Динамические нарушения мышления. Ускорение мышления и скачка идей. Замедление мышления. Инертность мышления. Нарушения мышления (ускоренное и замедленное, резонерство, обстоятельность, амбивалентность, аутистическое мышление, разорванность мышления) Ускор

Динамические нарушения мышления. Ускорение мышления и скачка идей. Замедление мышления. Инертность мышления. Нарушения мышления (ускоренное и замедленное, резонерство, обстоятельность, амбивалентность, аутистическое мышление, разорванность мышления) Ускор

Ускорение мышления. Ускорение мышления, полёт мыслей, тахипсихия или тахифрения (от греч. tachis - быстрый, скорый, phren - ум, разум) - ускоренная смена мыслей и представлений, обычно сопровождаемая тахифенией или тахилалией (тахи + греч. phemi - говорить, lalia - речь), то есть ускорением речи и многоговорением. Одновременно с тем обычно наблюдается ускоренная смена эмоциональных проявлений - тахитимия (тахи + греч. thimos - настроение), а также ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая акты экспрессии, - тахикинезия (тахи + гр. kinetikos - относящийся к движению). Ускоренная ходьба обозначается термином тахибазия (тахи + греч. basis - ходьба), ускоренное чтение - тахилексия.

Как правило, ускорение мышления сочетается с повышенной отвлекаемостью внимания. В начале расстройства преобладает внутренняя отвлекаемость, когда пациенты отвлекаются на случайные мысли и представления. Тем не менее некоторые пациенты в это время делаются очень наблюдательными, подмечая скрытые для них ранее детали в поведении окружающих. В более тяжёлых случаях расстройства на первый план выходит внешняя отвлекаемость - переключение внимания на какие-то случайные внешние впечатления (Осипов, 1923). На высоте расстройства отвлекаемость внимания достигает степени апрозексии, то есть полного выпадения произвольного внимания, ускорение мышления - скачки идей, а непоследовательность мышления - бессвязности или апрозектической атаксии мышления, по В.П.Осипову.

Некоторое представление о степени ускорения мышления даёт число произносимых пациентами слов за единицу времени. Оно превышает 80–90 слов в минуту (приблизительный показатель нормальной скорости мышления) и достигает 200 слов и даже более. Пациенты тем не менее свидетельствуют, что даже при очень скорой речи они не успевают вербализовать многие свои мысли: «В мыслях я уже в Москве, а в речи всё ещё в Сибири». Тем самым они как бы указывают на существование неречевых феноменов мысли, то есть на возможность раздельного протекания процессов мышления и процессов мышления. Значительно сокращается время обдумывания ответов на вопросы, укорачиваются паузы между словами и фразами, речевой напор не останавливается порой ни на одну минуту.

Субъективно ускорение мышления сопровождается ощущением особой лёгкости появления и необычайной ясности мыслей, несвойственной им прежде отчётливости, какой-то особенной их глубины и яркости. Многие мысли, которые в обычном состоянии остаются как бы незамеченными, легко всплывают в сознании. Облегчается процесс перевода мыслей в слова. Не возникает никаких затруднений в подборе нужных слов, в формировании фраз. Пациентам при этом кажется, что их формулировки являются безошибочно верными.

Как правило, теряется способность думать про себя: всё, о чём ни подумают пациенты, они немедленно высказывают вслух. Говорят они много громче обычного, иногда почти срываются на крик. Речь, по мере её ускорения, всё более приобретает форму монолога, навыки диалога редуцируются. Страдает фонематический строй речи, так как не успевают произноситься отдельные фонемы, слоги. У пациентов исчезает заикание, если оно имело место в обычном их состоянии.

Разрушается логический строй мышления, оно становится ассоциативным, так как место логических отношений занимают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Абстрактные и общие понятия замещаются конкретными, то есть уровень мышления существенно снижается. Если в обычном состоянии у пациентов наблюдались какие-то другие нарушения мышления, то при значительном ускорении умственной деятельности они отступают на второй план и делаются малозаметными. Продуктивность мышления по мере его ускорения падает. Нерезкое ускорение мышления может повлечь существенное повышение продуктивности мышления, так что в относительно короткие сроки пациенты оказываются способными сделать то, на что в нормальном состоянии у них могли бы уйти месяцы, а то и годы. Об этом, правда, приходится судить со слов самих пациентов. Патопсихология ускоренного мышления изучена недостаточно.

Тахифрения свойственна обычно .

Четкое соблюдение режима дня позволяет нашему мозгу функционировать максимально эффективно. Череда ежедневно повторяющихся ритуалов (ранний подъем, полноценный завтрак, работа иди другая деятельность, правильный ритуал отхода ко сну) помогают мозгу в течение дня напрягаться и расслабляться.

Правильная и частая смена напряжения и расслабления мозговой активности помогает улучшить качество мыслительных процессов, ускорить принятие важных решений, найти приемлемую альтернативу и т.д.

Мозговая активность человека, который слишком напрягает свой мозг или чрезмерно расслабляет, значительно снижается, что приводит к заторможенности, быстрой утрате интереса к чему-то, рассеянности, апатии.

Занимайтесь спортом

Занятия спортом на уровне обывателя очень полезны для работы мозга.

Чем активнее человек проявляет себя физически (тренировки в спортзале, индивидуальные или групповые занятия, ежедневная утренняя зарядка), тем активнее работа мозга.


Поэтому, уделяйте время своему физическому развитию! Занимайтесь систематически. Это поможет улучшить память, повысить концентрацию внимания.

Проявляйте интерес к жизни

Известный факт, что чем больше мы напрягаем наш мозг, тем качественнее он работает. Это своеобразная мышца, которая поддается тренировкам. Заведите себе правило. Каждый день задавайте себе по 5 раз вопрос «Почему?»:

  • Почему земля круглая?
  • Почему трава зеленая?
  • Почему дети плачут?

Ответить на такие, казалось бы банальные вопросы, достаточно сложно. Это потребует некоторых усилий и времени. Открыть энциклопедию, прочесть нужную статью, поискать информацию в интернете или спросить у друга. Таким образом, вы не только пополните свой багаж знаний и культурный уровень, но и разовьете скорость своего мышления.

Для развития скорости мышления необходима постоянная пища: подумать, узнать, уточнить, провести анализ и т.д.


Развивайте себя и интересуйтесь пространством вокруг вас! Область знаний, с которой вы работаете не имеет значения. Главное – задавать себе вопросы.

И не забудьте чередовать напряжение и расслабление в работе мозга.

Питайтесь правильно

Соблюдение режима питания. Его качество – чрезвычайно важный фактор в работе мозга.

Растительная пища с минимальной термической обработкой, меньше жиров и холестерина, алкогольных напитков – влияют не только на ощущение бодрости всего организма, но и на работу тех отделов головного мозга, которые отвечают за память и пространственное восприятие.

Ешьте больше фруктов и овощей, нежирное мясо и рыбу, пейте побольше чистой воды и это станет основой для упорядочивания мыслей, увеличения скорости принятия решений.

Кроссворды, задачки

Чудесным способом развития мышления является использование разнообразных логических игр и задач. Найти их в современном жизни онлайн достаточно просто. На любой вкус.

Разгадывание кроссвордов так же стимулирует развитие мозга, как и загадки.

Есть специальные печатные или интернет издания для «умников», где вы можете подобрать себе задание на любой вкус и начальный уровень.

Развивайте мелкую моторику

Развитие мышления напрямую связанно с развитием мелкой моторики. Поэтому в ранних детских учреждениях сегодня так популярны игры и творчество с использованием ручного труда.

Вышивка бисером, лепка из пластилина, разукрашивание мелких деталей рисунка – все эти занятия весьма эффективны.

Меняйте ведущую руку

Очень полезным упражнением для развития мышления и увеличения его скорости является смена ведущей руки.

Если вы правша, попробуйте написать письмо левой рукой. Если вы левша, попробуйте заштопать носок правой рукой.


Ускорение темпа мышления (тахифрения, тахилалия, логорея) сопровождается субъективной легкостью, облегченностью мыслительного процесса, обилием и быстрой изменчивостью, лабильностью, летучестью возникающих механических ассоциаций, воспоминаний, представлений, их поверхностным характером, преобладанием механических ассоциаций над логическими. Ускорение может иметь различную степень, вплоть до «скачки идей» — неуправляемого вихревого потока обрывков механических образных ассоциаций, фраз, отдельных слов, даже механическая связь между которыми трудно обнаруживается. Наблюдается при болезненно повышенном настроении в маниакальной и гипоманиакальной фазах маниакально-депрессивного психоза и при маниакальных синдромах экзогенных, соматогенных и других психозов, в начальной стадии алкогольного опьянения.

Замедление мышления (брадифрения, брадиартрия) сопровождается застреваемостью, трудностью переключения, инертностью, моноидеизмом, замедлением темпа образования ассоциаций и их бедностью, лаконичностью ответов, длительными паузами между вопросами и ответами больного, бедностью речевой инициативы, сочетается с общим снижением активности, инициативы. Наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза, при депрессивных синдромах другой этиологии, при эпилепсии, органических поражениях головного мозга.

Наряду с количественными расстройствами мыслительного процесса при ускорении и замедлении темпа мышления, особенно при значительной их выраженности, нарушается и качественная (содержательная) сторона мыслительного процесса. Так, при замедлении темпа мышления страдает его продуктивность, отмечается обеднение ассоциаций, снижение четкости и динамичности мышления, наблюдается затруднение в подборе слов (олигофазия). На фоне болезненно пониженного настроения появляется склонность к образованию бредоподобных и бредовых идей самоуничижения, самообвинения, греховности, виновности. При ускорении темпа мышление становится поверхностным, хаотичным, с легкой утратой объекта рассуждения, отличается малой продуктивностью, страдают процессы обобщения, абстрагирования, конкретизации, отмечается снижение или отсутствие критичности мышления, отмечается преобладание механических ассоциаций над логическими, внутренняя отвлекаемость сменяется внешней.

Одной из форм нарушения темпа мышления является «шперрунг» (Крепелин Э.) (задержка, остановка, закупорка мышления) — внезапный, психологически необъяснимый перерыв (остановка, блокада) в речи различной длительности (секунды, минуты, дни). Субъективно это переживается как отсутствие мыслей, пустота в голове. Амнезии на этот период не наблюдается. Обычно параллельно замедляются, затрудняются и процессы понимания окружающего, больные становятся беспомощными, теряют возможность читать, представлять и действовать. Их действия становятся бесцельными, однообразными, автоматизированными. В отличие от замедления мышления, которое носит обычно стойкий, длительный характер с постепенным нарастанием и ослаблением, после шперрунга наступает немедленное восстановление темпа мыслительной деятельности (мышления) и речи. Встречаются шперрунги чаще всего при шизофрении, включая инициальный ее период, при выраженных аффектах (аффективный шперрунг).

Ментизм, мантизм (Chaslin P.H., 1914) — своеобразный непроизвольный неуправляемый наплыв, поток мыслей, воспоминаний разнообразного содержания. Нередко носит вычурный, парадоксальный характер, противоречащий доминирующим преморбидным интересам, запросам, склонностям больного. Ментизм может быть кратковременным, эпизодическим и длительным. Наблюдается ментизм при шизофрении, нередко в инициальной ее стадии, при энцефалитах, выраженных астенических синдромах (астенический ментизм) различной этиологии, после контузии (Гиляровский В.А.), при депрессивных синдромах (депрессивный ментизм) различной этиологии (Басов А.М., Беляева Г.Г., Незнайов Г.Г., Собчик Л.В.).

Разорванность мышления является, по мнению большинства исследователей, одним из наиболее типичных для шизофрении расстройств его. Есть, однако, и иная точка зрения. Так, К. Schneider (1962) считал разорванность малодифференцированным признаком и не относил ее к симптомам I ранга при шизофрении. Разорванность или крайне трудно дифференцируемые с ней расстройства мышления иногда обнаруживаются при органических поражениях головного мозга.

Для обозначения этого типа расстройств мышления пользуются также термином «бессвязность», однако понятие бессвязности применяется в отношении расстройств мышления другого генеза - говорят о бессвязности маниакальной, аментивной. Поэтому предпочтительнее использовать термин «разорванность», традиционно принятый в психиатрии со времен Е. Kraepelin. В равной мере нельзя считать удачным обозначение высокой степени разорванности термином «инкогеррентность», который, как правило, определяет состояние мышления при аменции.

Разорванность относится к наиболее выраженным расстройствам мышления при шизофрении. Клинически она проявляется в неправильном, необычно-парадоксальном сочетании представлений. Отдельные понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд. Разорванность мышления отражается в речи, поэтому говорят и о речевой разорванности. Разорванная речь лишена содержания, хотя вследствие сохранения грамматических связей между отдельными элементами фраз кажется внешне упорядоченной. Поэтому разорванность определяется как семантическая диссоциация при известной сохранности синтаксической стороны речи. Грамматический строй речи нарушается в тех случаях, когда разорванность достигает крайней степени выраженности, при этом страдает и логическое построение речи, и ее синтаксическая структура.

К. Займов (1961) писал о возможности выделения показателя степени разорванности, определяемой количеством смысловых разрывов на 100 слов.

Сохранность синтаксической формы речи не дает, однако, оснований говорить об отсутствии грамматических расстройств вообще. Страдает фонетическая сторона речи - замена звуков, появление неправильных ударений, искажение интонаций, модуляций голоса (все это нередко воспринимается как проявление манерности). К грамматическим нарушениям речи при разорванности надо отнести и деструкцию слов, появление неологизмов. На фоне нарастающей фрагментарности речи появляются нелепые искажения обычных слов, бессмысленные словообразования, конгломераты обломков слов: «капитаран», «будздарет», «рупталь», «трамволь». В известной мере такого рода неологизмы, чаще всего бессистемные и лишенные смыслового значения, внешне напоминают литеральные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией, однако существуют четкие различия, помогающие правильно квалифицировать эти речевые расстройства. Такого рода пассивные (в понимании J. Seglas, 1892) неологизмы отличаются большой нестойкостью, вариабельностью.

К. Kleist (1914, 1923, 1925, 1934, 1959) сближал расстройства речи при шизофрении с явлениями моторной и сенсорной афазии, а неологизмы - с парафазиями. Так, при кататонических состояниях К. Kleist чаще всего находил обеднение запаса слов, аграмматизм, характерный для лобной локализации поражения. При параноидной шизофрении автор наблюдал преимущественно парафатические расстройства, напоминающие литеральные парафазии, проявления височного параграмматизма, патологическое словообразование, напоминающее сенсорную афазию. Явления жаргон-афазии, наблюдающиеся при резко выраженной сенсорной афазии, он идентифицировал с шизофазией. Это, очевидно, сыграло известную роль в возникновении утверждения Ф. И. Случевского (1975) об органически-церебральном генезе шизофазии. Психоморфологические воззрения К. Kleist особенно отразились в попытке связать паралогию, которую он рассматривал как очаговый симптом, с поражением области коры большого мозга на стыке затылочной и височной долей слева.

Н. П. Татаренко (1938) собрала большой клинический материал о нарушении употребления и новообразованиях слов при шизофрении. Она описывает фонетическую и семантическую замену слов, сгущение и неправильное образование их, простое искажение. Автор указывала, что существует лишь формальное сходство этих, афазиеподобных, по ее определению, расстройств речи у больных шизофренией с парафатическими и афатическими расстройствами. М. С. Лебединский (1938) четко разграничил с помощью клинико-психологических критериев шизофренические и афатические расстройства речи.

В отличие от литеральных парафазии расстройства речи при шизофрении не зависят от ситуации речевого общения, речь больных лишена целенаправленности. При афазии больной стремится заменить искаженное слово правильным, своей мимикой он обращает внимание собеседника на допускаемые им в речи ошибки и трудность, невозможность для него их исправления. Элементы афатической речи, несмотря на их дефектность, подчинены смысловой задаче, тогда как разорванная речь больного шизофренией демонстрирует преобладание формальной стороны слова, его фонетической структуры при наличии выраженной недостаточности смысловой, семантической стороны речи.

Диагностически важным является то обстоятельство, что разорванность мышления проявляется у больных даже при отсутствии собеседника, при ничем извне не вызываемой спонтанной речи (симптом монолога).

Разорванность обычно отражает остроту течения шизофренического процесса. В начале заболевания она отмечается при наличии общего психомоторного возбуждения. По мере нарастания психического дефекта разорванность также претерпевает изменения - речь становится более фрагментарной, в ней выявляются и приобретают все большее значение стереотипии.

Особенно легко разорванность выявляется в письменной речи больных. Очевидно, это объясняется тем, что письменная речь является более сложным образованием (в ее осуществлении участвует большее количество звеньев функциональной системы речи) и относительно позже приобретаемой в онтогенезе формой речевого общения. Нередко разорванность в письме сопровождается симптомами нарушения моторного компонента письма, обращают на себя внимание витиеватая манерность почерка, склонность больного к довольно стереотипным украшениям, завитушкам, какое-то особое тонирование элементов букв. Так, буква исполняется без нажима, тонкими линиями, а отдельные ее компоненты удваиваются параллельными линиями и т. п.

Разорванность не является стабильным симптомом. Степень ее выраженности у больного может меняться, и без лечения она может исчезать при спонтанной ремиссии. Еще более явной стала ее обратимость в связи с применением в психиатрической практике нейролептических средств. Курабельность разорванности под влиянием этих препаратов подтверждает мнение о том, что этот вид патологии мышления не обусловлен, как думали раньше, органически-деструктивными изменениями.

Приводим пример разорванности мышления.

«Ей-богу, убью первого озверелого бандита святого Владимира из Киевского монастыря и, ей-богу, убью озверетого бандита священника Николая из города Чебоксарского собора. Христа ради, прекратите насмерть отравлять меня, будущего святого Василия Ананьевича Кафтанника (имя, отчество и фамилия не принадлежат больному!) со своей будущей семьей Александр, Варвара и Екатерина и четыре из детдома как Мокеев Михаил Егорович регент русского хора наизусть на четырех голосах этих вышеуказанных озверелых святых бандитов Владимира и Николая живьем сжечь миллиард святых крестов» (далее три страницы заполнены крестиками).

Здесь помимо разорванности отмечается и стереотипное повторение отдельных выражений, оборотов, представлений.

По степени выраженности разорванность также не является однородным психопатологическим феноменом. Начальные проявления разорванности мы видим в соскальзывании мысли, проявляющемся при переходах от одного представления к другому вне естественных логических связей. При нерезкой выраженности расстройств мышления соскальзывания носят эпизодический характер и обнаруживаются на фоне формально правильных суждений. Так, больная шизофренией в письме задает целый ряд вопросов, совершенно оторванных от реальной ситуации и резонерских по своей постановке, отражающих совершенно необъяснимый переход от одного понятия к другому:

«Кто я? Кто ты? Кто они? Кто мы? Что такое счастье? Почему растет трава? Зачем нужно солнце? Где находится луна? Почему она жидкая? Я хотела сказать - вода. Спаси меня, пожалуйста, если ты знаешь, что такое вечность. Что бы еще такое спросить?»

Крайняя степень разорванности обычно определяется как «словесный салат» («словесная окрошка»), речь при этом состоит из совершенно бессмысленного набора ничем не связанных слов и стереотипии. Неправомерно отождествление «словесной окрошки» с шизофазией.

Шизофазия - своеобразное проявление мыслительно-речевых расстройств при шизофрении, близкое к разорванности. Ее феноменологическое и клинико-нозологическое положение до сих пор остается дискуссионным. Е. Kraepelin (1913) считал, что шизофазия - особая форма шизофрении, при которой речевая бессвязность, разорванность и совершенно непонятная речь контрастируют с упорядоченностью, известной доступностью и относительной интеллектуальной и аффективной сохранностью больных, их несколько лучшей, чем при других формах заболевания, работоспособностью. Характерны повышенная речевая активность, «речевой напор», «наплыв слов». Еще более выражен, чем при разорванности, симптом монолога, характеризующийся поистине речевой неистощимостью и совершенным отсутствием потребности в собеседнике. Нередко монолог возникает даже без предшествующей обращенной к больному речи собеседника. Симптом монолога обычно рассматривается как проявление аутистической позиции больного шизофренией, утрачивающего всякую потребность в общении с окружающими. Ф. И. Случевский (1975) подчеркивает, что многоречивость больных шизофазией не зависит от степени общего психомоторного возбуждения. Описаны единичные случаи своеобразного проявления шизофазии только в письме (шизография). Так же, как и разорванность, шизофазия часто обнаруживается в письменной речи раньше, чем в устной.

М. О. Гуревич (1949), придерживаясь в основном концепции Е. Kraepelin о шизофазии как о редкой, недостаточно еще изученной форме шизофрении, в то же время отмечает возможность ее развития в хронической стадии шизофрении, когда она сменяет другие синдромы, чаще кататонические. М. Ш. Вроно (1959) рассматривает шизофазию как вариант течения параноидной шизофрении, тогда как разорванность, по его мнению, является признаком кататонического расстройства мышления.

Представляется наиболее аргументированной точка зрения А. С. Кронфельда (1940), считавшего, что разорванность и шизофазию сближает наличие так называемого динамического компонента (психомоторно-кататонических динамизмов), играющего важную роль в формировании клинической картины заболевания. Синдром шизофазии А. С. Кронфельд понимал как результат кататонической активности речевой моторики при шизофреническом распаде мышления. К психомоторно-кататоническим динамизмам относятся персеверации и стереотипии, шперрунги, манерность, негативизм, итерации, автоматизмы. Однако одних психомоторно-кататонических расстройств недостаточно для возникновения синдрома шизофазии. Для этого необходимо наличие шизофренического распада мышления, включающего по А. С. Кронфельду, диссоциацию мышления, динамическое влияние шизофренического аффекта, параноидных структур.

Шизофазия редко встречается в психиатрической практике, особенно в последние годы, что можно связать с патоморфозом клинической картины заболевания вследствие широкого применения нейролептических средств. По данным Ф. И. Случевского (1975), разорванность мышления (автор пользуется термином «атактическое мышление») отмечалась у 27,5 % наблюдаемых им больных, а шизофазия - только у 4 %.

Явления соскальзывания и разорванности мышления обнаруживаются при клиническом обследовании больного и в условиях патопсихологического эксперимента. Б. В. Зейгарник (1962) указывает, что выявить соскальзывание можно лишь у сравнительно сохранных больных, когда оно еще не перекрывается более грубыми расстройствами мышления. Патопсихологически соскальзывание определяется как временное снижение уровня мыслительной, деятельности - верно выполняя какое-либо задание, адекватно о чем-либо рассуждая, больной внезапно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, часто по «слабому», «латентному» признаку, а затем вновь способен продолжать рассуждение последовательно, но не исправляя допущенной ошибки. При этом обычно степень трудности выполняемого задания не имеет значения (В. М. Блейхер, 1965). Следует отметить, что при исследовании мышления у больных шизофренией мы сталкиваемся с неприменимостью к ним обычно складывающейся у психиатра или психолога шкалы трудности, сложности выполняемых заданий. И это естественно, так как, создавая для себя такую шкалу, мы руководствуемся главным образом трудностью этих заданий для психически здоровых и лиц, обнаруживающих интеллектуальную недостаточность различной степени. У больных шизофренией с присущими им нарушениями избирательности объектов мыслительной деятельности (признаков предметов и явлений, мнестического запаса) эти критерии оказываются совершенно иными, их нельзя анализировать как понятные.

Обнаруживаемые при психологическом исследовании у больных шизофренией соскальзывания не связаны с усталостью, не обусловлены повышенной истощаемостью. Они не поддаются коррекции в процессе исследования. Даже после объяснения, как следовало бы выполнить задание, больной по-прежнему отстаивает свое решение, приводя резонерские, паралогические мотивировки.

Разорванность мышления рассматривается как проявление патологии его целенаправленности (А. А. Перельман, 1957; Б. В. Зейгарник, 1962). Б. В. Зейгарник видит в разорванности крайнюю степень разноплановости, заключающейся в том, что суждения больного о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, как бы в разных руслах. Помимо играющего важную роль в диагностике разорванности отсутствия понятных связей между отдельными элементами высказываний больного Б. В. Зейгарник считает значимыми такие критерии, как независимость речи больного от присутствия собеседника (уже упоминавшийся симптом монолога), отсутствие логики, невозможность обнаружить в речи больного объект мысли, незаинтересованность его во внимании собеседника. Наличием перечисленных моментов и объясняется то, что речь больного при разорванности перестает выполнять функцию общения и становится совершенно непонятной окружающим.

Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо успевать реагировать на те изменения, что происходят вокруг нас каждый день. Для этого нужно обладать высокой скоростью мышления. Узнайте, как повысить ее с помощью чтения!

Ускорение времени

С каждым десятилетием, с каждым веком время ускоряется, и это факт. В 19 веке не могли представить, что вскоре люди будут летать на сверхзвуковых скоростях, что это станет совершенно естественным для современности 20 века.

В 10 веке, во времена Византийской империи, люди не представляли то, что через какое-то время изобретут сложные машины (поезда), и лошади перестанут быть основным транспортом для путешествий на дальние расстояния.

А сейчас ученые разрабатывают устройства для телепортации¹, которые позволят перемещаться мгновенно.

Каждому времени свойственна своя скорость мышления. Когда перед человеком очень быстро меняются окружающие условия, ему необходимо успевать воспринимать и анализировать информацию.

Как скорость мышления зависит от чтения

Чтение — это основной способ получения информации человеком. Одна из главных вещей, которой обучают ребенка — умение читать.

Скорость мышления человека зависит от его способности воспринимать текст, видеть заложенный в него смысл.

Высокая скорость чтения приносит практический успех — такие люди способны быстро принимать решения: скорость в современном мире — залог успеха в работе и отношениях.

Приемы эффективного чтения!

Приведенные ниже пункты позволят вам по-новому взглянуть на такую естественную способность как чтение, повысить его скорость и, как результат, скорость своего мышления!

Когда люди читают вслух, язык не успевает проговаривать слова настолько быстро, насколько их может воспринять разум. Чтение в слух может значительно замедлить скорость восприятия информации.

2. Необходимо полностью сконцентрироваться на чтении.

Без умения концентрировать внимание человек не может запомнить текст, как бы медленно или быстро его не читал. нужно тренировать.

3. Нужно расширить уровень восприятия текста.

В детстве детей учат водить по тексту пальцем, чтобы не потерять место в тексте, где ребенок читает. Но это замедляет мышление — палец не успевает за мозгом! Полезно развивать концентрацию ребенка с самого детства, приучая его повышать скорость чтения и мышления.

4. Полезно заняться тренировкой глаз.

Постоянное применение описанных ниже приемов позволить эффективно натренировать этот навык:

  • во время прогулки нужно смотреть на номера машин, проезжающих мимо;
  • осознанно переключать внимание на самых различных предметах вокруг себя.

Например, внимательно рассмотреть детали на окне, а потом — быстро переключаться на вид за ним. Таким образом быстрое переключение внимания между различными предметами научит быстрее делать выводы и понимать, что происходит «здесь и сейчас»;

  • слушать спокойную музыку во время чтения.

Это способствует развитию устойчивого намерения² и сосредоточенности разума человека;

  • проговаривать вслух скороговорки.

Помимо того что это положительно влияет на дикцию, делает ее четкой, скороговорки учат быстро воспринимать смысл и переключать внимание на новую информацию. Для этого полезно проговаривать несколько скороговорок без паузы.

Следование указанным выше правилам, тренировка быстрого чтения со временем научат человека быстрее воспринимать информацию, значительно повысят скорость мышления. Это позволит добиться большего успеха в жизни и будет способствовать самосовершенствованию практика.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Телепортация - гипотетическое изменение координат объекта (перемещение), при котором траектория объекта не может быть описана математически непрерывной функцией времени (



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух