Осмотр ротовой полости. Обследование полости рта. Оценка состояния прикуса

Осмотр ротовой полости. Обследование полости рта. Оценка состояния прикуса

После определения β уточняются (пересчитываются) рассчитанные ранее данные трансформаторов:

§ диаметр стержня d=Ax, где х =

По найденному диаметру выбирается ближайшее значение из нормализированного ряда диаметров стержня d н

После выбора нормализированного диаметра d н уточняется значение

β н = β (d н / d) 4

§ активное сечение стержня Пс = 0,0355х 2 для медных обмоток или

Пс = 0,0386х 2 2 )

§ средний диаметр канала между обмотками d 12 = а d н (м)

§ высота обмоток l = πd 12 / β н (м)

§ высота стержня l c = l+2l 0 (м)

§ расстояние между осями стержней С=d 12 +a 12 +b*d+a 22 (м)

§ электродвижущая сила одного витка u в =4,44*f*П с *В с (В)

§ масса стали G ст (кг)

§ масса обмоток G o (кг)

§ масса провода G пр (кг)

§ плотность тока J (А/м 2)

§ механические напряжения в обмотках s р (МПа)

§ стоимость активной части (в условных единицах)

§ стоимость активной части = *с ст в денежном выражении (руб) (с ст – см. табл.14)

§ потери и ток холостого хода P x (Вт), i o (%)

Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека. Обследование органов полости рта. Осмотр, определение клинического состояния зубов. Осмотр и обследование фиссур, пришеечной области, контактных поверхностей.

Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека.

Полость рта , cavitasoris является началом пищеварительного аппарата.

Полость рта ограничена:

Ó спереди - губами,

Ó сверху - твердым и мягким нёбом,

Ó снизу - мышцами, образующими дно полости рта, и языком,

Ó по бокам - щеками.

Открывается полость рта поперечной ротовой щелью (rimaoris), ограниченной губами (labia). Последние представляют собой мышечные складки, наружная поверхность которых покрыта кожей, а внутренняя выстлана слизистой оболочкой. Посредством зева (fauces), точнее, перешейка зева (isthmusfaucium) ротовая полость сообщается с глоткой.

Полость рта делится на две части альвеолярными отростками челюстей и зубами:

1) Передненаружная часть называется преддверием рта (vestibulumoris) и представляет собой дугообразную щель между щеками и деснами с зубами.

2) Задневнутренняя, располагающаяся кнутри от альвеолярных отростков, называется собственно полостью рта (cavumorisproprium). Спереди и с боков она ограничена зубами, снизу - языком и дном ротовой полости, а сверху - нёбом.

Полость рта выстилает слизистая оболочка рта (tunicamucosaoris), покрытая многослойным плоским неороговевающим эпителием. В ней содержится большое количество желез. Область слизистой оболочки, крепящаяся вокруг шейки зубов на надкостнице альвеолярных отростков челюстей, называется десной (gingiva).

Щеки (buccae ) снаружи покрыты кожей, а изнутри - слизистой оболочкой рта, в которой содержатся протоки щечных желез, и образуются щечной мышцей (m. buccinator). Подкожная клетчатка особенно развита в центральной части щеки. Между жевательной и щечной мышцами располагается жировое тело щеки (corpusadiposumbuccae).

Верхняя стенка полости рта (нёбо) делится на две части. Передняя часть - твердое нёбо (palatiumdurum) - образуется небными отростками верхнечелюстных костей и горизонтальными пластинками небных костей, покрытых слизистой оболочкой, по срединной линии которой проходит узкая белая полоса, получившая название «шов нёба» (raphepalati). От шва отходит несколько поперечных небных складок (plicaepalatinaetransversae).

Кзади твердое нёбо переходит в мягкое нёбо (palatiummolle), образованное преимущественно мышцами и апоневрозом сухожильных пучков. В заднем отделе мягкого нёба располагается небольшой выступ конической формы, получивший название язычка (uvula), который является частью так называемой небной занавески (velumpalatinum). По краям мягкое нёбо переходит в переднюю дужку, называемую небно-язычной дужкой (arcuspalatoglossus) и направляющуюся к корню языка, и заднюю - небно-глоточную (arcuspalatopharyngeus), идущую к слизистой оболочке боковой стенки глотки. В углублениях, образующихся между дужками с каждой стороны, залегают небные миндалины (tonsillaepalatinae). Нижнее нёбо и дужки образованы преимущественно мышцами, принимающими участие в акте глотания.

Язык (lingua) - подвижный мышечный орган, располагающийся в полости рта и способствующий процессам пережевывания пищи, глотания, сосания и речеобразования. В языке выделяют тело языка (corpuslinguae), верхушку языка (apexlinguae), корень языка (radixlinguae) и спинку языка (dorsumlinguae). Тело отделяется от корня пограничной бороздкой (sulcusterminalis), состоящей из двух частей, сходящихся под тупым углом, у вершины которого располагается слепое отверстие языка (foramencaecumlinguae).

Сверху, с боков и частично снизу язык покрыт слизистой оболочкой, которая срастается с его мышечными волокнами, содержит железы, лимфоидные образования и нервные окончания, представляющие собой чувствительные рецепторы. На спинке и теле языка слизистая оболочка шероховатая из-за большого количества сосочков языка (papillaelinguales).

От нижней поверхности языка до десен в сагиттальном направлении идет складка слизистой оболочки, которая получила название уздечки языка (frenulumlinguae). По обе стороны от нее на дне полости рта на подъязычной складке открываются протоки поднижнечелюстной железы (glandulasubmandibularis)и подъязычной железы (glandulasublingualis), которые выделяют слюну и поэтому называются слюнными железами (glandulaesalivales).

Обследование органов полости рта полости рта проводят в следующем порядке:

1. Осмотр слизистой оболочки полости рта:

Ó слизистая оболочка губ, щек, неба;

Ó состояние выводных протоков слюнных желез, качество отделяемого;

Ó слизистая оболочка спинки языка.

2. Исследование архитектоники преддверия полости рта:

Ó глубина преддверия полости рта;

Ó уздечки губ;

Ó боковые щечные тяжи;

Ó уздечка языка.

3. Оценка состояния периодонта.

4. Оценка состояния прикуса.

5. Оценка состояния зубов.

Признак Норма Патология
Состояние слизи­стой губ и щек. Слизистая губ розовая, чистая, влажная, на внутренней поверхности губ просвечивают вены, имеются узелковые выпячива­ния (слизистые железы). На сли­зистой щек вдоль линии смыка­ния зубов - сальные железы (желтовато-серые бугорки). На уровне второго верхнего моляра - сосочек, в вершину которого открывается проток околоушной слюнной железы. Слюна при стимуляции вытекает свободно, у детей 6-12 мес. - физиологи­ческое слюнотечение. Слизистая оболочка сухая, ярко-розовая, с налетом, имеются высыпания элементов. На месте слизистой железы - пузырек (закупорка железы). Вдоль линии смыкания зубов - их отпечатки или мелкие кровоизлияния - следы прикусывания. На слизи­стой у верхних моляров - белесоватые пятна. Сосочек отечен, гиперемирован. При стимуляции слюна вытекает с тру­дом, мутная либо выделяется гной. У де­тей старше 3 лет – гиперсаливация.
Характер уздечек губ и тяжей слизистой. Уздечка верхней губы вплетается в десну на границе свободной и прикрепленной частей, у детей в период молочного прикуса – на любом уровне вплоть до вершины межзубного сосочка. Уздечка нижней губы свободная - при отведении нижней губы до горизонтального положения изменений сосочка нет Боковые тяжи или связки слизи­стой при натяжении не изменя­ют состояние десневых сосоч­ков. Низкое прикрепление, уздечка короткая, широкая либо короткая и широкая. Уз­дечка нижней губы короткая, при отведе­нии губы до горизонтального положения наступает побледнение (анемия), отслаивание от шеек зубов десневого сосочка. Связки сильные, прикрепляются в меж­зубные сосочки и вызывают их переме­щение при натяжении.
Состояние десны. У школьников десна плотная, имеет бледно-розовый цвет, вид лимонной корочки. У дошкольников десна более яркая, поверхность её гладкая. Сосочки в области однокорневых зубов треугольные, в области моляров - треугольные или трапецие­видные, десна плотно прилегает к шейке зубов. Зубных отложе­ний нет. Зубодесневой желобок (бороздка) 1 мм. Десневой край атрофирован, шейки зубов обнажены. Сосочки увеличены, отечны, синюшны, вершины срезаны, покрыты налетом. Десна отслаивается от шеек зу­бов. Имеются над- и поддесневые зубные отложения. Физиологический зубодесневой карман более 1 мм.
Длина уздечки языка Уздечка языка правильной фор­мы и длины. Уздечка языка прикреплена к вершине межзубного сосочка, при натяжении вы­зывает его перемещение. Уздечка языка короткая, язык не поднимается до верхних зубов, кончик языка подгибается и раздваивается.
С.О. языка, дна полос­ти рта, твердого и мягкого неба. Язык чистый, влажный, сосочки выражены. Дно полости рта розовое, просвечивают крупные сосуды, на уздечке расположены выводные протоки слюнных же­лез, слюноотделение свободное. Слизистая неба бледно-розового цвета, чистая, в области мягкого неба розовая, мелкобугристая. Язык обложен налетом, лакированный, сухой, очаги десквамации нитевидных сосочков. Слизистая дна полости рта отеч­на, гиперемирована, выделение слюны затруднено. Валики резко набухают. На слизистой неба участки гиперемии. Эле­менты поражения.
Характер прикуса. Ортогнатический, прямой. Дистальный, мезиальный, открытый, глубокий, перекрестный.
Состояние зубных рядов. Зубные ряды правильной фор­мы, длины. Зубы правильной анатомической формы, цвета и размера, правильно расположены в зубном ряду, отдельные зубы с пломбами, после 3 лет – физиологические тремы. Зубные ряды сужены или расширены, укорочены, отдельные зубы расположены вне зубной дуги, отсутствуют, имеются сверхкомплектные или слившиеся зубы. Изменена структура твердых тканей (кариес, гипоплазия, флюороз).
Зубная формула. Соответствует возрасту, зубы здоровые. Нарушение последовательности и парности прорезывания зубов, кариозные полости, пломбы.
Состояние гигиены полости рта. Хорошая и удовлетворительная. Плохая и очень плохая.

Любые мероприятия по лечению начинаются с диагностики заболевания. Чтобы выявить заболевание, стоматолог сначала проводит тщательное исследование ротовой полости и выясняет у пациента, какие жалобы его беспокоят. На основании полученных первичных данных специалист назначает соответствующие диагностические мероприятия и ставит окончательный диагноз.

Что включает в себя исследование полости рта

Исследование ротовой полости является безболезненной процедурой и применяется для выявления заболеваний и оценки состояния ротовой полости в целом. Обследование пациентов в стоматологической клинике проводится в несколько этапов:

  • Опрос пациента - является одним из наиболее важных аспектов для успешного лечения. Во время опроса стоматолог выясняет, какие жалобы у пациента, характерные симптомы. Кроме того, врач интересуется, какой образ жизни ведет пациент, какого рациона питания придерживается. Во время опроса специалист обращает внимание на такие жалобы как изменение вкуса. Дело в том, что некоторые симптомы могут свидетельствовать о заболеваниях, не связанных со стоматологией. Например, нарушение вкуса может быть симптомом заболеваний нервной системы. Если пациентом является ребенок, опрос ведется одновременно с ребенком и родителями, чтобы получить как можно больше информации. Мы рекомендуем своим пациентам иметь при себе результаты исследований, которые были сделаны ранее в других клиниках, при их наличии. Это может дать больше информации врачу и позволит оперативно поставить правильный диагноз.
  • Осмотр ротовой полости - не менее важное обследование, которое позволяет выявить некоторые заболевания без применения дополнительных исследований. Осмотр проводится с применением специального зеркала. Врач оценивает состояние языка, слюнных желез и неба, а затем приступает к осмотру зубного ряда (цвет зубов, их общее состояние, форму). Осмотр позволяет выявить кровоточивость десен, кариес на ранней стадии и другие заболевания. Большое внимание специалист уделяет окраске слизистой ротовой полости. Синюшность слизистой может быть симптомом застойных явлений в организме, сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических воспалительных процессов. При покраснении слизистой возможно наличие инфекции в организме (скарлатина, дифтерия, корь и другие серьезные заболевания). Отечность слизистой может быть при заболеваниях почек и сердца. Поэтому на осмотре могут быть выявлены подозрения на различные заболевания, не связанные со стоматологией. Все данные опроса и осмотра заносятся в личную медицинскую карту пациента.
  • Пальпация (ощупывание ротовой полости) - позволяет оценить состояние мягких и костных тканей, исследовать лимфатические узлы пациента, определить локализацию болевого симптома. Исследование специалист проводит руками в стерильных перчатках или с применением пинцета, обработанного специальным антисептическим средством.
  • Перкуссия (постукивание) - постукивание по поверхности зуба дает возможность пациенту самому определить, какой именно зуб болит. Дело в том, что часто бывают ситуации, когда пациент сам не может четко сказать, где локализуется боль. Иногда болевые ощущения распространяются на несколько зубов сразу. Благодаря перкуссии удается провести сравнение ощущений и точно выявить больной зуб.
  • Зондирование - проводится с применением специального стоматологического зонда, дает возможность стоматологу выявить кариес, определить степень размягчения тканей и их болезненность. Зондирование проводится очень осторожно и при первых признаках боли прекращается.

После проведения исследования ротовой полости специалист назначает дополнительные методы диагностики (в случае необходимости) либо приступает к лечению. Прежде чем провести лечебные мероприятия, врач объясняет пациенту, какое именно заболевание у него выявлено, и какие методы диагностики и лечения будут наиболее эффективными. Кроме того, в нашей клинике стоматолог обязательно озвучит заранее стоимость каждой процедуры, чтобы пациент мог спланировать бюджет своего лечения.

Преимущества лечения в клинике «ВиваДент»

Основным преимуществом нашей стоматологической клиники является то, что у нас работают профессионалы высокого класса с большим опытом работы и богатыми знаниями в области диагностики и лечения. Мы гордимся своей репутацией одной из ведущих клиник в Москве, поэтому предлагаем своим пациентам только лучшее!

Клиника «ВиваДент» оснащена самым современным оборудованием, которое позволяет быстро и точно поставить диагноз и своевременно начать лечебные мероприятия. Кроме того, мы предлагаем доступные цены на все услуги. Клиника постоянно проводит акции с выгодными условиями, которые дают возможность значительно сэкономить на лечении зубов. Для постоянных клиентов существует индивидуальная система скидок.

У нас уютная обстановка, пациенты не чувствуют дискомфорта в стенах медицинского учреждения. Особенно это важно для людей с паническим страхом стоматологических процедур и для детей. Мы постарались создать все условия, чтобы наши клиенты чувствовали себя в клинике спокойно и уверенно.

Если вы решили пройти обследование ротовой полости - обращайтесь к лучшим специалистам! Первое посещение стоматолога в нашей клинике - бесплатно для всех категорий пациентов!

38366 0

Осмотр полости рта проводят в стоматологическом кресле. Маленьких детей (до 3 лет) родители могут держать на руках.

Пациент сидит или лежит в кресле, врач находится напротив пациента (в положении «на 7 часах») или в изголовье кресла («на 10 или 12 часах»). Для осмотра полости рта необходимо хорошее освещение. Преддверие полости рта осматривают, удерживая и отводя верхнюю губу I и II пальцами одной руки, нижнюю губу — II пальцем другой руки. Щеки отводят III и IV пальцами, при этом III пальцы контактируют с щечными поверхностями зубов и углами рта; угол рта можно смещать не далее уровня первых моляров.

Для осмотра полости рта используют стоматологическое зеркало, стоматологический зонд и, если позволяют условия, воздушный пистолет.

Стоматологическое зеркало необходимо для фокусировки света, оно дает увеличенное изображение, позволяет увидеть поверхности зубов, недоступные прямому обзору. Врач-правша держит зеркало в правой руке в том случае, если это единственный инструмент, используемый для осмотра; если одновременно используется зеркало и зонд, то зеркало держат в левой руке.

Зеркало следует удерживать кончиками I и II пальцев за верхнюю часть ручки. Для получения изображения различных точек полости рта зеркало наклоняют маятникообразным движением (угол ручки с вертикалью должен не превышать 20°) и/или вращают ручку зеркала вокруг ее оси, при этом кисть руки остается неподвижной.

Стоматологический зонд чаще всего используется для удаления с поверхности зуба частиц пищи, мешающих осмотру, а также для оценки механических свойств объектов исследования: зубных тканей, пломб, зубных отложений и т.п. Зонд удерживают I, II и III пальцами правой руки за среднюю или нижнюю треть его ручки, при исследовании зубов острие располагают перпендикулярно исследуемой поверхности.

Следует помнить о возможном вреде зондирования:

. зонд может механически повредить ткани (незрелую эмаль, эмаль в зоне начального кариеса, ткани поддесневой области);
. зондирование фиссуры может способствовать внедрению налета, т.е. инфицированию ее глубоких отделов;
. зондирование может причинить боль (это особенно вероятно при зондировании открытых кариозных полостей);
. вид зонда, похожего на иглу, часто пугает тревожных пациентов, что разрушает психологический контакт с ними.

По этим причинам зонд все чаще уступает место воздушному пистолету, который позволяет высушивать поверхность зубов от ротовой жидкости, искажающей картину, и освобождать поверхность зубов от прочих не связанных с ними объектов.

Клиническое исследование полости рта проводят в следующем порядке:

1. Осмотр слизистой оболочки полости рта:
. слизистая оболочка губ, щек, неба;
. состояние выводных протоков слюнных желез, качество отделяемого;
. слизистая оболочка спинки языка.
2. Исследование архитектоники преддверия полости рта:
. глубина преддверия полости рта;
. уздечки губ;
. боковые щечные тяжи;
. уздечка языка.
3. Оценка состояния периодонта.
4. Оценка состояния прикуса.
5. Оценка состояния зубов.

Осмотр слизистой оболочки полости рта.

В норме слизистая полости рта розовая, чистая, умеренно влажная. При некоторых заболеваниях возможно появление элементов поражения слизистой оболочки, снижение ее эластичности и увлажненности.

При осмотре выводных протоков больших слюнных желез проводят стимуляцию слюноотделения с помощью массажа околоушной области. Слюна должна быть чистой, жидкой. При некоторых заболеваниях слюнных желез, а также соматических заболеваниях она может стать скудной, вязкой, мутной.

При осмотре языка обращают внимание на его окраску, выраженность сосочков, степень ороговения, наличие налета и его качество. В норме на спинке языка представлены все виды сосочков, ороговение умеренное, налета нет. При различных заболеваниях окраска языка, степень его ороговения могут изменяться, может накапливаться налет.

Исследование архитектоники преддверия полости рта.

Обследование начинают с определения высоты прикрепленной десны: для этого отводят нижнюю губу до горизонтального положения и измеряют расстояние от основания десневого сосочка до линии перехода прикрепленной десны в подвижную слизистую оболочку. Это расстояние должно быть не менее 0,5 см. В противном случае речь идет о риске для периодонта нижних фронтальных зубов, который может быть устранен при помощи пластической операции.

Уздечки губ осматривают, отведя губы до горизонтального положения. Определяют место вплетения уздечки в ткани, покрывающие альвеолярный отросток (в норме — вне межзубного сосочка), длину и толщину уздечки (в норме — тонкая, длинная). При отведении губы положение и окраска десны не должны изменяться. Короткие, вплетающиеся в межзубные сосочки уздечки натягиваются во время приема пищи и разговора, изменяют кровоснабжение десны и травмируют ее, что в последующем может привести к патологическим необратимым изменениям периодонта.

Мощная уздечка губы, вплетающаяся в надкостницу, может обусловить наличие щели между центральными резцами. При выявлении патологии уздечки губы пациента направляют на консультацию к хирургу-стоматологу для решения вопроса о целесообразности рассечения или пластики уздечки.

Для исследования боковых (щечных) тяжей щеку отводят в сторону и обращают внимание на выраженность складок слизистой оболочки, идущих от щеки к альвеолярному отростку. В норме щечные тяжи характеризуются как слабо выраженные или средние. Сильные, короткие, вплетающиеся в межзубные сосочки тяжи оказывают на периодонт такое же негативное влияние, как и короткие уздечки губ и языка.
Осмотр уздечки языка проводят, попросив пациента поднять язык или приподняв его при помощи зеркала.

В норме уздечка языка длинная, тонкая, одним концом вплетается в среднюю треть языка, другим — в слизистую оболочку дна полости рта дистальнее подъязычных валиков. При патологии уздечка языка мощная, вплетается в переднюю треть языка и периодонт центральных нижних резцов. В таких случаях язык плохо поднимается, при попытке пациента высунуть язык его кончик может раздваиваться (симптом «сердечка») или подгибаться книзу. Короткая мощная уздечка языка может стать причиной нарушения функции глотания, сосания, речи (нарушение произнесения звука [р]), патологии периодонта и прикуса.

Оценка состояния периодонта.

В норме десневые сосочки хорошо выражены, имеют ровную розовую окраску, треугольную или трапециевидную форму, плотно прилегают к зубам, заполняя межзубные амбразуры. Здоровый периодонт не кровоточит ни самостоятельно, ни при легком прикосновении к нему. Нормальная десневая бороздка у фронтальных зубов имеет глубину до 0,5 мм, у боковых зубов - до 3,5 мм.

Отклонения от описанной нормы (гиперемия, отечность, кровоточивость, наличие элементов поражения, разрушение десневой бороздки) являются признаками патологии периодонта и оцениваются при помощи специальных методов исследования.

Оценка состояния прикуса.

Прикус характеризуют по трем позициям:

Соотношение челюстей;
. форма зубных дуг;
. положение отдельных зубов.

Соотношение челюстей оценивают, зафиксировав челюсти пациента во время глотания в положении центральной окклюзии. Определяют основные соотношения ключевых зубов-антагонистов в трех плоскостях: сагиттальной, вертикальной и горизонтальной.

Признаки ортогнатического прикуса таковы:

В сагиттальной плоскости:
— мезиальный бугор первого моляра верхней челюсти находится в поперечной фиссуре одноименного зуба нижней челюсти;
— клык верхней челюсти расположен дистальнее клыка нижней челюсти;
— резцы верхней и нижней челюстей находятся в плотном орально-вестибулярном контакте;

В вертикальной плоскости:
— существует плотный фиссурно-бугорковый контакт между антагонистами;
— резцовое перекрытие (нижние резцы перекрываются верхними) составляет не более половины высоты коронки;

В горизонтальной плоскости:
— щечные бугры нижних моляров находятся в фиссурах верхних моляров антагонистов;
— центральная линия между первыми резцами совпадает с линией между первыми резцами нижней челюсти.

Оценка зубных рядов проводится при разомкнутых челюстях. В ортогнатическом прикусе верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя — параболы.

Оценка положения отдельных зубов проводится при разомкнутых челюстях. Каждый зуб должен занимать место, соответствующее его групповой принадлежности, обеспечивая правильную форму зубных рядов и ровные окклюзионные плоскости. В ортогнатическом прикусе между проксимальными поверхностями зубов должен быть точечный или плоскостной контактный пункт.

Оценка и регистрация состояния зубов.

В ходе клинического осмотра оценивают состояние тканей коронки зубов и, в соответствующих ситуациях, обнаженной части корня.

Поверхность зуба высушивают, после чего методами визуального и, реже, тактильного исследования получают следующую информацию:

О форме коронки зуба (в норме соответствует анатомическому эталону для данной группы зубов);
. о качестве эмали (в норме эмаль имеет видимо целостную макроструктуру, однородную плотность, окрашена в светлые тона, полупрозрачна, блестит);
. о наличии и качестве реставраций, ортодонтических и ортопедических несъемных конструкций и их влиянии на прилежащие ткани.

Необходимо исследовать каждую видимую поверхность коронки зуба: оральную, вестибулярную, медиальную, дистальную, а в группе премоляров и моляров — еще и окклюзионную.

Для того чтобы ничего не пропустить, соблюдают определенную последовательность осмотра зубов. Осмотр начинают с правого верхнего последнего в ряду зуба, поочередно осматривают все зубы верхней челюсти, спускаются к нижнему левому последнему зубу и заканчивают осмотр последним зубом на правой половине нижней челюсти.

В стоматологии приняты условные обозначения для каждого зуба и основных состояний зубов, что значительно облегчает ведение записей. Зубные ряды делят на четыре квадранта, каждому из которых присваивают порядковый номер, соответствующий последовательности осмотра: от 1 до 4 для постоянного прикуса и от 5 до 8 — для временного (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Деление зубных рядов на квадранты.


Резцам, клыку, премолярам и молярам присвоены условные номера (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Условные номера временных и постоянных зубов



Обозначение каждого зуба складывается из двух цифр: первая цифра обозначает квадрант, в котором находится зуб, а вторая — условный номер зуба. Так, верхний правый центральный постоянный резец обозначается как зуб 11 (следует читать: «зуб один один»), нижний левый второй постоянный моляр — как зуб 37, а нижний левый второй временный моляр — как зуб 75 (см. рис. 4.2).



Рис. 4.2. Зубные ряды постоянного (вверху) и временного (внизу) прикуса.


Для наиболее распространенных вариантов состояния зубов ВОЗ предлагает условные обозначения, приведенные в таблице 4.2.

Таблица 4.2. Условные обозначения состояния зубов



В стоматологической документации имеется так называемая «зубная формула», при заполнении которой используют все принятые обозначения.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

PAGE 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 2

По разделу

IV семестр).

Тема: Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека. Осмотр и обследование органов полости рта. Определение клинического состояние зубов. Осмотр и обследование фиссур, пришеечной области, контактных поверхностей.

Цель: Вспомнить анатомию органов полости рта здорового человека. Научить студентов проводить осмотр и обследование органов полости рта, определять клиническое состояние зубов.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

Продолжительность занятий: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются понятия: первичная, вторичная и третичная профилактика, а также о внедрение первичной профилактики стоматологических заболеваний, в центре которой находится формирование здорового образа жизни относительно органов и тканей полости рта и организма в целом, связано с определением уровня и критериев здоровья.

В основу понятия "здоровый ребенок" в стоматологии, на наш взгляд (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Гонцова Э.Г., 1983г.; Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. и др., 1992г.), должен лечь принцип отсутствия какого-либо отрицательного влияния состояния органов полости рта на здоровье ребенка. Поэтому к здоровым в стоматологии должны быть отнесены дети с отсутствием острой, хронической и врожденной патологии зубочелюстной системы. К таковым должны быть отнесены дети с отсутствием признаков активного течения кариеса, с запломбированными кариозными зубами, при отсутствии осложненных форм кариеса, без заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта, без какой-либо хирургической патологии, с вылеченными зубочелюстными аномалиями. Индекс КПУ, кп + КПУ при этом не должен превышать средних региональных значений для каждой возрастной группы детей. У каждого практически здорового человека в полости рта можно обнаружить те или иные отклонения, которые, однако, нельзя считать проявлениями болезни и они, следовательно, не обязательно подлежат лечению. Поэтому в медицине используется широко такой важный показатель здоровья, как "норма". В практически реальных условиях наиболее часто за норму принимают интервал показателей, определяемых статистическим путем. В пределах этого интервала организм или органы должны находиться в состоянии оптимального функционирования. В стоматологии такими среднестатистическими показателями являются различные индексы - кп, КПУ, РМА, индексы гигиены и др., позволяющие количественно оценить состояние зубов, пародонта, гигиены полости рта.

Здоровый образ жизни по отношению к органам и тканям полости рта включает в себя три основных раздела: гигиеническое воспитание населения, осуществляемое путем санитарно-просветительной работы; обучения и проведения рациональной гигиены полости рта; рациональное питание; устранение вредных привычек и факторов риска по отношению к органам и тканям полости рта, а также коррекция вредного влияния факторов окружающей среды.

Определение уровня стоматологического здоровья человека является отправным моментом для планирования индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий. Для этого необходимо отработка методики обследования с детальным анализом зон риска на твердых тканях зубов и мягких тканях полости рта. При обследовании обращается внимание на последовательность осмотра.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Особенности строения органов полости рта.
  2. Понятие здорового образа жизни.
  3. Понятие здоровья и нормы в стоматологии.
  4. Какие инструменты применяются для обследования и осмотра полости рта.
  5. Выявление и количественное отражение обнаруженных патологических отклонений.

Последовательность обследования ребенка стоматологом

Этап

Норма

Патология

Жалобы и анамнез

Жалоб нет

Беременность у матери проходила без патологии, вскармливание грудное, ребенок здоров, питание рациональное без избытка углеводов, уход за полостью рта регулярный.

Жалобы на эстетическое несовершенство, нарушение формы, функции, боль Токсикозы и болезни матери во время беременности, болезни ребенка, прием лекарств, искусственное вскармливание, избыток углеводов в пище, отсутствие систематического ухода за зубами, наличие вредных привычек.

Внешний осмотр:

Эмоциональное состояние

Ребенок спокоен, доброжелателен.

Ребенок возбужден, капризен, заторможен.

Физическое развитие

Длина тела соответствует возрасту.

В росте опережает сверстника или отстает от них.

Осанка, походка

Прямая, энергичная, свободная.

Сутулая, вялая.

Положение головы

Прямое симметричное.

Голова опущена, запрокинута, наклонена в сторону.

Симметричность лица и шеи

Лицо прямое, симметричное.

Шея опушена, запрокинута, наклонена в сторону.

Лицо и шея асимметричны, шея искривлена, укорочена.

Функции дыхания, смыкания губ

Дыхание осуществляется через нос. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены.

Дыхание осуществляется через рот, через нос и рот. Ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая. Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мышц, носогубные складки сглажены.

Функция речеобразования

Произношение звуков правильное.

Нарушение произношения звуков.

Функции глотания

Глотание свободное, движения мимических мышц незаметны. Язык упирается в твердое небо за верхними резцами (соматический вариант).

Мимические мышцы и мышцы шеи напряжены, отмечаются "симптом наперстка", протрузия губ, нижняя треть лица увеличена. Язык упирается в губы и щеки (инфантильный вариант).

Вредные привычки

Не выявлены.

Сосет палец, язык, пустышку, прикусывает губы, щеки и т.д.

Состояние лимфатического аппарата челюстно-лицевой области.

не пальпируются или определяются подвижные лимфоузлы, безболезненные при пальпации, эластичной консистенции, размером не более горошины (0,5 × 0,5 см).

Лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации, потной консистенции, спаяны с окружающими тканями.

Подвижность височно-нижнечелюстного сустава

Движения головки в суставе свободные во всех направлениях, плавные, безболезненные. Амплитуда движения по вертикали 40 мм, по горизонтали 30мм.

Движения нижней челюсти ограничены или чрезмерны, скачкообразны, болезненны при пальпации, определяется хруст или щелканье.

Форма ушной раковины. Состояние кожи по линии вращения верхнечелюстных отростков с нижнечелюстными.

Правильная. Кожа гладкая, чистая.

Неправильная. По линии вращения отростков, спереди от козелка уха определяются прогибы кожи, не измененные в цвете, при пальпации мягкие, безболезненные (следует искать другие симптомы нарушения формирования I - II жаберных дуг).

Состояние кожного покрова и красной каймы губ.

Кожный покров розовой окраски, умеренной влажности, чистый, тургор умеренный.

Кожный покров бледный или ярко-розовый, сухой, тургор снижен, имеются высыпания (пятна, корки, папулы, пустулы, расчесы, шелушение, рубцы, волдыри, пузырьки, отечность).

Осмотр полости рта:

Состояние слизистой губ и щек.

Слизистая губ розовая, чистая, влажная, на внутренней поверхности губ просвечивают вены, имеются узелковые выпячивания (слизистые железы). На слизистой щек вдоль линии смыкания зубов - сальные железы (желтовато-серые бугорки). На уровне второго верхнего моляра - сосочек, в вершину которого открывается проток околоушной слюнной железы. Слюна при стимуляции вытекает свободно, у детей 6-12 мес. - физиологическое слюнотечение.

Слизистая оболочка сухая, ярко-розовая, с налетом, имеются высыпания элементов. На месте слизистой железы - пузырек (закупорка железы). Вдоль линии смыкания зубов - их отпечатки или мелкие кровоизлияния - следы прикусывания. На слизистой у верхних моляров - белесоватые пятна. Сосочек отечен, гиперемирован. При стимуляции слюна вытекает с трудом, мутная либо выделяется гной. У детей старше 3 лет – гиперсаливация.

Глубина преддверия полости рта.

Характер уздечек губ и тяжей слизистой.

Уздечка верхней губы вплетается в десну на границе свободной и прикрепленной частей, у детей в период молочного прикуса – на любом уровне вплоть до вершины межзубного сосочка. Уздечка нижней губы свободная - при отведении нижней губы до горизонтального положения изменений сосочка нет Боковые тяжи или связки слизистой при натяжении не изменяют состояние десневых сосочков.

Низкое прикрепление, уздечка короткая, широкая либо короткая и широкая. Уздечка нижней губы короткая, при отведении губы до горизонтального положения наступает побледнение (анемия), отслаивание от шеек зубов десневого сосочка.

Связки сильные, прикрепляются в межзубные сосочки и вызывают их перемещение при натяжении.

Состояние десны.

У школьников десна плотная, имеет бледно-розовый цвет, вид лимонной корочки.

У дошкольников десна более яркая, поверхность её гладкая. Сосочки в области однокорневых зубов треугольные, в области моляров - треугольные или трапециевидные, десна плотно прилегает к шейке зубов. Зубных отложений нет. Зубодесневой желобок (бороздка) 1 мм.

Десневой край атрофирован, шейки зубов обнажены. Сосочки увеличены, отечны, синюшны, вершины срезаны, покрыты налетом. Десна отслаивается от шеек зубов. Имеются над- и поддесневые зубные отложения. Физиологический зубодесневой карман более 1 мм.

Длина уздечки языка

Уздечка языка правильной формы и длины.

Уздечка языка прикреплена к вершине межзубного сосочка, при натяжении вызывает его перемещение. Уздечка языка короткая, язык не поднимается до верхних зубов, кончик языка подгибается и раздваивается.

Состояние слизистой оболочки языка, дна полости рта, твердого и мягкого неба.

Язык чистый, влажный, сосочки выражены. Дно полости рта розовое, просвечивают крупные сосуды, на уздечке расположены выводные протоки слюнных желез, слюноотделение свободное. Слизистая неба бледно-розового цвета, чистая, в области мягкого неба розовая, мелкобугристая.

Язык обложен налетом, лакированный, сухой, очаги десквамации нитевидных сосочков. Слизистая дна полости рта отечна, гиперемирована, выделение слюны затруднено. Валики резко набухают. На слизистой неба участки гиперемии. Элементы поражения.

Состояние глоточных миндалин.

Зев чистый, миндалины не выступают из-за небных дужек. Слизистая небных дужек розовая, чистая.

Слизистая зева гиперемирована, имеются элементы поражения, миндалины увеличены, выступают из-за небных дужек.

Характер прикуса.

Ортогнатический, прямой, глубокое резцовое перекрытие.

Дистальный, мезиальный, открытый, глубокий, перекрестный.

Состояние зубных рядов.

Зубные ряды правильной формы, длины. Зубы правильной анатомической формы, цвета и размера, правильно расположены в зубном ряду, отдельные зубы с пломбами, после 3 лет – физиологические тремы.

Зубные ряды сужены или расширены, укорочены, отдельные зубы расположены вне зубной дуги, отсутствуют, имеются сверхкомплектные или слившиеся зубы.

Изменена структура твердых тканей (кариес, гипоплазия, флюороз).

Зубная формула.

Соответствует возрасту, зубы здоровые.

Нарушение последовательности и парности прорезывания зубов, кариозные полости, пломбы.

Состояние гигиены полости рта.

Хорошая и удовлетворительная.

Плохая и очень плохая.

Схема ориентировочной основы действия –

осмотра и обследования органов полости рта, заполнения медицинской документации

Методические приемы обследования больного

Внешний осмотр.

Обращается внимание на цвет кожных покровов лица, симметричность носогубных складок, красную кайму губ, подбородочной складки.

Осмотр преддверия полости рта.

Фиксируем внимание на цвете слизистой, состоянии выводных протоков околоушных слюнных желез, местах прикрепления и величину уздечек губ, форму. Увлажненность зубодесневых сосочков. На слизистой и преддверии полости рта уздечки, десневая бороздка, ретромолярное пространство – это зона риска.

Осмотр собственно полости рта.

Начинаем осмотр со слизистой щек, твердого и мягкого неба, языка, обращаем внимание на уздечку языка, и выводные протоки поднижнечелюстных слюнных желез затем переходим к осмотру зубов по общепринятой методике, начиная, справа на нижней челюсти, затем слева на нижней челюсти, слева на верхней челюсти и, наконец, справа на верхней челюсти. При осмотре зубов обращаем внимание на количество зубов, их форму, цвет, плотность знали, наличие приобретённых структур полости рта.

Особое внимание уделяем зонам риска на зубах — это фиссуры, пришеечные области, апроксимальные поверхности.

Заполнение медицинской документации.

После осмотра, а чаще всего в процессе осмотра, заполняем медицинскую документацию и оцениваем уровень здоровья пациента с назначением соответствующих лечебных и профилактических мероприятий

Ситуационные задачи

  1. Ребенок 3 лет рожден здоровой матерью. В первой половине беременности у матери был токсикоз. Нужна ли профилактика этому ребенку, если в полости рта патологии не выявлено?
  2. Ребенок 2,5 лет рожден матерью, страдающей хронической пневмонией. Во время беременности наблюдались обострения заболевания, мать принимала антибиотики. В полости рта у ребенка множественный кариес. Нужна ли профилактика этому ребенку?
  3. Четырехлетний ребенок рожден здоровой матерью с нормально протекающей беременностью, изменений в полости рта не выявлено. Нужна ли этому ребенку профилактика?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

  1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
  2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
  3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
  4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
  5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
  6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
  7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

  1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Начинают с осмотра преддверия рта при сомкнутых челюстях и расслабленных губах, подняв верхнюю и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом. В первую очередь осматривают красную кайму губ и углы рта. Обращают внимание на цвет, образование чешуек, корок. На внутренней поверхности губы, как правило, определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез. Кроме того, можно видеть точечные отверстия - выводные протоки этих желез. У этих отверстий при фиксации рта в открытом положении можно наблюдать скопление капелек секрета.

Затем при помощи зеркала осматривают внутреннюю поверхность щек. Обращают внимание на цвет и увлажненность слизистой оболочки щеки. По линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые не следует принимать за патологию. Это бледно-желтого цвета узелки диаметром 1-2 мм, не возвышающиеся над слизистой оболочкой, а иногда видимые только при ее натяжении. На уровне верхних вторых больших коренных зубов (моляров) имеются сосочки, на которых открываются выводные протоки околоушных слюнных желез. (Иногда их принимают за признаки заболевания.) На слизистой оболочке могут быть отпечатки зубов.

Важно определить соотношение зубных рядов - прикуса. По современной классификации, все существующие виды прикуса делят на физиологические и патологические (рис. 4.1).

Вслед за осмотром полости рта проводят осмотр десны . В норме она бледно-розовая, плотно охватывает шейку зуба. Десневые сосочки бледно-розовые, занимают межзубные промежутки. На месте зубодесневого соединения образуется бороздка (раньше ее называли зубодесневым карманом). При развитии патологического процесса эпителий десны начинает прорастать вдоль корня, образуя клинический, или пародонтальный (патологический), зубодесневой карман. Состояние образовавшихся карманов, их глубину, наличие зубного камня определяют при помощи углового пуговчатого зонда или зонда с насечками, нанесенными через каждые 2-3 мм. Осмотр десны позволяет определить вид воспаления (катаральное, язвенно-некротическое, гиперпластическое), характер его течения (острое, хроническое, в стадии обострения), распространенность (локализованное, генерализованное), тяжесть (легкий, средний, тяжелый гингивит или пародонтит). Могут быть увеличены десневые сосочки за счет их отека, при этом они прикрывают значительную часть зуба.

Для определения CPITN (индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта), предложенного ВОЗ, необходимо обследовать окружающие ткани в области 10 зубов: 17, 16, 11, 26, 27, что соответствует зубам 7, 6, 1, 6, 7 на верхней челюсти, и 27, 36, 31, 46, 47, что соответствует 7, 6, 1, 6, 7 зубам на нижней челюсти. Результаты обследования указанной группы зубов позволяют получить полное представление о состоянии тканей пародонта обеих челюстей. Формула этой группы зубов:

В специальной карте в соответствующих ячейках регистрируют состояние только 6 зубов. При обследовании зубов 17 и 16, 26 и 27, 36 и 37, 46 и 47 учитывают коды, соответствующие более тяжелому состоянию. Например, если в области зуба 17 обнаружена кровоточивость, а в области зуба 16 - зубной камень, то в ячейку заносят код 2, обозначающий зубной камень. Если какой-либо из указанных зубов отсутствует, то осматривают зуб, стоящий рядом в зубном ряду. При отсутствии и этого зуба ячейку перечеркивают по диагонали и данный показатель не учитывают в сводных результатах.

Ткани пародонта обследуют путем зондирования при помощи специального (пуговчатого) зонда (рис. 4.2) для выявления кровоточивости, над- и поддесневого зубного камня и патологического кармана.Нагрузка на пародонтальный зонд при обследовании должна быть не более 25 г. Практический тест для установления этой силы - надавливание пародонтальным зондом под ноготь большого пальца руки без причинения боли или дискомфорта.

Сила зондирования может быть разделена на два компонента: рабочий (для определения глубины кармана) и чувствительный (для обнаружения поддесневого камня). Боль, испытываемая пациентом при проведении зондирования, является показателем применения слишком большой силы. Число зондирований зависит от состояния тканей, окружающих зуб, однако вряд ли потребуется зондирование более 4 раз в области одного зуба. Кровоточивость может проявиться как сразу после зондирования, так и спустя 30-40 с. Поддесневой зубной камень определяется не только при явном его наличии, но и при едва уловимой шероховатости, которая выявляется при продвижении зонда вдоль корня зуба по его анатомической конфигурации.

Оценку CPITN проводят по следующим кодам:

  • 0 - нет признаков заболевания;
  • 1 - кровоточивость десны после зондирования;
  • 2 - наличие над- и поддесневого зубного камня;
  • 3 - патологический карман глубиной 4-5 мм;
  • 4 - патологический карман глубиной 6 мм и более.

Оценка гигиенического состояния полости рта - важный показатель возникновения и течения в ней патологических процессов. При этом важно иметь не только качественный показатель, который позволял бы судить о наличии зубных отложений. В настоящее время предложено много индексов для количественной оценки различных компонентов гигиенического состояния рта.

Грин и Вермиллион (1964) предложили упрощенный индекс гигиены (УИГ) полости рта - определение наличия зубного налета и зубного камня на щечной поверхности первых верхних моляров, язычной поверхности первых нижних моляров и губной поверхности верхних резцов: 16, 11, 21, 26, 36, 46.

При этом используют оценки в баллах:

  • 0 - отсутствие зубного налета;
  • 1 - зубной налет покрывает не более у поверхности зуба;
  • 2 - зубной налет покрывает от У до у поверхности зуба;
  • 3 - зубной налет покрывает более у поверхности зуба.

Индекс зубного налета (ИЗН) рассчитывают по формуле:

Показатель 3 указывает на неудовлетворительное, а 0 - на хорошее гигиеническое состояние полости рта.

Индекс зубного камня (ИЗК) оценивают так же, как и ИЗН:

  • 0 - нет камня;
  • 1 - наддесневой камень на У поверхности зуба;
  • 2 - наддесневой камень на 2/3 поверхности коронки или на отдельных участках;
  • 3 - наддесневой камень покрывает более у поверхности зуба, поддесневой камень опоясывает шейку зуба.

При определении индекса гигиены полости рта по Федорову-Володкиной (рис. 4.3) раствором йода и йодида калия (йода кристаллического 1 г, йодида калия 2 г, дистиллированной воды 40 мл) смазывают вестибулярные поверхности шести передних (фронтальных) зубов нижней челюсти. Количественную оценку дают по пятибалльной шкале:

  • окрашивание всей поверхности коронки - 5 баллов;
  • 3/4 поверхности - 4 балла;
  • 1/2 поверхности - 3 балла;
  • 1/4 поверхности - 2 балла;
  • отсутствие окрашивания - 1 балл.

Среднее значение индекса рассчитывают по формуле:

Значения 1 - 1,5 отражают хорошее, а значения 2-5 - неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта.

Подшадлей и Халей (1968) предложили индекс эффективности гигиены полости рта (ИГ) . После применения красителей и полоскания полости рта водой проводят визуальный осмотр 6 зубов: щечных поверхностей 16 и 26, губных поверхностей 11 и 31, язычных поверхностей 36 и 46.

Поверхность зубов условно делят на 5 участков: 1 - медиальный, 2 - дистальный, 3 - срединно-окклюзионный, 4 - центральный, 5 - срединно-пришеечный. На каждом участке определяют коды:

  • 0 - отсутствие окрашивания;
  • 1 - окрашивание любой поверхности.

Расчет производят по формуле:

где ЗН - сумма кодов для всех зубов; п - количество обследованных зубов. Показатель 0 указывает на отличное, а 1,7 и больше - на неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта.

На десне могут образовываться опухоли и припухлости различных формы и консистенции. Наиболее часто встречаются абсцессы - резко ги-перемированный участок десны со скоплением гнойного экссудата в центре. После вскрытия абсцесса возникает свищевой ход. Он может сформироваться и при наличии очага воспаления у верхушки корня. В зависимости от локализации свищевого хода можно определить его происхождение. Если свищевой ход располагается ближе к десневому краю, то его образование связано с обострением паро-донтита, а если ближе к переходной складке, то его возникновение обусловлено изменением в тканях периодонта. Следует помнить, что решающее значение при этом имеет рентгенологическое исследование.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух