Массаж ребенку 5 лет при заикании. Артикуляционный массаж при заикании. Сегментарный массаж – техника выполнения

Массаж ребенку 5 лет при заикании. Артикуляционный массаж при заикании. Сегментарный массаж – техника выполнения

Для лечения заикания используют, преимущественно, два вида массажа – сегментарный и точечный, или их сочетание. Рассмотрим приемы и технику одну из наиболее популярных массажных методик – сегментарную.

Приемы сегментарного массажа

Сегментарный массаж при заикании изолировано воздействует на определенные мышцы, участвующие в обеспечении речевой деятельности. Руки массажиста – чистые, теплые, без украшений, без ссадин или воспалений, смазанные детским кремом или присыпкой. Пациент во время процедуры лежит на спине или полусидит в кресле, опираясь на высокий подголовник. Массажист, выполняя массаж при заикании, использует такие приемы:

Глубокое охватывающее поглаживание;

Вибрации и поколачивания.

Массаж проводят в медленном темпе. Включают музыку – тихую, с плавным ритмом. Можно вместо музыки использовать аутогенную тренировку.

Техника сегментарного массажа

Массаж при заикании проводят в следующей последовательности:

1. Расслабление мышц шеи. Медленно поглаживают ладонями шею. Надавливают руками – попеременно одной и другой, на щитовидную железу. Выполняют поглаживания, двигаясь от околоушной зоны лица к подмышечным впадинам – через боковую поверхность шеи. Кладут руки на заднюю часть шеи, скользя ими к подмышечным впадинам – так снимают тонус трапециевидной мышцы.

2. Расслабление лицевой мускулатуры. Начинают массаж от центра лба к вискам/ушным раковинам. Потом – от бровей к волосам. Движения выполняют обеими руками – с двух сторон. Там, где заканчивается движения, делают небольшое нажатие пальцами. Далее двигаются от подбородка к вискам, фиксируя пальцы в ямках у козелка и ушной мочки. Двигаются от спинки носа в направлении ушей, от центра верхней губы к ушам. От центра лба – к середине подбородка, через височные впадины.

3. Расслабление круговой мышцы глаза. Подушечками пальцев поглаживают зону от виска к внутреннему углу глаза – через нижнее веко. Затем скользят по бровям к виску. Работают 2-м и 3-м пальцами.

4. Расслабление мышц губ. Массаж при заикании продолжается массированием губных мышц. Действуют так:

Ведут пальцами от углов рта к центру, двигаясь по верхней губе;

Затем от углов к центру рта, двигаясь по нижней губе;

От центра верхней губы до подбородка.

Расположив пальцы – средние и указательные, возле углов рта, массажист слегка растягивает губы – как будто в улыбке. Обратное движение возвращает губы в исходное положение. Все движения плавные и легкие. Далее выполняют поглаживание носогубных складок, двигаясь от крыльев носа в сторону углов рта. 2-м и 3-м пальцами легко постукивают по мышцам губ, выполняя круговые движения по часовой стрелке.

5. Массаж гортани. Захватив гортань пальцами – большим, средним, указательным, выполняют легкие и ритмичные поперечные движения. Массаж при заикании можно проводить при разном положении рта – закрытом, слегка приоткрытом.

Массаж при заикании, отзывы

У нас после испуга началось заикание в 3 года. Даже «мама» не мог сын нормально сказать. Стало реально страшно. Поставили диагноз – логоневроз. Оказалось – нужно пить лекарства, электрофорез назначили. И, конечно, массаж. Благодаря профессиональному массажу ребенок быстро успокаивался, пропадал страх, напряжение, в итоге речь наладилась.

Точечный массаж при заикании

А. И НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,

Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

Точечный массаж делайте не болееминут.

В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами - интервал 2 недели; между вторым и третьим - от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода.

Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие - через день.

В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего.

Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения.

Имейте в, виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение - заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты увеличивая силу давления. Но делаете это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле.

Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них вы повышаете защитные силы организма. На рисунке видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большеберцовой кости. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 - одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

В первые два дня воздействуйте только на эти точки. Потом, делая третью и четвертую процедуру массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.

Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6, также с обеих сторон.

С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове - по две в день. На точки 7 а затем и 8 воздействуйте одновременно.

Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот.

Последовательно начинайте массировать и другие точки.

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания советуем воздействовать на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17. Симметричные точки 16 и 17 массируйте одновременно.

При воздействии на точки 3, 4, 5,ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 - лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 - сидеть или лежать на спине.

По материалам журнала «Здоровье» 01.1989 г.

  • Короткие советы:
  • Юбки - основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
  • Детское питание
  • О продуктах и культуре потребления Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?

    По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе «Контактная информация». Спасибо.

    только с разрешения владельца сайта

    Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

    Точечный массаж при заикании: основные точки и техника проведения

    В последнее время для лечения заикания специалисты все чаще прибегают к методу точечного массажа – шиацу.

    Стимуляция конкретных акупунктурных точек снимает повышенную раздражимость речевых центров и способствует нормализации нарушенной речи.

    В совокупности с консультациями врачей-логопедов и терапевтическими процедурами рефлексотерапия дает наиболее ощутимый эффект.

    Что такое заикание

    Заикание является распространенным расстройством речи, появляющимся вследствие судорог мышц, регулирующих деятельность речевого аппарата.

    Этот процесс характеризуется нарушением дыхания, сбоями в ритме и плавности речи, изменениями высоты и силы звука.

    Природа происхождения заикания сложна и неоднородна. Кроме расстройств речевой и общей моторики у людей наблюдается скованность и угловатость движений, общее мышечное напряжение или наоборот чрезмерная двигательная нервозность.

    Им свойственны застенчивость, повышенная раздражительность, чувство подавленности, а также боязнь вступать в диалог. С возрастом речевые нарушения имеют особенность усиливаться.

    Зачастую причиной заикания становится перенесенная в раннем возрасте психоэмоциональная травма. Глубокий испуг или конфликт родителей не всегда способствует срыву речевого аппарата, но предрасполагает к дальнейшим нарушениям. Возникновению заикания могут способствовать такие факторы:

    • повреждения черепно-мозговой коробки;
    • сложное течение беременности, сопровождающееся стрессами;
    • склонность к нервным заболеваниям;
    • длительные заболевания инфекционного и соматического характера с повышением температуры;
    • хронические стрессы – ссоры в семье, недостаток любви и ласки, проблемы с воспитанием;
    • наследственная предрасположенность.

    Алена Зерновицкая, известный блогер, поделилась АВТОРСКИМ рецептом маски молодости для лица, которым пользуется более 5ти лет!

    Технику проведения расслабляющего массажа вы найдете в нашей статье.

    Как легко помочь при боли в горле с помощью точечного массажа расскажет наш материал.

    Может ли помочь точечный массаж при заикании

    Шиацу при лечении заикания помогает добиться спокойного и расслабленного состояния организма, что содействует устранению нарушения речи и ее восстановлению. Продолжительность лечения состоит из нескольких курсов и может занять месяцы, а то и годы.

    Первый и второй курс должны быть пройдены с интервалом не менее двух недель, между вторым и третьим циклом – от 3-х месяцев до полугода. В будущем циклы массажа возобновляются каждые полгода на протяжении двух-трех лет.

    Курс представлен пятнадцатью сеансами: первые 3 процедуры осуществляются каждый день, дальнейшие – через день.

    Результат точечного массажа обуславливается степенью речевого расстройства и формы заикания. Порой положительная динамика наблюдается уже после первого курса, но нужно продолжать процедуры для закрепления полученного результата. В тяжелых случаях улучшение не наступает и после второго-третьего сеанса. Важно запастись терпением и продолжать массаж.

    При корректировании заикания методом шиацу используются два двигательных приема:

    1. Разминание – вращательное движение с надавливанием с частотойповоротов в минуту, при этом палец строго зафиксирован на точке и не смещается.
    2. Поглаживание – медленное и непрерывное круговое движение подушечкой указательного, большого или среднего пальца в биологически активной зоне.

    Точечный массаж шиацу при заикании может применяться человеком любой возрастной категории (см. возрастной макияж). Его навыки доступны для понимания и просты в использовании в домашних условиях.

    Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

    Воздействуя на биоактивные точки при заикании, можно нормализовать психоэмоциональное состояние заикающегося, релаксировать мышцы, отвечающие за деятельность голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов, и в целом укрепить защитные функции организма.

    Рассмотрим биоактивные точки воздействия:

    • Точка 1 (да-лин) – находится на внутренней части руки, в зоне запястья посреди сухожилий. Имеет симметричную точку. Принять положение сидя и положить руку на твердую поверхность ладонью вверх, и массажировать зону попеременно справа и слева.
    • Точка 2 (нэй-гуань) – находится на передней части предплечья, на 2 цуня над средней линией запястья, посреди сухожилий. Симметрична. Стимулировать в том же положении, что и точку 1. (1 цунь – китайский дюйм, равный 3,73 см.)
    • Точка 3 (тянь-цзин) – точка, сосредоточенная на задней плечевой плоскости, над уровнем локтевой прямой руки на 1 цунь. Сесть и опустить руку, воздействовать на зону сначала справа, потом слева.
    • Точка 4 (цзу-сань-ли) – находится в голенной области, на 3 цуня ниже уровня коленной чашечки и на 1 цунь вбок от фронтальной стороны большеберцовой кости. Имеет симметричную точку. В положении сидя вытянуть ноги и массажировать области совместно с двух сторон.
    • Точка 5 (синь-щу) – точка симметричного характера, сосредоточенная в зоне спины, на 1,5 цуня от задней срединной вертикали на уровне пространства между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков. В положении сидя незначительно наклониться вперед (или приняв позу лежа на животе) и стимулировать точки слева и справа единовременно. Движения должны осуществляться при помощи другого человека.
    • Точка 6 (хэ-ляо) – расположена в области лица, в ямке над скуловой дугой в начале ушной раковины. Симметрична. Сидя, упереться локтями о твердую поверхность и массировать точки совместно с двух сторон.
    • Точка 7 (сань-инь-цзяо) – точка в районе голени на 3 цуня выше медиальной лодыжки, имеет симметрию. Массажировать одновременно точки с обеих сторон в позиции сидя.
    • Точка 8 (ле-цюэ) – сосредоточена в зоне предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 1,5 цуня выше средней линии запястья. Имеет симметрию. Положить руку на стол и массажировать точки, чередуя правую и левую.
    • Точка 9 (я-мэнь) – точка, не имеющая симметрии и расположенная в волосистой части головы, на тыльной плоскости срединной горизонтали. В положении сидя немного наклонить голову и вращательными движениями стимулировать биоактивную зону.
    • Точка 10 (хоу-си) – симметричная точка в области кисти на линии соединения тыльной стороны и ладони, над головкой пятой пястной кости. Сесть и положить руку на стол, опустив ладонь вниз, зажать пальцы в кулак. Воздействовать, чередуя точки и глубоко надавливая на них околосекунд.

    Все движения должны осуществляться подушечками пальцев строго по часовой стрелке. Надавливать на точку акупунктуры нужно плавно и медленно, в течение 30 секунд, понемногу увеличивая давление. Далее нужно ослабить воздействие, не убирая палец, и снова надавить сильнее. Возобновить движение 3-4 раза на протяжении 4-5 минут.

    Точечный массаж шиацу – оптимальное дополнение к базисному лечению от заикания, назначенному специалистом. Для достижения положительного результата рекомендуется избегать психологических травм, способных усугубить недуг, и вместе с этим усердно заниматься с логопедом.

    Полезно знать:

    Читайте также:

    Точечный массаж стоп: секреты японского метода

    Точечный массаж при неврите лицевого нерва – эффективное лечение без медикаментов

    Точечный массаж груди: увеличение и укрепление груди безоперационным способом

    Точечный массаж при гипотонии и гипертонии – лучшая альтернатива медикаментозному лечению

    Секреты уникальной техники точечного массажа шиацу при зубной боли

    Точечный массаж при бессоннице – лучший способ расслабиться и заснуть

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Последние обсуждения:

    • Sofyhka к записи Скраб из овсяных хлопьев для лица – эффективный уход и глубокое очищение
    • Ника к записи Прессотерапия в домашних условиях: процесс проведения и эффективность
    • Даша к записи Мицеллярная вода: секрет популярности
    • Светлана к записи Противовоспалительная маска для лица – лучший способ избавиться от воспаления в домашних условиях
    • Ксюша к записи Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов

    Пластический массаж лица – эффективная процедура для омоложения и устранения возрастных изменений

    Свежие записи

    Рубрики

    О проекте

    Здравствуйте. Очень рады видеть вас на косметсовете.

    Данный проект создан с целью собрать максимум полезной информации и советов об уходе за кожей, лицом, волосами и другими частями тела в одном месте. Надеемся, что будем полезны для вас.

    Логопедический массаж для лечения заикания у детей

    Заикание – это нарушение темпа и плавности речи, которое проявляется многоразовым повторением звуков, паузами в словах. Лечение патологии направлено на структуры головного мозга посредством психологической и логопедической работы, медикаментозных средств и механических манипуляций. Массаж при заикании у детей - комплекс пассивных упражнений, которые задействуют активные центры нервной системы, а также повышают тонус кровеносных сосудов. Кроме того, массажные движения способны улучшать психоэмоциональное состояние детей.

    Задания логопедического массажа

    Действие логопедического массажа заключается в нормализации кровоснабжения и иннервации структур, отвечающих за нормальную речь ребенка. Манипуляция проводится в комплексном лечении дизартрий, задержки речевого развития и заикания.

    Массаж для терапии заикания направлен на следующее:

    • Нормализацию тонуса мышечных структур речевого аппарата: гортани, глотки, языка, мимических мышц
    • Артикуляционную подготовку речевого аппарата.
    • Снижение слюноотделения, которое затрудняет повторение фраз.
    • Включение в работу мышц, тонус которых снижен из-за предшествующего бездействия.
    • Стимуляцию участков в центральной нервной системе, отвечающих за разговорную речь: центр Вернике и Брока.
    • Влияние на эмоциональную сферу детского организма: расслабляющее действие, которое улучшает настроение и снимает тревогу.

    Определена связь между логопедическим массажем, остеопатией и заиканием. Техника работы остеопатов направлена на устранения напряжения в активных центрах головы, улучшения кровоснабжения головного мозга и стимуляцию оттока лимфы.

    Остеопатическое воздействие на артикуляционный аппарат относится к физиотерапии, чаще всего является дополнительным методом терапии.

    Совет врача. Если ребенок начал заикаться, нельзя ждать, пока проблема «перерастет». Диагностика на ранней стадии помогает устранить ее быстрее и вылечить заикание полностью

    Виды массажа для лечения заикания

    Различают следующие виды механического воздействия при лечении заикания:

    • Точечный массаж при заикании - вид логопедической манипуляции, который действует на небольшие активные биологические участки, большинство из которых есть в зоне волосяного покрова и на лице. Каждая точка связана с нервным центром, который посылает импульсы к внутренним органам.
    • Классический ручной массаж включает технику поглаживаний и вибрационного воздействия. С его помощью можно расслабить или активизировать необходимые мышечные участки речевого аппарата.
    • Зондовый массаж, который выполняется за счет использования инструмента – зонда. Отличается жесткостью техники, поэтому проводится детям старше 4-х лет.

    Важно! Противопоказанием к зондовому массажу является эпилепсия, существует риск возникновения судорожного припадка

    Задание массажиста – выбрать необходимый вариант процедуры. В некоторых случаях требуется комбинированное воздействие смешанного массажа: повышение тонуса одной группы мышц и расслабление – другой.

    Методики и приемы логопедического массажа

    Логопедический массаж при заикании – это комплекс методик и приемов. Часто используются три комплекса, действия которых направлено на зону патологических симптомов.

    Логопедическая программа спланирована так: на диагностических упражнениях с детьми изучается материал, направленный на преодоление недоразвитости языкового рефлекса.

    Этапы терапии с помощью массажа, направленного на избавление от заикания:

    Продолжительность процедуры не менее 6 минут и до 20 минут на последних занятиях сеанса.

    Механическое воздействие на ткани детского организма может сопровождаться активацией центров в головном мозге. Поэтому существуют противопоказания к проведению процедуры:

    • Усиленный рвотный рефлекс.
    • Патологии ротовой полости: кариозные зубы, ангина.
    • Острый период инфекционных заболеваний: воспаление легких, вирусные заболевания, отит и др.
    • Онкогематологические патологии (лейкозы, лимфомы).

    Кроме того, механическое воздействие не проводится при наличии сыпи или повреждения целостности кожи лица.

    Инструменты логопедического массажа и правила проведения процедуры

    Массажист в роботе может использовать металлические и пластиковые зонды, шарики, усы, «грибок». Размер и форма инструмента подбирается индивидуально. Единственное условие – используемые предметы должны быть безопасными в применении и не принести вреда.

    Для манипуляции применяются два варианта размещения пациента:

    • Лежа на спине, со специальным валиком под шею или лопатки.
    • Сидя на стуле. Для детей младшего возраста применяются детские кресла и коляски.

    Используются такие позы, при которых достигается максимальное расслабление мышц всего тела. Перед началом упражнений выполняется легкая разминка.

    Техника исполнения массажа

    Ключевым моментом манипуляции, от которого зависит результат, является синхронизация речевых движений ребенка и механического воздействия пальцев массажиста или зонда. Во время процедуры изменяется темп, ритмичность, интонация сказанных фраз. В тяжелых случаях одновременно используется классический и зондовый вариант массажа.

    Специалист должен массировать каждый участок не менее 2 минут в течение всего сеанса. Во время движений необходимо наблюдать за мимикой, интонацией и жестами пациента. Достижение необходимого темпа и четкости фраз позволяет увеличивать уровень сложности работы с речевыми стереотипами.

    Условия роботы с ребенком при заикании:

    • Полный отрыв от учебного процесса в течениедней.
    • Ежедневные занятия с логопедом и выполнение домашних заданий в течение полутора-двух часов.
    • Ограничение социальных контактов на время проведения курса массажа.
    • В течение 2-3 месяцев по окончанию курса посещают врача для контроля эффективности терапии.

    Все манипуляции массажиста проводятся в теплом и проветриваемом помещении. Курс массажа состоит изсеансов. Интервал между курсами один-два месяца.

    Появление в семье ребенка с заиканием является.

    Маленькие детки начинают издавать кое-какие.

    Нередко можно встретить людей, ощущающих дискомфорт.

    Нарушение развития речи сопровождается не только.

    Заикание, также известно, как логоклония. Является.

    Информация на сайте предоставлена исключительно в популярно-ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

    Массаж при заикании

    1042 вуза, 2194 предмета.

    2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

    В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

    3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

    4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

    5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5).

    6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

    7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

    Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

    Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

    1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

    2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

    Расслабляющий массаж мышц губ

    Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

    1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

    2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

    3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

    4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

    5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

    6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

    Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

    Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

    Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

    2) мышцы верхнего плечевого пояса;

    3) мимическая мускулатура;

    5) область гортани.

    С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

    Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

    При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

    явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

    В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

    Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

    Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

    Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

    Релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;

    Нормализация эмоционального состояния заикающихся.

    Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

    Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

    При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

    Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

    Основные приемы точечного массажа

    Основными при коррекции заикания являются два приема:

    1. Поглаживание - подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

    Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

    2. Разминание - производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращенияоборотов в минуту.

    Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

    Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

    Комплекс БАТ 1 - снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 16):

    а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;

    б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;

    в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

    Комплекс БАТ 2 - связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис. 17):

    а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

    б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

    БАТ 3 - связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

    Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

    БАТ 4 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 19).

    Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

    Комплекс БАТ 5 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

    а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

    б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

    Комплекс БАТ 6 - направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.21):

    а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;

    б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;

    в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

    Комплекс БАТ 7 - точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис. 22):

    а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;

    б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

    БАТ 8 - “точка жизни”.

    Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на “прямом проборе” - там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

    При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

    1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.

    2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

    4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

    В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.

    5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.

    6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.

  • А. И. НАЗИЕВ,
    врач-рефлексотерапевт

    А. И НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,
    Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

    Точечный массаж делайте не более 30-40 минут.

    В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

    Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

    Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами - интервал 2 недели; между вторым и третьим - от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода.

    Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие - через день.

    В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего.

    Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения.

    Имейте в, виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение - заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

    Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

    При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты увеличивая силу давления. Но делаете это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле.

    Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

    В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

    Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

    Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

    Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

    Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

    Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них вы повышаете защитные силы организма. На рисунке видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большеберцовой кости. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 - одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

    В первые два дня воздействуйте только на эти точки. Потом, делая третью и четвертую процедуру массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.

    Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6, также с обеих сторон.

    С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове - по две в день. На точки 7 а затем и 8 воздействуйте одновременно.

    Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот.

    Последовательно начинайте массировать и другие точки.

    Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания советуем воздействовать на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17. Симметричные точки 16 и 17 массируйте одновременно.

    При воздействии на точки 3, 4, 5, 7 8 13, 16 17 ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 - лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 - сидеть или лежать на спине.

    Навигация

    Заикание – это одна из форм коммуникативного расстройства, при которой плавность и ритмичность говорения нарушаются из-за появления пауз, запинок, повторения звуков. У детей подобная проблема чаще всего возникает в период развития речи – 3-5 лет. В этом возрасте врачи стараются построить терапию, направленную на борьбу с явлением, на самых щадящих методиках. Одним из наиболее безопасных и эффективных способов врачебной помощи при заикании у детей считается массаж. Он представлен несколькими техниками, каждая из которых обладает своими преимуществами. Приступать к терапии надо при первых признаках речевого сбоя, тогда эффективность подхода будет максимальной.

    При патологии часто помогают процедуры массирования.

    Цели логопедического массажа

    Главный эффект мануальной обработки – улучшение тока крови. При правильном подходе этого удается добиться на конкретном участке, а также улучшить кровообращение в тканях центра головного мозга, отвечающего за речь.

    За счет стимуляции отделов, отвечающих за двигательные реакции речевого аппарата, признаков положительной динамики можно добиться уже первыми процедурами.

    Дополнительно отмечается положительное воздействие механического раздражения на нервные окончания, расположенные под кожей. Это приводит к устранению спазмов в мышцах и нервных центрах ЦНС. Параллельно происходит улучшение метаболизма в тканях, налаживается процесс передачи нервных импульсов.

    Массаж при заикании помогает добиться таких результатов:

    • нормализовать тонус мышц гортани, языка, глотки, всего лица;
    • подготовить мышечные структуры к правильной артикуляции;
    • устранить патологически обильное выделение слюны;
    • заставить работать частично атрофированные или ослабленные мышцы;
    • простимулировать центры головного мозга, отвечающие за связную и развернутую речь;
    • снизить тревожность ребенка, добиться его расслабления, устранения психоэмоционального давления;
    • запустить обменные процессы в проблемных тканях за счет нормализации кровообращения;
    • избавить от заикания и предупредить его рецидивы.

    Массажные процедуры помогут избавить ребёнка от тревожности.

    Нередко одного лишь проведения массажа оказывается достаточно для избавления от заикания, но в большинстве случаев подход рекомендуется сочетать с другими приемами. В комплекс мероприятий по восстановлению правильной речевой функции у детей включают упражнения, физиотерапию, психотерапию, дыхательную гимнастику.

    Разновидности логопедического массажа

    Существует несколько вариантов массажа, которые могут быть использованы при лечении заикания. Нередко они применяются в комплексе для достижения максимального эффекта в короткие сроки.

    Массаж при заикании представлен рядом техник:

    • точечная – проводится механическое раздражение биологически активных точек на лице и теле пациента. Это приводит к снятию патологической возбудимости, расслаблению речевого центра, нормализации процесса передачи нервных импульсов;
    • классическая – мягкое и максимально щадящее воздействие, которое может быть прямым или опосредованным. Приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации применяются для проработки всего тела. Массаж позволяет добиться общего расслабления напряженных мышц, дополнительно отмечается активация работы речевых центров ЦНС;
    • сегментарная – особая техника, благодаря которой прорабатываются мышцы, необходимые для функционирования речевого аппарата. Ежедневное проведение массажа в течение 2-3 недель позволяет быстро добиться регресса заикания или его полного исчезновения;
    • зондовая – приемы, для выполнения которых требуется применение специального устройства. Воздействие на организм получается довольно жестким, поэтому подход показан детям старше 4 лет. Манипуляции не проводятся при наличии у пациента предрасположенности к судорогам, наличии эпилепсии в анамнезе.

    Один из видов массажа — точечный.

    Независимо от типа воздействия, выбранная процедура проводится только профессионалом или с разрешения лечащего врача. Самостоятельные действия родителей могут принести ребенку больше вреда, чем пользы.

    Правила выполнения массажа

    Все техники массажа за исключением зондового можно применять в домашних условиях.

    О специфике проведения манипуляций должен рассказать лечащий врач или физиотерапевт.

    Помимо этого существует ряд универсальных правил, соблюдение которых является залогом эффективности и безопасности методики.

    • сеансы следует проводить ежедневно в течение всего курса, если иное не будет рекомендовано врачом;
    • каждый раз перед проведением манипуляции надо убеждаться в отсутствии противопоказаний к массажу;
    • при усугублении клинической картины или отсутствии признаков положительной динамики следует обратиться к лечащему врачу;
    • классический, точечный и сегментарный массажи при заикании не могут быть единственным методом борьбы с расстройством. Они должны входить в состав комплексной терапии;
    • в случае капризности или плохого настроения у ребенка сеанс лучше на время отложить;
    • руки массажиста должны быть теплыми, сухими, с коротко подстриженными ногтями, чистыми;
    • манипуляцию проводят примерно через час после еды и еще в течение часа после этого ребенок должен воздерживаться от пищи, ограничившись питьевой водой.

    Перед процедурой нужно удостовериться в отсутствии противопоказаний.

    Важно помнить, что при детском массаже все действия следует выполнять максимально бережно. Ребенок не должен испытывать болезненных ощущений и даже дискомфорта. В противном случае пациент будет подсознательно напрягаться и нужного эффекта достичь не получится.

    Точечный массаж – техника выполнения

    Логопедический точечный массаж при заикании – один из самых эффективных методов лечения расстройства.

    Первые признаки улучшения состояния малыша отмечаются уже через несколько сеансов, но для полного устранения нарушения речи надо пройти несколько курсов по 15-20 процедур. Полный цикл терапии в среднем составляет 2-3 года, зато он позволяет добиться стойкого результата с минимальными рисками рецидива.

    Базовые правила выполнения точечного массажа при заикании:

    • первый сеанс не должен продолжаться дольше 5 минут, в дальнейшем это время увеличивают, доводя его до 15-20 минут;
    • стимуляция проводится с незначительным давлением, продолжительность разового воздействия не превышает 3 секунд;
    • за 1 подход прорабатывается не более 4 биологически активных участков;
    • схема точек подбирается врачом индивидуально в зависимости от причин заикания, его выраженности, других особенностей ситуации;
    • для получения максимальной эффективности от подхода на время курса ребенка рекомендуется отстранить от социального общения.

    Схема лечения должна подбираться врачом.

    Большинство точек, подлежащих стимуляции при заикании, расположены на голове. Для проведения процедуры пациента надо уложить или усадить в удобное положение. Работа начинается с самых верхних точек в области лба с постепенным опусканием к основанию шеи. Воздействие рекомендуется сопровождать проработкой мягких тканей щипковыми движениями, расслабляющими фразами.

    Сегментарный массаж – техника выполнения

    С помощью сегментарного массажа нарушенную речевую деятельность восстанавливают за счет обособленной проработки проблемных мышц. Подход подразумевает ежедневное проведение сеансов в течение 2-3 недель.

    В случае выявления у пациента хронического заикания курсы проводят каждые несколько месяцев с закрепляющей и профилактической целью.

    Воздействие состоит из классических основных приемов – поглаживание, растирание, разминание, вибрация – а также усиленного нажатия на отдельные участки.

    Сеанс всегда начинается с подготовки всей площади с помощью поглаживания. Обработка включает шею и ее основание вплоть до подмышечных впадин, зоны вокруг ушных раковин, лицевые мышцы, верхнюю часть грудной клетки. Сеансы включают активную и пассивную работу ребенка головой.

    Массаж включает в себя разминание области шеи.

    Противопоказания к применению

    Несмотря на то, что массаж является самым безопасным методом лечения заикания, в ряде случаев от него придется отказаться.

    В перечень противопоказаний врачи включают болезни крови, онкологию или новообразования невыясненной природы, воспаление лимфатических узлов, лихорадку.

    Применение массажа от заикания при заболеваниях вирусной или бактериальной природы грозит обострением состояния, поэтому лучше подождать до выздоровления малыша. Повременить с проведением сеанса придется при наличии повреждений или высыпаний на коже в зоне обработки. Помимо этого массаж от заикания не проводится во время беременности, что исчерпывает список ограничений.

    Проведение массажа при заикании позволяет не только устранять дефект речи у детей, но и улучшать их общее состояние. Многопрофильная польза подхода настолько выражена, что врачи рекомендуют родителям прибегать к нему даже при отсутствии прямых показаний.

    Добрый день, дорогие читатели нашего сайта! В продолжение темы массажа мы сегодня затронем тему детского заикания. У многих из нас ребенок страдает подобным нарушением речи, а кто-то и сам помнит, как стеснялся выступать на публике из-за этой проблемы.

    Казалось бы, какая связь между нашей речью и физиотерапией, и как массаж при заикании у детей поможет восстановить нормальную функцию речи? На самом деле связь есть, и достаточно прочная. Для начала давайте разберемся, что представляет собой заикание и почему оно возникает у детей.

    Как известно, мы можем говорить благодаря работе речевого центра головного мозга, который еще называют центр Брока. С речевым центром связан артикуляционный аппарат (язык, губы, небо, голосовые связки) и мышцы лица, которые мы задействуем, когда говорим.

    Заикание не связано с органическим поражением речевого центра или артикуляционного аппарата. Механизм заикания заключается в неврологических нарушениях, при которых наблюдается чрезмерная возбудимость нервов речевого аппарата и нарушенная активация речевого центра головного мозга.

    Причины заикания могут быть различные:

    • нервные перегрузки у ребенка (например, если родители взвалили на него слишком много – школа, кружки, спортивная секция);
    • психологическое напряжение и стрессы (ссоры в семье, развод родителей);
    • врожденные особенности работы нервной системы – чрезмерная возбудимость, повышенная тревожность, чувствительность к внешним раздражителям;
    • наследственная предрасположенность.

    Мальчики в три раза чаще страдают заиканием. Почему так происходит, ученые не дают ответа. Но если у вашего ребенка наблюдается это нарушение речи, ваш долг – помочь ему справиться с ним.

    Если затянуть, то это выльется для малыша неуверенностью в себе, комплексами, необщительностью и другими психологическими проблемами в подростковом и юношеском возрасте. Начинайте действовать прямо сейчас: обратитесь к логопеду или запишитесь на курсы специального массажа.

    Действительно полезен ли массаж при заикании?

    Массаж при заикании – это логопедический массаж, который предназначен для устранения неврологического нарушения. Как известно, между нервными окончаниями на коже и различными центрами головного мозга существует прочная связь. Воздействуя на кожу и мышцы, мы косвенно влияем на наш «центр управления полетом», т.е. на мозг.

    И если с помощью массажа можно нормализовать артериальное давление и снять стресс, то почему нельзя различными техниками физиотерапии улучшить работу нашего речевого аппарата?

    Логопеды успешно применяют различные техники лечения заикания у детей от 2 до 6 лет. Используются две основных техники логопедического массажа:

    • сегментарный;
    • точечный.

    Параллельно с массажем используются различные виды консервативного лечения: физиотерапия (гимнастика, упражнения), специальные упражнения на артикуляцию. Для снижения возбудимости нервной системы у ребенка прописывают безопасные седативные препараты, которые снижают напряжение и помогают расслабиться.

    Ведь известно, что у малышей, страдающих заиканием, имеются различные психологические проблемы – застенчивость, бурная фантазия, комплексы и другие схожие состояния. Для него важна комфортная эмоциональная атмосфера в доме, малыш не должен быть свидетелем ссор между родителями.

    Кто должен делать логопедический массаж ребенку?

    Все виды массажа в идеале должен выполнять специалист – дипломированный логопед с медицинским образованием. Процедура выполняется вручную в специализированном массажном кабинете. Психологический комфорт во время массажа очень важен, т.к. конечная цель всех процедур – снять нейромышечное напряжение у ребенка.

    Врач, который проводит процедуры, должен нравиться малышу. Процедура проводится в теплом и чистом помещении, перед визитом к логопеду его необходимо проветривать. Руки массажиста должны быть чистыми, ногти – короткими, на кистях рук не должно быть украшений, способных травмировать кожу ребенка.

    Как правильно делается логопедический массаж при заикании?

    Зона воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном воздействии на определенные мышцы, которые отвечают за речь. Точечная техника состоит в воздействии на специальные точки на лице, которые способствуют миорелаксации. Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

    Схема выполнения такова:

    1. Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат свободно и расслаблено.
    2. Специалист поочередно воздействует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).

    Сегментарный массаж

    Техника воздействия достаточно простая. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины специалист воздействует следующими способами:

    • поглаживания – используются в самом начале процедуры;
    • растирания – они активизируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
    • разминания – активизируют обменные процессы в мышцах;
    • вибрация – снимает напряжение или повышает тонус мышц;
    • нажатия – улучшают метаболизм в мышцах.

    Для получения эффекта нужно делать каждый день на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не более 5 минут, но постепенно их длительность увеличивается до 20 минут.

    Точечный массаж

    Эта техника воздействия заключается в мягком нажатии подушечками пальцев на точки, находящиеся на лице, а также других частях тела. Специалисты в массажных кабинетах использует технику шиацу, в соответствии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

    1. Между бровями.
    2. В области носогубного треугольника.
    3. Возле крыльев носа.
    4. На подбородке.
    5. На мочках ушей.
    6. Под коленной чашечкой.
    7. Над лодыжками.
    8. В волосистой части головы.

    Параллельно с процедурой рекомендуется включить спокойную расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно разговаривать с малышом, чтобы ему было комфортно. Делать массаж нужно ежедневно в течение 2-3 недель, после чего нужен перерыв. В общей сложности курсы нужно повторять в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.

    В идеале шиацу должен выполнять специалист. Но это достаточно простой вид физиотерапии, и родители при желании могут освоить основные приемы и правила воздействия.

    Занятия с логопедом: заикание. Видео

    Массаж артикуляционного аппарата

    и артикуляционные упражнения

    не только улучшают двигательную

    функцию отстающих систем мозга,

    но и вовлекают в работу

    близлежащие мозговые системы.

    М.Е. Хватцев

    Речь – одна из основных высших психических функций.

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механическая дислалия; при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).

    Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.

    Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.

    Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

    Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

    Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

    Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

    Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

    Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.

    Основные задачи логопедического массажа:

    Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

    Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

    Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

    Стимуляция проприорецептивных ощущений;

    Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

    Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность;

    Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

    Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

    Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему. Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия. Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

    Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

    Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

    Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е. нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

    Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

    Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы. В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный - пирамидный - путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения. Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

    Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые ба-зальные ядра.

    В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние. Главным двигательным центром является кора головного мозга. Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

    Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов. Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

    Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

    Заикание - следствие динамических нарушений стрио-паллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если стриатум блокируется под воздействием эмоций, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционного аппарата, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений или тонического спазма по типу тиков. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.

    В результате поражения экстрапирамидной области возникает также подкорковая дизартрия. Локализация поражения и мелкая неврологическая симптоматика при заикании послужила основанием для выделения данного нарушения в группу «дизритмических дизартрии» с преобладающей спастико-паретической, спастико-ригидной или гиперкинетической симптоматикой. (Куссмауль - 1878 г., Гутцман - 1882 г., Т.Г. Визель - 1983 г.)

    При обследовании орального праксиса заикающегося выявляется следующая неврологическая симптоматика: скорость, сила, объем движений артикуляционного аппарата ограничены, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой затруднена, отмечается гипертонус, гиперметрия, тремор языка и губ, синкинезии, иногда гиперсаливация, нарушена реципрокная иннервация.

    Нейромоторные нарушения при заикании имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный временем и опытом.

    Как известно, степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов. В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.

    На фоне органического поражения центральной и периферической нервной системы нарушается иннервация речевого аппарата; страдает просодическая сторона речи, т.е. темп, ритм, мелодика, интонация.

    Органические нарушения при заикании могут возникнуть на разных уровнях.

    Так, при поражении подкорково-мозжечковых ядер и проводящих путей наблюдаются изменения, связанные с повышением мышечного тонуса. Нарушается синхронность в работе артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов; страдает реципрокная иннервация (взаимодействие мышц антагонистов и агонистов), последовательность, сила, объем, скорость мышечных сокращений.

    При экстрапирамидных нарушениях, помимо изменений мышечного тонуса, в речевой мускулатуре появляются насильственные движения (гиперкинезы).

    При поражении проводящих систем от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов в стволовой части мозга наблюдается аналогичная симптоматика: повышается мышечный тонус, нарушается просодика, усиливаются безусловные рефлексы, появляются дополнительные рефлексы.

    На уровне периферических двигательных нервов, иннервирующих мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) нарушаются обменные процессы, затрудняется поступление нервных импульсов к мышцам, исчезают некоторые рефлексы. Ограничен объем произвольных движений, при значительном повышении тонуса в отдельных группах мышц наблюдается повышение тонуса.

    На фоне указанных органических нарушений возникают дыхательные, голосовые, артикуляционные судороги.

    К судорогам ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА относится инспираторная судорога, экспираторная и респираторная или ритмическая.

    Инспираторная судорога возникает на вдохе. Характерным признаком является внезапный судорожный вдох, возникающий перед началом, ъ середине слова, среди двух звуков одного слова. Инспираторные судороги могут следовать непосредственно друг за другом, не прерываясь выдохом. Выдох наступает с окончанием инспираторной судороги, внезапно и несогласованно с дыхательным ритмом.

    Экспираторная судорога возникает на выдохе, чаще в процессе речевого высказывания. Для экспираторной судороги характерны выраженные внезапные и сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. При этом субъективно возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки.

    Респираторная судорога - многократно повторяющийся вдох-выдох перед началом фразы, словосочетания, слова.

    Смыкательная голосовая судорога возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Является тонической по типу. Голосовая щель сомкнута, брюшная мускулатура напряжена, в течение всего времени судороги воздушная струя оказывает давление на гортань. Субъективно возникает ощущение препятствия при попытке говорить в области гортани.

    Вокальная голосовая судорога - является наиболее тягостной для пациента, возникает в результате повышенного тонуса голосовых мышц и непроизвольной работы голосовых связок. Часто при этом меняется тембральная окраска, высота голоса. Голос приобретает причудливое фальцетообразное звучание.

    Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм - судорога является клонической по типу. Голосовая щель то смыкается, то размыкается. Возникает дрожащий звук, трудно поддающийся описанию: иногда напоминает блеянье козы, полоскание горла, кряхтенье и т.д.

    СУДОРОГИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА - различают лицевые и язычные судороги. Лицевые судороги:

    Смыкательная судорога губ ограничивается круговой I мышцей рта, является тонической по типу; возникает при произнесении слов, начинающихся на губные звуки (п, б, м, в, ф);

    Верхнегубная судорога поднимает верхнюю губу и крыло носа, является тонической по типу, возникает оскал, обезображивающий лицо; может быть как односторонней, так и двусторонней;

    Нижнегубная судорога - аналогична верхнегубной;

    Угловая судорога перекашивает рот в сторону судороги, иррадирует на крылья носа, мышцы век и лба, нарушается деятельность круговой мышцы рта;

    Судорожное раскрытие ротовой полости («зияющая судорога») - удерживает длительное время рот в открытом состоянии, носит тонический характер.

    Язычные судороги:

    Судорожный подъем кончика языка;

    Судорожный подъем спинки и корня языка;

    Подъязычная судорога связана с иррадиацией тонуса языка;

    Изгоняющая судорога языка возникает в результате тонического или клонического напряжения мышц, выталкивающих язык в пространство между зубами;

    Судорога мягкого неба приводит к назализации и палатализации.

    Судороги могут быть выражены как по клоническому, так и по тоническому типу.

    В процессе коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими заиканием, наряду с логопедическими занятиями, медикаментозным и физиотерапевтическим лечением проводится дифференцированный артикуляционный массаж.

    На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, логоритмическая работа и т.д.

    Поскольку артикуляционный массаж имеет большое значение в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, постольку каждое индивидуальное занятие желательно начинать с артикуляционного массажа. Его целесообразно проводить под спокойную мелодичную музыку, лучше фортепианную.

    Если у заикающегося имеется выраженная подкорковая симптоматика с преобладающими тоническими судорогами при нарушении переключаемости и плавности движений, замедлении их темпа и ритма, ограничении объема движений языка, основной целью массажа является успокаивающее, расслабляющее действие на нервные окончания. Приемы, направленные на улучшение кровообращения, применяются очень осторожно, всегда чередуются с расслабляющими, поглаживающими движениями.

    Если у заикающихся определяются признаки поражения корковоядерных путей (спастичность артикуляционной мускулатуры, ограничение объема произвольных движений, тремор губ, языка, изгоняющая судорога языка), в этих случаях основной целью массажных приемов, помимо релаксации, становится повышение рецепторной активности. Это, в свою очередь, вызывает возникновение импульсов, достигающих соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией афферентных импульсов.

    Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминания. При этом улучшаются обменные процессы, повышается работоспособность мышц. Дифференцированная афферентация должна подаваться логопедом на мышцы глазной щели, ротовой полости, жевательные мышцы, внешние и внутренние мышцы языка.

    После массажа наблюдается понижение тонуса спастических мышц и повышение его у больных с вялыми парезами. Изменения со стороны мышц свидетельствуют о повышении лабильности, стимулирующем влиянии процедур на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, что могло быть обусловлено нарушением трофики и надсегментарных влияний.

    Если у заикающегося имеется гиперкинетическая симптоматика: меняющийся мышечный тонус, насильственные движения, нарушение реципрокной иннервации, резкое повышение тонуса в состоянии волнения, в связи с чем резко нарушается ритм и темп речи, а судороги носят характер клонических или клоно-тонических, массажные приемы должны быть легкими. Применяется главным образом поглаживание, направленное на расслабление. Следует поглаживать мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища.

    При избирательных односторонних парезах на фоне расслабляющего, успокаивающего массажа проводится работа и с использованием растирающих, разминающих, толчкообразных и вибрирующих приемов массажа. Тем самым улучшается сократительная функция отдельных групп мышц, массажные движения вызывают гиперемию, усиливают кровоснабжение, активизируют афферентные импульсы.

    Остановимся на технической стороне проведения массажа. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Руки перед процедурой массажа можно обработать «Детским» кремом. Артикуляционный массаж проводят в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой; логопед располагается за его спиной.

    Основной прием массажа - ПОГЛАЖИВАНИЕ, обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается мышечный тонус, замедляется дыхание, что само по себе расценивается как проявление процессов торможения высших отделов центральной нервной системы с последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

    Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем специалист проводит расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.

    Поверхностное поглаживание - мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.

    Глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.

    Растирание - выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.

    Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

    Плотное нажатие - улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

    Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

    Логопедический массаж и артикуляционные упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Использованная литература:

    1. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании Творческий Центр В. Секачев Москва 2006

    2. Шафеева А. А Логопедический массаж Методическое пособие



    © 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух