Есть ли звук у буквы ы. Чтение: Изучение звука и буквы ы

Есть ли звук у буквы ы. Чтение: Изучение звука и буквы ы

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] - серый жетон.

Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром.

2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] - верни его
в клетку черного цвета. Если нет такого звука - в желтую клетку.

Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса.

3. Третий лишний.

Если в слове нет звука [ы] - это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.

4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.

5. Мишень.

Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы].

6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы].

(Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы.

7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).

8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы].

9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок.

10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]?

Светлана Пономарёва
Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Конспект занятия

для подготовительной логопедической группы

«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

(Звук и буква Ы )

Подготовила : учитель-логопед

Пономарева Светлана Витальевна

Тема : Звук и буква Ы .

Цель : Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах , словах, предложениях, познакомить с буквой Ы .

Задачи :

Обучающая :

Познакомить с новым звуком ;

Учить дифференцировать заданный звук на слух ;

Учить соединять звуки в слоги ;

Усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

Познакомить с буквой Ы ;

Закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Развивающие :

Развивать фонематический слух и фонематическое представление;

Развивать зрительный и пространственный гнозис;

Развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;

Развивать правильный речевой выдох; развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса) ;

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;

Воспитывать чувство импатии (сопереживания) .

Воспитывать интерес к занятию ;

Воспитывать настойчивость;

Коррекционные :

Уточнить артикуляцию при произношении звука Ы ;

Усовершенствовать речевой выдох и силу голоса;

Преодолеть речевой негативизм.

Оборудование : Аудио запись (гудок парохода, звуки леса , красный замок, цветовые символы звуков (у каждого ребенка, звуковые линейки , 2 провода (длинный и короткий, буква Ы , ежик ПЫХ (игрушка, корзинка (сделанная из картона, картинки грибов с буквами , картинки (крокодилы, бегемоты, жирафы, обезьяны, слоны, сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети в кабинет «заезжают на поезде» .

Логопед :

Мы приехали на поезде, а на чем еще можно путешествовать? (Ответы детей.)

А вы путешествовали когда-нибудь на пароходе? А как он подает сигнал? Включается запись сигнала парохода. Дети слушают и повторяют. Детям предлагается немного «проплыть» на пароходе («плывут» и подают сигнал). «Доплыли» до берега, и вышли на лесную поляну. Дети садятся на свои места.

II. Сообщение темы занятия

По просьбе логопеда дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.

Логопед :

А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал ?

Дети :

На звук Ы .

Логопед :

А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

Дети :

Со звуком Ы .

Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко) .

Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).

Логопед :

- Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук ?

Дети :

- звук Ы гласный , потому что он поется и воздух свободно выходит.

Логопед :

В каком замке живет?

Дети :

Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка.

Логопед :

Каким символом обозначаем гласные звуки ?

Дети :

Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком) . Выставляется красный квадрат рядом с замком.

IV. Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук » .

Логопед произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы, а когда дети услышат звук Ы , то хлопают в ладоши.

Логопед :

Мы сейчас с вами ловили какой звук ?

Дети :

Мы ловили звук Ы .

V. Произношение звука Ы в слогах

Игра «Звуки подружились »

Логопед предлагает подружить звуки .

Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными .

Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х , на другую звук Ы . Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М , звук Ы , слог – МЫ.

А сейчас мальчикам я подарю звук Т , девочкам звук Ы . Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ) . Дети, соединяя, ладошки произносят слоги.

VI. Произношение звука Ы в словах . Анализ слова ПЫХ

Включается аудиозапись, в которой слышится пыхтение - ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ.

Логопед :

А как кто-то там пыхтел? Дети повторяют все хором.

Появляется ёжик (игрушка) .

Ёжик :

– Звали меня? – Я ПЫХ.

Логопед :

Повторите, как зовут ёжика?

Дети все вместе :

– Засиделся я в лесу. Мне очень хочется с вами поиграть, ребята, только я вот должен знать правильно ли вы услышали мое имя. А для этого вам нужно на звуковой линейке с помощью символов выложить схему моего имени.

Дети делают звуковой анализ слова ПЫХ . Определяется последовательность звуков , дается полная характеристика каждого звука , определяется общее количество звуков в слове , количество гласных и согласных звуков .

Выполняется взаимопроверка (дети передвигают звуковые линейки и проверяют правильность выполнения друг у друга).

Молодцы, ребята, вижу, правильно вы услышали мое имя, справились с заданием, правильно составили схему.

А сейчас поиграем с вами в мою любимую игру «Рифмовки» .

VII. Физкультминутка

Логопед начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.

Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.

Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.

Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.

Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны

Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны.

Игра проводится 2 раза. Второй раз с помощью картинок-подсказок дети начинают говорить слоги, а логопед заканчивает .

Логопед :

А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? (Звук Ы ) .

VIII. Знакомство с буквой Ы

– Ы это мой любимый звук , но есть не только звук , а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква Ы

Логопед :

Из скольких элементов состоит буква Ы ?

Дети :

- Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком» , и еще палочка.

Логопед :

В какую сторону повёрнут животик?

Дети :

С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка).

Игра «Собери грибы» .

Логопед :

Пых сказал, что возле его дома растет много грибов, только вот он не знает какие из них можно собирать, а какие – нет. Поможем ему собрать?

Под запись «Звуки леса » дети подходят к столу, на котором лежат картинки грибов с буквами . Им необходимо положить в корзину только те, грибы на которых написана буква Ы .

Дети садятся на места.

IX. Подбор картинок на заданный звук

Логопед :

С каким звуком , и какой буквой мы познакомились ?

Дети :

Мы познакомились с буквой Ы .

Логопед :

Пыху очень нравится, что вы так часто повторяете его любимый звук , он решил с вами еще поиграть. Поиграем? Игра называется «Найди слово со звуком Ы » .

Пых каждому из вас отправил письмо. Возьмите конверты, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы . в конверт вложено по две картинки, в названии одной есть звук Ы , а в названии другой – нет.

Дети по цепочке проговаривают свое слово.

X. Произношение звука Ы в предложении

Логопед :

Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть.

Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое.

XI. Итог занятия .

Литература.

Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе . – СПб., 1998.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения . – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.

Аналитический этап можно начать с проблемной ситуации : возвратить детей к с.9-10 «Прописей» №2 и спросить, есть ли в прописях образец заглавной буквы Ы , посмотреть и в «Азбуке», есть ли заглавная буква Ы . Почему ее нет? Это что, ошибка? Затем читается хорошо читающим учеником стихотворение Е.Благининой на с.32 «Азбуки». Учитель делает вывод: «Значит, есть звук [ы], есть строчная буква ы . Русские слова со звука [ы] не начинаются; поэтому в начале предложения буква ы стоять не может, не могут и русские имена начинаться с буквы ы .

Изучение звука [ы] проводится в ходе эвристической беседы : «Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный? Почему? Обратите внимание на слоговые схемы. Первая схема к какому слову относится? Как вы догадались? А вторая? Ударный [ы] в слове шары или безударный? А может ли быть [ы] безударным? Давайте послушаем стихотворение (хорошо читающий ученик читает стихотворение Е.Григорьевой и И.Гамазковой на с.32 «Азбуки»). Произнесем медленно слова, выделяя голосом ударный слог: капусты , брюквы , дыни . Какой вывод мы можем сделать? Дадим полную характеристику звуку [ы] по схеме: гласный – согласный, ударный - безударный.

В ходе эвристической беседы и наблюдений над языком выявляется и роль буквы ы в слоге-слиянии: хорошо читающий ученик читает стихотворение В.Берестова на с.33, останавливаясь после каждого слова с буквой ы , класс хором произносит медленно эти слова (выпускаем , цветные , шары , выше , горы , выше , луны , вышины ) и делается вывод, что буква ы обозначает твердость предшествующего согласного. Затем читается правило на с.33 «Азбуки». По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка в написании буквы ы проводится на с.9 «Прописей» №2 по той же методике, что и написание предыдущих букв, с использованием анимированных прописей в электронном приложении к «Азбуке». Учитель комментирует: «От верхней линии рабочей строки делаем палочку с петелькой внизу, выводим к верхней линии и пишем палочку с закруглением вправо».

Чтение: Дальнейшую работу по закреплению материала целесообразнее начать с сопоставления местоположения букв ы и и на «ленте букв».

Учитель должен подвести детей к выводу, что эти две буквы расположены в одном столбике, но на разных «этажах», потому что ы обозначает твердость предшествующего согласного, а и – мягкость. И очень часто они обе бывают на конце слов, которые обозначают не один предмет, а несколько. В качестве иллюстрации рассматривается верхняя картинка на с. 34 «Азбуки», но более наглядно сопоставление ы - и при образовании мн.ч. имен существительных выступает в электронном приложении к «Азбуке» в круговой табличке на букву ы , поэтому ее целесообразнее использовать для закрепления.

Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы ы проводится на с.10 «Прописей» №2. В начале работы следует обратить внимание детей на то, что в «Прописях» буквы ы и и сопоставляются. При вставке букв в слова их прочитывают умеющие читать ученики. Работа со схемами слов мышка и мишка позволяет сделать переход к следующему этапу урока (чтению). Смыслоразличительная функция звуков [ы] и [и]. Детям трудно сделать по одному примеру вывод, поэтому нужно дополнительно привести и разобрать значения слов в стандартных фонологических парах: был бил , выл вил , мыло Мила , дым Дима , и только после этого можно подвести детей к выводу о том, что замена даже близких по звучанию [ы] и [и] совершенно меняет смысл слова.

Оставшееся время нужно посвятить развитию речи детей – пересказу сказки «Курочка Ряба» по иллюстрациям на с.35 «Азбуки». Задание найти слова с [ы] можно дополнить заданием найти слова с [и].

Итоги урока.

1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Что нам говорит народная мудрость?

2. Какую букву мы изучали? Чем интересна эта буква?

3. Каково положение буквы ы на «ленте букв»?

4. Какова роль буквы ы в слоге-слиянии?

5. Охарактеризуйте звук [ы].

Этап рефлексии.

Физкультминутки – в зависимости от характера класса, нужно проводить после каждого этапа урока.

Рекомендации по работе в семье. Если в семье есть члены, которым пришлось менять профессию или вид работы, нужно рассказать ребенку, как пришлось переучиваться, какие усилия пришлось приложить; потренировать ребенка в написании буквы ы в прописях, поинтересоваться, все ли он усвоил на уроке; если ребенок не удовлетворен результатом, поработать с электронным приложением.

Уроки 14(чтение) и 17(письмо)

Темы уроков: Чтение: Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу . Функция буквы У в слоге-слиянии (с.36 – 39).

Письмо: Письмо буквы Уу (с.11-13).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [у] и его отражением на письме с помощью буквы Уу , с функцией буквы У в слиянии, с местом буквы У на «ленте букв»; научится характеризовать звук [у], находить его в слого-звуковых схемах, находить букву У в словах и предложениях, писать букву Уу по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов, пересказа сказки.

Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной методике, осваивает базовые предметные понятия (звук [у], буква У , роль буквы У в слоге-слиянии) и логические УУД анализа, синтеза, исключения лишнего при работе со схемами; формирует регулятивные УУД в ходе дискуссии и дидактической игры; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; осмысление основных моральных норм – взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности в ходе обсуждения темы урока.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе», компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».

Ход уроков

Целеполагание: Дети вместе с учителем просматривают материал «Азбуки» на с.36-39, хорошо читающие дети прочитывают заголовки тем. Затем учитель предлагает зачитать пословицы на с.36 и выбрать из них ту, которая дает непривычный поворот темы и обсудить ее, так как тема учебы неоднократно повторялась и могла наскучить детям или вызвать отторжение излишней дидактичностью. Дети выберут пословицу «Умный – себя винит, глупый – своего товарища», а затем вместе с учителем продолжают формулировать учебную задачу урока: «Изучить звук [у] букву Уу, ее роль в слоге-слиянии, ее местоположение на «ленте букв», поработать со схемами слов, поиграть в игру».

Занятие № 9. Буква и звук Ы.

Оргмомент.

Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.

Повторение пройденного материала. Работа со слогами.

Ребята, чтобы сегодня отправиться в страну Знаний и познакомиться с новой буквой, нам надо с вами выполнить очень сложное задание, которое нам прислала королева страны Знаний. Она хочет проверить, чему мы с вами научились за все наши путешествия. Королева прислала нам картинку. Отгадайте что это?

А вот кто-то важный

На беленькой ножке

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.

На доске открывается картинка мухомора, под ней собирается слово.

Ребята, давайте вспомним, что такое слог. Это песенка гласного звука с согласным.

Назовите мне примеры слогов. Дети называют.

Молодцы! А теперь давайте с вами разобьем слово мухомор на слоги . Му – хо - мор.

Сколько слогов в этом слове? Три.

Назовите первый слог. МУ Найдите на доске первый слог. МУ

Назовите второй слог. ХО Найдите на доске второй слог. ХО

Назовите третий слог. МОР.

Сколько звуков поют песенку третьего слога? Три . Какие? М О Р

Найдите на доске третий слог.

Молодцы, вы с успехом справились с трудным заданием, которое нам задала королева страны Знаний. Мы можем отправляться в город Звукоград и знакомиться с новым звуком.

Игра «Составь слово».

Ребята, посмотрите, что натворила Ошибуська. Пока мы с вами выполняли задание, она разбросала слова под картинками. Давайте найдем недостающие слоги или буквы и соберем слова. Под картинкой написаны отдельные слоги или буквы. Ребенок должен найти недостающие слоги или буквы и собрать слово.

Му – ха, у - ха, с -ом, шу- м, о -са, хо- р, ш -ар.

Знакомство со звуком [ы].

Ребята мы сегодня с вами познакомимся с звуком - волшебником. Этот звук может из одного предмета сделать много. Давайте поиграем. Я буду называть один предмет, а вы мне много таких предметов. И мы с вами узнаем, что это за звук. Дети произносят слова, выделяя последний звук.

Арбуз –арбуз ы , конфета – конфет ы , блин – блин ы , цветок – цвет ы , огурец – огурц ы , машина – машин ы , кот – кот ы , кит - кит ы . Сережа молодец, а мы – МОЛОДЦЫ!!!

Ребята, кто услышал какой звук, мы произносили в конце слов. [ы]

Давайте произнесем звук [ы]

Нам что-нибудь мешает произносить этот звук? Нет.

Значит, какой это звук? (Гласный)

Почему? (Звук [ы] гласный, т.к. его можно тянуть и петь)

Фонетическая зарядка. Учим стих наизусть.

У мышат был вкусный сыр

Сгрызли мыши сыр до дыр.

Местоположение звука [ы] в словах.

Ребята, звук [ы] не только великий волшебник и может из одного сделать много, но он еще и очень скромный звук и любит прятаться среди других звуков. Он никогда не становиться в начале слова.

Знаю я, и знайте вы, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

Но другие звуки не могут обходиться без звука [ы], и часто зовут его петь дружные песенки. Поэтому звук [ы] часто встречается в словах. Но услышать его можно в середине или в конце слова. Давайте попробуем его отыскать, поищем слова с этим звуком и посадим слова в паровозик.

В первый вагончик слова, в которых звук [ы] находиться в середине слова.

Во второй вагончик слова, в которых звук [ы] находиться в конце слова.

Н а доске картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки. Называют, что на них изображено, выделяя звук [ы]. Сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, дыня, мышь, дятел, камыш, рыба, часы, шары.

Физкультминутка. Рифмовка.

Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.
Дилы-дилы-дилы – появились …(крокодилы)
Дети руками изображают пасть крокодила.
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
Дети изображают скачущих обезьян.

Знакомство с буквой Ы.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [ы] , но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами .

Давайте посмотрим на букву Ы.

Ы – это буква сы-ы-ытая

Несет брюшко набитое.

Ы… Какая ты толстушка

Твой животик как подушка

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

Работа с учебником.

Паровозик. Ребята, нашу букву пора селить в домик. За ней приехал из Буквограда Паровозик. Слова в него мы уже посадили. Осталось отвезти букву Ы в Буквоград.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление . Чтение стихотворения.

Наш рассказ про букву Ы

Как лужайка без трав ы

Или скажем угощенье

Без айв ы и без халв ы .

Но великие ум ы

В том числе, конечно, м ы

Не слыхали, чтобы слово

Начиналось с буквы ы .

Вспоминали безуспешно

И они, и м ы , и в ы

И рыдали безутешно

Ы – Ы – Ы – Ы!

Совершенствуя наши ум ы

С буквой Ы познакомились и м ы !

Домашнее задание.

Речевой и картинный материал.

Введение.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных, свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы] . Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности :

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

4.Чистоговорки

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Панама — панамы

Ягода — ягоды

Поляна — поляны

Канава — канавы

Вагон — вагоны

Банан – бананы

Букет – букеты

Кабан – кабаны

Томат – томаты

Бутон – бутоны

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем. (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

(много чего?)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Ствол ели – еловый

Пирог из ягод – ягодный

Сок из томатов — томатный

Лист дуба — дубовый

Лист клена — кленовый

Комок из снега — снежный

Сок из яблок – яблочный

Веник из березы — березовый

Лист железа — железный

Е) Скажи наоборот.

Дорогой — дешевый

Легкий — тяжелый

Тонкий — толстый

Больной – здоровый

Пустой — полный

Холодный — теплый

Светлый — темный

Богатый- бедный

Белый — черный

Веселый – грустный

Злой — добрый

Новый — старый

Сухой – мокрый

Сильный — слабый.

Сладкий — соленый.

Северный — южный.

8. Дифференциация звуков [Ы-И]

А) Повтори слоги

ты-ты ды-ди ны-ни

бы-бы зы-зи фы-фи

гы-ги мы-ми кы-ки

пы-пи сы-си вы-ви

б) Повтори слова парами

Ныл – Нил

Мыло – Мила

Мышка – мишка

В) Повтори слова

быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.

Г) Повтори словосочетания

сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.

Д) Повтори предложения, стишки.

У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.

Сливы у Нины

Вишни у Димы

Тыквы у Вити

Дыни у Мити.

Мы козлики.

Мы козлики!

Какие вы?

Рогатые!

Мы котики!

Какие вы?

Мохнатые!

Мы ежики!

Какие вы?

Колючие!

Мы девочки!

Какие вы?

Красивые!

А вы, какие мальчики?

Мы — сильные! (В. Данько)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья калины,

Листья малины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева)

Мишки и мышки.

Мишки с мышкой поиграли,

Мышке ушко оторвали.

Ушко сделано из ваты.

Разве мишки виноваты? (К.Стрельникова)

Е) Игры и упражнения. «Один – много»

Образование множественного числа существительных. (ы или и)

Панама — панамы

Петух — петухи

Домик — домики

Билет – билеты

Пион — пионы

Веник — веники

Паук — пауки

Диван – диваны.

Лебедь – лебеди

Вагон – вагоны.

Список использованной литературы:

1.​ Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008

2.​ Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух