Что такое вегетативные реакции. Стресс–индуцированные психовегетативные реакции. Скоординированное произвольное поведение

Что такое вегетативные реакции. Стресс–индуцированные психовегетативные реакции. Скоординированное произвольное поведение

Вегетативный невроз – заболевание внутренних органов и тканей, развивающееся вследствие нарушения функционирования вегетативной нервной системы.

Больной жалуется на боли, неправильную работу различных внутренних органов, однако исследования не выявляют никаких структурных изменений.

Вегетативная нервная система является составной частью общей нервной системы. Она представляет собой совокупность клеток, регулирующих иннервацию внутренних органов, сосудов, желез.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Функционирование вегетативной нервной системы не контролируется человеком. Центры регуляции, отвечающие за ее работу, расположены в различных зонах гипоталамуса головного мозга.

Вегетативная нервная система выполняет следующие функции:

  • ускорение метаболизма;
  • увеличение степени возбудимости тканей;
  • активация внутренних сил организма;
  • координация функционирования систем организма, когда человек спит;
  • восстановление энергии;
  • участие в поведенческих реакциях;
  • воздействие на психическую и физическую деятельность.

Широкий перечень областей, которые регулирует вегетативная нервная система, обуславливает разнообразие развивающихся патологических состояний при нарушении ее функций.

Описание патологии

Вегетативные неврозы могут иметь психопатологическую или нейросоматическую природу. В первом случае развиваются психические нарушения, которые могут проявиться в форме астении, фобий.

При нейросоматической природе происходят расстройства, затрагивающие пищеварительную, мочеполовую, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Фиксируются речевые и двигательные нарушения, изменения чувствительности, возникают .

Причины

Ведущей причиной, которая может спровоцировать развитие вегетативного невроза, является лабильность (неустойчивость) и повышенная возбудимость вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушениями биохимизма, затрагивающими холестериновый и сахарный обмен, соотношение кальция и калия в организме.

Психогенные и эмоциональные факторы также играют важную роль. Они оказывают воздействие на отделы вегетативной нервной системы и нервно-сосудистый аппарат больного, повышая их возбудимость. Это происходит вследствие взаимодействия функционального состояния коры, подкорковых, стволовых отделов мозга с внутренними органами, сосудами, эндокринными железами.

Поэтому вегетативные нарушения рассматриваются исключительно в прямой зависимости от состояния высших отделов ЦНС. Изначально при вегетативных нарушениях органических изменений в органах не наблюдается, например, вегетативный невроз малого таза, брюшной полости, сердечных заболеваний имитирует болезни, но не говорит об их наличии. В то же время, при длительном неправильном функционировании нервной системы могут возникнуть и структурные изменения.

Существуют определенные факторы и периоды, которые усиливают проявления вегетативных нарушений. Это происходит в предклимактерический, климактерический период, а также вследствие воздействия токсинов, инфекций, неблагоприятной окружающей среды и иных внешних факторов.

Травмы, при которых наблюдаются поражения головного мозга, постоянные стрессовые ситуации, избыточные умственные и физические нагрузки также могут спровоцировать возникновение вегетативных расстройств.

Проявление вегетативных нарушений во взрослом возрасте нередко связано с перенесенными еще в детстве психическими травмами. Это может произойти не только с ребенком из неблагополучной по социальным понятиям семьи, но и в обычной семье, где ему не хватало любви и внимания от родителей.

Развитие какой-либо конфликтной ситуации уже во взрослом возрасте может расцениваться как повторение уже пережитого конфликта, принесшего много страданий, что и приводит к вегетативным нарушениям.

Симптомы и признаки вегетативного невроза

Вегетативная дистония проявляется различными синдромами, симптоматика которых зависит от того, какие именно функции вышли из строя:

Вегетативно-кожный синдром Кожа становится очень чувствительной, ее цвет меняется на синюшный или мраморный. Кожные покровы могут становиться чрезмерно сухими или влажными, возникает зуд.
Вегетативно-аллергический синдром Проявляется множеством аллергических реакций. Может возникнуть отек Квинке, пищевая аллергия, сыпь, насморк.
Вегетативно-висцеральный синдром При нем наблюдаются: расстройство стула, оттока желчи, нарушения функционирования мочевого пузыря, обмена веществ. Происходит нарушение глотательной функции, пациент жалуется на симптомы тахикардии, которые оказываются ложными.
Вегетативно-трофический Сопровождается развитием эрозий, трофических язв. Наблюдается ухудшение питания мышц, ногтей, волос. Возможно возникновение мышечной атрофии.
Вазомоторный синдром Для него характерны скачки давления, тошнота, рвота, головокружения, боли в мышцах, суставах, желудке, головные боли.
Сопровождается преувеличенным беспокойством о собственном здоровье, часто пациенты необоснованно подозревают у себя тяжелые, смертельно опасные заболевания.
Фобический синдром Безосновательные страхи – еще один частый признак вегетативных расстройств, при котором пациенты могут признавать, что опасаться нечего, но избавиться от этого состояния не могут.

Как правило, у пациентов наблюдается не один, а комплекс перечисленных симптомов. Вегетативный часто сопровождается недержанием мочи по ночам.

Диагностика

После изучения жалоб пациента, специалисту необходимо исключить вероятность органических заболеваний. Многообразие форм проявлений, неустойчивость симптомов, зависимость от психогенных факторов позволяют распознать вегетативный невроз.

Перед врачом стоит задача определить, какой орган в большей степени реагирует на происходящие нарушения, так как невроз отдельного органа связан с общим состоянием нервной системы. Необходимо дифференцировать заболевание от висцеропатий (гастропатии, холецистопатии).

На фоне признаков вегетативного невроза могут развиваться психогенные невротические реакции. Для подтверждения наличия и выявления характера невроза проводятся исследования рефлексов, что часто сопровождается фиксацией их несимметричности.

Для определения возбудимости симпатической нервной системы назначается исследование дермографизма. Это – местная ответная на реакция на штриховое раздражение кожи, в результате которого кожные покровы бледнеют или краснеют.

Пиломоторный рефлекс (сокращение волосковых мышц) проверяется болевыми или температурными раздражениями. В случаях положительного ответа происходит местная либо общая реакция, сопровождающаяся возникновением “гусиной кожи”.

Специалист может проверить рефлекс солнечного сплетения. При этом осуществляется надавливание на область эпигастрия, возникновение болезненных ощущений при котором говорит о чрезмерной возбудимости симпатической нервной системы.

Результаты поверки потового рефлекса могут свидетельствовать об общей возбудимости системы либо об очаговом повреждении.

Надавливанием на глазные яблоки проверяется эффект Ашнера. При этом наблюдается замедление пульса на 12-15 ударов в минуту. Такие же наблюдения фиксируются при надавливании на сонную артерию.

Как лечить

Выздоровлению будет способствовать правильный режим. Необходимо отдыхать, гулять на свежем воздухе. При возможности рекомендован отдых на море или в горах. Полезны водные процедуры – рекомендуются ежедневные обтирания по утрам. Не следует забывать и о зарядке.

Посещение психотерапевтических сеансов также дает хороший эффект, благодаря им удается эмоционально разгрузить пациента. Совместно с этим необходимо избегать воздействия новых провоцирующих факторов на работе и дома.

Благоприятное воздействие оказывает применение гальванического воротника по Щербакову с кальцием. Еще более эффективного воздействия можно добиться внутривенным введением хлористого кальция. Кальцийсодержащие препараты используются также при развитии аллергических реакций – от крапивницы до отека Квинке.

При последнем внутрь либо инъекционно назначают и эфедрин. При вегетативных расстройствах с проявлениями аллергии может применяться димедрол.

Атропин назначают при перевозбуждении блуждающего нерва, а при диарее, вызванной вегетативными нарушениями – клизмы с адреналином.

Профилактика

К собственной нервной системе необходимо относиться бережно, поэтому рекомендуется придерживаться ряда простых советов, которые помогут сохранить ее здоровье или укрепить (при уже начавших развиваться нарушениях):

  • полноценный сон, лучшее время для начала которого – не позднее 22 часов;
  • продолжительность сна должна составлять 8-10 часов в сутки;
  • ежедневные прогулки;
  • физическая активность (при необходимости следует проконсультироваться с неврологом);
  • нагрузки (физические и умственные) должны быть лимитированы, хроническое перенапряжение противопоказано;
  • соблюдение четкого режима дня сделает нервную систему более устойчивой;
  • использование релаксационных методов;
  • читайте наши ;
  • при необходимости успокоиться используйте растительные средства (отвары, настой, ванны).

Заставляет человека делать определенное количество движений для успокоения: постучать по столу 4 раза, похрустеть пальцами, несколько раз подпрыгнуть и т.д.

Симптомы невроза глотки описаны в .

Вы узнаете признаки и симптомы булимического невроза.

Формирование аллергических реакций, как известно, тесно связано с изменениями нейровегетативной регуляции.

На роль неврогенного фактора в патогенезе ревматоидного артрита неоднократно указывали многие отечественные и зарубежные клиницисты (Г. Е. Илютович, 1951; М. Г. Астапенко, 1957; А. И. Нестеров, Я. А. Сигидин, 1966; Hausmanova, Herman, 1957; Michotte, Vanslype, 1958, и др.).

Сочетание структурных и функциональных нарушений нервной системы создает довольно пеструю симптоматику ее поражения у больных ревматоидным артритом: отмечаются патологические проявления со стороны различных отделов нервной системы. М. Г. Астапенко (1957) всесторонне исследовала состояние нервной системы у 101 взрослого, больного ревматоидным артритом.

При изучении у них корковой деятельности (с применением среди прочих метода Иванова-Смоленского) ею было отмечено снижение силы обоих нервных процессов и нарушение их уравновешенности с преобладанием процессов возбудительных над тормозными. Указанные нарушения автор расценивает как функциональные, поскольку они претерпевали обратное развитие под влиянием лечения.

«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева

У больных со слабым типом высшей нервной деятельности отмечалось вялое, торпидное течение заболевания. Сходные данные также у взрослых получены 3. Е. Быховским (1957). При исследовании детей с ревматоидным артритом с помощью метода Красногорского обнаружены (В. В. Ленина, 1955) снижение корковой нейродинамики, трудность образования и непрочность условнорефлекторных связей, преобладание фазовых состояний и быстрое наступление разлитого торможения….


Определенный интерес представляла динамика биологической активности крови под влиянием различных видов терапевтического вмешательства. Были рассмотрены отдельно показатели у больных, получавших и не получавших стероидные гормоны. К моменту выписки из клиники все изученные медиаторы и биогенные амины остались в тех же значениях, что и при поступлении, независимо от метода лечения. Это демонстрирует устойчивость патологических отклонений в…


Нередкая локализация неврологических симптомов в дистальных отделах конечностей свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, о вовлечении узлов пограничного симпатического ствола (Г. Е. Илютович, 1951; М. Г. Астапенко, 1957). Данные наших многолетних наблюдений за детьми, больными ревматоидным артритом, свидетельствуют о частом нарушении у них психоэмоциональной сферы и поведения и о значительных функциональных отклонениях со стороны вегетативной нервной…


Приведенные нами исследования указывают на преобладание у детей с ревматоидным артритом парасимпатических свойств крови. При изучении же состояния вегетативной нервной системы клиническими тестами у большинства из них, как указывалось, наблюдались «симпатические эффекты». Сопоставление степени дистонии вегетативной нервной системы с уровнем отдельных факторов нейрогуморального возбуждения показало, что явления дистонии были клинически тем заметнее, чем отчетливее выступало…


Примерно у 10% всех 300 обследованных детей выявлены очаговые симптомы — поражение черепно-мозговых нервов, чаще лицевого или подъязычного; у единичных больных констатировано поражение глазодвигательного нерва. В 2 раза чаще (19%) обнаружено изменение сухожильных рефлексов, преимущественно их повышение (симметричное). Примерно у половины детей, имевших повышенные рефлексы, они сопровождались клонусом. Патологические рефлексы (в основном рефлекс Бабинского) отмечены…


Яркие аллергические проявления в клинической картине, особая тяжесть суставно-висцеральной формы ревматоидного артрита получили отображение в резких нарушениях вегетативной реактивности и нейрогуморальных факторов. Диссоциация между клиническими симптомами симпатикотонии и парасимпатической активности крови заставляет предполагать у больных этой группы включение в патогенетическую цепь центральных регуляторных механизмов по принципу «противорегуляции». Вовлечение в патологический процесс у больных суставно-висцеральной формой…


Нарушения функции вегетативной нервной системы у наблюдавшихся больных отличались большой устойчивостью. Даже в период клинического улучшения, особенно при злокачественном течении процесса, дисфункция сохранялась. Такие наиболее яркие симптомы, как тахикардия и потливость, держались у многих больных суставно-висцеральной формой в течение месяцев и даже лет. Они усиливались во время волн обострения, иногда предвещали их и ликвидировались позже…


Холинергические реакции при различных аллергических, инфекционно-аллергических, воспалительных и других заболеваниях изучались многими исследователями. Соответствующих комплексных исследований ацетилхолина и холинэстеразы у больных ревматоидным артритом нами в литературе не обнаружено. У 100 наблюдавшихся нами больных было исследовано состояние холинергических процессов. Содержание ацетилхолина крови определялось биологическим методом Фюнера и Минца на эзеринизированной спинной мышце пиявки, активность холинэстеразы сыворотки…


Отсутствие цикличности холинергических реакций при ревматоидном артрите у детей является показателем тяжелых нарушений функции нервной системы, в частности вегетативного ее отдела. Стабильность и глубина этих расстройств, возможно, способствуют неустойчивости клинического улучшения и легко наступающим обострениям. Циркуляция ацетилхолина в крови в повышенных количествах может оказывать определенное влияние на функцию отдельных органов и систем. Однако эффект воздействия…


Повышение ингибирующей активности крови к ацетилхолину параллельно с увеличением последнего можно, очевидно, рассматривать как адаптационно-компенсаторный акт организма, направленный на приспособление функции вегетативной нервной системы к деятельности в патологических условиях. Однако эти адаптационные механизмы нельзя признать достаточными, ибо ацетилхолин увеличивался в среднем против нормы в 4 раза и более, а ингибиторы — лишь в 2 раза….


Эту группу составляют висцеральные реакции на эмоциональные стимулы, и она имеет особое значение для терапии внутренних болезней и для других медицинских специальностей. Психосоматический подход в медицине зародился в ходе исследования вегетативных расстройств, развивающихся при определенных эмоциональных состояниях. Но прежде чем начать обсуждение вегетативных расстройств, нам следует описать нормальные реакции организма на эмоции; они выступают в качестве физиологических основ разнообразных расстройств, затрагивающих различные вегетативные органы.

Функционирование нервной системы в целом может быть понято как направленное на сохранение условий внутри организма в неизменном состоянии (гомеостаз). Нервная система обеспечивает выполнение этой задачи по принципу разделения труда. Если в обязанности центральной нервной системы вменяется регуляция отношений с внешним миром, то вегетативная нервная система управляет внутренними делами организма, то есть внутренними вегетативными процессами. Парасимпатический отдел автономной нервной системы занят прежде всего вопросами сохранения и строительства, то есть анаболическими процессами. Его анаболическое влияние проявляется в таких функциях, как стимуляция желудочно-кишечной деятельности и накопление сахара в печени. Его сохраняющая и защищающая функции выражаются, например, в сокращении зрачка для защиты от света, или в спазме бронхиолы для защиты от раздражающих веществ.

По утверждению Кэннона, основная функция симпатического отдела вегетативной нервной системы состоит в регуляции внутренних вегетативных функций в связи с внешней деятельностью, особенно в экстремальных ситуациях. Другими словами, симпатическая нервная система участвует в подготовке организма к борьбе и бегству, воздействуя на вегетативные процессы так, чтобы они были максимально полезны в экстремальной ситуации. При подготовке к борьбе и бегству, а также при совершении самих этих действий, она тормозит все анаболические процессы. Поэтому она становится ингибитором желудочно-кишечной деятельности. Однако она стимулирует деятельность сердца и легких и перераспределяет кровь, отводя ее от висцеральной области и подводя к мышцам, легким и к головному мозгу, где требуется дополнительная энергия для их интенсивной деятельности. Одновременно повышается кровяное давление, углеводы выводятся из депо, стимулируется мозговое вещество надпочечника. Симпатические и парасимпатические воздействия в высшей степени антагонистичны.

Обобщая, можно сказать, что парасимпатическое доминирование уводит индивида от внешних проблем в простое вегетативное существование, тогда как при симпатической стимуляции он бросает мирные функции строительства и роста, целиком направляя внимание на противостояние внешним проблемам.

При напряжении и релаксации «экономика» организма ведет себя так же, как экономика государства в военное и мирное время. Военная экономика означает приоритет военного производства и запрет на определенную продукцию мирного времени. Вместо легковых автомобилей выпускаются танки, вместо предметов роскоши производится военное снаряжение. В организме эмоциональное состояние готовности соответствует военной экономике, а релаксация - мирной: в экстремальной ситуации активируются системы органов, в которых есть необходимость, тогда как другие тормозятся.

В случае невротических расстройств вегетативных функций эта гармония между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами нарушается. Нарушение может принимать различные формы.

Лишь ограниченное число состояний тщательно исследовано с психодинамической точки зрения. В целом, эмоциональные расстройства вегетативных функций можно разделить на две основные категории. Они соответствуют двум описанным выше основным эмоциональным установкам:

(1) подготовке к борьбе или бегству в экстремальной ситуации; (2) уходу от активности, направленной вовне.

(1) Расстройства, относящиеся к первой группе, являются результатом торможения или вытеснения импульсов враждебности, агрессивного самоутверждения. Поскольку эти импульсы вытесняются или тормозятся, соответствующее поведение (борьба или бегство) никогда не доводится до завершения. Тем не менее, физиологически организм находится в состоянии постоянной готовности. Другими словами, хотя вегетативные процессы были активированы для агрессии, они не переходят в завершенное действие. Результатом будет поддержание хронического состояния готовности в организме наряду с физиологическими реакциями, которые обычно требуются в чрезвычайной ситуации, такими, как учащение сердцебиения и рост кровяного давления, или расширение кровеносных сосудов в скелетных мышцах, возросшая мобилизация углеводов и усиленный обмен веществ.

У обычного человека такие физиологические изменения сохраняются лишь при необходимости в дополнительных усилиях. После борьбы или бегства, или всякий раз, когда выполнена задача, требующая усилий, организм отдыхает, а физиологические процессы возвращаются к норме. Однако этого не происходит, когда за активацией вегетативных процессов, связанных с подготовкой к действию, не следует никакого действия. Если это случается неоднократно, некоторые из вышеописанных адаптивных физиологических реакций становятся хроническими. Иллюстрацией этих феноменов служат различные формы кардиальных симптомов. Эти симптомы являются реакциями на невротическую тревогу и вытесненный или подавленный гнев. При гипертонической болезни хронически повышенное кровяное давление поддерживается под влиянием сдержанных и никогда полностью не проявляемых эмоций, в точности так, как оно временно поднимается под воздействием свободно выражаемого гнева у здоровых людей. Эмоциональные воздействия на регуляторные механизмы углеводного обмена, вероятно, играют существенную роль при сахарном диабете. Хронически повышенное мышечное напряжение, вызванное постоянными агрессивными импульсами, по-видимому, является патогенным фактором при ревматоидном артрите. Влияние такого рода эмоций на эндокринные функции может наблюдаться при тиреотоксикозе. Сосудистые реакции на эмоциональное напряжение играют важную роль при определенных формах головной боли. Во всех этих примерах определенные фазы вегетативной подготовки к активным действиям переходят в хроническое состояние, так как лежащие в их основе мотивационные силы невротически заторможены и не высвобождаются в соответствующем действии.

(2) Вторая группа невротиков реагирует на необходимость жесткого самоутверждения эмоциональным уходом от действия в состояние зависимости. Вместо противостояния опасности их первый Импульс - обратиться за помощью, то есть сделать так, как они поступали будучи беспомощными детьми. Такой уход от действия к состоянию, свойственному организму во время релаксации, может быть назван «вегетативным отступлением». Общераспространенным примером этого феномена является человек, у которого при опасности вместо необходимых действий развивается понос. У него «кишка тонка». Вместо того чтобы действовать в соответствии с ситуацией, он демонстрирует вегетативное достижение, за которое получал похвалу от матери в раннем детстве. Этот тип невротических вегетативных реакций представляет более полный уход от действия, чем в первой группе. Первая группа проявляла необходимые адаптивные вегетативные реакции; их нарушение состояло лишь в том, что вегетативная готовность к действию под влиянием симпатической или гуморальной стимуляции стала хронической. Вторая группа пациентов реагирует парадоксальным образом: вместо подготовки к направленному вовне действию они уходят в вегетативное состояние, которое прямо противоположно требуемой реакции.

Этот психологический процесс можно проиллюстрировать наблюдениями, проведенными мною над пациентом, страдавшим неврозом желудка, который был связан с хронической повышенной кислотностью желудочного сока. При виде на экране героя, сражающегося с врагами или совершающего агрессивные, рискованные действия, этот пациент всегда реагировал острой изжогой. В фантазии он отождествлял себя с героем. Однако это порождало тревогу, и он отказывался от борьбы, ища безопасности и помощи. Как будет видно позднее, такое выражающее зависимость стремление к безопасности и помощи тесно связано с желанием быть накормленным и поэтому вызывает усиленную деятельность желудка. Что касается вегетативных реакций, данный пациент вел себя парадоксально: именно тогда, когда нужно было сражаться, его желудок начинал работать чересчур активно, готовясь к принятию пищи. Даже в животном мире прежде чем съесть врага, его надо сначала победить.

Сюда же относится большая группа так называемых функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта. Их примерами служат все формы нервной диспепсии, нервного поноса, кардиоспазма, различные формы колита и определенные формы запора. Эти желудочно-кишечные реакции на эмоциональный стресс можно рассматривать как основанные на «регрессивных паттернах», поскольку они представляют собой возрожденные реакции организма на эмоциональное напряжение, характерное для ребенка. Одной из первых форм эмоционального напряжения, осознаваемого ребенком, является голод, ослабляемый оральным путем, за которым наступает чувство насыщения. Тем самым оральное поглощение становится ранним паттерном ослабления неприятного напряжения, вызванного неудовлетворенной потребностью. Этот ранний способ разрешения болезненного напряжения может снова возникнуть у взрослых людей в невротическом состоянии или под влиянием острого эмоционального стресса. Замужняя женщина рассказывала, что всякий раз, когда она чувствовала, что муж не соглашается с ней или ее отвергает, она обнаруживала, что сосет большой палец руки. Воистину, этот феномен заслуживает названия «регрессии»! Нервная привычка курить или жевать в состоянии неопределенного или нетерпеливого ожидания основана на регрессивном паттерне того же самого типа. Ускорение работы кишечника - сходный регрессивный феномен, который под воздействием эмоционального стресса может иметь место даже у людей, здоровых в других отношениях.

Кроме того, данная разновидность эмоционального механизма имеет этиологическое значение для состояний, при которых развиваются обширные морфологические изменения, такие, как пептическая язва и язвенный колит. Помимо желудочно-кишечных расстройств к этой группе невротических реакций организма относятся определенные типы состояний усталости, связанные с нарушением углеводного обмена. Сходным образом психологический компонент бронхиальной астмы представляет собой уход от действия в состояние зависимости, поиска помощи. Все нарушенные функции в этой группе стимулируются парасимпатической нервной системой и тормозятся симпатическими импульсами.

Напрашивается предположение, что в первой категории вегетативных реакций имеет место симпатическое, а во второй - парасимпатическое доминирование в вегетативном балансе. Это предположение, однако, не учитывает тот факт, что каждое нарушение вегетативного равновесия порождает немедленные компенсаторные реакции. В начальной стадии нарушение вполне может быть обусловлено избытком симпатической или парасимпатической стимуляции. Вскоре, однако, картина осложняется механизмами обратной связи, стремящимися восстановить гомеостатическое равновесие. Во всех вегетативных функциях участвуют оба отдела вегетативной нервной системы, и с появлением расстройства уже невозможно приписать возникающие симптомы исключительно либо симпатическим, либо парасимпатическим влияниям. Лишь вначале стимул, вызывающий расстройство, может быть соотнесен с тем или другим отделом вегетативной нервной системы. Следует также иметь в виду, что гомеостатические реакции часто бьют выше своей цели, и сверхкомпенсаторная реакция может затмить первоначальный возмущающий стимул. Эти две части вегетативной нервной системы функционально антагонистичны, однако в каждом вегетативном процессе они сотрудничают, так же как мышцы-сгибатели и разгибатели, выполняющие антагонистичные функции, совместно обеспечивают каждое движение конечностей.

Резюме

Сопоставляя обсуждаемые здесь физиологические явления с психоаналитической теорией неврозов в целом и с ранее высказанными взглядами на вегетативный невроз в частности, мы приходим к следующим заключениям. Каждый невроз в определенной степени состоит в уходе от действия, в замене действия аутопластическими процессами (Фрейд ). При психоневрозах без физических симптомов моторная активность заменяется психологической, действием в фантазии вместо реальности. Тем не менее, разделение труда в центральной нервной системе не нарушается. Психоневротические симптомы обусловливаются деятельностью центральной нервной системы, функция которой состоит в контроле над внешними взаимоотношениями. Это относится также и к конверсионной истерии. Здесь тоже симптомы локализованы в произвольной моторной и сенсорно - перцептивной системах, которые занимаются направленной вовне деятельностью организма. Однако каждое невротическое расстройство вегетативной функции состоит в нарушении разделения труда внутри нервной системы. При этом направленное вовне действие отсутствует, и невысвобождаемое эмоциональное напряжение индуцирует хронические внутренние вегетативные изменения. Если патология обусловлена симпатическим, а не парасимпатическим доминированием, такое нарушение разделения труда приводит к не столь тяжелым последствиям. Симпатические функции, как было показано, занимают промежуточное положение между внутренними вегетативными функциями и действием, направленным вовне; они настраивают и изменяют вегетативные функции для поддержки действий, нацеленных на решение внешних проблем. При расстройствах, где наблюдается симпатическая гиперактивность, организм не совершает действия, хотя и проходит через все подготовительные изменения, способствующие совершению действия и необходимые для него. Если бы за ними последовало действие, процесс был бы нормальным. Невротический характер данного состояния заключается в том, что весь физиологический процесс никогда не приходит к завершению.

Более полный уход от решения внешних проблем мы наблюдаем в случае расстройств, развивающихся под влиянием парасимпатического доминирования. Здесь бессознательный связанный с симптомом психологический материал соответствует уходу к более ранней вегетативной зависимости от материнского организма. Пациент, страдающий желудочно-кишечными симптомами, отвечает на необходимость действия парадоксальными вегетативными реакциями: например, вместо подготовки к борьбе готовится к принятию пищи.

Разделение вегетативных симптомов на эти две группы - лишь предварительный шаг к решению проблемы эмоциональной специфичности при неврозах органов. Следующая проблема заключается в том, чтобы понять специфические факторы, которые могут отвечать за выбор органической функции в пределах обширной области парасимпатического или симпатического доминирования, и объяснить, почему бессознательные агрессивные тенденции при вытеснении в одних случаях приводят к хронической гипертонии, а в других - к учащенному сердцебиению, расстройству углеводного обмена или хроническому запору, и почему пассивные регрессивные тенденции ведут к желудочным симптомам в одних случаях, а к поносу и астме - в других.

Психодинамически два этих невротических вегетативных реакций могут быть представлены диаграммой, показанной на рисунке:

Эта диаграмма демонстрирует две разновидности вегетативных реакций на эмоциональные состояния. В правой части диаграммы показаны состояния, которые могут развиться, когда проявление враждебных агрессивных импульсов (борьбы или бегства) блокировано и отсутствует в явном поведении; слева представлены состояния, которые развиваются, когда заблокированы тенденции к поиску помощи.

Всякий раз, когда в сознательном поведении подавлены проявления установок соперничества, агрессивности и враждебности, симпатическая система оказывается в состоянии постоянного возбуждения. Симпатическое возбуждение, сохраняющееся из-за того, что в согласованном произвольном поведении реакция борьбы или бегства не достигает завершения, приводит к развитию вегетативных симптомов. Это видно на примере пациента, страдающего гипертонической болезнью: его внешнее поведение выглядит заторможенным, чрезмерно контролируемым. Точно так же при мигрени приступ головной боли может прекратиться в течение нескольких минут после осознания пациентом своей ярости и открытого ее выражения.

В тех случаях, когда удовлетворение регрессивных тенденций к поиску помощи не достигается в открытом поведении, либо из-за внутреннего неприятия их, либо в силу внешних причин, вегетативные реакции часто проявляются в дисфункциях, возникающих вследствие усиления парасимпатической активности. В качестве примера можно привести внешне гиперактивного, энергичного пациента с пептической язвой, не допускающего удовлетворения своих потребностей в зависимости, и пациента, у которого развивается хроническая усталость, которая делает его нетрудоспособным при осуществлении той или иной деятельности, требующей сконцентрированных усилий. Другими словами, эти вегетативные симптомы порождаются длительным возбуждением парасимпатической ветви вегетативной нервной системы, вызванным продолжительным эмоциональным напряжением, которое не находит выхода во внешнем скоординированном произвольном поведении.

Эти корреляции между симптомами и бессознательными установками нельзя распространять на корреляцию между явными чертами личности и симптомами.

Кроме того, сочетание обоих типов реагирования может наблюдаться у одного и того же человека в разные периоды жизни, а в некоторых случаях даже одновременно.

Причины, заставившие обобщить и структурировать наблюдаемые в прикладной психофизиологии явления, это - постоянно задаваемый вопрос: что мы регистрируем, можно ли использовать вегетатику не только для детекции лжи, но и для глубокого изучения личности? Почему только вопросы? Можно ли кроме вербальных, воздействовать стимулами любой другой модальности по числу сенсорных систем человека?

Меня постоянно волновал вопрос: можно ли с помощью метода психофизиологии, анализа вегетативных реакций, изучать личностные психологические качества, детерминанты поведения и деятельности человека? Непреложным остается факт, что анализ вегетативных сдвигов в ходе психофизиологического тестирования позволяет решить задачу детекции лжи, а значит эмоциональное состояние при ответах на вербальный стимул несет в себе компоненты того, что позволяет дифферецировать виновного от невиновного. Какова разница между вопросами контрольного характера и вопросами, вызывающими выраженную эмоциональную реакцию, т.е. вопросами проверочного характера. Если мы говорим о реакциях, независимо от выраженности, то мы наблюдаем их на любой вопрос. Очевидно, что вопрос, сам по себе это – вербальный стимул, психологическая значимость, определяющая выраженность реакции появляется в связи с оценкой вопроса испытуемым, и обусловлена особенностями его личного восприятия. Что является необходимым условием возникновения реакции, что такое следы памяти, внимание, личностный смысл.

Природа вегетативных реакций – реакция адаптации.

  • Человеку при рождении даны два неосознаваемых мотива: мотив самосохранения и познавательный мотив.
  • На базе этих двух мотивов строится вся мотивационно-потребностная сфера личности по мере ее развития.
  • Формируется система стереотипов поведения, обеспечивающая выживаемость субъекта в условиях окружающей среды (экологической, социальной).
  • Совершенствуется мозг человека и его основные функции: память, внимание как неотъемлемая характеристика функционирования мозга.
  • Непроизвольное внимание обеспечивает действенность мотива самосохранения на неосознаваемом уровне, использующего усвоенные стереотипы поведения, облегчая деятельность мозга и не загружая его постоянной мыслительной работой.
  • Если мы говорим о непроизвольном внимании, то ему соответствует работа мозга на подсознательном – неосознаваемом уровне. Если говорим о произвольном, то ему соответствует работа сознания.
  • Человеку свойственно чувство самосохранения, проявляемое на любом жизненном этапе в любой ситуации. Причем формы его проявления зависят от условий окружения. Оно может проявиться в предпочтительном для него социальном поведении: «человек ищет где ему лучше»; в защитных моторных реакциях, в ситуации угрозы физического ущерба; в избегании возможных последствий за совершенные социально наказуемые действия в ситуации детекции лжи; может проявляться в возникновении состояния тревожности при ожидании непредсказуемых воздействий среды.

В психологии существует, введенное А.Н. Леонтьевым, понятие личностного смысла, которое определяет направленность любого вида деятельности личности, мыслительной, поведенческой, социальной с позиции условий выживания, изменения среды окружения в необходимом или выгодном для личности направлении. Тождественность понятий «Личностный смысл» и «чувство самосохранения» можно было бы принять без оговорок, если бы мы не наблюдали поведения, которое идет в разрез с чувством самосохранения в ущерб собственным интересам личности в угоду общественным, что свойственно обычно человеку с высокими жизненными идеалами.

В конце концов, генетически заложенным в нас является поведение, направляемое чувством самосохранения, направленное в частности и на сохранение вида. Подобную картину мы можем наблюдать и в поведении братьев наших меньших (случай с утятами). Поэтому полной тождественности этих понятий ожидать не следует.

Тем не менее, в условиях СПФИ понятия «личностный смысл» и «чувство самосохранения» приобретают практически одно и то же значение, поскольку при тестировании речь идет об изучении личностных особенностей испытуемого и не требуется совершения им каких-либо социально или личностно обусловленных действий. Единственным стремлением или мотивом, определяющим направленность его действий и мыслей, является подаренное ему природой чувство самосохранения, которое позволяет ему адаптироваться в агрессивной для него среде, оценивающей его с позиций соответствия тех же адаптационных возможностей, или детерминант поведения требованиям социальной среды окружения.

В этих условиях, любые воздействия, адресуемые полиграфологом испытуемому, становятся для него жизненно важными, приобретают «личностный смысл». Тем самым стирается грань между двумя фундаментальными понятиями «чувство самосохранения» и «личностный смысл». В то же время, согласно теоретическим соображениям А.Н. Леонтьева, личностный смысл, являясь некой отдельно стоящей психологической сущностью, можно актуализировать в любой момент, на любом этапе тестирования, концентрируя его внимание на конкретный стимул. Например, достаточно убедить испытуемого в том, что его тестируют не с целью проверки его социальной надежности, но лишь с целью оценки характериологических качеств.

Тем самым фокус его внимания концентрируется на вопросах, касающихся его личных психологических качеств, для него они становятся жизненно важными, попадают в область т.н. «динамических личностных смыслов». В СЛОГе это приводит к усилению значимости группы контрольных вопросов и, соответственно к повышению порога ошибки второго рода – «ложного обвинения». На базе этих соображений можно было бы говорить о том, что конечной точкой тестирования является сравнение по силе выраженности мотива самосохранения с актуализируемым личностным смыслом. Но это равносильно сравнению литра молока с килограммом картофеля. Скорее всего понятие личностного смысла в психологии подменяет понятие концентрации внимания к определенному предмету, явлению, действию, образу в самом широком смысле. Разве исследователь, задавшись целью изучить какое-либо явление для достижения успеха сознательно помещает это явление в поле «динамических личностных смыслов»?

Вероятнее всего он концентрирует внимание на этом явлении и сопровождающих его фактах. Мы привыкли искать смысл наших действий, мотивы и мотивировки объясняющие эти действия. Но смысл наших действий это и есть мотив, имеющий под собой реальную физиологическую основу, это - сохраненный мозгом образ действий по удовлетворению потребности (определенным образом организованная нейрологическая структура мозга). Но тогда возникает вопрос: а что же такое личностный смысл? Скорее всего это психологический термин тождественный вниманию, введенный А.Н. Леонтьевым для упрощенного восприятия фундаментального психофизиологического феномена, который является неотъемлемой характеристикой работы мозга. С позиций психофизиологии этот термин не несет в себе реальной физиологической основы. В то же время, внимание это - реальность или психофизиологический феномен характеризующий качественную сторону работы мозга, оно поддается изучению и измерению.

Личностный смысл, с этих позиций, представляет собой некую абстрактную категорию или терминологический экзерсис, описывающий ситуацию, в которой некий образ, явление, действие попадает в область концентрации внимания обследуемого.

Таким образом, процесс тестирования испытуемого, организованный с целью изучения его психологических особенностей, мотивационной сферы, любых других характериологических качеств может дать картину соотносительной выраженности тестируемых качеств, присущих обследуемому, поскольку его внимание сконцентрировано на конкретной цели исследования. Но что же тогда является причиной различий в выраженности эмоциональных реакций обследуемого. Что касается проблемы детекции лжи, тут все понятно, ученые постарались и выдвинули около полутора десятка теоретических обоснований (угрозы наказания, аффекта, информационная, рефлекторная и т.д.). Неоспоримым компонентом, такого тестирования является страх разоблачения у виновного, который вызывает у него стрессорные вегетативные реакции разной степени выраженности. Осознание вины за совершенный асоциальный проступок является первопричиной возникновения реакций. В случае, когда ведется изучение психологических качеств испытуемого, справедливо ли говорить об осознании вины перед социумом и страхе наказания?

Чрезвычайно важно для практических психофизиологов или полиграфологов понимание картины наблюдаемых изменений вегетативных функций связанных с воздействием стимулов. Естественно следует различать простые физические стимулы, воздействующие на одну из рецепторных систем человека (принято считать, что их у нас пять, на самом деле их гораздо больше), от сложных вербальных, несущих семантическое содержание, которые и представляют собой инструментарий полиграфолога. Пути афферентации у них разные. Впрочем, любой стимул адресованный нашим органам чувств может нести семантическое содержание. Можно говорить о семантике звуков, зрительных образов, запахов, вкусов и т.д.

В большинстве случаев действие простых физических раздражителей надпорогового уровня не вызывает у нас необходимости осмысливать их происхождение, место их локализации или оценивать их значимость. Мы воспринимаем их на подсознательном уровне, не нагружая мозг мыслительным процессом. Более того мы быстро адаптируемся к таким раздражителям и можем их воздействие даже не замечать, если заняты чем-то другим, более важным для нас. Как правило такие раздражители не вызывают вегетативных реакций, при условии, если прошла ориентировочная реакция на их появление. Другое дело вербальный стимул, имеющий смысл и содержание, направленный одним работающим мозгом другому. Необходимость осознания семантического содержания стимула появляется автоматически, и тем не менее он, как оказывается, может восприниматься и на подсознательном уровне.

Попробуем разобраться с этим феноменом. Многие из нас, если не каждый сталкивались с таким удивительным явлением, который называется «дежавю» - психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем. По сути это явление связано с прошлым опытом человека, в сознании которого существует энграмма или образ той или иной ситуации, в которой он однажды уже побывал, но вспомнить, когда, где и при каких обстоятельствах он не может. Так или иначе происходит процесс сравнения, предъявляемого образа, заложенного в семантике вербального или стимула любой другой модальности, с имеющимся в памяти.

Этот процесс неизбежен, поскольку здоровый действующий мозг находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Вполне очевидно, этот процесс может иметь разную глубину и осуществляться на разных уровнях осознания. Для простоты, с известной степенью обобщения, независимо то глубины процесса, будем называть его механизмом «дежавю».

А теперь следует обратить внимание на то, каким образом происходит развитие и становление личности человека. От простых рефлексов к ситуационному поведению, коллективному, и наконец к с социально обусловленному, определяемому социальными установками, ценностями, философскими взглядами и воззрениями. Трудно представить себе, что с развитием личности утрачивается способность человека воспринимать окружающую действительность на рефлекторном или любом другом уровне восприятия, соответствующего его развитию в онтогенезе.

Скорее всего эти механизмы совершенствуются, что собственно и определяет ее развитие. Но тогда любой внешний стимул или раздражитель, в зависимости от его характера и модальности может включать любую из этих систем оценки и реагирования и, что вполне очевидно, их совокупность. Отсюда все разнообразие или палитра вариантов реагирования. На подсознательном уровне, на уровне осознания, на уровне оценки результата действия (акцептор действия по Анохину П.К.), на уровне социальной оценки и сравнения с социальными ориентирами, ассоциаций или реминисценций памяти. Так или иначе, любой внешний раздражитель обращается к функционирующему мозгу человека, его функции памяти с зафиксированными энграммами стереотипов поведения; образов, соответствующих ранее приобретенным знаниям об окружающем мире.

В качестве примера, попробуем задаться вопросом, может ли человек, никогда не получавший из окружения оценки его качеств или не отождествлявший себя или свои действия с прототипом, уже получившим такую оценку, считать себя, например, «мнительным»? Неоднократно повторяемая ситуация, в которой он получает подтверждение со стороны о том, что он мнителен, дает основание согласится с наличием этого качества в его характере.

Иными словами, только через оценку окружения, взаимодействия с социальной средой, он осознает наличие в нем этого качества. При этом, ни коим образом не отрицается генетически обусловленная мнительность характера. Речь идет только об осознаваемости черты характера. Вопрос задаваемый в процессе тестирования «Вы считаете себя мнительным человеком?», может вызвать мгновенную реакцию, поскольку в памяти сохранился образ той ситуации, в которой ему ставился диагноз – мнительный, вполне возможно ему неоднократно говорили об этом. Вопрос может заставить человека задуматься, поскольку он никогда не получал такой оценки, тогда включается мыслительный процесс (категория вопросов сомнения).

Может оказаться, что он не придавал и не придает этому качеству значения и тогда реакция отсутствует. Так или иначе, происходит процесс идентификации или принадлежности образа воздействующего стимула, образу имеющегося и сохраненного памятью. Полное соответствие вызывает выраженную реакцию, частичное менее выраженную. Отсутствие реакции свидетельствует об отсутствии или незначимости этого качества для испытуемого. Иначе говоря, запускается механизм «дежавю». Как далее будет развиваться ситуация зависит от значимости тестируемого вопросом качества для испытуемого. Как уже упоминалось картина может быть разной.

Допустим есть положительные и отрицательные психологические качества, здесь все ясно. Плохие (жадность, трусость) отвергаются испытуемым, хорошие (смелость, патриотизм) присваиваются, но с разным эмоциональным откликом. Причиной тому служит эмоциональная заинтересованность объекта исследования в оценке того или иного качества, определяемая их разной выраженностью у обследуемого. Но есть нейтральные качества (общительность, эмоциональность). Ответ на соответствующий вопрос, для некоторых испытуемых, требует включения мыслительного процесса с целью оценки степени выраженности качества в характере обследуемого, но так или иначе эмоциональная заинтересованность объекта исследования остается, и она отражается в глубине изменения вегетативных функций.

Следует заметить, что с учетом семантики ответов испытуемого появляется возможность получения количественной оценки адекватности ответов испытуемого или адекватности самооценки. Совокупность реакций с ответами «ДА» свидетельствует об осознании испытуемым наличия в его характере тестируемых качеств, с ответами «НЕТ» об их отсутствии. Поскольку эмоциональные реакции имеют разную значимость, свидетельствующую о разной степени выраженности качеств, разница между суммарными значениями реакций с ответами «ДА» и «НЕТ» дает представление об адекватности самооценки испытуемым своих качеств в обобщенном виде. В ситуации расследования, такой подход дает представление об общей искренности испытуемого при ответах на вопросы теста.

Зададимся вопросом, как возникают реакции и что они означают:

    -
  • простые раздражители – ориентировочная реакция на подсознании, в необходимых случаях осознание значимости; сильный раздражитель неосознаваемая паника, независимо от типа рецептора, играет роль сила воздействующего стимула; стресс при очень сильном раздражителе.
  • -
  • вербальный стимул: реакция может возникать на подсознательном уровне в случае отвлеченности объекта, отсутствия необходимости осмысливать значимость стимула. Свидетельством тому может быть отсутствие КГР. При наличии реакции ФПГ.
  • -
  • Значимость стимула может быть обусловлена ситуацией, целевым назначением тестирования, предтестовой установкой, привлечением внимания, ассоциативным процессом, когнитивным консонансом либо диссонансом, когда семантическое содержание предъявляемого стимула соответствует либо не соответствует детерминантам поведения личности, ее взглядам убеждениям, психологическим особенностям личности. Наблюдаемые реакции могут быть разной степени выраженности, и с разным вкладом отдельных п/ф показателей в обобщенный показатель реакции, что обусловлено разной степенью включенности в процесс реагирования мыслительной деятельности, глубиной этого процесса.
  • -
  • Стресс соответствует полной идентификации или принадлежности образа воздействующего, описываемого семантическим содержанием стимула, образу имеющегося и сохраненного памятью. С этих позиций становится понятным, что любой стимул вызовет реакцию той или иной выраженности, что зависит от степени соответствия образа воздействующего стимула, образу имеющегося и сохраненного памятью. Следовательно, в тестировании можно использовать любые стимулы, имеющие семантическое содержание, понимаемое в самом широком смысле. Можно быть уверенным, что мы всегда получим вегетативный отклик организма человека.

Гораздо более выраженное значение для личности несут в себе стимулы, направленные на определение отклонений от социальных норм поведения, что соответствует ситуации расследования. Процесс тестирования в таком случае включает не только механизм «дежавю», но и механизм проверки соответствия детерминант поведения нормам и законам социальной среды окружения, что порождает чувство вины и более выраженную реакцию.

Иными словами, стимулы с семантическим содержанием отличаются между собой тем, что одни включают только механизм «дежавю», т.е. обращение к следам памяти, другие включают не только механизм «дежавю» но и механизм «проверки соответствия» социальным нормам с последующим появлением чувства вины у причастного к совершению асоциальных поступков. Для невиновного испытуемого процесс осознания значимости стимула заканчивается активизацией только механизма «дежавю». Для виновного за активизацией механизма «дежавю» следует включение механизма «проверки соответствия». Образно говоря появляется некая психологическая надстройка, усиливающая выраженность эмоциональной реакции. В технологии детекции лжи мы уповаем на проявление этого феномена, что позволяет нам идентифицировать виновное лицо. Априори мы уверены в том, что проявление этого феномена даст нам возможность отличить невиновного тестируемого от виновного. Именно этот феномен вселяет в нас оптимизм и уверенность, определяет смысл и содержание профессии полиграфолога.

Отсюда заявление о том, что мы имеем дело и ориентируемся на наличие следов памяти у обследуемого, приводит к ошибочным выводам относительно его вины. Наличие следов явление необходимое, но не достаточное. Прежде чем делать вывод о виновности испытуемого на основании наличия следов памяти, следует убедиться в его вине, а это значит убедиться в значимости стимула, вызывающего чувство вины т.е. проверочного вопроса.

Можно быть уверенным, что воздействие стимула, порождающего чувство вины, в большинстве случаев, на фоне стимулов, вызывающих активизацию только механизма «дежавю» может быть с успехом выделено, даже в случае применения приемов, усиливающих психологическое воздействие группы вопросов сравнения, т.е манипуляции вниманием. Все что попадает в сферу произвольного внимания испытуемого приобретает личностный смысл, с позиций психологии. Именно на этом построен принцип тестирования с помощью вопросников в формате СЛОГ. В то же время, становится понятным прикладное значение метода психофизиологического изучения психологии личности и связанные с этим методические подходы, реализованные в АПК «Дельта-Оптима».

Однако, как мы уже говорили, индивидуальный фактор при болезни , страдании состоит не только в степени алгической чувствительности и реактивности. Другую его сторону составляет невровегетативная, эндокрино-гормональная и биохимическая структура и реактивность человека.

О значении вегетативной системы в патогенезе болей висцерального происхождения и даже цереброспинальных болей мы говорили в соответствующем разделе. Мы там показали роль, которую играет невровегетативная система в генезе некоторых странных патологических картинах обилием функциональных и субъективных симптомов, вклад, который определенные отклонения тонуса и функционального равновесия вегетативной системы могут внести в патогенез трудных больных. Речь идет о вегетативной коснтитуции и вегетативной лабильности, участвующих также в обрисовке формы индивидуальной реакции на страдание и которые путем их отклонения могут вмешаться в генез физической боли и страдания вообще, а также в определение индивидуальной формы реакции на страдание.

Действительно, известно, что притупленная невровегетативная чувствительность , составляющую основу сенестезического чувства („чувство бытия", Даниелополу), может стать сознательной, может создать некоторые приятные ощущения, но главным образом, неприятные, может породить некоторые висцеральные боли.

Боль вегетативного порядка и висцерального происхождения может быть различных степеней интенсивности и, более того, различных оттенков: острая, жестокая, мучительная, переворачивающая, подавляющая или нервирующая, надоедливая, раздражающая, назойливая и даже туманная, трудно описуемая, колеблющаяся между ясной висцеральной болью (спастической, расширяющей, воспалительной) и аморфной, неопределенной сенесталгией. Существует боль вегетативная, симпатическая и вневисцерального происхождения: зарождающаяся в вегетативных сплетениях (солнечном, тазовом) или же сосудистого, тканевого, мышечного, периферийно-невротического происхождения (Айяла, Лермитт, Тинел, Арнульф, Жемеворф и др.).

Затем нам известно, что невровегетативная система участвует и в генезе цереброспинальных болей . Она проводит регулирующее общую физическую чувствительность действие, регулируя порог возбудительности чувствительных окончаний нервной системы связи (Фёрстер, Дэвис, Поллак, Турна, Соломон, Крейндлер, Дрэгзнеску, Орбели, Тинел, Ланик, Зорго и т.д.). В источнике многих болей цереброспинального (невралгического) типа, имеется и вегетативно-симпатическая составная. Вегетативная система участвует в их генезе либо непосредственно, как таковая, либо посредством сосудомоторики, расстройством, местного циркуляторного режима, „извращенной игрой вазомоторов" (Лериш).

Интенсивность, тон, оттенок ощущений вегетативного порядка страданий , невровегетативных болей тоже зависят не только от интенсивности ноцицептивного, алгогенного импульса, но и от алгической восприимчивости соответствующей системы, которая может быть, как и цереброспинальная, различных степеней: может быть умеренно-нормальной, может быть стертой, затушеванной, может быть очень живой; может дойти иногда к тому, что при минимальных возбуждениях интерорецепторов, может развязать неприятные, даже утомительные ощущения, искажая сенестезию, создавая сенестопатические страдания.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух