее о каждом виде в отдельности. Давайте расскажу.

Точечный массаж

Название говорящее. Происходит надавливание на определённые точки, отвечающие за речевой аппарат. Вообще, эта техника считается безвредной и довольно простой. Пишут, что каждый родитель в состоянии справиться самостоятельно с подобной схемой.

Но упражнения сначала должен показать специалист. Только потом мамы и папы могут начинать делать их самостоятельно. А я сама придерживаюсь такого мнения, что весь курс должен делать профессиональный массажист. Самим можно и ошибок нагородить. Ведь надавливание на определённую точку может вызвать даже сильную боль у малыша. Как с таким смириться?

Чтобы таких неприятных моментов не было, нужно соблюдать несколько простых правил точечного воздействия.

Правила точечного массажа

Этот вид считается довольно эффективным при лечении заикания у деток. Правда, обычно рекомендуется сочетание с логопедическими занятиями и остальными методиками. Кроме этого существует несколько простых правил, при выполнении этого массажа:

  1. Без сильного давления. Не надавливать на точку сильно и долго. Прикосновения должны быть лёгкими. Без фанатизма.
  2. Массируются сразу две симметричные точки синхронно.
  3. Первый сеанс не должен проходить долго по времени. И тут затрагивается не больше 4-х точек. С каждым сеансом количество точек увеличивается.
  4. Ребёнок во время процедуры должен быть спокоен.

А ещё этот тип хорошо сочетается с сегментарной техникой.

Сегментарный массаж

Тут за основу берётся уже определённый участок — мышца, отвечающая за речевую функцию. Но важно не только правильно отыскать эту мышцу и размять её. Крайне много тут зависит от поведения логопеда.

Он должен помочь ребёнку максимально расслабиться и принять удобное положение. Но и это не всё.

Правила сегментарной техники

Вообще, любая процедура, особенно связанная с лечением, должна быть приятна малышу. Взрослому необходимо об этом помнить. Если во время сеанса кроха почувствовал себя плохо, закончите. И кроме этого соблюдайте такие правила:

  1. Начинаем с 5 минут. Постепенно доводим продолжительность сеанса до 20 минут.
  2. Курс должен быть длительностью не меньше 2-х недель.
  3. Самой лучшей считается поза: лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги выпрямлены. Хотя можно проводить сеанс и в сидячем положении. Но подголовник должен при этом высоким и тело максимально расслабленным.

В заключение хочется пожелать вам не отчаиваться. Главное, вовремя заметить проблему и начать с нею бороться. Возрастной диапазон (так называемая группа риска), когда дитя может начать заикаться колеблется от 2-х до 5-ти лет.

Как правило, сочетание этих методик творит чудеса. Правда, не всегда сразу помогает. Может пройти несколько сеансов, прежде, чем наступят какие-то сдвиги.

А бывает наоборот. Мамочки видят улучшения после первого раза. И решают, что всё, хватит лечиться. Помните, результат нужно закреплять. Не останавливайтесь на полпути. Ведь это самый верный шаг назад.

А теперь мне хочется увидеть ваши комментарии. Кто среди читателей столкнулся с этим заболеванием у деток? Как боретесь? Приходилось ли пробовать массаж? Насколько это эффективно? Делитесь своим опытом и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!

Логопедический массаж при заикании у детей назначается педиатром, как кардинальное лечение, так и в составе комплекса дополнительных мер, направленных на устранение дефекта речи. Процедуру осуществляет специалист на коррекционных занятиях посредством профессиональных логопедических методов. Медикаментозное лечение и физиотерапия проводятся параллельно.

Наиболее распространенными видами воздействия при заикании у детей считаются сегментарный и точечный массаж. Сочетание обоих вариантов, тоже успешно практикуется и дает положительный результат.

Нарушение речи у детей, заикание, чаще случается в возрасте 3-5 лет. Причины возникновения недуга в каждом случае индивидуальны, зачастую, носят невротический характер. Лечение при заикании у детей назначает только врач. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем скорее восстановится речь.

Одним из распространенных видов воздействия на артикуляцию речи назван массаж. Проецируется тактильное воздействие на область спины, головы, шейного отдела, затрагивается воротниковая зона, плечи и часть грудной клетки. Массаж при заикании, помимо общеукрепляющего действия, положительно влияет на деятельность речевого центра, снимает с мышц излишнее напряжение.

Противопоказаний к данной процедуре почти не бывает, ее можно делать пациентам любых возрастных групп, положительная динамика наблюдается уже после первого курса. Простые правила общения с заикающимся ребенком помогут избавиться от недуга, а подробное изучение техники лечебного массажа и применение ее на деле, ускорит процесс выздоровления.

Точечное воздействие

Точечный массаж дает действительно хорошие результаты. Главным достоинством этого вида лечения является простота выполнения. Родители смогут делать самостоятельно точечный массаж в обычных условиях дома после краткой стажировки у профессионала или просмотра специального видео, где подробно описывается техника выполнения, последовательность действий и обозначены контактные точки.

Серьезный настрой на долгое лечение, терпение и понимание со стороны взрослых — необходимые условия для выздоровления маленького пациента. Степень нарушения речи у детей, форма заикания, могут отличаться, соответственно, эффект от воздействия на акупунктурные точки, тоже различен.

Суть акупрессуры заключается в следующем:

  • Надавливание выполняется подушечками пальцев круговыми движениями;
  • Активируются 17 точек, которые располагаются на спине и на лице;
  • Один курс состоит из 15 процедур;
  • Первые сеансы проводятся ежедневно, дальше — через день;
  • За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

Родителям нужно знать, если после первого курса произошло улучшение, это не значит, что лечение закончено. Заданное количество необходимо соблюдать для закрепления результата. А в случае, когда долгожданного улучшения не наблюдается, следует проявить настойчивость и не впадать в отчаяние. Бывают случаи, когда заикание усиливается между курсами, тогда не надо выдерживать временную паузу, а по окончании одного курса, немедленно приступать к следующему.

Техника выполнения

Данный метод применения массажа носит название «успокаивающий». Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления. Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени. Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы.

Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить. Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли. Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.

Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса — это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.

Сегментарный массаж

Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании. Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати. Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

Заключение

При первых признаках заболевания, родителям следует принять меры. Недопустимо небрежное отношение к выявленной проблеме, так как из-за речевого дефекта ребенок может получить сильнейший психологический зажим, который в дальнейшем выльется в серьезные личностные комплексы. Чтобы не травмировать уязвимую психику малыша, взрослым стоит позаботиться о теплой и дружелюбной атмосфере вокруг.

  • Рекомендуем к прочтению:

На начальном этапе лечения, возможно, потребуется помощь психотерапевта. Далее, восстановлением речи занимаются такие специалисты, как логопед, педиатр, физиотерапевт. Вернуть правильную речь без заикания и затяжных пауз в разговоре удается в большинстве случаев, а профилактические меры по предупреждению речевых дефектов дадут возможность избежать рецидива в будущем.

Массаж артикуляционного аппарата

и артикуляционные упражнения

не только улучшают двигательную

функцию отстающих систем мозга,

но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

Речь – одна из основных высших психических функций.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механическая дислалия; при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.

Основные задачи логопедического массажа:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

Стимуляция проприорецептивных ощущений;

Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность;

Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему. Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия. Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е. нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы. В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный - пирамидный - путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения. Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые ба-зальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние. Главным двигательным центром является кора головного мозга. Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов. Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Заикание - следствие динамических нарушений стрио-паллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если стриатум блокируется под воздействием эмоций, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционного аппарата, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений или тонического спазма по типу тиков. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.

В результате поражения экстрапирамидной области возникает также подкорковая дизартрия. Локализация поражения и мелкая неврологическая симптоматика при заикании послужила основанием для выделения данного нарушения в группу «дизритмических дизартрии» с преобладающей спастико-паретической, спастико-ригидной или гиперкинетической симптоматикой. (Куссмауль - 1878 г., Гутцман - 1882 г., Т.Г. Визель - 1983 г.)

При обследовании орального праксиса заикающегося выявляется следующая неврологическая симптоматика: скорость, сила, объем движений артикуляционного аппарата ограничены, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой затруднена, отмечается гипертонус, гиперметрия, тремор языка и губ, синкинезии, иногда гиперсаливация, нарушена реципрокная иннервация.

Нейромоторные нарушения при заикании имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный временем и опытом.

Как известно, степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов. В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.

На фоне органического поражения центральной и периферической нервной системы нарушается иннервация речевого аппарата; страдает просодическая сторона речи, т.е. темп, ритм, мелодика, интонация.

Органические нарушения при заикании могут возникнуть на разных уровнях.

Так, при поражении подкорково-мозжечковых ядер и проводящих путей наблюдаются изменения, связанные с повышением мышечного тонуса. Нарушается синхронность в работе артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов; страдает реципрокная иннервация (взаимодействие мышц антагонистов и агонистов), последовательность, сила, объем, скорость мышечных сокращений.

При экстрапирамидных нарушениях, помимо изменений мышечного тонуса, в речевой мускулатуре появляются насильственные движения (гиперкинезы).

При поражении проводящих систем от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов в стволовой части мозга наблюдается аналогичная симптоматика: повышается мышечный тонус, нарушается просодика, усиливаются безусловные рефлексы, появляются дополнительные рефлексы.

На уровне периферических двигательных нервов, иннервирующих мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) нарушаются обменные процессы, затрудняется поступление нервных импульсов к мышцам, исчезают некоторые рефлексы. Ограничен объем произвольных движений, при значительном повышении тонуса в отдельных группах мышц наблюдается повышение тонуса.

На фоне указанных органических нарушений возникают дыхательные, голосовые, артикуляционные судороги.

К судорогам ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА относится инспираторная судорога, экспираторная и респираторная или ритмическая.

Инспираторная судорога возникает на вдохе. Характерным признаком является внезапный судорожный вдох, возникающий перед началом, ъ середине слова, среди двух звуков одного слова. Инспираторные судороги могут следовать непосредственно друг за другом, не прерываясь выдохом. Выдох наступает с окончанием инспираторной судороги, внезапно и несогласованно с дыхательным ритмом.

Экспираторная судорога возникает на выдохе, чаще в процессе речевого высказывания. Для экспираторной судороги характерны выраженные внезапные и сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. При этом субъективно возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки.

Респираторная судорога - многократно повторяющийся вдох-выдох перед началом фразы, словосочетания, слова.

Смыкательная голосовая судорога возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Является тонической по типу. Голосовая щель сомкнута, брюшная мускулатура напряжена, в течение всего времени судороги воздушная струя оказывает давление на гортань. Субъективно возникает ощущение препятствия при попытке говорить в области гортани.

Вокальная голосовая судорога - является наиболее тягостной для пациента, возникает в результате повышенного тонуса голосовых мышц и непроизвольной работы голосовых связок. Часто при этом меняется тембральная окраска, высота голоса. Голос приобретает причудливое фальцетообразное звучание.

Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм - судорога является клонической по типу. Голосовая щель то смыкается, то размыкается. Возникает дрожащий звук, трудно поддающийся описанию: иногда напоминает блеянье козы, полоскание горла, кряхтенье и т.д.

СУДОРОГИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА - различают лицевые и язычные судороги. Лицевые судороги:

Смыкательная судорога губ ограничивается круговой I мышцей рта, является тонической по типу; возникает при произнесении слов, начинающихся на губные звуки (п, б, м, в, ф);

Верхнегубная судорога поднимает верхнюю губу и крыло носа, является тонической по типу, возникает оскал, обезображивающий лицо; может быть как односторонней, так и двусторонней;

Нижнегубная судорога - аналогична верхнегубной;

Угловая судорога перекашивает рот в сторону судороги, иррадирует на крылья носа, мышцы век и лба, нарушается деятельность круговой мышцы рта;

Судорожное раскрытие ротовой полости («зияющая судорога») - удерживает длительное время рот в открытом состоянии, носит тонический характер.

Язычные судороги:

Судорожный подъем кончика языка;

Судорожный подъем спинки и корня языка;

Подъязычная судорога связана с иррадиацией тонуса языка;

Изгоняющая судорога языка возникает в результате тонического или клонического напряжения мышц, выталкивающих язык в пространство между зубами;

Судорога мягкого неба приводит к назализации и палатализации.

Судороги могут быть выражены как по клоническому, так и по тоническому типу.

В процессе коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими заиканием, наряду с логопедическими занятиями, медикаментозным и физиотерапевтическим лечением проводится дифференцированный артикуляционный массаж.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, логоритмическая работа и т.д.

Поскольку артикуляционный массаж имеет большое значение в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, постольку каждое индивидуальное занятие желательно начинать с артикуляционного массажа. Его целесообразно проводить под спокойную мелодичную музыку, лучше фортепианную.

Если у заикающегося имеется выраженная подкорковая симптоматика с преобладающими тоническими судорогами при нарушении переключаемости и плавности движений, замедлении их темпа и ритма, ограничении объема движений языка, основной целью массажа является успокаивающее, расслабляющее действие на нервные окончания. Приемы, направленные на улучшение кровообращения, применяются очень осторожно, всегда чередуются с расслабляющими, поглаживающими движениями.

Если у заикающихся определяются признаки поражения корковоядерных путей (спастичность артикуляционной мускулатуры, ограничение объема произвольных движений, тремор губ, языка, изгоняющая судорога языка), в этих случаях основной целью массажных приемов, помимо релаксации, становится повышение рецепторной активности. Это, в свою очередь, вызывает возникновение импульсов, достигающих соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией афферентных импульсов.

Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминания. При этом улучшаются обменные процессы, повышается работоспособность мышц. Дифференцированная афферентация должна подаваться логопедом на мышцы глазной щели, ротовой полости, жевательные мышцы, внешние и внутренние мышцы языка.

После массажа наблюдается понижение тонуса спастических мышц и повышение его у больных с вялыми парезами. Изменения со стороны мышц свидетельствуют о повышении лабильности, стимулирующем влиянии процедур на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, что могло быть обусловлено нарушением трофики и надсегментарных влияний.

Если у заикающегося имеется гиперкинетическая симптоматика: меняющийся мышечный тонус, насильственные движения, нарушение реципрокной иннервации, резкое повышение тонуса в состоянии волнения, в связи с чем резко нарушается ритм и темп речи, а судороги носят характер клонических или клоно-тонических, массажные приемы должны быть легкими. Применяется главным образом поглаживание, направленное на расслабление. Следует поглаживать мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища.

При избирательных односторонних парезах на фоне расслабляющего, успокаивающего массажа проводится работа и с использованием растирающих, разминающих, толчкообразных и вибрирующих приемов массажа. Тем самым улучшается сократительная функция отдельных групп мышц, массажные движения вызывают гиперемию, усиливают кровоснабжение, активизируют афферентные импульсы.

Остановимся на технической стороне проведения массажа. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Руки перед процедурой массажа можно обработать «Детским» кремом. Артикуляционный массаж проводят в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой; логопед располагается за его спиной.

Основной прием массажа - ПОГЛАЖИВАНИЕ, обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается мышечный тонус, замедляется дыхание, что само по себе расценивается как проявление процессов торможения высших отделов центральной нервной системы с последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем специалист проводит расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.

Поверхностное поглаживание - мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.

Глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.

Растирание - выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.

Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Плотное нажатие - улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Логопедический массаж и артикуляционные упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использованная литература:

1. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании Творческий Центр В. Секачев Москва 2006

2. Шафеева А. А Логопедический массаж Методическое пособие



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух