Паукообразные урок презентация. Презентация на тему "класс паукообразные". Малый вред, большая польза

Паукообразные урок презентация. Презентация на тему "класс паукообразные". Малый вред, большая польза


Происхождение пауков Пауки были первыми среди самых ранних животных, которые жили на земле. Предками современных пауков было паукообразное насекомое, достаточно толстое, больших размеров. Достаточно продолжительный период времени это паукообразное насекомое жило в воде.


Древние пауки Первые предки, которые уже были похожи по строению своего тела, и по другим признакам, на современных пауков были Аттеркопус фимбриунгус. Аттеркопус фимбриунгус жили приблизительно триста восемьдесят миллионов лет назад, то есть приблизительно за сто пятьдесят миллионов лет назад до того, как на планете появились первые динозавры.


Большая часть ранних пауков, так называемых сегментированных пауков, то есть таких, у которых уже было достаточно хорошо оформлено брюшко, принадлежало к разновидности Месоселаи. Группа Месоселаи отличалась тем, что место, откуда они разматывали паутину, было в середине их брюшка, а не в конце брюшка, как у их современных "родственников".










Плетение паутины Паук начинает плести сеть с единственной паутинки, которая парит в воздухе, пока не зацепится за какую-нибудь опору



Презентация к уроку биологии по теме: Презентация к уроку биологии по теме: Класс Паукообразные 7 класс МКОУ «Мосальская ООШ» Учитель биологии Ершова И. Ф. Повторение признаков класса Ракообразных. Повторение признаков класса Ракообразных.

  • 1. Из каких отделов состоит тело ракообразных?
  • 2.Какие органы находятся на головогруди?
  • 3.Внешнее строение брюшка рака.
  • 4.Сколько ходильных ног у рака?
  • 5.Чем покрыто тело ракообразных?
  • 6.Почему рак линяет?
Признаки Паукообразных. Внешнее строение паука Ногощупальцы - органы осязания
  • Ногощупальцы - органы осязания
  • Ходильных ног – 4 пары
  • Хелицеры- твердые челюсти
  • Паутинные бородавки вырабатывают паутину
Ловчая сеть паука Охота паука Внутренне строение паука-крестовика Пищеварение –внекишечное Пищеварение –внекишечное Органы дыхания- легкие и трахеи Кровеносная система- незамкнутая (сердце и кровеносные сосуды) Выделительная система- мальпигиевы сосуды Нервная система- головогрудной узел и нервы Самым маленьким пауком в мире на данный момент является Patu digua, его длина составляет всего 0,37 мм. Поэтому невооруженным глазом обнаружить его невозможно.

Многообразие пауков

Самый большой паук в мире живет в тропических лесах. Называется это существо Терафоза Блонда или просто птицеед Голиаф. Длина туловища достигает девяти сантиметров, а размах конечностей - 26-28 сантиметров. Иными словами, такой паучище может быть размером с обеденную тарелку.

  • Самый большой паук в мире живет в тропических лесах. Называется это существо Терафоза Блонда или просто птицеед Голиаф. Длина туловища достигает девяти сантиметров, а размах конечностей - 26-28 сантиметров. Иными словами, такой паучище может быть размером с обеденную тарелку.
Паук -серебрянка Паук -волк Паук -Скакунчик Тарантул Клещи Общие признаки
  • 1. Грудь и брюшко сросшиеся
  • 2.Мелкие размеры
  • 3. У личинок 3 пары ног
  • 4.Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания
Разнообразие клещей Энцефалитный клещ Иксодовый клещ Пылевые клещи

Как можно защититься от клещевого энцефалита?

Применение специальных защитных костюмов или приспособленной одежды, которая не должна допускать заползания клещей. Рубашка должна иметь длинные рукава, которые у запястий укрепляют резинкой. Заправляют рубашку в брюки, концы брюк - в носки и сапоги. Голову и шею закрывают косынкой.

Профилактические прививки против клещевого энцефалита

Спасибо за внимание Рефлексия В презентации использовались источники: О.В. Волцит, М.Е. Черняховский Энциклопедия «Природа России» http://spidersworld.ru/ http://www.zoopicture.ru/tag/pauk/

«Строение компьютера» - Системная плата. Монитор Принтер Колонки. Устройства ввода информации. Принтер, или печатающее устройство, предназначен для вывода информации на бумагу. Строение компьютера. Сканеры могут вводить в компьютер рисунки. Устройства персонального компьютера. Клавиатура. Очки «объёмного изображения». Устройства «виртуальной реальности».

«Внутреннее строение человека» - Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт? Лёгкие похожи на губку. Желудок. Ответ. Проверь себя. Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Головной мозг Лёгкие Сердце Печень Желудок Кишечник. Кишечник. Работа по учебнику. Внешнее. Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги.

«Строение звёзд» - Канопус. Финики. Звезды имеют самые разные цвета. Светимость звёзд. Физическая природа звёзд. Антарес ярко-красный. Один. У различных звёзд максимум излучения приходится на разные длины волн. Антарес. Радиусы звёзд. Светимости. Вега. Американец. Возрасту. Размерам. Гарвардская спектральная классификация звёзд.

«Биология паукообразные» - Паутинные бородавки. Тарантул. Паутина выстилает норы пауков. Среды жизни. Биология. 7 класс. Клещи. Таежный клещ. Паутина – ловчий аппарат. Иксодовый клещ – переносчик энцефалита. Клещ краснотелка. Характерный признак европейских пауков – наличие трех пар паутинных бородавок. Внутреннее строение паука.

«Геологическое строение России» - Складчатые пояса. В какую эру образовались древнейшие складчатости, на которых образовались древние платформы? Геологическая карта. Равнины. Геохронологическая таблица. Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоскогорье. Нижняя часть Верхняя часть ФУНДАМЕНТ ОСАДОЧНЫЙ ЧЕХОЛ. Кайонозойская эра? Траппы – выход изверженных пород на поверхность (Среднесибирское плоскогорье).

«Строение лёгких» - Функции легких. Строение носоглотки и гортани. Строение носовой полости. Без еды Без воды Без воздуха. Без чего человек не может прожить более 5 минут? Функции трахей и бронхов. Схема строения органов дыхания. Функции носоглотки и гортани. Строение легких. Образование звуков Защита дыхательной системы от попадания пищи.

Предмет: биология

Учитель: Талицких Марина Владимировна

УО: МБОУ – ООШ с.Веселое Моздокский район

Тема: «Паукообразные»

Основные положения к теме:

1. - Класс Паукообразные.

- Представители паукообразных- это восьминогие сухопутные членистоногие, у которых тело разделено на головогрудь и брюшко, соединенные тонкой перетяжкой или слитые.

- У паукообразные нет усиков.

- На головогруди располагаются шесть пар конечностей – хелицеры, ногощупальца и четыре пары ходильных ног. На брюшке ног нет. Органами дыхания у них являются легкие и трахеи.

- Глаза у паукообразных простые. Паукообразные – раздельнополые животные.

- Длина тела различных представителей этого класса от 0,1 мм до 17 см. Они широко распространены по земному шару. Большинство их – наземные животные. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы.

- Класс паукообразных включает до 60 тыс. видов.

2. Внешнее строение и образ жизни пауков – рис. 91 стр. 120

- Пауков-крестовиков (названных так за крестообразный рисунок на спинной стороне тела) можно обнаружить в лесу, саду, парке, на оконных рамах пригородных и деревенских домов. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити – паутины.

- Тело паука состоит из двух отделов: головогруди и шарообразного брюшка. Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди находятся четыре пары глаз, а внизу крючкообразные твердые челюсти – хелицеры. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По нему яд из ядовитых желез, расположенных у основания хелицер, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами расположены короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди.

- Тело покрыто легкой, прочной и довольно эластичной хитиновой кутикулой. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.

- На нижнем конце брюшка расположены три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, - это видоизмененные брюшные ножки.

- У паука, как и у ракообразных, полость тела имеет смешанную природу – в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей тела.

3. Пищеварительная система

- Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Через некоторое время содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

- Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие.

4. Дыхательная система.

- Органы дыхания у паука – это легкие и трахеи. Легкие или легочные мешки располагаются снизу брюшка, в передней его части. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей – длинных трубочек, имеющих внутри особые спиральные хитиновые утолщения. Располагаются они в задней части брюшка.

5. Кровеносная система

- у пауков незамкнутая.

Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды. Как и у ракообразных, у пауков в теле циркулирует гемолимфа.

6. Выделительная система

- представлена двумя длинными трубочками – мальпигиевыми сосудами.

- Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов удаляются продукты обмена веществ, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Т.о. пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

7. Нервная система

- паука состоит из головогрудного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

8. Размножение.

- Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время откладывает яйца и оплетает их паутиной. Так получается кокон.

- Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния – происходит расселение.

9. Многообразие паукообразных

Ë Пауки

Ë Сенокосцы

Ë Скорпионы

Ë Клещи

Урок биологии по теме "Класс паукообразные". 7-й класс

Учитель биологии: Криулина И.В.

Цели:

Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.

Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ОГЭ, работы с опорными сигналами

Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: Таблица «Ракообразные», «Паукообразные», опорные сигналы, карточки, тесты на листах

Ход урока

I. Проверка знаний

– Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении, поведении, размножении.

– Каковы особенности внутреннего строения?

– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?

– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).

– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).

– Выделительная, нервная системы.

– Размножение.

– Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

Биологический диктант (Все учащиеся отвечают в тетради, с последующей проверкой)

1.Рак дышит жабрами (Да).

2.Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3.Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4.У рака простые глаза (Нет).

5.Раки – растительноядные (Нет).

6.Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7.Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8.С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9.Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10.Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11.Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12.Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13.Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14.Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15.Кровь у рака красная (Нет).

16.Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17.Живут раки до 50 лет (Нет).

II. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

– А кто знает почему?

– Знаменитый натуралист д" Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.

– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.

– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?

– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряд.

Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

Кровеносная система как у раков. Какая?

– Незамкнутая. Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Работа с рисунком учебника (стр. 123)

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).

– Паукообразных насчитывается в природе 62.000 видов..

С некоторыми представителями мы познакомимся, так как они обитают в нашей местности и очень опасны.

– Каракурт (его яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи).

– Тарантул.

– Скорпион (встречается в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму).

– Птицеед (его пищеварительный сок растворяет за сутки 3 г тканей мыши, весящей 20 г).

– Сенокосец.

– Серебрянка (

– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщения

– Чем сходны клещи с пауками?

– Чем отличаются?

– Какой клещ снижает урожай плодовых и бахчевых культур?

А – таёжный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.

– Какие клещи приносят вред здоровью человека?

А – почвенный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.

Знаете ли вы, что от чесоточного зудня умирали в древности короли и Папы Римские, и великие ученые: Геродот, Филипп II и Папа Клемент VII.

– Нужны ли паукообразные в природе?

– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.

– Они являются пищей для птиц.

– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.

– Являются переносчиками заболеваний.

– Участвуют в почвообразовании.

– А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.

Итак, общие признаки паукообразных:

В основном, сухопутные виды;

4 пары ходильных ног;

Хищники => приспосабливаются, ядовитые железы, паутинные бородавки;

Длина тела от 0,1 мм до 12 см.

III. Закрепление знаний

Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН

Составьте из них названия паукообразных.

(паук, сенокосец, каракурт, скорпион)

IV. Домашнее задание.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух