Современные проблемы и пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования втд. Совершенствование таможенного регулирования

Современные проблемы и пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования втд. Совершенствование таможенного регулирования


Основные вопросы исследования :

1. Разработка теоретических основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

2. Исследование влияния таможенного регулирования на развитие национальной экономики.

3. Развитие таможенных методов стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей.

4. Развитие таможенных методов стимулирования иностранных инвестиций в экономику России.

5. Совершенствование методов и средств ведения таможенной статистики внешнеэкономической деятельности.

6. Развитие теории экономики таможенного дела. Обоснование структуры и содержания экономической деятельности таможенных органов.

7. Теоретическое обоснование методических рекомендаций по расчету количественных объемов нелегального импорта товаров на территорию Российской Федерации.

8. Анализ современной системы обеспечения безопасности ввозимых товаров и документов, необходимых при таможенном контроле.

9. Совершенствование таможенного контроля товаров, подлежащих обязательному подтверждению о соответствии.

10. Совершенствование механизма реализации технических регламентов в таможенных органах.

11. Теоретическое обоснование необходимости и разработка показателей эффективности деятельности подразделений (должностных лиц) таможенных органов, на которые возложена функция обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

12. Совершенствование системы защиты потребительского рынка и территории страны от импорта недоброкачественных, вредных и опасных товаров.

13. Ретроспективный анализ и прогнозирование внешней торговли Федеральных округов Российской Федерации.

14. Исследование роли и места экономики таможенного дела в обеспечении экономической безопасности государства.

15. Экономико-математическое моделирование внешнеторговой деятельности.

16. Экономические, институциональные и социальные аспекты формирования Единого экономического пространства.

17. Совершенствования механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей на различных уровнях экономического пространства.

18. Оценка последствий присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

19. Таможенная служба Российской Федерации как часть системы государственного управления внешнеторговой деятельностью.

20. Исследование роли таможенной системы в обеспечении финансовой безопасности государства.

21. Разработка экономико-статистической модели оценки перетока товаропотоков между таможенными органами региона деятельности РТУ.

22. Проблемы повышения конкурентоспособного российского бизнеса на мировом рынке в условиях членства России в ВТО.

23. Меры по адаптации российской экономики к условиям ВТО.

25. Таможенные проблемы формирования Евразийского экономического союза.

26. Исследование влияния Таможенного союза на изменение динамики объемов и структуры экспорта и импорта товаров России с сопредельными странами. Разработка экономико-статистических моделей анализа изменения товарных потоков экспорта и импорта.

27. Расчет статистической стоимости товара при вывозе или ввозе товара с/на территорию Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Статистического отдела ООН:

Расчет коэффициентов приведения таможенной или фактурной стоимости товара при вывозе товара с территории Российской Федерации к базе цен FOB - порт Российской Федерации с учетом условий поставки товара, географического пункта отправления и назначения, расходов на страхование, а также видов транспорта и тарифов по перевозке товара;

Расчет коэффициентов приведения таможенной или фактурной стоимости товара при ввозе товара на территорию Российской Федерации к базе цен CIF - порт Российской Федерации или CIP - пункт назначения на границе Российской Федерации с учетом условий поставки товара, географического пункта отправления и назначения, расходов на страхование, а также видов транспорта и тарифов по перевозке товара;

Корректировка этих коэффициентов с учетом изменения расходов на страхование и тарифов по перевозке товара.

28. Пути улучшения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю Международная торговля.

29. Перспективы участия России в международной таможенной конкуренции после вступления в ВТО и включения в Азиатско-Тихоокеанские зоны свободной торговли.

30. Исследование интеграционных процессов в экономике и таможенном деле Азиатско-Тихоокеанского региона.

32. Исследование динамики объемов и цен экспорта и импорта товаров в Дальневосточном регионе России и Северо-Восточной Азии, разработка экономико-статистических моделей товарных потоков экспорта и импорта.

33. Формирование методологии управления качеством таможенного регулирования, способствующей созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику.

34. Исследование возможностей таможенного регулирования в продвижении российских транспортных услуг на мировые рынки.

35. Инновационные аспекты развития и взаимодействия таможенных органов Таможенного союза.

36. Изучение таможенной политики как инструмента «мягкой силы» государства.

37. Анализ мер, предпринимаемых иными государствами для защиты национальных производителей.

38. Анализ эффективности мер, предпринимаемых ФТС России по адаптации российской экономики после вступления в ВТО.

39. Оценка использования инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в поддержке развития предприятий-экспортеров.

40. Анализ системы стимулирования импорта товаров для технологической модернизации отраслей экономики.

41. Разработка системы комплексной защиты рыбоперерабатывающих предприятий с использованием инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

42. Разработка методики использования специальных инструментов для регулирования ввоза товаров аграрного сектора.

Один из ключевых вопросов современной таможенно-тарифной политики для России - допустимая степень протекционизма с учетом внутрихозяйственных и мировых реалий и связанная с этим степень соблюдения обязательств РФ по ВТО. По моему мнению в настоящее время России не следует прибегать к огульному протекционизму (даже если на этом настаивают отдельные лоббисты) и серьезно выходить за рамки достигнутых с ВТО договоренностей.

Во-первых, как уже отмечалось, руководство страны на международной арене неоднократно высказывалось за отказ от протекционизма.

Во-вторых, в условиях значительной и продолжающейся девальвации рубля общий уровень защиты внутреннего рынка постоянно растет, и таможенные пошлины здесь играют все более ограниченную роль.

В-третьих, многие предприятия и сектора, пользуясь кризисом, стремятся создать себе тепличные условия для развития через лоббирование высоких пошлин и защитных мер. Но основная проблема российской экономики - низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств, которую никак не решить созданием для них тепличных условий и полным ограждением от конкуренции со стороны импорта. Поэтому протекционизм должен быть точечным и подкрепленным внятным технико-экономическим обоснованием необходимости защитных мер.

В-четвертых, любой протекционизм в той или иной степени искажает рыночные параметры, очень часто ухудшает конкурентную среду и подхлестывает инфляцию, что России сегодня крайне противопоказано.

В-пятых, значительное ухудшение экономической ситуации в РФ и, главное, реальная угроза формирования крупного дефицита текущего платежного баланса позволяют нашей стране на вполне законных с точки зрения ВТО основаниях применять экстраординарные защитные меры, вплоть до введения единого дополнительного налога на импорт (это уже не протекционизм, а обеспечение национальной экономической безопасности).

Более целесообразной с политической и практической точек зрения сегодня, является наступательная, а не защитная таможенно-тарифная политика, направленная на укрепление конкурентоспособности отечественных производств и расширение экспорта. Речь идет о продолжении снижения ставок на прогрессивное оборудование и технологии, рациональной эскалации тарифа, использовании жестких ответных мер в случае дискриминации российских поставщиков на внешних рынках, стимулировании экспорта путем обнуления ставок пошлин на сырье, материалы и компоненты, используемые в экспортном производстве, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории и др.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6–8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ («импорт производств вместо импорта товаров») более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

В мировом сообществе практически любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает различные сферы международных экономических связей, в том числе внешнеторговую деятельность, посредством инструментов таможенно-тарифной политики. Несмотря на убедительность аргументов в пользу свободной торговли, на практике в ее реализации имеются значительные препятствия. Проведение политики свободной торговли (фритредерство) предполагает высокий уровень стабильности экономики, устойчивости и рентабельности предприятий, который позволяет защитить национального производителя от массированной иностранной конкуренции и помочь укрепить свои позиции.

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Ни одна страна в мире не позволит провозить через свои территориальные границы нерегулируемый поток товаров и услуг. Ограничения обычно налагаются на ввоз, иногда на вывоз определенных стратегически значимых товаров. Прямые или косвенные субсидии, предоставляемые государством отечественным отраслям и производителям, направлены на создание условий, обеспечивающих конкурентные преимущества национальным товарам на международном и внутреннем рынке по сравнению с иностранной продукцией. Знание современной системы таможенно-тарифного регулирования необходимо для успешной интеграции российских предприятий в мировое хозяйство, а также для разработки и проведения эффективной экономической политики в условиях мировой конкуренции. Таможенная политика и стратегия управления ею приобретают особую актуальность в современных условиях, априори выступая активным фактором формирования экономических отношений как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования и нетарифного регулирования.

Таможенно - тарифное регулирование включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории, то есть таможенно - тарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основным принципом таможенно - тарифного регулирования является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно - тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Нетарифное регулирование согласно принятых норм и действующей практики включает комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

На сегодняшний день, по мнению специалистов, острота вопроса обусловлена предпринимаемыми действиями по созданию Таможенного союза (ТС) Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно - тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся изменений в таможенном - тарифном и нетарифном регулировании: применение новых законов, сопрягаемость и информационная прозрачность соответствующих служб трех государств, урегулирование аспектов, связанных с исполнением заданий по таможенным сборам, практическое функционирование механизма таможенно-тарифного регулирования (единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура и др.). Эти вопросы подвергаются серьезному обсуждению с субъектами внешнеэкономической деятельности.

Следует констатировать, что в настоящее время в ТС введены: Единый таможенный тариф, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по формированию политики в этих сферах делегированы наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. По существу это означает, что началось практическое функционирование механизмов ТС. Причем в сравнении с таможенным тарифом, действовавшим в Российской Федерации до 1 января 2012 года, в Едином таможенном тарифе уровень ввозных таможенных пошлин не изменился для Российской Федерации по 9300 позициям (82%), понижение ставок затронуло 1500 тарифных позиций. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России.

Важно отметить, что при распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия - 4,7%, Казахстан - 7,33%. В первом квартале 2012 года были проведены процедуры по тестированию механизма зачисления и распределения ввозных пошлин. Эксперты оценивают общий эффект от создания ТС более чем в 400 млрд долларов США. Общий объем ВВП трех стран составляет порядка 2 трлн. долларов, его прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15-18%, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов.

Данное интеграционное объединение оказало значительное влияние на таможенное законодательство Российской Федерации. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела теперь занимают Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Для получения полной информации о всех изменениях таможенного законодательства участникам внешнеэкономической деятельности необходимо ознакомиться с ТК ТС, с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», международными договорами и решениями Комиссии Таможенного союза, которые разработаны в целях реализации ТК ТС.

По данным официальной статистики, в 2012 году (после создания Таможенного союза) на 10% снизились объемы ввоза товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана, но стоимостные объемы выросли на 40%. С введением Единого таможенного союза произошло снижение таможенных пошлин в среднем с 10,3% до 9,7%, что отразилось на фискальной функции таможенных органов. Объем поступлений таможенных платежей составил 4 триллиона 330 миллиардов рублей (в 2011 году - 3 триллиона 519 миллиардов рублей), что на 810 миллионов рублей больше, чем в 2011 году. Вклад в государственный бюджет РФ составил в 2012 году 52% .

По данным Башкортостанской таможни (БТ), внешнеторговый оборот по БТ составил 3560,7 млн долл., в том числе экспорт - 3102,4 млн долл. США (87,1% внешнеторгового оборота), импорт - 458,3 млн долл. США (12,9%). По сравнению с 2011 годом товарооборот увеличился на 25,7%, экспорт увеличился на 29,6%, импорт увеличился на 4,6%.

Физический объем (вес нетто) оформленных товаров увеличился на 4,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 5560,2 тыс. тонн (2011 год - 5316,2 тыс. тонн). При этом физический объем экспорта увеличился на 7,3% и составил 5320,0 тыс. тонн, физический объем импорта сократился на 32,7% и составил 240,2 тыс. тонн. В целом же, как для России, так и для Башкортостана в 2012 году развитие внешней торговли характеризовалось существенным увеличением объемов и улучшением качественных характеристик экспорта и импорта.

Реализация таможенно-тарифной политики в 2013 г. и в среднесрочный плановый период 2014-2015 гг. будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно: посткризисное восстановление мировой экономики, ускорение технологических и структурных изменений в мировой экономике, начало функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также механизмов Таможенного союза, повышение роли государственной поддержки, как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, интенсификация инновационных процессов в российской экономике. Все эти условия вызывают необходимость принятия содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в Российской Федерации, которые включают в себя: во-первых, необходимость обеспечения эффективного и оперативного механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающих задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц; во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, обеспечить прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

В ближайшей перспективе необходимо создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически своевременно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры. Для этого представляется целесообразным разработать и внедрить новейшие технологии таможенного оформления и таможенного контроля (электронное декларирование, электронное-интернет декларирование, программа удаленного выпуска, предварительного информирования). Требуется доработка и модернизация программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и организация взаимодействия с иными контролирующими органами. Также возрастает стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям. Ведь основная задача таможенного тарифа не фискальный сбор денег в бюджет, а мера по стимулированию внутреннего производства. Необходимым, на наш взгляд, представляется снижение в дальнейшем ставки на комплектующие и, соответственно, повышение на готовые изделия по принципу эскалации, на котором строятся таможенные тарифы развитых стран. С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

В посткризисный период разработка мер таможенно-тарифной политики должна быть тесно увязана с отраслевыми программами и стратегиями модернизации и повышения конкурентоспособности, а также с этапами создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, формирования интегрированных межстрановых производственных комплексов, функционирующих в рамках единой таможенной территории.

В регулировании импорта ключевыми критериями для определения направлений и конкретных мер таможенно-тарифной политики в различных отраслях и секторах экономики будут следующие:

уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке таможенного союза;

рыночный потенциал выпускаемой продукции в рамках единой таможенной территории Таможенного союза (ТС), который станет привлекательным для инвесторов;

возможности налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке ТС продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории Таможенного союза, то есть помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, необходимо ее согласование с приоритетами промышленной политики.

Введение 3

1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
агропромышленного комплекса России 9

    Организационно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 9

    Внешнеэкономические связи агропромышленного комплекса России

как объект таможенного регулирования 22

2. Исследование практики таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса 40

2.1. Анализ практики таможенно-тарифного регулирования экспорта

и импорта продукции агропромышленного комплекса России в период

с 1994 по 2004 гг 40

    Развитие нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса 53

    Анализ влияния таможенного регулирования на развитие агропромышленного комплекса России 66

    Исследование зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции агропромышленного комплекса 82

3. Совершенствование механизма таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности как фактор развития АПК России 98

    Направления развития таможенной политики как фактор обеспечения продовольственной безопасности России 107

    Предложения по применению таможенных режимов как основного инструмента таможенного регулирования при ввозе продукции АПК в РФ.... 123

Заключение 134

Список использованных источников 136

Приложения 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью агропромышленного комплекса (АПК) как важнейшего сектора национальной экономики России, функционирование которого связано с большинством отраслей экономики. Динамичное развитие АПК, в особенности сельского хозяйства, является решающим условием экономического роста, а также обеспечения продовольственной безопасности России.

Проведение экономических реформ в России сопровождалось значительным снижением производства в большинстве отраслей АПК, причем сельское хозяйство оказалось самой уязвимой его отраслью. Это явилось следствием влияния ряда факторов, в частности роста цен на промышленную продукцию и материальные ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, сохранения или незначительного повышения цен на производимую сельскохозяйственную продукцию, снижения объёмов потребления продовольствия населением. Помимо этого значительная доля импорта продовольствия в общем объеме потребления, а также недостаточная конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаров на внутреннем рынке, стали факторами, сдерживающими развитие отечественного производства. В связи с этим весьма актуальным является усиление регулирующей роли государства, расширение системы поддержки и защиты отраслей АПК с использованием мер таможенного регулирования.

В настоящее время от эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования во многом зависит создание благоприятных условий для развития агропромышленного производства, поддержания конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения продовольственной безопасности России.

Более того, для России, взявшей курс на присоединение к Всемирной торговой организации, объективно необходимо не только совершенствование действующих, но и поиск новых, более эффективных мер, способных обеспечить защиту отечественного производства и после присоединения к данной организации.

Степень разработанности темы. Как показало проведенное исследование, проблемам совершенствования методологии и практики таможенного регулирования в последнее время уделяется большое внимание. Также достаточно подробно исследованы отдельные аспекты развития аграрного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны, привлечения инвестиций в АПК. Однако комплексные вопросы развития АПК России с позиции совершенствования таможенного регулирования в настоящее время не разработаны.

Целью работы является совершенствование таможенного регулирования ввоза продукции АПК на основе исследования механизма таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК Российской Федерации. Для достижения этой цели в диссертации решена основная задача - разработка методических рекомендаций по совершенствованию таможенного регулирования ввоза продукции АПК в Россию.

Решение поставленной задачи потребовало выполнения следующих этапов исследования:

анализ современного состояния внешнеэкономических связей АПК России и выявление тенденций его развития;

исследование механизма таможенного регулирования внешнеэкономических связей АПК России;

анализ российской практики таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли продукцией АПК;

исследование зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции АПК для определения возможности его применения в России;

оценка обоснованности принимаемых мер таможенного регулирования в

сфере АПК;

Обоснование необходимости совершенствования таможенного регулиро
вания внешней торговли в Российской Федерации как фактора развития АПК;

разработка предложений по развитию таможенной политики и механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере АПК России;

Методическая схема, по которой проводилось исследование, представлена нарис. 1.

Объектом исследования является механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования выступают методологические и организационные основы таможенного регулирования ввоза продукции АПК.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные разработки отечественных ученых-экономистов в области таможенного регулирования: СВ. Барамзина, В.Е. Новикова, В.В. Наумова, Н.М. Блинова, В.Ю. Преснякова, В.А. Орешкина, И.И. Дюмулена, М.В. Кокорева, О.Б. Сокольниковой, Л.А. Лозбенко, А.В. Данильцева, А.Е. Овчинниковой, Е.В. Зоновой. Вопросы развития АПК исследованы в трудах следующих ученых: И.Г. Ушачёва, А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, М.И. Козыря, В.И. Назаренко, А.Н. Незадо-рова, В.П. Коровкина, О. Строковой, А.Г. Папцова, Е.В. Серовой и других.

Информационную базу диссертации составили законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые документы ФТС России, Минэкономразвития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ФТС России, научные разработки ученых Российской таможенной академии. В работе использованы материалы совещаний по проблемам развития АПК.

Анализ состояния внешнеэкономической деятельности в сфере АПК России

Исследование направлений таможенной политики и мер таможенного регулирования ВЭД в сфере АПК

Исследование мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и их влияния на развитие агропромышленного производства

Анализ практики применения мер таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта продукции АПК

Анализ практики применения
нетарифных мер регулирования
внешнеэкономической деятель-
ности в сфере АПК

Анализ зарубежного опыта регулирования экспорта и импорта продукции АПК

Разработка предложений по совершенствованию таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере

АПК России

Разработка предложений по совершенствованию правовых основ обеспечения продовольственной безопасности России

Совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования ВЭД в сфере АПК РФ

Определение основных принципов таможенной политики в сфере АПК России

Совершенствование таможенного регулирования ВЭД в сфере АПК России

Рис. 1. Методическая схема исследования

Научная новизна исследования заключается в развитии концептуальных положений и методологических основ таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

сформулированы и обоснованы концептуальные положения таможенной политики РФ в сфере АПК на основе анализа внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса;

разработаны предложения по внесению дополнений в законодательство о государственном регулировании продовольственных рынков в Российской Федерации, отражающие принципы таможенной политики в сфере АПК и способствующие повышению защиты отечественных товаропроизводителей;

разработаны предложения по применению тарифных квот при ввозе сельскохозяйственной продукции, базирующихся на научно обоснованной методике расчета ставок таможенных пошлин, применяемых внутри и вне квоты, и предполагающий инвестиционный принцип распределения квот, направленный на стимулирование восстановления и развития сельскохозяйственного производства;

разработаны практические рекомендации по применению таможенных режимов как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, которые способны оказать реальное стимулирующее воздействие на развитие отечественного сельскохозяйственного производства, а также повысить конкурентоспособность российских товаров.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация её результатов позволит:

усилить влияние мер таможенного регулирования на развитие АПК;

повысить защиту, а также конкурентоспособность российских товаров;

оказывать реальную поддержку отечественным товаропроизводителям;

стимулировать развитие сельскохозяйственного производства в России.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством сельского хозяйства РФ и другими заинтересованными в данной проблема-

тике государственными органами и учреждениями Российской Федерации при формировании стратегии и тактики применения мер таможенного регулирования в сфере АПК России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях:

"Неделя науки" проходившей 22 - 24 апреля 2003 г. в г. Ростове-на-Дону на базе филиала Российской таможенной академии;

"Таможня-2004: сквозь призму экономики и права", проводившейся 15 апреля 2004 г. в Российской таможенной академии;

конференции, посвященной 10-летию кафедры таможенных платежей и валютного контроля РТА, состоявшейся 17 декабря 2004 г.

Сформулированные в работе предложения использованы при разработке правовых актов по применению мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.

Материалы диссертации по вопросам применения таможенных режимов используются в учебном процессе РТА при изучении дисциплины «Таможенные платежи», а также на курсах повышения квалификации должностных лиц таможенных органов РФ.

"Международная экономика", 2013, N 1

(Формирование единого экономического пространства: текущая практика и предложения бизнеса)

Тезисы к выступлению на IV Международной конференции "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012".

По итогам мониторинга действия Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) и других международных договоров в области таможенного дела выявлено значительное число правовых пробелов, погрешностей, неточностей, внутренних противоречий, которые создают барьеры для свободного передвижения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и по-разному толкуются и применяются в государствах - членах Таможенного союза.

По мнению участников внешнеэкономической деятельности, правовая основа регулирования в области таможенного дела Таможенного союза должна быть приведена в более полное соответствие с международными стандартами и лучшими практиками торговых партнеров государств - членов Таможенного союза. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с присоединением всех трех государств - членов Таможенного союза к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В этой связи перед государственными органами и представителями деловых кругов стоит широкомасштабная задача по совершенствованию механизмов таможенного регулирования в России. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р, к 2018 г. России необходимо занять 17-е место в мире по показателю "Международная торговля" в рейтинге Doing business. (В настоящий момент наша страна находится на 160-м месте.)

Очевидно, что достижение столь серьезных успехов невозможно без глубокого реформирования всей системы государственного регулирования таможенной сферы.

Наиболее значимыми направлениями совершенствования таможенного регулирования, по мнению организаций - членов ТПП РФ, являются следующие:

Первое. Сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров.

Речь идет о применении всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Для этого прежде всего необходимо сократить количество документов, представляемых при декларировании товаров, следует отказаться от представления внешнеторгового контракта, документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и полномочия декларанта. Их представление является излишним и накладывает необоснованные обязанности на участников ВЭД.

Кроме того, особенно важным представляется дальнейшее развитие технологии предварительного информирования. Первый шаг в данном направлении уже сделан. Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 9 декабря 2011 г. N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом". ФТС России издан Приказ от 5 июля 2012 г. N 1345 о применении сведений, предоставленных в ходе предварительного информирования в рамках системы управления рисками (СУР). Предлагаем ввести данный Порядок также и для товаров, перевозимых иными видами транспорта. В настоящий момент применение установленного упомянутым Приказом ФТС России Порядка затруднено необходимостью совершенствования информационно-программных средств, имеющихся в распоряжении ФТС России, для обеспечения его реализации. Считаем, что использование предварительной информации в рамках СУР является очень перспективным направлением развития таможенного регулирования. В этой связи необходимо развивать соответствующие организационные, правовые и технологические механизмы.

Еще более важным аспектом представляется ускоренное развитие информационных таможенных технологий. Очень обнадеживает обсуждаемый последнее время в соответствующих профессиональных кругах проект внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товара, что позволит исключить в данном случае негативное влияние человеческого фактора, в том числе и коррупционную составляющую. Для обеспечения возможности применения данной технологии прежде всего необходимо исключить дублирование электронных документов документами на бумажном носителе. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования может стать дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска.

Второе. Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей.

Существующая система уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, что, естественно, не способствует быстрому совершению таможенных операций с товарами. Важнейшая задача, стоящая перед нами: сделать данный порядок более простым и прозрачным.

Эффективной мерой по совершенствованию таможенного регулирования в данной сфере может являться комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В данное понятие, на наш взгляд, должна входить автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД, основной целью которой должно стать сокращение срока доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов (к 2015 г. до 2 часов). Полагаем, что полной эффективности от автоматизации описанных процессов можно достигнуть только при условии централизации учета таможенных платежей и обеспечения их уплаты на уровне ФТС России.

Третье. Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости.

В настоящий момент существует ряд проблем, связанных с проведением контроля таможенной стоимости. Данные проблемы связаны не с правовым регулированием контроля таможенной стоимости, которое в принципе приводится в соответствие с международными нормами, а скорее с правоприменительной позицией таможенных органов, которые руководствуются при корректировке таможенной стоимости принципами и задачами, не соответствующими установленным нормативным актам.

На наш взгляд, для упрощения данной процедуры следует отказаться от дублирования контроля таможенной стоимости в отношении идентичных товаров, поставляемых по одному контракту, а также обеспечить возможность проведения контроля таможенной стоимости с использованием информации, предоставленной в рамках процедуры предварительного информирования.

Однако прежде всего следует изменить правоприменительную практику и подход таможенных органов к контролю таможенной стоимости.

В настоящий момент таможенные органы при принятии решений о корректировке таможенной стоимости зачастую исходят не из целей обеспечения соблюдения законодательства об определении таможенной стоимости участниками ВЭД, а из задачи увеличения количества собираемых таможенных платежей. Односторонняя заинтересованность государственных чиновников в повышении таможенных сборов часто приводит к пристрастному оформлению таможенных грузов: их классификации по кодам, имеющим более высокую таможенную ставку налога, и при определении контрактной стоимости товара.

Типичная ситуация выглядит так - таможенный орган определяет, что заявленная таможенная стоимость ниже, чем указанная в профиле риска. После этого таможенный орган назначает дополнительную проверку сведений о таможенной стоимости по различным основаниям. Далее таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости до той, которая установлена профилем риска по любым основаниям. Данные основания, как правило, не соответствуют тем сомнениям таможенного органа, которые были изложены в решении о дополнительной проверке, а также законодательству и фактическим обстоятельствам конкретной сделки.

Прежде всего необходимо исключить практику принятия таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости, направленных не на обеспечение соблюдения действующего законодательства, а на приведение цен, заявленных декларантом, в соответствие с некими величинами, произвольно установленными системой управления рисками, и максимизацию уплачиваемых декларантом таможенных платежей.

Для совершенствования процедуры таможенной очистки необходимо государственным органам освобождать функции экспертной оценки и передавать эти функции независимым экспертным организациям.

При этом важно предусмотреть отбор и аккредитацию таких экспертных организаций, которые зарекомендовали себя как высокопрофессиональные и имеющие значительный опыт работы в данной области. На сегодняшний день ЦКТУ до сих пор не разработало такой механизм. Здесь может вырасти роль экспертных подразделений торгово-промышленных палат России, основными уставными задачами которых является содействие субъектам экономической деятельности в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества.

Оценка внешнеторговых контрактов для подтверждения контрактных стоимостей, а также стоимости товаров при административных нарушениях должна осуществляться в полном соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сертифицированными оценщиками - членами саморегулируемых организаций специалистов-оценщиков, которые и проводят оценки для сбора налогов на имущество в соответствии с налоговым законодательством России.

Четвертое. Смещение "нагрузки" по таможенному контролю на этап после выпуска товаров.

Совершенствование таможенного администрирования в данном вопросе очень актуально. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара позволяет сделать выпуск более быстрым и в то же время предоставляет возможность таможенным органам иметь в своем распоряжении больше временных ресурсов для осуществления контроля. Однако, с учетом мирового опыта, достижение наибольшего положительного эффекта в данном направлении возможно лишь при возрастании степени доверия государства в лице таможенных органов к участникам внешнеэкономической деятельности. При последовательном движении к транспарентной, инновационной и конкурентной экономике перенос таможенного контроля в значительной его части на этап после выпуска товаров является закономерной и естественной необходимостью.

На наш взгляд, конкретным шагом в указанном направлении может стать повсеместное расширение практики применения мер таможенного контроля после выпуска товаров. Прежде всего это касается наиболее спорных аспектов таможенного контроля - осуществления контроля таможенной стоимости и определения кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проверка сведений о классификационном коде и стоимости товаров - процесс трудоемкий, требующий изучения большого количества документов и сведений, а также кропотливой совместной работы таможенного органа и участника ВЭД. Так как сведения о коде и стоимости товаров влияют на размер таможенных платежей, любая ошибка в данном вопросе может привести к нарушению интересов либо государства, либо декларанта, логичней было бы осуществлять столь сложные этапы таможенного контроля не в ходе принятия решения о выпуске товаров, а после него.

Кроме того, для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товара необходимо повысить эффективность взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами при осуществлении такого контроля.

Поскольку после выпуска товаров таможенными органами они сразу же вовлекаются в коммерческий оборот на таможенной территории Таможенного союза, такие товары, как правило, попадают в поле зрения иных контролирующих органов, и получение информации от данных органов, на наш взгляд, будет очень полезно органам таможенной системы при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Пятое. Приведение национальной системы управления рисками в соответствие стандартам ВТО.

Национальная система управления рисками (СУР), являющаяся основой применения таможенными органами мер таможенного контроля, в отличие от применяемой в странах Евросоюза, имеет явную фискальную направленность. Приоритетной задачей таможенных органов Российской Федерации при применении мер, заложенных в национальной СУР, является обеспечение экономических интересов Российской Федерации, исполнение доходной части федерального бюджета. В то же время в государствах с развитым уровнем информатизации, сложившимися транспортно-логистическими схемами, высоким уровнем экономической и информационной безопасности, эффективной системой постконтроля в основу СУР заложены иные принципы таможенного контроля - воздействие мер, предусмотренных СУР, направлено на обеспечение национальной безопасности государства (борьба с терроризмом, контрабандой оружия, недопущение ввоза контрафактной продукции, усиленный контроль за перемещением акцизных товаров и т.п.). Резкий переход на общемировые стандарты применения СУР и отказ от национальных приоритетов могут существенным образом сказаться на выполнении таможенными органами контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в бюджет, однако в условиях вступления в ВТО этот путь неизбежен, в связи с чем нам необходимо проработать вопрос обеспечения последовательного и не влекущего снижения эффективности деятельности таможенных органов перехода к стандартам ВТО.

Шестое. Развитие и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия.

Создание эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия может существенно снизить нагрузку на участников ВЭД, связанную со сбором всевозможных документов, выдаваемых различными государственными органами.

На наш взгляд, основными качествами, которыми должна обладать указанная система электронного взаимодействия, являются быстрота информационного обмена и надежная защищенность информации от несанкционированного доступа.

Данная система прежде всего должна обеспечивать возможность использования ее государственными органами при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с целью обмена информацией о выданных разрешительных документах в электронном виде и напрямую без получения декларантом данных сведений в одном государственном органе и передачи их в другой.

Данная система должна обеспечивать оперативность получения всех необходимых разрешительных документов в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, санитарному, ветеринарному, карантинному и экспортному контролю.

Кроме того, на наш взгляд, система межведомственного электронного взаимодействия должна обеспечивать использование налоговыми органами информации, представленной декларантами таможенным органам, без дублирования ее на бумажных носителях, а также осуществление валютного контроля без участия в этом процессе участников внешнеэкономической деятельности.

Переход на использование системы межведомственного электронного взаимодействия и организация документооборота без участия декларанта позволят существенно упростить таможенные процедуры.

Седьмое. Развитие информационного взаимодействия между участниками ВЭД и уполномоченными государственными органами.

Полноценное информационное взаимодействие должно осуществляться как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях в рамках Таможенного союза.

Решение этой задачи требует создания единой системы нормативно-справочной информации по обмену данными о бизнес-процессах, применения унифицированных электронных документов, удобных как контролирующим органам, так и бизнесу, что позволит обеспечить эффективный контроль на всем едином экономическом пространстве.

Также получено много других предложений, направленных на совершенствование таможенного администрирования в России:

  • максимальное расширение и усовершенствование практики осуществления таможенных операций с применением современных информационных технологий (электронное декларирование товаров, предварительное информирование с использованием сети Интернет и т.п.);
  • отработка практики применения электронного декларирования при перевозках железнодорожным транспортом (отказ от требования представления деклараций в бумажной форме);
  • упрощение формы электронной декларации;
  • введение системы "одного окна" (при условии функционирования ИИСВВТ на территории Таможенного союза), в т.ч. в морских портах;
  • правоохранительная работа и борьба с коррупцией;
  • повышение уровня подготовки специалистов при работе с таможенными базами данных, пересмотр регламента работы таможенных служб;
  • модернизация интерфейса таможенных программ в целях повышения пропускной способности таможенных пунктов пропуска на границе и пунктов получателя. (Например , организовать работу на большинстве пунктов так же, как это устроено на ТП "Пикино" на Ленинградском шоссе в д. Черная Грязь);
  • использование считывающих устройств (штрихкодов) для внесения данных из книжки МДП и товаротранспортной накладной;
  • отработка механизма таможенного оформления при мультимодальных перевозках груза (несколькими видами транспорта).

И это не полный перечень предложений, поступивших в ТПП России в рамках мониторинга правоприменения в сфере таможенного законодательства.

При рассмотрении всех этих вопросов важно исходить из того, что в процессе таможенной деятельности участвуют две основные категории субъектов: государство и бизнес-сообщество.

В этой связи важно поддерживать постоянный баланс интересов между государством и бизнесом. Единственным цивилизованным путем решения этой проблемы является учет позиции бизнеса при формулировании таможенных правил, создании механизмов таможенного регулирования и выработке практики их применения.

В.Падалко

Директор

департамента внешних связей

и работы с деловыми советами

Торгово-промышленной палаты

Российской Федерации



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух