Графический диктант для старшей группы доу. Проективная методика "Графический диктант". Что такое графический диктант

Графический диктант для старшей группы доу. Проективная методика "Графический диктант". Что такое графический диктант

1.11. Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.

Описание методики. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12. 1.13, 1.14, 1.16, 1.17. 1.20.

Предварительные разъяснения:

« Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

Инструкция для рисования тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция для рисования проверочного узора.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Образцы диктуемых узоров.

Обработка и интерпретация данных.

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Ирина Кречетова
Интегрированная НОД в соответствии с ФГОС. Графический диктант (рисование по клеточкам) «Заяц»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (по ФГОС )

в подготовительной к школе группе

Тема «Заяц »

Графический диктант – рисование по клеточкам

Цель : Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (активизировать пространственные представления : вверх, вниз, вправо, влево.);

Задачи :

Образовательные :

Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;

Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого;

Развивающие :

Работать над развитием правильной, четкой и связной речью;

Активизировать слуховое восприятие и память.

Воспитательные :

Воспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Образовательные области : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Оборудование :

наглядный материал : иллюстрация зайца, схема зайца, магнитные цифры от 0 до 10, десять магнитных картинок с изображением цветка;

раздаточный материал : простые карандаши, ластики, тетради в клетку .

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Вам интересно , что мы сегодня будем делать? Это секрет, но чтобы его узнать, вам нужно отгадать загадку.

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки.

(Заяц )

Правильно, это заяц .

II.Работа с числовым рядом.

Работа на магнитной доске.

Давайте представим, что наш зайка прискакал на полянку, что он там увидел?

Вешаю на доску один цветок.

Сколько цветков увидел заяц на поляне ?

Какую цифру нужно поставить?

Вешаю на доску три цветка.

Сколько цветков увидел заяц ?

Какую цифру нужно поставить?

Вешаю на доску пять цветов.

Сколько цветков увидел заяц ?

Какую цифру нужно поставить?

Убираю с доски один цветок.

Другой заяц сорвал один цветок .

Сколько цветков осталось на поляне?

Какую цифру нужно поставить?

Вешаю на доску десять цветов.

Сколько цветков увидел заяц ?

Какую цифру нужно поставить?

Убираю с доски все цветы.

Зайке понравились цветы, и он решил их сорвать, чтобы сделать букет?

Сколько цветов осталось на поляне?

Какую цифру нужно поставить?

Как мы назовем этот ряд цифр?

Правильно, числовой ряд.

Скажите мне, он составлен полностью или каких- то цифр не хватает?

Какая цифра стоит между цифрами 1 и 3?

Какая цифра стоит после цифры 5?

Какая цифра стоит перед цифрой 10?

Какая цифра стоит между цифрами 6 и 9?

Какая цифра стоит между цифрами 7 и 9?

(Какая цифра стоит между цифрами 6 и 8)

Хорошо, а теперь послушайте и потом повторите чистоговорку.

Ща – ща – ща – зайка ходит без плаща.

III. Беседа.

Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.

– Давайте вспомним, что мы знаем о зайце.

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид зайки.

– Какие действия он может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать зайца?

– Как называется детёныш зайца?

Давайте вместе с вами проговорим скороговорку про зайку. Сначала вы меня послушаете, а потом мы вместе ее произнесем.

Заяц Егорка свалился в озерко.

Бегите к озерку – спасайте Егорку!

IV. Пальчиковая игра.

Сегодня мы научимся рисовать зайца по клеточкам .

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

Мы морковку трем,

Трем кулаком о кулак.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующие посыпание солью

Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

V. Закрепление пространственных представлений (в форме пальчиковой игры) .

Руку вправо, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руку влево, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик» )

За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Посадка перед началом работы

Сели прямо, ноги вместе

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

– Возьмите в руку карандаш и поставьте его на точку, которую я вам поставила заранее. От этой точки начнем рисунок. Слушаем внимательно и выполняем задание.

VII. Диктант .

Схематическое изображение зайца.

Проведите линию на

1 клетку вправо , 3 клетки вниз , 2 клетки вправо , 2 клетки вниз , 1 клетка влево , 2 клетки вниз ,

3 клетки вправо , 3 клетки вниз , 1 клетка влево , 1 клетка вверх , 1 клетка влево , 2 клетки вниз ,

1 клетка вправо , 2 клетки вниз , 2 клетки вправо , 1 клетка вниз , 6 клеток влево , 1 клетка вверх ,

1 клетка влево , 1 клетка вверх , 1 клетка вправо , 12 клеток вверх .

VIII. Дорисовка .

– Посмотрите, получился ли у вас заяц ?

Как вы догадались, что получился заяц ?

По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Как вы думаете каких?

Дорисуйте глаза, нос, рот.

Посмотрите, какой заяц получился у вас . Вам нравиться? Я очень рада.

IX. Физкультминутка.

Мы с вами хорошо позанимались. Давайте немного отдохнем и разомнемся. Задвиньте свои стулья и встаньте возле них.

Зайка сильно потянулся, руки в стороны развел,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Ничего он не нашел.

Чтобы яблочко достать, нужно на носочки встать.

X. Подведение итога

Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались?

У вас получился рисунок, который мы сегодня делали?

Благодаря чему получился рисунок?

(потому что внимательно слушали и выполняли все задания)

Егорова Наталья Викторовна

Увлекательная деятельность для дошкольников –

графические диктанты.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это - рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Рисование по клеточкам хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

Диктанты пишутся в полной тишине.

Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Приложение:

Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самосто­ятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.

Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу - фамилия, имя ребенка, дата проведения обследования. С ле­вой стороны листа на расстоянии четырех клеток от обреза ставится 3 точки, одна под другой (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток) (приложение 12).

Ход выполнения: первая инструкция: “Сейчас мы с Вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они полу­чились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внима­тельно слушать меня - я буду говорить, в какую сторону и на сколь­ко клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда начертите линию, ждите, пока я скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кон­чилась предыдущая, не отрывая карандаша. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Правильно. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так (показывает на доске). Это проведена линия на одну клеточку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клеточки вверх, а теперь на три клетки направо (слова сопровождаются вычер­чиванием линий на доске)”.

После этого переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор продолжает: “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по ря­дам и исправляет допущенные детьми ошибки. Ребят следует пре­дупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Вторая инструкция: “Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисо­вать узор”.

Инструкция к заключительному узору: “Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте каран­даш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клет­ки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка на­право. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор”.

При анализе результатов выполнения задания необходимо оце­нить действия под диктовку и правильность самостоятельного вы­полнения узора. Первый показатель свидетельствует об умении вни­мательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй - о степени са­мостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом слу­чае можно ориентироваться на такие критерии, как:

Высокий уровень: оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

Средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому;

Уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой - вовсе не соответствует;

Низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуе­мому.

Опросник Баса – Дарки.

Данный опросник предназначен для определения состояния агрессии у детей и подростков. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответы «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондента с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

    Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.

    Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

    Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.

    Я не всегда получаю то, что мне положено.

    Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

    Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.

    Мне кажется, что я не способен ударить человека.

    Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

    Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

    Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.

    Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

    Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

    Я часто бываю не согласен с людьми.

    Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

    Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.

    Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

    Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

    Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

    Меня немного огорчает моя судьба.

    Я думаю, что многие люди не любят меня.

    Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

    Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

    Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

    Я не способен на грубые шутки.

    Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

    Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

    Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

    Довольно многие люди завидуют мне.

    Я требую, чтобы люди уважали мои права.

    Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

    Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.

    От злости я иногда бываю мрачен.

    Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

    Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимание.

    Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

    Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

    Даже если я злюсь, я не прибегаю к грубым выражениям.

    Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

    Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

    Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

    Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

    Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

    Мой принцип: »Никогда не доверять чужим».

    Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

    Я делаю так много такого, о чем впоследствии сожалею.

    Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

    С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

    Я чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

    Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

    Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

    Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

    Неудачи огорчают меня.

    Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

    Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

    Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

    Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

    Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

    Я ругаюсь от злости.

    Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

    Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

    Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.

    Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

    У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

    Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

    Я часто думаю, что жил неправильно.

    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

    Я не огорчаюсь из-за мелочей.

    Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

    Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

    В последнее время я стала занудой.

    Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

    Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

    Физическая агрессия : ответы «да» в вопросах 1,25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.

    Косвенная агрессия : ответы «да» в вопросах 2, 18, 34, 42, 56, 63; ответы «нет» в вопросах 10, 26, 49.

    Раздражение : ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

    Негативизм : ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

    Обида: «да»- 5, 13, 21, 29, 37, 51,58; «нет»- 44.

    Подозрительность : «да» – 6, 14,22, 30, 38,45, 52,59; «нет» – 65,70.

    Вербальная агрессия : «да» – 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60,71,73;»нет» – 39,66,74,75.

    Чувства вины : «да» – 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя шкалы 5и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+-4, а враждебности 6,5-7+-3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Карта наблюдения Стотта.

Данная карта наблюдения (КН) предназначена для регистрации форм дезадаптированного поведения детей по результатам длительного наблюдения за ребенком. КН включает 196 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов (см. протокол в приложении 13).

Карта наблюдений.

1. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям . Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 – менее явные симптомы, от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.

    Разговаривает с педагогом только тогда, когда находится с ним наедине.

    Плачет, когда ему делают замечания.

    Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

    Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, напри­мер, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

    Лжет без боязни.

    Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

    Никогда не приносит педагогу цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

    Никогда не приносит и не показывает педагогу найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают,

    Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

    Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

    Не подходит к учителю по собственной инициативе.

    Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о помощи).

    Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

    Легко устраняется от активного участия в игре.

    Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

2. О – ослабленность (астения). Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В боле легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о его невозможности проявления активности. В более легкой форме (симптомы1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическому истощению. Симптомы 9 –20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам данного симптома обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентуют элементы депрессивного истощения.

    Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

    В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

    Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

    В играх иногда активен, иногда апатичен.

    В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

    Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

    Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

    Рассерженный, «впадает в бешенство».

    Может работать в одиночестве, но быстро устает.

    Для ручной работы не хватает физических сил.

    Вял, безынициативен (в классе).

    Апатичен, пассивен, невнимателен.

    Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

    Движения замедленны.

    Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

    Взгляд «тупой» и равнодушный.

    Всегда ленив и апатичен в играх.

    Часто мечтает наяву.

    Говорит невыразительно, бормочет.

    Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

3. У - уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

    Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

    Не реагирует на приветствия.

    Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

    Избегает разговоров («замкнут в себе»).

    Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

    Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

    Не проявляет интереса к коллективным играм.

    Избегает других людей.

    Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда задет или в чем-то подозревается.

    Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

    Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

    В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

    Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика установить и сохранить хорошие отношения со взрослыми. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, принимают ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 – проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.

    Очень охотно выполняет свои обязанности.

    Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

    Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

    Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

    Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

    Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

    Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

    «Подлизывается», старается понравиться учителю.

    Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

    Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

    Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и мелкими жалобами на товарищей.

    Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

    Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

    Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

    Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

    Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания , правильно воспроизводить заданное направление , самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. одна клеточка вправо. Одна . Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 – сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается балл за самостоятельную работу. Сумма этих дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Другие новости по теме.



  • © 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух