Нетрадиционные работники. Российское законодательство о религии

Нетрадиционные работники. Российское законодательство о религии

Тамара никогда не верила в Бога. Она всегда придерживалась атеистического взгляда на мир. Однако в 30 лет все изменилось. Тамаре поставили диагноз ­– рак. Химиотерапия не дала никакого эффекта.

Женщина потеряла надежду прожить долгую и счастливую жизнь. Она уже мысленно приготовилась к смерти, но в один день к ней пришла Света, хорошая подруга. Света была христианкой, убедила Тамару обратиться к Богу для избавления от рака. Тамара решила послушать свою подругу, начала читать Библию, стала молиться каждый день. У женщины появилась надежда на спасение.

Можно назвать это чудом, но состояние Тамары начало улучшаться. Врачи удивлялись, однако женщина шла на поправку. За пару месяцев Тамара сумела победить рак.

Безусловно, именно благодаря религиозным убеждениям женщина смогла избавиться от заболевания. Дело здесь не только в целительной силе религии, но и в том, что у Тамары появилась надежда. Она уверовала в Бога, поверила в то, что сможет исцелиться от страшной болезни.

Надежда, вера в исцеление – именно это спасло женщину от смерти. Ничего этого бы не было, если бы Тамара не обратилась к Богу за помощью.

Религиозные убеждения — это какая-либо система взглядов, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Она включает в себя определенные моральные нормы и виды поведения, обряды, ритуалы, объединение в группы.

В настоящее время в мире распространены такие религиозные убеждения:

Учение возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Индии. Основал буддизм Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал известен как Будда. В буддизме запрещено следующее:

  • убийство живых существ, причинение им вреда;
  • воровство;
  • измена мужу/жене, разврат;
  • ложь, грубость, сплетни;
  • употребление наркотических веществ и алкогольных напитков.

Христианство.

Религия основана на жизни и учении Иисуса Христа, которые описаны в Новом Завете. Христианство налагает запрет на:

  • сотворение кумиров;
  • поминание имени Бога всуе;
  • непочтение к родителям;
  • убийство;
  • прелюбодеяние;
  • воровство;
  • ложь;
  • возжелание чужого.

Зародился в начале седьмого столетия в Западной Аравии. Основана религия была пророком Мухаммедом.

Мусульманин должен делать следующее:

  • индивидуальное либо коллективное совершение намаза 5 раз в сутки;
  • соблюдение поста;
  • подача милостыни нищим;
  • совершение паломничества в Мекку в течение жизни.

Теперь вам известно, какие бывают религиозные убеждения. Функции религии таковы:

  1. Удовлетворить душевные и мистические потребности. Ввиду того что большая часть людей интересуется философией и переживаниями, которые с ней связаны, именно религия отвечает на философские вопросы, способствует обретению душевного равновесия, гармонии.
  2. Регулятивная. Любая религия располагает определенными правилами и нормами. Им должны следовать все верующие. Религиозные организации осуществляют создание и обоснование моральных, этических, поведенческих правил, которые соблюдают люди.
  3. Утешительная. В моменты трагедий, непростых жизненных ситуаций и значительных моральных страданий множество людей обращаются к религии для получения утешения.
  4. Коммуникативная. Почти во всех религиозных организациях люди беседуют друг с другом, отыскивают среди единоверцев приятелей и друзей.

Преимущества и недостатки религиозных убеждений

Плюсы религиозных убеждений таковы:

  1. Ценностная ориентация. Все распространенные религиозные учения формируют правильный ценностный кодекс. И правда, смысл жизни заключается не в одних лишь деньгах. Религии основаны на призыве к совершенствованию личности, несут в себе здравое зерно.
  2. Дисциплина личности. Соблюдение религиозных правил дисциплинирует человека. Нужно быть умеренным в еде, сексе, алкогольных напитках, выполнять ритуалы, соблюдать пост. Подобная сдержанность обеспечивает формирование твердого характера, усиление самоконтроля.
  3. Абстрактность. Религия является абстрактной относительно обычной жизни. Она возвышается над всеми бытовыми делами, задачами, пожеланиями. Это задает определенную высшую цель, следуя которой, можно не погрязнуть в рутинных делах, быте.
  4. Релаксация. Молитвы позволяют отдохнуть от различных проблем. Сосредоточение на молитве располагает действием, подобным медитации. Каждодневное произнесение молитвенных текстов способствует укреплению нервной системы, спокойствию, расслаблению.

К минусам религии возможно причислить:

  1. Торможение интеллектуального развития. Вера в Бога приводит к подавлению способности критически мыслить, ограничению кругозора. Это значительно затормаживает развитие человека, в особенности ребенка.
  2. Рождение невежества. Религиозные учения зачастую идут вразрез с наукой. Это приводит к рождению невежества.
  3. Лицемерие. Многие люди соблюдают только некоторые религиозные правила, нарушая другие. Например, есть люди, которые посещают церковь, носят крестик, однако обманывают других ради денег, не испытывая никакого раскаяния.

Нюансы восприятия

Мужская и женская религиозности всегда рассматривались как 2 отдельные роли, которые взаимно дополняют друг друга. Думали ли вы когда-нибудь о природе данных различий?

Женщина, принимая Бога, стремится принять требования и задачи, предъявляемые ей.

Религиозность для женщины – это, в первую очередь, набожность, которая характеризуется стремлением соответствовать каким-либо идеалам, выполнением обрядов, повышенной душевностью.

Для мужчины же религиозность проявляется в том, чтобы глубинно познать себя и окружающий мир. Женщина хранит себя, живя по правилам определенной религии. Мужчина после принятия веры начинает распространение религии.


«Славяно-арийские Веды»

«Славяно-арийские Веды» представляют собой священные писания инглиизма, которые являются переводами с различных древних языков. Каждая книга разделена на Сантии, подразделяемые, в свою очередь, на шлоки.

Соответственно с инглиизмом, Инглия – это сияние, которое исходит от первого Бога Ра-М-Хи. Под богами последователи инглиизма понимают, прежде всего, предков. Большое значение имеет почитание Предков. Свастика символизирует спиралевидную галактику, в которой мы все обитаем.

Наиболее почитаемым богом у инглингов считается так называемый Род. Он включает в себя всех предков людей, является судьей на одном из 3 судов, происходящих после смерти.

Чем отличаются «Славяно-арийские Веды» от христианской Библии? Соответственно с учением Библии, есть всего лишь один Бог, который управляет всем миром. «Славяно-арийские Веды» говорят о существовании множества богов. Свобода вероисповедания позволяет обратиться к любой из религий: к христианству, исламу, буддизму, инглиизму.

Задумайтесь о том, кто отвечает за вашу жизнь. От кого зависит то, как вы сейчас живете? Неверующий человек, скорее всего, скажет, что его жизнь зависит только от него самого. Религиозный человек верит в то, что каждый его жизненный шаг предопределен Богом.

Разумеется, всегда нужно помнить о поговорке «На Бога надейся, а сам не плошай». Однако не забывайте и о том, что, обратившись к религии, вы сможете обрести умиротворение, покой, душевное равновесие. Свобода религиозных убеждений – это прекрасно. Вы вольны сами выбирать, к какой религии обратиться.

Обратите внимание на «Славяно-арийские Веды». Ознакомившись с этими текстами, вы, возможно, сможете понять, в чем заключается смысл вашей жизни. Если у вас есть сын или дочка, направьте их на правильный путь, позвольте им читать «Славяно-арийские Веды» с малых лет.

Вывод

Свобода религиозных убеждений и права человека всегда идут рядом друг с другом. Инглиизм – одно из тех учений, которые могут значительно улучшить вашу жизнь, жизнь ваших детей.

Если у вас есть знакомые, которые еще не обратились в какую-либо веру, расскажите им об инглиизме. Благодаря этому вы всегда сможете побеседовать о религии с теми, кто вас понимает. «Славяно-арийские Веды» – кратчайший путь к улучшению жизни. Вдумчивое чтение данных текстов способно кардинально изменить вашу судьбу.

Главное – следуйте всем перечисленным в них правилам, старайтесь распространять учение среди окружающих вас людей.

Оказывают юридическую поддержку и представление интересов любым сотрудникам (работникам) или бывшим сотрудникам (работникам), которые подверглись преследованию по религиозному признаку или религиозной дискриминации. Если Вы были жертвой религиозной дискриминации или у Вас есть основания предполагать, что Вы можете стать такой жертвой, крайне необходимо иметь рядом компетентного и опытного адвоката – специалиста в сфере защиты прав по религиозной дискриминации. Наши профессионалы помогут Вам выиграть дело в суде, в комиссии по трудовым спорам или осуществить мреы для недопущения преследования по религиозному признаку.

Свяжитесь с нашими адвокатами для получения бесплатной консультации, и, при наличии достаточных на то оснований, мы сможем получить для Вас достаточную компенсацию полученного материального и морального ущерба, а также добиться восстановления на работе.

Религиозная дискриминация как форма дискриминации при найме на работу определяется как неравенство, основанное на религии сотрудника или её отсутствии. ограничении людей в правах приема на работу потенциального сотрудника по признаку его религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть, на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.

Дискриминация по религиозному признаку или религиозным убеждениям недопустима в России. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам. Кроме того, ст.136 УК РФ закреплена уголовная ответственность за религиозную дискриминацию.

Большинство случаев религиозной дискриминации включает отказ предоставить помещение людям определенной религии для ежедневной молитвы. Например, религиозная дискриминация может проявляться в непредоставлении помещения для молитвы работникам в определённые часы. Так, из истории известно, что пророк Даниил уходил на молитву в 9, 12 и 15 часов, однако это не помешало ему добиться значительных достижений по карьерной лестнице. Другой пример религиозной дискриминации включает непредоставление сотрудникам выходным в дни их религиозных празников.

Ещё одной разновидностью религиозной дискриминации является злоупотребление и преследование людей определенного вероисповедания. Если религиозный фанатизм имеет место на работе и в других местах, такие проявления нарушают действующее российское и международное законодательство по правам человека. Наши адвокаты помогут человеку, который преследуется по религиозным признакам защитить свои права и подать исковое заявление, жалобу или ходатайство в соответствующие учреждения. Религиозная дискриминация прямо запрещена Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятой резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года. Кроме того, у многих государств есть свои собственные законы по защите от религиозной дискриминации.

Юристы и адвокаты работающие с юридической консультацией «Красовский и партнёры» осуществляет представительство интересов как сотрудников частных фирм, так и государственных служающих.

Наши адвокаты компетентны при применении норм российского и международного законодательства, регулирующими отношения по дискриминации по религиозным признакам. Кроме того, юристы ЮК знают основные положения любой из мировых религий, что позволяет квалифицированно защитить интересы клиентов. Для получения более подробной информации о предоставлении данного вида услуг, пожалуйста, свяжитесь с нашими адвокатами.

Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-етоды появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетво­рении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождав­ших их от мелочной регламентации и опеки. В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановле­нием Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «0 свободе совести и религиозных организациях », который привел советское законодательство в соответствие с международными нор­мами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные огра­ничения и противоречия, препятствующие практическому осуще­ствлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществле­ние свободы совести в нашей республике. Данный закон состоит из трех разделов. В первом разделе освещаются общие наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равнопра­вие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства;

3) Светский характер системы государственного образования; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и атеистические убежде­ния, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единствен­ном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в за­висимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государст­ва предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Го­сударство не должно финансировать деятельность религиозных ор­ганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убежде­ний. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешивать­ся в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятель­ности наравне со всеми гражданами.

В законе четко сформулировансветский характер государст­венного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Госу­дарственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государствен­ных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ веро­учения), хотя не исключается изложение истории религии, ее функ­ций в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному ве­роучению и получение религиозного образования возможно только на негосударственной основе. С этой целью региональные организа­ции имеют возможность создавать свои специализированные учеб­ные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ог­раничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 закона предус­матривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объеди­нения и выходить из них. Статья 17 определяет религиозные объеди­нения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать регио­нальные или централизованные структуры со своими органами уп­равления и подразделениями. В статьях 18, 20 указывается, что ре­лигиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юсти­ции или его органах на местах. Статья 21 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образо­вавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по реше­нию суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионер­скую деятельность, милосердие и благотворительность, религиоз­ное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (поло­жением) данного объединения. Раздел третий этого закона регули­рует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий», нашли свое конституционное закрепле­ние в основном законе страны - Конституции Российской Федера­ции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское го­сударство светским государством, причем никакая религия не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 14(2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин­дивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 29 (2):

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиоз­ного или языкового превосходства.

Статья 19. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Феде­рации несет военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной служ­бы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По­ка не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом законодательство Российской Федерации при­ведено в соответствие с международными актами и гарантирует ре­ализацию принципа свободы совести.

Почему буддиста не хотят брать в школу учителем, а лысую неформалку — в менеджеры отдела бытовой техники? Насколько несоответствие внешнего вида и внутренних взглядов общепризнанным нормам может повлиять на трудовую деятельность людей нетрадиционных взглядов и поведения? Как работодатели относятся к таким кандидатам на работу и почему?

Начиная разговор, хотелось бы напомнить, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). А согласно ч. 2-3 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Это постулаты, знакомые каждому. Однако увидев в книжном магазине продавца-хиппи, мы удивляемся. Повстречав среди мастеров маникюра мужчину нетрадиционной ориентации, мы смущаемся. Представить серьезные переговоры на деловые темы с панком или кришнаитом мы даже не можем. Тем не менее люди нетрадиционных взглядов и религий живут и работают среди нас. Где можно встретить применение их труда и как к ним относятся работодатели, мы и обсудим.

Работники иного вероисповедания

В Российской Федерации гарантируется свобода совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно 64 с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом православие (75% населения), есть католицизм и протестантизм (по 1%), а также ислам (5%) и буддизм (1% населения)). Часть населения РФ — неверующие (8%) .

В большинстве случаев российские работодатели терпимо и даже невнимательно относятся к религиозным убеждениям своих работников. Однако такое положение вещей сохраняется до тех пор, пока:

— религиозные взгляды не начнут мешать течению обычного рабочего дня сотрудника. Например, если он прерывает любую работу для молитвы, которая читается строго по определенным часам, и это становится помехой в работе;

— религиозная принадлежность снижает отдачу от проведенной работником деятельности. Например, в связи с постоянными конфликтами в южных регионах РФ большинство контрагентов предпочитают не иметь деловых связей с мусульманами, даже если последний — лишь один из представителей организации с христианским составом коллектива;

— вероисповедание становится причиной межличностных конфликтов в коллективе. Например, начинают образовываться враждующие группы;

— соблюдение религиозных обычаев становится помехой для стандартного восприятия сотрудника клиентами организации. Так, работодателями, как правило, не приветствуется ношение мусульманками национального платка на работе.

К сведению. У нас

В Татарстане зачастую не принимают на работу из-за хиджабов (платков). Согласно канонам ислама мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. Богобоязненных девушек и женщин, носящих хиджаб, под разными предлогами не принимают на работу либо требуют снимать платки на работе. Руководители коммерческих структур кивают на собственную службу безопасности, которая не пропускает кандидатку-мусульманку. Такие отказы создают парадоксальную ситуацию, когда мусульманки с высшим гуманитарным образованием вынуждены устраиваться продавцами в магазин или официантками в кафе.

По данным всероссийской переписи населения, татары занимают второе по численности место среди народов, населяющих современную Россию (более 5,5 млн. чел.). Они составляют большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. Татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма.

В Нижнем Новгороде был уволен капитан внутренней службы, работавший в СИЗО. Ранее служивший сапером и проведший два года в Чечне, он заявил, что его заставили написать рапорт об отставке, потому что он исповедует буддизм. Его поведение (не пьет, не курит, не ест мяса) вызывало настороженное отношение коллег и начальства. Многие признавались, что боятся с ним работать. А после того, как его застали на дежурстве за чтением мантры и перебиранием четок при молитве за здоровье тяжелобольного заключенного, с него было затребовано объяснение как за дисциплинарный проступок и предложено уволиться по собственному желанию. Устав от сопротивления, работник ФСИН потребовал служебную проверку. В пресс-службе ГУФСИН опровергли его слова об увольнении и подчеркнули, что увольнение за религиозные убеждения является незаконным.

В Великобритании официальному притеснению подвергаются православные. По сообщениям прессы, кабинет министров разрешил увольнять сотрудников за ношение нательных крестиков. Громким скандалом разразилось увольнение женщины, которую на работе заставляли снять крестик. Она предпочла уволиться. Ранее в Лондоне уже были проиграны четыре дела по факту подобных притеснений православных христиан. Сейчас все эти иски рассматривает Страсбургский суд по правам человека, но Британия заявила, что готова и дальше отстаивать законность запрета на ношение нательных крестов. При этом следует отметить, что в той же стране более терпимо и даже уважительно относятся к правам геев, лесбиянок, трансвеститов, мусульман, кришнаитов, буддистов, иудеев.

Работники активных политических взглядов

В РФ признаются политическое многообразие и многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Право граждан на объединение в политические партии закреплено Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях". По данным Минюста РФ, в настоящее время в России зарегистрировано более 35 политических партий.

Членство работников в каких-либо партиях и движениях, как правило, не мешает работодателям, однако так происходит до тех пор, пока сотрудник:

— не начнет требовать предоставления отдельных выходных дней (не по графику отпусков) для участия в шествиях, митингах, демонстрациях, а в случае отказа в предоставлении — выискивать пути решения (например, путем предоставления фальшивого больничного или настоящего больничного, выданного по вымышленной болезни);

— не начнет ведение активной политической дискуссии в рабочее время среди сотрудников, что непременно отвлечет их от непосредственной работы;

— не станет инициатором межличностного конфликта в коллективе по политическим мотивам.

Секс-меньшинства

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

За мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера уголовным законом предусмотрена ответственность только в строго определенных случаях, например, за насильственные действия сексуального характера или понуждение к ним (ст. 132-135 УК РФ). Принадлежность же к секс-меньшинствам уголовно не наказуема. А в соответствии со ст. 3 ТК РФ не может быть и причиной дискриминации.

Поскольку сексуальная революция в России не имеет таких масштабов, как в развитых странах Европы и США, большинство сотрудников все-таки избегают публичности своих взглядов на работе, не стесняясь их только среди "своих".

Эта причина в частности, а также российский менталитет в целом создают ситуацию, когда большинство работодателей даже не знают о принадлежности своих сотрудников к "традиционалам" или секс-меньшинствам. Чаще всего взгляды сотрудников нетрадиционной сексуальной ориентации не мешают работе до тех пор, пока:

— любой конфликт на деловой почве не начнет обосновываться таким сотрудником притеснением секс-меньшинства;

— поведение сотрудника не станет приобретать навязчивости по отношению к коллегам;

— это не будет мешать отношениям с контрагентами. Многие руководители предприятий, особенно "старой закалки", априори не могут беседовать с мужчиной-геем, что в конце концов негативно отражается на деловых связях предприятий;

— не повлечет отток клиентуры от организации. Например, мужчина традиционной ориентации предпочтет парикмахера противоположного пола или мужчину традиционной ориентации во избежание теоретического флирта со стороны мастера;

— не начнет оказывать негативного влияния на подопечных (что актуально для учебных заведений).

Неформалы

Неформальные группировки молодежи — это массовое явление, которое стало неотъемлемой частью нашего общества. Неформалы связаны с определенным стилем в музыке. В РФ можно встретить таких неформалов, как:

— панки — любители эпатировать публику внешним видом;

— эмо — дети, которых отличает противостояние несправедливости и особенное, чувственное мироощущение, мечты о счастливой любви и здоровом образе жизни;

— готы — приверженцы мрачного имиджа, испытывающие интерес к мистицизму и эзотерике, не принимающие стереотипы поведения в обществе и стандарты внешнего вида;

— рокеры и байкеры — обожающие риск и гоняющие с устрашающей скоростью на мотоциклах;

— хиппи — пропагандирующие всеобщую любовь и отказ от войн, жизнь в коммуне и зачастую — прием наркотиков.

Неформал в рамках организации может вполне мирно существовать и даже приносить прибыль при грамотном использовании его позиции. Так, менеджер в магазине музыкальных инструментов может поддерживать разговор с покупателем о любом стиле — на каждый из них найдется "свой" покупатель. Вполне уместной для гота будет работа в магазине эзотерики. Шоу-бизнес с распростертыми объятиями примет панка. Но совсем не обязательно строго в определенной сфере использовать стиль неформала.

Пример

Широко распространена ситуация, когда байкер, который днем — вполне успешный деловой бизнесмен, руководитель проекта, передвигающийся на автомобиле бизнес-класса, вечером — примерный семьянин, а летом участвует в ежегодных съездах байкеров. Работодатели даже не подозревают о неформальной стороне жизни работника, поскольку она не мешает работать и налаживать деловые связи.

Стиль жизни неформала не мешает работодателю, если результативность труда такого сотрудника не страдает от его взглядов.

Работники иных национальностей

Согласно данным переписи населения 2010 г. в России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). Около 80% населения составляют русские. Помимо русской национальности, можно выделить также национальности, которые составляют более 1% населения России: татары — 3,87%, украинцы — 1,41%, башкиры — 1,15%, чуваши — 1,05%, чеченцы — 1,04%, остальные составляют менее 1% населения РФ.

Национальный признак кандидата на работу в РФ в настоящее время имеет наименьшее значение для работодателя. Если он успешно прошел собеседование, его возьмут на работу в большинство крупных компаний. Очевидно, это следствие того, что Россия испокон веков была многонациональным государством, а с исчезновением обязанности указывать национальность в паспорте — и вовсе "безнациональным". Конфликтов и увольнений с явным или скрытым обоснованием из-за национальной принадлежности работника практика не отмечает.

К сведению. В Европе

Среди европейских стран больше всего проблем с дискриминацией по национальному признаку у Великобритании, Франции, Германии и Швеции. Британия и Франция пожинают плоды своего имперского прошлого. После признания независимости колоний масса людей хлынула из Индии, Пакистана, Алжира и Туниса. При этом приезжие быстро получали гражданство и с юридической точки зрения становились "местными". На практике же бывших жителей колоний коренное население встречало враждебно. Так, журналист французской газеты Le Monde Мустафа Кессу признался, что вынужден по телефону представляться только по фамилии, так как его имя отпугивает экспертов и ньюсмейкеров.

Или, например, в парижском кабаре "Мулен Руж" за расовую дискриминацию при приеме на работу была оштрафована руководительница отдела персонала. Кабаре отказалось принять на работу молодую сенегалку. Руководительнице отдела персонала заведения не понравился цвет кожи девушки. "Мулен Руж" этот отказ в приеме на работу стоил 10 тысяч евро, которые кабаре было вынуждено заплатить в казну, в то время как кошелек "персональщицы" опустел лишь на 3 тысячи евро. Помимо этого заведение заплатило девушке компенсацию в 2,5 тысячи евро и еще 2,3 тысячи евро перечислило на счет ассоциации, возбудившей иск в интересах работницы.

А в лондонском офисе Би-Би-Си среди сотрудников компании лишь 7-8% — представители этнических меньшинств, в то время как эти группы составляют 30% населения Лондона.

В Америке

Здесь дискриминация приняла новые обороты после 11 сентября 2001 г. и коснулась мусульман. С 2003 по 2010 г. число судебных исков от мусульман увеличилось вдвое. Например, уроженец Пакистана Саид Аббас обратился с иском о возмещении морального ущерба, нанесенного ему некорректным отношением сослуживцев, называвших его террористом.

Несмотря на то что в стране очень "трепетно" относятся к темнокожему населению, проблемы с афроамериканцами возникают регулярно. Из сообщений правозащитников известно, что в штате Microsoft, составляющем более 20 тысяч человек, лишь 2,6% — афроамериканцы. Из пяти с лишним тысяч менеджеров этой компании чернокожие работники составляют всего 1,6% .

В РФ же споры, связанные с нарушением трудовых прав работников по национальному признаку, в судебной практике почти не встречаются. И причиной тому является как отсутствие официальных отказов работодателей по указанному мотиву, так и менталитет представителей национальности, в отношении которых допущено нарушение прав. И действительно, суды очень редко признают доказанной дискриминацию в отношении работников. А если и признают, то чаще всего это дискриминация по половому (в отношении женщин) или по возрастному признаку (в отношении лиц старшего возрастного состава).

Пример 2

Женщина, успешно прошедшая обучение профессии экскаваторщика и отработавшая по этой специальности более года, не смогла устроиться на работу. В одной дорожно-строительной компании с ней побеседовали так, будто пытались отговорить работать в их фирме. В частности, сообщили, что негде переодеваться, поскольку нет женской раздевалки, намекали, что женщина не сможет ремонтировать экскаватор самостоятельно, и т.п. Не дождавшись звонка после собеседования, она отправила на имя руководителя предприятия телеграмму с просьбой ответить письменно, почему ее не приняли на работу. Не получив ответа, она подала иск в суд с требованием признать отказ принять на работу незаконным, выплатить зарплату за месяцы простоя и возместить моральный ущерб за дискриминацию по половому признаку в размере 100 тыс. руб. и еще 100 тыс. руб. — за моральный вред, причиненный тем, что работодатель не ответил на ее запрос. Суд принял решение об удовлетворении иска по части морального ущерба и постановил, что работодатель должен выплатить ей 3 тыс. руб.

Эпатажные работники (работники нетрадиционного стиля одежды)

Эпатаж — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству. С точки зрения психологии, эпатаж является одной из форм демонстративного поведения.

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге. Однако следует помнить, что в РФ нецензурная или оскорбительная реклама является незаконной.

К сведению. У них

29-летней американке в компании по продаже нижнего женского белья указали на дверь. Причиной явилось не отсутствие профессионализма и опыта, а излишняя сексуальная привлекательность девушки. Казалось бы, при продаже такого рода товара подобная внешность продавца должна только радовать работодателя, у которого повышался уровень продаж. Но нет! Религиозные убеждения работодателей — ортодоксальных иудеев — привели их к выводу о несовместимости сексуальности сотрудника и работы.

У нас

В России, за исключением явно религиозных местностей, женская привлекательность, выставленная напоказ, по крайней мере, половиной общества (в основном — сильной) приветствуется. Более того, никто не осуждает использование женской сексуальности для привлечения внимания к товару или услуге. Потому у нас очень часто можно встретить откровенно одетых продавцов, секретарш, буфетчиц… И пока в суд на них никто не подавал.

В большинстве случаев эпатажное поведение работника в "офисных" организациях подлежит осуждению и наказанию, например, за нарушение кодекса корпоративной этики.

Запреты для нетрадиционалистов

Можно составить краткий перечень организаций некоторых сфер деятельности, где сотрудника нетрадиционных взглядов руководство не примет на работу никогда, а если и примет по ошибке, не выявив предварительно особенностей взглядов, то непременно избавится от него, когда о них станет известно. Причем всеми возможными способами и в сжатые сроки.

1. Органы федеральной службы безопасности не приветствуют политически активных граждан (прямой запрет установлен п. "е" ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности").

2. Среди госслужащих, муниципальных служащих, сотрудников таможенных органов, ОВД, работников прокуратуры не встретишь политически активных граждан, работников радикальных религиозных взглядов, представителей секс-меньшинств, неформалов (запреты установлены ст. 17-19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 40.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

3. В учебные заведения не сможет устроиться работник нетрадиционной сексуальной ориентации. Внутреннее обоснование работодателя таково: недопустимо подавать пример "нетрадиционализма" для учащихся, у которых в силу возраста психика не устойчива и восприимчива ко всему новому.

Если прямого запрета на прием на работу работника нетрадиционных взглядов в законе не установлено, работодатель может пойти на вполне безобидные хитрости, причем в рамках закона. Посмотрим, что позволяет и запрещает закон работодателю.

Что говорят закон и работодатели

Часть 1 ст. 37 Конституции РФ устанавливает свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Статьей 3 ТК РФ закреплена главная гарантия: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Однако анализ этих законодательных актов позволяет сделать обобщенный перечень ограничений, которые могут помешать гражданину занять ту или иную должность:

— отсутствие необходимого уровня образования или специального права;

— наличие психического заболевания;

— наличие судимости или даже факта привлечения к уголовной ответственности;

— ограничение по подъему тяжестей (женщины и работники в возрасте до 18 лет);

— наличие близкого родства с иным сотрудником работодателя.

Однако столкнуться с открытым отказом в приеме на работу или увольнением по вышеуказанным дискриминирующим признакам практически невозможно. Вряд ли найдется работодатель (даже не очень грамотный), который создаст себе такие явные предпосылки для судебного спора, решение по которому будет принято в пользу работника.

Какие же основания для отказа в приеме на работу лиц нетрадиционных взглядов используются чаще всего? Во-первых, отсутствие у кандидата деловых качеств, требуемых для занятия должности. Во-вторых, отсутствие необходимого опыта, в том числе в избранной сфере деятельности. В-третьих, если всеми вышеуказанными навыками и умениями работник обладает, то работодатель может сказать, что уже одобрил другого кандидата (даже в случае его реального отсутствия всегда можно объяснить последующие собеседования отказом избранного кандидата от предложенной должности, что в наше время случается нередко). В-четвертых, причиной отказа в приеме на работу работодатель вправе указать и штатные перестановки (даже планируемые) на предприятии, в результате которых необходимость в занятии вакансии отпала.

Конфликты, связанные с отказом в приеме на работу, занимают лишь небольшую часть трудовых споров. В большинстве случаев кандидат на работу предпочитает попытать счастья у других работодателей, а не ввязываться в длительный судебный спор с очень сомнительными перспективами.

Более того, работник нетрадиционных взглядов старается даже не подавать документы на рассмотрение его кандидатуры в организации, которые принадлежат к той же сфере, что и те, в которых ему однажды или несколько раз уже отказали, полагая, что в определенной области деятельности к его взглядам относятся консервативно или даже негативно.

К сведению. Кроме противопоказаний по состоянию здоровья, психическим заболеваниям и ограничениям, указанным в разделе "Запреты для нетрадиционалистов", нет иных ограничений для занятия гражданином той или иной должности.

Гораздо реже можно встретить справедливое (хотя, возможно, и трудно доказуемое) обвинение работодателя в дискриминации уже в процессе выполнения работником трудовой функции. В большинстве своем это случаи увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). В подобных ситуациях сотрудник воспринимает наказания за допущенные им нарушения как придирки работодателя, вызванные личным неприятием самого работника. Однако наличие дискриминации в действиях работодателя работнику доказать не удается, а суд при рассмотрении дела их не выявляет.

Заметим, что обвинение в дискриминации может быть спутником любого спора об увольнениях по инициативе работодателя — будь то сокращение штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или любой из подпунктов п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Неначисление премии и объявление выговора работники также пытаются обосновать допущенной работодателем дискриминацией по какому-либо признаку, указанному в ст. 3 ТК РФ.

Судебная практика. Уволенная сотрудница обратилась в суд с иском к ООО "Теплосервис" о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что работала у ответчика в должности юриста, была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности и штата. Увольнение считает незаконным и вызванным не штатными изменениями, а ее участием в избирательной компании. Считает, что руководитель устроил ее преследование, дискриминацию по политическим убеждениям, которая запрещена действующим трудовым законодательством. Суд изучил все доказательства, которые представили стороны, допросил множество свидетелей и дискриминации не выявил. Однако выявил нарушение процедуры увольнения работника по сокращению численности и штата: отсутствие предложений вакансий от работодателя при их реальном наличии. При таких обстоятельствах работница была восстановлена в ранее занимаемой должности, но не по причине доказательства дискриминации по политическим убеждениям, однако ее цель была достигнута (решение Черемховского городского суда Иркутской области от 24.05.2011) .

Преступление и наказание

Работодатель, который "отсеивает" кандидатов по национальному, религиозному и иным указанным в ст. 3 ТК РФ признакам, теоретически может понести как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность установлена статьей 5.27 КоАП РФ и грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере до 5 тыс. руб.; на организацию — до 50 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность только за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ). Такой отказ виновного лица наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

На деле же трудовые конфликты, основанные на неприятии работодателем нетрадиционных взглядов и поведения работника, находятся в плоскости гражданско-правовой ответственности. То есть если факт дискриминации удается доказать, работодателю, как правило, необходимо выплатить работнику компенсацию за вынужденный прогул, а также возместить причиненный моральный вред.

Ограничиваем проявление "нетрадиционализма"

У работодателя при отсутствии законодательных запретов, как правило, есть возможность устанавливать собственные правила, не противоречащие ТК РФ. И такими рычагами воздействия являются:

— локальные нормативные акты;

— приказы, распоряжения.

Рассмотрим подробнее.

1. В первую очередь регулятором стиля и поведения становится соответствующий локальный нормативный акт. Помимо "Правил внутреннего трудового распорядка" им может выступить "Кодекс корпоративной этики", "Регламент стиля и поведения", "Порядок корпоративной культуры" и т.д. Именно в указанном виде акта работодатель закрепляет свои требования к стилю одежды (деловой, полуспортивный), возможность ношения брюк, шорт, топов (т.е. одежды, допускающей открытые части тела) для женщин, джинсов, спортивной одежды — для мужчин. Там же ограничению подвергается яркость лака на ногтях, вызывающий макияж, броские украшения, пляжные обувь и одежда в офисе. Требование об аккуратном внешнем виде и деловом стиле само по себе не позволяет носить ирокез или красить девушке-готу губы черной помадой. Любое отступление от требований работодателя может быть расценено как нарушение трудовой дисциплины и обязанностей работников.

К сведению. Каждый работник должен быть ознакомлен с локальным актом под личную подпись. В противном случае применение дисциплинарного взыскания за его неисполнение по отношению к не ознакомленному с актом работнику будет незаконным.

2. В приказах и распоряжениях может быть закреплено введение в действие локального нормативного акта, а также утвержден график работы. В случае регулярного отвлечения работника от работы для чтения молитв или исполнения иных обрядов его можно будет наказать за неисполнение обязанностей, зафиксированных в трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка (продолжительность рабочего дня), должностной инструкции (выполнение обязанностей по должности) и графика работы (постоянные перерывы в течение смены).

К сведению. Работник должен быть ознакомлен под личную подпись с приказом (распоряжением), вводящим график работы. В противном случае работодатель не вправе требовать от него исполнения того, с чем он ознакомлен не был. А уж наказывать за нарушение — тем более.

Не имея перечисленных документов, работодатель рискует оказаться в ситуации, когда у него не будет рычагов воздействия на работника, вдруг проявившего нетрадиционные взгляды. Конечно, принять локальный акт, соблюдая требования ст. 372 ТК РФ, можно, хотя это потребует больших временных затрат. Как говорится, "после драки кулаками не машут".

Описание религиозной жизни России, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль "Дранг Нах Остен" поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество) , то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Формирование государственности на Руси шло в направлении к сильной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции непосредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью под предлогом защиты "правой веры".

При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики.

Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она имела митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - назначался Константинопольским патриархом) , с 1589 церковь стала автокефальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было)) . В 1721 году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, подчиненный правительству.

Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное вероисповедание) , терпимые (староверы, инославные, т.е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.) , и нетерпимые (различные секты) . Запрещенные секты в России (конец 19 века) : молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др.

Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви а также представители всех иных незапрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания своей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осуществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: ведения записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом переходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения накладывались и на браки.

Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до начала прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взглядов подвергалось уголовному преследованию.

Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения.

Декретом "О земле" большевистского правительства от 26.10.1917 все монастырские и церковные земли были "национализированы". Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, наоборот, большевики стали варварски грабить церковь.

В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными советской власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов.

Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле) , и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В. И. Ленина, т.е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также, как и в случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули - и дворец разрушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей верить во что-либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически, а догматически. Что-то может не нравиться - но ведь так пишут в газетах и говорят по телевизору... Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассматриваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс.

Государственный строй СССР - имел множество черт феодализма.

В 1943, после встречи И. В. Сталина с руководством Русской православной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. В 1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" отношений между церковью и государством был приостановлен.

В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность религиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28) .

В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст. 30) .

Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст. 29) .

Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают (если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.

Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в этом направлении работал Л. Н. Гумилев, на западе сейчас популярны работы Сэмюэла Хантингтона. Они весьма интересны, так как он является директором института стратегических исследований при Гарвардском университете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового мирового устройства.

С точки зрения Хантингтона, "Мировая политика вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике. ". Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканскую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.

В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приводит следующие доводы:

1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, традициями, и самое главное - с религией.

2. Мир становится более тесным.

3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.

4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззренческие идеалы - демократию и либерализм, а также ставка на военное и экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодействие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.

5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономические и политические противоречия могут быть устранены, то русские останутся русскими, а эстонцы эстонцами.

6. Экономическая интеграция отдельных регионов. Примеры - Западная Европа, Юго-Восточная Азия.

Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией. Для этого Хантингтон считает необходимым:

Включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и Латинскую Америку;

В России и Японии поддерживать прозападные группировки;

Всемерно ограничить военное развитие "потенциально враждебных цивилизаций", то есть, видимо, всех остальных;

Проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.

Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа Вл. Соловьева, С. Булгакова, Л. Толстого и других, Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.

Литература:

1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., "Мысль", 1993.

2. Коммерсантъ № 36(147) за 1995 год. Артемьев Р. Лучше быть в Риме чем вне его.

3. Современная Русская Идея и Государство. М., "Рау-Корпорация", 1995.

4. Основы Религиоведения. Учебник. М., "ВШ", 1994.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух