В каких объектах образуются космические лучи. Что такое космические лучи. Обнаружение космических лучей

В каких объектах образуются космические лучи. Что такое космические лучи. Обнаружение космических лучей

26.10.2019

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета

Совсем недалеко на севере есть земля, где из студеных, прозрачных до глубины озер вырастают отвесные гранитные скалы-исполины, где вековые деревья, причудливо изгибаясь, похожи на лесных духов, где реки имеют норов бурный, а характер рыбный, где деревянные храмы без единого гвоздя соседствуют с наследием древних цивилизаций, где камни лечат от любых недугов и, кажется, можно ощутить саму космическую основу мироздания. Там ночью лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо, превращаясь в северное сияние. Имя этому миру – Карелия, земля тысячи легенд, сотни озер и множества открытий.
Карелия хороша в любую погоду и время года: зимой здесь передвигаются на снегоходах, покоряя пространство запорошенных снегом лесов, пролетая замерзшие озера, чтобы остановиться на одном из них на подледную рыбалку, или, проехав по Онеге, добраться до острова Кижи, где старинная деревенька и деревянные храмы являются путнику словно живая картинка со страниц детских сказок; можно еще прихватить с собой кайт и отдаться ветру на идеально ровном льду одного из множества карельских озер или испытать восторг скорости, управляя собачьей упряжкой. С приходом весенних ветров, когда Ладога и Онега освобождаются ото льда, водные просторы Карелии покоряют яхтсмены - парусные прогулки по озерным шхерам, небывалой красоты закаты, спининговая рыбалка, сочные ягоды на сопках и грибное изобилие на первом шагу в лес неизменно привлекают в эти края множество путешественников. Для кого-то Карелия это рафтинг по бурным рекам или долгие пешие прогулки от одного завораживающего водопада, до другого, не менее завораживающего, кто-то уверен, что Белое море дарит незабываемый дайвинг, других же привлекает целебная сила шунгитовых Марциальных вод. Православные паломники стремятся в монастырские обители за благословением, а эзотерики выходят на прямую связь с астралом в карельских местах силы. Каждый из них прав по своему, ведь у каждого – своя Карелия.


Карелию с большой натяжкой можно назвать исконно русской землей, хотя славянские племена здесь обитали еще во времена саамов, а кто был до саамов даже лопарским богам известно смутно. Впрочем, это не помешало тем же славянам, к примеру, с незапамятных времен использовать местный аспид-камень, что и молодость возвращал, и раны залечивал, и в кровавой сечи неуязвимым делал. Чудодейственные воды, настоянные на этом камне прабабку Петра Великого от всяких хворей излечили и позволили родить ей основателя династии Романовых, а сам Петр Первый основал санаторий Марциальные воды, во многом потому, что вода на аспид-камне настоянная, лечила раны и «нутряные» болезни солдатские. Только в прошлом веке ученые дали камню известное ныне название «шунгит», а лечебные свойства его до сих пор привлекают в Карелию многих страждущих. Шунгит встречается только в этой местности, по мнению ученых, там, где тысячи лет назад упал метеорит. Мистики считают камень осколком древней планеты, и, без сомнения, этот минерал – одна из множества загадок земли карельской.
На западе центральной Карелии есть небольшое плато, метров 400 в высоту, возвышенность Воттовара, или «ведьмина гора» по местному поверью. Последний пункт цивилизации у горы – деревушка на берегу Поросозера. Говорят, недавно там еще обитал шаман, совершавший в святилище на горе какие-то ритуалы, еще говорят что тех, кто идет на гору, будто леший водит, и люди блуждают в 3-х соснах. Эзотерики относят эту область к энергетическим местам, которых много на нашем севере. На Воттоваре находится одно из скоплений сейдов – так саамы-лопари, населявшие эти земли ранее, называли необычные, выделяющиеся из общего рельефа камни. Камни эти могут стоять по отдельности или группами, часто огромный камень как бы лежит на нескольких малых, или стоит на самом краю пропасти под таким углом, что должен бы упасть, а не падает. Еще могут они иметь форму, схожую с животными или людьми – лопари верили, что в камнях обитает душа – великих охотников, колдунов и богов. Камням молились, покланялись и приносили жертвы. Правда, ученые считают, что камни эти достались лопарям в наследство – а вот от кого, тут мнения расходятся. По одной из версий – сейды дело рук ледника, по другой – это знаки, оставленные могущественной арктической цивилизацией, обитавшей здесь задолго до саамов.

Сейды центральной Карелии ничто в сравнении со скоплениями, обнаруженными на островах Белого моря. Хотя «духи камней» и датируются несколькими тысячами лет до нашей эры, это не мешает местным рассказывать легенды времен хождений шведов на Русь. И нет ничего удивительного в том, что наш народ в сказаниях путает шведов и немцев – так и сложилась легенда про окаменевших немцев, решивших как-то напасть на Соловецкий монастырь, да так и не сумевших выбраться с острова из-за непогоды. Там немцы и окаменели, став сейдами, а остров получил название Большой Немецкий Кузов.
Но если с ледниковым происхождением сейдов еще можно согласиться, то знаменитые лабиринты Соловецких островов определенно рукотворны. Даже далеких от мистики и астральных практик людей, оказавшихся на лабиринтах Соловков на рассвете или закате солнца, именно в этих «косых» солнечных лучах накрывает магией, взаимосвязями всего сущего и приобщенностью к великому - Белое море, солнце у горизонта, долгая яркая пустошь с кольцами каменных загадок и неразгаданная тайна прошлого. Возможно, именно здесь начиналась Гиперборея – родина арийцев, описанная в Ведах и других священных книгах, откуда пошли праотцы мировых цивилизаций. Энтузиасты уже много лет ищут подтверждение этой теории на севере Карелии и Кольского полуострова, а Соловки относят к мировым местам силы, где ощущается энергетика всего сущего.

Не менее загадочны петроглифы на Онеге – изображение людей, птиц и зверей, сцен охоты и рыбалки, выдолбленные в скалистых берегах онежских островов. Паломничество туристов к петроглифам началось не особо давно, хотя местные жители знали об этих странных изображениях издревле. Монахи одной из многочисленных обителей на Онеге считали рисунки порождением нечистой силы, и старались оградить от нее христиан. Потому на некоторых видны кресты, выбитые поверх старого изображения. Прогулку к доисторическим рисункам лучше всего совершить на взятом в аренду катере. Он провезет сквозь живописные, поросшие соснами шхеры Онеги, где можно сделать остановку на рыбную ловлю и поймать настоящий азарт в добыче лосося.

Побывавшие однажды в этом удивительном краю прозрачных озер, скалистых утесов, бурных рек и вековых сосен стремятся обратно всей душой. У карелов есть отличная поговорка: «с окуня улов начинается – лососем заканчивается», вот так и неважно, с чего начнется Карелия для Вас, главное, что она навсегда останется в вашем сердце, открывая все новые и новые сокровища.

В Карелии много всего необычного. Но сегодняшнее виртуальное путешествие я предлагаю совершить по загадочным островам, с которыми связаны те или иные легенды и удивительные происшествия.

Островов в Карелии – стране рек и озер – тоже много, и едва ли не большинство из них окутано ореолом тайны. Пришлось долго выстраивать маршрут, чтобы пройти наименее хожеными туристическими тропками и познакомить вас с самыми интересными уголками этой удивительной земли.

О Кижах и Валааме, которые безусловно держат пальму первенства среди самых красивых и самых легендарных карельских островов, я говорить тут не стану, им я посвятила отдельные статьи. Настоящее же путешествие пройдет по маленьким, неизвестным широкой публике островкам, чья история и достопримечательности , по моему мнению, заслужива ю т внимания.

Начать свой путь я планирую с Большого Климецкого острова .

Вы встретите его во время путешествия из Петрозаводска на остов Кижи, если отправитесь туда на «Метеоре». Длина Большого Климецкого составляет 30 км, а ширина 9 км. Впрочем, интерес представляют не его размеры, а события, которые происходили на его территории.


В самом конце 15 века на южной оконечности острова появился Климецкий монастырь. Церковное сооружение было основано новгородским купцом Иоанном Климентовым. По легенде, в 1520 году он плыл на торговом судне из Новгорода на Белое море, но в пути купца застала сильная буря, во время которой судно выбросило на берег волнами. Торговец остался жив, и в благодарность о своём спасении он решил основать на живописном острове монастырь.

На фото внизу: Вид на монастырь сегодня.




Постепенно рядом с монастырем стали селиться обычные жители. Что примечательно, были они не простыми рыбаками да крестьянами, а весьма творческими, талантливыми людьми. Они всегда знали множество старинных легенд и преданий, которые сами слагали и передавали из поколения в поколение. В 19 веке на остров прибыло несколько фольклористов, записавших огромное количество русских былин. Многие из них впоследствии получили широкую известность далеко за пределами России.


Впрочем, интерес для туристов и исследователей представляет не только литературное прошлое острова, но и загадочное настоящее. Тайны привлекают на Большой Климецкий уфологов, краеведов и любителей всего неизведанного. Издавна местные жители замечали, что порой на острове происходят странные события, объяснить которые не так-то и просто. Кстати, из карельских легенд можно почерпнуть информацию о том, что в средневековье здесь располагалось огромное языческое капище. Старожилы и гости острова рассказывают о необычных явлениях, которые наблюдаются на территории острова. На тропинках встречаются огоньки, неопознанные летающие объекты, силуэты непонятных существ и многое другое.


Тайны небольшого клочка земли посреди Онежского озера будоражат умы людей. Многие приезжают сюда с биолокационными рамками и другими устройствами, и тратят всё свободное время на изучение аномалий. Некоторые находят места с «огромным энергетическим потенциалом» и твёрдо уверены в том, что пространство и время на острове способно «сворачиваться».

Что же происходит на территории острова, и чем он так интересует многочисленных исследователей? На этот вопрос не могут ответить даже очевидцы или непосредственные участники непонятных происшествий. К примеру, в начале 70-х годов прошлого века несколько рабочих столичного рыбкомбината прибыли на Большой Климецкий для того чтобы порыбачить на выходных. После ночёвки в бревенчатом домике один из рыбаков отправился на берег ловить рыбу, а другой решил сперва прогуляться по лесу. Прогулка несколько затянулась, и выйти из леса второму рыбаку удалось только через месяц, на протяжении которого его искали спасатели и добровольцы. Впрочем, после возвращения в цивилизованный мир, потерявшийся работник рыбкомбината так и не сумел рассказать о своих похождениях в подробностях, поскольку для него, по ощущениям, прошло всего несколько часов. Местные жители поговаривают, что после возвращения им заинтересовались спецслужбы, но это и понятно.


В 2008 годов ещё один рыбак познакомился с таинственным характером острова.

Вот его вкратце записанный рассказ. Рыбака звали Александр Ефимов, и проживал он в одной из деревень недалеко от острова Кижи.

«Летом прошлого (2008) года я приплыл к острову Большой Климецкий под вечер. Оставив лодку на берегу, неподалеку от песчаной косы, я отправился за дровами, чтобы развести костер. От озера я отошел совсем недалеко и двигался все время прямо в сторону, противоположную моей стоянке. Места эти знаю хорошо, неоднократно здесь бывал, поэтому всегда чувствовал себя спокойно и уверенно. Хотя к рассказам о «странностях» острова относился с уважением, поскольку поговаривали об этом люди, которых знаю лично и которые никогда не опустились бы до «придуманных глупостей». Со мной ничего подобного здесь никогда не бывало, потому и опасений никаких не было. Так вот, представь, каково же было мое удивление, когда я, набрав дров, вдруг прямо перед собой увидел свой берег и лодку. Впечатление было такое словно, побродив по лесу, я сделал круг и вернулся на прежнее место. Но в том-то и суть, что «круга» никакого я не делал. Это меня озадачило. Я «забыл» про костер и – опять в заросли, но вновь оказался на берегу. Я это «проделывал» пять раз, но с тем же результатом. Самое удивительное, что маленький компас, вделанный в ремешок моих часов, все время показывал правильное направление. Две последние попытки я проделал, специально сверяясь с ним».

В итоге Ефимов решил прекратить эксперименты и отправился домой, подальше от странного острова.


В 2009 году на этот же остров прибыла компания молодых петрозаводчан, которые планировали отдохнуть на берегу острова и просто хорошо провести время. Осуществить свою задумку им не удалось, так как через несколько часов почва под их ногами начала немного вибрировать, очертания окружающих предметов стали нечёткими, а в воздухе повис странный и очень неприятный звук. Вначале ребята списали происходящее на проходящее мимо экскурсионное судно, однако через некоторое время оно скрылось из вида, а странные ощущения остались. Молодые люди приняли решение покинуть остров, и как только они сели в лодку странные звуки исчезли, а контуры предметов вновь стали хорошо различимыми.


В этом же году произошёл ещё один странный случай. В один из летних дней отдохнуть на Большом Климецком прибыла семья: отец, мать и их шестилетняя дочь Аня. Родители разбили на берегу палатку и занялись разведением костра чтобы сварить уху. Ребёнок постоянно находился рядом с ними, но в один из моментов внезапно пропал из виду. Отец и мать сразу же бросились на поиски пропавшей дочки. На протяжении двух часов они прочёсывали кусты в округе, но ничего не нашли. В результате девочку обнаружили мирно спящей в палатке. Как ребёнок сумел в неё забраться, и почему не слышал криков родителей? Как родители, не раз заглядывавшие в палатку, не увидели ее? Впрочем, и это ещё не самое интересное. Для того чтобы разбудить своё чадо, родителям пришлось потратить около десяти минут. Проснувшись, девочка не сумела объяснить, что произошло, и как она попала в палатку. По ее словам выходило, что она убежала в лес, заигралась и вышла на какую-то поляну с черным камнем посредине, но тут ее так сильно стало клонить в сон, что она прислонилась к камню и заснула. Больше девочка ничего не помнила. Никаких последствий для Ани ее приключение не имело. Правда, мать утверждает, что после случившегося у девочки потемнели глаза, из серых став почти карими, перестали виться волосы и изменилось расположение родинок на теле.

Вышеперечисленные случаи являются лишь частью происшествий, которые имели место быть на острове. В них можно верить или не верить, но факт остается фактом: время от времени на Большом Климецком пропадают люди. К сачстью, они всегда находятся – через несколько часов или дней. Сами пропавшие мало что помнят о произошедшем, отмечая, что им приходилось либо ходить кругами, или идти на непонятный голос. Остаётся надеяться, что тайны загадочного острова когда-нибудь сумеют разгадать учёные.

Второй загадочный остров на нашем маршруте носит имя Радколье.


Он тоже находится в Онежском озере недалеко от Кижей. Длина острова составляет около 500 метров, а ширина - почти 160 метров. Несмотря на довольно небольшие размеры, этот окруженный со всех сторон участок суши может похвастаться уникальной историей и находящимися на его территории памятниками.


Название острова состоит из двух слов: «kallio» (скала) и «raato» (мертвое животное). В переводе на русский язык это означает «скала умершего животного». Большая часть территории острова покрыта лесами и кустарниками. В дохристианскую эпоху на острове находилось множество языческих святилищ, часть которых сохранилась до настоящего времени. Языческие капища Радколья представляют собой выложенные из камня фигуры в виде спиралей и овалов, однако встречаются и более сложные формы подобных объектов. Известно, что они были частью древнего языческого культа, распространенного на территории современной Карелии.

(На фото слева - капище, ниже справа- отреставрированный лабиринт)


Одним из самых известных памятников острова считается «Радкольский идол», с которым у местных жителей было связано множество традиций .(на фото внизу)


До начала XX века местные жители раз в год в последнее перед Ивановым днем воскресенье (за неделю до Купалы) отмечали «радкольское воскресенье». В этот день на остров съезжались жители близлежащих поселении. На относительно ровной площадке в центральной части Радколья находился большой камень, высота которого равнялась примерно двум метрам. Этот валун и был тем самым идолом, которому поклонялись древние жители Карелии. Во время праздника люди пели и плясали, а принимавшая участие в праздновании «радкольского воскресенья» молодежь объединяла свои усилия и каждый год пыталась столкнуть камень в воду. Несмотря на все потраченные усилия, камень так и остался стоять на прежнем месте. Откуда пошла подобная традиция и что она означала для древних карел, остается неясным.


Кроме загадочного идола на острове находятся и другие достопримечательности, которые привлекали сюда не только местных жителей. У острова был так называемый «хозяин», которым местные жители считали скальный разлом, где отпечатался лик, по форме напоминавший голову человека с бородой. (см. справа)

К созданному природой рисунку относились с почтением, так как по преданию бородатый хозяин острова мог наслать на проявившего к нему неуважение человека болезни и другие неприятности.

Еще старожилы из расположенных неподалеку деревень рассказывают о священной радкольской сосне, которую только чудом не срубили при заготовке бревен для строительства Клименецкого монастыря.

Сегодня остров Радколье представляет интерес для археологов и ученых. Неорганизованные туристы могут осматривать Радколье только с воды или со специально созданной тропы, однако в будущем планируется создать на территории острова музейный комплекс.

Чтобы посетить следующий остров, перенесемся мысленно из Онежского в Ладожское озеро.


Итак, теперь перед вами - остров Дивный (входит в состав Валаамского архипелага).

Вообще, следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. В частности, это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых источниках о. Дивный зовется Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений» и что, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землей, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции.
Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем – практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине тысячелетия назад был выложен кромлех – главная достопримечательность острова, посреди которого в 15 веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».



Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи, поэтому приведем в качестве примера только одно, записанное со слов учителя физкультуры одной из Петрозаводских школ Екимовой М.Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.

«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошел маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо темное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределенно махнул рукой: мол, оттуда. На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения».

С островом Дивный связаны и наблюдения НЛО. Вот одно из них, с которого не так давно упала пелена «секретности», поскольку это событие в свое время приняли за «военные испытания нового оружия», но потом признали, что военные к этому инциденту никакого отношения не имеют (на фото справа внизу, как вы понимаете, просто картинка)


«Летом 1992 года туристы, совершавшие теплоходную прогулку вдоль островов Валаамского архипелага, в направлении о. Дивный вдруг увидели какую-то «ракету» метра три длиной, которая вылетела из воды. Потом, от этой «ракеты» отделились три «ракеты», размером поменьше, и полетели в разные стороны. И через пару минут все исчезло.
Подъем из воды происходил очень медленно, потом – зависание, и вдруг с боковых сторон пошли одновременно три небольшие «ракеты». Пламени внизу не было видно. После их взлета, по воде пошли крупные волны. Цвет ракет был серый, явно металлический. «Ракеты» набрали скорость внезапно и исчезли – только точки вдали мелькнули».

(Слева: Остров Дивный. Картина Александра Афонина)

Однако, пребывание на острове не всегда заканчивается для человека психологически безболезненно. Существует достаточно сообщений, находящихся в личном архиве авторов и свидетельствующих, что остров Дивный – не место для развлекательных прогулок, но, как и любое другое «место силы», накладывает на человека определенные обязательства. Вот одно из подобных сообщений:

«Мы приехали на Валаам и, после осмотра всех достопримечательностей, отправились на о. Дивный – рассказывал петрозаводчанин Сергей Белокозенко. – Нас было четыре человека (две молодые семейные пары) и хотелось немного отдохнуть от суеты, от людей, приобщиться к чему-то необычному, таинственному, поэтому мы и решили поехать на о. Дивный, пожить там в палатках несколько дней. Лето было в самом разгаре, погода стояла отличная, настроение хорошее. Было легко и весело. В один из дней, буквально перед нашим отъездом, у всех нас одновременно появилось странное чувство: то ли тревоги, то ли страха. Это чувство было очень неопределенное и невозможно было понять, отчего оно происходит. Постепенно оно усиливалось, пока не перешло в ужас. Хотелось куда-то бежать. Состояние граничило с паническим. Оно совершенно соответствовало словам великого Юнга: «Самая древняя, самая сильная эмоция, ощущаемая живым существом – это страх. И самое сильное чувство страха – это страх перед неизвестностью».
В этом состоянии мы легли спать. Это было во втором часу ночи, но уснуть никто не мог. В палатках царило молчание, никто не хотел говорить.
Около двух часов я вышел из палатки - хотелось отвлечься от тяжелых мыслей – как вдруг прямо перед собой увидел нечто, по форме представляющее собой идеальную «летающую тарелку». Длиной этот объект был около пятнадцати метров. Он светился красно-желтым светом и вокруг него был ореол такого-же цвета. Интересно, что от объекта отходили четыре конструкции, представляющие собой прямой стержень, который оканчивался треугольной формой. Создавалось впечатление, что этот «треугольник» просматривается как бы через призму, потому что он был «вывернут». Объект двигался вертикально то вверх, то вниз. У меня создалось впечатление, что он иногда касался земли этими «конструкциями».
Я позвал всех, и мы все вместе наблюдали это странное явление. В конце концов, интерес к объекту у нас ослабел, хотя чувство страха не проходило, и мы пошли спать. Как только мы улеглись (в палатке с моей женой) в палатке вдруг появился... человек. Это был старик с густой, белой бородой. Фигура его была обтянута чем-то, похожим на комбинезон, черного цвета. Он подошел к нам, постоял немного и наклонился в нашу сторону. Мы видели это оба. Видели совершенно отчетливо и были напуганы. Самое интересное, что наши друзья, во второй палатке, видели, одновременно с нами, совершенно похожее видение. Нам даже показалось, что «старик» явился к нам на фоне какой-то пирамиды с выбитыми на ней письменами или фресками. Все это продолжалось секунды, но нам показалось вечностью.
Видение «старика» исчезло неожиданно. Мы, в конце концов, совершенно обессиленные, уснули, а утром уехали. Думаю, нам этого приключения хватит на всю оставшуюся жизнь».

С ледующий остров, с которым мы познакомимся, это остров Кильпола в Ладожском озере.

Остров площадью 6 на 8 км (дословно «кильпи»- Щит, ла- место где жил род Кильпи) известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел.

До войны 1939 г ода на острове был найден каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Х ельсинки).

Остров и прилегающие районы имеет очень древнюю историю, в районе поселка Тиурулу обнаружены стоянки людей каменного века от IV-V тыс. д.э.. Здесь располагались поселения карел, одни из самых древних земледельческих поселений в Северном Приладожье .


До 40-х годов прошлого века на Кильполе проживали десятки семей, были проложены дороги между хуторами, а через протоки перекинуты мосты. На острове располагалось подворье Коневского монастыря и даже несколько деревень принадлежащие монастырю. Всё это было сожжено огнём советско-финских войн. Последние семьи покинули остров уже в 50-е годы, во времена насильственной коллективизации и проводившейся тогда политики укрупнения колхозов и уничтожения хуторов . Людей с имуществом переселяли с острова в ближайшие посёлки. Всё, что невозможно было взять с собой, просто сжигалось. Теперь только старые фундаменты, заросли малины, редкие кусты смородины и, до сих пор плодоносящие, яблони напоминают о былом присутствии людей на острове.


В наше время на Кильполе проводились археологические раскопки. Хотя нельзя назвать их полномасштабными, но и они дали учёным представление о жизни и быте древних карел, проживавших на острове.

На южной оконечности, северней мыса Саханиеми, в районе мыса Кярмеламменниеми, в 1941-44, был сторожевой пункт наблюдения (см. фото справа).

Однако с островом связано еще и огромное количество легенд и преданий.

В книге выдающегося финского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года» приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской».

«На Ладожском побережье, – пишет Т. Швиндт, – существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны» . Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» – шум).

«Легенды о метелиляйненах, – указывает далее Т. Швиндт, – сохранились почти повсеместно, но особенно много их в так называемом «Кильполском ожерелье» – на островах, расположенных вокруг острова Кильпола. Вероятно, потому, что в таких местах существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.

В частности, в деревне Соокуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там построены дома. Я копал в том районе и нашел под плоским камнем на значительной глубине скелет крупного человека: череп его лежал немного в стороне, а кость правого предплечья – около носа. Один старик рассказывал мне, что здесь хоронили метелиляйненов».


Кроме упомянутых доказательств, на Кильпола сохранились древние каменные кладки-валы и другие остатки каменных сооружений, которые нельзя назвать укреплениями, но их, тем не менее, считают крепостями. И х также приписывают метелиляйненам – насколько тяжелые и увесистые камни лежат в основании построек, обычному человеку не поднять.

«Камни местами величиной с кубический локоть и даже больше (Локоть – древнерусская мера длины, равная 38-46 см. Соответственно, кубический локоть составляет приблизительно 0,25-0,5 кубических метра ). Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам» – писал Швиндт.

В протоке между островом Монтоссаари и островом Кильпола есть место, куда рискуют приезжать только не информированные любители «дикого» отдыха и рыбалки.

С северной части острова Кильпола видна давно заброшенная деревня: покосившаяся бревенчатая колокольня и черные срубы. Люди покинули ее в самом начале прошлого века, и с тех пор никто там больше не жил. Вот лишь некоторые легенды, дошедшие до наших дней, объясняющие их поступок.

Далее - цитата из книги карельского краеведа А. Попова:

«Внук одного из жителей «проклятой» деревни, Александр Ермаков, рассказывал, что чудеса начались здесь еще в 19 века, после того, как однажды в этом местечке, вопреки всем законам природы, не наступила ночь. Ровно трое суток здесь было светло как днем. Нет, солнце не светило, скорее вся деревня была окутана легким туманом, то сгущавшимся, то, напротив, рассеивающимся. Перепуганные насмерть люди все это время не могли уснуть, ощущая на душе какое-то изматывающее чувство тревоги. Потом «чудеса» внезапно прекратились, и все пошло своим чередом. Однако, с этого момента в данном местечке и начали происходить события, объяснения которым найти до сих пор невозможно.

В определенные дни недели вдруг становились тупыми любые острые предметы: ножницы, ножи, иголки, серпы, косы, топоры, и попытки хоть как-то заточить их ни разу не увенчались успехом. Женщины здесь перестали беременеть, и деревня медленно, но верно стала «стареть». Впрочем, детородная функция селянок восстанавливалась, как только они переезжали жить в другое место.


Берег протоки начал стремительно зарастать: огромные лопухи, низкорослые деревца с ненормально длинными ветками, на многие метры стелющиеся по земле, странная трава – выше человеческого роста в полтора-два раза. К тому же, у самой кромки воды вдруг появились три ровных «котла» примерно 6-9 метров в диаметре, выстланных изнутри слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Были они очень теплыми даже зимой, и в них любили играть местные мальчишки. Со временем эти котлы засосала зыбкая почва, и потом уже ничто не напоминало об их существовании.

Странные миражи, появляющиеся в этих местах обычно накануне полнолуния, рассказываются уже в совсем фантастических историях. По словам очевидцев, когда встает солнце, видны над озером дворцы и стены города. Этот «город» (некоторые называют его храмом) представляет собой купол, окруженный ажурными башенками. Окружение его меняется – одни видят его на берегу водного пространства, другие – на краю обрыва, третьи – на склоне холма. Вот как описывает мираж один из очевидцев: «Из тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно охваченный разноцветным пожаром. Вознеслись над ночным озером стены и башни, появились тени людей, живших обычной мирской жизнью. Время от времени слышны были звуки, напоминающие гул толпы на рынке, плач детей, чарующую музыку. И все это чудесное видение рождало в душе какой-то безотчетный страх, желание убежать от прекрасной картины, забыть ее».

Спустя несколько лет «город» пропал так же неожиданно, как и появился. Зато над местностью с завидной периодичностью стал наблюдаться огромный красный шар в красном же, как огонь, круге. А рядом всегда находился светящийся объект. Через какое-то время шар темнел, и на его фоне появлялись объемные зеленоватые изображения – то ли люди в дикой пляске, то ли загадочные иероглифы.

Время от времени в деревне появлялись какие-то странные белые существа: люди – не люди, животные – не животные. Встреча с ними не сулила ничего хорошего: те, кто не успевал спрятаться в домах и к кому по роковой случайности прикоснулись «люди в белом», внезапно заболевали неизвестной болезнью и вскоре умирали в муках.

В чаще леса, который местные жители старались обходить, были места, ступив на которые люди просто-напросто исчезали. Однако вначале их долго «путал» кто-то, заставляя бродить вдоль небольших прудов, которые совершенно неожиданно встречались в лесной чаще. По рассказам оставшихся в живых, когда они углублялись в лес, строго ориентируясь по солнцу, таких прудов было три, а когда приходила пора возвращаться домой, их оказывалось уже целых семь! Лишь редким счастливчикам, пробродившим среди прудов не одни сутки, удавалось вернуться. Остальные пропадали бесследно. Удивительно, однако, ночью над этими псевдопрудами появлялось такое же количество псевдолун! Маленькие, подвижные, светящиеся всеми цветами радуги, они мигали разноцветными огоньками, будто смеясь над незадачливыми путешественниками, и протягивали до земли светящиеся серебристым цветом лучи-щупальца.

Измученные селяне, не выдержав такой жизни, решили покинуть деревню и поселиться подальше от этих проклятых, как они считали, Богом мест. Расположение деревни решено было держать в секрете, но все, же легенды о местных чудесах просочились в фольклор и передавались из уст в уста, обрастая все новыми чудовищными подробностями.

Со временем «зона» понемногу успокоилась, и теперь летальных случаев становится все меньше: люди, будто почуяв неладное, стараются надолго не задерживаться в этих краях. Происходят здесь и вовсе из ряда вон выходящие вещи, но уже с иным, положительным, знаком: в определенных местах, если пробыть в них не менее суток, излечиваются хронические болезни, организм как будто «подзаряжается» энергией. Говорят также, что где-то в этих краях находятся переходные «ворота» между мирами. Возможно, именно в путешествие в параллельные миры и отправились люди, исчезнувшие здесь за последнюю сотню лет?»

Теперь перенесемся в нашем путешествии на север республики – на остров Троицы.

Остров Троицкий (остров Троицы, остров Шуя – так он назывался в разное время ) расположился на озере Муезеро, которое в свою очередь находиться в Беломорском районе Карелии. Озеро размерами 8,7 на 4,7 км. На берегу находятся два населённых пункта Афонино и Ушково, в которых давно уже кто не проживает. Чтобы попасть на остров, нужно снач а ла добраться до этих заброшенных деревенек, на внедорожнике туда не проехать - все заросло, можно идти 3 км пешком от трассы, а потом уже на лодке 3 км по воде. (На фото справа - заброшенная деревня Ушаково, слева - дороги Карелии, иногда и так бывает)

Муезеро происходит от карельского слова "муе" - ряпушка. И вот на этом озере в 15-16 веке существовал Муезерский острог. Это единственной в то время оборонительное сооружение, в Ругозерской волости, которое защищало небольшой монастырь, а несколько позднее и построенную на острове церковь Николая Чудотворца(1602-1605 г.). мужской монастырь был основан в середине 15 века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим сюда из Соловецкого монастыря, но в 1764 году по указу Екатерины второй монастырь уже был упразднён, а здания с тех пор постепенно разрушились.

(На фото слева - Церковь Николая Чудотворца)

В описной книге Кемской волости, составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым, об этом монастыре было сказано так: «на Маслозерской земле на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаютца от своих трудов лешею пашенкою, а на озере рыбу ловят. Лукового згодья два лука, бобыльских 5 дворов». (На фото внизу: внутренее убранство церкви с острова Троица)



До наших же дней дожила только церковь, построенная в 1602-1605 годах и очень неопрятно отреставрированная в советское время, да две часовни. По северной традиции ни храм, ни часовня не запираются – подперты только палкой от диких зверей.

(На фото справа - часовня Спаса нерукотворного)

В первой часовне можно увидеть трехметровый деревянный крест, изготовленный старцем Алексеем в 1672 году, что подтверждается надписью на нем. (на фото внизу - вход в часовню и крест внутри)


Рядом с церковью и часовней находится еще одна часовня-гробница. С ней связано второе, неофициальное название острова - «Белая смерть». (На фото внизу справа)


Говорят, ранее на месте этой часовни стоял валун, на который праведники ложились, чтобы принять от бога так называемую Белую смерть. В последствии в построенную на этом месте часовню поставили большой деревянный гроб, доски которого мерцают в темноте, будто сделанные из кости. Последнее тело, чья душа представилась здесь божественному престолу, считается что лежит в этом гробу и не разлагается. Она ждёт, пока сюда не придёт очередной желающий расстаться с земной жизнью. Этот желающий и должен сначала похоронить бренную оболочку предшественника, прежде чем лечь туда самому. (на фото внизу - тот самый белый гроб. Пустой)




Еще этот остров известен тем, что тут произрастают огромные ели, посаженные в 14 веке. Связано это с легендой, что именно тут некогда росло Мировое древо (тоже ель по карельским представлениям).



До недавней поры тут стоял патриарх с диаметром ствола в 4 метра, но в настоящее время - упал. Зато остались его более молодые соседи (диаметр 2 и полтора метра, но в обхват по наружному периметру тоже составляют не менее 3.5 метров).


На острове есть цепочка сейдов, которая ведет к небольшой ламбине (она называется почему-то Карма - см. на фото справа ). Среди исследователей-любителей ходят слухи, что на острове случаются провалы во времени, можно услышать чье-то красивое пение или увидеть древних волхвов, совершающих свои ритуалы.

Ели и сейды связаны между собой, потому что по древним саамским и карельским легендам именно «Древо» является своеобразным началом «посвятительного путешествия» через знаки-вехи («сейды») к озеру Карма.

На фото - идол с озера Карма и сейд

Ну, и последняя точка нашего путешествия - остров Анзер Соловецкого архипелага.

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. (на фото внизу)




Летом 2003 года повторная экспедиция проводила исследования в тех краях. Специалисты записали сохранившиеся в памяти местных жителей предания о том, что в стародавние времена на берегу одного из здешних озер находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое. Исследователи это капище все-таки разыскали. Но, к сожалению, к настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них ушли в землю, и поиск их довольно затруднителен. (на фото слева внизу)


Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из «помеченных» камней, т.е. из камней с выбитыми на них руническими знаками, которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово «руна» означает не «букву или знак», а «секрет, тайну», то есть с лово «руна» аналог греческого «мистерион» (мистерия).

(На фото внизу- лабиринт с острова Анзер)

Здесь наше путешествие заканчивается. Но я надеюсь, оно не последнее. И мы продолжим открывать труднодоступные, но такие прекрасные уголки нашей северной прародины.


На фото: Часовня на острове Анзер

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух