Процесс принятия решений в управлении таможенной деятельностью. Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

Процесс принятия решений в управлении таможенной деятельностью. Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение- это прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу деятельности системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего успех и неудача управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение, Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, а условия неопределенности- нестандартных решений.

Стандартными являются решения, в которых четко отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут и должны приниматься быстро, без специальной подготовки. Например, увеличился товарооборот на одном из таможенных постов. Начальник таможни принимает стандартное решение- прикомандировать к этому таможенному посту сотрудников из функциональных отделов таможни.

Что касается нестандартных решений, то они, как правило, являются творческими. Несомненно, что в условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

Возможны и другие основания для классификации управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений и факторы, влияющие на этот процесс.

Какого бы вида не требовалось решение, желательно всю работу по его подготовке, принятию и реализации вести в определенной последовательности, принципиальная целесообразность которой выработана теорией и практикой управления. Указанная последовательность действий может быть представлена в виде следующей схемы:

Естественно, что логика конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию и реализации решения может различаться в зависимости от специфики решения, уровня управления, характера задач и условий, в которых работает данный таможенный орган. Однако в обобщенном виде эта схема является близкой к реальности, поэтому отдельные блоки ее целесообразно рассмотреть более подробно.

При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Во время выявить проблему- это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

Получения решения вышестоящего уровня управления (приказ, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется частное, более конкретное решение на своем уровне;

Поступление от подчиненных сотрудников, а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов, касающихся таможенного дела;

Получения запросов нижестоящих звеньев управления по конкретным проблемам.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям- по срокам решения проблемной ситуации, материальным ресурсам, кадрам и т.д. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся:

Количество необходимых сил и средств;

Уровень подготовленности исполнителей для решения задач;

Степень материальных затрат;

Лимит времени на решение проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны учитываться два фактора: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановится на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюции на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др. При наложении письменной резолюции руководитель должен следить за ясностью наложенного распоряжения, четко изложить необходимые действия для своего подчиненного (адресата). Например, резолюция «как договорились» может быть не только не понятна кому она предназначена, но и в последующем может быть не понятна контролирующему органу (к примеру- прокурору).

Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. на современном этапе совершенствования управления роль организации управления значительно возросла.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым в таможенных органах:

Решение- это директивный акт вышестоящего звена управления, организующий, направляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей.

Отсюда постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.

Такими требованиями являются:


1. Соответствие решения политическим и социально-экономическим установкам государства.

Данное требование обусловлено тем, что стратегические и тактические задачи таможенной службы вытекают из задач, определяемых законодателем и правительством. Поэтому любые действия таможенных органов имеют всегда политический и социально-экономический характер, и принимать решения об их осуществлении можно только с учетом политической и социально-экономической обстановки и их последствий.

На политический и социально-экономический подход к выработке будущих действий и их политический анализ не должны влиять никакие причины и мотивы. Непременное условие соблюдения данного требования - глубокое понимание сотрудниками проблем таможенной политики.

2. Объективность решения означает учет в нем существующих в данный момент всех связей и отношений в борьбе с противоправными действиями противника, а также закономерностей этой борьбы.

3. Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации.

4. Своевременность решения означает оперативность в принятии решения и диктуется необходимостью быстрого обслуживания подконтрольных лиц, вскрытия нарушений таможенных правил или их упреждения. Любое решение ценно в том случае, если оно принято своевременно.

Быстрота принимаемых решений зависит от своевременности поступления информации. Своевременность решений в таможенной деятельности зависит от устойчивых положительных морально-деловых качеств ее сотрудников. Растерянность в условиях дефицита времени, нерешительность в оценках ситуации приводят к медлительности, к откладыванию решения вопроса. Вместе с тем не нужна и торопливость в принятии решения. Это может привести к нарушению законности, другим негативным последствиям.

5. Конкретность - это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Чем более четко сформулирована задача, тем быстрее исполнитель приступит к ее решению, тем ближе по времени будет достигнут результат.

6. Гибкость - требование, которое обеспечивается путем выработки принимаемой линии поведения должностных лиц с представлением определенного простора для самостоятельного реагирования на непредвиденные обстоятельства, на любые неожиданности.

8. Организационное планирование в таможенных органах

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Основные задачи, принципы и методы планирования. Классификация планов.

Все общие функции управления в определенной очередности связаны между собой. Нельзя организовывать планирование, не проведя перед этим кропотливый анализ сложившейся ситуации и не спрогнозировав итоги предстоящей деятельности. Также нельзя организовывать определенную деятельность и надеяться на положительные итоги, не спланировав предстоящих мероприятий.

Основной задачей планирования является выработка цели, моделирование будущей деятельности по достижению цели и ее программирование. Все это реализуется выполнением таких управленческих работ как:

Определение цели управления;

Выявление проблемы, мешающей достижению цели;

Выработка и принятие управленческих решений на достижение цели;

Разработка организационного плана реализации принятого решения;

Согласование разработанного плана;

Утверждение плана старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (РТУ);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы.

Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

В ФТС России в настоящее время подписана и осуществляется «Программа развития таможенной службы на период 2005-2008 гг.» Не буду подробно останавливаться на основных положениях данной Программы, тем более что к ее окончанию вы уже закончите обучение в университете, но главная ее суть заключается в коренном техническом перевооружении таможенных органов.

Вопрос 3. Структура планов работы таможенных органов. Разработка, согласование и утверждение планов.

Структуру планов работы таможенных органов я хотел бы рассмотреть на примере планирования в таком звене управления как таможня. Тем более что сама структура плана на всех уровнях практически одинакова.

В таможне планирование работы осуществляется с разбивкой на полугодие. Как правило, план работы таможни составляется и разрабатывается с учетом планов работы таможенных постов и функциональных отделов таможни с одной стороны, и планов работы вышестоящих таможенных органов - с другой стороны. То есть, идет сбор информации как снизу, так и сверху.

Это один из основных принципов формирования плана. Как правило, план работы таможни на полугодие состоит из нескольких разделов, определяющих направления работы таможни. Но прежде чем об этом говорить, необходимо представить структуру плана таможни. «Утверждаю»

Начальник Тверской таможни

Полковник таможенной службы

Подпись Иванов И.И.

«___»____________2005 года.

работы Тверской таможни

на первое полугодие 2005 г.

Раздел 1. Общее

Раздел 2. Вопросы экономического блока

Раздел 3. Вопросы таможенного оформления и контроля

Раздел 4. Вопросы правоохранительной деятельности

Раздел 5. Вопросы кадровой и воспитательно-профилактической работы

Раздел 6. Вопросы информационно-технического обеспечения

Раздел 7. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности, материально-технического обеспечения и капитального строительства

Раздел 8. Вопросы правовой деятельности

Раздел 9. Вопросы документационного обеспечения

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение- это прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу деятельности системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего успех и неудача управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение, Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, а условия неопределенности- нестандартных решений.

Стандартными являются решения, в которых четко отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут и должны приниматься быстро, без специальной подготовки. Например, увеличился товарооборот на одном из таможенных постов. Начальник таможни принимает стандартное решение- прикомандировать к этому таможенному посту сотрудников из функциональных отделов таможни.

Нестандартные решения, являются творческими. В условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему- это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

Получения решения вышестоящего уровня управления (приказ, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется частное, более конкретное решение на своем уровне;

Поступление от подчиненных сотрудников, а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов, касающихся таможенного дела;

Получения запросов нижестоящих звеньев управления по конкретным проблемам.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям- по срокам решения проблемной ситуации, материальным ресурсам, кадрам и т.д. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся:

Количество необходимых сил и средств;

Уровень подготовленности исполнителей для решения задач;

Степень материальных затрат;

Лимит времени на решение проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны учитываться два фактора: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановится на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюции на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др. При наложении письменной резолюции руководитель должен следить за ясностью наложенного распоряжения, четко изложить необходимые действия для своего подчиненного (адресата). Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. на современном этапе совершенствования управления роль организации управления значительно возросла.

Организационное планирование в таможенных органах

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Все общие функции управления в определенной очередности связаны между собой. Нельзя организовывать планирование, не проведя перед этим кропотливый анализ сложившейся ситуации и не спрогнозировав итоги предстоящей деятельности. Также нельзя организовывать определенную деятельность и надеяться на положительные итоги, не спланировав предстоящих мероприятий.

Основной задачей планирования является выработка цели, моделирование будущей деятельности по достижению цели и ее программирование. Все это реализуется выполнением таких управленческих работ как:

Определение цели управления;

Выявление проблемы, мешающей достижению цели;

Выработка и принятие управленческих решений на достижение цели;

Разработка организационного плана реализации принятого решения;

Согласование разработанного плана;

Утверждение плана старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (РТУ);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы.

Управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Раздел 1. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО…………………………………………………………3

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………64

Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………86

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные требования к управленческим решениям и факторы, которые влияют на принятие решений. Методы и модели принятия управленческих решений. Совершенствование информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в таможенных органах.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2017

    Сущность, функции, структура и принципы организации управления в таможенных органах. Современное состояние и пути совершенствования управленческой деятельности. Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Функции и цели деятельности таможенных органов. Перспективы развития таможенных органов Российской Федерации. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ), структура его органов. Характеристика путей решения проблемы коррупции в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Изучение коммуникационного процесса: его элементов и этапов. Организационные внутренние и внешние коммуникации в таможенных органах: виды, особенности, роль и значение. Основные проблемы коммуникаций в таможенных органах и возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Анализ деятельности таможенных органов РФ. Процедура дознания в таможенных органах, ее организация и управление. Характеристика борьбы таможенных органов с нарушениями таможенных правил и с контрабандой. Методы обеспечения экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Порядок рассмотрения обращений граждан в таможенных органах. Общий и упрощенный порядок административного обжалования решений таможенных органов и должностных лиц. Административное судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде РФ, в арбитражных судах.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2015

Принятие управленческих решений – отдельная управленческая функция. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленных целей. В решении формулируются цели и задачи поставленные перед объектами управления, определяются необходимые ресурсы. Т.о. управленческое решение содержит цель и программу действий для управляющей подсистемы.

Управленческие решения бывают определенные и неопределенные. Определенные – т.е. принимаются стандартные управленческие решения, а неопределенные – новаторские, инновационные решения. Стандартные – это решения с фиксированным набором альтернативных действий. Решения могут приниматься без определенной подготовки, быстро. (пр-р увольнение кадров). Интуитивные решения – основаны на интуиции и собственном ощущении руководителя. Решения основанные на суждениях – логика просматривается слабо, но в основе все-таки лежат рассуждения, знания и осмысленный опыт. Рациональные решения – основаны на методах экспертного, физического и экономико-математического моделирования. Оптимальность решения означает, что в целом оно должно соответствовать конкретной ситуации. Решение должно быть конкретным и гибким. Конкретность – это четкая определенность содержания решения.

Процесс принятия управленческих решений.

При подготовке решения необходимо выявить и проанализировать проблему. Вовремя выявить проблему – значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями ее реализации. Материалы анализа позволяют взвесить противоречия, выявить причины и определить его конечные результаты. Таким образом устанавливаются базовые проблемы, за которые необходимо браться в первую очередь, затем производится выбор нужного стратегического решения. Базовые проблемы могут быть выявлены руководителем на основе имеющейся информации, а могут поступать из различных ведомств в ходе анализа всех материалов. Процесс принятия управленческого решения состоит из 3х этапов:

1.Подготовка решения (добывание, поиск, обработка, сбор, анализ информации. Выявление и формулирование проблемы)

2.Принятие решения. (выработка и оценка результатов решений. Отбор критериев выбора оптимальных решений. Выбор и принятие решения.)

3.Реализация решения (меры по конкретизации решения. Доведение решения до исполнителей. Контроль и внесение коррективов. Оценка полученного результата).


Ключевые слова: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ; MANAGEMENT SOLUTIONS; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; ALGORITHM OF ADOPTION OF MANAGEMENT DECISION.

Аннотация: В статье проанализированы требования, предъявляемые к принимаемым в таможенных органах управленческим решениям. Сформулированы законы управления таможенными органами, алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах, внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

В рамках процесса принятие управленческих решений играет ключевую роль, поскольку от их точности, правильности, а также своевременности и эффективности зависит дальнейшая результативность функционирования таможенного органа. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели . Управленческое решение является результатом управленческой деятельности и направлено на разрешение вопросов, которые в настоящий момент времени требуют своего выполнения.

Как и любая управленческая деятельность, управление таможенными органами базируется на ряде законов.

Таблица 1

Законы управления таможенными органами

В процессе осуществления своей деятельности таможенные органы опираются на эти законы управления. К примеру, такой закон как централизованное управление говорит о том, что в управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки эти уровни между собой. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Также процесс принятия управленческих решений характеризуется определенным взаимодействием между уровнями управления с целью координации принимаемых решений. Обеспечение вертикальной взаимосвязи между уровнями управления представлено планами, правилами и общим руководством в принятии решений. Горизонтальная связь характеризуется принятием двусторонних решений, целевыми группами и матричным типом взаимодействия.

Рисунок 1. Обеспечение вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между уровнями управления

Процесс принятия решений осуществляет линейный руководитель. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководству. Эта взаимосвязь отражает иерархическую структуру таможенных органов. В данной системе иерархия создается в принятии решений по линейным должностям.

Чтобы снизить роль субъективных факторов, обеспечить необходимый уровень качества принятия управленческих решений, в таможенных органах используется алгоритм – последовательность действий, направленных на исполнение задуманного. Именно правильные алгоритмы могут помочь нам сохранить нужный баланс между порядком и хаосом, между тщательной регламентацией и спонтанным выбором.


Рисунок 2. Алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах

Использование алгоритма помогает достигать максимального результата в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах, также эта определенность действий направлена на сокращение времени и издержек.

Для того, чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, руководитель должен соблюдать определенные условия или требования, обязательные к выполнению. Опираясь на них в процессе поиска решения, управляющее лицо сможет принять наиболее правильное решение, тем самым разрешив существующую проблему. Единство целей направлено на обеспечение условий непротиворечивости в системе таможенных органов. С помощью краткости формулировок происходит лучшее усвоение задачи исполнителем. Объективность важна для учета фактического положения и состояния дел.


Рисунок 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым таможенными органами

Помимо требований, предъявляемым к управленческим решениям, на процесс принятия решений также влияют и личные качества руководители. Он должен иметь широкий кругозор, осознавать, что его стиль и методы работы оказывают влияние на процесс выработки и реализации решения, нести ответственность. Гибкий ум и критическое мышление должны направлять руководителя на создание нового видения решения проблемы, а использование харизмы должно вдохновлять подчинённых и вызывать энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

В ходе поиска решения руководитель осуществляет основные функции управляющего :
— отвечает за процесс выработки решения;
— определяет задачи, генерирует инструментарий для решения проблемы;
— осуществляет работу по принятию решения;
— формирует выполнение решения, управляя деятельностью на этапе реализации принятого решения.

Помимо требований, на процесс принятия управленческих решений влияют факторы, которые могут возникать как внутри таможенных органов (внутренние факторы), так и во внешней среде при взаимодействии с участниками ВЭД (внешние факторы). Внутренние и внешние факторы влияния на таможенные органы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в таможенных органах

Внешние факторы

Внутренние факторы

влияние систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание. Председатель Правительства, руководитель ФТС) наличие действенной связи между таможенными органами
физико-географические условия и телекоммуникационные системы укомплектованность таможенных органов высококвалифицированными кадрами, наличие производственных помещений и материально-технической базы
состояние экономики региона деятельности таможенного органа (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды) разработка и внедрение новейших информационных технологий, создание баз данных. Наличие технических средств, обеспечивающих своевременное информационное обеспечение
присутствие эффективных методик оценки эффективности работы подразделений

Объектами воздействия и важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь желаемого состояния.

Таким образом, в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах важно соблюдать предъявляемые требования, так как они напрямую влияют на качество принятого решения и, как следствие, на успешное функционирование системы таможенных органов. Процесс выработки и реализации управленческого решения - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани­ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления .

Упорядочение этапов и действий, составляющих процесс принятия решений - весьма насущная проблема и для построения организационных структур управления, и для разработки и применения математических, системных, эвристических методов поиска и выбора решений, и для рационализации информационных потоков в организации, и для решения многих других управленческих проблем. Именно поэтому процесс принятия решений до сих пор является предметом исследований многих. На сегодняшний день проблема изучения и совершенствования процесса принятия решений рассматривается как многодисциплинарная, требующая привлечения всего комплекса научных дисциплин, группирующихся вокруг науки управления.

Список литературы

  1. Гапоненко, Т. В. Управленческие решения – М.: Феникс, 2008. – 288 c.
  2. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие – М.: Издательство Дело и сервис, 2012. – 463 с.
  3. Грибов В. Д. Управленческая деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 335 с.
  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. – СПб.: Издательство Интермедия, 2014. – 384с.
  5. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник – М.: Юрайт, 2014. – 572 c.
  6. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и Ко, 2010. – 324 c.


© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух