Лобная доля: функции, структура и повреждение. Как развивать мозг ребенка Недоразвитые лобные доли

Лобная доля: функции, структура и повреждение. Как развивать мозг ребенка Недоразвитые лобные доли

Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда как для максимальной мыслительной активности нужно заставлять работать лобные доли.

Что такое лобные доли?

Лобные доли мозга расположены чуть повыше глаз, сразу за лобной костью. Последние иссследования доказали, что именно лобные доли можно назвать «венцом творения» нервной системы человека.

В ходе эволюции наш мозг увеличился в среднем в три раза, тогда как лобные доли - в шесть раз.

Интересно, что в неврологической науке начала ХХ века превалировала довольно наивная точка зрения: исследователи считали, что лобные доли не играют никакой роли в работе мозга. Их презрительно называли бездействующими.

Подобные представления не позволяли понять значение лобных долей, которые в отличие от других отделов мозга не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным.

Более поздние исследования доказали, что именно лобные доли координируют действия других нейронных структур, поэтому лобные доли также называют «дирижером головного мозга».

Только благодаря им весь «оркестр» способен «играть» слаженно. Нарушение же в работе лобных долей мозга чревато серьезными последствиями.

Почему их важно развивать?

Лобные доли регулируют поведение высшего порядка - определение цели, постановку задачи и поиски путей её решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремлённость, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию.

Повреждение лобных долей мозга может привести к апатии, безразличию, инертности.

В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои функции на рабочем месте, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.

Вне зависимости от склада ума, характера и предпочтений, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию: концентрация и произвольное внимание, критическое мышление (оценка действий), социальное поведение, мотивация, постановка целей, разработка плана достижения целей, контроль выполнения плана

Лобные доли мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Нарушение их работы подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Основные пути развития

Для развития лобных долей мозга, которые у большинства людей в повседневной жизни находятся как бы в «спящем режиме», есть множество методик.

Во-первых, нужно выполнять упражениея, усиливающие кровоснабжение мозга. Например, играть в настольный теннис.

В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре.

Крайне важна диета. Нужно есть чаще, но понемногу, поддерживать уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами.

Нужно проводить работу над вниманием и тренировать способность его удерживания на протяжение долгого времени.

Важной составляющей тренировки лобных долей является планирование и четкое целеполагание. Поэтому хорошо научиться составлять список дел, график работы. Это будет тренировать лобные доли. Также хорошо помогает в этом деле решение несложных арифметических упражнений, ребусов. В общем и целом, нужно заставлять мозг работать, чтобы он не пребывал в спящем состоянии.

Медитация

Теперь по порядку.

Для развития лобных долей полезна медитация. Это доказывают многочисленные исследования. Так, в исследовании, проведенном специалистами из Гарвардского университета, 16 человек в течение 8 недель занимались в Массачусетском университете по специально разработанной программе медитации.

За две недели до и через две недели после программы исследователи просканировали мозг участников с помощью МРТ.

Добровольцы каждую неделю ходили на занятия, где их обучали медитации, целью которой являлось безоценочное осознание своих ощущений, чувств и мыслей. Кроме того, участникам выдали аудиоуроки по медитативной практике и попросили записывать, сколько времени они проводили, занимаясь медитацией.

Участники эксперимента медитировали в среднем по 27 минут каждый день. Согласно результатам теста, за 8 недель у них повысился уровень осознанности.

Кроме того, у участников увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение, и в структурах мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом.

Также у добровольцев из экспериментальной группы снизилась плотность серого вещества в миндалине, зоне мозга, связанной с беспокойством и стрессом.

Исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей, пришли к вывыоду, что медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались.

Доктор философии Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина в ходе своих исследований пришел к выводу, что во время медитации левая часть префронтальной коры головного мозга показывает повышенную активность.

Молитва

Молитва, как и медитация, способна улучшить способности мозга. Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта.

Для того, чтобы изучить влияние молитвы на мозг, он вводил человеку во время молитвы безвредный радиоактивный краситель.

По мере активации различных областей мозга, краситель перемещался туда, где активность была особенно сильной.

На фото видно, что наибольшая активность во время молитвы наблюдается именно в лобных долях мозга.

Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей Бог так же реален, как и физический мир.

Ученые заключил: «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

Изучение языков

Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники.

Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Спорт

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям.

Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой -гири тягал.

Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений».

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками.

В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.

Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствуют более продуктивной работе мозга.

Солнечные ванны

Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму.

Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D.

Он ускоряет рост нервных тканей мозга.

Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

«Эффект Моцарта»

То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы.

Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы - на 11%. Это явление было названо «эффектом Моцарта».

Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

Сон

Сон не только дарит покой нашему телу, он также позволяет «перезагрузиться» мозгу, по- новому взглянуть на стоящие перед ним задачи. Учеными из Гарвардского университета доказано, что после сна люди решали стоявшие перед ними задачи на 33% эффективнее, легче находили связи между объектами или явлениями. Ну и наконец, ученые доказали пользу дневного сна. Конечно, очевиднее всего она для детей: те малыши, которые спят между выполнением различных упражнений, делают их лучше и быстрее чем те, которые были лишены отдыха. Но и для взрослых дневной сон остается полезным и актуальным.

Мы не видим, что происходит в мозгу новорожденного. Мы не видим, как в тот миг, когда его глаза встречаются с нашими, нейрон его сетчатки соединяется с нейроном, находящимся на участке коры головного мозга, отвечающем за зрение. Момент этого соединения подобен проскакиванию электрической искры - и вот ваше лицо запечатлено в памяти ребенка навсегда. Такая же искра проскакивает и когда нейрон, несущий, например, закодированную информацию о звукосочетании «ма» , соединяется с нейроном коры головного мозга, отвечающим за слух. «Ма» захватывает ячейку в мозгу ребенка, и теперь до конца жизни эта ячейка не будет воспринимать никакой иной информации. Все эти процессы скрыты от наших глаз. Однако доктор Гарри Чугани, нейробиолог из Детройта, сумел их увидеть.
С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) он получил возможность наблюдать за тем, как участки мозга включаются один за другим, словно окна в домах после того как восстановлено энергоснабжение. Другими словами, доктор Чугани может замерять уровень активности процессов, происходящих в стволе и в сенсорных участках коры мозга ребенка с момента развития, и затем видеть, как ко второму-третьему месяцу жизни освещаются зрительные участки, а к шестому-восьмому - лобные доли.

Здоровый мозг:
Томограмма мозга нормального ребенка показывает зоны высокой (помечены красным цветом) и низкой (синий и черный цвет) активности. При рождении ребенка вполне функциональны лишь самые «простые» области мозга - ствол, например. «Включение» височных долей происходит под воздействием впечатлений, получаемых в раннем детстве.

Пораженный мозг:
Позитронно-эмиссионная томограмма показывает, что этот ребенок, оставшийся сиротой и вскоре после рождения помещенный в интернат, в детстве был практически лишен ухода. Височные доли его мозга, регулирующие эмоции и принимающие сигналы от органов чувств, недоразвиты. Такие дети отличаются эмоциональной и познавательной заторможенностью.

Все это значит, что формирование мозга продолжается еще долгое время после того, как ребенок появился на свет. Мозг не просто растет, увеличиваясь в размерах, подобно пальцам или печени, но образует новые и новые микроскопические узлы связи, ответственные за способность человека чувствовать, обучаться и запоминать, - одним словом, за все то, для чего мозг изначально и предназначался, но чего делать не умел.
Ученые лишь сейчас стали понимать, что истинную и полноценную работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые после рождения. Еще 25 лет назад нейробиологи полагали, что к моменту рождения структура мозга уже генетически предопределена. Но недавно выяснилось, что это не так. Решающее воздействие на мозг оказывают впечатления, получаемые в самом раннем детстве . Это они определяют, куда и каким образом будут подключены сложные схемы мозга. Сейчас ученые изучают то, как образуются эти схемы под воздействием различных впечатлений.
При рождении человека 100 млрд. нейронов, существующие в его мозгу, образуют более 50 трлн. узлов связи - синапсов. Генами, заложенными в человеке, определяются самые основные функции его мозга, в стволе которого образуются синапсы, заставляющие сердце биться, а легкие - дышать. Но не более того. Из 80 ООО различных генов половина занята формированием центральной нервной системы и управлением ею, но и этого далеко не достаточно для потребностей мозга. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает двадцатикратно и составляет более 1000 трлн. В человеческом организме попросту не хватает генов, чтобы изначально при рождении образовать столько синапсов.
Остальное приходится на долю различных впечатлений - сигналов, принимаемых ребенком из окружающего мира. Эти сигналы способствуют укреплению синапсов. Подобно тому, как стираются воспоминания, если их время от времени не освежать, слабеют и неиспользуемые синапсы. Их надо стимулировать. Скажем, ребенок раскладывает по цветам свои носочки или вслушивается в успокаивающие интонации голоса, рассказывающего сказку. Крэг Рэми из Алабамского университета пришел к выводу, что такие простые и старомодные методы стимуляции, как раскладывание кубиков, игра в «ладушки» и тому подобное, ускоряют развитие двигательных, речевых, познавательных навыков и (если, конечно, не будет травм) навсегда закрепляют их в памяти ребенка.
Возникновение нужных и избавление от ненужных синапсов происходит в разное время и в разных частях мозга. Очередность этих процессов зависит судя по всему от того, в каком навыке в данную минуту острее всего нуждается ребенок. Синапсы начинают возникать в возрасте двух месяцев в областях коры, заведующих моторикой. Вскоре ребенок утрачивает первоначальные рефлексы и начинает осваивать целенаправленные движения. К трем месяцам в долях мозга, отвечающих за зрение, формирование синапсов завершается - мозг настраивает их, позволяя сфокусировать глаза на предмете. Между восьмым и девятым месяцами начинает полностью функционировать гиппокамп - выпячивание в боковом желудочке мозга, регистрирующее и хранящее воспоминания. Только с этого момента у младенца появляется ясное и точное воспоминание о том, к примеру, как сделать, чтобы погремушка загремела. Как установил Чугани, после шести месяцев образование в лобных долях коры синапсов, отвечающих за логическое мышление и предвидение, происходит с такой скоростью, что мозг ребенка потребляет вдвое больше энергии, чем мозг взрослого. И этот бешеный темп сохраняется все первое десятилетие жизни, особенно первые три года .
Внешние впечатления, полученные в младенчестве, важны для создания и расширения словарного запаса. Объем его напрямую зависит оттого, много ли мать разговаривает со своим ребенком, сообщает Джейнлин Хат-тенлочер из Чикагского университета. Если ребенку досталась «болтливая» мать, то к году и восьми месяцам он знает в среднем на 131 слово больше, чем ребенок молчаливой матери. К двум годам разрыв увеличивается до 295 слов. «Важнейшее условие - это частота употребления (повторение) различных слов», - считает Хаттенлочер. Не меньшее значение имеет и синтаксическое строение фраз: если в материнской речи сложноподчиненные предложения с придаточными, начинающимися со слов «потому что» или «когда», занимают 40 процентов, то в речи ребенка они составляют 35. Если же мать употребляет такие конструкции в 10 процентах случаев, то ребенок -лишь в 5 процентах.
Бурный рост словарного запаса и синтаксически правильное построение предложений обеспечивается лишь живым языком . Хаттенлочер считает, что неумолчное болтание телевизора не стимулирует речевое развитие ребенка, потому что «речь должна быть связана с происходящими вокруг событиями, иначе это просто шум». Это справедливо и по отношению к другим аспектам развития познавательных навыков: информация, воспринимаемая в эмоциональном контексте, воздействует сильнее, чем голые факты . Ребенок куда быстрее постигнет значение слов «еще», когда дело коснется лакомства, и «потом», когда будет ждать новой встречи с любимой игрушкой. Но вам будет трудно втолковать ему смысл слов «еще» и «потом» в отрыве от конкретных ситуаций. Ничего удивительного: взрослые тоже лучше запоминают вещи, связанные с различным проявлением эмоций (вспомните, о взрывах домов в Москве), а сведения, никоим образом человека не затрагивающие, в памяти не остаются (чем отличается синус от косинуса?).
Причинно-следственная связь, ключевой компонент логики, также лучше постигается через эмоцию : если я улыбнусь, мама улыбнется мне в ответ. Ощущение, что одно вызывает другое, включает в сеть синапсы, которые могут поддержать и более сложные модели причинно-следственной связи. Чувства, понятия и речь начинают связываться воедино в 7-12 месяцев.
Другой путь к подключению синапсов мозга лежит через его врожденную способность улавливать гармонию . Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений, как она помогает, к примеру, собрать воедино разъятую на части фигурку зайца, изображенную на картинке. Это понимание лежит в основе математики, архитектуры, игры в шахматы. В журнале Neurological Research («Неврологические исследования») приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34 процента превышающие средневозрастные. Их сверстники, которых обучали основам работы на компьютере, пению или вообще ничему не обучали, остались на прежнем уровне. Физик Гордон Шоу из Калифорнийского университета объясняет подобный эффект тем, что, играя на рояле, «вы наглядно ощущаете взаимодействие пространства и времени». Когда последовательность «палец-клавиша» порождает мелодию, нейросвязи между пульсацией (клавишами) и звуками в пространстве и во времени (мелодия) укрепляются. Пока остается невыясненным, сколь продолжителен этот эффект - обнаружатся ли у дошкольников, занимавшихся музыкой, блестящие математические способности в старших классах.
Оборотная сторона пластичности мозга - его уязвимость для травм. «Сильное впечатление способно изменить поведение взрослого человека, - говорит Брюс Перри из Бэйлоровского медицинского колледжа, - но на мозг ребенка сильное впечатление или потрясение может произвести в буквальном смысле разрушительное воздействие ». Если структура мозга отражает пережитое им испытание, а травмированный ребенок испытал страх или стресс, то нейрохимические реакции на страх или стресс станут главными строителями мозга. «Если однажды вы пережили потрясение, а потом испытали его снова, - утверждает Линда Мэйес из Йельского центра по изучению ребенка, - то оно изменит структуру вашего мозга». Вот как это происходит:

  • травма повышает уровень таких гормонов стресса, как кортизол, и тот обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результате этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20-30 процентов меньше, чем у нормальных детей;
  • у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контролирующий память, меньше. Это следует отнести за счет токсического воздействия кортизола;
  • повышенное содержание кортизола у особо впечатлительных детей до трех лет усиливает деятельность тех долей мозга, которые контролируют чувство настороженности и агрессию. В результате мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего воспоминания о первоначальной травме (или присутствия ее виновника), чтобы некогда пораженные зоны мозга реактивировались. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоге, гиперактивности, повышенной импульсивности. «У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройство внимания и неспособность к самоконтролю », - говорит невропатолог из Миннесотского университета Миган Гуннер.
Травма также вносит путаницу в систему нейросигналов, усиливая одни и глуша другие, а поскольку именно нейросигналы играют важнейшую роль в формировании синапсов, детям, живущим в условиях длительных и непредсказуемых стрессов (в одном доме с другом матери, легко впадающим в ярость, или с алкоголиком дядей, который сегодня ласков, а завтра жесток), в дальнейшем будет трудно учиться. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, - говорит Перри, - означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда».
Потеря всегда трагична - особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему это не под силу.

Приветствую, читатель ! В этой статье поговорим о катастрофе человечества. И если вы нашли эту статью по запросу «почему я такой неудачник? », то вы уже поняли, о чем пойдет речь. Вращаясь в среде своих интересов, я часто натыкаюсь на ГУРУ личностного роста, на учителей успеха, и бывают еще маги с колдунами и прочие шарлатаны. Ну да бог с ними, пускай будут. Я вот о чем хотел сказать… Обилие этих псевдо экспертов всех мастей говорит о том, что люди в основной своей массе не в состоянии поставить себе цель, составить кое-какой план и следовать этому плану. Ведь спрос рождает предложение.

И как раз таки все те, кто называет себя неудачниками, и думают, что им фатально не везет — просто не умеют планировать и не в состоянии разглядеть цепочку событий, имеющих причинно-следственные связи и ведущих к определенному результату. Таким людям действительно может показаться, что все это удачное (неудачное) стечение обстоятельств. Просто всем везет. Вот и идет такой вот неудачник к МАГУ — Чародею, что бы он привлек к нему удачу по сходной цене в 5000 рублей (в газете прочитал).

Сейчас я раскрою вам страшную тайну… Правильная постановка цели, составление плана по достижению этой цели и неукоснительное, дисциплинированное следование составленному плану — это все ВРОЖДЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА! Именно так. Все, что ведет человека к успеху, уже априори заложено в каждом! И эти способности имеют исключительно нейрофизиологическую основу.

Лобные доли мозга

Чуть выше глаз, и сразу за лобной костью расположены лобные доли вашего мозга. В принципе, эти структуры являются венцом творения эволюции. В ходе эволюции наш (в большинстве случаев) увеличился в три раза, но лобные доли увеличились в шесть раз. Это говорит о том, что основная эволюционная работа проходила именно в этой части мозга. Так что же там такого? В целом у этих структур имеется две основных задачи:

  1. Регуляция общего тонуса мозговой коры (Осуществляется во взаимодействии с )
  2. Регуляция протекания основных форм психической деятельности.

Вот со вторым пунктом следует разобраться поподробнее… После смерти Рене Декарта и его работы о дуализме души и тела прошло немало времени. С тех пор люди в большинстве своем поняли, что душа неотделима от тела и существует только вместе с телом. Так вот именно в лобных долях мозга и находится наша душа, наша самость, наше «Я» (религиозных фанатиков прошу не беспокоить). Все сложнейшие психические процессы, составляющие нашу личность, протекают в коре лобных долей. Нарушение в работе КЛД или её физическое повреждение неминуемо ведет к изменению личности.

Финеас Гейдж

Одним из наиболее ярких примеров повреждения лобной коры является история станционного рабочего Финеаса Гейджа. Он работал на железной дороге и был ответственным, исполнительным и дисциплинированным рабочим. А далее, в 1848 году, в результате несчастного случая голову Финеаса насквозь прошил металлический прут. Он вошел под подбородком и вышел через макушку. Прут чудом не задел жизненно важные области мозга.

Он лишь отчасти разрушил его лобные доли, и Финеас остался жив и трудоспособен. Однако Финеас больше не был прежним. Он стал грубым, нетерпеливым, раздражительным и безответственным. Его личность изменилась кардинально. Это был совсем другой человек. Но сам Финеас Гейдж никаких изменений не заметил. Для него все осталось таким же, как и было.

Основные функции

Вне зависимости от вашего склада ума, вашего скверного или не очень характера, предпочтений в еде и сексе, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию:

  1. Концентрация и произвольное внимание
  2. Критическое мышление (оценка действий)
  3. Социальное поведение (контроль над агрессией и животными инстинктами)
  4. Мотивация
  5. Постановка целей
  6. Разработка плана достижения целей
  7. Контроль выполнения плана

Ну и еще очень много другого интересного, но… Девочки и мальчики, если для счастья вам не хватает счастья, а для успеха не хватает успеха, то я вас обрадую. И счастье, и успех (успешность) заложены в вас природой. И тут вы мне скажете – «Все это, конечно, очень здорово и мило, но тогда почему у нас ни хрена этого нет?!».

Вполне вероятно, что вы имеете дело с легкой дисфункцией лобной коры. Бояться не надо. Психиатры вообще уверены, что 99% людей срочно требуется их помощь 🙂 В общем эта легкая дисфункция может являться следствием того, что просто размяк мозг. И это основная причина у большинства людей. Наша цивилизация устроена так хорошо и удобно, что большинству просто негде применять свой мозг, вот он и теряет форму. Все дороги исхожены, все люди изучены, на работе задачи однотипные выполняются почти на автомате. А вернувшись с работы, включаете телевизор. Ну просто не жизнь, а сказка (условный рефлекс). А ты когда в последний раз книжку умную читал (а)?! Вот и не жалуйся теперь…

По большому счету, пункты 5, 6, и 7 являются чисто когнитивными, т. е. их можно натренировать. Надеюсь, что, применив ваши хилые навыки дедукции и логики, вы все же согласитесь, что то, что вы сейчас называете удачей или неудачей, есть хорошо или плохо продуманный и осуществленный план. А удачей это вам кажется потому, что вы сейчас просто не в состоянии этот план разглядеть.

Итак… Что бы научиться планировать, нужно планировать (как бы глупо это не звучало). Ставьте цели и составляйте планы по любому поводу. Налить чай, сходить пи-пи, почесать в … там, где чешется, и т.д. Ваш мозг очень быстро начнет отвечать на это осознанное планирование и вскоре это войдет в норму на более глобальных уровнях. Далее восстановится уровень мотивации, т. к. в работающем мозге быстро приходят в норму психические функции.

Я не жду от вас понимания того, что элементарные вещи могут иметь глубокие последствия, и понимаю, что многим не захочется заниматься (как может на первый взгляд показаться) «дуристикой». А поэтому, играйте в шашки, шахматы и любые другие настольные игры, требующие планирования. Если не верите мне, то хотя бы попробуйте. Ведь хуже от этого не станет. А когда убедитесь в том, что я прав, возвращайтесь на сайт. Здесь вы найдете еще много интересного 🙂

Резюме

В общем так, друг мой… Ты не неудачник !!! Никакой удачи и неудачи не существует. Есть только наличие плана или его отсутствие. Способности к планированию в тебе есть по умолчанию, нужно только их слегка пробудить, и уже очень скоро ты поймешь, что напрасно отправил деньги этому милому господину в Марокко. 🙂 Действуй, и все получится!

P.S. В целом кора лобных долей — это очень обширная тема, и в одну статью весь этот материал не запихаешь, как бы не хотелось. А поэтому следующие несколько статей будут посвящены коре лобных долей . Так что, если понравилось, следи за публикациями.

Как управлять ребёнком с развитыми лобными долями?

Если твой ребёнок может объяснить свои действия, например, сказать: «я не хочу есть, потому что я не голоден» , то, значит, у него развиты лобные доли.

Развитые лобные доли берут под контроль инстинкты и ребёнок становится мыслящим человеком. Когда ребёнок начинает объяснять свои поступки, с ним можно начинать общаться, как со взрослым.

Лобные доли могут развиться и к двум годам, и к трём, и к четырём, и к пяти, и к шести. Всё зависит от того, насколько активно заполняется память. Лобные доли развиваются параллельно с памятью. Чем больше информации в памяти, тем лучше развиты лобные доли.

Память загружается информацией через пять органов чувств - глаза, уши, нос, язык, кожа. То есть, чем больше малыш видит разных картинок, чем больше он слышит разных слов, чем больше нюхает разных запахов, пробует разных вкусов и ощущает разных прикосновений, тем быстрее у него заполняется память и тем быстрее он взрослеет.

Если хочешь узнать больше о лобных долях, то советую к прочтению книгу Элхонона Голдберга «Управляющий мозг» или посмотри мою видюшку в конце поста, я там объясняю, как работает мышление. А тут мы перейдём к практическому вопросу - как управлять ребёнком с развитыми лобными долями.

Ребёнок с развитыми лобными долями - это, по сути, взрослый человек, поэтому, эффективно управлять им можно только одним способом - договариваться.

Договариваться - это, значит, узнавать желание ребёнка и совмещать его со своим, оставляя ему свободу выбора. Конкретный пример:

Родитель: "сына/доча иди спать"
Ребёнок не идёт (значит, надо собирать информацию о том, что он хочет делать, вместо сна)
Родитель: "почему ты не идёшь?"
Ребёнок: "я хочу играть"
Родитель: "во, что ты хочешь играть?"
Ребёнок: "в машинки" (желание ребёнка понятно, теперь нужно совмещать его со своим)
Родитель: "мы с папой/мамой ложимся спать через 30 минут, если ты ляжешь спать сейчас, то завтра поиграешь в машинки целый час, а сегодня только 30 минут"
В 9 из 10 случаев ребёнок выберет сон, потому что выбрав дополнительные 30 минут на игру, он почувствует себя умным. Если выберет 30 минут, то пускай играет, значит, он сильно увлечён.

Другой пример:

Родитель: "сына/доча иди кушать, всё готово"
Ребёнок не идёт, занят своими делами
Родитель: "почему ты не идёшь?" (сбор информации)
Ребёнок: "я занят"
Родитель: "что ты делаешь?"
Ребёнок: "хочу собрать дом из кубиков" (желание ребёнка понятно, надо совмещать со своим)
Родитель: "если поешь, то наберёшься сил и соберёшь домик в два раза быстрее"
В 8 из 10 случае ребёнок пойдёт есть, потому что увидит выгоду от этого действия. Если ребёнок не идёт, то пускай собирает, значит, он очень увлечён. Представь, что ты чем-то очень сильно увлечён и тебя заставляют пойти поесть, ты бы проклял всё на свете.

Когда ты предлагаешь ребёнку альтернативу идти - не идти, то ты проверяешь уровень его увлечённости и заодно, помогаешь ему самому осознать, насколько он увлечён.

Если ребёнок не очень увлечён делом, то увидев выгоду от сна/еды, он согласиться на твоё действие. Если, даже, видя выгоду, он продолжает заниматься тем, чем занимался, то, значит, он, действительно увлечён делом и отвлекать его - это преступление.

Таким образом, что бы договориться с ребёнком, ему нужно показать выгоду от того действия, которое ты ему предлагаешь. Дети намного честнее взрослых, потому что у них ещё нет стереотипов. Они делают только то, в чём видят личную выгоду.

Есть и один запрещённый приём. Он подходит для экстренных случаев, когда ты спешишь и тебе нужно уговорить ребёнка за секунды, а не минуты.

Учитывая, что дети питают безусловную любовь к родителям, можно спокойно говорить о своих потребностях и просить ребёнка согласиться на твои условия. Конкретный пример:

Суть ситуации - вам с ребёнком надо срочно выходить из дома, потому что ты спешишь на встречу, а оставить его не с кем
Ты: "сына/доча, давай, нам надо собираться, через пять минут выходим"
Ребёнок не проявляет активности
Ты, садясь и смотря ему в глаза: "малыш, я очень спешу на очень важную встречу, если ты меня любишь и не хочешь меня подвести, то одевайся быстрее, мне очень нужна твоя помощь"
После этих слов любой ребёнок вскочит и начнёт быстро натягивать то, что нужно натягивать при выходе на улицу.

Когда родитель просит помощи - любой ребёнок, с развитыми лобными долями, расшибётся, но сделает то, что от него требуется. Когда дети оказывают помощь взрослым, они чувствует себя взрослыми и важными. Они очень жадные до этого чувства, потому что всё время находятся в противоположном состоянии - о них заботятся. Любая крайность требует компенсации. Так что, попросить помощи - это инструмент на экстренные ситуации.

Вывод:

1) что бы получить от ребёнка, с развитыми лобными долями, нужное действие, нужно показать ему выгоду от этого действия для него самого;
2) в экстренных случаях, когда нет времени на диалог, надо просить помощи.

Ученные рассматривают кору лобной области как совокупность образований, которые проявляют с раннего возраста выраженную индивидуальность в анатомическом строении. Среди этих образований есть те, которые является новыми, “человеческими ” полями, которые развиваются в более позднем возрасте. К ним можно отнести 46 поле.

Поле 46 является “человеческим полем”, т.к является эволюционным новообразованием, которое поздно дифференцируется. Поле 46 созревает последним и достигает 630% от начального размера. Т.к. это поле является тормозным, можно заметить, что дети не контролируют свои движения и хватают все, что плохо лежит. Такое поведение характерно мартышкам.

Общее

Специально развить лобные доли головного мозга у детей невозможно. В обществе бытует неправильно мнение о том, что физическая активность способствует усиленному кровообращению мозга, тем самым развивает все участки мозга. Физическая активность наполняет моторно-двигательные центры мозга, при этом остальные участки мозга ‘отдыхают ‘, т.к. при выполнении разных задач мозг задействует определенные центры, а не весь мозг.

Исходя из вышесказанного, чтобы определить упражнения для развитие лобных долей, нужно узнать, за какие функции отвечает лобные доли, при выполнении которых мы сможем развивать лобные доли.

Лобная доля как и другие состоит из и веществ.

Расположение

Лобная доля располагается в передних отделах полушарий. Лобную долю от теменной отделяет центральная борозда, а от височной – боковая борозда. Анатомически состоит из четырех извилин – вертикальная и три горизонтальных. Извилины отделяются бороздами. Лобная доля составляет треть массы коры.

Возложенные функции

Эволюционно так сложилось, что активное развитие лобных долей связанно не с мыслительной и интеллектуальной деятельностью. Лобные доли возникли у человека эволюционным путем. Чем больше человек мог делиться пищей в своей общине, тем больше вероятность того, что община могла выжить. У женщин лобные доли возникали с конкретной целью – деление пищей. Мужикам же эта область досталась в качестве подарка. Не имея тех возложенных задач, что лежат на плечах женщины – мужики стали использовать лобные доли самыми разными способами (думать, строить и тд), для проявления Доминантности.

По сути, лобные доля являются тормозными центрами . Также многие спрашивают, за что отвечает левая или правая лобная доля мозга. Вопрос поставлен не верно, т.к. в левом и правом лобных долях располагаются соответствующие поля, которые и отвечают за конкретные функции. Если обозначить грубо, то лобные доли отвечают за:

  • мышление
  • координация движений
  • осознанный контроль поведения
  • центры памяти и речи
  • проявление эмоций

Какие поля входят

Поля и подполя отвечают за конкретные функции, которые обобщены под лобными долями. Т.к. полиморфизм мозга огромен, комбинация размеров разных полей и составляет индивидуальность человека. Почему говорят, что со временем человек меняется. На протяжении всей жизни нейроны умирают, а оставшиеся формируют новые связи. Это и вносит дисбаланс в количественном соотношении связей между разными полями, которые отвечают за разные функции.

Мало того, что у разных людей размеры полей разные, так и некоторые люди могут и не иметь этих полей во все. Полиморфизм был выявлен советскими исследователями С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Ю.Г. Шевченко. Они показали, что индивидуальные способы строения коры мозга внутри одной этнической группы настолько большие, что нельзя увидеть каких-либо общих признаков.

  • Поле 8 – находится в задних отделах средней и верхней лобной извилин. Имеет центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 – дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 – Передняя префронтальная кора
  • Поле 11 – обонятельная область
  • Поле 12 – контроль над базальными ганглиями
  • Поле 32 – Рецепторная область эмоциональных переживаний
  • Поле 44 – Центр Брока (обработки информации расположения тела относительно других тел)
  • Поле 45 – музыкальный и моторный центр
  • Поле 46 – двигательный анализатор поворота головы и глаз
  • Поле 47 – ядерная зона пения, речедвигательная составляющая
    • Подполе 47.1
    • Подполе 47.2
    • Подполе 47.3
    • Подполе 47.4
    • Подполе 47.5

Симптомы поражения

Симптомы поражения выявляются таким образом, что выделенные функции перестают адекватно выполнятся. Главное не перепутать некоторые симптомы с ленью или навязанными мыслями по этому поводу, хотя это и есть частью заболеваний лобных долей.

  • Неконтролируемые хватательные рефлексы (Рефлекс Шустера)
  • Неконтролируемые хватательные рефлексы при раздражении кожи руки у основания пальцев (Рефлекс Янишевского-Бехтерева)
  • Разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы (Симптом Германа)
  • Поддержания неудобного положения руки (Симптом Барре)
  • Постоянное потирание носа (Симптом Дуффа)
  • Нарушение речи
  • Потеря мотивации
  • Невозможность сконцентрироваться
  • Нарушение памяти

Такие симптомы могут вызывать следующие травмы и болезни:

  • Болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височное слабоумие
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты
  • Онкологические заболевания

При таких заболеваниях и симтомах человека можно не узнать. Человек может потерять мотивацию, у него размываются чувства определения личных границ. Возможны импульсивное поведение связанное с удовлетворением биологических потребностей. Т.к. нарушение лобных долей (тормозных) открывает границы биологическому поведению, которым управляет лимбическая система.

Ответы на популярные вопросы

  • где находится речевой центр в головном мозге?
    • Находится в центре Брока, а именно в заднем отделе нижней лобной извилины
  • Где находится центр памяти в головном мозге?
    • Память бывает разная (слуховая, зрительная, вкусовая и тд). Зависимо от того, какой центр обрабатывает определенные сенсоры, в тех центрах и хранится информация от этого сенсора


© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух