Индукционный психоз. Что такое индуцированный психоз. Причины возникновения индуцированного бредового расстройства

Индукционный психоз. Что такое индуцированный психоз. Причины возникновения индуцированного бредового расстройства

Бред - это расстройство мышления, которое характеризуется ложными умозаключениями, стойкими убеждениями, не отражающими окружающую реальность. Причем в отличие от заблуждений, бредовые идеи непоколебимы, они совершенно не поддаются коррекции разумными доводами, доказательствами, фактами. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Характерна субъективная убежденность, уверенность больного в полной реальности, достоверности бредовых переживаний. В. Иванов (1981) отмечает также невозможность корригирования бреда суггестивным путем.

Индуцированный бред - вид бреда, который навязывается, внушается психически здоровому человеку. Спрашивается, каким образом здоровому человеку можно навязать бред, т.е. заставить его поверить в несуществующую реальность, причем заставить поверить настолько прочно, что никакие разумные доводы, развенчивающие его нелепые умозаключения, не могут поколебать его веру в навязанный бред? Как правило, индуцированным бредом страдают пассивные личности , которые находятся в тесном и постоянном контакте с индуктором бреда. Обычно на роль индуктора идеально подходит близкий родственник или другая значимая личность, обладающая чертами лидера, типа, секретарь ЦК КПСС или президент, или вождь партии, популярный артист, академик, писатель. При длительном контакте с таким индуктором бреда психически здоровый человек начинает верить в ложные умозаключения своего лидера, а вскоре и сам готов отстаивать их с пеной у рта.

Обычно при разделении пары «бредовый индуктор - пассивный реципиент» индуцированный бред быстро проходит. Происходит что-то похожее на похмелье, возникающее наутро после бурно проведенной гулянки.

А может индуцированным бредом страдать группа людей? Исторический опыт показывает, что может. Ведь все мы с вами знаем, что в нацистской Германии большая часть населения верила в бредовые концепции Гитлера об особой роли «германской расы» в мировой истории и о наличии «неполноценных рас», подлежащих уничтожению. Или в СССР про руководящую роль КПСС. Или религии и их извращения. Как же так получилось?

Сработала схема наличия бредового индуктора-лидера и пассивных народных масс, находящихся с ним в тесном соприкосновении, которое обеспечивалось всеми доступными в то время средствами массовой информации. После исчезновения лидера большая часть населения избавилась от бреда, испытывая ощущение морального «похмелья». Чем и воспользовалась партопг, пока шло похмелье, украли под шумок страну.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины, ковчеги завета и Ноя, воскрешение, рай, ад. Планету Нибиру, нумерологию, карты Таро, астрологию, пустотелую землю, инопланетян. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. Верят в доллар, в единственность товарно-денежной экономики. Верят академикам, лауреатам нобелевской премии, правительству, политикам, экономистам, юристам, историкам, публицистам, гадалкам, всяким гуру, журналистам, СМИ, телевизору, врунету.

Получается, что индуцирование веры в очередной бред является одним из инструментов управления человечеством мировыми ОПГ. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными, миллиардными толпами и долгими десятилетиями, столетиями, тысячелетиями без ремиссии, Причем один бред могут заменить другим, как художник пользуется разными красками, так и мировые ОПГ пользуются разными бредовыми идеями. Например, религиозный бред поменяли на бред марксистский. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации. Русские сбежали из СССР в РФ, Украину и пр. ложные государства, поверив партопг КПСС. Индуцированный бред, распространяемый на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

И сегодня порой огромное количество психически здоровых людей, вопреки здравому смыслу, вдруг начинают повторять бред вслед за своими не очень нормальными лидерами. Яркий пример – Украина. Аналогичные явления происходят в США, в России, и в др странах.

Человек в своей массе - это всегда продукт воспитания, социума. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы или религии, верований над остальными. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В целебность воды, заряженной экстрасенсом. В икону Матрёнушки, исцеляющей от бесплодия и простатита. В то, что СССР распался, развалился, что РФ наследница и правопреемница СССР. В то, что Путин – лидер нации и почти что царь, что Тараскин – ВРИО президента СССР. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное!!! А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО сбили военные, показали в телепередаче. Раз есть президент и правительство РФ, и они пишут законы, то РФ законна. Если у меня паспорт РФ, то я больше не гражданин СССР.

Как правило, в случаях индуцированного бреда индуцируемое лицо либо обладает истеричностью , повышенной внушаемостью , либо низким интеллектом - не в состоянии критически осмысливать внушаемые ему идеи, и повторяет чужие бредовые фабулы как истину в конечной инстанции. Любопытно, что индуцированный бред часто отличается таким же упорством, такой же яркой аффективной окраской и так же не поддается логическому осмыслению или критическому разъяснению, как и истинный первичный бред. «Кто не скаче, тот москаль! СССР – развалился! СССР в прошлом! Власть - в Кремле, в Киеве, в Вашингтоне и тд. Маркс – наше всё! Царь – наше всё! Аллах и пророк его Мухамед, Христос, Битлз, Гитлер, Кришна и пр пр пр - наше все! Путин – национальный лидер»! Исторические множественные ситуации, в которых индуктором бреда является психически здоровый человек или группа, организация, партия привносящие в психику реципиентов, народа бредовую фабулу, принимаемую за истину с последующим присвоением и развитием . Особенно это касается массового бреда.

Индуцирующие моменты чрезвычайно важны при возникновении массовых психозов. Так, например, вождь, выкрикивающий в состоянии кликушеского экстаза разнообразные фанатические, алогичные, неразумные идеи, может индуцировать толпу, которая потом скачет с воплями . Сегодня подобные ситуации многократно встречаются повсеместно в мире, особенно на Украине, Востоке – майданы, митинги, шествия, «революции». В подобных случаях массовые психозы начинаются с индукции толпы одним человеком с трибуны. В любом случае основу такого психоза составляют истеричность, внушаемость в сочетании с недостаточным уровнем интеллекта участников происшествия. Типичные примеры – Гитлер, Кургинян, Тягнибок и их фанаты. Бредовая фабула в подобных ситуациях, как правило, примитивна, однотипна и не имеет развития.

Вот на таких искусственно и целенаправленно индуцированнных психозах, антилогике и бреде держатся тысячелетиями режимы лжи и обмана. Во-первых, человека при помощи религии лишают своей воли, своего суждения, потом божественными, научными авторитетами подавляют самостоятельное разумное мышление, а после этого начинают впрессовывать всякие догмы, алогизмы, бредовые фабулы, теории. А сопротивляться вирусным программам, бредовым идеям он уже не может: разум то отключен, критическое восприятие заблокировано, мировосприятие алогизмами перевернуто вверх тормашками. Человек и общество деградирует, превращаясь в барана и стадо - еду для криминальной, бандитской, партийной, банковской «элиты».

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым, например что власть находится в Кремле, Вашингтоне, Израиле, Госдуме), и сам тоже болен. Однако, есть место, где собираются трезвомыслящие адекватные люди, которые удивляются, как можно верить в бредовые, алогичные идеи вопреки фактам, логике, здравому смыслу и всей доступной статистике – это ВОИНР СССР. А логика и здравый смысл на планете еще местами существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации, например, сайты ВОИНР, ролики Виктора Катющика, лекции Ацюковского по эфиродинамической картине мира. Самостоятельно обучиться логике по учебникам, курсам, лекциям. Полезные навыки: постоянное сопоставление теории с фактами, данными самой разной статистики, а не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей, навык пользоваться методами, инструментами логики.

Более подробно, кто индуцирует, бред и для чего, к чему приводит бред, как помочь себе и близким, как перестать быть едой, рабом и стать человеком - средства и методики лечения смотрите на сайте ВОИНР.

Можно начать отсюда - https://voinrblog.wordpress.com/pretenziya-grazhdan-sssr/

Приложение:

Видео примеры как индуцируют бред:

но индуцированный бред лечится или меняется на другой - https://www.youtube.com/watch?v=8XBi1jNEzXs

Любая социальная общность обладает коллективной психикой, в рамках которой одни индивиды заражают (индуцируют) своими смыслами, эмоциями и психическими состояниями других. Так люди взаимодействуют друг с другом в обществе, оказываясь в состоянии психосоматического резонанса. Во времена же социально-политических кризисов и потрясений, сопровождающихся т.н. «ментальными эпидемиями», народные массы могут заражаться психическими расстройствами. Чаще всего - индуцированным психозом.

Индуцированный психоз (от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа) — это форма психоза, при которой изначально здоровый индивид непроизвольно перенимает, а затем воспроизводит как свои сверхценные идеи (бред) и поведение психически нездорового индивида, с которым он тесно и долго контактирует.

После индуцирования психозом психические реакции человека начинают грубо противоречить действительной реальности, что отражается в расстройстве восприятия индивидом реального мира и дезорганизации его поведения. Само поведение индуцированного психозом сопровождается бредом, глубокими и резкими перепадами настроения, состоянием бесконтрольного возбуждения или, наоборот, глубокой депрессии, а также серьёзными нарушениями мыслительного процесса и полным отсутствием критического отношения к своему психическому состоянию.

Главная особенность индуцированного психоза - принятие психически здоровым человеком бредовых идей и переживаний психически больного индивида (чаше всего параноика или кверулянта) за истину без всяких сомнений, колебаний и раздумий. После того как бредовые идеи полностью захватывают сознание индуцированного психозом, разубедить его в них или разъяснить ему их нелепость и абсурдность невозможно. С определённого момента бредовое содержание идей индуцировавшего и индуцированного развиваются параллельно, часто дополняя друг друга. Возникает психопатический резонанс.

Человек в состоянии психоза меняется в своём поведении, эмоциональных проявлениях и мышлении. Подобные метаморфозы свидетельствуют об утрате им способности реально воспринимать окружающий мир, на что влияет отсутствие адекватного осознания происходящего и невозможность объективно оценивать своюизмененную психику.

По сути, индуцированный психоз - это некая форма коллективного сумасшествия, способного обретать масштабы массовых психических эпидемий, в основе которых лежит подражаемость и внушаемость, парализующие способность индивида к самостоятельному адекватному суждению и логическому мышлению, что делает его одержимым.

Причём интересно то, что в определённых ситуациях индуцированные психозом объединяются в группы, осуществляя совместные действия - от ритуализированных мероприятий до массовых убийств.

Индуцированный психоз, сопровождающийся бредом, - явление весьма распространённое. Им чаще всего страдают семьи, друзья и близкие люди параноиков. Однако периодически индуцированный психоз приобретает и массовый характер.

Дело в том, что причиной массовой вспышки индуцированного психоза чаще всего становятся напористые, волевые, энергичные, абсолютно убеждённые в своей правоте параноики. Это происходит, если они в силу обстоятельств получают доступ к власти или средствам массовой информации. Силой своего авторитета и убеждения подобные индивиды могут затмить реальность и здравый смысл для очень многих людей, заразив их своим бредом. Фактически социально и политически активные параноики способны при помощи власти, общественной деятельности и средств массовой информации сотворить с сотнями тысяч и даже миллионами людей то, что с ними сотворил их душевный недуг . В этом смысле параноики выступают как вирус массовой психической эпидемии.

Активные параноики, способные индуцировать психозом значительные массы людей, обладают мощным разрушительным потенциалом. Поэтому неслучайно в последние годы на украинское телевидение были выведены для непрерывного вещания ярко выраженные параноики. Без их воздействия на массовое сознание не был бы возможен ни Майдан, ни одесские убийства, ни кровавая бойня на Донбассе. Целенаправленная параноизация телевидения Украины была необходимым условием погружения Украины в хаос, войну и разруху.

При этом не стоит преувеличивать способность среднестатистического человека с ограниченным набором знаний, не обременённого навыками самостоятельного мышления и не обладающего устойчивой психикой, критически оценивать получаемую им информацию и адекватно воспринимать действительную реальность. Тем более в условиях отсутствия информационных альтернатив психопатизирующим СМИ. Подавляющее большинство индивидов, независимо от их пола, возраста, образования, культуры, социального/этнического происхождения и места жительства, способно поверить буквально во что угодно. Степень их внушаемости будет зависеть от силы психического воздействия того параноика, под влиянием которого они окажутся, и интенсивности/тотальности его информационно-психологического давления.

В любом обществе людей, обладающих устойчивой психикой, самостоятельным мышлением и иммунитетом к массовому психозу крайне мало. Их - ничтожное меньшинство. Именно поэтому толпы в экстазе кричат «Хайль Гитлер!» или «Слава Украине!», энергично маршируют колоннами, люто кого-то ненавидят и восторженно убивают «врагов», даже если ещё вчера они были их близкими друзьями или ближайшими родственниками.

Способность мыслить логически, мыслить самостоятельно, оперируя не эмоциями, не господствующими в обществе стереотипами и дезинформацией СМИ, а объективными фактами и отстранённой логикой, - крайне редкое человеческое качество. Настолько же редкое, насколько редким является такое свойство психики, как устойчивость к внушению или способность человека идти по жизни своим путём, а не в тесных колоннах марширующей куда-то толпы.

В человеке очень много от обезьяны. В нём очень много рефлексов обезьяньего стада, когда то, что считает правильным стадо, и то, что стадо делает, становится главным и определяющим для его отдельной особи. Законы биологического мира просты - будь в стаде, поступай как стадо, а стадо гарантирует тебе безопасность и прокорм. Это древние, фундаментальные инстинкты заложены в нас с рождения. И перед лицом их мощи очень часто в людях исчезает всё личное, индивидуальное, а главное - всё человеческое. Поэтому нередко общество становится толпой, которую охватил массовый психоз, а составляющие её люди - стадом испуганных, психически больных обезьян, лишённых свободы и разума.

По большому счёту, вся история человечества в значительной степени - это история истовой веры масс в очередной бред. Люди болеют индуцированными психозами почти так же, как гриппом, - в массовом порядке, долгими годами и без ремиссий. Заражение психики здорового человека бредовой идеей параноика или шизофреника - настолько же распространённое явление, как инфицирование ОРЗ. С той только разницей, что в случае с ОРЗ человек понимает, что он болен, а в случае с индуцированным психозом - нет.

Жизнь с какой-то бредовой идеей в голове, как с какой-нибудь инфекцией в крови, это, в общем-то, абсолютно нормальное состояние для большинства индивидов. Проблема только в том, что иногда тот или иной бред опасен как для своего носителя, так и для окружающих его людей.

Массовый психоз превращается в угрозу национального масштаба, когда одна какая-то бредовая идея охватывает и подчиняет себе значительную часть общества. Если в дикой природе, где чётко работают биологические законы, единство стада - залог выживания, то в человеческом мире массовый психоз (представляющий собой нарушение биологической программы психики), охвативший своим паранойяльным бредом миллионы людей, способен не только причинить им серьёзный ущерб, но и довести до гибели.

Расстройства мышления.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

❖ снижение уровня обобщения;

❖ искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления: ❖ разноплановость мышления;

❖ резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

❖ лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

❖ откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

нарушение критичности мышления;

❖ нарушение регулирующей функции мышления;

❖ разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются какснижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.



В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность, или «вязкость мышления», - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления - шперрунг, т. е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления -бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Бред (лат. Delirium ) - совокупность идей и представлений, умозаключений, возникшая не из поступивших из окружающего мира сведений и не корректируемая при этом поступающими новыми сведениями (при этом неважно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет), компонент продуктивной симптоматики при шизофрении и других психозах.

В рамках медицины бред относится к области психиатрии.

Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть психики, при этом - симптом заболевания головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только биологическими методами, то есть, в основном лекарствами (например, антипсихотиками).

Бред отличают от синдрома Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма), при котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики .

Нередко в быту бредом ошибочно называют психические нарушения (галлюцинации, спутанность сознания), иногда возникающие у соматических больных с повышенной температурой тела (например, при инфекционных заболеваниях).

Острый бред

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для шизофрении.

[править] Интерпретативный (Первичный, Примордиальный, Словесный)

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления - поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации : «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

[править] Галлюцинаторный (Вторичный, Чувственный, Объяснения)

Галлюцинаторный бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия. Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

[править] Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома:

Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя:

  1. возникновение на «болезненной» почве, то есть бред - является проявлением заболевания
  2. избыточность по отношению к объективной реальности
  3. отсутствие коррекции
  4. выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

[править] Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а также культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред)
  • бред отношения - больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему
  • бред реформаторства
  • бред любви (синдром Клерамбо) - почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней)
  • религиозный бред
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред)
  • бред сутяжничества (кверулянтства) - больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству
  • бред ревности - убеждение в измене сексуального партнёра
  • бред происхождения - больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т. п.
  • бред ущерба - убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту)
  • бред отравления - убеждение, что кто-то хочет отравить больного
  • нигилистический бред (характерен для МДП) - ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира
  • ипохондрический бред - убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого)
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.
  • бред инсценировки (интерметаморфозы) - убеждение больного, что всё вокруг специально подстроено, разыгрываются сцены какого-то спектакля, или ведётся эксперимент, всё постоянно меняет смысл: например, это не больница, а на самом деле прокуратура; врач на самом деле - следователь; больные и медперсонал - переодетые с целью разоблачить больного сотрудники органов безопасности.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный (от лат. inducere - «наводить») бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

  1. один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;
  2. у них имеется необычно тесное взаимоотношение;
  3. имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз индуцированного бреда.

ИНДУЦИРОВАННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО (лат. inducere вводить, наводить; син.: наведенное помешательство, индуцированный психоз, симбиотический психоз ) - разновидность психогенного заболевания с возникновением психического расстройства под влиянием психически больного человека у лица, до этого не страдавшего душевной болезнью. При И. п. в совместном заболевании двух и более лиц душевнобольной - индуктор подвергает остальных - индуцируемых лишь психическому «заражению», «преходящей психической заразе». Во франц. литературе первое обстоятельное сообщение под названием folie a deux (помешательство вдвоем) было сделано Ласегом (E. Ch. Lasegue) и Ж. Фальре на заседании парижского медико-психологического общества (1873). В отечественной психиатрии этому вопросу посвящено исследование В. И. Яковенко (1887). Термин «индуцированное помешательство» предложен Леманном (G. Lehmann) в 1883 г.

Клиническая картина

При И. п. психические расстройства у индуктора и индуцируемых идентичны по форме и содержанию. Являясь ситуационным психическим заболеванием, И. п. может возникать в самых различных формах, способно отразить любое душевное расстройство. Чаще всего, однако, И. п. проявляется в форме бредового психоза с развитием идей преследования, отравления, ущерба, религиозного или сутяжного бреда (см. Бред). Бредовые идеи индуцируемых лиц, по сравнению с бредовыми высказываниями индуктора, как правило, менее разработаны в деталях и систематизированы, беднее содержанием, могут излагаться в самом общем виде. Последний признак очень важен, т. к. позволяет выявить источник бредообразования, т. е. индуктора. Бредовые идеи индуцируемого обычно развиваются только под влиянием индуктора и лишь в очень редких случаях сам индуцируемый способен оказывать влияние на содержание бредовых идей индуктора. В соответствии с бредом у индуцируемых возникают различные формы бредового поведения. Кроме бреда, особенно в случаях, где индукции подвергается большое число лиц, могут возникать аффективные расстройства в форме экстаза, страха, реакций паники (см. Реактивные психозы), иллюзии и галлюцинации (преимущественно религиозно-мистического содержания), разнообразные проявления истерии (см.). Истерические расстройства, возникая у большого числа лиц, могут принимать форму кликушества (страстные причитания и выкрики, сопровождаемые экспрессивным двигательным возбуждением или припадками), «мерячения» - неудержимые подражания словам и действиям окружающих, т. е. И. п. способно принять форму психической эпидемии. Флиген (J. Vliegen) считает примером психической эпидемии недавнего времени маниакальную (страстную) массовую истерию третьего рейха, возникшую под влиянием специфических социальных условий и истерического индуктора. К И. п. относится ряд случаев расширенного, т. е. с участием двух и более лиц, самоубийства; примером являются случаи массового самосожжения членов религиозных сект.

И. п. может носить острый и затяжной характер, продолжаясь в случаях развития бредовых идей в течение ряда лет.

Патогенез

И. п. возникает у лиц с повышенной внушаемостью- при наличии психического инфантилизма (см. Инфантилизм, психические расстройства), у психопатических личностей (см. Психопатии), у страдающих олигофренией (см.), в различных по происхождению и выраженности случаях органического психосиндрома (см. Органические психозы), т. е. для его возникновения всегда необходимо наличие врожденной или приобретенной неустойчивости ц. н. с. Развитию И. п., особенно в форме бредового состояния, всегда предшествует продолжительный контакт индуктора и индуцируемого при частом и тесном общении или совместном проживании. Поэтому в 40% случаев И. п. развивается у родителей и детей, братьев и сестер. Этот факт свидетельствует не только о значении определенных внешних условий, но и подтверждает значение фона, на к-ром развивается И. п. Индуцированный бред возникает легко в тех случаях, когда у индуктора он развивается исподволь, содержание его имеет правдоподобные детали, когда высказываемые индуктором мысли соответствуют установкам самого индуцируемого.

Внушение сочетается с отчетливым аффективным компонентом. Аф-фективность всегда более значительно выражена у женщин. Возможно, этим обстоятельством объясняется факт, что индукторами чаще являются женщины.

Для возникновения острых форм И. п. с галлюцинаторными, аффективными или истерическими симптомами важное значение имеют определенные социальные условия, а также различные ослабляющие организм соматические заболевания.

Диагноз

Диагноз и дифференциальный диагноз ставится при наличии сходного по форме и содержанию психического заболевания у двух или более лиц, находящихся в постоянном общении, из которых душевнобольным в полном смысле является только одно.

Дифференцировать И. п. необходимо с конформным бредом, когда у двух или более психически больных возникают сходные по форме и содержанию бредовые расстройства. В случаях конформного бреда происходит индукция одним больным других больных, при этом в противоположность И. п. бред индуцируемого часто склонен к прогрессивному развитию, а, кроме того, сам индуцируемый нередко начинает индуцировать бывшего индуктора, дополняя и развивая его прежний бред.

Лечение

Необходимо разъединение индуцируемого и индуктора. В зависимости от индивидуальных особенностей индуцируемого редукция психических расстройств происходит в различные сроки. Массовые случаи И. п. должны лечиться удалением индуктора, в ряде случаев при этом показано и разъединение индуцируемых. Во всех случаях И. п. после разъединения индуктора и индуцируемых в отношении последних показано применение психотерапии (см.).

Прогноз

Прекращение внушения способствует ослаблению и исчезновению болезненных расстройств у индуцируемого.

Библиография Блейлер Э. Аффективность, внушаемость и параноя, пер. с нем., Одесса, 1929; Осипов В. П. Руководство по психиатрии, с. 452, М.-Л., 1931; Погибко Н. И. Индуцированные психозы, М., 1970; Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (folie а deux), как один из видов патологического подражания, Спб., 1887; Д о н-чев П. и Александрова М. Ин-дуцирани психози и престъпление, Неврол., психиат, и неврохир. (София), т. 13, № 4, с. 343, 1974; LasequeCh. et F а 1 г e t S. La folie a deux ou folie com-muniquee, Ann. med.-psychol., t. 18, p. 321, 1877; Lehmann G. Sur Casuistik des inducirten Irreseins (Folie a deux), Arch. Psychiatr. Nervenkr., Bd 14, S. 145, 1883; Y 1 i e g e n J. Lexikon der Psychiatrie, S. 288, B. u. a., 1973, Bibliogr.

М. B. Коркина, H. Г. Шумский.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух