Сколько жил каин. Каин и Авель — библейская история братьев

Сколько жил каин. Каин и Авель — библейская история братьев

Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин? история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Каин и Авель? история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны? вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья? Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший? Каин — стал земледельцем, а его младший брат Авель? пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин — начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В Священном Писании говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин? история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело — желать чего-то, и совсем другое? дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство? грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ? он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин? история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание? суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил? вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика Штайнзальц Адин

Чем Каин убил Авеля?

В Библии много говорится о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании; об оружии - мало и безо всякого интереса.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

- Камень, которым Каин убил Авеля, - первое оружие, упомянутое в Библии?

Откуда вы взяли, что Каин убил Авеля камнем?

- А разве так не написано?

Давайте посмотрим. Вот, пожалуйста: «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». И только. Просто констатация факта убийства.

- Ну и как же Каин убил Авеля? Если не камнем, то чем?

Надо полагать, у него были определенные проблемы. Он же был первым убийцей, дело было новым, и никакой технологии еще не существовало. Должно быть, прежде чем преуспеть, он экспериментировал с разными предметами и технологиями и действовал методом проб и ошибок.

- Если так, то естественно предположить, что Каин задействовал и нематериальные средства. Может быть, он убил своего брата словом?

Наверняка пытался и словом. Это очень эффективное оружие.

- Или взглядом?

Почему бы нет? Чем взгляд хуже камня? Но взглядом убивают обычно женщины. Им это очень хорошо удается. Во всяком случае специализированных орудий убийства тогда еще не существовало. Первое оружие - дело рук потомка Каина, сына Лемеха - Тувалкаина.

- Погодите, но ведь в упоминании о нем вообще нет ни слова об оружии. Получается что-то вроде камня Каина. В тексте просто сказано, что Тувалкаин изготавливал орудия из меди и из железа. Может быть, речь здесь идет только о сельскохозяйственных орудиях?

Речь здесь идет о принципиально новых, сложных и дорогостоящих, материалах и технологиях. Очевидным образом, в древности, как и в наши дни, они использовались, в первую очередь, в военных целях. Обратите внимание, у Тувалкаина не случайное имя: «каин» - его составная часть. Кстати, на иврите есть слово, однокоренное со словом «тувал», и оно означает «приправу». То есть первый оружейник был своего рода приправой к Каину.

- Стало быть, оружие упоминается впервые только в связи с этим умельцем?

Вывод, кажущийся очевидным, однако неверный (так бывает довольно часто). Оружие появляется в Библии много раньше изобретательного Тувалкаина. Когда Адам и Ева покинули рай, у его ворот возникает ангел с огненным мечом. Этот меч - первое оружие, упомянутое в Библии. И что важно: он не орудие убийства.

- В синодальном переводе меч этого охранного ангела назван «обращающимся». Что это значит?

Просто вращающийся, крутящийся - чтобы пройти было невозможно.

- Как в восточных единоборствах?

Типа того.

- А вы не могли бы как-то прокомментировать исключительную сдержанность, даже сухость Библии в описании оружия. Какой контраст с «Илиадой»: описание щита Ахилла - поэма! Между тем в Библии - ничего подобного.

Объяснить это довольно просто. Вот, к примеру, вышли люди из ресторана. Один скажет: «вкусно» или «невкусно», или вообще пожмет плечами. Другой же споет песнь об обеде или произнесет негодующую речь, или с удовольствием расскажет, как его кормили неделю назад. Спросите мужчину, как выглядит такая-то женщина, и он расскажет о ее глазах, волосах, улыбке, голосе.

- Вы забыли о фигуре.

Просто не успел - вы очень живо реагируете. А если спросить, как она одета? Скорей всего, ответ мужчины будет скуп - ведь он обращал внимание совсем на иное. Между тем женщина расскажет вам об этом во всех деталях. Моя мама была портниха, и я с детства слышал разговоры об одежде. Это были подробные и в высшей степени заинтересованные разговоры. В древности евреи много воевали и делали это весьма успешно, репутация евреев-воинов была достаточно высока. И все-таки, несмотря на это, евреи воевать не любили - они относились к войне, как к необходимости.

В Библии подробно говорится о многом: о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании, об устройстве святилища, об одеждах священников, о справедливом (и несправедливом) суде - оружие явным образом не относится к сфере интересного. Исключение - относительно подробное описание вооружения Голиафа. Говорится о составе вооружения, о его размерах, весе, материале, о броне сказано: «чешуйчатая». Видно, что и сам гигант, и его вооружение поразили воображение евреев. Кстати, рост Голиафа далеко выходит за пределы нормы. Обычно это связано с гормональными нарушениями, и несмотря на внушительное впечатление, которое производят такие люди (а Голиаф производил просто устрашающее впечатление), они, как правило, не очень сильны и не слишком хорошо координированы. Вряд ли камень Давида убил Голиафа - скорей всего, тот просто потерял сознание. Филистимляне любили оружие - недаром они принадлежали к общему с греками культурному кругу. И вооружены филистимляне были куда лучше евреев.

- Пророк Исайя предрекает время, когда мечи перекуют на орала. Мне сейчас пришло в голову, что Петр Первый, повелев перелить колокола на пушки, своеобразно откликнулся на призыв Исайи.

Или пророка Иоиля, который, явно имея в виду формулу своего великого предшественника, призвал перековать орала на мечи.

- В разных языках эротика и вражда, война, насилие словесно сближены. Можно привести много примеров. Скажем, «трахнуть». Или вот на иврите: «нешек» (оружие) и «нешика» (поцелуй).

Что ж, поцелуй - древнее и испытанное оружие. Ничего удивительного: отношения полов - это часто отношения противостояния, борьбы. Речь идет не об эротическом образе оружия, но о милитаристском образе эротики, об универсальном соотнесении Эроса и Танатоса.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Кого убил Моше в Египте? Кого убил Моше в Египте?Моше в Египте, т.е. находясь в своих еще эгоистических желаниях, убил египтянина, эгоиста, который находился в нем. Человек состоит из свойств всего мира. И в себе именно, а не в окружающих, он должен исправить весь мир. А

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 5 ИСПЫТАНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ Эта глава основана на Книге Бытие 4:1-15 Сыновья Адама Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что Геракл убил Ифита? В греческой мифологии Ифит – старший сын эхалийского царя Эврита, брат Иолы, участник похода аргонавтов. Когда Геракл, выиграв состязания по стрельбе из лука, вместо обещанной Эвритом за эту победу руки Иолы получил оскорбительный отказ, Ифит был

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

За что Ахилл убил Терсита? На стороне троянцев сражалась царица амазонок Пенфесилея, убившая многих греков. Ахилл поразил Пенфесилею, после чего влюбился в ее мертвое тело. Терсит, самый уродливый из всех греков, сражавшихся под Троей, выколол у умершей глаза копьем и

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Почему Каин убил Авеля? Ветхозаветная книга Бытия рассказывает следующую историю этого первого в истории человечества убийства. Каин, старший сын Адама и Евы, был земледельцем, а его младший брат Авель пас овец. Оба брата принесли в одно время жертвы Богу: Каин – плоды

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Почему Иоав убил царевича Авессалома? Перед решающим сражением Давид приказал Иоаву и двум другим командующим, Авессе и Еффею, не убивать его непутевого сына, сберечь ему жизнь – и «все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе». Сражение

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Убийство Каином Авеля (Быт., гл. 4) Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Жертвоприношения Каина и Авеля. Бытие 4:2, 6-7 И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и

Из книги автора

2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец "Авель" - имя второго, известного из Бибилии, сына Адама, толкуют и переводят различно: "дыхание, ничтожество, суета" или, как думает Иосиф Флавий - "плач". Подобно предыдущему имени и оно, по всей

Из книги автора

4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его "И призрел Господь на Авеля... а на Каина и на Дар его не призрел..." Различные по своему

Из книги автора

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Из книги автора

25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин "И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф..." На место двух старших детей Адама и

Из книги автора

Могила Авеля Проснулся рано - петухи разбудили. Вторые или первые? Долго лежал без сна, пока не рассвело и пока не обозначилась на стене икона «Сошествие во ад». Воскресший Христос протягивает руку Адаму, выводя его из ада. А вот эти века, тысячелетия со времени

Из книги автора

Человек, который убил дьявола Есть много способов отгонять злых духов и защищаться от них – в это верят таоисты.Когда таоист идет по лесу, он либо поет, либо свистит, потому что верит, что его музыка помешает злым лесным духам приблизиться к нему, поскольку те не любят

Всего в пятнадцати стихах 4-ой главы Библейской книги Бытие, описаны Каин и Авель, история отношений которых, является онтологическим разбором человеческой психологии. Взаимодействие двух братьев, лишённые всякого антуража, показывает архетип отступления человека от добра.

О чём говорит первоисточник и как его понимать?

Вот на этом снимке вся библейская история Каина и Авеля

От этого источника, происходит множество толкований. Но обращать внимание следует только на объяснения от авторитетных источников, которые видят этот текст в духе православия.

Есть одна аксиома, которая очень способствует правильному пониманию Библейских текстов, а именно: «В Библии нет ни одной лишней точки. Каждый знак, а тем более слово имеет значение» .

Но прежде чем приступить к разбору этого отрывка, следует поведать про очень любопытный факт.

У Библии, есть несколько уровней понимания текста. Например:

1. Читают весь текст подряд – один смысл;

2. Читают каждое третье слово – получается пророчество;

3. Читают каждое седьмое слово – ещё один уровень.

Библеисты, насчитывают три дюжины вариантов прочтения Библии, но в настоящее время известны не более десятка.

Важно и то, что правильно понять историю про Каина и Авеля, да и вообще всю Библию, можно только читая её в контексте той культуры, в которой она была записана.

Толкования основ

Прежде всего следует открыть значение имён. Имя Каин, происходит от еврейского глагола «канна » - приобретать и местоимения «инна ». И дословно означает – «я приобрела». Это были слова Евы, которая впервые на Земле родила младенца. Ведь Каин был не только первым ребёнком у Адама и Евы, но он был:

· Первый младенец, так как и Адам и Ева были созданы Богом уже взрослыми;

· Первый родившийся человек;

· Первый человекоубийца.

В одном человеке, сошлись столько невероятных качеств!

Для Адама и Евы, которые лицом к лицу общались с Богом и жили в Раю, память о прежней жизни была очень и очень скорбной. Ведь они сами потеряли то, что далось им даром. Больше этого, ничего быть не может. И в рождении ребёнка, Ева видела дар от Господа, который подтверждал пророчество данное в Быт 3:15.

Но Каин родился уже с трансляцией первородного греха!

И в словах Евы «человека от Господа», все толкователи видят упование праматери на то, что новоявленные родители, теперь действуют в унисон с Богом. Если их (Адама и Еву) сотворил сам Господь, то теперь они с Божьей Помощью, могут тоже порождать детей.

Авель – у имени нет прямого аналога в русском языке. Это слово произошло от глагола «гаваль», которое означает «дышать, выдувать», и по смыслу ближе всего к таким понятиям как: «дымка, марево, призрачный».

Другими словами, Ева уже не испытывала такого вдохновения, как при рождении первенца.

Во втором же стихе говорится и о профессиональной принадлежности братьев: Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом овец.

При современном взгляде, занятие Каина было более мирным, ведь он выращивал растительную пищу. Авель же занимался животноводством, а это по любому работа связанная с кровью.

Но на самом деле, всё выглядит совсем иначе.

Согласно Библии, употребление мяса было допущено Господом только после Всемирного Потопа (Быт 9:3), до этих пор все питались только растительной пищей. А овцы, как раз и предназначались для жертвоприношения! То есть, Каин занимался только устройством в земном мире, а Авель работал, заботясь о жертвенных животных.

Причина зарождения зависти

С 3-го по 5-ый стих говорится о жертвоприношении, которое совершили Каин и Авель. История Ветхого Завета, однозначно утверждает, что для жертвоприношения Господу выбирается самое лучшее. И в этих стихах можно прочитать, что Каин принёс от плодов земли . Авель принёс: от первородных стада и от тука их . То есть, Авель выбирал лучшее, первородное. Да и от них взял тук. Каин же принёс просто жертву, без разбора на лучшее и худшее.

Господь один сердцеведец, он знает, что было в мыслях и о чём было сердечное чаяние братьев. Поэтому видя чистоту Авеля, на его жертву призрел , а жертву Каина не почтил вниманием.

И вот здесь зародилась зависть – Каин сильно огорчился, и поникло лицо его . Слово «огорчился», имеет более точный перед с еврейского – «разгневался». Очевидно, что желание быть более любимым для Бога, присутствовало в Каине. Но добиваться Его милости он возжелал более лёгким путём – устранив брата.

Стихи 6-7, это вразумление от Бога. Господь уже видит, что на сердце у Каина, и прямо спрашивает у него: Если ты сделал доброе, то почему не радуешься ?

Ведь лицо его было опущено вниз. Он не радуется успеху брата, и не печалится о своих ошибках! Именно злоба и зависть изменили черты его лица и заставили его взору упереться в землю.

И далее: Если не делаешь доброе, то грех лежит у дверей твоих. Он влечёт тебя, но ты не пускай его . Это место легче понять, если читать его на церковно-славянском языке. Господь как-бы говорит, что лицо это зеркало того, что гнездится в человеческой душе. И если лицо поникло, то мысли у человека тёмные. Он (человек), как бы смотрит на лежащий у двери грех.

Но самое важное – Ты не пускай его !

То есть, человек всегда добровольно делает выбор между добром и злом. Каждую секунду своей жизни, человек делает этот выбор. Сам грех не может поселиться в человеческой душе. Человек должен добровольно дать согласие, чтобы грех вошёл в его сердце.
Подтверждая эти слова, псалмопевец Давид говорит: "Блажен муж, иже разобьёт младенцы твоих о камень " (Пс.136:9). Другими словами, уничтожать грех надо тогда, когда он ещё в младенческом состоянии.

Именно этот стих, производит анализ человеческой психологии, с опорой на художественное отображение борьбы между добром и злом, которое проявляется на лице человека.

Братоубийство: грех, обличение и наказание

Стихи 8-15, раскрывают подробности первого человекоубийства.

Каин позвал брата в поле. Ему нужен был предлог, чтобы уединиться с Авелем. В Мидрашах, приводятся подробности этого преступления. Ведь по факту, истории раздора Каина и Авеля как таковой нет. Авель не имел вражды против брата.

Каин не знал, как убивают, поэтому наносил удары и повреждения Авелю, пока тот не затих.

В следующем стихе Господь обращается к Каину и спрашивает у него о его брате. И Каин, совершенно потеряв разум, начинает как и его родители, прятаться от Бога, подсознательно говоря Ему в упрёк: «Не знаю, разве я сторож брату своему ».

А ведь Бог сначала дал возможность покаяться убийце! Но сердце Каина уже окаменело.

И тогда уже Господь обличает, проявляя своё могущество: Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет от земли .

Обратите внимание, что если за грех Адама и Евы были прокляты змей (Сатана) и земля, то вот в случае с Каином, земля становится орудием возмездия в руках Бога: Ты будешь изгнанником и скитальцем .

В ответ, Каин выражает малодушие: Наказание больше, нежели я могу вынести, и каждый встретившийся может меня убить .

Толкователи понимали под словом "земля" – райский сад. То есть, то место где обитали первые люди после изгнания из Рая. А убить его могли дети и внуки Адама, ибо по мнению библеистов, обитаемая земля была уже населена потомками Адама и Евы.

Но в окончании истории Каина и Авеля, Господь делает преступнику знамение и обещает отомстить его убийце всемеро.

По поводу видимого проявления этого знамения, единого мнения нет. Некоторые богословы уверены что у Каина вырос рог, некоторые утверждают что на его челе появилась надпись (знак). Еврейские Мидраши уверяют, что Бог приставил к Каину собаку, чтобы она всегда сопровождала его.

Итог

История Каина и Авеля сводится к анатомии зарождения греха в человеке, без участия Дьявола. После грехопадения Адама, человек получил удобопреклонность ко греху.

Но преклонность и предопределённость, это разные понятия.

Самый простой пример, можно опробовать на себе.

Вот что может быть проще, чем удержать свой язык? Это ведь очень маленьких орган, и полностью под властью человека.

А попробуйте одни сутки, не произнести ни одного упрёка, ругательства, осуждения в адрес кого-бы то ни было. Постарайтесь выделить один всего день для этого эксперимента.

Результаты не заставят себя ждать даже до полудня.

Имя: Каин (Cain)

Страна: Земля Нод

Создатель: Ветхий Завет

Деятельность: первый рождённый на Земле человек, братоубийца

Семейное положение: женат

Каин: история персонажа

Человек, совершивший первое убийство в мире, не мог затеряться в истории. Имя главного грешника запечатлено в Библии и навсегда останется на слуху. Правда, причина убийства все-таки остается загадкой. На Каина возложили ответственность за распущенность и несдержанность человеческого рода. Невозможно представить, как сильно мужчина разочаровал собственных родных.

История появления Каина

Первое упоминание старшего сына встречается в четвертой главе Книги Бытия, где раскрывается тайна рождения первых людей на Земле. Там же кратко рассказывается история первого убийства и изгнание первенца Евы.

В пятой главе Книги Бытия имя грешника-братоубийцы уже не встречается. Подобное отношение к персонажу Писания вызывает массу споров среди теологов. Исследователи Слово Божьего утверждают, что из Библии пропал кусок, затрагивающий жизнь грешника после изгнания. Достоверных доказательств выдвинутой теории нет.

В иудаизме, христианстве и мусульманстве существуют постбиблейские предания, посвященные прославленным братьям, но все они основаны на Ветхом Завете и субъективно раскрывают тему, зачем Каин убил . Несмотря на значимость фигуры братоубийцы для нескольких религий, Библия почти не содержит информации о первом земном грешнике.

Биография

Каин – первый рожденный на Земле человек. Старший сын и Евы (по мнению последователей каббалы и гностицизма – сын ангела Самаэля и Евы) выбрал делом своей жизни земледелие. Младший брат Каина – Авель – пошел по другому пути и увлекся разведением овец. Оба мужчины чтили бога и регулярно приносили Всевышнему подношения.


При очередном жертвоприношении Бог отклонил жертву Каина, а жертва Авеля была принята. Неравнозначное отношение Всевышнего к детям Адама задело Каина. В порыве эмоций первый человек на Земле убивает младшего брата:

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

В древних писаниях утверждается, что Каин не знал, как совершается убийство. Молодой человек вспомнил акт жертвоприношения овцы, которое совершал Авель, и так же перерезал брату горло. По другой версии, во время ссоры братьев на поле прилетели вороны. Одна из птиц убила другую камнем. Каин в точности повторил поведение ворона.


В наказание Бог изгнал Каина в землю Нод – территорию, расположенную восточнее Эдема. Напоследок Господь поставил на лбу Каина печать, которая изображала первую букву имени Всевышнего. Отмеченный клеймом, Каин скитался по земле и встретил женщину, в будущем ставшую женой грешника. Имя возлюбленной Каина неизвестно. В скором времени у мужчины родился сын. Каин – отец Еноха – основал в честь первенца город:

«И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Богословы придерживаются трех вариантов смерти Каина. Первый – мужчина погиб под завалами собственного дома. Вторая теория – первый убийца на Земле умер во время Всемирного потопа.


Третья теория гласит, что Каин умер от рук собственного потомка. Слепой Ламех (внук в седьмом колене) вышел с сыном на охоту. Юноша направил руку отца в сторону виднеющихся из-за дерева рогов. Ламех выпустил стрелу и попал в голову Каина (Бог одарил мужчину не только печатью, но и рогами). Осознав ошибку, Ламех убил собственного сына.

Каин в религии

История первого убийства на Земле эксплуатируется во многих религиях, но имеет различное толкование. В христианстве и исламе причиной смерти Авеля считают зависть Каина. В отличие от младшего брата мужчина приносил жертвоприношения формально. Каин не испытывал истинного чувства веры и праведности, поэтому Господь предпочел подношения Авеля.


Иудеи считают, что Авель заслужил смерть за убийство животного. Скотовод, принесший в жертву овцу, поступил не менее гадко, чем Каин. В поздних вариантах трактование смерти Авеля рассматривается шире – Каин был не только братоубийцей, но и обманщиком. Убийству предшествовала драка, в которой победил Авель. Униженный Каин попросил о помощи, а получив ее, убил родственника. Еще одну теорию выдвинул раби Э. Эссас:

«Их было двое братьев. И это означало, что никому из них мир не принадлежал целиком. И Каин совершил убийство».

Помимо классических вариантов, существуют более экстравагантные версии. Выдвигается теория, что легенда о Каине и Авеле демонстрирует конфликт между земледельческим и скотоводческим ритмами жизни.


Радикально мыслящие представители религиозных течений считают, что причиной убийства стала Ева. Единственная представительница противоположного пола была не только матерью, но и возлюбленной мужчин. Поэтому имя жены Каина нигде не упоминается. Раздираемый чувством ревности, первенец Евы избавился от соперника.

Экранизации

Биография братоубийцы – интригующая основа для фильма. Сценаристы предпочитают эксплуатировать библейский мотив, добавляя собственное видение ситуации.


Яркий пример – сериал «Сверхъестественное». В одном из эпизодов главные герои сталкиваются с библейским персонажем. Только Каин предстает перед зрителями вовсе не плохим парнем. Мужчина убил брата, чтобы спасти его душу. Авель отправляется на небеса, а старший брат становится могущественным демоном. Роль служителя Люцифера досталась актеру Тимоти Омандсону.

Создатели сериала «Люцифер» имеют собственное видение жизни Каина после смерти Авеля. Проскитавшись по Земле сотни лет, братоубийца занимает пост лейтенанта полиции в Лос-Анджелесе. Мужчина борется с преступностью, заглаживая грех перед Господом. Образ бессмертного полицейского воплотил на экране .


В фильме «Ной», вышедшем в 2014 году, напоминает зрителю классическое толкование библейского сюжета. Перед тем, как рассказать легенду о , режиссер напоминает о Каине, ставшем родоначальником человеческих пороков. Роль братоубийцы сыграл Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон.

  • Значение имени первого человека на Земле многообразно. Слово «Каин» может происходить от глагола «кана» и означать «производить». Или имя братоубийцы происходит от слова «кузнец».
  • Сказание утверждает, что Каин старше Авеля на 3 года. Первенец занялся земледелием в 12 лет.
  • По мнению исследователей и философов, женой Каина (если отбросить мысли о Еве) стала родная сестра мужчины. Чаще всего упоминаются имена Савы и Аваны.

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух