Обсессивно-компульсивный синдром: что это такое. Невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство Невроз навязчивых состояний причины

Обсессивно-компульсивный синдром: что это такое. Невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство Невроз навязчивых состояний причины

27.11.2019

Невроз и психоз

В моей недавно вышедшей в свет работе «Я и Оно» я указал на расчленение душевного аппарата; на основе этого расчленения можно в простой и наглядной форме изложить целый ряд соотношений. В других пунктах, касающихся, например, происхождения и роли «сверх-Я», остается еще много неясного и неисчерпанного. Можно потребовать, чтобы такое построение оказалось применимым к другим вопросам и способствовало разрешению их даже в том случае, если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом понимании, иначе сгруппировать его и описать в более убедительной форме. С таким применением мог бы быть также связан выгодный возврат от седой теории к вечно юному опыту.

В вышеуказанной работе описаны многочисленные зависимости «Я», его посредническая роль между внешним миром и «Оно» и его стремление угодить одновременно всем своим господам. В связи с возникшим, с другой стороны, ходом мыслей, обсуждавшим возникновение и предупреждение психозов, я получил в результате простую формулу, выражающую, пожалуй, самую важную генетическую разницу между неврозом и психозом: невроз является конфликтом между «Я» и «Оно», психоз же является аналогичным исходом такого нарушения во взаимоотношениях между «Я» и внешним миром.

Конечно, мы поступим правильно, отнесясь недоверчиво к такому простому разрешению проблемы. Точно так же наше ожидание идет не дальше того, что эта формула в лучшем случае окажется верной лишь в самых грубых чертах. Но и это было бы уже кое-каким достижением. Мы тотчас же вспоминаем о целом ряде взглядов и открытий, подкрепляющих, по-видимому, наше положение. Согласно данным всех наших анализов, неврозы перенесения возникают благодаря тому, что «Я» не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в «Оно», и не хочет оказать содействия моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. «Я» защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, пользуясь путями, над которыми «Я» не имеет никакой власти, создает себе заместительное образование, которое навязывается «Я» путем компромиссов, то есть симптом. «Я» находит, что этот непрошеный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу против симптома подобно тому, как оно защищалось от первоначального побуждения влечений, и все это дает в результате картину невроза. Возражением этому не может служить указание на то, что «Я», предпринимая вытеснение, следует, в сущности, велениям своего «сверх-Я», происходящим опять-таки из таких влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в «сверх-Я». Однако при этом получается, что «Я» было на стороне этих сил, что их требования были в «Я» сильнее требований влечений, присущих «Оно», и что является той силой, которая осуществляет вытеснение соответствующей части «Оно» и укрепляет противоактивность сопротивления. Обслуживая «сверх-Я» и реальность, «Я» попало в конфликт с «Оно»; таково положение вещей при всех неврозах перенесения.

С другой стороны, нам так же легко будет, следуя существующему у нас до настоящего времени взгляду на механизм психозов, привести примеры, указывающие на нарушение соотношений между «Я» и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности, самой крайней, пожалуй, и самой яркой форме психоза, внешний мир либо вовсе не воспринимается, либо восприятие его остается без всякого действия. В нормальном случае внешний мир господствует над «Я» двумя путями: во-первых, путем все новых и новых, по возможности актуальных восприятий, во-вторых, путем сокровищницы воспоминаний прежних восприятий, образующих в виде «внутреннего мира» собственность и составную часть «Я». При аменции становится невозможным не только получение внешних восприятий; внутренний мир, являвшийся до сих пор заместителем внешнего мира в виде отображения его, лишается своего значения (активности); «Я» создает себе совершенно независимо новый внешний и внутренний мир, и два факта указывают с несомненностью на то, что этот новый мир построен в духе желаний, исходящих от «Оно», и что тяжелый, оказывающийся невыносимым отказ от желаний, связанных с реальностью, является мотивом этого разрыва с внешним миром. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с нормальным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характерным чертам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира.

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что они имеют исходом аффективную тупость, то есть они приводят к отказу от участия во внешнем мире. Относительно генезиса бредовых образований некоторые анализы показали нам, что мы находим бред в виде заплаты, наложенной на то место, где первоначально возник надрыв в отношениях «Я» к внешнему миру. Если существование конфликта с внешним миром не бросается в глаза гораздо больше, чем мы это знаем в настоящее время, то это имеет свое основание в том факте, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто покрываются проявлениями попытки к излечению или к реконструкции.

Общим этиологическим условием для прорыва психоневроза или психоза остается всегда отказ, неисполнение одного из тех непреодолимых желаний детства, которые коренятся так глубоко в нашей филогенетически определенной организации. В конечном счете этот отказ всегда внешний, в отдельном случае он может исходить от той внутренней инстанции, которая взяла на себя защиту требований реальности. Патогенный эффект зависит от того, остается ли «Я» при таком конфликтном разногласии верным своей зависимости от внешнего мира и пытается ли «Я» заглушить «Оно», или же «Оно» побеждает «Я» и отрывает его таким образом от реальности. Но это простое на первый взгляд положение вещей усложняется существованием «сверх-Я», объединяющего в себе в какой-то еще неразгаданной связи влияния, исходящие из «Оно» и из внешнего мира, являющегося до некоторой степени идеальным прототипом того, на что направлены все стремления «Я», то есть на освобождение его от многочисленных зависимостей. При всех формах психического заболевания нужно было бы принять во внимание поведение «сверх-Я», что до настоящего времени не имело места Но мы можем а priori постулировать, что оно тоже должно давать болезненные раздражения, в основе которых лежит конфликт между «Я» и «сверх-Я». Анализ дает нам право предположить, что меланхолия является типичным примером этой группы, и мы обозначаем такие нарушения термином «нарцистические неврозы». Найдя мотивы для обособления таких состояний, как меланхолия, от других психозов, мы не пойдем вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы замечаем, что мы можем дополнить нашу простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз перенесения соответствует конфликту между «Я» и «Оно», нарцистический невроз – конфликту между «Я» и «сверх-Я», а психоз – конфликту между «Я» и внешним миром. Конечно, мы наперед не можем сказать, действительно ли мы получили нечто новое или же только увеличили число наших формул, но я полагаю, что возможность применения этой формулы должна дать нам все-таки смелость проследить дальше предложенное подразделение душевного аппарата на «Я», «сверх-Я» и «Оно».

Утверждение, что неврозы и психозы возникают вследствие конфликта «Я» с различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют недочету в функции «Я» (а недочет этот сказывается в стремлении примирить все эти различные требования), – утверждение это должно быть дополнено другим рассуждением. Желательно было бы знать, при каких обстоятельствах и какими путями «Я» удается избежать заболевания при таких всегда, разумеется, существующих конфликтах. Это – новая область для исследования, в которой должны быть, конечно, приняты во внимание самые разнообразные факторы. Однако два момента могут быть тотчас же отмечены. Исход таких ситуаций будет, несомненно, зависеть от экономических соотношений, от относительной величины борющихся друг с другом стремлений. И далее: «Я» сможет избежать прорыва в каком-нибудь месте благодаря тому, что оно само деформирует себя, наносит ущерб своему единству. Благодаря этому непоследовательность, странность, глупость людей выступают в таком же свете, как и сексуальные их перверсии.

В заключение следует поставить вопрос о том, каков может быть аналогичный вытеснению механизм, с помощью которого «Я» освобождается от внешнего мира. Я полагаю, что на этот вопрос невозможно ответить без нового исследования, но содержанием его, как и вытеснения, должно быть отнятие исходящей от «Я» активности.

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Маниакально-депрессивный психоз Маниакально-депрессивный психоз – это когда человек то испытывает большой душевный подъём, то впадает в угнетённое состояние. Его гнёт к земле.Косма действует как помпа. С одной стороны, в ней содержатся отрицательные душевные

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

41. Маниакально-депрессивный психоз Маниакально-депрессивный психоз (МПД) – это заболевание, для которого характерно наличие депрессивных и маниакальных фаз. Фазы разделены периодами с полным исчезновением психических расстройств – интермиссиями.Следует отметить,

Из книги Люди разбитых надежд [Моя исповедь о шизофрении] автора Меркато Шарон

1. Психоз ПисьмоЯ понимаю, что нахожусь в психиатрической палате, но не могу понять почему. Не перестаю говорить сестрам, что нуждаюсь всего лишь во сне. Я кладу голову на подушку, закрываю глаза и жду. Ничего не происходит. Я знаю, что чувствовала бы себя лучше, если бы

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Диагностические категории Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз Постепенно в психоаналитическом сообществе в дополнение к различию между неврозами и психозами стало появляться различение степени нарушения адаптации внутри

автора Волков Павел Валерьевич

Маниакально-депрессивный психоз 1. Определение ключевых понятий Э. Крепелин в 1896 году предложил выделять dementia praecox (раннее слабоумие, ныне называемое шизофренией) и маниакально-депрессивный психоз (МДП), который также имеет названия: циркулярный психоз, циклофрения, а в

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

Рессентимент, резиньяция и психоз

Из книги Психоаналитические этюды автора Фрейд Зигмунд

Невроз и психоз В моей недавно вышедшей в свет работе «Я и Оно» я указал на расчленение душевного аппарата; на основе этого расчленения можно в простой и наглядной форме изложить целый ряд соотношений. В других пунктах, касающихся, например, происхождения и роли «сверх-Я»,

Из книги Порядки помощи автора Хеллингер Берт

Маниакально-депрессивный психоз Участник: Речь идет о молодом мужчине, страдающем маниакально-депрессивным психозом. После одного кризиса он в замешательстве, и я не знаю, в чем состоит моя роль.Хеллингер: Сядь рядом со мной. Сколько ему лет?Участник: 35.Хеллингер: Ты

автора Мазин Виктор Аронович

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ ПСИХОЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ 18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн-Анзьё. Причина: покушение на жизнь знаменитой парижской актрисы Югет Дюфло. Расследуя ее дело в течение полутора лет, Лакан заключает: в данном случае мы имеем дело с

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из этих случаев речь идет не о наборе тех или иных симптомов, не о диагнозе, но о клинической структуре психики. Тремя структурами дело и ограничивается. Нет психической

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

61. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ Маниакально-депрессивный психоз (МДП) – это психическое заболевание с хроническим течением. Протекает в форме периодически чередующихся приступов маниакального (повышенного настроения ускоренного мышления, двигательного

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Политический психоз Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. Григорий Остер Мне постоянно пишут подписчики с вопросами о своей жизни. Обычно это нормальные повседневные проблемы: деньги, здоровье, отношение,

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз) Навязчивыми, то есть существующими помимо воли и желания человека, могут быть как определенные мысли, воспоминания, представления, сомнения, так и действия.Очень часто навязчивости являются следствием демонического

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Невроз навязчивых состояний болезненные расстройства, заключающиеся в возникающих независимо от желания и воли больного одних и тех же мыслей, представлений, воспоминаний, опасений, сомнений, действий.
Навязчивые состояния - это одно из заболеваний, входящих в группу Неврозов.

Причины.

Подавляющее большинство Навязчивых Состояний имеет чисто функциональную природу.
В основе их, как показали исследования И.И.Павлова и его учеников, лежат застойные очаги возбуждения или торможения в различных анализаторах (слуховом, двигательном и др.) или функциональных системах мозга.
Отдельные Навязчивые Состояния встречаются и у совершенно здоровых людей, появляясь как эпизод при усталости или эмоциональных напряжениях. Подобные Навязчивые Состояния при надлежащем лечении вполне устранимы.

Как болезненный симптом Навязчивые Состояния встречаются при следующих заболеваниях:

  • навязчивом неврозе,
  • психастении,
  • маниакально-депрессивном психозе,
  • шизофрении,
  • энцефалите,
  • эпилепсии и др. заболеваниях центральной нервной системы.

Клинические Симптомы.

В основе их лежат расстройства высшей нервной деятельности разной сложности – от чрезмерного (патологического) закрепления условного рефлекса до глубоких расстройств протекания нервных процессов в мозгу.
Неврозы навязчивых состояний могут ограничиваться однократными приступами, и продолжаться от нескольких дней или недель до нескольких лет. В других случаях такие приступы возникают неоднократно, а между ними человек чувствует себя вполне адекватно. Также могут быть периодические усиления проявлений болезни. Эти неврозы имеют тенденцию к хроническому течению и обострениям при воздействии на человека психологических травм или психотравмирующих ситуаций.

Больной сознает неуместность, нелепость и необоснованность этих возникающих у него явлений (этим Навязчивые состояния отличаются от бреда), стремится подавить их, отбросить, но это ему не удается.

1) Навязчивые мысли (Обсессии) могут проявляться по-разному:

  • Навязчивыми воспоминаниями - постоянно всплывающие яркие мысли о каком-то неприятном событии, произошедшем ранее.
  • Содержание Н.с. может быть самым различным: они могут заключаться также в Навязчивых сомнениях относительно того, выполнено ли какое-либо обыденное действие (погасил ли свет, выключил ли газ, запер ли дверь, в порядке ли одежда и т.п.); больной отчетливо помнит, знает, что все это выполнено, и тем не менее испытывает непреодолимую потребность еще и еще раз проверить все это.

2) У больного также могут быть необоснованные страхи и тревожные опасения, т. наз. Навязчивые Страхи (Фобии).

3) Навязчивые состояния могут проявляться и во всевозможных Навязчивых действиях (Импульсии) :

  • Движениях и действиях , совершаемых больным вопреки усилиям сдержать их и при полном сознании их необоснованности, нелепости; сюда относятся различного подергивания головой, щекой, губами, шмыгание носом и т.п.
  • К навязчивым действиям относится и употребление засоряющих речь слов, вроде добавления к каждой фразе слов «значит», «понимаете» и др,
  • Навязчивый счет - непреодолимое желание сосчитать встречающиеся предметы, или совершить более сложные действия с числами (перемножение номеров машин);
  • Н.с. могут заключаться в непреодолимой потребности мысленно произносить какие-нибудь ни к чему не относящиеся фразы или наборы слов, произносить мысленно или вслух нецензурные выражения («хульные мысли»).

Невыполненное навязчивое действие в одних случаях «сидит занозой» в сознании, отвлекает до тех пор, пока оно не будет осуществлено.
В других случаях навязчивые действия не замечаются страдающими им, и они производят эти действия, сами того не замечая.
Особенно мучительными для страдающих Н.с. являются навязчивости, заключающиеся в том, что неправдоподобное, вопреки сознанию, принимается за действительность. Так, у больного возникло опасение, что он во время охоты своим выстрелом убил мальчика, собирающего грибы. Это опасение возникло несмотря на его уверенность, что никакого мальчика в лесу не было.
Тем не менее, он тщательно обследует весь лес в пределах максимальной возможности. Появляется также страх нанести вред родным и близким.

Лечение Навязчивых Состояний.

Лечение навязчивых состояний проводят комплексными методами:

  • Лекарственные препараты (антидепрессанты и нейрометаболиты),
  • Психотерапевтическую терапию (психотерапия, психоанализ, гипноз ),
  • Физиотерапевтические методы лечения.

Обычно длительность курса психотерапии и психоанализа длится от 3-6-ти мес. до 1-2-х лет. В определенных случаях пациенты посещают сеансы психоанализа годами.

» я описал организацию душевного аппарата, на основе которой можно в простой и наглядной форме представить ряд отношений. В других пунктах, например касающихся происхождения и роли Сверх-Я, остается еще достаточно много неясного и незавершенного. Теперь можно потребовать, что-бы такое описание оказалось пригодным и полезным и в отношении других вещей, даже если бы речь шла только о том, чтобы рассмотреть уже известное в новом свете, сгруппировать его по-другому и описать более убедительно. С таким применением мог бы также быть связан удачный возврат от сухой теории к вечно зеленому древу опыта (1).

В упомянутой работе изображены разнообразные зависимости Я, его срединное положение между внешним миром и Оно, а также его стремление одновременно исполнить волю всех своих господ. В связи с ходом мыслей, возникшим с другой стороны, по поводу возникновения и предупреждения психозов, я в итоге пришел к простой формуле, которая выражает, пожалуй, наиболее важное генетическое различие между неврозом и психозом: невроз — это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз — аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром.

Несомненно, справедливо предостережение, что нельзя доверять столь простым решениям проблемы. Наши самые смелые ожидания также не идут дальше предположения, что эта формула в самых общих чертах окажется правильной. Но и это было бы уже хоть что-то. Сразу же вспоминается целый ряд выводов и находок, по-видимому, подтверждающих наш тезис. По результатам всех наших анализов получается сле-дующее: неврозы переноса возникают из-за того, что Я не хочет воспринять мощного импульса влечения в Оно и содей-ствовать его моторному завершению или оспаривает у него объект, на который он нацелен. В таком случае Я защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное противится такой участи и, используя способы, над которыми Я не властно, создает себе замещающее представительство, ко-торое навязывается Я путем компромисса, то есть симптом. Я, чувствуя, что этот незваный гость угрожает его единству и нарушает его, продолжает борьбу с симптомом так же, как оно защищалось от первоначального импульса влечения, и все это в результате дает картину невроза. Возражение, что Я, совершая вытеснение, следует, по существу, велениям своего Сверх-Я, в свою очередь происходящим от влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в Сверх-Я, не принимается. Но при этом получается так, что Я сражалось на стороне этих сил, что их требования были в нем сильнее требований влечений Оно и что Я является той силой, которая приводит в действие вытеснение этой части Оно и укрепляет контркатексис сопротивления. Служа Сверх-Я и реальности, Я оказалось в конфликте с Оно, и именно так обстоит дело при всех неврозах переноса.

С другой стороны, нам, исходя из нашего прежнего по-нимания механизма психозов, будет так же легко привести примеры, указывающие на нарушение отношений между Я и внешним миром. При аменции Мейнерта, острой галлюцинаторной спутанности сознания и бессвязности мыслей, самой крайней и, пожалуй, самой удивительной форме психоза, внешний мир либо вообще не воспринимается, либо его вос-приятие остается совершенно бездейственным (2). В норме внеш-ний мир проявляет свою власть над Я двумя способами: вопервых, посредством новых актуальных восприятий, во-вто-рых, благодаря запасу накопленных воспоминаний о прежних восприятиях, которые в виде «внутреннего мира» выступают как собственность и составная часть Я. При аменции не толь-ко становится невозможным получение новых восприятий, — но и внутренний мир, который прежде представлял внешний в виде его отображения, лишается своего значения (катекси- са); Я самовольно создает себе новый внешний и внутренний мир, и нет никаких сомнений в двух фактах: в том, что этот новый мир построен в духе импульсов-желаний Оно и что мотив этого разрыва с внешним миром — тяжелая, кажущаяся невыносимой фрустрация желаний, относящихся к реаль-ности. Нельзя не заметить внутреннего родства этого психоза с обычным сновидением. Но условием для сновидения является состояние сна, к характеристикам которого относится полный уход от восприятия и от внешнего мира (3).

О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что их исходом бывает аффективная тупость, то есть они имеют тенденцию к отказу от всякого участия в жизни внешнего мира. Что касается возникновения бредовых образований, то некоторые анализы показали нам, что бред, словно постав-ленная заплата, встречается там, где первоначально возник разрыв в отношении Я к внешнему миру. Если условие конфликта с внешним миром не является гораздо более очевид-ным, чем мы знаем сейчас, то причина этого связана с тем, что в картине психоза проявления патогенного процесса часто перекрываются попытками исцеления или восстановления (4).

Общим этиологическим условием возникновения психо-невроза или психоза всегда остается фрустрация, неисполне-ние одного из тех непреодолимых детских желаний, которые так глубоко коренятся в нашей филогенетически обусловленной организации. В конечном счете эта фрустрация всегда внешняя; в отдельном случае она может исходить от той внутренней инстанции (в Сверх-Я), которая взяла на себя роль представительства требований реальности. Патогенный эффект зависит здесь от того, останется ли Я при таких конфликтных напряженных отношениях верным своей зависимо-сти от внешнего мира и попытается ли сковать Оно, или же Я позволит Оно одолеть себя и тем самым оторвать от реально-сти. Но это внешне простое положение вещей осложняется существованием Сверх-Я, которое в пока еще не совсем по-нятном сочетании объединяет в себе влияния Оно и внешнего мира и в известной степени служит идеальным прототипом того, на что направлены все стремления Я, то есть на прими-рение его многочисленных зависимостей (5).

Поведение Сверх- Я следовало бы учитывать — чего до сих пор не делалось — при всех формах психического заболевания. Но мы можем предварительно постулировать, что должны существовать такие патологические состояния, в основе которых лежит конфликт между Я и Сверх-Я. Анализ дает нам право предположить, что типичным примером этой группы служит меланхолия, и тогда для обозначения таких нарушений мы прибегнем к названию «нарциссические неврозы». Если мы найдем мотивы для того, чтобы отделить такие состояния, как ме-ланхолия, от других психозов, то это не будет идти вразрез с нашими впечатлениями. Но тогда мы заметим, что смогли до-полнить свою простую генетическую формулу, не отказываясь от нее. Невроз переноса соответствует конфликту между Я и Оно, нарциссический невроз — конфликту между Я и Сверх-Я, психоз — конфликту между Я и внешним миром. Правда, мы не можем пока сказать, действительно ли мы получили новое понимание или же просто пополнили коллек-цию своих формул, но я думаю, что возможность применения этой формулы должна все же придать нам смелость не упускать из виду предложенное разделение душевного аппарата на Я, Сверх-Я и Оно.

Утверждение, что неврозы и психозы возникают из-за конфликтов Я с его различными господствующими инстанциями, то есть что они соответствуют неполадке в функции Я, которое все же проявляет стремление примирить между собой все эти различные требования, следует дополнить другим рассуждением. Хотелось бы знать, при каких условиях и ка-кими средствами Я удается без заболевания уйти от конфликтов, которые, разумеется, всегда существуют. Это новая сфера исследования, в которой, конечно, будут учитываться самые разные факторы. Однако сразу же можно выделить два момента. Исход всех таких ситуаций, несомненно, будет зависеть от экономических соотношений, от относительных величин борющихся друг с другом стремлений. И далее: Я может избежать прорыва в том или ином месте благодаря тому, что само себя деформирует, лишается собственной целостности, возможно, даже расщепляется или распадается (6). Тем самым непоследовательности, странности и глупые выходки, совершаемые людьми, предстают в том же свете, что и сексуальные перверсии, которые, будучи принятыми, делают вы-теснение излишним.

В заключение следует задать вопрос, каким может быть аналогичный вытеснению механизм, благодаря которому Я отрешается от внешнего мира. Я думаю, что на этот вопрос нельзя ответить без новых исследований, но содержанием его, как и вытеснения, должно быть изъятие исходящего от Я катексиса (7).

1 - Ср. слова Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, часть I, 4-я сцена.

2 - Однако это определение скорректировано в сторону ограничения пассажем в главе VIII опубликованной после смерти Фрейда работы «Очерк психоанализа» (1940а . С. 132), где говорится: «Проблема психоза была бы проста и ясна, если бы отход Я от реальности мог бы произойти полностью. Но, похоже, это встречается лишь в редких случаях, а возможно, вообще никогда не происходит. Даже о состояниях, которые так далеки от действительности внешнего мира, как то: галлюцинаторная спутанность сознания и бессвязность мыслей (аменция) — от больных после их выздоровления узнаешь, что и во время болезни в уголке их души, как они выражаются, скрывался нормальный человек, который, словно сторонний наблюдатель, следил за путаницей, которую вызывала болезнь».

3 - Ср. работу «Метапсихологическое дополнение к теории сновидений» (1917).

Постоянная тревога, странные идеи и беспокойство – частые причины обращения к психотерапевту. В каждом клиническом случае важно правильно определить нарушение психики, при которых могут возникать навязчивые плохие мысли и страхи, – невроз или шизофрению. Это позволит назначить грамотное лечение.

Только грамотный специалист сможет определить, что присутствует у его пациента на самом деле — невроз или шизофрения

Синдром навязчивых мыслей на языке психиатрии называется «обсессия». Впервые такое явление с медицинской точки зрения было описано в 1614 году швейцарцем Феликсом Платером. Изучение обсессий представляет интерес и сегодня, нередко вызывая споры.

Это обширное понятие обозначает появление у человека мыслей, непроизвольно возникающих в его сознании через неопределенные промежутки времени. Они обязательно имеют негативный оттенок и вызывают стресс, вплоть до неспособности думать о чем-то другом. Пациенты отмечают, что они не в силах справиться со своими мыслями и идеями, постоянно прокручивают их в голове и испытывают при этом большую тревожность. Качество жизни заметно ухудшается.

Обсессии часто сочетаются с фобиями и навязчивыми действиями, но современная психиатрия придерживается точки зрения, что их нужно дифференцировать между собой. Поэтому классификация навязчивых мыслей очень затруднена. Немецкий психиатр Карл Ясперс предложил условно разделять все обсессии на две большие группы:

  1. Относительно не приносящие ни вреда, ни пользы пациенту: например, желание постоянно рассказывать окружающим о своих воспоминаниях;
  2. Вызывающие тревожность и иррациональный страх. Например, это опасение сделать что-то неправильно. После завершения какого-либо действия человек может стремиться постоянно проверять результат своей работы (компульсия), или просто вспоминать в деталях процесс, мучительно пытаясь найти ошибку.

Навязчивые мысли могут иметь биологическую причину (например, отклонения от нормы в строении головного мозга), но чаще бывают приобретенного характера. Появление обсессии провоцируют комплексы, постоянные стрессы и психологические травмы. Такое состояние может быть свидетельством невроза навязчивых мыслей или шизофрении.

Синдром навязчивых мыслей называется «обсессия»

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство – нарушение психики, второе название которого – невроз навязчивых мыслей. Течение заболевания может проходить в хронической и эпизодической форме, с тенденцией к прогрессированию симптомов. Причиной большинства клинических случаев расстройства являются нарушения невротической природы (стрессы, психологические травмы), и, гораздо реже, – серьезные заболевания. Так, иногда встречается сочетание обсессивно-компульсивного расстройства и шизофрении.

Согласно медицинской статистике, около 1–3% процента населения страдает той или иной формой ОКР при разной степени проявления симптомов. Первые эпизоды навязчивости обычно происходят в молодом возрасте – в период от 10 до 30 лет. Далеко не все стремятся получить психиатрическую помощь, и от дебюта расстройства до посещения врача может пройти 8 лет. Отсутствие адекватной терапии в конечном счете способно привести к временной потере нетрудоспособности и стационарному лечению.

Навязчивые мысли включают в себя целый спектр негативных и деструктивных для личности переживаний: сомнений, страхов, идей, представления будущего в пессимистичном свете. Пациент может жить в ожидании, что скоро его уволят с работы или у него найдут неизлечимую болезнь. Происходит зацикливание на обсессии. Но при этом человек понимает нелогичность своих мыслей, но беспомощен перед их появлением.

Навязчивые мысли могут носить разный характер

Идеи и страхи могут заставлять человека совершать странные действия и ритуалы. Такая деятельность называется компульсией. Например, опасение заразиться дизентерией заставляет постоянно мыть руки или обрабатывать их антисептиком. Такие «процедуры» иногда повторяются 20–30 раз в сутки. И человек ничего не может с собой поделать – все его сознание сосредоточено на выполнении компульсии, хотя и признает абсурдность тревоги и действий. В результате пациент теряет много времени, отвлекается от важных дел, сталкивается с насмешками и непониманием окружающих, что еще больше вносит разлад в его психоэмоциональное состояние.

В основе появления обсессий и компульсий лежит механизм разрядки нервной системы. Так, человек может переживать старую психологическую травму на подсознательном уровне. Чтобы старые воспоминания снова не «всплыли на поверхность», рассудок пациента стремиться концентрироваться на чем-то другом. Идеальным вариантом для этого становятся навязчивые мысли – занимая все внимание пациента, они защищают его разум от нежелательных образов прошлого.

Лечение ОКР

Обсессивно-компульсивное расстройство – это обратимое нарушение психики. Пациентам удается сохранить свою личность, но при отсутствии психотерапевтической помощи навязчивые мысли становятся постоянными. Человек не может нормально жить, работать, отдыхать.

Существует 2 основных направления терапии ОКР:

  1. Психотерапевтическая. Это основа лечения, позволяющая найти и устранить причину появления нарушений. Используются поведенческие методы, индивидуальная психотерапия и работа в группах. Важную роль играет снижение уровня тревоги и корректирование неадекватного поведения. Но основная цель работы с психотерапевтом – поиск избегаемого стимула навязчивых мыслей из воспоминаний прошлого и замедление реакции на него. Для этого может понадобиться больше 10 сеансов.
  2. Медикаментозная терапия невозможна без психотерапевтической помощи, и в комплексе с ней дает хорошие результаты. Применяются антидепрессанты и нейролептики. Перечень препаратов, их дозировка и схема приема обязательно подбираются индивидуально в каждом клиническом случае.

Лечение, как правило, приносит хорошие результаты. Наступает длительная ремиссия. Важно, чтобы психотерапевт смог различить ОКР и шизофрению на ранней стадии.

Назначается психотерапевтическое или медикаментозное лечение

Шизофрения

Шизофрения – тяжелое психиатрическое заболевание, при котором также могут наблюдаться обсессии и компульсии. В лечении, в отличие от ОКР, на первый план выходит долгосрочный прием медикаментов, и только потом – психотерапия. Различен и механизм возникновения психических нарушений: если обсессивно-компульсивное расстройство чаще всего спровоцировано травмой или стрессом, то причиной шизофрении являются генетические отклонения. Внешние обстоятельства могут только стать толчком к развитию недуга или ухудшить его течение.

При этом заболевании человек теряет себя как личность. Важное отличие невроза от шизофрении заключается в том, что в первом случае пациент может критически относиться к своему состоянию. Он пытается прогнать свои иррациональные тревоги и идеи, понимает их безосновательность и разрушительное воздействие на сознание. Навязчивость при шизофрении воспринимается пациентом как данность и реальность, причем мысли могут принимать совершенно причудливые формы, сопровождающиеся галлюцинациями и бредом. Опытный психиатр сможет отличить заболевание у человека и поставить диагноз: невроз или шизофрению.

Шизофрения — тяжелое психическое расстройство

Неврозоподобная шизофрения

Довольно сложно дифференцировать невроз навязчивых мыслей с шизотипическим расстройством, который также называют вялотекущей шизофренией. Симптоматика стерта и не ярко выражена. Один из видов шизотипического расстройства неврозоподобная шизофрения, которой также свойственны обсессии.

У пациентов с таким диагнозом не наблюдаются галлюцинации и бред. Не появляются дефекты личности, хотя другие признаки шизофрении могут присутствовать в той или иной мере. Но все же пациент должен наблюдаться у врача.

Как различить шизотипическое расстройство и ОКР? При неврозоподобной шизофрении наблюдается его общая странность в поведении и чудаковатость, тогда как отклонения в психики у невротика ограничиваются рамками обсессий и компульсий. Пациенты с шизотипическим расстройством часто одержимы глобальными идеями и планами, небрежно относятся к своему внешнему виду, могут увлекаться оккультными учениями.

Еще одно отличие вялотекущей шизофрении от невроза заключается в отношениях с окружающим миром. Невротик старается сохранить социальные роли и связи, тогда как пациента с неврозоподобной шизофренией это мало заботит. Он увольняется с работы, не стремится обзавестись семьей.

Странность в поведении — один из ярких признаков неврозоподобной шизофрении

Сочетание ОКР и шизофрении

Обсессионно-компульсивное расстройство и шизофрения – это принципиально разные диагнозы. Но они могут сочетаться друг с другом. Датскими учеными установлено, что невроз навязчивых мыслей способен стать толчком к развитию более тяжелых психиатрических болезней. Лечение ОКР при шизофрении комплексное: прием медикаментов в сочетании с психотерапией.

Главное отличие нервоза от шизофрении – это сохранение личности и критического отношения к своему состоянию. Если начать лечение вовремя, можно войти в длительную ремиссию и вернуться к нормальной жизни. Медикаменты и психотерапия помогут избежать возможных тяжелых нарушений психики в дальнейшем.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух