Чего боятся директора и педагоги? Не стоит верить всему на слово

Чего боятся директора и педагоги? Не стоит верить всему на слово

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать - речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд - зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами - я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения - дневник на стол. Ещё два предупреждения - пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке - то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия - ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями - это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель - это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов - не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель - сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты - вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», - он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.

Избегать учеников тоже не стоит - это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

В чем он оправдывался, кого винил? Предполагаю, что «злодеем» была выставлена я. На основании этого опыта я сделала следующие выводы:

1) Начальство любого ранга приветствует только материалы хвалебного характера.

2) Нам не дано знать, кто и в чем увидит критику в свой адрес.

Писать оправданий я не стала, но с тех пор спрашиваю каждого работника сферы образования, можно ли упоминать их фамилию, школу, независимо от того, на какую тему беру интервью. Ответы бывают разные, по моим наблюдениям, они отчасти зависят от географии: чем дальше от начальства, тем свободнее дышится. Директор сельской школы в ответ на мой вопрос засмеялся: «У нас с сентября по май распутица, никто не доберется, а к лету все забудут. Пиши что хочешь». Учителя одной из городских школ, пригласившие меня на собрание, просили помощи, обвиняя директора в беззаконии. Но когда я объяснила, что нужно упомянуть хотя бы название школы, буквально побледнели и задрожали от страха: «Нельзя, она нас всех уволит!» То же самое я слышала от преподавателей различных школ и вузов.

Некоторые начальники считают, что положение дает им право угрожать подчиненным, причем делают это даже тогда, когда человек уже им не подчиняется. Спустя пару лет после истории с ремонтом я уволилась, но писать продолжаю. Опубликовала сугубо положительное интервью со школьными библиотекарями. Директор школы позвонил мне домой и пригрозил, что прикажет не пускать меня на порог школы. Почему? Надо было спросить его, он бы дал более точную информацию. Возможно, но у меня-то было задание редактора - взять интервью у библиотекаря. Когда нужно задать вопросы директору или руководителю органов образования, иду к ним.

Постоянно обсуждаемая тема – заработная плата учителей. Слышу на автобусной остановке возмущенные голоса старушек: «Вы слышали, опять этим учителям поднимут зарплату, совсем заелись!» Читаю отчеты начальников отделов образования разных уровней, согласно приведенным в них данным со времени введения НСОТ заработная плата педагогов города и области намного повысилась, средняя цифра также неуклонно растет, за два-три года от двенадцати тысяч до двадцати-тридцати тысяч рублей в месяц. Беседовала с директорами многих школ - с удовольствием показывают документы, сметы. Действительно, при умелом хозяйствовании и честном подходе зарплата учителей и сотрудников существенно повысилась. К сожалению, есть и другие примеры. Учителя рассказывают при условии полной анонимности: если набирают нагрузку 30 часов, зарплата очень приличная. Если остаются на ставке, то есть 18-20 часов, то иной раз получают 5-7 тысяч. Добиться выплат из стимулирующего фонда не так-то просто. В некоторых школах все зависит от благосклонности директора, завуча, члена распределяющей комиссии, то есть дележка идет по принципу «кого люблю, тому дарю». В других на все вопросы ответственные лица пожимают плечами: «Денег нет».

Семейные женщины больше всего жалуются на то, что с введением НСОТ стало невозможно рассчитывать семейный бюджет. Один месяц получаешь 7 тысяч, другой 10 (доплаты за олимпиады, конференции). Доплата не зарплата - сегодня она есть, завтра нет. Нужно смотреть на простые цифры, а именно на базовый оклад. Именно он определяет благосостояние учителя. Учительница со стажем при полной нагрузке и классном руководстве получает 10-12 тысяч в месяц в зависимости от наличия или отсутствия доплат. Она никак не защищена от неприятных сюрпризов: скажем, директор собрал классных руководителей и объявил, что деньги на доплаты за классное руководство кончились. В марте. А куда они делись? Весной классный руководитель старших классов практически ночует в школе, готовя документы к экзаменам, к выпуску.

Учителя-предметники, особенно преподаватели иностранных языков, набирают частные уроки, зарабатывают репетиторством. Их отношение к работе постепенно меняется. «Раньше меня школа не напрягала, а теперь не могу дождаться, когда кончатся уроки, за которые мне платят гроши, и придут частники, сразу кладут деньги на стол». Неуловимо изменилась еще одна важная составляющая: раньше считалось неэтичным вести частные занятия с собственными учениками, теперь это в порядке вещей. Значит, на уроке учитель не обращает внимания на ученика, а ученик бездельничает. Оба знают, что после уроков встретятся и за дополнительную плату из кармана родителей улучшат показатели. Спрашивала многих коллег, занимались бы они репетиторством, имея нормальную зарплату, не зависящую от прихотей и благосклонности начальства. Ответ простой: конечно, нет. Называют и конкретную цифру: 30 тысяч рублей в месяц. Пробую представить себе, что я отвела 6 уроков в школе, а потом еще 4-6 уроков на дому, итого 40 часов в неделю. О какой подготовке к урокам, о каком профессиональном росте можно говорить?

Спрашиваю, почему не протестуют, не добиваются гласности в распределении средств. Часть учителей помоложе дают один ответ: пока их дети учатся в школе, они боятся за детей. У директора, завуча много рычагов воздействия на любого учителя. Неудобное расписание, «окна», две смены, непомерная нагрузка... Да, было дело, прогневила я начальницу – и она запланировала мне на учебный год одиннадцать (!) подготовок в неделю при норме 2-3. Имея трех детей, никогда не имела свободной субботы. Но все это мелочи по сравнению с тем, что могут устроить в школе нашим детям, начиная с занижения оценок и кончая насмешками, унижением. «Ты забыла, твой ребенок идет на медаль?» - с ласковой улыбкой спрашивали меня иногда. Уверяю вас, услышав эти слова, любая мать-учительница возьмет под козырек и пойдет строем куда прикажут. И дело не в медали, завуалированные угрозы многолики.

Конечно, есть другие причины, по которым педагоги молчат, или расскажут приглашенному корреспонденту, как обстоят дела, но попросят не упоминать их имен. Пенсионеры боятся потерять работу, а с ней дополнительный источник существования. На одну пенсию не прожить, а на пенсию и зарплату можно. Поговорите с учителями преклонного возраста, и вам назовут две основные причины, по которым они по-прежнему работают, держатся за рабочее место. У многих в школе внуки и даже правнуки. И у всех, так сказать, материальный стимул. Учитель плохо видит, плохо слышит, не помнит имен учеников, но как-то ведет уроки. Одна учительница преклонного возраста при мне простодушно называла ученицу Асю Васей, то есть именем ее отца, который много лет назад учился у нее в классе...

Педагоги помоложе наглядно осознают понятие «социальная незащищенность». Учительница географии рассказывает, как она пыталась добиться положенных выплат и не добилась, все ее попытки разбились о знакомую фразу «деньги кончились». Она считает, что преподавателям иностранного языка легче, они живут репетиторством. С начальством не спорит, боится, что уволят, куда она пойдет? Раньше всегда были инстанции, куда можно было обратиться за помощью, сейчас их фактически нет. Рассказывают, как педагоги и родители пишут письма, жалобы, но положение не меняется. И люди приходят к выводу, что нужно терпеть, приспосабливаться к существующему положению. Родители напишут жалобу на учителя, начальство побеседует с ними, объяснит, что заменить нет возможности, либо предлагают замену, которая пугает родителей еще больше. Учителя жалуются на директора, проходит проверка – и ничего не меняется.

Еще раз повторю: такое положение далеко не везде. Там, где директор школы умело хозяйствует в новых условиях, где распределение средств проходит открыто, где ведется работа по привлечению молодежи, где активно сотрудничают с родителями, заботятся о благе детей, сразу виден положительный эффект реформ. Люди не боятся беседовать с корреспондентом, с гордостью показывают достижения, рассказывают о проблемах, делятся планами на будущее. Идет нормальная работа, нормальная школьная жизнь. Интересно, как обстоят дела в других регионах. Имеет ли учитель право на собственное мнение, на критику существующего положения дел, на свободу слова?

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Фото Марии Голубевой

Чего боятся учителя? В произведениях мирового искусства задаётся немало вопросов: «По ком звонит колокол?», «Хотят ли русские войны?», «Отчего так в России берёзы шумят?»… Но никто никогда не задумывался, чего же на самом деле боятся учителя. А ведь вопрос-то интересный, щекотливый. С одной стороны, посмотришь - обыкновенные люди и страхи у них обычные, людские: мыши, например, или боязнь высоты. А с другой? Была у меня одна знакомая, бывшая «училка», вся из себя (сейчас на телевидении, кстати, работает). Так вот она очень боялась признать чужое превосходство в знаниях. Как ей ни доказывали, что она не права, - ни в какую не хотела признавать собственные просчёты. А ведь ошибки в работе учителя могут сломать не одну жизнь – уже в самом её начале… Говорят, что миром правят «троечники»: они практичны, активны, хладнокровны. Им не надо рассуждать, ведь жизнь, чаще всего, предоставляет только один вариант. Выходит, что фактического выбора у человека нет. Это нам и указывает на один из учительских страхов - боязнь ненужности. Вспомните сами: сколько раз в жизни вам пригодилась таблица Менделеева или труднозапоминаемые логарифмы, которыми вам так упорно забивали голову в школе? Часто ли вы размышляете над тем, как напряжение влияет на сопротивление? Если взрослый не может понять, для чего ему эти знания, то ребенок и подавно… Не менее распространённый страх педагога - крест на личной жизни. Сколько ни вспоминаю учителей/преподавателей, - лишь единицы по-настоящему счастливы в браке. Мне не совсем понятно, какие факторы мешают представителям учительской профессии иметь нормальную семью, теплоту и домашний уют. Возможно, это страх быть осужденным коллегами, а быть может, даже учениками. Или боязнь получения очередного неудачного опыта… К сожалению, мы об этом никогда не узнаем. Хотелось бы остановиться и на компьютерном страхе. Ни для кого не секрет, что немало таких педагогов, которые не только не умеют пользоваться компьютером, но и включать его не умеют. А самое странное, что некоторые даже и не хотят этому научиться. Понятно, освоить технологии, быстро идущие вперед, непросто. Но базовые программы-то можно изучить, тем более что сейчас для учителей проводится миллион обучающих курсов и семинаров. В крайнем случае, сами ученики могут помочь в освоении некоторых программ. Но тут мы упираемся в ещё один страх – боязнь потери авторитета. Как же – яйца курицу учат! Некоторые учителя почему-то считают, что авторитет заключается в ношении короны на собственной голове. И не дай Бог ей, этой короне, пошатнуться!.. Все перечисленное очень напоминает «золотые» правила жизни: не убей, не укради, не лги и пр. На мой взгляд, у учителя должен быть не только индивидуальный подход к детям, но и индивидуальный подход к самому себе. Такой подход заключается в желании познать новое, умении распознать талант, стремлении показать нужность и практическую значимость предмета, а иногда - и признать поражение. К сожалению, подчас складывается ощущение, что учитель сидит не в кабинете, а в стеклянной коробке и не желает выбраться из нее. Лишь избранным педагогам, несмотря на недовольство и осуждение со стороны учеников, родителей и руководства, удается сдвинуться с места. Остальные навсегда останутся чем-то вроде главного героя романа Франца Кафки «Процесс»! Автор: Червяк Ярослав Викторович -

В произведениях мирового искусства задаётся немало вопросов: «По ком звонит колокол?», «Хотят ли русские войны?», «Отчего так в России берёзы шумят?»… Но никто никогда не задумывался: чего боятся учителя? А ведь вопрос-то интересный, щекотливый.

С одной стороны, посмотришь — обыкновенные люди и страхи у них обычные, людские: мыши, например, или боязнь высоты. А с другой? Была у меня одна знакомая, бывшая «училка», вся из себя (сейчас на телевидении, кстати, работает). Так вот она очень боялась признать чужое превосходство в знаниях. Как ей ни доказывали, что она не права, — ни в какую не хотела признавать собственные просчёты. А ведь ошибки в работе учителя могут сломать не одну жизнь – уже в самом её начале…

Говорят, что : они практичны, активны, хладнокровны. Им не надо рассуждать, ведь жизнь, чаще всего, предоставляет только один вариант. Выходит, что фактического выбора у человека нет. Это нам и указывает на один из учительских страхов — боязнь ненужности . Вспомните сами: сколько раз в жизни вам пригодилась таблица Менделеева или труднозапоминаемые логарифмы, которыми вам так упорно забивали голову в школе? Часто ли вы размышляете над тем, как напряжение влияет на сопротивление? Если взрослый не может понять, для чего ему эти знания, то ребенок и подавно…

Не менее распространённый страх педагога — крест на личной жизни . Сколько ни вспоминаю учителей/преподавателей, — лишь единицы по-настоящему счастливы в браке. Мне не совсем понятно, какие факторы мешают представителям учительской профессии иметь нормальную семью, теплоту и домашний уют. Возможно, это страх быть осужденным коллегами, а быть может, даже учениками. Или боязнь получения очередного неудачного опыта… К сожалению, мы об этом никогда не узнаем.

Хотелось бы остановиться и на компьютерном страхе . Ни для кого не секрет, что немало таких педагогов, которые не только не умеют пользоваться компьютером, но и включать его не умеют. А самое странное, что некоторые даже и не хотят этому научиться. Понятно, освоить технологии, быстро идущие вперед, непросто. Но базовые программы-то можно изучить, тем более что сейчас для учителей проводится миллион обучающих курсов и семинаров. В крайнем случае, сами ученики могут помочь в освоении некоторых программ. Но тут мы упираемся в ещё один страх – боязнь потери авторитета . Как же – яйца курицу учат! Некоторые учителя почему-то считают, что авторитет заключается в ношении короны на собственной голове. И не дай Бог ей, этой короне, пошатнуться!..

Все перечисленное очень напоминает «золотые» правила жизни: не убей, не укради, не лги и пр. На мой взгляд, у учителя должен быть не только индивидуальный подход к детям, но и индивидуальный подход к самому себе. Такой подход заключается в желании познать новое, умении распознать талант, стремлении показать нужность и практическую значимость предмета, а иногда — и признать поражение.

К сожалению, подчас складывается ощущение, что учитель сидит не в кабинете, а в стеклянной коробке и не желает выбраться из нее. Лишь избранным педагогам, несмотря на недовольство и осуждение со стороны учеников, родителей и руководства, удается сдвинуться с места. Остальные навсегда останутся чем-то вроде главного героя романа Франца Кафки «Процесс»!

Червяк Ярослав Викторович

Специально для сайта «Стать грамотным»



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух