Автоматизация звука мь в словах и предложениях. Речевой материал на автоматизацию звуков "М" -"Мь

Автоматизация звука мь в словах и предложениях. Речевой материал на автоматизацию звуков "М" -"Мь

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю
Мя - мя - мя
Мя - мю - ме
Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю
Ми - ми - ми
Мю - ме - ми
Ме - ме - ме
Мё - ми - мя
Имь - имь - имь
Мю - мю - мю
Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (М).

Речь является одной из важнейших функций человека. В последнее время всё больше появляется детей с нарушением более простых звуков, таких, как: М, Т, Н, Д.

РАБОТА СО ЗВУКОМ «М»

Артикуляция звука .

Губы спокойно сомкнуты без напряжения, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха. Расстояние между резцами и положением языка зависит от следующего за ним гласного. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Постановка звука.

Постановка звука идет по подражанию. Прижать одну руку ребенка к своей щеке, а другую к щеке логопеда. Ребенок будет ощущать вибрацию на щеке логопеда и воспроизводить её путём тактильного контроля через свою ладонь.

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада.

Сомкнуть и разомкнуть губы. (5-6 раз.)

Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос.(5-7раз).

- «Помычать», выдыхая воздух через нос на бумажку, поднесённую к ноздрям.

Втянуть губы в рот и вытянуть трубочкой. (5-7 раз).

Автоматизация звука «м» в прямых,в обратных слогах, в интервокальной позиции и в слогах со стечением согласных.

1.м-м-м-а ма-мо-му му-мо-мы

М-м-м-о мо-мы-ма мы-мэ-мо

М-м-м-у му-ма-мэ мэ- мА- мы

2. а-м-м-м ам-ом-ум ым-ом-ам

О-м-м-м ум-ом-ам ом-ум-ым

3.ама-омо-уму ама-уму-омо

Омо-ама-ымы уму-омо-ымы

Уму-эмэ-ымы омо-ымы-ама

4.сма-смо-сму-смы-смэ кма-кмо-кму-кмы-кмэ шма-шмо-шму-шмы

Автоматизация звука «м» в прямых, обратных слогах, в интервокальной позиции, в слогах со стечением согласных.

1.Мак, магазин, малина, Мальвина.

Мыло, мышка, мысли, мычать.

Молоко, молоток, мост, моток.

Муха, мультик, музей, музыка, мухомор.

2.Дом, том, шлем, шум, гном,

лом, альбом, дам, вам, ком.

3.Дымок, замок, помада, туман, кума, дума, комод, камыш, команда, лимон.

4.Комбайн, лампа, лямка, компас, комната, сумка, камни, младенец, тумба, смородина.

ЗВУК «М» В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ .

МАКЕТ МОСТА, МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

МАЛЕНЬКИЙ ДОМ МАЛИНОВАЯ ПОМАДА

МОДНОЕ МАНТО ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ

МОЛОТЬ МУКУ ШУМНЫЕ МАЛЫШИ.

ЗВУК «М» В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Мама моет Машу. У Маши мак. Маленький Миша идет в магазин. Маня любит малину. Мурка лакала молоко. У Мани малиновая помада. Мама моет раму. У Маши маска мышонка. У Мани маленький сом. Мурка поймала мышку. Мама моет томаты. Мышата любят молоко. Кошка ловит мышку.

Мальчик машет флажком. Матрос надел форму. Мы едим малиновый джем. Малыш пьёт молоко.На тарелке малина и лимоны.

ЗВУК «М» В ЧИСТОГОВОРКАХ .

Ма-ма-ма- мама дома. (дома я сама, много шума дома).

Мо-мо-мо-оно ушло само. (едим эскимо,)

Мы-мы-мы-в поход идем мы. (погуляли мы)

Му-му-му- мышку кому?(засыпали муку).

СКОРОГОВОРКИ НА ЗВУК «М».

Клумба в маленьких бутонах,

Мук помчался по газону.

Мама взяла мыло-

Лицо дочурке помыла.

Мама дома мыла Рому.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

ОТРАДАЙ ЗАГАДКИ И НАРИСУЙ ОТГАДКИ.

1.Целый день летает, Голова на ножке,

Всем надоедает. В голове горошки.(Мак.)

Ночь наступает, Красная девица

Сидит в темнице,

Она замирает. (Муха.) А коса на улице. (Морковь.)

ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕИЕ ЗВУКА.

  1. «Скажи наоборот»

Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Большой - (маленький)

Много – (мало)

Сухой – (мокрый)

  1. « Магазин»

В « Магазине» выложены игрушки. Дети покупают игрушки на звук «М» и четко их произносят.

3Повтори стихотворение, чётко проговаривая звук «м».

Мы ныряем не в реке –

Мы ныряем в молоке.

Молоко поля залило,

Мостик, речку и кусты.

Молоко дома покрыло,

Мягко льётся с высоты.

Мы теперь на самом дне,

Мы в молочной глубине.

Мы плывём не в океане,

Мы плывём в густом тумане.


Копылова А.Ю.
Учитель - логопед, МАДОУ № 238

Нарушение произношения звуков [М] и [МЬ] и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов.

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука [МЬ] в слогах.

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Постановка звука [МЬ];

Автоматизация звука [МЬ] в прямых и обратных слогах;

Развитие фонематического слуха (различать звуки [М] и [МЬ] в слогах).

Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Игра «У нас в гостях котёнок Мил»

Котёнок Мил звук [МЬ] забыл.

Вдруг заплакал наш котёнок.

Подошёл к нему ребёнок.

Говорит: «Не плачь, родной,

Мы звук [МЬ] найдем с тобой!»

2. Основная часть

Игра «Посещение замка принцессы Согласы в волшебной стране звуков». Логопед от лица котёнка приносит картинку – схему с алгоритмом артикуляции звука [МЬ] (разница в произнесении со звуком [М] заключается в том, что губы при произнесении звука [МЬ] напряжены гораздо сильнее, язык выгнут и его кончик упирается в нижние резцы).

Артикуляция звука [МЬ]

Характеристика звука [МЬ]: согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.

Описание правильной артикуляции звука [МЬ]:

Губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Воздух выходит через нос;

Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

Постановка звука: по подражанию.

Упражнение «Котёнок Мил»

Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.

Инструкция для логопеда: «Проведи пальчиком по дорожке и не забудь, что по пути к миске котенок Мил должен произносить: «Мя-мя-мя», ведь она очень голодна!»

Игра «Кулачки – ладошки»

Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук [М] и ладошки – на звук [МЬ].

Игра «Твердо – мягко» (игра с мячом)

Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко

Логопед ребёнок

Игра « Умный барабан»

Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану

Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.

3. Подведение итогов.

Литература:

1. Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

2. Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет

Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.

Цель : формирование понятия о согласном звуке , о звонкости, твердости-мягкости согласных.

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках ;

2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

3) познакомить с буквой М ;

Коррекционно-развивающие :

1) развивать высшие психические процессы : память, внимание, мышление;

2) развивать фонационное дыхание;

Коррекционно-воспитательные :

1) воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение

Дидактические средства : предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу» , 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М .

Мотивация : появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь : а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть : а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза) .

Какие звуки пела Маша ? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды) . Сколько всего гласных звуков ? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком , который отличается от гласных звуков .

2. Знакомство со звуком [м] .

У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает» .

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова - длинные рога?

М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.

Как мычит корова? Произнесите звук [м] .

Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/ . Откуда выходит воздух? (выходит через нос) .

Логопед делает вывод : Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук [м] гласный или согласный? Почему?

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит .

Звук [М] звонкий , так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м] .

- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит» , что звук [М] звонкий .

Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м] . Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук » .

Среди слогов : ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов : Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

Посмотрите на картину «Корова на лугу» . Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м] , выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет : ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком [МЬ] .

М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ : - Мь-мь-мь.

Корова мычит строго : М-М-М. Звук [М] - твердый . А теленочек ей отвечает нежно, ласково : МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий . Губы растягиваются в легкую улыбку.

Какой же звук [Мь] ?

Звук [Мь] согласный , звонкий, мягкий.

Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий , то квадратик с колокольчиком.

А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой . Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ] .

Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты : кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо) .

Мук любит продукты со звуком [м] в названии , а Мик - со звуком [мь] .

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый )

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый - [м], а мягкий - [мь].

8. Знакомство с буквой «М»

Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак , которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы ) .

– Изобразить букву пальчиками . Нарисуйте букву в воздухе . Постройте букву М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м] ? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь] (согласный, звонкий. мягкий)



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух