Методическая разработка на тему: Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии. Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Методическая разработка на тему: Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии. Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Функциональные навыки - это те, которые позволяют нам иметь автономию и независимость. Эти навыки также затронуты этими двигательными симптомами и затрудняют реализацию Деятельности повседневной жизни, как продуктивной, так и досуговой деятельности. Нарушение осанки, уменьшение хождения при ходьбе и жесткость позвоночной мускулатуры ограничивают движение лопаточных и тазовых поясов. Существует общее сокращение дуги движения суставов, влияющих как на глобальные движения, так и на валовые двигательные навыки, а также на те, которые связаны с большей точностью или тонкой подвижностью.

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Жесткость мышц ограничивает удлинение запястья и расширение сгибания суставов руки, что связано с брадикинезией, приводит к потере ручного ловкости. С трудом удается схватить зажим и освободить зажим. Эти двигательные изменения могут усугубляться мускульной атрофией, вторичной по отношению к неприменению, если есть снижение физических упражнений или добровольное движение. Нермоторные симптомы болезни Паркинсона, такие как эмоциональные проблемы, депрессия и недостаток памяти и внимания, также характерны для этой болезни.

По мере увеличения продолжительности жизни пострадавшего населения более распространены и имеют большое влияние на управление нарушениями мобильности. Основы двигательной реабилитации при болезни Паркинсона. Общая цель физиотерапии и профессиональной терапии - восстановить мобильность у тех, кто страдает от какого-либо типа локомоторного расстройства в результате болезни. Когда восстановление не может быть завершено, эти дисциплины направлены на реабилитацию и перевоспитание измененных функций. Восстановление некоторых неврологических функций возможно, в значительной степени, благодаря существованию феномена пластичности мозга.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

  • органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
  • перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга ( и энцефалит);
  • травма или в процессе родов;
  • токсикоз беременных.

2. Причины, характерные для взрослых:

Это способность нашей нервной системы адаптироваться к функциональным потребностям организма и компенсировать его. 13. Дефицит, вызванный травмой или болезнью на этом уровне. Таким образом, основой моторной реабилитации является церебральная пластичность и моторное повторное обучение. Различные навыки и движения необходимо переучивать, улучшать и специализировать с помощью практики или реализации стратегии, если повторное обучение невозможно. То, что они достигают в этих ситуациях, - это активация моторной зоны альтернативными маршрутами.


  • (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Представление движения перед его выполнением также улучшает его выполнение с помощью подобных механизмов. Основные элементы для решения. Упражнения по мобилизации и бодибилдингу для улучшения физической работоспособности. Упражнения для улучшения баланса. Когнитивные стратегии движения. Стратегии улучшения трансфертов.

Хотя у нас есть общие цели, план лечения будет сосредоточен на основных проблемах, с которыми сталкивается пациент, с учетом описанных основных элементов, мотивации пациента и его способности к пониманию. Упражнения по мобилизации и бодибилдингу. Иран нацелен на улучшение физического потенциала в целом. Они также направлены на улучшение совместной мобильности, гибкости мышц, жесткости и избежания контрактур. Упражнения будут выполняться с хорошим контролем дыхания.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

Селективная пассивная мобилизация, выполняемая физиотерапевтом. Аэробные упражнения. Тонизирующие упражнения и мышечная выносливость. Если возможно, заниматься спортом или заниматься физическими упражнениями. Глобальные мобилизации, силы и растяжения.

Перемещение плеч вверх и вниз. Сделайте 10 кругов с плечами. Двигайте головой во всех направлениях. 10 раз каждое движение. Следите за движением глазами. Принесите таз вперед, выгнув спину. И противоположное движение сжимает живот. Круги с рукой назад 10 раз с каждой рукой.

Когда один идет вперед, другой отбрасывает назад. Начиная с хорошего положения ног и задней стенки, поверните ствол вправо и влево. Вдохните в центр, выдохните, когда вы вращаетесь. С вертикального положения согните свои колени спиной прямо, не наклоняя тело. Руки ищут колени. Поднимите и опустите ногу, сгибая и растягивая колено попеременно. Передача веса на ногу пола.

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

Вдохните, чтобы вернуть оружие, вытянув локти. Выдохните при восстановлении исходной позиции. 10 раз. Поднимите ногу прямо и ниже. 10 раз с одной ногой, а затем повторяется с другой. Когда кто-то поднимается и опускается, другой падает и падает на землю. 10 раз.

Одновременно перемещайте лодыжку вверх и вниз, 10 раз и чередуйте еще 10 раз. Тазовые чешуйки, откидывающееся назад и встречное движение, плоская спина, на пол, сжимая живот внутри. С резиновой лентой или полотенцем на руках. Руки растягивались на высоте груди.

Мы надеваем одни и те же вертикальные локти и запястья. Не перемещая плечо, согните локоть и вытяните его в исходное положение. Держите руки перекрещивающимися пальцами, растягивайте локти. Нарисуйте диагональ от бедра до противоположной стороны, не поднимая плечи с пола и следуя за рукой с видом. 10 раз за руку.

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

В то время как другая нога согнута с единственным упором на пол. Растянутое лицо вверх, колени согнуты и ноги плоские на полу. Поднимите ягодицы, сжимая, пока не плоские. Лежа боком, делайте боковые отверстия с верхней ногой. 10 раз и повторять 10 раз с другой ногой.

На 4 ногах живот затягивался внутрь, поддерживая спину прямо. Поднимите руку и контралатеральный нож к горизонтали. Подсчитайте до 6 и смените ноги. Ложитесь на пол и протяните одну ногу с помощью полотенца, пока колено не станет полностью прямым. Нога, потянув наши пальцы к нам.

Присоединитесь к подошве ног и опустите колени; Обратите внимание на растяжку в английской области. Держите спину на полу. Мы выдерживаем растяжение в течение 10 секунд. Никакая задача не должна выполняться в пределах усталости. Представьте, как вы будете делать шаги. Поднимите ногу с пола и сделайте атаку пяткой. Размахивайте руками с небольшим торсом. Продвигайтесь ногами и противоположной рукой.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

Жесткость, связанная с брадикинезией, затрудняет автоматическое качание верхних конечностей при ходьбе. Чтобы облегчить размахивание рук, важно «освободить» две талии: лопаточный и тазовый. Один трюк, чтобы облегчить это, состоит в том, чтобы нести в руку объект, весом немного, например, несколько клавиш.

Сделайте шаг вперед и прикоснитесь обеими руками к бедрам передней ноги, поворачивая багажник. Двигайтесь вперед на 60 шагов подряд справа и слева. 18. Было показано, что использование сенсорных сигналов является полезным в различных опубликованных исследованиях. Им легче подняться по лестнице, чем ходить. Ритм и высота ступеней действуют как слуховые и визуальные сигналы, соответственно. Сенсорные сигналы могут быть внутренними, добровольно генерируемыми в разуме или внешними, генерируемыми внешним стимулом.

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии


Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Мы можем применять их в виде окрашенных полос на полу. Пациенту предлагается поднять ногу и преодолеть линии, не наступая на них. Таким образом, он превращает акт хождения в добровольный акт, тем самым улучшая его исполнение. Внутренние чувственные следы, созданные самим собой, состоят в том, чтобы вообразить, например, его длинные шаги, отмечая пятку, хорошо освещать и следовать воображаемому ритму, будь то песня или мысленно оценивать шаги.

Упражнения для улучшения баланса Баланс - это реакция организма на силы тяжести. Эта реакция ограничена жесткостью, что затрудняет адаптацию локомоторного аппарата к изменению положения и брадикинезии. Нарушения равновесия и выпрямления рефлексов также зависят от постуральных нарушений и являются частыми причинами падения. Большинство падений отстает, но есть процент от того, что происходит, когда пациент вращается. По этой причине важно переучивать баланс как в статическом, так и в динамическом режиме, а также выполнять одновременные задачи.

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

Чтобы переучивать баланс, можно применить несколько методов. 19. Увеличение основания опоры ног. Базовые упражнения баланса. Упражнения Френкеля, конечной целью которого является регулирование движения через любой сенсорный механизм, особенно зрение, слух и прикосновение. Это требует изучения движений, которые следуют некоторым важным принципам: концентрация внимания, точность и повторение. Эти упражнения руководствуются физиотерапевтом и будут проходить от более простых до более сложных, чем простые.

Посадочные проприоцептивные упражнения. Наклоните корпус вправо или влево, поддерживая вес на ноге на той же стороне. Удерживайте в течение 6 секунд. Наклоните тело назад и вперед, потянув и спрятав живот. Обратите внимание, как он передает вес кончика на пятки.

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

Передайте вес одной ноге и сложите другую. Старайтесь удерживать от 6 до 10 секунд. Упражнения для базового баланса. Чтобы улучшить равновесие, перевоспитание позы будет фундаментальным: перевоспитание осанки. Поза необходима для хорошего контроля над телом во время движения. Для постуральной перевоспитания мы будем использовать:.

Тонизирующая работа вовлеченных групп мышц. телесное самосознание. Понемногу мы поднимаемся с нашими руками как можно выше. Мы посмотрели на руки, и пятки зафиксировались на земле. Удерживайте позицию 10 секунд. Упражнения для улучшения осанки. Стоя спиной к стене. Каблуки, телята, ягодицы, руки, руки, спина и голова должны касаться стены. Если это окажется невозможным, попробуйте свести к минимуму пространство между телом и стеной. Удерживайте 10 секунд.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Постуральная самооценка. Хорошо делать это перед зеркалом. Посмотрите, какова наша первоначальная позиция, которая, как правило, сгибается и пытается ее изменить. Это упражнение можно выполнить, сидя или стоя. Или попытайтесь сохранить позицию на минуту. Когнитивные стратегии движения Они служат для того, чтобы сделать движение более эффективным, сделав его более сознательным. Чтобы увеличить концентрацию, полезно дать или дать себе четкие устные приказы и избегать отвлекающих факторов: выключить телевизор, не разговаривать во время действия.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

Это означает, что перед блокировкой пациент должен остановиться, встать, положить плоские и параллельные ноги и представить себе, что он залезет на шаг, делая шаг очень долго. Когнитивная стратегия блокировок. Используйте кровать с матрасом и жестким матрасом, чтобы избежать погружения в нее, и из-за этого препятствовать мобильности в постели. Сон на маленькой кровати будет способствовать мобильности и поворотам. Используйте листы или салфетки из пижамы, шелк или сатин, поскольку они улучшают подвижность в постели.

Носите одеяло или одеяло вместо одеял; Они весят меньше. Сядьте в высокие стулья, с поддержкой оружия. Диван должен быть высоким и твердым, чтобы было легко встать и сесть. Чтобы безопасно садиться на стул, выполните следующие действия: ■ Встаньте спиной к стулу. ■ Вернитесь к стулу, пока край стула не коснется задней части колен. 23. Наклонитесь вперед и, вытянув руки, подлокотник и схватите. Закончите откидывание спины и одновременно согните колени, пока не сядете.

Дизартрия является нарушением нервной системы с проявлением расстройства речи, при котором требуется системное лечение педиатра, невролога, логопеда. При таком заболевании появляется невнятное произношение слов, сбивается ритм дыхания. Движения губ, языка, мягкого неба при этом ограничены, и как следствие нарушается артикуляция (произношение). Немаловажную роль в лечении играет артикуляционная гимнастика при дизартрии, которая помогает развить правильную речь, постановку звуков, снимает гипертонус, увеличивает скорость двигательных функций. Одновременно проводится медикаментозное лечение, логопедический массаж.

Причины дизартрии

Причины дизартрии могут быть разными. Это заболевание не является самостоятельным, возникает при нарушениях (центральной нервной системы). Заболевания, приводящие к дизартрии:

  • поражения головного мозга;
  • менингит;
  • травмы и ЦНС;
  • нарушения кровообращения головного мозга.

Факторы риска появления дизартрии:

  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • токсикоз матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • черепно-мозговая травма в родах;
  • патологии плаценты.

Проявления заболевания

Симптоматика дизартрии имеет характерные нарушения в произношении звуков, слогов и отдельных слов. При несоблюдении методов лечения заболевание может нарушить не только устную речь, но и письменную, а также мелкую моторику. Признаки дизартрии:

  • нечеткое произношение слов;
  • гнусавость;
  • нарушенный ритм дыхания во время разговора;
  • произношение слов с остановками между слогами;
  • быстрая утомляемость от разговора;
  • повышенное слюноотделение;
  • иногда отсутствие мимики.

Возможные последствия:

  • нарушение мелкой моторики;
  • затруднение при письме, чтении.

Иногда при дизартрии симптомы имеют стертое течение. Речь таких больных понятна окружающим, но она нечеткая, гнусавая, темп ускоренный или замедленный. При стертой форме нарушается мелкая моторика: сложность при шнуровании обуви, застегивании пуговиц, рисовании.

Методы лечения

В первую очередь лечить нужно заболевание, вызвавшее дизартрию. Лечение должно включать в себя прием медикаментов, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится для того, чтобы нормализовать дыхание и сформировать правильную речь. Упражнения выполняются как пассивно, так и активно. Пассивные занятия воздействуют на язык и губы.

Совет! При выполнении желательно, чтобы ребенок смотрел на себя в зеркало, и присутствовала взаимосвязь с инструктором.

Методы выполнения:

  1. Для языка:
  • выведение изо рта и обратно;
  • поднятие, а затем отведение назад (для произношения буквы «л»);
  • подтягивание языка поочередно в сторону подбородка и носа;
  • отведение языка в разные стороны;
  • опускание ко дну рта;
  • подведение языка к небу (для произношения буквы «р»);
  • покачивание языка в стороны для расслабления.
  1. Для губ:
  • легкие сдавливания губ кончиками пальцев;
  • собрать губы в «трубочку» (для произношения буквы «у»);
  • растяжка линии губ с фиксацией пальцев на уголках рта (для произношения буквы «и»);
  • поднятие верхней губы;
  • опущение нижней губы;
  • сжатие губ (для произношения буквы «м» и «п»).

Активная гимнастика проводится перед зеркалом, пациент повторяет мимические упражнения за логопедом:

  1. Изобразить «удивление»: раскрыть шире глаза и приподнять надбровную дугу. При необходимости можно помочь, приподняв чуть пальцами лоб.
  2. Быстро поморгать.
  3. Надувать щеки одновременно и поочередно; втягивать щеки.
  4. Сложить язык «трубочкой».
  5. Облизать губы;
  6. Дотянуться языком до носа и подбородка.
  7. Широко улыбнуться, затем собрать губы в «трубочку», выполнять поочередно.
  8. Открытие и закрытие рта с прищелкиванием зубов.

Медикаментозное лечение

Кроме артикуляционной гимнастики и логопедического массажа, дизартрия требует лечение медикаментозное. Лекарственными препаратами лечится в основном то заболевание, которое спровоцировало появление дизартрии. Дополнительно врач может назначить:

  1. для стимулирования умственной работы, улучшения памяти и повышения способности к процессу обучения.
  2. Препараты для улучшения мозгового кровообращения.
  3. Витамины.

Массаж языка


Массаж языка при дизартрии позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить секреторную функцию, произношение слов. Массаж назначается и выполняется только квалифицированным специалистом, чаще логопедом, при отсутствии противопоказаний со стороны невролога. Процедура проходит ежедневно или через день длительностью:

  • у детей до 3 лет – не больше 10 минут;
  • с 3 до 7 лет – 15 минут;
  • от 7 лет – 25 минут.


© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух