Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения (физическая, социальная и психологическая). Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов Методы реабилитации лиц с нарушением зрения

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения (физическая, социальная и психологическая). Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов Методы реабилитации лиц с нарушением зрения

· Патопсихологические особенности лиц с нарушением

Слуха и зрения

· Социально-медицинская реабилитация слепых

· Социально-медицинская реабилитация инвалидов по слуху

Патопсихологические особенности лиц с нарушением слуха и зрения. При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с на­рушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга - 35%; смешанного характера - 20 %.

У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбуди­мость, раздражительность, чрезмерная эффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямст­во, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантиз­мом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства. При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и по­вышенная принципиальность.

Патопсихологические изменения и проявления зависят от вре­мени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологи­ческим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Пси­хологическим фактом слепота становится только тогда, когда не­зрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.

Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появле­ния. Реакция у мгновенно ослепших людей - более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.

Выделены три этапа личностного невротического ре­агирования на появление слепоты.

1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни прояв­ляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенно­сти, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представле­ния о своем дефекте.

2. Реактивный переходный период с развитием невротического состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопа­тологическая симптоматика определяется депрессивными, тревож­но-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фобическими расстройствами.

3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на одиночество, беспомощность. Возможны суи­цидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в структуре личности.

Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: асте­ническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондриче­ским, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних пере­живаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших мо­гут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.

Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза без­действия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза заня­тия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие воз­можности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жиз­ненный путь.

Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зре­ния, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной депривацией и изоляцией.

Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адапта­ции с редукцией нервно-психических отклонений. Наблюдаются несколько типов патохарактерологического разви­тия личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуве­ренность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосу­дистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных пере­живаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состоя­ния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессив­ные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышен­ное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических рас­стройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунк­туальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.

Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Та­кие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетер­пимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Не­редко они обладают повышенным самомнением, демонстратив­ным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом.

При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспри­нимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенно­стей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устой­чивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровожда­ется эмоциональной невротической реакцией. Психологическая ре­акция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый харак­тер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоровья. Потеря слуха сопровожда­ется нарушением физического, душевного и социального благопо­лучия, расстройством биосоциальной адаптации. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возник­новение определенной социальной депривации.

В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болез­ненно, иногда - как закономерный процесс старения. В психиче­ском состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты - эмоциональная неустойчивость, частая смена настрое­ния: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию.

Есть и другая категория людей, с противоположным отноше­нием к своей болезни - аногностическим. Они отказываются за­мечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, - заяв­ляют, что «нечего кричать, они не глухие».

Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяют­ся на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяже­сти своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно вклю­чаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежела­ния изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.

В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мнению, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограни­чениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.

Тип реагирования на болезнь будет определять поведение боль­ного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном про­цессе.

Социально-медицинская реабилитация слепых. Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии ос­троты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым.К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств кор­рекции от 5 до 40%. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также неко­торых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.

Слепота - одна из важных социальных проблем. В мире насчиты­вается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять, как не­способность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитыва­ется 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.

Основные причины, способствующие росту инвалидности по зре­нию: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспече­ния медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не являет­ся неизменным. К прогрессирующим следует от­носить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незакон­ченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близоруко­сти, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует от­носить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а так­же такие непрогрессирующие последствия заболеваний и опера­ций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.

Возраст возникновения нарушения зрения и его характер опре­деляет степень ограничения жизнедеятельности. К основным ка­тегориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать лю­дей и объекты, соблюдать личную безопасность. Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизне­деятельности встречается со множеством трудностей: низкими воз­можностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособ­лениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельности обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничения­ми социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособ­лениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сферопризматическими очками, гиперокулярами, увеличивающими пристав­ками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методиче­ская литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зре­нию; не хватает специалистов-реабилитологов.

В настоящее время государство направляет свои усилия на со­здание такой социальной структуры, которая бы максимально обес­печивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в меди­цинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образова­нии, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законо­дательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксирова­ны в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.

Основными социально-экономическими и социально-демо­графическими показателями, характеризующими положение не­зрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считают­ся их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, обра­зование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной зашиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде все­го, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обуче­ния, на улучшение материального положения инвалидов и их се­мей.

Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зре­нию, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощ­ные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Ра­ботники интеллектуального труда). В данный период времени эти предприятия и территориальны первичные организации не могут осу­ществлять помощь инвалидам по зрению в полном объеме. В настоящее время в России существует четы­ре центра реабилитации слепых (Волоколамский, Санкт-Петер­бургский, Нижегородский, Бийский), где проводится комплекс­ная реабилитация:

Медицинская - направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

Социальная - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос­становление утраченных общественных связей; на восстановле­ние и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис­теме Брайля;

Психологическая - психологическое восстановление лично­сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло­виях слепоты;

Педагогическая - обучение и воспитание;

Профессиональная - профессиональная ориентировка, про­фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе­чение ими слепых.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-со­циальной реабилитации инвалидов.

Решающий момент в психологической реабилитации - восста­новление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного каче­ства, индивидуальной особенности.

В педагогическом процессе особое место занимает обучение на­выкам использования в работе компьютерной оргтехники, уме­нию ориентироваться в научной информации, эффективно ее ис­пользовать для решения практических задач.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыка­ми самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бы­товой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по си­стеме Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспор­том, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собст­венного дела. Набор специальностей и ремесел определяется до­ступностью для незрячих, общественным спросом на эти специ­альности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению.

Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологиче­скую помощь при решении внутрисемейных проблем.

Информационно-просветительское направление предусматривает получение род­ными и близкими инвалида по зрению наиболее полной инфор­мации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвали­дов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, воз­можностях рационального трудоустройства, обучения в различ­ных учебных заведениях и о многом другом.

Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопро­вождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими сред­ствами по пространственному ориентированию, с рельефно-то­чечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и спосо­бами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зри­тельного контроля или его отсутствия.

Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результа­там его реабилитации.

Социальная реабилитация инвалидов по слуху . По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 - 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по при­мерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек - дети и подростки.

Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в груп­пе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, ко­торые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у де­тей и взрослых - последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических пре­паратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреж­дений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).

Существуют различные классификации по степени потери слу­ха, среди которых самая распространенная - классификация, при­нятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).

Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV сте­пени.

Одним из основных направлений работы Центра реабилитации слепых является социальная (элементарная) реабилитация инвалидов по зрению.

Задачи курса социальной реабилитации: восстановление у обучающихся навыков самостоятельной жизни, навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарных трудовых навыков, т.е. таких навыков и личных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в современном обществе, вернуться к полноценной активной жизни.

На отделение социальной реабилитации принимаются, по заявкам региональных правлений ВОС, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды I группы по зрению и слепоглухие – члены ВОС. В исключительных случаях могут быть приняты инвалиды II группы по зрению. Ежегодно в ЦРС курс социальной реабилитации проходят около 200 человек.

Учебно-реабилитационный процесс проводится в соответствии с учебным планом и программами, разработанными нашими специалистами под руководством кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена и утвержденными Центральным правлением ВОС.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС осуществляется квалифицированными тифлопедагогами по следующим направлениям:

1. Пространственная ориентировка.

В процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению одно из важных мест занимает обучение их самостоятельной ориентировке в пространстве, т.к. интеграция инвалидов по зрению в современное общество напрямую связано с возможностями слепого человека самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах, где слушатели получают теоретические знания по ориентировке. Практические занятия проводятся непосредственно на улицах г. Волоколамска.

2 . Домоводство и самообслуживание.

Бытовая самостоятельность - необходимое условие социальной адаптации незрячего человека. На занятиях по домоводству незрячие обучаются самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства без контроля зрения.

3. Система Брайля.

Обучение чтению и письму по системе Брайля–важная составляющая в социальной реабилитации инвалидов по зрению. Рельефно-точечный шрифт Брайля был создан французским педагогом в 1825 году, и с тех пор остается единственной универсальной системой чтения и письма для слепых.

4. Основы персонального компьютера.

Особое место в реабилитации инвалидов по зрению занимает обучение адаптивным информационным технологиям. Овладение навыками пользования персональным компьютером дает незрячим возможность расширить доступ к информации, решить проблему общения, расширить сферу своей профессиональной деятельности. Курс «Основы ПК» входит в программу социальной реабилитации и включает в себя первоначальные знания о компьютере, методах работы со специальным программным обеспечением. После прохождения ознакомительного курса есть возможность пройти обучение по основному курсу «Пользователь ПК».

5. Трудовая (допрофессиональная) подготовка.

Трудовая (допрофессиональная) подготовка является составной частью социальной реабилитации. В программу трудового обучения включены следующие предметы: деревообработка, металлообработка, электросборка (для мужчин), рукоделие (для женщин). Главная задача курса-выработка у реабилитантов уверенности в своих силах и способности к полезной трудовой деятельности.

6. Адаптивная физическая культура.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играет обучение адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура-это физкультура ориентированная на возможности инвалидов по зрению. Занятия адаптивной физической культурой, проводимые в спортивных и тренажерных залах, в плавательном бассейне способствуют повышению мобильности незрячих, помогают снять скованность в движениях, поднять жизненный тонус, развивают силу, выносливость, воспитывают привычку к систематическим физическим упражнениям.

Предмет «Адаптивная физическая культура» включен в курс и социальной реабилитации, и профессиональной подготовки.

Кроме основной (обязательной) программы обучения проводятся факультативные занятия и кружки по интересам . В Центре работает около 30 кружков и факультативов (компьютерный, ориентирование с помощью GPS – навигации, флористика, «оригами», психологический, спортивный, кулинарный и др.)

Продолжительность курса социальной реабилитации – 2,5 месяца.

Основной организационной формой обучения является занятие (урок) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в группах по 4-5 человек по учебному расписанию. При необходимости используется и индивидуальная форма обучения.

Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, контрольных и выпускных работ. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям.

Формирование умений и навыков проводится в специально созданных учебных кабинетах, мастерских, оборудованных необходимыми учебно – наглядными пособиями и современными тифлотехническими средствами реабилитации.

Итогом работы слушателей является дифференцированный зачет по основным предметам с выдачей им удостоверения о прохождении курса социальной реабилитации.

Эффективная работа по обучению и реабилитации инвалидов по зрению обеспечивается квалифицированным коллективом специалистов Центра.

Педагогический коллектив Центра – это 35 высокопрофессиональных, преданных своему делу тифлопедагогов, которые используют в своей работе весь арсенал современных методов реабилитации инвалидов. Большинство из них имеют высшее тифлопедагогическое образование, I и высшую квалификационную категорию, большой стаж педагогической работы с инвалидами по зрению. Примечательно, что некоторые из преподавателей (10 человек) сами являются инвалидами по зрению, что помогает им быстрее установить контакт со слушателями и своим личным примером положительно влиять на процесс реабилитации.

В целях повышения качества обучения слушателей преподаватели занимаются поиском новых форм и методов обучения, делятся своим опытом на педсоветах, заседаниях методических секций, проводят открытые уроки, мастер – классы, принимают участие в научно – практических конференциях. В 2012 году все педагогические работники Центра прошли обучение на курсах повышения квалификации в институте специальной педагогики и психологии г. Санкт – Петербурга по программе «Инновационные методы обучения слепых и слепоглухих».Все это позволяет им проводить занятия на современном методическом, профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в обучении и реабилитации инвалидов по зрению.

Руководство отделением социальной реабилитации осуществляет первый заместитель генерального директора по учебной работе Сорокина Маргарита Сергеевна.

Работа за монитором негативно сказывается на работе глаз и на деятельности внутренних органов. Большинство постоянно работающих за компьютером ощущают, что преимущественно сидячее положение во время работы сковывает их и противоречит нормальному человеческому стремлению двигаться. Применение упражнений Уши Остермайер-Зитковски «Фитнес для глаз» и тибетского солевого массажа способно оказать благоприятное влияние, как на органы зрения, так и на состояние скелетной мускулатуры, напряженной при работе за компьютером.

Человеческий глаз не приспособлен для тех нагрузок, которые он испытывает в современном мире, так как эволюция глаза завершилась задолго до появления нашей цивилизации: первобытному человеку не нужно было ни читать, ни писать, ни работать за компьютером. В настоящее время нарушения зрения становится массовым явлением. В школах и лицеях к моменту завершения обучения до 43% выпускников имеют нарушение зрения.

Нарушение зрения, как правило, возникает по причине возрастания зрительных нагрузок, внедрения компьютерной техники, увеличения потока видеопродукции и телевизионной информации в быту. Ухудшение экологической обстановки также оказывает отрицательное влияние на орган зрения. Часто зрение нарушается из-за того, что мышцы, управляющие глазами, ослабевают в результате перегрузок на зрительные органы.

Для профилактики нарушений зрения необходимо использовать лечебную гимнастику. Особенно это актуально для людей, много времени проводящих за компьютером. Поэтому возникает потребность поиска эффективных средств реабилитации, позволяющих снизить напряжение, связанное с работой за компьютером.

Зрение

Любой деятельности за монитором сопутствуют те или иные заболевания. На первом месте это нагрузка на зрение. Признаки чрезмерной нагрузки на глаза называются астенопическими проявлениями. К ним относятся сухость, воспаление, слезливость, повышенная чувствительность к свету, утомляемость, жжение и другие. Степень выраженности этих проявлений различная. На первом месте – жалобы на усталость глаз (71%), следующие по частоте встречаемости – жалобы на повышенную чувствительность к свету (66%) и жжение в глазах (57%). Такие проявления, как сухость, покраснение, слезливость глаз, снижение концентрации внимания встречаются в 30-33% случаев.

При работе за компьютером глаза подвергаются особенному напряжению. Из-за того, что глаза в течение длительного времени смотрят в определенном направлении и на определенное расстояние, взгляд становится неподвижным. Естественное движение глаз сокращается, поле зрения сужается. Несмотря на то, что взгляд постоянно движется между клавиатурой, рукописью и экраном, этих движений оказывается недостаточно, так как совершаются лишь повторяющиеся скачкообразные движения, которые не соответствуют естественному зрению.

Люди, работающие за экраном монитора, пристально смотрят на двухмерную плоскость, тогда как обычное зрение трехмерное. Кроме того, эта плоскость находится в вертикальном положении. Дополнительная нагрузка возникает из-за того, что зрение направленно на освещенную стеклянную поверхность экрана, то есть прямо на источник света.

Во время работы за экраном монитора уменьшается мигание. При нормальном зрении глаза закрываются около 20-25 раз в минуту, а при работе за компьютером – только 1-2 раза. Сокращение миганий приводит к высыханию тонкого слезного слоя и за счет этого — к снижению образования слезной жидкости и недостаточному увлажнению, вследствие чего возникает раздражение конъюнктивы, роговой оболочки глаза, появляются типичные глазные недуги: покраснение, сухость, зуд. Снижается само оптическое качество зрения, взгляд становится расплывчатым.

Во время производственного процесса (работа за компьютером) нарушается зрительное восприятие, которое проявляется в устойчивой однонаправленности зрения, несмотря на различное содержание работы и другие факторы. При работе с монитором воспринимается только ограниченное пространство: глазам недостает чередования ближних и дальних объектов зрения, естественных цветов, а также живых зрительных впечатлений. Последствия однонаправленности зрения при работе за экраном монитора значительно ограничивают возможности восприятия. Серьезная нагрузка на зрение приводит к снижению зрительной способности. Бессознательно закрепляются и развиваются зрительные навыки, которые во многих отношениях противоположны навыкам естественного зрения.

Спина

Следующими по частоте после зрительных нарушений являются жалобы на боли в спине, которые со временем усиливаются. Они являются основной причиной снижения трудоспособности. Причиной болей в спине и проблем с позвоночником часто является напряжение мускулатуры спины.

Позвоночник поддерживают мышцы спины, брюшной стенки и груди. Из-за нехватки движения во время работы за столом и монитором мускулатура ослабевает. Неправильная осанка приводит к слабости грудной мускулатуры. Долгое нахождение в положении сидя за монитором уже само по себе является большой нагрузкой на позвоночник. Если исходить из того, что в положении стоя на межпозвоночные диски поясничного отдела оказывается стопроцентное давление, то в положении сидя оно составляет 140%, а в неправильном, наклоненном вперед положении 190%. А напряженная мускулатура создает нагрузку на зрение, так как оказывает влияние на шейный отдел и служит причиной смещения шейных позвонков, а это также является причиной проблем со зрением.

Нарушение осанка приводит к тому, что в распоряжении органов дыхания остается только ограниченное пространство. В результате сокращается поступление кислорода в организм, что влечет за собой преждевременное утомление, снижение концентрации внимания и производительности труда. Сутулость негативно действует и на пищеварительные органы, и на сердечно-сосудистую систему, которая за счет постоянного снижения требований к ней при сидячей работе начинает хуже функционировать.

Наряду с телесной нагрузкой, возникающей при работе за компьютером, важно учитывать влияние такой деятельности на нервную систему в процессе работы и течение человеческих переживаний. В связи с этим в медицине появляются такие понятия, как «нагрузка на психику» и «напряжение психики».

Эмоциональная нагрузка

Длительные психические нагрузки приводят к развитию стресса. А слишком продолжительный стресс может привести к органическим повреждениям. Глаза особенно подвержены стрессам.

Методика физической реабилитации

Физические упражнения могут предупреждать нарушения в работе органов зрения. В настоящее время известно немало методик, среди которых можно назвать методику Уши Остермайер-Зитковски «Фитнес для глаз ».

Методика Уши Остермейер представляет собой комплекс мероприятий, включающий как эргономичность рабочего места (правильно подобранная офисная мебель, индивидуальный подбор расстояния от глаз до экрана, высоты расположения монитора, оптимальный размер шрифта, размер, яркость и контрастность экрана), так и специальные упражнения, которые необходимо выполнять в течение рабочего дня.

Весь объем физической активности разбит на три временных позиции – это упражнения перед началом работы, упражнения в перерывах между работой и упражнения после работы. Каждый комплекс имеет свое предназначение.

Утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики включает в себя упражнения дыхательные, общеразвивающие, на расслабление и специальные упражнения для глаз. Продолжительность этого комплекса не более 10 минут, его рекомендуется выполнить прямо на рабочем месте и успешно подготовить глаза и весь организм к предстоящей работе.

В повседневной жизни дыханию придается небольшое значение. А ведь с помощью простой дыхательной техники можно значительно поднять поток энергии в теле, а за счет этого — и работоспособность. Большинство людей дышат неглубоко и слишком мало используют диафрагму. Для насыщения организма и, в том числе, глаз кислородом, в утренние часы необходимо уделить особое внимание дыханию и улучшить его. Для этого предлагается выполнить следующие упражнения: энергичное дыхание, дыхание диафрагмой, переменное дыхание.

Хорошее зрение возможно только тогда, когда расслаблены не только глазные мышцы, но и мышцы всего тела. Напряженность спины влияет на остроту зрения. Отрицательно может сказаться на зрении даже напряжение в области челюсти. Только если плечи и шея расслаблены, артериальная кровь может беспрепятственно поступать в зрительный центр. С целью снятия напряжения выполняются такие упражнения, как: перекрестные движения, расслабление мышц всего тела, постукивание по груди, постукивание вокруг глаз, наклоны.

Упражнения для глаз снимают напряжение с мускулатуры лица и шеи; увлажняют глаза; стимулируют кровоснабжение сетчатки; активизирует светочувствительные клетки сетчатки; стимулирует цветовое зрение. Выполняются такие упражнения, как солнечные и световые ванны, отблески света. Завершается утренний комплекс упражнением в расслаблении (короткая медитация).

Упражнения в перерывах между работой – это второй блок упражнений, который включает те же группы упражнений (дыхательные, общеразвивающие, на расслабление и специальные упражнения для глаз) и дополнен мудрами для пальцев. Особое внимание в этот период уделяется нормализации зрения. С этой целью выполняются, мудры для пальцев и упражнения для глаз. Мудры – это элементы йоги, символические жесты, выполнение которых стимулирует зрение, позволяет расслабиться во время рабочего перерыва. Во время исполнения руки должны быть расслаблены, а пальцы очень слабо прижиматься друг к другу. Мудры выполняются в течение 3-5 минут. Сначала появляется ощущение тепла, затем исчезают боли и напряжение. Эти упражнения улучшают зрение; уменьшают усталость и нервозность; координируют работу правого и левого полушарий головного мозга, оказывают благоприятное воздействие на сухие, воспаленные глаза, тренируют память; способствует концентрации внимания, стимулируют кровообращение.

Упражнения для глаз: открытие глаз, раскрашивание комнаты, эстафета взгляда, опрокинутая восьмерка, объединение кругов, ворота из пальцев и другие — расслабляют лицевые и глазные мышцы; стимулируют образование слезной жидкости; устраняют малоподвижность глаз, увеличивают саккадическое движение глаз; координируют работу полушарий головного мозга, расширяют поле зрения, стимулируют периферическое зрение; расслабляют цилиарную мускулатуру, развивают аккомодацию, настройку зрения при переходе с близкого расстояния на далекое, увеличивают подвижность глаз, развивают трехмерное зрение, заставляют работать оба глаза, фокусируют зрение на одной точке, увеличивают глубину резкости изображения, его красочность, развивают пространственное зрение; расслабляют сосредоточенный взгляд.

Третий блок упражнений выполняется после окончания рабочего дня. В комплекс входят упражнения дыхательные (ха-дыхание, пффф- дыхание, чайка), которые снимают напряжение, накопившееся за рабочий день.

Упражнения для мышц тела – «дровосек», «бабочка», «кобра» — растягивают и расслабляют все отделы позвоночника и шеи, укрепляют мускулатуру таза, улучшают осанку, оказывают положительное воздействие на нервную систему, повышают гибкость позвоночника; укрепляют мышцы живота, рук, плеч и шеи.

Упражнения для глаз – покачивания, взмахи вперед-назад, «жемчужное ожерелье» – способствуют восстановлению подвижности глаз, увеличивают поле зрения, расслабляют глазные мышцы, мышцы плеч, шеи, спины и таза, гармонизируют и уравновешивают, успокаивают и снимают напряжение.

Упражнения в расслаблении снимают напряжение; влияют на образование зрительного пурпура (родопсина) в светочувствительных клетках сетчатки; делают зрение отчетливым; снимают напряжение со всех мышц лица и глаз, шеи и плеч; обеспечивают приток крови и кислорода к глазам; стимулируют обмен веществ.

В комплексной физической реабилитации и профилактике компьютерной астенопии применяется массаж, который направлен на предупреждение зрительного утомления. Возможно применение различных методик массажа: классического, сегментарно-рефлекторного, точечного.

Выполнение тибетского (монгольского) солевого массажа на шейный отдел позвоночника, оказывает комплексное действие, как на проявления шейного остеохондроза , так и на симптомы компьютерной астенопии, которые вызываются как чрезмерным напряжением органов зрения, так и следствием шейного остеохондроза.

Для выполнения тибетского массажа смешивается неочищенная поваренная соль крупного помола и нерафинированное оливковое масло (можно заменить подсолнечным, но и оно должно быть нерафинированным) до образования однородной массы. Полученную смесь накладывают на шейные позвонки, ближе к седьмому шейному позвонку, энергично массируя их руками. Массаж должен продолжаться 20 минут, после чего остатки соли смывают влажной салфеткой.

Организм человека – это целостная система; поэтому только комплексное воздействие на все ее составляющие – дыхание, мускулатуру тела и глаза – при работе за компьютером позволит устранить проявления компьютерной астенопии.

Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность. Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.

Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Слепые дети перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей. Ребенок-инвалид, изолированный в силу дефекта, лишен возможности свободно передвигаться и общаться.

Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения инвалид по зрению вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.

Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни инвалида по зрению тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.

Как себя чувствует ребенок в школе-интернате, напрямую зависит от формы организации и содержания его жизнедеятельности во внеурочное время. Вместе с детьми воспитатель старается провести больше разнообразных мероприятий, сделать интересных дел. Педагоги используют такие методы работы со слабовидящими и незрячими детьми:

  • лекции;
  • беседы;
  • участие в конкурсах и концертах;
  • чтение и обсуждение литературы;
  • оформление стенгазет;
  • подготовка общешкольных праздников;
  • труд по самообслуживанию;
  • общественно-полезный труд;
  • изготовление пособий.

Когда дети работают в коллективе, у них развивается социальная активность и творческие навыки. Они учатся высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с мнением других, быть ответственным за порученное дело. Эти навыки развиваются во время подготовки и проведения различных мероприятий.

При подготовке общешкольных мероприятий работа происходит по таким этапам:

  • Подбор материала. Дети самостоятельно подбирают сценки, стихи, игры, интересные ситуации и монологи. Педагогу необходимо учитывать состояние у них зрения.
  • Составление и обсуждение сценария. Этот этап должен пройти творчески. Дети могут вносить поправки, высказывать пожелания, творчески обрабатывать материал. Часто дети могут сделать очень существенные замечания, убедить старших людей.
  • Распределение ролей. Необходимо вместе с детьми обсудить, кому какая роль больше всего подходит. Некоторые дети желают играть энергичных героев, главные роли, любят выступать на публике, а другим больше нравятся роли второстепенные, с небольшим количеством слов и движений. Одни на всю мощь могут использовать свои способности, с удовольствием петь и танцевать. Другие комфортно себя чувствуют, когда помогают на сцене. Кто-то с трудом способен запомнить четыре строчки, а у кого-то хорошая память, и он может сам вести программу. При распределении ролей следует учитывать личностные особенности, желание и состояние здоровья детей.

Полезным бывает научить детей при подготовке мероприятия прослушать выразительное исполнение произведения воспитателем. Следует анализировать живую речь, работать над сценическим движением, мимикой и пантомимикой. Здесь открывается широкий простор инициативе, творчеству и самостоятельности.

После того, как ребенок получит положительную оценку и переживет чувство радости от сделанного всем коллективом, он чувствует сопричастность к общему делу. Он загорается желанием творить хорошее, доброе, высказывает пожелание в следующий раз участвовать в общем деле. Для детей-инвалидов по зрению принципиально важно, чтобы их излишне не опекали, понимали и принимали как равных.

Социальную реабилитацию инвалидов по зрению улучшает трудотерапия. Выполняя любой труд, дети учатся его любить, становятся более усидчивыми, настойчивыми и целеустремленными. Они проявляют инициативу, учатся выбирать оптимальные способы выполнения действий, стремятся доводить начатое дело до конца. Без таких качеств дальнейшая жизнь невозможна.

Но прежде чем ребенок начнет выполнять какую-либо работу, он должен получить определенную сумму знаний, показать, как он будет выполнять определенные действия. Так, например, для того, чтобы изготовить поделку, необходимо вначале со слабовидящими детьми собрать и рассмотреть природный материал. Затем педагогу необходимо показать, как сворачивать и закреплять на веточках листья. Только после этого дети могут выполнить такие действия самостоятельно. Важно в конце работы оценить целесообразность, своеобразие и индивидуальность труда. Детей обязательно необходимо похвалить и поблагодарить за выполненную работу.

В процессе психолого-педагогической реабилитации детей должны быть учтены следующие моменты:

  • состояние здоровья детей;
  • отклик на их просьбы и пожелания;
  • личностно-ориентированный подход;
  • использование специальных методов и приемов работы, интересных форм организации внеурочной деятельности.

Необходимо чаще хвалить детей, ведь это вызывает у них положительные эмоции и желание что-то хорошее сделать в следующий раз.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Технологии социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению

3. Технологии социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению

4. Технологии социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению

Заключение

Контрольные вопросы

Введение

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Актуальность проблемы: Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

1. Инвалиды по зрению как целевая группа социальной реабилитационной работы

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

Глубокое нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

Среднее нарушение зрения обоих глаз;

Глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.

На использовании функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации - способности определяться во времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает:

Способность к определению времени по общепринятым признакам

Способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.

Способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.

Способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.

Способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями.

2. Технологии социально- трудовой реабилитации инвалидов по зрению

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio (ре--возобновление, хабилитас--пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация--оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация--восстановление нарушенных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В специальной литературе существует разное толкование понятия "реабилитация слепых" и различный подход к решению данной проблемы.

Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции. В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

Пастор Керолл (США) в книге "Что такое слепота и как с ней жить." утверждает: "…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения".

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие "реабилитация" применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин "абилитация"--врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин "абилитация" употребляется и в отечественной литературе.

Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства.

Каждая психическая функция--это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля. Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность--основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность.

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально-трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности.

3. Технологии социально- бытовой реабилитации инвалидов по зрению

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

Для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)

Для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

Для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы "говорящая книга", специальные компьютерные устройства и др.)

Для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных - верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации.

4. Технологии социально- культурной реабилитации инвалидов по зрению

В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов с нарушением зрения могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД). Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления.

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития - адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки - комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Реабилитация, по нашему мнению, должна играть роль своего рода "локомотива" или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация инвалидов по зрению представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество. В контексте современных представлений о данном процессе социокультурную реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время - как один из путей его гуманизации и стабилизации.

Мы считаем, что социокультурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинским направлением реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде.

Развитие данного принципа прослеживается в положениях философии независимого образа жизни , предусматривающих интеграцию инвалидов, как возвращение прерванных связей с обществом на основе активизации каждой личности. Содержание идеи этой философии можно выразить следующими основными тезисами:

· человек с инвалидностью имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми;

· система социальных служб, открывающая доступ инвалидам ко всем направлениям жизнедеятельности призвана помочь ему реализовать это право;

· нормализация отношений между проблемными и "обычными" людьми - основная цель видов деятельности в социуме. Инвалиды должны учиться тому, как исполнять обязанности по отношению к здоровым людям, оказываясь в ситуациях (нередко рискованных), в которых могут учиться, делая ошибки.

Трансляторами этой концепции (как за рубежом, так и в России) являются, в основном, общественные организации (такие как, региональная общественная организация "Перспектива" в Москве).

Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов. Примером может послужить жизнь Э. Робертса - родоначальника движения за гражданские права инвалидов в Америке, одного из основоположников концепции независимой жизни, первого директора Центра независимой жизни, который после перенесённого полиомиелита, остался полностью бездвижимым. Другой пример - Президенту США Рузвельту, инвалиду с проблемами опорно-двигательного аппарата, на протяжении ряда лет физический дефект не препятствовал осуществлять функции управления государством. В России и за ее пределами широко известны общественные и научные успехи В. Дикуля, С. Федорова, подвиги Н. Островского, А. Маресьева и других.

Очевидно, что независимость людей с инвалидностью - понятие скорее психологическое, чем физическое. Для независимости необходима безбарьерная среда, технические приспособления, услуги персонального ассистента, которого инвалид нанимает и оценивает качество его работы самостоятельно. Однако понятно, что человек с инвалидностью, не желающий мириться со своим физическим недугом, социальной недостаточностью, мобилизуя компенсаторные способности организма, личностные амбиции, в состоянии приобрести достойный социально-культурный статус посредством коммуникативной деятельности и участия в жизнедеятельности общества на условиях партнерства. Не случайно девизом многих фестивалей служит выражение "Смотри на меня, как на равного", ставший одним из принципов жизнедеятельности многих инвалидов.

Однако идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями в настоящее время еще не стали основной целью реабилитационного процесса, поскольку даже самые "продвинутые" специалисты и представители науки не идут дальше реабилитационных целей, которые лишь частично решают личностные проблемы социальной жизни инвалидов.

В социальную модель проникает базовый принцип, который рассматривает человека с ограниченными возможностями не как больного, которому нужны лечение и забота, а как человека, нормальной жизнедеятельности которого мешают физические, психологические и, как следствие, социальные барьеры. Эта мысль отражена в концепции компенсации Л.С. Выготского, утверждавшего, что на основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация как реакция личности дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Все связи с людьми, место человека в социальной среде, все функции общественного бытия перестраиваются. Компенсация происходит в сторону нормы, приближения к определенному социальному типу. Поэтому задача воспитания личности инвалида заключается в том, чтобы нарушение социальных связей с жизнью было налажено другим путем (например, в коммуникативной деятельности). Мы считаем, что можно повысить эффект компенсации расширяя направление социальной реабилитации социально-культурным аспектом.

Поэтому к эффективным технологиям самопомощи можно отнести, в частности, коммуникативный компонент педагогического менеджмента.

Таким образом, концепцию современной социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы - инвалидов) - к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуро - терапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом.

Таким образом, реабилитация инвалидов - объективно необходимый, организованный (на нормативно-финансовом, административном, кадровом, научно-методическом, психолого-педагогическом, медицинском уровнях) процесс, направленный на решение задачи их интеграции в общество. Результаты анализа социологической информации, деятельности практиков свидетельствуют о целесообразности опоры на социально-культурную реабилитацию инвалидов в решении данной задачи. Этому способствует наличие у социально-культурной сферы значительных возможностей, способствующих раскрытию уникальности и самобытности личности каждого человека, участвующего в реабилитации. Исходя из реально сложившихся условий, социально-культурную деятельность важно рассматривать не обособленно, а как органическую составную часть единого социально значимого процесса интеграции, посредника между культурной средой и микромиром личности здорового и инвалида.

Заключение

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Контрольные вопросы

1. В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности какие существуют зрительные нарушения.

2. Какая информация становится основной при дефектах зрения.

3. Что включает в себя способность к ориентации.

4. Охарактеризуйте основные технологии реабилитации инвалидов по зрению.

5. Какие меры предпринимаются государством с целью улучшения жизнедеятельности незрячих.

6. Чтобы вы предложили для улучшения условий жизни для инвалидов по зрению.

7. Охарактеризуйте деятельность Общества слепых в РФ.

Список использованной литературы

патология зрение реабилитация инвалид

1) Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - С. 222-226.

2) Анисимов В.Г. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 2007г.

3) Банников А.Н. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 2008.

4) Кавокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 2007.

5) Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности /Л.И. Акатов; М-во труда и соц. развития РФ. - М.: Просвещение, 2002. - 448с.

6) Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М., 2009.

7) Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2007. - 144с.

8) Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М., 2006.

9) Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2007.

10) Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 05.04.2008

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Основные направления деятельности Всероссийского общества слепых. Социальная реабилитация и адаптация к новой жизни инвалидов с нарушениями зрения. Подготовка и содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению. Проблемы получения образования инвалидами.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Характеристика методики осуществления социальной реабилитации инвалидов. Понятие инвалидности как состояния и ограничения, возникающих в результате того или иного состояния. Идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью.

    презентация , добавлен 07.12.2016

    История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста. Теоретические наработки в историческом аспекте социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Сущность и содержание социальной реабилитации, порядок, условия и причины получения военнослужащими инвалидности в Российской Федерации. Меры социальной поддержки и социальной защиты военнослужащих-инвалидов, рекомендации по их совершенствованию.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух