«Горячая десятка» страхов человека. Как бороться со страхами? Откуда берутся страхи, фобии и панические атаки Виды страха и как с ними бороться

«Горячая десятка» страхов человека. Как бороться со страхами? Откуда берутся страхи, фобии и панические атаки Виды страха и как с ними бороться

12.03.2020

Страх. Как с ним бороться?

Быть индивидуальностью крайне сложно, потому что комплексы и страхи постоянно навязывают нам жизненные приоритеты. Хорошо, если вся наша жизнь не зависит всецело от этих комплексов, и мы не теряем себя как личность. И ужасно, если у человека вся жизнь подчинена его комплексам и многочисленным страхам.

В основе всех комплексов лежит страх. Страх как эмоция является необходимым компонентом нашей жизни и имеется в сознании человека как сигнал, оповещающий об опасности.

Страх часто воздействует не только на психику, но и на весь организм: человек скованно двигается, у него появляется головокружение и слабость. Страх активизирует работу желез внутренней секреции, и выбросы адреналина в кровь держат человека в состоянии стресса. Ему остается только следовать двум первобытным инстинктам – посмотреть в лицо опасности и напасть первым или сбежать. Какой вариант Вы предпочтете, зависит от Вашей самооценки.

Сегодня всем хочется преуспевать и выигрывать. Но страхи могут стать непреодолимым препятствием на пути к успеху. Как с этим быть? Как победить в жизни и бизнесе?


Проявление страха. В чем причина?


Одним из наиболее типичных симптомов страха является дрожание всех мышц тела. Такое дрожание особенно заметно у человека на губах. Когда страх перерастает в ужас, мы получаем новую трансформацию эмоционального состояния. Появляются перебои в сердце. Иногда человек теряет сознание, лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется и т. д.

Обычно страх появляется на основании жизненного опыта. Малыш не боится высоты и может смело, перегнувшись вниз, прыгнуть с моста. Только испытав боль при различных обстоятельствах, человек начинает бояться того, что ее может причинить. Различные степени страха у человека обнаруживаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. Страх способен полностью подчинить себе мышление. Мысль останавливается на одном: найти выход из стрессовой ситуации. Однако страх – реакция пассивно-оборонительная. Первый ответ на препятствие у многих людей – желание сжаться в комок и замереть, – это все варианты страха или пассивно-оборонительного рефлекса. Если Вы хотите добиться успеха в бизнесе, не следует идти у страха на поводу. Есть масса возможностей справиться с этой негативной эмоцией.


Основные разновидности страха:

Страх поражения;

Страх достижения цели;

Страх изменений;

Страх опасности;

Страх утраты (здоровья, работы, денег, родных, любимых...);

Страх смерти.

Мысли, способствующие нагнетанию страха:

1) сосредоточивание на единственном, чаще всего негативном варианте решения проблемы;

2) мысленный хаос, невозможность сконцентрироваться;

3) мысленный провал в негативное будущее;

4) мир беспощаден, опасен, коварен, мы – жертвы ужасных обстоятельств.


Чем угрожает страх?

1. Манипулирование. Человеком, который боится чего-либо или кого-либо легко управлять.

2. Потеря энергии. Это проявляется различными психосоматическими заболеваниями – такими, как нарушения сне (бессонница, ночные кошмары), снижение потенции, язвенная болезнь, инфаркт миокарда, повышенное артериальное давления, и многие кожные заболевания.

3. Невозможность добиться цели. Страх парализует нашу уверенность в собственных силах, тем самым, воруя нашу удачу.

4. Гипертрофированное чувство самосохранения. Мы вместо преодоления психологических трудностей, начинаем намеренно избегать определенных жизненных обстоятельств, из опасения, что они могут обернуться для нас очередным негативным опытом.


Пугливый менеджер. Взгляд со стороны


Страхи и неуверенность менеджеров объясняются, прежде всего, психологическими причинами и, прежде всего, отсутствием коммуникативного опыта. Менеджеры, когда клиент настойчиво противоречит или отказывает, часто просто не знают, как реагировать.

Неудачи менеджеров чаще всего сопровождаются насмешками, высокомерными замечаниями коллег и упреками руководства, а все это так неприятно, что менеджеров охватывает панический страх не столько перед неудачей, сколько перед будущей оценкой их действий со стороны.

Но еще больше менеджеров пугает своя личностная оценка, наш российский менталитет отличается, тем, что мы в неудачах склонны обвинять самих себя, а успехи чаще объясняем случайным стечением обстоятельств.

Неудачи, вызванные недостаточной коммуникабельностью, в совокупности с менталитетом не мотивируют менеджеров ни на встречи с клиентами, ни на увеличение числа контактов, напротив – к уклонению от встреч. Такая жизненная стратегия ведет продавцов и менеджеров среднего звена к эмоциональным разочарованиям и к смене профессии.

Нередко новому менеджеру ставят задачу: общаясь с потенциальными клиентами, создать к назначенному сроку свою клиентскую базу и выйти в ближнее время на заданный уровень продаж.

Первая группа менеджеров берется за дело с энтузиазмом, но «ломаются» уже в первый день. Другие, «наевшись» отказов и насмешек – через неделю. Самые выдержанные продолжают контактировать с клиентами, тем не менее, и они выдерживают месяц, от силы, два, а затем, как и встречные, не дождавшись результата своих усилий, уходят.

И вот тут, как по заказу, наступает время, когда клиенты, взволнованные и разбуженные пугливыми и неуверенными в себе менеджерами, начинают совершать встречные действия. Они звонят, приезжают, ищут тех, кто с ними беседовал, обещал, предлагал, но менеджеров и след простыл.

Те, кто ушел, не дождавшись своего часа, ушли с мыслью о том, что невезение является их отличительной чертой. Они уходят с самооценкой, упавшей до нуля. Их бесконечные спутники теперь – страх и неуверенность.

Те, кто остался и дождался результатов, взлетают вверх по карьерной лестнице. Их самооценка и до того возвышенная поднимается еще выше.


Если Вы не уверены в себе: причины и способы решения


Разработан целый ряд способов управления своим эмоциональным состоянием. К ним относятся методы аутогенной тренировки, техники релаксации, медитативные практики, техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), а также специально разработанные системы саморегуляции (метод «Ключ» Х.М. Алиева, система стресс-менеджмента О.И. Жданова и т. д.). Хотя быстрее и качественнее любыми методиками подобного рода можно овладеть с помощью квалифицированных инструкторов, большинство техник несложно изучить самостоятельно, используя соответствующую литературу. Важно только понимать, что недостаточно просто прочитать описание того или иного способа. Чтобы применить навыки в реальной стрессовой ситуации, их нужно предварительно тщательно отработать в спокойных условиях.


Страх перед неудачей


Причина

Причина данного «пугающего фактора» заключается в банальной неуверенности в себе и своих силах. Каждый, без исключения, менеджер, перед тем как приступить к своим функциональным обязанностям, задает себе вопрос: «А смогу ли я?...» Но разные люди отвечают сами себе на этот вопрос по-разному. Большинство подсознательно отвечают «нет» и никогда не добиваются никакого успеха. Некоторая часть сомневается, но готова испытать свои силы. У них есть определенные шансы на успех, которые обратно пропорциональных их неуверенности в себе, и поскольку эта неуверенность пропадает с достижением определенных успехов, их шансы неудержимо растут. И лишь единицы уверены, что справятся. Такие люди, порой, добиваются небывалых успехов.


Способ решения

Оценивать свои возможности следует адекватно. Беспочвенная самоуверенность не менее пагубна, нежели страх перед неудачей. Бесполезно твердить о том, что Вы сможете быстро заработать огромные деньги, если не получили соответствующих профессиональных навыков, и не обладаете необходимыми качествами. Вам необходима прилежность, терпение и надежда. Именно с надежды начинается преодоление страха и неуверенности. Купите нужные книги для восполнения пробелов в своих знаниях, тщательно все изучите и проанализируйте, участвуйте в тренингах, развивайте свою эмоциональною компетентность, а потом поднимайтесь на следующую ступень, не забывая анализировать и собственный опыт. И Вы увидите как постепенно, шаг за шагом, неуверенность улетучивается и уступает место решительности, а надежда превращается в твердую веру в успех, которая, подкрепленная неплохими первоначальными результатами превращается в уже наполовину сбывшуюся мечту. Все остальное полностью в Ваших руках.


Страх перед необходимостью действовать самостоятельно


Причина

К сожалению, большинство из нас не привыкли действовать независимо и принимать самостоятельные решения. Всю жизнь нас кто-то подгоняет: родители, руководство, супруги и т. п. Неудивительно, что подавляющее большинство сотрудников выходят в бизнес-среду совершенно неподготовленными к самостоятельному решению поставленных перед ними задач.

Подсознательно мы это понимаем и страшимся этого. Где же выход? Как с этим бороться?


Способ решения

Методика стара, как мир: самодисциплина и самовоспитание. Нужно приучаться брать на себя ответственность и принимать решения самостоятельно. Нужно стать своим собственным шефом и требовать с себя по полной программе.

Необходимо превратиться не только в хозяина своей судьбы и финансового благополучия, но, прежде всего – хозяина собственных мыслей, усилий и решений.


Страх перед нестабильностью


Причина

Здесь следует говорить, во-первых , о нестабильности функционирования различных государственных и коммерческих структур (банки, провайдеры связи и т. п.), а во-вторых , об ожидаемой нестабильности прибыли.


Способ решения

Подобных явлений следует опасаться. Но здесь нужно идти следующим путем: предусматривать различные варианты деятельности, задействовать альтернативные механизмы и т. п. Если что-то одно не сработает, другое обязательно окажется успешным. Ключ же к успеху – вариативность.


Боязнь общественного мнения


Причина

Мы все в определенной степени тщеславны и не желаем показаться смешными, выглядеть в глазах другого человека хуже, чем нам хотелось бы. Вот мы и боимся, и спасаемся от опасности «потерпеть крушение». Интересно, что мы сами нередко активизируем в себе страх, выходя на работу с «установкой на успех», с ожиданием похвалы и аплодисментов. А коллеги и руководство не всегда способны любить нас сразу и безответно.

Способ решения

Не требовать невозможного от окружающих и не предъявлять к себе завышенных требований.


Вторая причина

Лень или неорганизованность. Мы не готовимся к активному трудовому дню и рассчитываем на «авось». В результате – сами себя лишаем уверенности. Впрочем, этой самой уверенности нам часто недостает даже из-за элементарного отсутствия клиентской базы, из-за неправильной дикции. Недостатки речи могут причинять массу переживаний и мешать работе с клиентами.

Способ решения

Самосовершенствоваться, ежедневно работая над собой. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Если необходимые действия будут произведены в срок, тревожности значительно поубавиться.

Наилучший способ «лечения» – долгосрочное планирование: в годовые личные планы каждого сотрудника требуется включать пункты, связанные с бизнес-образованием, профессиональным ростом, совершенствованием бизнес-процессов.


Третья причина

Излишняя мнительность. Например, кому-то не нравится собственный внешний вид. Но когда этот человек общается с другими людьми, ему кажется, что все оценивают его и думают только о его недостатках. Естественно, что такой человек боится любой возможности оказаться в центре внимания.

Способ решения

Больше думать о деле, коллегах и не «зацикливаться» на себе любимом.


Пугливый руководитель. Что делать?


Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего, то, что в сложной ситуации на него можно положиться: он поддержит, не даст в обиду, явится той «спиной», которая Вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Однако, люди, которые в обычной жизни ведут себя открыто, внимательно относятся к окружающим и требовательно – к себе, в рабочей обстановке иногда теряют данные качества. Руководителя, например, может нервировать, что, что подчиненные ждут от него поддержки. Психологи полагают, что причиной этому является привычное представление о лидерах как о суперменах, которое в свою очередь приводит к тому, что, став начальником, человек начинает опасаться, что не оправдает надежд, связанных с его назначением.

Подобные страхи часто вынуждают новоиспеченного руководителя впадать в панику, действовать нелогично и отдаляться от собственной команды – тех самых людей, которые должны были бы способствовать ему в достижении поставленных целей. Например, один новый руководитель оказался не в состоянии принять оптимальное решение после того, как его проинформировали о том, что его группе урезали бюджет на внедрение новым технологий. Вместо того чтобы обсудить создавшееся положение со своей командой, он сделал вид, что ничего не случилось. Избежав обсуждения вопроса, тревожившей всех членов его команды, он тем самым потерял возможность построить доверительные отношения между собой и сотрудниками. Возникает вопрос: скоро ли представится ему новый шанс?

Любые отклонения от намеченного курса, от стратегического плана для некоторых руководителей свидетельствуют о провале их дела. Такие обстоятельства создают угрозу сотворенному ими же имиджу героического лидера, преодолевающего любое препятствие. Такие руководители, отличающиеся повышенной тревожностью и не обладающие особой гибкостью, обычно придают огромное значение решению стратегических вопросов при почти полном пренебрежении прошлым опытом. Как это ни парадоксально, излишнее увлечение руководителя такими, казалось бы, позитивными моментами, как стратегия и задачи компании, часто приводят к тому, что рядовые сотрудники оказываются, лишенными инициативы и, как следствие, теряют мотивацию к работе.

Психологи объясняют это тем, что успешность команды зависит не столько от высоты заданной планки, сколько от внутренних взаимоотношений.


Типичные страхи руководителя


Психологи выявили у представителей руководящего звена огромное количество разного рода комплексов и фобий – таких, как:

Страх несоответствия занимаемой должности;

Страх обладания недостаточным количеством знаний;

Страх перемен.


Страх несоответствия занимаемой должности


Страх вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус – статус руководителя организации. Распорядок жизни новоявленного начальника резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя, а иногда и новому коллективу, приобрести практические навыки, соответствовать ожидаемому от него имиджу. У вчерашних рядовых сотрудников первая руководящая работа может сопровождаться хроническими страхами: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи и высокое внутреннее напряжение могут привести к сомнениям в правильности выбранного пути. В этом случае начинающему руководителю требуется дополнительное обучение, инструктаж или наставник, который смог бы не только обучать нового руководителя навыкам работы, но и поддерживать его морально.


Страх обладания недостаточным количеством знаний


Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие благополучно реализовывать определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Соответственно, чтобы избавиться от страха, нужно стать хорошим специалистом, приобретать необходимые навыки и качества и неустанно самосовершенствоваться – расти интеллектуально и профессионально. Есть еще один способ создать имидж всезнающего руководителя и в буквальном смысле стать незаменимым на своем месте, хотя, не совсем честный: овладеть некоторыми секретными производственными технологиями и никому о них не рассказывать.

Однако, замечено, что студенты-отличники, поступая на службу в крупные компании, как правило, не становятся там высшими менеджерами. Это объясняется тем, что одно дело – решать вопросы (теоретические и практические) самому и совсем другое – мотивировать на их решение подчиненных.


Руководителю, безусловно, необходимо обладать авторитетом. Но, вырабатывая ее в себе, важно помнить о психологической стороне проблемы.

Во-первых, для поддержания влияния совершенно недостаточно опираться только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные работают, следуя только нормам и требованиям, введенным руководителем, они используют всего около 50 % своего потенциала и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы не быть уволенными. Так что авторитет руководителя, основанный только на средствах формально-организационного характера, должен обязательно дополняться неформальным влиянием.

Во-вторых, неформальное влияние дает необходимый эффект только в случае, если оно находит внутренний отклик сотрудников. Без положительной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет смотреться как примитивная претензия на власть.

Чтобы избавиться от этого страха, руководитель обязан учиться:

ясно излагает свои мысли;

демонстрировать уверенность в собственных силах;

налаживать хорошие взаимоотношения с подчиненными;

награждать требуемое поведение;

давать четкие и ясные указания;

быть настойчивым;

быть чутким и прислушиваться к мнению других людей.


Страх перемен


Причины для страхов действительно существуют. Неизвестно, окупятся ли вложения в обучение, не нанесут ли вред бизнесу. В любом случае сотрудникам придется тратить время на изучение новых бизнес-процессов, отделам – по-новому взаимодействовать друг с другом, а руководителям – осваивать новые критерии оценки результатов. А что, если предприятие из-за этого выбьется из ритма? Руководитель взвешивает с одной стороны – уже понесенные затраты, с другой – риски и заключает, что лучше – ничего не менять, а не то ущерб окажется еще большим. Особенно вероятен такой исход, когда речь идет о госпредприятии: если корпоративные реформы приведут, например, к временным проблемам с выплатой зарплаты, директор рискует лишиться своего поста.

Как избавиться от этого страха?

Требуется изменить взгляд на вещи. Фигурально выражаясь, мыслить нужно иными категориями: с одной стороны – риски, вследствие отсутствия перемен, с другой – преимущества, вызванные новациями. Если сегодня у предприятия нет денег, но есть возможность их найти и мобилизовать силы для выхода из кризиса, то завтра может не остаться ни того, ни другого. Это – с одной стороны, а с другой – у застойных предприятий, которые перестали развиваться, никогда не возникают здоровые, стойкие конкурентные преимущества. Лидеров, как правило, рождают перемены.


Упражнение: Победа над страхом

Примите удобную позу с выпрямленной спиной, расслабьтесь, последите за дыханием, припомните ситуацию, которая вас пугает. Войдите внутрь нее и постарайтесь визуализировать в своем сознании «картинку» устрашающего экстремального переживания. Сделайте ее ярче, понаблюдайте за собой и своим телом, присутствующим в этом образе, а затем мысленно войдите внутрь тела, вызывая чувство тревоги и страха как можно ярче. Только при этом не отождествляйтесь с переживанием, а начните исследовать его со стороны. Старайтесь понемногу понизить свою зависимость от страха, концентрируя мышечный рисунок испуга и беспокойства и медленно отводя страх от себя словно темное облако. Можете мысленно дышать через эту мглу, привлечь в облако энергию и растворить его в пространстве. Затем вспомните какие-либо обстоятельства из прошлого, где Вы в сходных обстоятельствах сохраняли спокойствие и вели себя грамотно, слаженно и находчиво. Мысленно перенесите эту программу спокойной неустрашимости в образ данной ситуации. Повторяйте упражнение несколько раз до тех пор, пока ситуация перестанет быть экстремальной.


Ап, и тигры у ног моих... Или как избавиться от страха перед аудиторией


Технические приемы

Запомним несколько правил, которые помогут Вам справляться со страхом и не допустить того, чтобы волнение перед публичным выступлением или общением в сложной речевой ситуации не перерастало в настоящую панику.

Прежде всего, запомните, что для оратора нет настроя хуже, чем «установка на успех». Чем выше ставится мысленная планка, тем серьезнее будут травмы в результате падения. Когда человек выходит «за аплодисментами», он изначально должен готовиться к огромным трудностям. Даже если его самоуверенности достаточно, чтобы не замечать ничего вокруг и не бояться, он утрачивает искренность в отношениях со слушателями.

Отвлечься от подобных мыслей бывает сложно. Но основополагающее на данный момент – думать не о том, как Вы выглядите в глазах слушателей, а сосредоточиться на выполнении поставленных задач, на достижении цели выступления. Человек, который занят мыслями о деле, забывает бояться. Очень важно отключить внимание от источника страха. Учитесь контролироваться свое внимание. Помните, что когда вы тревожитесь, то ваше внимание не собрано.

Иногда, уже в момент выступления, вдруг Вас настигает волна страха. Например, что-то забыли. Не паникуйте. Соберите внимание на каком-то предмете (ручка на столе), успокойте дыхание. Подержите театральную паузу. Вспомните, что это не смертельно. Вдумчиво проговорите свою последнюю фразу (быть может, немного изменив ее). Ваш мозг работает в эти секунды в активизированном режиме, поэтому нужное решение обязательно будет найдено. Не позволяйте страху овладеть Вами. И вообще, будьте в курсе, что публика Вашего волнения не замечает. Это нам только кажется, что все радуются, наблюдая за нашей паникой.

Напряжение и скованность затрудняет дыхание, поэтому необходимо научиться снимать это напряжение и избавляться от него. Творить может только свободный человек. Обратите внимание на свое тело и добейтесь мышечной свободы. Представьте, что Вы видите себя изнутри. Это умение – внимание к состоянию тела и снятию напряжения, – должно превратиться в автоматическое.

Расслаблению способствует правильный настрой на работу. Прежде всего, постарайтесь воспринимать своих будущую публику не как враждебную силу, а как друзей, способных помочь. Перед выступлением успокойте дыхание, сделайте несколько неглубоких равномерных вдохов и выдохов. Подвигайтесь в спокойном ритме (если позволяет пространство).

Кто хочет перестать бояться слушателей, должен начать выступать. Трудно только первые несколько раз. Если не преодолеть свой страх, то бояться придется всю жизнь.

Совет: У людей, выступающих перед большой аудиторией, появляется чувство страха. Они начинают с вести с ним борьбу, а состояние этим усугубляется, и человек полностью утрачивает контроль над собой и над ситуацией. Элементарное решение – сообщить о своих чувствах аудитории. И страх отступит.

Несколько правил контроля над страхом


1. «Смотреть страху в лицо»

Человек, который гордится своим бесстрашием, усиливает тяжесть страха. Он не просто боится реальной опасности, но опасается, и показать свой страх. Этих дополнительных источников негатива можно избежать, просто приняв как факт, что Вы чего-то боитесь. Если Вы встревожены, следует подумать о том, «где подложить соломки». Изменение мыслей и поведения в сторону «подстраховки» принесет значительно больше пользы.


2. Переосмысление обстоятельств

Второе правило представляет собой шанс переосмыслить сложившиеся обстоятельства. Страх – это эмоция, а любая эмоция является раздражителем. Но она проявляется как раздражитель в зависимости от ее восприятия и отношения к ней, – именно ее истолкование отвечает за эмоциональный ответ организма. Например, сотрудник компании, напуганный требованием явиться к начальнику, может избавиться от страха, осознав, что это требование может быть вызвано не неудовольствием, а рабочей необходимостью. Переосмысление дается с трудом, поскольку нуждается в объективном креативном мышлении. Иногда человеку нужна чья-то помощь, чтобы посмотреть на свои обстоятельства с другой точки зрения.


3. Юмор вместо страха

В случаях, когда ситуация не допускает долговременной переоценки, врожденное чувство юмора может сослужить неоценимую службу. Смех, даже если он кажется неуместным в данный момент, помогает снять эмоциональное напряжение и удерживает людей от чрезмерно серьезного отношения к собственной персоне.


4. Трансформация энергии страха в энергию созидания

Отличным средством немедленного облегчения тревожного состояния является полезная деятельность. Старые идеи о том, чтобы обежать пол города или порубить дрова, чтобы отвлечься, вполне справедливы с психологической точки зрения.


5. Исправление сложившейся ситуации

Наилучший способ избавиться от страха заключается в том, чтобы делать именно то, что непосредственно приведет к исправлению пугающей ситуации. Проще атаковать проблему, чем управлять эмоциями, которые она спровоцировала. Например, вместо того, чтобы пытаться контролировать страх потерять работу, следует пытаться стать незаменимым профессионалом. Тогда подобное беспокойство будет лишено оснований.


6. Тренировка умения справляться с проблемами

Возникающие эмоции зависят от предварительной оценки отношения к любой пугающей ситуации. Хорошо подготовленный студент радуется экзамену как шансу показать свои знания, а неподготовленный студент боится проверки. Чувства человека, его самооценка в очень большой степени зависят от умений поведения в обществе, и их (эти умения) можно развивать и расширять путем развития эмоционального интеллекта.

Упражнение: работа со страхом на рациональном уровне сознания

Запишите в тетради, чего вы боитесь.

Или напишите те слова, фразы, которые по Вашим ощущениям связаны со страхом. Например, «я боюсь потерять работу, меня пугает развод с женой или я опасаюсь судебного иска о разделе имущества». Записали?

А далее Вы прослеживаете цепочку потенциальных событий. На втором этапе просчитайте, а каков мыслимый процент неудачи? На третьем этапе, например, фразу «Я боюсь потерять работу» переписываете так «Я готов к поиску более перспективной работы». Зарядите себя уверенностью. Представьте, будто все неприятности уже позади.

Все мы чего-нибудь боимся в жизни. Кто-то боится потерять любимого, а другие - летать на самолете, третьи не понимают, как победить страх перед лифтом, не говоря уже о том, что миллионы людей боятся заболеть или встретить на своем пути злую собаку. Боимся мы экзаменов и одинокой старости и конечно, чувствуем особенно сильный страх за безопасность своих детей. Часто наши страхи мешают нам жить и усложняют отношения с окружающими.

Страх выполняет защитную функцию и оберегает нас от опасности, посягающей на наше благополучие. Человек, который боится, становится более бдительным и способным предохранить себя от беды и возможной угрозы. Большинство из нас страдают от мнимого страха, придуманного нашим воображением. Иллюзионный страх развиваются у людей с ярко выраженной эмоциональностью, которые не умеют различать страх воображаемый от страха реального. Такие страхи являются неестественным для обычного, психически здорового человека. У некоторых людей страх становится нормой существования и начинает управлять их жизнью, оказывая влияние на их поступки и поведения. Они не в состоянии контролировать свой страх, и он захватывает их целиком.

Выполняя защитную функцию, страх одновременно является и тормозом на пути к нашим достижениям и целям. Боясь чего-то, мы застопориваем наше развитие. Такие страхи, как боязнь высоты или заражения заразными болезнями, могут помешать выбрать профессию монтажника или врача, а боязнь ответственности и доклада перед публикой станет тормозом на пути нашей дальнейшей карьеры. В разных ситуациях мы боимся оказаться недостаточно хорошими. И этот страх, который должен защитить нас от неверных поступков, одновременно удерживает нас и от попыток изменить свою жизнь к лучшему. И потому со страхом надо бороться и научиться преодолеть его.

Побороть страх можно, только поняв, чего вы боитесь в конкретной ситуации. Важно, уточнить для себя какое сомнение породило страх. И тогда поборов эти сомнения, мы понимаем, как преодолеть страх. Взгляните на вещи реально и убедите себя, что причин для страха не существует.

Если страх еще не превратился в фобию, попробуйте действовать против страха. Сознательно заставьте делать то, чего вы боитесь. Если вам надо выступать перед большой аудиторией, а вы боитесь этого, вам нужно как можно больше репетировать, выступая перед небольшим количеством слушателей. Старайтесь жить настоящим, ведь страх неудачи обычно связан с будущим. Не думайте о нем, лучше наслаждайтесь конкретным моментом жизни.

Психологи советуют для эффективной борьбы со страхом использовать следующие методы:

1. Метод визуализации. Необходимо четко представить и ощутить ваш страх.

2. Метод отрешения. Необходимо отречься от своего страха и посмотреть на него, как на нечто не имеющее к вам никакого отношения.

3. Скрытые ресурсы. Скажите себе, я способен достичь таких высот и смогу победить такую мелочь, как страх.

4. Метод юмора. Посмейтесь над своим страхом и фантазируйте.

5. Встречное нападение. Не пытайтесь убежать от своего страха, а бегите к нему навстречу.

6. Сравнение. Представьте свой страх и более существенные страхи, и осознайте, как он незначителен по сравнению с ними.

7. Не фантазируйте. Поменьше думайте о будущем, живите настоящим.

8. Праздновать. Почувствуйте даже маленькие успехи в борьбе со страхом и активно отметьте в души праздник победы.

Если же страх успел превратиться в фобию, то от нее избавиться можно, только обратившись к профессиональным специалистам. Запущенные формы фобии могут привести к серьезным психическим заболеваниям и даже к попытке суицида.

Пашовкин Кирилл

Исследовательская работа на научно - практическую конференцию

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 16»

Исследовательская работа

«Что такое страх, и как с ним бороться?»

Пашовкин Кирилл,

Ученик 4 а класса.

Руководитель:

Марвина Евгения Викторовна,
учитель начальных классов.

г. Прокопьевск,

2011 г.

  1. Введение………………………………………………………………. 3
  2. Виды страха……………………………………………………………5
  3. Структура страха……………………………………………………...5
  4. Причины происхождения страха…………………………………….6
  5. Симптомы страха……………………………………………….……..8
  6. Упражнения, способствующие снятию страха………………………9
  7. Вывод…………………………………………………………………..10
  8. Список используемой литературы…………………………………..11
  9. Приложения……………………………………………………………12

Введение.

Помните, как в детстве было страшно ночью выбраться из кровати и бежать по очень важным делам? Как неуютно оказаться в незнакомом месте без близких людей? Как замирает сердце от «страшных историй» и от «фильмов – ужастиков»? Как захватывает дух на высоте или в глубине? Порой и я испытываю эти чувства. Я боюсь глубины, темноты, животных. Иногда этот страх парализует и не дает возможности здраво оценить ситуацию. И мне стало интересно, а что же такое страх? Каковы его причины? Только ли дети испытывают это чувство? Я решил найти ответы на эти вопросы, предполагая, что выяснив причины страха, я смогу победить это чувство.

Цель : Исследование феномена «страха».

Задачи:

1. Узнать все о моих страхах.

  • изучить литературу;
  • спросить у взрослых;
  • прочитать самому.

2. Выяснить «Почему люди боятся?»

3. Постараться победить свои страхи.

Гипотеза: Если я буду знать что такое страх, то я смогу его победить.

Актуальность темы: снижение уровня тревожности, умение управлять своим страхом - это залог психологического здоровья детей и взрослых, поэтому тема моего исследования является актуальной.

Методы:

  • работа с информационным источником;
  • анкетирование;
  • анализ и обобщение информации.

И в процессе исследований (анкетирования) я выяснил, что каждый человек периодически испытывает это чувство, независимо от возраста. Из 141 учащегося начальной школы испытывают чувство страха 99%, самые популярные страхи, это страх своей смерти и родителей, темноты, страх стихий, страшных снов (приложение 1)

Став взрослыми, люди боятся войны (86 % опрошенных), пожара (66 %), нападения (66 %) (приложение 2). С чем это связано, я объясню в процессе своего сообщения.

И так, что же такое страх? Откуда же берется ОН - страх? Может, вылезает темной ночью из коробки с игрушками или из стенного шкафа? А может быть, прилетает вместе с Бабой-Ягой в ее ступе? В темной комнате страх может притаиться везде. И в тенях на стенах от проезжающих машин, и в ящике комода, и за батареей…

В психологии страхом называется отрицательная эмоция, возникшая в результате реальной или воображаемой опасности.

Благоприятной почвой для развития детских страхов является «слабость нервной системы», на которую как на благоприятную почву, падают зёрна травмирующих ситуаций. Не менее важным условием развития страхов являются личностные качества близких, людей, в первую очередь матери и эмоциональная обстановка в семье. Ученые установили, что первый опыт беспокойства появляется у ребенка в утробе матери, когда у той возникает тревожное состояние.

Страх - это естественная реакция, обусловленная окружением. Мы рождаемся практически лишенными страха. Единственный страх, свойственный младенцам - это страх упасть с высоты и страх громких звуков. Все остальные страхи возникают позже как реакция на те или иные события. И корень их всех - это убеждение в том, что мы не способны справиться с жизнью.

Виды страха

Выделяются три основных вида страха:

  • биологические
  • социальные
  • экзистенциальные (страх существования)

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого, страх пожара, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива). Страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких - на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является главной.

Структура страха

Все страхи делятся на мелкие и крупные. Мелкие страхи это, например, когда ты собираешься в школу, видишь, что время уже 8:20, а занятия начинаются в 8:30 и понимаешь, что можешь опоздать. Вот тут и приходит он - страх. Но это мелкий страх. Другими словами мелкие страхи - это страхи того, что произойдет в будущем. Неважно будет ли это через 5 минут, неделю, год, эпоху. Важно то, что это произойдет когда то, но не происходит сейчас. Например, боязнь темноты. Многие когда то ее боялись. Но это мелкий страх. Ведь ты не боишься ее всегда - темнота не может быть 24 часа в сутки - только в фильмах ужасов. И когда ты представляешь, что будет, когда ты окажешься в темноте ты начинаешь бояться.

Крупные страхи отличаются от мелких тем, что крупные страх возникает не во время представления опасности, а в сам момент опасности. Например, ты идешь по улице, и к тебе пристает группа людей, с явной целью насилия - это крупный страх, т.к. это происходит в данный момент. А если ты лежишь на диване и думаешь о том, как ты пойдешь по улице и на тебя нападут - это уже мелкий страх. Но также есть страхи перетекающие, т.е. например боязнь высоты - вы боитесь, когда представляете, что вы находитесь высоко над землей и боитесь также когда вы на самом деле там находитесь.

Причины происхождения страха

Существуют 3 основных точки зрения на причины происхождения страха:

  • генетическая
  • психологическая
  • объективная.

У каждого страха есть своя причина и предыстория. Иногда это генетическая память, которая в наибольшей степени сохраняется у животных: если пронести над головой маленьких утят вырезанную из картона фигуру хищной птицы, утята придут в панику, даже если никогда раньше вживую не оказывались в такой ситуации. Так и ребенок определённого возраста может бояться даже того, с чем он никогда не сталкивался в реальной жизни, он испытывает страхи, присущие его предкам. Иногда это социальные представления. Во все времена люди боятся разрушения существующего жизненного уклада, неопределённости и перемен, что порождает целый набор страхов. Ребенок практически с первых недель жизни выделяет знакомые лица и знакомые голоса из всего остального окружения, и эта способность – залог его безопасности. Младенец боится громких звуков, быстро приближающихся предметов, боится остаться без поддержки близких людей, опасается незнакомых и малознакомых людей. Порой этот страх остается у детей лет до 6-7, если круг его общения был ограничен только членами семьи. И это может сыграть свою отрицательную роль при поступлении в школу. В это время у детей появляются первые страшные сны, основным персонажем которых часто является Волк, и как следствие – появляются страхи засыпания. Также волк может сниться тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами.

В это же время в кошмарных снах начинает фигурировать Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, которые не могут заявить о себе днем, превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями.

В возрасте 6-8 лет дети начинают бояться других отрицательных героев. На современном этапе развития информационного пространства. Появились новые объекты устрашения: монстры, динозавры, инопланетяне. Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в этом возрасте любви, жалости и сочувствия. Следствием развития коллективных детских страхов является возникновение так называемого «жуткого детского фольклора», где фигурируют Пиковая Дама, Чёрная Рука, Скелеты, Приведения.

Ведущим страхом младшего школьного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Кроме того, добавляются страхи, связанные с поступлением в школу и процессом адаптации к обучению. Страхи проспать, опоздать, попасть в чужой кабинет, вызвать недовольство учителя, заблудиться по дороге домой, оставаться одному дома достигают максимального пика развития. Все они связаны с боязнью ребёнка - не соответствовать своей новой роли школьника, о которой ему так много говорили в старшем дошкольном возрасте.

Иногда это объективные страхи: если за человеком по пятам гонится злая собака, вряд ли имеет смысл рассуждать о природе страха, который служит лишь непосредственной реакцией на источник опасности.

Во всех случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Страхи же, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны.

Симптомы страха

Страх оказывает влияние не только на вашу психику, но и на физическое тело. Он проявляется в виде повышенного сердцебиения, нехватки воздуха, нервной дрожжи. Страх, овладев человеком, сильно воздействует на все органы человека, может привести к язве, повышенному давлению. У некоторых людей, испытывающих страхи и фобии, наблюдается повышенное мочеиспускание, запоры или наоборот поносы. Естественно, что все эти негативные проявления страха накладываются на человека, помещая его в замкнутый круг. И бывает очень сложно вырваться из него и обрести вновь душевное равновесие. Но это РЕАЛЬНО сделать и многие люди справляются со своими страхами сами.

Упражнения, способствующие снятию страха

Если страх мелкий, основанный на представлении, надо сделать так, чтобы страху просто не было место и подготавливаетесь к этому заранее. Например, вы собираетесь утром в школу и боитесь опоздать. Вы еще не опоздали, но боитесь, что это может случиться. Для того чтобы этого не произошло, просто возьмите с вечера и поставьте будильник на 7:00 и тогда вы точно не опоздаете к 8:30.

Как избавиться от страха перед контрольной работой.

Глубоко вдохни и выдохни. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше». Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.

Игра «Волшебник сна» (при проблемах с засыпанием).

Можно сделать волшебную палочку. При свете ночника этой палочкой ребенок касается всех предметов в комнате и говорит: «Вот и комод заснул...». После того как все предметы «заснули», «волшебник» сам ложится в кровать и прикасается к себе волшебной палочкой и говорит: «И я буду спать». Выключается свет.

Упражнение "Апельсин " (снижение уровня страха).

Надо лечь на спину, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Представьте, что к правой руке подкатился апельсин, возьмите его в руку и начните выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). Затем разожмите кулак, откатите апельсин. Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза.

Упражнение "Сдвинь камень"

Лягте на спину. Представьте, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее. То же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение "Расслабление в позе морской звезды"

Желательно упражнение выполнять под музыку. Надо лечь расслабленно в позе морской звезды. Закройте глаза и представьте место, где вы любите отдыхать, где чувствуете себя хорошо и в безопасности. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем представьте, что находитесь в этом месте и делаете то, от чего он испытываете радость и удовольствие.

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения потянитесь несколько раз, сядьте, глубоко вздохните и встаньте.

Вывод.

Мы всегда чего-нибудь боимся. Страхи – разнообразны, удивительны и, как не странно, полезны. Страх – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Это проявления самого сильного из инстинктов – инстинкта самосохранения, жизненно необходимая эмоция. Полное его отсутствие, скорее исключение, чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения. У каждого возраста есть свои соответствующие страхи. Если страхи, выполнив свою важную «охранительную» функцию, не исчезли вовремя, они могут приобрести навязчивый характер, превратиться в фобию. Страх притягивает то, что человек боится. Поэтому крайне необходимо научиться управлять своим страхом. Иначе он сделает из вас жалкую марионетку, поместив вас в тюрьму своих собственных ограничений.

Приложение

  1. Приложение 1. Результаты анкетирования учащихся начальной школы.
  2. Приложение 2. Результаты анкетирования педагогов школы.


© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух