Когда малыш реагирует на. Когда новорожденный начинает слышать? Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Когда малыш реагирует на. Когда новорожденный начинает слышать? Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

    Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

    Формирование слуха и зрения до рождения

    Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

    Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

    До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

    Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

    Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

    Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

    Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

    Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

    Особенности слуха после рождения

    Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

    Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

    Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

    К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

    Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

    Что видит ребенок?

    Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

    Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

    Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

    Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

    После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

    В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

    К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

    Как помочь малышу развить органы чувств?

    Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

    Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

    Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

    Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

    Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

    Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

    Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

    С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

    Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

    Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

    Признаки патологий

    Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

    Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

    Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

    О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими

    Фотобанк Лори

    Общаясь с малышом в период , вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет.
    С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания.
    Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире.

    Малыш начинает слышать задолго до рождения

    Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.

    Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса. Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа.

    Особенности слуха новорожденного

    В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования.
    Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.

    Как малыш реагирует на звуки?

    В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

    Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.

    Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — Ирина Иванова, и сегодня, как, впрочем, и всегда, нас ждет очень интересная тема для обсуждения. Давайте поговорим о том, слышат ли новорожденные дети. Я задумалась об этом после того, как моя знакомая, которая недавно стала мамой, уверенно утверждала, что ничего эти крошечные мальчики и девочки не слышат.

    А иначе, почему в детской палате роддома, в которую она заглянула, одни малыши крепко спали, когда их соседи в предвкушении кормления начинали плакать? Ведь, по ее словам, если бы у них имелся слух, от шума проснулись бы все. Я стала собирать информацию, листала медицинские журналы, беседовала с неонатологом и педиатром, и все, что узнала сама, хочу рассказать вам.

    Он слышит еще до рождения?

    Да, именно так, малыш начинает воспринимать звукочастотные колебания еще во время внутриутробного развития. Это происходит между 20 и 28 неделями беременности. Возможно, плод приобретает слуховую функцию еще раньше, но именно в этот период исследователям удалось установить связь между изменением его пульса и движений и звуковыми вибрациями извне.

    Не надо забывать, что все звуки доходят до ребенка, ослабленные брюшной стенкой матери и амниотической жидкостью матки. То есть, он слышит шум ее сердцебиения и громкие звуки извне, интенсивность которых снижена примерно на 30-70 децибел. Это первый слуховой опыт малыша, с которым он появляется на свет.

    Все ли звуки нравятся новорожденному?

    Часть читателей может сказать: «О чем вы говорите? Как что-то может нравиться или не нравиться новорожденному? И, вообще, еще надо доказать, видят ли и слышат ли что-нибудь дети, только что появившиеся на свет!»

    А, между тем, исследователи выявили некоторые закономерности в восприятии звуков, появившиеся с первых часов жизни ребенка:

    • Детям приятны звуки с низкой частотой (ниже 500 герц), он вызывают выраженную реакцию в виде безусловных рефлексов – кроха успокаивается, останавливает сосательные движения. Вот почему малышам нравятся мужские и низкие женские голоса.
    • Новорожденные беспокоятся, у них меняется частота дыхания и пульса в ответ на слышимые ими звуки высокой частоты (выше 1000 герц).
    • Оба типа реакции более выражены в ответ на речеподобные звуки.
    • Громкие звуки, возникающие внезапно, вызывают рефлекторное вздрагивание, плач.

    Адаптация к внешней звуковой среде происходит на протяжении первого месяца. Это врожденное качество направлено на совершенствование слуха. К концу первого месяца малыш уже знает, как определить из звуковой массы голос матери, даже искаженный фильтрами или записанный на звуковые носители.

    Почему важно знать уровень слуха малыша – домашний тест

    Если звуки речи будут доходить до анализаторов детского мозга искаженно, или не будут поступать совсем, ребенок никогда не . Даже при совершенном интеллекте и полноценных органах артикуляции речь слабо слышащего малыша останется на уровне рефлекторного лепета, и впоследствии угаснет совсем. Своевременная коррекция слуховым аппаратом врожденной или приобретенной патологии поможет ребенку обрести речь.

    Как проверить слух новорожденного? Воспользуйтесь тестом И.В.Калмыковой, благодаря которому можно в домашних условиях не только проверить реакцию малыша на звуки, но и примерно определить уровень воспринимаемого им шума.

    Для проведения теста потребуется игрушка с «пищалкой» и 3 совершенно одинаковых пластиковых баночки с крышкой. Отлично подойдут емкости для сбора анализов, приобретенные в аптеке. Их наполняют горохом, манкой и гречкой, оставляя место, чтобы крупа имела возможность при встряхивании издавать шум.

    Он равен:

    • Манка – 30-40 децибел;
    • Гречка – 50-60 децибел;
    • Горох – 70-80 децибел;
    • Пищащая игрушка – 90-100 децибел.

    Эти источники звука поочередно подносят к ребенку на расстоянии 10 см от уха, причем так, чтобы он не видел ваши манипуляции. Начинают тест с самого тихого источника звуков, заканчивая самым мощным раздражителем – игрушкой. Ребенок от рождения до месяца должен реагировать хотя бы на 80 децибел. Хотя, все индивидуально – не исключена реакция особо чутких детей и на менее громкие звуки.

    При отклонении от нормы советую, как можно раньше обратиться к профессионалам. Как логопед, знаю, насколько трудно восстанавливать сложные нарушения речи.

    Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых – понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

    Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

    Как развивается слух у новорожденного?

    Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

    Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

    • движений ручками и ножками;
    • изменений мимики;
    • движений глазками;
    • вздрагивания или замирания.

    Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

    Таблица развития слуха от рождения до 1 года

    Возраст Слуховое развитие
    До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
    1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
    4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
    7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
    9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

    Отклонения в развитии слуха

    Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

    • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
    • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
    • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
    • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).


    Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

    Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

    • краснуха или корь во время беременности;
    • увлечение алкоголем и наркотиками;
    • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

    К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

    Как формируется зрение?

    Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

    Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) – в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

    За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

    1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
    2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
    3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
    4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
    5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
    6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
    7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
    8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
    9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

    К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

    Таблица развития зрения от рождения до 1 года

    Возраст Развитие зрения
    До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
    4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
    7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
    11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

    Возможные патологии зрения

    Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

    • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
    • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

    Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.



    В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

    Многие дети до полугода могут немного косить – это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

    Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

    • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
    • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
    • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
    • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

    Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

    Женщина во время беременности часто разговаривает с еще не родившимся малышом, читает ему сказки. Будущая мама старается слушать приятную музыку - ведь малыш все слышит! Уже в роддоме, когда ребенок появился на свет и сладко спит в кроватке, мама старается не шуметь и не тревожить его сон. А врачи не боятся громко разговаривать в палате, говоря, что кроха еще не воспринимает звуки. Кто же прав? Слышит ли новорожденный ребенок?

    Как формируется слух до рождения

    Детки начинают слышать окружающие звуки еще в утробе матери: на 17 неделе беременности - в общих чертах, а уже с 27 недели осознают их и четко воспринимают.

    Этапы формирования слуха:

    1. 5 недель - формируются зачатки внутреннего уха.
    2. 8 недель - оформляется структура среднего уха.
    3. До 4-5 месяцев происходит образование ушного лабиринта, затем он начинает отвердевать (затвердение слуховых косточек продолжается практически до рождения малыша).
    4. После 6 месяцев - сформирована ушная раковина (наружное ухо), а ее хрящевая ткань затвердевает ближе к родам.

    В утробе матери в возрасте 17 недель малыш может слышать стук маминого сердца, ее голос, перистальтику кишечника. Он улавливает вибрации звуковых волн. А примерно с конца второго триместра (с 27 недели) кроха может анализировать звуки и четко их воспринимать. Кроме того, он даже может поворачивать головку в сторону услышанного звука.

    Особенности слуха у детей после рождения

    Слышит ли новорожденный ребенок в первые дни жизни? Да, слышит. После появления на свет на малыша обрушиваются множество звуков, которые доставляют крохе немалый дискомфорт. Каждый громкий звук будет заставлять ребенка вздрагивать (это рефлекс).

    С первых недель для малыша будет важна интонация, а не смысл произнесенного. К концу 1 месяца кроха сможет различать знакомые звуки (голос мамы и папы, близких родственников, мяуканье четвероногого питомца, тиканье часов в комнате) и незнакомые (голоса чужих людей, звуки новой бытовой техники). К знакомым звукам он относится спокойно, а к незнакомым - настороженно, с опаской. Теперь многим родителям известно, слышат ли новорожденные дети в 1 месяц.

    Ближе к 3 месяцам происходит синхронизация речевого и слухового центров. В ответ на знакомый приятный звук малыш может всплеснуть ручками и начать «гулить». К 6 месяцам детки реагируют на собственное имя и могут уловить, с какой стороны идет звук.

    Реакция крохи на звуки

    Рассмотрим, слышат ли новорожденные дети звуки. На что именно они обращают внимание? Крохи уже могут воспринимать следующее:

    • Темп вашей речи.
    • Меняющийся тембр голоса.
    • Интонация.
    • Прочие звуки. Например, звон погремушки.

    Как понять, слышит ли новорожденный ребенок? Для этого нужно понаблюдать за его реакцией:

    • замирание или вздрагивание при появлении новых звуков;
    • плач в ответ на громкий, резкий или неожиданный звук;
    • всплескивание ручками и дрыгание ножками;
    • прислушивание;
    • поиск глазками звукового раздражителя.

    Если вы не раз наблюдали за подобной реакцией малыша, значит, он прекрасно все слышит. Если же во сне кроха не реагирует на некоторые звуки, то просто они не раздражают и тревожат его.

    Как помочь ребенку в развитии слухового восприятия?

    Основная задача родителей - помочь новорожденному малышу адаптироваться в новом мире. Для развития слухового восприятия с крохой необходимо чаще разговаривать, давать слушать звуки разных тональностей, музыку (желательно классическую). Следует избегать очень резких и громких звуков, а также абсолютной тишины.

    Ежедневно необходимо делать с малышом гимнастику, массаж, купать его. Каждое из действий должно сопровождаться беседами с ребенком. Можно читать ему стишки, прибаутки, а перед сном напевать колыбельные. Так малыш начнет улавливать интонационные нотки, научится воспринимать слова. И вы не будете спрашивать о том, как определить, слышит ли новорожденный ребенок. Все будет понятно и так.

    Как ухаживать за детскими ушками

    Маленький человечек беззащитен в большом и новом для него мире. Он требует бережного и осторожного отношения. Любое неаккуратное действие во время ухода за ушками младенца может нарушить работу барабанной перепонки и повредить слух.

    Основные правила ухода:

    • Один раз в неделю очищайте ушные раковины (после того как малыша искупали).
    • Не пользуйтесь ватными палочками, они могут навредить.
    • Скатайте небольшие ватные шарики, уберите ими серу. Протрите ушко салфеткой.
    • Следите за складочками за ушами, они могут пересыхать и трескаться, доставляя малышу дискомфорт. Смазывайте складки детскими маслами или кремами.

    Как проверить, слышит ли новорожденный ребенок

    Порой может оказаться, что у малыша имеются нарушения слуха: тугоухость или глухота. Об этом можно говорить, если он никак не реагирует на резкий звук (не пугается, не закрывает глазки или не вздрагивает).

    Если трехмесячный малыш не проявляет реакции на звон погремушек или голос, обращенный к нему, то это является поводом для обращения к специалисту. Иногда случается, что у ребенка выражена некоторая степень тугоухости. Отдельные малыши не могут слышать высокие частоты, а воспринимают лишь низкие и средние. Попробуйте один эксперимент. В металлическую или стеклянную банку насыпьте немного манки. Потрясите банкой над головкой ребенка, чтобы манка издавала звук. Если малыш реагирует на звучание манной крупы, значит, со слухом у него все отлично. Это один из действенных способов, позволяющих понять, слышит ли новорожденный ребенок.

    В группу риска по заболеваниям слуха входят дети рожениц:

    • переболевших корью, краснухой или гриппом в течение беременности (тем более, если это было на ранних сроках, когда у плода только зарождаются органы слуха);
    • родивших позже или раньше положенного срока;
    • употреблявших наркотики или алкоголь;
    • работавших на вредном производстве (где дышали они токсическими веществами).

    Чтобы своевременно заметить и предотвратить возможные отклонения слуха у ребенка необходимо регулярно проходить медосмотры (обязательные плановые):

    1. Когда малышу исполнился 1 месяц. В этом возрасте на осмотре ему будут обследовать слуховые рефлексы.
    2. 6 месяцев. Малышам, родившимся преждевременно (недоношенным), советуют второй медосмотр проходить в 3 месяца.
    3. 1 год. На медицинском осмотре кроху будет тщательно обследовать ЛОР и другие специалисты. Врач назначит лечение (если в этом есть необходимость) или выдаст направление на прохождение дальнейшего обследования.

    У кого проявляются проблемы со слухом

    В основном проблемы со слухом затрагивают следующие категории детей:

    • недоношенные малыши;
    • дети с ишемическим поражением мозга;
    • перенесшие острую гипоксию при родах;
    • малыши, родившиеся от беременности, в которой резусы ребенка и мамы находились в конфликте;
    • дети, в старшем поколении которых были родственники с тугоухостью или глухотой.

    Когда необходимо показать малыша ЛОРу

    Чем раньше любящие родители поймут, слышит ли новорожденный ребенок или нет, тем эффективней пройдет лечение и для восстановления слуха будет больше шансов. Обязательно покажите ребенка врачу, если:

    Возраст малыша

    Признаки нарушений

    во время бодрствования не реагирует на громкие резкие звуки, не прислушивается к знакомому папиному и маминому голосу

    не «гулит», не поворачивается на звук, не обращает внимания на пение музыкальной игрушки

    5 месяцев

    не реагирует радостным лепетом на появление мамы и папы

    6 месяцев

    если при грохоте падающего предмета (или другом резком звуке) в состоянии бодрствования малыш не начинает реветь или не открывает глаза широко

    10 месяцев

    не старается произносить некоторые звуки

    не реагирует на просьбы родителей, не исполняет их

    ребенок не произносит отдельные фразы и слова

    Все малыши разные и невозможно подогнать каждого под медицинские стандарты. Некоторые дети порой настолько увлекаются игрой, что не замечают происходящего вокруг. Если вы заметили какие-либо признаки нарушений у ребенка - это не повод отчаиваться, просто сходите к врачу провериться. Опытный специалист выяснит, слышит ли новорожденный ребенок, поможет советом или назначит лечение.

    Самое главное - любите малыша. Читайте ему больше сказок, стихов, пойте песенки. В разговоре старайтесь использовать разные интонации, пробуйте разговаривать с крохой шепотом. Основной акцент делайте не на количество общения, а на его качество. Рано или поздно ваш дорогой малыш заговорит.



    © 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух