Значение учебной практики для студентов. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов. Министерство культуры российской федерации

Значение учебной практики для студентов. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов. Министерство культуры российской федерации

14.02.2021

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем:

Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременно методом педагогического процесса и формой обучающего контроля, определяющей результат подготовки будущего специалиста на определенном этапе обучения. Цель профессиональной практики - подготовка студентов к самостоятельному выполнению профессиональных функций в конкретной сфере будущей деятельности. В связи с этим задачи практики следующие:

· формирование, развитие и совершенствование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам;

· формирование и развитие у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии;

· развитие и совершенствование творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательный и обучающий эффект профессиональной практики зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

1. Очень важно, чтобы студенты, выходя на практику, были готовы к ней не только теоретически, но и были профессионально ориентированы с точки зрения проявления интереса и стремления к практическому применению теории. Большую роль в формирование данной мотивации будет играть четкое понимание студентами значения учебной, научной работы и практики для профессиональною становления. Следовательно, вся система обучения в вузе должна быть профессионально направленной. Обучение отдельным учебным дисциплинам должно быть ориентировано на подготовку специалиста конкретной профессии.

2. Эффективность практики зависит также от организации и содержания профессиональных практик, то есть от создания оптимальных условий для овладения опытом профессиональной деятельности. Сюда входит: сроки практик, базы практики, требования к выполнению программ базового учреждения (организации), функции студентов в период практики, содержание их деятельности.

Производственная практика организуется для студентов обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" (""Специалист по связям с общественностью"), "Менеджмент в социальной сфере”("Менеджер"), "Регионоведение" ("Специалист. Регирновед"), "Лингвистика и межкультурная коммуникация" ("Лингвист-переводчик двух иностранных языков"). Получение квалификации "Учитель двух иностранных языков Переводчик-референт" (специальность "Филология") предусматривает прохождение студентами двух видов практик: педагогической (4 курс) и переводческой (5 курс).

По степени активного участия студентов-практикантов в педагогическом или производственном процессе практика подразделяется на ознакомительную, учебную и стажерскую. Рассмотрим данные типы практик на примере педагогической практики, в организации и проведении которой в нашем университете накоплен немалый опыт.

Ознакомительная педагогическая практика предусмотрена на 1 и 2 курсах для студентов, обучающихся специальности "Филология". Практика длится одну неделю, в течение которой студенты посещают уроки, знакомятся с творческой мастерской учителя, организатора воспитательного процесса, ведут педагогический дневник. В задачи данной практики входит:

формирование устойчивого интереса я любви к профессии учителя;

развитие гностических умений через ведение дневника педагогических наблюдений;

*развитие коммуникативных умений.

Содержание учебной педагогической практики на 4 курсе квалификации "Лингвист. Преподаватель иностранного языка. Педагог-психолог дошкольных учреждений"- 5 недель, "Преподаватель допризывной и физической подготовки. Учитель английского языка" - 6 недель, специальность "Филология*" - 8 недель) позволяет студентам не только анализировать педагогический процесс в школе, но и формировать умения планировать и организовывать процессы обучения и воспитания. Студенты выполняют функцию помощника учителя иностранного языка и помощника организатора воспитательного процесса (воспитателя, куратора и т.п.): посещают и анализируют уроки иностранного языка и воспитательные работы, делают их самоанализы, принимают участие в работе методических объединений учителей иностранных языков, изучают учеников, составляют перспективные учебные планы, оказывают помощь классному руководителю в работе с родителями учеников, ведут педагогический дневник.

Преемственность в задачах и содержании учебной и стажерской практик; формирование мотивации к будущей профессии через содержание учебных дисциплин., разнообразие форм и методов профессиональной подготовки (спецкурсы, спецсеминары, научно-исследовательская работа и др.), своевременную диагностику и коррекцию профессиональной подготовки студентов с учетом индивидуальных проблем; интеграция учебных дисциплин.

Проведение работы по отбору и подготовке баз прохождения практики и подготовке координаторов (руководителей практикой) и др.

Рассмотрев сущность профессиональной практики, ее роль в становлении будущего специалиста, можно скачать, что практика является «яснейшим компонентом в вузовской системе профессиональной подготовки студентов. Более того, при определенных условиях, как то преемственность ознакомительной, учебной и стажерской практик, она может быть системообразующим элементом всего профессионального обучения и служить критерием по совершенствованию подготовки будущих специалистов.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики кино и телевидения

Н.И. Гаврильчак

А.Б. Смирнов

С.Н. Сапелко

Е.В. Смолокуров

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

студентами факультета управления специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания специалиста по циклу «Практики» (П.02.2) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Преддипломная практика направлена на получение студентами практических знаний и навыков профессиональной деятельности по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Преддипломная практика способствует закреплению и систематизации теоретических знаний, приобретению профессиональных умений, опыта, а также подготавливает студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО.

Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» подготовлено в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) для всех форм обучения.




1 Общие положения ………………………………………………………..….…3

1.1 Роль и значение преддипломной практики в подготовке

экономистов-менеджеров ….………………………………………………..…...3

1.2 Цели и задачи преддипломной практики ………………….………..……....6

1.3 Сроки проведения преддипломной практики ……………………..…….….8

1.5 Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны

быть приобретены или закреплены ………………………………………....…9

1.6 Рекомендации по формированию универсальных и профессиональных компетенций у студентов в период прохождения преддипломной практики ……………………….............................................................................................10

2. Программа преддипломной практики……………………..………….…..…11

3. Организация прохождения преддипломной практики……………….……14

4 Требования к отчету студента о преддипломной практике ……..................16



5.Обязанности студента–практиканта……………………..…………………..23

6.Подведение итогов преддипломной практики ……………………………...23

Приложения ……………………………………………………………………..31

Общие положения

Роль и значение преддипломной практики в подготовке экономистов-менеджеров

Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления и проводится на предприятиях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики и имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.

Преддипломная практика проводится с целью закрепления и рас­ширения теоретических и практических знаний студентов, приобрете­ния профессиональных навыков работы по специальности, подготовки дипломной работы. Требования к организации практики и ее содержание определяются ГОС ВПО.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми между университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий и организаций. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, преддипломную практику, как правило, проходят в этих организациях.

Руководство преддипломной практикой студентов со стороны Университета осуществляется кафедрой «Экономика кино и телевидения», непосредственно – лицом, ответственным за практики.

Ответственный за организацию и проведение практики на кафед­ре:

В установленном порядке ежегодно формирует базы практики на предстоящий учебный год в соответствии с графиком учебного процесса;

Организует выпуск приказа по университету по проведению практики;

Обеспечивает руководителей практики и студентов-практикантов программами практики;

Осуществляет контроль за проведением практики студентов;

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (проведение инструктажей о порядке прохождения практики и по технике безопасности, подготовку сопроводительных писем и другой необходимой документации);

Обеспечивает компетентностный подход руководителей к проведению практики;

Обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;

Совместно с руководством кафедры формирует комиссию по приему защиты отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее заседаний и принимает участие в ее работе;

Организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.

Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры руководитель практики, который:

Участвует в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре «Экономика кино и телевидения»;

Совместно с руководителями практики от организации составляет рабочую программу проведения практики;

Разрабатывает тематику заданий и календарные планы практики;

Принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

Совместно с руководителями практики от организации осуществляет контроль за соблюдением студентами правил техники безопасности;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе, способствует формированию компетенций студентам в ходе практики;

Оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Преддипломная практика студента должна проходить в одном изподразделений предприятия, организации СКС, являющегося местом практики, выполняющего экономические, организационные или управленческие функции. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.

На время практики студент может быть принят на вакантную должность с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового Кодекса Российской федерации), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Для руководства преддипломной практикой от предприятия наз­начается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию (главный, ведущий специалист, специалист I категории).

Руководитель практики от предприятия:

Организует практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики:

Создает необходимые условия для получения сту­дентами в период практики всей информации;

Совместно со студентом и руководителем от кафедры разрабатывает календарный план прохождения практики и осуществляет контроль его выполнения;

Оказывает студенту необходимую помощь в выборе темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия, в составлении плана работы по теме;

Оказывает помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения дипломной работы;

Обеспечивает студенту возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной экономической информации (ПК, вы­числительная техника и т.п.);

Контролирует дисциплину студентов в период практики;

По окончании практики дает характеристику студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики;

Предоставляет студенту возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов исследования по теме дипломной работы;

Готовит при необходимости отзыв на дипломную работу студента с оценкой уровня и качества ее выполнения и возможностей использования предложений, рекомендаций и выводов студента по исследованной проблеме в работе предприятия.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет

Факультет национальной и мировой экономики

Кафедра антикризисного и корпоративного управления

методические указания

по прохождению учебной (ознакомительной) практики

Ростов-на-Дону

1. Цели и значение учебной (ознакомительной) практики

Прохождение учебной (ознакомительной) практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов любых форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080503 «Антикризисное управление».

Ознакомительная практика проводится для студентов очной формы обучения на третьем курсе в шестом семестре в течение двух учебных недель, для студентов заочной формы обучения – на четвертом курсе в течение четырех учебных недель, для студентов сокращенной формы обучения – на втором курсе в течение четырех учебных недель.

Цели учебной практики:

закрепление и углубление знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий;

знакомство с работой предприятия в современных условиях, в том числе его основных подразделений, а также с системой управления им;

сбор и анализ информации о деятельности предприятия.

Значение прохождения учебной практики состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.

Во время прохождения учебной практики студент должен выполнить все пункты, намеченные в плане ее прохождения, который содержится в дневнике.

2. Порядок прохождения учебной практики

Ознакомительную практику студенты проходят на базе предприятий различных отраслей в форме экскурсий, проведения бесед и консультаций со специалистами и руководителями производственных подразделений, отделов и служб предприятия и руководителем практики от университета, а также сбора информации, характеризующей деятельность предприятия.

На знакомство с предприятием отводится примерно 2/3 времени, отведенного на ознакомительную практику. Оставшееся время отводится для анализа полученной информации и написания дневника и отчета по практике.

Предприятия, являющиеся базами ознакомительной практики, создают необходимые условия для её успешного прохождения и получения студентами всей необходимой для написания отчета по практики информации. Учебно-методическое руководство учебной практикой студентов осуществляется:

от кафедры – преподавателем кафедры (руководителем учебной практики), утвержденным заведующим кафедры;

от предприятия – опытными, высококвалифицированными специалистами в области экономики и управления производством, имеющими высшее образование и назначаемыми приказом руководителей предприятий.

Во время прохождения ознакомительной практики студент обязан:

изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

регулярно заполнять дневник практики;

выполнять задания, предусмотренные данными методическими указаниями и даваемые руководителем практики от университета и предприятия;

постоянно поддерживать связь с руководителем практики от кафедры и посещать его консультации.

Студент, не выполнивший заданий по ознакомительной практике или получивший отрицательный отзыв по своей работе и поведении на предприятии, подлежит дисциплинарному наказанию, вплоть до отчисления из университета.

Руководитель практики от кафедры обязан:

регулярно проверять соответствие работы студентов программе и календарному плану прохождения практики;

консультировать студентов;

оценить итоги прохождения практики по четырёхбалльной системе.

Руководитель практики от предприятия осуществляет общее руководство работой студентов, то есть:

следит за выполнением студентом программы и календарного плана прохождения практики;

консультирует студента по выполнению программы практики;

оценивает работу студента по четырёхбалльной системе, что учитывается при защите отчета по практике;

дает собственную характеристику студенту.

Отчет по ознакомительной практике студенты сдают руководителю от университета в конце практики и защищают в назначенный срок. Руководитель практики проставляет полученные оценки в ведомости и зачетных книжках.

3. Программа ознакомительной практики

В период прохождения ознакомительной практики студент изучает:

цели и основные виды деятельности предприятия;

различные функциональные направления деятельности предприятия (служб, отделов и других подразделений), систему управления этими направлениями (технология производства продукции, сбыт, маркетинг, материально-техническое обеспечение, финансирование, инвестиционная деятельность, управление персоналом, управление качеством продукции и др.);

выполняемые функции управления предприятием (прогнозирование, планирование, анализ, учёт, контроль, стимулирование, оценка деятельности основных подразделений и персонала предприятия);

изучает деятельность отделов и служб предприятия, нацеленных на различные аспекты экономической деятельности (плановая работа, организация труда и зарплаты, финансовая, маркетинговая, учетно-аналитическая и др.);

собирает и анализирует информацию, необходимую для выполнения целей практики;

Конкретную программу и календарный план прохождения ознакомительной практики на соответствующем предприятии разрабатывает руководитель от кафедры по согласованию с руководителями практики от предприятий.

Таблица 1

Тема учебной практики

Количество календарных дней

Ознакомление с предприятием (миссия, цели, основные виды деятельности, положение предприятия на рынке, масштабы деятельности и т.п.)

Изучение организационно-правовой формы предприятия, организационной структуры управления, производственной структуры

Ознакомление с системой управления предприятием (структура аппарата управления, принципы построения, функции)

Изучение технологического процесса производства продукции

Анализ внешней по отношению к предприятию среды

Ознакомление с кадровой политикой предприятия

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ, Структура отчёта и дневника по ознакомительной практикЕ

Отчёт по учебной практике выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм ± 10 мм). Общий объем отчета не должен превышать 15-20 страниц машинописного текста. Печать производится через 1,5 интервала, размер шрифта 14 (Times New Roman), с выравниванием по ширине. Левое поле листа – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст должен оформляться абзацами с отступом 1,25-1,5 мм. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию. Номер проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. Титульный лист включатся в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Формулы, таблицы, рисунки имеют самостоятельную, независимую друг от друга, сквозную в пределах одного раздела нумерацию, например: вторая формула первого раздела – (1.2); четвертая таблица первого раздела – Таблица 1.4; четвертый рисунок второго раздела – Рис. 2.4.

Отчет по ознакомительной практике имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (образец – см. в Приложении 1).

3. Характеристика предприятия (миссия, цели, виды деятельности; основные сведения о предприятии; положение предприятия на рынке; система управления предприятием; основные направления развития и масштабы деятельности предприятия; организационно-правовая форма, производственная и организационная структуры; форма собственности).

4. Описание производственного процесса (наименование технологического оборудования и совершаемые им операции, его расстановка, характеристика основных и вспомогательных рабочих и пр.).

5. Характеристика системы управления предприятием и её подсистем (принципы построения; аппарат управления и его функции; используемые системы автоматизации управления; состав, функции и задачи, выполняемые экономическими службами предприятия).

6. Анализ окружающей (внешней) среды по отношению к предприятию (характеристика поставщиков, заказчиков, основных конкурентов; наличие и высота барьеров входа на отраслевой рынок; SWOT-анализ; позиционный анализ; конкурентный анализ – построение конкурентных профилей, исследование конкуренции по модели М. Портера), выявление рыночных возможностей и перспектив развития предприятия.

7. Характеристика системы управления персоналом (содержание кадровой политики; кадровое планирование; методы найма и отбора персонала; система мотивации персонала; оценка и система развития персонала).

8. Выводы, содержащие основные итоги выполненной студентом работы, а также предложения по повышению эффективности деятельности предприятия.

9. Список использованных информационных источников (используются учебные, научные, периодические источники, а также Интернет-ресурсы).

10. Приложения (документация, регламентирующая деятельность предприятия; формы отчетности, положения, инструкции и пр.).

Дневник прохождения учебной практики заполняется следующим образом.

На первой странице указываются фамилия, имя, отчество студента; специальность, по которой он обучается, место прохождения и период практики; фамилия, имя, отчество руководителей практик от кафедры и предприятия.

Второй раздел дневника содержит план прохождения учебной практики с кратким указанием наименования проводимых работ и даты их выполнения.

В третьем разделе студент описывает вопросы программы (плана) практики с указанием даты и места выполнения работ.

Четвертый раздел дневника заполняется руководителем ознакомительной практики от предприятия. Он должен сделать замечания студенту и дать необходимые рекомендации по их устранению.

В пятом разделе студент приводит список информационных источников (различного рода документации, характеризующей деятельность предприятия), на основании которой выполнении отчет по учебной практике. Причем эта документация должна быть представлена в приложениях к отчету.

Шестой раздел дневника по учебной практики заполняется руководителем от предприятия, который дает краткую характеристику студенту и оценивает его работу за весь период прохождения практики по четырёхбалльной системе.

В седьмом разделе руководитель практики от кафедры дает краткую рецензию с указанием недостатков и достоинств представленного к защите отчета, а также ставит оценку по четырёхбалльной, которая переносится в зачетную книжку и в ведомость по учебной практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федеральное агентство по образованию

Гоу впо Ростовский государственный экономический университет

факультет национальной и мировой экономики

кафедра антикризисного и корпоративного управления

по учебной (ознакомительной) практике

на_______________________________________________________

(указывается полное наименование предприятия, по материалам которого выполнен отчёт)

студента (ки)______________________________________________

(фамилия, имя, отчество, специальность, курс, группа)

Руководитель практики от кафедры Антикризисного и корпоративного управления __________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, учёное звание, степень)



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух