Психологические игры для снятия стресса. "упражнения для снятия эмоционального напряжения"

Психологические игры для снятия стресса. "упражнения для снятия эмоционального напряжения"

Игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения

«Восковая скульптура».

Участники сидят в кругу с зажмуренными глазами и создают по очереди друг из друга одну и ту же скульптуру, оставаясь в вылепленной позе, пока не будет завершена последняя «копия».

«Живая картина».

Участники создают «живую картину» - сценку на любой сюжет, замирают и ждут пока ведущий отгадает название картины.

«Скамейка запасных».

Во время проведения любой подвижной игры участники договариваются, что тот, кто выбывает, должен сидеть на скамейке запасных, т.е. на специально приготовленном стуле, до завершения игры. Если он встанет или будет крутиться, то команда получает штрафное очко.

«Автомобиль».

Участники представляют себя деталями машины (колеса, двери, капот и др.), из которых один участник собирает автомобиль. После этого он садится в автомобиль и делает несколько кругов по комнате.

«Альпинисты».

Участники группы делятся на две команды. Члены команд по очереди должны пройти вдоль свободной стены, держась за нее как минимум 3 конечностями. Кто оторвал или передвинул сразу две конечности, тот «упал в пропасть» и должен вернуться на старт. Побеждает та команда, которая всем составом первой достигнет противоположного угла. Эта игра также содействует интеграции группы.

«Земля и воздух».

Участники стоят в кругу. Один из игроков кидает вверх мяч и называет какое-то слово, например, птицу, насекомое и др. Если называется существо, которое передвигается или бегает по земле, необходимо поймать мячик, когда он отскочит от земли. Если называется существо, которое летает, мячик нужно поймать в воздухе. Тот, кто ошибся, выходит из круга.

«Съедобное - несъедобное».

Участники стоят в кругу и кидают друг другу мячик. При этом они называют разные предметы. Если предмет съедобный, мячик надо поймать. Если нет - оттолкнуть. Тот, кто ошибся выбывает из игры.

«Сила честности».

Участники делятся на две команды. Каждый член команды должен «честно» сделать отжимание о пола. Если у него не получается, ему на смену приходит партнер по команде, а он становится в конце шеренги. Побеждает та команда, которая быстрее отожмется 100 раз.

«Запрещенные движения».

Ведущий становится перед участниками игры. Они следят за его движениями и повторяют все движения, кроме запрещенного, которое называется преждевременно. Тот, кто нарушает правила, выбывает из игры.

«Заколдованный».

Тренер предлагает выбрать ведущего. После этого все участники начинают ходить по комнате, как им хочется. По команде ведущего: «Стоп» - все замирают. Ведущий пытается развеселить «заколдованных». Если это удается, «расколдованный» присоединяется к ведущему. Игра заканчивается, когда все участники «расколдованы». Выигрывают наиболее стойкие. Первый «расколдованный» становится ведущим.

«Слушаем себя»

Сесть в удобной позе, в течение 1-2 минут закрыть глаза, расслабиться и подумать: что каждый чувствует, какое у него настроение. В это время на доску повесить плакат различных эмоциональных состояний: Радость; злость; страх; грусть; удивление; спокойствие. Попросить детей рассказать, как они себя чувствуют (не открывая глаз), какое у них настроение. После открыть всем глаза и посмотреть на схему. Описать. Зарисовать в дневнике свое состояние.

«Радуга»

Сесть удобно, представить себе легкую, воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном, расслабленном состоянии, отдыхающим. Обсуждение чувств. Затем встать, потянуться, изобразить руками над головой дугу радуги.

«Дерево»

Надавить пятками на пол, руки в кулаки, крепко сцепить зубы. Ты – крепкое, могучее дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «кошки скребут», хочется плакать или драться – стань сильным и могучим деревом, скажи себе, что ты сильный, у тебя все получится и все будет хорошо. Это поза уверенного в себе человека.

«Перышко»

Ходите по комнате, ощутите свое тело… Представьте, что вы превратились в нечто очень-очень легкое – а именно в маленькое перышко. Начните двигаться так, чтобы ваше тело выражало легкость, изобразите парение, танец перышка, носимого ветром. Постепенно перышко успокаивается и летит на место.

«Центр тяжести»

Участникам предлагается определить, где человек имеет центр тяжести. Для этого необходимо сесть, встать, походить как кошка. Найдите центр тяжести кошки. А где центр тяжести обезьяны, петуха, рыбы, воробья? Выполните движения и действия, которые характерны этим животным. Животные и маленькие дети наилучший пример отсутствия мышечных зажимов.

«Потянулись - сломались».

Участники стоят, руки и тело вытянуты вверх (пятки от пола не отрывать). Ведущий предлагает потянуться вверх, выше, выше … Мысленно необходимо оторвать пятки о пола, чтобы стать выше (реального этого не делать). А теперь кисти рук будто сломались, повисли, сломались локти, плечи упали, повисла голова, вы сломались в талии, ваши колени подогнулись, вы упали на пол … Лежите на полу расслаблено, безвольно, удобно … Прислушайтесь к себе. Осталось ли напряжение? Сбросьте его.

«Прочистка мозгов».

Этот ритуал настраивает группу повышение креативности и активизация творчества; успокоить беспокойство; повысить самоуважение. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напря-жения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

Цель:

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Мед-ленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смеще-нию агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на-пряжения.

Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ре-бенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели исполь-зуется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из по-душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че-хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сде-лать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрес-сивные чувства.

Цель: Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи-тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес-нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. Возможны самые разные варианты проведения подушечных боев, один из них - на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимает участие двое детей.

Цель игроков - с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.

Цель: осознание эффективных форм поведения.

Каждый участник строит из подушек высокую башню, а затем пытает-ся штурмовать ее, залезая на самый верх. Побеждает тот, кто первый «возь-мет» башню, не разрушив ее.

Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на не-одушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кула-ка».

Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпио-нами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Напри-мер, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: по-душка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

Цель:

Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрес-сия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной ру-кой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бад-минтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все те-ло, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож-ность «посмотреть на себя со стороны».

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку-лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас-слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея-тельности.

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро-ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу-ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который

должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это

удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носоч-ки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыба-ются.

Цель; снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.

Музыкальное сопровождение занятия аудиокассеты «Волшебные голо-са природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоцио-нальному настрою)

Цель: повышение уверенности.

Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо-ишься».

Цель: повышение уверенности.

«Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уве-ренного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытя-ни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к гру-ди, отдай ему свою ласку, доброту»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда-ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Я рад знакомству с тобой, потому что ты...»

Цель: способствует сплочению группы.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

Подняться и сойти со стула;

Проползти под столом;

Обогнуть озеро;

Перепрыгнуть канаву;

Идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в берлоге злого медведя;

Прятаться от диких животных

18. «Волшебные шарики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят на стульчиках в кругу,

«Сделайте из ладошек лодочку и закройте глаза».

Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.

«Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.

Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах».

Цель:

Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Цель; снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Используем детские пластмассовые сабли или подушки. Даем разре-шение, тем самым снимаем запрет на агрессию.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релак-сации

Кочки - это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягуш-кам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Время выполнения упражнения 3 минуты.

Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.

Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек-тивное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок стано-вится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив-ные игры:

- «Попади в кеглю».

- «Пролезь через руки».

- «Бой петухов».

- «Сядь - встань».

Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жес-тами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Цель: Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Пси-холог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрос-лых, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Волиной «Два друга». Дети дают оценку поведению обоих ребят, распреде-ляют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответст-вует и как оно оценивается.

Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. "Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с

подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра

стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама. Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.

Ведь это я придумал кидаться подушками.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев".

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру-гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.

Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в го-роде, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Про-шел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмо-циональной сферы ребенка.

Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: "Злюка", "Плакса", "Ревушка"; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением ревуш-ки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а ос-тальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаб-лены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряже-ния.

Ход игры: Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: «Карабас-Барабас, не боимся мы вас!». Ведущий, страшно рыча и крича: «Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну», - бегает за детьми, а они его под-дразнивают. Потом меняются ролями 2-3 раза. Дети становятся после тре-нингра то бабками-ежками, то бармалеями, то карабасами или предлагают психологу быть героем, злым, которого они боятся, не любят: волка, кроко-дила, дракона. В завершение полька «Старый добрый жук».

Цель: Учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви-жения.

Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. Вопросы к детям аналогичны вопросам игры «Баба-Яга».

Игры, способствующие снятию агрессивных состояний

Игры, упражнения, этюды, направленные на предупреждение и снижение агрессии у дошкольников

    Игры и упражнения на снижение эмоционального напряжения.

    Этюды и упражнения на самоорганизацию и саморегуляцию.

    Игры и упражнения когнитивного блока.

    Интерактивные игры и упражнения поведенческого блока.

    Упражнения на релаксацию.

С дошкольниками можно проводить занятия, включая по одному упражнению или одной игре из каждого блока. Таким образом, каждое занятие состоит из 5 - 6 игр.

1. Игры на снижение эмоционального напряжения у дошкольников.

Одной из наиболее тяжелых проблем агрессивных детей является неспособность выражать чувства раздражения, гнева надлежащим образом.

Задача данного блока - научить детей выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, т.е. обучить их адекватным способам выражения собственных чувств.

Для реализации этой задачи можно использовать комплекс игр, которые позволят детям в безопасных условиях и социально приемлемым образом выразить, «выплеснуть» сильные негативные эмоции и тем самым снять психическое напряжение. Вместо призывов «держать себя в руках» детям предлагаются определенные способы отреагирования. Благодаря их освоению, дети смогут, не травмируя себя и окружающих, справиться с состоянием эмоционального напряжения. Необходимо дать выход энергии и агрессивным импульсам, т.к. если дать выход негативной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную поддержку, он постепенно сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Дав выход агрессии, ребенок становится более спокойным, уравновешенным, организованным.

Предлагаемые игры позволяют решить вышеизложенную задачу по тем сочетаниям вокальной, вербальной экспрессии с определенными физическими упражнениями, которые дети могут выполнить либо самостоятельно, либо вместе с руководителем группы.

«Ноги топают, а шарики хлопают». (Кэти Вандерлих) (Cathy Wunderlich)

Необходимо нарисовать контуры детских ступеней. Затем дети закрашивают их понравившимся цветом. После этого дети начинают топать ногами по картону до тех пор, пока ступни не станут горячими, пока «злость не выйдет». Это первое упражнение. Во втором упражнении «Шарики хлопают» ведущий предлагает детям избавиться от злости, агрессии, сдавливая и «взрывая» десять шариков. Ведущий предлагает детям ощутить, как их раздражение и злость выходят через большой и указательный пальцы, когда они сильно сжимают ими шарики, в определенный момент взрываются. Ведущий говорит, что злость «выходя» из шарика, «рассеивается» в воздухе в момент взрыва, и ребенок успокаивается.

«Разозлись!» (Патриция Давидсон) (Patricia Davidson)

Использование данной техники приводит к достижению двойной цели:

    «Разозлись» помогает детям понять, что злость и раздражение являются вполне допустимыми проявлениями человеческих чувств;

    игра учит детей эффективным способам вербального и невербального выражения агрессии.

Карточные коробки распределяются поровну между участниками. Дети по очереди выходят в круг и ставят коробки друг на друга, при этом, говоря вслух о том, что их раздражает или злит больше всего. Когда все коробки сложены в виде башни, ведущий просит детей подумать о том, что их сейчас злит, просит сделать разгневанное лицо и разбить построенную башню. Игру на этом можно закончить и повторить еще несколько раз.

«Шкала гнева» (Джойс Мигер) (Joyce Meagher)

Цель: научить детей различать такие состояния, как раздражение, фрустрация и гнев, с тем, чтобы они могли своевременно предупредить проявления бурных и не контролируемых эмоциональных реакций.

На доске изображается мишень, мячики с песком ударяются об нее и отскакивают с силой, пропорциональной силе броска.

В начале упражнения детям объясняется, что раздражение - это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень. Затем ведущий предлагает детям сделать то же самое, просит подумать и высказать что-нибудь, что не очень сильно раздражает или злит его. Со словами: «Я разозлился сильнее, когда...» - все поочередно бросают мешочки все с большей силой. Наконец, дети бросают мешочки изо всех сил: «Я разозлился очень сильно, когда...». Упражнения повторяются несколько раз.

«Разрывание бумаги» (Кэти Дэйвис) (Kathy Daves)

Для этой техники необходимы старые газеты и журналы, ненужная бумага. В начале ведущий спрашивает у детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объясняет, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем ведущий начинает разрывать бумагу. Дети присоединяются к нему и вместе бросают кусочки бумаги в круг в центре комнаты, затем кусочки подбрасывают вверх. Дети делают кучки и прыгают в них, обсыпают ими друг друга. Это упражнение вызывает у детей радость, восторг и одновременно дает выход агрессивной энергии.

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними - подушки. Закрывая глаза, они начинают со всей силой бить подушки руками, а ногами по полу с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 2 - 3 минуты, затем дети по команде ведущего ложатся в позу «звезды», широко раздвинув руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

«Брыкание»

Дети разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего.

Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!». Упражнение длится 2 минуты, затем пары меняются ролями.

«Ругаемся овощами»

Ведущий предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - морковка», «Ты - редиска», «А ты - репа» и т.д.

Замечание: можно ругаться и фруктами и одеждой и многое другое. «Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты,...солнышко!” Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Жужа” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

“Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”. Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

«Мусорное ведро»

Детям выдаются пиктограммы с выражением злости, гнева, раздражения. Ведущий предлагает детям избавиться от этих отрицательных эмоций, как от мусора, который засоряет людей. Дети рвут пиктограммы на мелкие кусочки, выражая свое неудовольствие чем-либо и выбрасывая кусочки бумаги в ведро.

«Тигр на охоте»

Взрослый - тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает ребят охоте. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра. Тигр очень медленно выставляет лапу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, затем другую, подгибает голову, выгибает спину и медленно, осторожно крадется к добыче. Сделав 5 - 6 скачков, он группируется, поднимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич «Ха!». Тигрята повторяют.

«Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи!»

Ведущий говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте, устроим соревнование, кто громче зарычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть

раздается самое громкое рычание». Нужно просить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседа. Паровоз едет по помещению в различных направлениях, то быстро, то медленно. В конце игры происходит «крушение», и все валятся на пол.

«Мое настроение»

Для упражнения необходимы мелки, гуашь, фломастеры, цветные карандаши и бумага. Ведущий предлагает детям нарисовать на листе злость, доброту, радость, грусть, гнев, восторг и др. Затем предлагает детям вспомнить ситуацию или событие, которое вызвало у них гнев или злость и отразить свое состояние в рисунке.

Два барана” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”. Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

“Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Попроси игрушку, 1”

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику «1»: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю». Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется

это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Попроси игрушку, 2” (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Прогулка с компасом” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туристы не могут общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Зайчики” (Бордиер Г. Л. и др., 1993)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очерединазывают предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: “ Я вижу...” Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Толкалки” (Фопель К., 1998)

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”. Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Рубка дров” (Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

Скажите следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!” Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Головомяч” (Фопель К., 1998)

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: “Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате”. Для детей 4-5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух