Что способствует возникновению неврозов у детей. Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и лечение. Применение медицинских препаратов при неврозе у детей

Что способствует возникновению неврозов у детей. Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и лечение. Применение медицинских препаратов при неврозе у детей

26.11.2019

Детский невроз и причины его возникновения. В статье будет озвучена расшифровка этого термина, симптоматика при данном диагнозе и дальнейшие пути его лечения.

Содержание статьи:

Неврозы у детей - это психическая реакция организма, которую некоторые родители считают временным проявлением взросления ребенка. Однако специалисты в данном вопросе в корне не согласны с этим расхожим мнением, потому что озвученная проблема имеет довольно серьезные осложнения в дальнейшем. Следует разобраться в процессе формирования детского невроза, а также методах ликвидации озвученного негативного фактора.

Описание заболевания «невроз»


Невроз - это расстройство психического плана, которое не искажает видение окружающей действительности и обладает свойствами обратимости. Не следует путать данное отклонение от нормы с заболеваниями, сопровождающимися распадом личности (шизофренией, паранойей и различными психозами).

Общая характеристика этой патологии имеет довольно широкий спектр ее расшифровки. Прежде всего речь идет о собирательном названии, которое включает в себя множество нарушений в функционировании нервной деятельности как взрослого человека, так и ребенка.

Сложность четкого обозначения озвученного явления заключается в том, что специалисты не пришли к единому мнению касательно формулировки термина. Однако в медицине принято под диагнозом «невроз» рассматривать расстройства соматической нервной системы, вегетативные дисфункции, фобии различного характера, проблемы эмоционально-мнестического плана, конвульсии на фоне нервного перевозбуждения, обсессию и дистимию.

Причины возникновения неврозов у детей


Даже самые заботливые родители не всегда могут ожидать, с какой стороны придет беда к их ребенку. По мнению специалистов, причины неврозов у детей следует искать в следующих факторах-раздражителях:
  • Наследственная предрасположенность . Генетическая последовательность подразумевает влияние семейного анамнеза на формирование плода и дальнейшее его развитие. Если родители ребенка имели озвученную проблему до его зачатия, то существует определенная вероятность «копирования» данной информации в нервной системе малыша. Специалисты довольно противоречиво относятся к озвученному вопросу, но статистика показывает весьма существенный процент наследственной предрасположенности к неврозам.
  • Модель семейного воспитания . Личность формирует не только социум, но и ближайшее его окружение. Родители ребенка могут выяснять свои отношения при нем настолько бурно, что это со временем становится причиной формирования у малыша или подростка стойкого невроза. Дополнительной опасностью образования данной патологии может стать злоупотребление членами семьи алкогольными напитками. Кроме того, стоит помнить и о таких форматах воспитания, как гиперопека, вседозволенность, двойные стандарты в требованиях у папы и мамы и авторитарность со стороны старшего поколения.
  • Перенесенные заболевания различного плана . Нервная система ребенка находится только в стадии ее формирования. Даже в утробе матери дети могут серьезно пострадать от недостатка подаваемого им кислорода. К тому же острые и хронические инфекции, травмы мозга, онкологические заболевания и рахит в запущенной стадии способны вызвать у них неврозы различных разновидностей.
  • Излишние физические и эмоциональные нагрузки . Специалисты не устают повторять, что всему свой срок. Не стоит лепить с поры самого младенчества из своего любимого чада гения. Некоторые особо ретивые родители стараются определить своего ребенка во все кружки, которые имеются в ближайшем и дальнем расположении. Детский организм при этом подвергается серьезному испытанию, что может привести к одной из разновидностей невроза.
  • Нарушение режима дня . Сон - это неотъемлемая часть функционирования человеческого организма. Следовательно, если данная потребность ребенка не обеспечивается в полной мере, то в дальнейшем это чревато развитием невроза. Далеко не во всех случаях в нестабильном сне у их любимого чада виноваты родители, потому что многое зависит от темперамента их детей. Гиперактивные непоседы после наполненного яркими ощущениями дня долго не могут успокоиться. В итоге они с трудом засыпают, что приводит к нарушению режима.
  • Смена обстановки . В данном случае речь может идти как о смене места жительства, так и о попадании ребенка в новый детский коллектив. Далеко не каждая маленькая личность легко сможет адаптироваться к незнакомой обстановке, где все настораживает и тревожит. К тому же нет гарантии, что в саду или школе прибывшего новичка встретят дружелюбно. В итоге на этой почве у ребенка может развиться невроз, который сформировался из-за постоянного нахождения в состоянии стресса.
  • Появление нового члена семьи . Не каждый малыш или подросток с восторгом примет озвученный факт. В дом могут прийти новые папа или мама, а в браке затем со временем рождается совместный ребенок. К тому же у нового члена семьи уже могут быть дети от предыдущих отношений. Следовательно, после таких перемен приходится делить любовь и внимание родителей. Итог - развившийся невроз и демонстративное поведение в знак протеста.

Важно! Озвученные проблемы должны быть заранее скорректированы взрослыми, чтобы они не переросли в явную патологию. Лучше лишний раз подстраховаться, чем в дальнейшем с горечью пожинать плоды своего невежества в вопросах воспитания.

Группа риска возникновения детского невроза


После долгих исследований специалисты пришли к выводу, что наиболее подвержены началу развития озвученного заболевания следующие категории детей:
  1. Возраст 2-5 и 7 лет . Врачи уверены, что именно этот период развития ребенка является началом возникновения невроза. Подобные выводы они основывают на том, что маленькая личность еще не сформировалась, и ее сознание не впитало в себя какой-либо существенный жизненный опыт. Начинается озвученный патологический процесс с невротических реакций, которые в дальнейшем по мере взросления перерастают в стойкое невротическое состояние.
  2. Ребенок с «Я-позицией» . Некоторые дети не поддаются корректировке в плане воспитания со стороны родителей и педагогов. Эти прирожденные лидеры активно высказывают свое мнение по поводу всего, что происходит вокруг них. Любое ограничение их желаний они воспринимают с бурным протестом, после чего бывают наказаны родителями. После решительного отпора со стороны взрослых у ребенка с «Я-позицией» может сформироваться невроз.
  3. Соматически ослабленные дети . С таких маленьких «мучеников» взрослые в буквальном смысле сдувают пылинки. Ограждая свое болезненное чадо практически от всего вокруг, родители оказывают ему в конечном итоге так называемую «медвежью услугу». Ребенок начинает чувствовать себя полностью неприспособленным к социуму, что приводит в дальнейшем к формированию у него невроза.
  4. Эмоционально неустойчивые дети . В этом случае они будут излишне бурно реагировать на любую житейскую неприятность или замечание от кого-либо. Ребенок с нестабильной нервной системой старается достучаться до своих родителей, если не получает от них достаточное количество внимания и ласки. При игнорировании таких жестов отчаяния у него появляется уверенность, что его не любят и не ценят. Итог - развитие всевозможных фобий и страхов различного характера.
  5. Дети в ситуации SOS . Любой стресс способен запустить механизм развития озвученной патологии. Жестокое обращение родителей, травля в саду или школе, насилие любого рода со стороны посторонних людей, смерть близкого человека или любимого животного - все это может стать причиной возникновения у ребенка невроза. В некоторых случаях ему достаточно оказаться просто свидетелем какого-либо трагического события, чтобы получить серьезную эмоциональную травму.
  6. Воспитанники специальных учреждений . Ребенок из асоциальной семьи или сирота попадает в интернат или детский дом. Уже изначально для него это является стрессовой ситуацией, потому что он автоматически лишается любви и заботы родителей. Не всегда детский коллектив подобных учреждений позиционируется как дружная и сплоченная команда. В итоге у ребенка развивается описываемая патология, которую педагоги подобных заведений замечают не сразу.

Разновидности детских неврозов


Как уже было сказано, под данным понятием подразумевается множество расстройств психического плана, имеющих свойство обратимости.

Специалисты после тщательного анализа составили классификацию озвученной проблемы, которая выглядит следующим образом:

  • Невроз страха . В данном случае все зависит от возраста ребенка, который на определенных этапах своего развития реагирует на внешние раздражители по-разному. Дети до 6 лет обычно боятся темноты, одиночества и монстров, которыми так щедро снабжает население киноиндустрия. Взрослые, чтобы скорректировать поведение своих чад, очень часто сами искусственно создают у них невротическое состояние. В ход при этом идут всевозможные страшилки о злом незнакомце, который придет и заберет непоседу. Фантазия родителей со временем набирает обороты, а малыш получает невроз страха, который контролировать не в состоянии. Дети после 6 лет иногда испытывают крайне негативные эмоции при боязни получить плохую отметку. К тому же хулиганы более старшего возраста могут третировать в стенах учебного заведения учеников начальных классов.
  • Невроз навязчивого состояния . В основу такой патологии обычно заложена тревожная мнительность, сформировавшаяся у ребенка по определенным причинам. На этом фоне развиваются всевозможные фобии, которые чаще всего сами себе и надуманы маленькой личностью. Выражаться они могут самым различным образом. Иногда дети, сами не осознавая причины подобной боязни, страшатся смерти и всех атрибутов, которые ее сопровождают. Некоторые животные вызывают панику у ребенка с неврозом навязчивого состояния. Боязнь высоты, замкнутого пространства, большого скопления людей, заражения - все это только начало огромного списка детских фобий, который можно продолжать бесконечно.
  • Депрессивный невроз . Следует сразу отметить тот факт, что подобная патология не встречается у малышей, которые еще не способны осуществлять глубокий анализ своих действий. Случается это обычно именно в тот период, когда вчерашние несмышленыши превращаются в парней и девушек. Подростковый депрессивный психоз очень опасен своими последствиями, поэтому родителям надо быть начеку при этапе взросления их детей.
  • Истеричный невроз . Подобные манипуляции обычно производят маленькие махинаторы, которые еще не достигли школьного возраста. Желая добиться заветной цели любой ценой, они устраивают целые спектакли перед благодарной публикой. Довольно часто можно увидеть малыша, который катается по полу магазина и истошно визжит, когда ему не купили игрушку или сладость. Однако проблема невроза начинается только тогда, когда подобное поведение становится нормой и повторяется с завидной регулярностью.
  • Астеничный невроз . Некоторые родители хотят по максимуму загрузить своего ребенка всевозможными курсами, кружками и секциями. Их мнение на этот счет звучит в виде лозунга «пусть времени не останется на глупости и что-то плохое». У ребенка в итоге не остается времени на детство, после чего начинает развиваться астенический невроз.
  • Ипохондрия . При данном определении сразу вспоминается кинофильм «Формула любви», когда молодому и праздному барину был поставлен подобный диагноз. Однако взрослых должен встревожить тот факт, что их ребенок не резвится на игровой площадке, а внимательно изучает «Медицинскую энциклопедию». При этом прочитанное маленький ипохондрик активно озвучивает и примеряет к себе всевозможные болезни из главной для него книги.
  • Логоневроз . Подобное заболевание не может остаться незаметным для взрослых, потому что при нем ребенок заикается. Причины озвученной патологии могут быть самыми различными. Мальчики, которым не исполнилось пять лет, часто не владеют своим речевым аппаратом. Однако логоневроз обычно базируется не на данном факторе, а на стрессовой ситуации, в которую попал ребенок.
  • Сомнамбулизм . Озвученное отклонение от нормы выглядит обычно в виде разговора во сне. Ребенок с трудом засыпает, а затем ведет себя очень беспокойно. При этом он часто просыпается, потому что его нередко мучают кошмары. Высшее проявление сомнамбулизма (лунатизма) - это хождение детей по ночам с непониманием данного факта при пробуждении.
  • Нервная анорексия . Капризы ребенка за столом - нередкое явление, когда он просто не хочет есть предлагаемое ему блюдо. В большинстве случаев дети готовы в огромном количестве поглощать вредную для них пищу и наотрез отказываются от здорового питания. Однако при нервной анорексии все выглядит гораздо плачевнее, потому что неприятие еды проявляется в виде истерик и даже рвотных позывов.
  • Невротический энурез . Недержание мочи может пройти и само собой, когда ребенок начинает взрослеть. Возникнуть он может от каких-либо заболеваний мочеполовой системы или из-за несрабатывания схемы «глубокий сон - отключение сигнала в коре головного мозга при позыве посетить уборную». Неврозом в данном случае считается тот факт, что ночное недержание мочи происходит у ребенка после какой-либо психологической травмы.

Обратите внимание! Источники возникновения детского невроза обычно следует искать в очень раннем возрасте. Довольно небольшой процент подобных расстройств проявляется уже в подростковом возрасте. Следовательно, родителям, работникам детских садов и начальной школы необходимо следить за первыми проявлениями озвученной патологии у своих детей и подопечных.

Симптоматика детского невроза


Подобная проблема редко остается незамеченной для близкого окружения ребенка. Симптомы невроза у детей обычно выглядят следующим образом и должны вызвать нешуточную тревогу у их родителей:
  1. Неконтролируемые приступы страха . При озвученном факторе ребенок может бояться одного явления и спокойно относиться ко всем другим внешним раздражителям. В редких случаях он не озвучивает свои тревоги взрослым, потому что нуждается в их поддержке и защите.
  2. Заикание и вхождение в ступор . Родители особенно должны бить тревогу, если подобные изменения произошли с их ребенком внезапно и без ярко выраженных для этого причин. В данном случае не стоит откладывать визит к детскому психологу и логопеду, которые в кратчайшие сроки способны найти корень зла возникшей патологии.
  3. Необычные мимика и жесты . При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.
  4. . Наиболее тревожным фактором всегда является изменение гастрономических пристрастий у бывшего любителя покушать из представителей младшего поколения семьи. Если маленький гурман перестает просить угостить его любимым лакомством, то следует в срочном порядке искать причины подобных перемен.
  5. Повышенная раздражительность . Многие дети изводят своих родителей капризами, жалобами и требованиями. Однако при неврозе подобные показатели значительно зашкаливают, делая из некогда уравновешенного ребенка откровенного истерика.
  6. Отсутствие коммуникабельности . Дети, которые предпочитают одиночество, - крайне редкое явление. Исключительно стопроцентные флегматики могут не любить шумную компанию и веселые забавы. В ином случае попытки ребенка уединиться могут свидетельствовать о развитии у него невроза.
  7. Нарушения сна . Ночью все дети должны крепко спать, если у них нет очевидных проблем со здоровьем. Если родители видят, что у ребенка проблемы с полноценным сном, то можно предполагать наличие у него невроза.
  8. Быстрая утомляемость . Если малыш не является хитрым манипулятором и откровенным лентяем, то стоит задуматься над озвученной проблемой. Причины ее могут касаться не только невроза, но и более серьезных патологий.
  9. Проблемы со здоровьем . Это может выражаться в уже озвученном энурезе, «медвежьей болезни» (энкопрезе), тахикардии, повышении или понижении АД. К перечисленным отклонениям от нормы может добавиться излишняя потливость, нарушение дыхания и снижение памяти.

Особенности лечения невроза у детей

Думать о будущем своего любимого отпрыска необходимо заранее, а не в момент начала точки невозврата. Родителям тревожных детей следует вовремя задуматься над вопросом, как лечить невроз у ребенка.

Помощь психотерапевтов при детском неврозе


Если проблема уже очевидно дала о себе знать, то необходимо обратиться за помощью к врачам. Специалисты в этой области рекомендуют следующие пути разрешения возникшей ситуации с ребенком:
  • Семейная терапия . В основу данной методики положено поэтапное исследование озвученной проблемы. Во-первых, нужно обследовать обстановку, в которой проживает ребенок с неврозом. Это необходимо для того, чтобы поставить общий диагноз на основании совокупности личностных, социальных и психологических параметров относительно конкретной семьи. Во-вторых, необходимо провести общую беседу, в которой будет задействовано ближайшее окружение малыша или подростка. Во время данного мероприятия обычно обговаривается план дальнейших действий, который должен включать в себя общие требования к воспитанию ребенка со стороны родителей и психотерапевта. В-третьих, следует начать занятия по специально разработанной методике, которая включает в себя игры различного формата. Последний этап семейной терапии - совместная работа родителей и ребенка. Если ребенку меньше 6 лет, то будут организованы предметные игры, постройки интересных сооружений и рисование. Более старшим детям и их родителям психотерапевт предложит обсуждение тем на различную тематику.
  • Индивидуальная психотерапия . При данном подходе в разрешении озвученной проблемы используют шесть основных методик, которые отлично себя зарекомендовали. При разъясняющей (рациональной) терапии специалист выясняет причины возникновения психоза у его маленького пациента. Затем он предлагает ребенку обдумать на досуге предложенный им начальный вариант какой-либо ситуативной истории. При арт-терапии дети рисуют и лепят, не осознавая при этом тот факт, что лучше слов раскрывают свои скрытые проблемы. Игровая терапия имеет возрастные ограничения, которые не превышают отметки 10 лет. При создании для ребенка во время озвученного метода «пограничного состояния» у психотерапевта появляется отличный шанс скорректировать выявленную у пациента фобию. Если специалист имеет дело с проблемным подростком, то лучше всего провести с ним аутогенные тренировки. В основу данной методики положено мышечное расслабление ребенка при общем голосовом воздействии на него психотерапевта. При ипохондрии и подростковых проблемах неплохо зарекомендовал себя метод внушения (суггестивная психотерапия). Вся суть данной методики заключается в предложении выпить так называемый препарат плацебо, который является исключительно психологическим приемом для устранения проблемы. В особо сложных случаях может быть использован гипноз, но специалисты крайне сдержанно относятся к этому методу воздействия по отношению к детям.
  • Групповая психотерапия . Формирование подобных «ячеек» необходимо при случаях повышенного эгоцентризма у ребенка с психозом. Обычно в данной ситуации детей распределяют по группам по принципу их возрастного разграничения. Для создания комфортного микроклимата в таких островках детской взаимопомощи организовываются совместные экскурсии по интересным местам. В процессе подобной групповой деятельности ребенок с психозом начинает раскрываться своим сверстникам, делясь своей проблемой и переживаниями.
  • Общение с животными . Очень часто скептики говорят о том, что та же дельфинотерапия не нашла поддержку ни в одной серьезной медицинской организации. Модная в последнее время иппотерапия (лечение невроза при контакте ребенка с лошадьми) также вызывает сомнение у многих специалистов. Однако факт остается фактом: некоторые дети после подобных нетрадиционных методик чувствуют себя гораздо лучше и отлично начинают адаптироваться по отношению к социуму.

Применение медицинских препаратов при неврозе у детей


При необходимости применить озвученный метод лечения своего ребенка следует срочно обратиться за помощью к специалисту. После обследования маленького пациента врач может назначить следующие средства для устранения возникшей проблемы:
  1. Препараты для общего укрепления организма . В данном случае стоит попробовать применить витамины (группы С и В) и препараты калия. Настойка китайского лимонника довольно эффективно стимулирует центральную нервную систему ребенка, поэтому часто применяется при детском неврозе. При умственном и физическом перенапряжении специалист может посоветовать использование настойки заманихи.
  2. Фитотерапия . Хвойные ванны - идеальный способ расслабления ребенка при ярко выраженном нервном состоянии. Пустырник и валериана также придут на помощь малышу или подростку, если он не может успокоиться или заснуть. При слабом иммунитете и нестабильном эмоциональном состоянии отлично помогает золотой корень, который приведет в порядок нервную систему ребенка.
  3. Препараты ноотропного типа . В данном случае речь пойдет о назначении таких препаратов, как Пирацетам и Ноотропил. Данные лекарственные средства благотворно воздействуют на регуляцию кровообращения мозга и способствуют утилизации глюкозы из него. Лечебный эффект от подобных препаратов заключается в том, что они улучшают у ребенка процессы восприятия информации и ускоряют дальнейшую ее переработку.
  4. Антидепрессанты . Следует сразу отметить тот факт, что подобное медикаментозное вмешательство в детский организм может свести на «нет» уже проводимую на данный момент психотерапию. Назначают их при ярко выраженной гиперактивности маленького пациента, но происходить озвученный процесс должен строго под контролем врача. При повышенной возбудимости специалист может назначить Сонопакс, а при гиперстеническом синдроме - Элениум и Эуноктин. Транквилизаторы при гипостении назначаются в виде Седуксена и Триоксазина, которые без рекомендаций врача также принимать запрещается.
Как лечить невроз у детей - смотрите на видео:


Некоторые родители не задаются вопросом, зачем необходимо лечение неврозов у детей. Однако при подобном попустительстве со стороны взрослых у ребенка возникают еще более грозные патологии. Необходимо приложить все усилия, чтобы избавить своего малыша или подростка от озвученного недуга, чтобы в дальнейшем он смог реализовать себя в жизни.

Взрослые люди довольно часто относятся к своему здоровью по принципу «не помру, так само пройдет», откладывают посещение врача и давят симптомы таблетками. Но когда речь идет о болезни детей, любой родитель начинает волноваться, особенно, когда диагноз не совсем понятный. Например – невроз. Что это такое и почему у детей все чаще выявляются подобные состояния?

Действительно, чем дальше, тем больше неврозы «молодеют», и на их симптомы зачастую жалуются даже совсем маленькие дети. И хотя официальной статистики по детским неврозам в нашей стране не ведется, по некоторым данным, уже к пятому классу школы те или иные невротические реакции отмечаются практически у половины детей. Ваш ребенок попал в их число? Не стоит паниковать и терзать гугл на предмет прогнозов – невротические расстройства относятся к обратимым состояниям, которые успешно лечатся, особенно, в детском возрасте, когда психика еще пластична и легко поддается коррекции.

Все неврозы в общем делятся на две большие группы: реактивные и те, которые появились в результате совокупности многих факторов, а не после конкретного события. Если точнее, то и вторая группа может дебютировать после психотравмирующей ситуации, но в этом случае событие будет лишь «триггером», проявляющим моментом, а не причиной заболевания.

Этот момент может быть важным при лечении неврозов у детей, поскольку «проработать» при помощи психотерапии одно конкретное негативное событие намного легче, чем корректировать все ошибки воспитания и нюансы мировоззрения маленького больного. В первом случае терапия займет не так много времени, а вот во втором – врачам придется немало постараться, чтобы вернуть дитя в нормальное состояние.

Настоящие причины неврозов у детей обычно кроются в особенностях воспитания, обстановки в семье, где воспитывается ребенок. Если родители сами страдают какими-либо неврозами или хотя бы проявляют невротических черты характера время от времени, то дети просто «считывают» родительскую модель поведения, и в дальнейшем также имеют риск заболеть неврозом. Зачастую подобные расстройства «передаются по наследству» из поколения в поколение, пока кто-нибудь из членов семьи не изменит привычные схемы поведения, передав своим отпрыскам уже здоровую модель – и тогда цепочка может прерваться естественным путем.

Довольно большую роль играют и физиологические причины, особенно, если речь идет о совсем маленьких детях. Родовые травмы, вредные воздействия на плод во время беременности, тяжелые заболевания в первые годы жизни также нередко провоцируют неврозы у детей дошкольного возраста.

В интернете можно встретить немало психологических статей, чей смысл сводится к тому, что большинство неврозов у детей – следствие «недолюбленности», недостатка внимания со стороны родителей. Отчасти это так, но вырастить невротика так же легко можно и в обстановке гиперопеки, и предъявляя к своему чаду слишком жесткие требования.

Говоря простым языком, неврозы у детей и подростков возникают тогда, когда какие-то потребности не удовлетворяются его окружением так, как это нужно конкретному ребенку. И речь не идет о капризах и требованиях «мама, купи!» — основными потребностями у маленьких людей являются, например: безопасность, наличие любящего взрослого, стабильность, принятие и так далее. У каждого малыша эти потребности довольно индивидуальны, и только внимательный родитель может с точностью распознать, в чем именно он нуждается, а чего категорически не выносит.

Конечно, очень сложно создать совершенно идеальные условия для развития и воспитания – скорее всего, это просто невозможно. Однако попытки «ломать ребенка об коленку» точно станут кратчайшим путем для формирования детских неврозов.

Симптомы неврозов у детей

Проявления неврозов у детей не менее разнообразны, чем у взрослых, хотя и имеют свои особенности. Психологи обычно пользуются нижеприведенной классификацией, хотя большинство из этих названий вы не найдете в МКБ-10, в которой невротические расстройства обозначены совершенно другой терминологией.

Невроз страхов у детей обычно проявляется в определенных обстоятельствах. Более младшие дети боятся «бабайки», шума ветра, пауков или темноты. Когда ребенок подрастает, он может со страхом относиться к публичным выступлениям, большим коллективам, контрольным работам в школе и другим ситуациям, которые либо делают его центром всеобщего внимания, либо требуют совершенного результата (оценки). При этом в маленьком возрасте он может капризничать, истерить, отказываться делать что-либо, а в более старшем – всеми способами избегать неприятной ситуации, прогуливать уроки, сбегать из дома и так далее.

Выглядит как постоянное повторение определенных действий. Ребенок может шмыгать носом, дергать шеей, покашливать, грызть ногти, вырывать волосы или испытывать желание бесконечно мыть руки. Проявления этого невроза могут быть очень разными, но причина всегда одна и та же – повышенная тревога.

Почему у детей появляются навязчивые движения, о чем это говорит и как справиться с подобным состоянием – советы врача.

Или неврастению отличает раздражительность, проблемы с аппетитом, нарушения сна, вялость. Обычно этот вид невроза развивается в ответ на непосильные нагрузки в школе или на дополнительных занятиях, и в настоящее время его часто диагностируют у детей в возрасте 8-9 лет.

Невроз ипохондрического характера у взрослых обычно касается состояния здоровья, а вот маленькие ипохондрики сомневаются не только в своем физическом благополучии, но и вообще – в себе, в своих умениях и умственных способностях. Безусловно, в этих сомнениях большую роль играет родительское воспитание по типу «все дети как дети, а вот мой…». Для чувствительного ребенка сравнения с другими детьми и регулярные порицания могут стать отправной точкой возникновения невроза.

Далеко не всегда проявляется только привычными «приступами» с падениями на пол, криком и прочими капризами. «Задача» истерика – привлечь к себе внимание взрослых, а уж как он это будет делать – другой вопрос. Одни дети действительно валяются по полу в магазине, другие просто жалуются на бесконечные боли и хвори, пытаясь таким образом получить любовь и принятие.

Заикание невротической природы возникает в период активного формирования речи – от 2 и до 5 лет. Когда ребенок волнуется, он с трудом может произнести необходимые слова, но в спокойной обстановке заикание такого рода может быть почти незаметным. Порой такой симптом возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию, иногда – является следствием повышенных нагрузок и чрезмерных требований, а бывает, что он заикается только в общении с определенными людьми – которых в глубине души сильно боится.

Невротические нарушения сна время от времени бывают едва ли не у всех детей. Это связано с тем, что именно во сне перегруженная психика имеет свойство избавляться от напряжения. Например, многие дети и подростки начинают «лунатить» в лагерях отдыха (сказывается смена привычной обстановки), а у детей младшего школьного возраста нередки случаи разговоров во сне.

Недержание мочи невротического характера требуют определенной диагностической осторожности. Дело в том, что отдельные эпизоды недержания по ночам вполне нормальны для детей до 2-3 лет, но если ребенок уже подрос, а все еще случаются «аварии», то можно говорить о невротической природе данного явления, которое можно и нужно вылечить.

Кроме всего вышеперечисленного, к признакам и симптомам неврозов у детей могут относиться:

  • тошнота и рвота;
  • расстройства деятельности ЖКТ;
  • головные боли;
  • слабость, вялость, сонливость;
  • депрессивные и тревожные мысли;
  • мутизм (временное отсутствие речи);
  • запоры;
  • боли в различных частях тела;
  • обмороки и предобморочные состояния.

Это довольно короткий список наиболее распространенных признаков детских неврозов, на самом деле их проявления могут быть еще более разнообразными.

Диагностика и лечение детских неврозов

Поскольку потребности и проблемы юных пациентов существенно отличаются от таковых у взрослых людей, диагностика детских неврозов также имеет свои особенности. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что с ним происходит, чего он боится и чего именно ему не хватает. Поэтому беседы с доктором не могут быть основным методом для постановки правильного диагноза.

Первое, что необходимо сделать родителям в тех случаях, когда у их чада выявляются признаки невротического расстройства – это всесторонне обследовать ребенка. Зачастую то, что окружающие принимают за невроз, может быть симптомом соматического заболевания, гормональной недостаточности, мозговых нарушений и так далее. Если при обследовании выявляются какие-то проблемы, то в первую очередь необходимо заняться лечением обнаруженного заболевания.

Если же никаких серьезных отклонений не обнаружено, то родителям необходимо обратиться к квалифицированному врачу-психотерапевту или психиатру. Не стоит бояться подобного визита – «на учет» с неврозами в настоящее время не ставят даже в обычных ПНД, а обращение к частному доктору вообще исключает распространение какой бы то ни было информации о здоровье чада.

В то же время нелеченный невроз может стать причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, если мальчик писается в кровать до пяти лет, избавиться от этой привычки будет очень сложно в более взрослом возрасте, а значит, не удастся избежать насмешек сверстников, которые в итоге могут привести от энуреза уже к депрессии.

Диагностика невроза у детей подразумевает тщательный сбор семейного анамнеза, выяснение условий жизни и развития ребенка, ситуации в родительской семье. Также будут учитываться перенесенные серьезные заболевания и возможные психологические потрясения. Всю эту информацию врач получит от родителей. А с самим ребенком будет работать при помощи игровых методов, арт-терапии, сказкотерапии и так далее, поскольку такой подход позволяет легко «разговорить» маленького пациента, который в игре сможет выразить свои переживания и потребности.

Итак, диагноз установлен, и перед родителями встает новый вопрос: «как лечить невроз у ребенка?». Можно сразу сказать, что для полного возвращения юного больного к нормальной жизни потребуется довольно значительное время и согласованная работа врача и родителей.

К счастью, довольно редко в подобных ситуациях необходимо применение медикаментов. Психотерапия неврозов у детей и подростков является основным методом лечения подобных расстройств, поскольку психика в это время еще только развивается, мозг обладает огромными ресурсами для восстановления.

Стоит помнить, что внимательные родители не только узнают у врача, как лечить детский невроз, но и сами должны принять активное участие в процессе психотерапии. Поскольку невротические расстройства – заболевание «семейное», зачастую помощь психотерапевта или даже прием медикаментов может потребоваться и кому-то из родителей. Причины детских неврозов почти всегда идут из семьи, и если старшее поколение меняет привычные схемы поведения, то и ребенок автоматически перенимает новые «правила жизни», становясь более уверенным в себе.

Как уже было сказано, основным методом лечения является регулярная и долговременная психотерапия под руководством грамотного врача. Но в то же время важно обеспечить маленькому пациенту комфортную обстановку дома, ограничить время, проводимое за компьютером (который сильно «раскачивает» нервную систему даже у взрослых). Творческие занятия, четкий режим дня, отдых на свежем воздухе, общение с друзьями и членами семьи, дозирование учебной нагрузки играют важную роль в лечении невроза у детей. Симптомы при таком подходе быстро пойдут на спад даже без применения специальных препаратов.

Почему при неврозах у детей нужно в первую очередь работать с родителями – рассказывает психолог Вероника Степанова.

Эти же советы будут актуальны и для профилактики неврозов у детей – даже если врач скажет, что ваш ребенок полностью здоров, старайтесь по-прежнему выполнять все рекомендации, чтобы расстройство не вернулось с новой силой.

Подведем итог

В данном материале мы постарались наиболее полно рассказать о том, как лечить невроз у детей. Но приведенные нами примеры – достаточно общие, в то время как у каждого юного пациента симптомы и лечение невротического расстройства могут серьезно отличаться. Поэтому важно выбрать хорошего врача и четко следовать его советам и рекомендациям. Вовремя замеченные и вылеченные неврозы у детей– залог счастливого и здорового будущего, поэтому не стоит откладывать лечение и ждать, что «само рассосется». Случаи спонтанного выздоровления от невроза бывают достаточно редко, так что здоровье ваших детей (и психическое тоже!) – целиком в ваших руках.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Неврозы у детей довольно частое явление, которое при своевременном обращении к специалисту, поддается лечению. К сожалению, многие родители не считают невроз серьезным заболеванием, и считают, что с возрастом все пройдет само по себе. Это ошибочное мнение может серьезно навредить малышу, ведь даже небольшое психическое отклонение требует консультации специалиста и заботливого отношения со стороны родителей.

Что такое детский невроз и почему он возникает

Невротические расстройства у детей являются разновидностью психических заболеваний обратимого характера, без искажения восприимчивости к реальному миру. По статистике, к моменту окончания начальной школы, более половины детей испытывают проблемы с нервной системой. Это связано в первую очередь с повышенными нагрузками на детскую психику.

У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:

  • Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
  • Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
  • Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.

Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:

  • Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
  • Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.

Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:

  • Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
  • Беззащитность.
  • Склонность к страхам и беспокойствам.
  • Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
  • Впечатлительность.
  • Потребность самоутвердиться.

Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.

Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.

Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей. В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на семь лет. В этот период начинается школьная эпоха, в которой немаловажную роль играет первый учитель. По большей части именно от него зависит, как быстро ребенок привыкнет к учебному процессу, как произойдет адаптация в школьном коллективе. Социальная значимость теперь проявляется через достижения в учебе. Не стоит упускать из внимания и возросшие информационные нагрузки на ребенка. Совокупность всех факторов может вызвать у психологически слабого ребенка нервное расстройство.

Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.

Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:

  • Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
  • Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
  • Сложная семейная обстановка;
  • Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
  • Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
  • Отсутствие полноценного отдыха;
  • Проживание в плохих жилищных условиях;
  • Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
  • Неполная семья;
  • Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
  • Генетическая предрасположенность к неврастении;
  • Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.

Симптомы

Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:

  • Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
  • Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
  • Частые головокружения, головные боли.
  • В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
  • Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
  • Нервные подергивания конечностями, появление судорог.

Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:

  • Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
  • Раздражительность.
  • Появление всевозможных фобий.
  • Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).

Родители не должны оставлять без внимания перечисленные симптомы, чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее можно вылечить детский невроз.

Виды детских неврозов

В зависимости от проявляющихся симптомов, неврозы у подростков и детей младшего возраста бывают следующих видов:

  • Истерический.
  • Истерический вид невроза характеризуется падением отпрыска на пол с диким криком и плачем.
  • Астенический.

Астеническое психическое расстройство сопровождается повышенной несдержанностью ребенка, раздражительностью, плаксивостью. Малейшее эмоциональное перенапряжение провоцирует невротический приступ, нарушение сна и аппетита.

Невроз навязчивых состояний

Данный вид невроза проявляется в двух разновидностях: фобический невроз (боязнь темноты и замкнутого пространства) и обсессивный невроз (навязчивые движения в виде покусывания губы или шмыганья носом).

Депрессивный

Депрессивный невроз чаще наблюдается у подрастающего поколения. Подросток испытывает желание уединиться, побыть наедине с собой. Голос в этом случае всегда тихий, спокойный, без лишних эмоций.

Ипохондрический

При проявлении ипохондрического расстройства дети очень беспокоятся о своем здоровье, мысль о любой болезни становится для них настоящим кошмаром.

Анорексия

Расстройство аппетита на фоне неврологического заболевания сопровождается срыгиванием, рвотой. Данное состояние может возникнуть при насильных попытках взрослых накормить малыша.

Невротическое заикание

Заикание может возникнуть у малыша при сильном стрессе, испуге, сильной психологической травме. Нередко дети начинают заикаться, когда родители пытаются раньше времени активизировать умственное и речевое развитие ребенка.

Диагностика

Большое значение в лечении невроза у детей является его ранняя диагностика. Чем раньше доктор диагностировал заболевание, тем легче оно поддается терапии. Диагностика у детей выглядит следующим образом:

  • Изучение отношений в семье, взаимодействие родителей и детей.
  • Выявление генетической предрасположенности к неврологическим заболеваниям.
  • Беседа психолога с ребенком, в ходе которой специалист должен выявить причины невротического состояния. Для выявления причины может использоваться специальная терапия, основанная на рисовании малышом своих страхов.
  • Подведение итогов и главный ответ на вопрос: как лечить невроз у ребенка.

Чаще всего диагностика начинается с беседы с родителями, которые обрисовывают общую ситуацию. Только доверительные отношения между психологом и родителями являются залогом успешного лечения детских неврозов. Не стоит забывать, что профилактика детских неврозов в основном зависит от родителей. Своевременная профилактика позволяет не допустить серьезных осложнений и необходимости лечения у психотерапевта.

Лечение

Лечение неврозов у детей редко начинается с медикаментозной терапии, и это главное отличие от взрослых психологических расстройств. Практически все седативные препараты имеют противопоказания детского возраста. Поэтому главная задача терапии – выявить основную причину неврологического заболевания, и устранить ее. Если причина не будет найдена – болезнь будет прогрессировать с ухудшающимися симптомами. Использование лекарственных средств, позволительных в детском возрасте, принесет только временное облегчение, но никак не вылечит малыша.

Условно, психотерапию детских неврозов можно разделить на два вида.

Семейная терапия

Сначала психолог беседует с членами семьи, выявляется общая внутрисемейная обстановка, отношения между родителями, детьми и старшим поколением. Затем беседы проходят с участием ребенка. В ходе взаимодействия, психолог выявляет конфликтные ситуации и наблюдает за реакцией на них малыша. Таким образом, выявляется причина невроза.

Индивидуальная психотерапия

В первую очередь, психолог налаживает с маленьким пациентом тесный духовных контакт и доверительные отношения. Далее врач объясняет подростку, что у него существует психологическая проблема, с которой необходимо бороться. Очень часто при помощи рисования маленький пациент выражает свои истинные эмоции, черты характера, творческий потенциал.

Профилактика неврозов детей имеет не меньшее значение, чем само лечение. Основную роль в этом случае играют родители, которые должны нормализовать соотношение сна и отдыха своего отпрыска, уменьшить эмоциональную и физическую нагрузку. Профилактика детских неврозов должна осуществляться при малейшем подозрении на неврологическое расстройство и после комплекса лечебных мероприятий. Благоприятная обстановка в семье, любовь и понимание, способны преодолеть любые трудности по мере взросления подрастающего поколения.

Как правило, невроз навязчивых состояний у детей дошкольного возраста проявляется в повторяющихся движениях, действиях, которые родители часто принимают за вредные привычки или капризы. Чем раньше мы поймем, с чем имеем дело, тем эффективнее будет помощь.

Причины и симптомы

Спровоцировать расстройство нервной системы ребенка может сильное эмоциональное потрясение, чрезмерная утомляемость и другие негативные внешние факторы. Принято считать, что основной причиной этого у малышей двух-трех лет, дошкольников четырех-пяти лет является семья и взаимоотношения в ней, поскольку в этот период они тесно общаются только с родителями. На детей шести-семи лет, учащихся первых классов, помимо семьи, влияние оказывает школа, отношения в коллективе, процесс обучения.

Врачи Москвы отмечают, что родителей все чаще интересует, как лечить детский невроз в 2 года. На прием приводят младших школьников (6-7 лет) и детей дошкольного (4-5 лет) возраста. Невроз стал стремительно «молодеть». Радует в этом случае тот факт, что такие детские психические расстройства являются обратимыми. Их устранение возможно, независимо от длительности и характера течения.

Признаками невротической реакция являются навязчивые движения и различные беспричинные страхи. Казалось бы, какой может быть невроз у ребенка 3 лет? Но родителей должно насторожить:

  • навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие);
  • речевые нарушения;
  • энурез;
  • тревоги, страхи.

Малыши 2-4 лет становятся раздражительными, часто плачут, впадают в истерику, могут биться головой о различные предметы, разбрасывать игрушки. Дети постарше грызут ногти, боятся находиться в закрытом помещении или наоборот, закрываются от всех в своей комнате и не реагируют на взрослых.

Многие в Москве спрашивают, что делать если у ребенка 4 лет невроз? При любых симптомах изменения поведения необходимо обращаться за консультацией к психотерапевту или психологу, чтобы невротическое состояние не трансформировалось в серьезное психическое заболевание.

Видео с Ильей Гернетом:

Особенности лечения

Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.

В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:

  • изучение и коррекцию психологического климата в семье;
  • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
  • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.

Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.

Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух