Заря сияла на востоке и золотые. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Привал, где мы набираемся знаний

Заря сияла на востоке и золотые. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Привал, где мы набираемся знаний


Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 5 классов уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий.
Работа выполняется в течение 45 минут.
Контролируемые универсальные учебные действия
Задание Познавательные умения
7 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
3,6 находить в тексте требуемую информацию
1,2 ориентироваться в содержании текста
8 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
4,9 выделять явление из общего ряда других явлений
10 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
5 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
Работа состоит из 10 заданий.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов.
Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметныхрезультатов обучения (познавательных умений) в 5 классах
Прочитай текст и выполни задания.
На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пёстрые лапти и получил от неё полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шёпотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть.
(А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
Какое время суток описывается в тексте? Докажи, приведя в качестве примера фразы и слова из текста (не менее 3-х).
Почему Лиза «не шла, а летела»?
Потому что за воротами её ждал пастух.
Боялась, что опоздает на встречу.
Боялась, что встретит кого-нибудь из знакомых.
Боялась, что Настя всё расскажет мисс Жаксон.
Почему сердце Лизы наполнялось «младенческой весёлостию»?
Потому что пели птицы.
Потому что она ждала встречи с Алексеем.
Потому что она была совсем еще ребенком.
Потому что она «нарядилась крестьянкою».
Найди лишнее слово. Объясни, почему ты так решил.
Весёлостию, крестьянкою, маленькою.
Ученику 5 класса предложили распределить слова в 3 столбика. Он выполнил это так.
? ? ?
роса пастух шёпотом
заря наполняли ещё
нарядилась рожок
потянулось По какому признаку ученик распределил слова? Все ли правильно он сделал?
В тексте тебе встретились слова, которые сегодня редко употребляются в речи. Найди их и соотнеси с соответствующим значением в таблице.
Духовой музыкальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом.
Низкая обувь, распространённая на Руси в старину и бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыкаРусская монета достоинством в половину рубля
Лицо, занимающее должность при царском дворе, придворныйВспомни, какие части речи ты изучал на уроках русского языка. Заполни схему классификации частей речи, записав названия частей речи. Найди в тексте слова, соответствующие этим частям речи.


Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Найди из перечисленных слов такое, которое соответствует схеме: ͡ ˄ □. Запишите его.
Воротами, ожидала, побежала, золотые, ветерок.
Прочитай фрагмент словарной статьи о слове рубеж.
Рубеж, -а, м
То же, что граница. Естественный рубеж. За рубежом.
Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. На укрепленных рубежах. Выйти на новые рубежи.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
Можешь ли ты по прочитанному отрывку предположить, почему А.С. Пушкин назвал свою повесть «Барышня-крестьянка»?
Система оценивания результатов выполнения заданий диагностической работыОтветы на задания 2, 3, 6, 8, 9
№ задания Ответ
2 3
3 2
6 1-Рожок, 2-лапти, 3- полтина, 4- царедворец
8 ветерок
9 1
Критерии оценивания ответов на задания 1,4,5,7,10
Задание 1
ни свет ни заря, заря сияла на востоке, проснулась, дом еще спал, утренняя свежесть
Критерии оценивания Баллы
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте и привел не менее трёх примеров из текста. 3
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но привел менее трёх примеров из текста. 2
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но не привел ни одного примеров из текста. 1
Учащийся не определил, какое время суток описывается в тексте и не привел ни одного примеров из текста. 0
Задание 4
маленькою - это прилагательное, а слова весёлостию, крестьянкою – существительные
Критерии оценивания Баллы
Учащийся нашёл лишнее слово и верно объяснил, почему он так считает. 2
Учащийся нашёл лишнее слово, но не объяснил, почему он так считает. 1
Учащийся не нашёл лишнее слово и не объяснил, почему он так считает. 0
Задание 5
Ученик распределил слова по такому признаку: 1 столбик – слова с чередующимися гласными в корне; 2 столбик – слова с проверяемыми гласными в корне; 3 столбик - слова с о-ё после шипящих. Ученик допустил ошибку в 1 столбике. В слове роса проверяемая гласная в корне роса-рОсыКритерии оценивания Баллы
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 2
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам, но ошибка не найдена, или
Верно определено, какую ошибку допустил ученик, но не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам 1
Не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 0
Задание 7
Критерии оценивания Баллы
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи и привел примеры из текста. 2
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и привел примеры из текста или
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи, но не смог привести все примеры из текста. 1
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и не смог привести примеры из текста. 0
Задание 10
Критерии оценивания Баллы
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, и объяснил. 2
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, но не объяснил. 1
Учащийся не смог предположить, почему автор дал своей повести такое название. 0

  1. - Союз, имеющий индоевропейскую природу и восходящий, по всей видимости, к индоевропейскому ei (в греческом ei – "если"). Этимологический словарь Крылова
  2. - и I союз 1. Употребляется при соединении однородных членов предложения и целых предложений, представляющих собою однородные сообщения. || Употребляется при перечислении однородных членов предложения или придаточных предложений. Толковый словарь Ефремовой
  3. - (союз). Общеслав. Возникло, как полагают, из формы местн. п. указат. местоим. е - *ei (> u в результате процесса монофтонгизации дифтонга), сохранившегося сейчас в формах косв. падежей местоим. 3-го л. он, оно, она (ср. его, ему, ей, им, ими и т. д.), см. иже, он. Этимологический словарь Шанского
  4. - I десятая буква русского алфавита. Видоизменённая старославянская кирилловская буква Н («иже»), восходящая к букве η греческого унциала. Цифровое значение кирилловской Н - 8, глаголической - 20. Большая советская энциклопедия
  5. - И (кит., буквально – долг/справедливость, должная справедливость, а также долг, чувство долга, справедливость, добропорядочность, честность, правильность, принцип, значение, смысл) – одна из основополагающих категорий китайской философии... Новая философская энциклопедия
  6. - I десятая буква др.-русск. алфавита, цслав. название – иже (см. иже), икъ. Числовое знач. = 8. Наряду с этим для обозначения звука и существовала (одиннадцатая) буква ï с числовым знач. = 10. Наконец, существовал особый др.-русск., цслав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. - 1. И1, союз. 1. Одиночный или повторяющийся, соединяет однородные члены предложения, а также части сложносочинённого предложения. Теория и практика. Русский солдат и храбр, и вынослив. Появились надежды, и он вновь стал весел. Толковый словарь Ожегова
  8. - I. И неизм. 1. ж. и ср. Десятая буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [и]. Прописная И. Строчное и. // Употр. для обозначения девятого члена ряда однородных объектов. Корпус и. Пункт и. 2. м. Гласный звук [и], обозначаемый этой буквой. Толковый словарь Кузнецова
  9. - И - десятая буква русcкого алфавита; восходит к кириллической букве "иже" (поперечная черта которой изменила направление) - имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 8; в дореволюционном русском алфавите называется "и восьмеричное". Большой энциклопедический словарь
  10. - И I, i Название буквы. Сначала пришли господа кадеты, потом пришли мы и, как стадо овечек, прятались одна за другую; потом все мы выстроились в ряд и стали прямее буквы i. 19. 3. 1775. Смолянка А. П. Левшина - Ек. II. // РВ 1896 11 332. | перен. Словарь галлицизмов русского языка
  11. - орф. и1, нескл., с. (название буквы) и2, союз и частица Орфографический словарь Лопатина
  12. - (< кириллич. I "иже") 10-я буква русского алфавита (поперечная черта позднее изменила направление на современное); в Российской империи эту букву называли "И восьмеричное"; 2) "И десятеричное" – то же, что ижица. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  13. - 1. (или Дун-и - восточные И) - кит. наименование племен, обитавших в древности на В. Китая. Согласно преданиям, И с незапамятных времен населяли б. ч. Китая. Впоследствии иньцы, а затем чжоусцы оттеснили И на восток. Советская историческая энциклопедия
  14. - И Грамматический словарь Зализняка
  15. - И, нескл., ср. название буквы "и", название соответствующего звука ·и·др. ·знач.; ·срн. а1 И восьмеричное - см. восьмеричный. И десятеричное - см. десятеричный. И краткое - см. й. II. И (·без·удар.), союз. 1. соединительный. употр. Толковый словарь Ушакова

449. Прочитайте. Укажите средства связи частей в сложных предложениях (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. Пушкин)

Сложносочинённое предложение

§ 83. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском . (Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединяется к первому или резко противопоставляется ему, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст - и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась - и падает казак с окровавлённого кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где - предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Арс.) 5) Разговор показался ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

451. Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I.1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья... молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

II. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт собаки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

454. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то... не то, а, но, или .

455. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в свете её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Пауст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов.-Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молочной. (Кор.)

II. 1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось. (Купр.) 2) На небе (н..)облачка и звёзды (не)обычайно ярко шевелят(?)ся и др..жат в своей бездонной высоте. (Купр.) 3) (Кое)где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва к..сались её и кругами поднимались опять (в)верх а над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 4) На дворе темнеет и в горнице заж..гают сальную свечу. (Ч.) 5) В воздухе душно и пахнет травами. (Ч.) 6) Погода отличная и к сожалению нет дождей. (Ч.) 7) Было тепло и озимая рожь плавно волновалась от полуденного ветерка. (Гонч.) 8) Трава сыра и туго п..даётся огню и (по)тому огненные змеи ползут медленно то разрываясь на части то потухая то опять вспыхивая. (Ч.) 9) Дурная погода продолжалась и (по)вид..мому нескоро кончит(?)ся и мне (по)неволе прихо-дит(?)ся торопит(?)ся с от(?)ездом в Крым где я пробуду всю осень и вероятно всю зиму. (Ч.) 10) Стало уже совсем тепло и гром рокотал ещё д..леко но уже (н..)зат..хал (н..) на мгновенье. (Купр.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяющимся союзом и , определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А. С. Грибоедова - впоследствии известного актёра П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис.. бе..мертная комедия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергеевичу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх„щени„ от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодушным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Горе от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень доволен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас похв..лили...

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Накануне самого представления (во)время последней репетиции..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном училище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим роковым известием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мертной комедии.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал де вушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала... но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici...» 1 - и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, - сказал он Лизе, собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да лет, барин, - сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». - «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). - «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» - «Так точно, - отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она, - не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». - «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». - «Однако ж?» - «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться». - «Кто тебя научил этой премудрости? - спросил Алексей, расхохотавшись. - Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? - сказала она, - разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, - продолжала она, - болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» - «Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора». - «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу». - «Что ты? - возразила с живостию Лиза, - ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти». - «Да я непременно хочу с тобою опять видеться». - «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». - «Когда же?» - «Да хоть завтра». - «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» - «Да, да».- «И ты не обманешь меня?» - «Не обману». - «Побожись». - «Ну вот те святая пятница, приду».

Наконец стало светать. Вспыхнувшую было на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами. Теперь уже все было видно: тропу, кусты, камни, берег залива, чью-то опрокинутую вверх дном лодку. Под нею спал китаец. Я разбудил его и попросил подвезти нас к миноносцу. На судах еще кое-где горели огни. У трапа меня встретил вахтенный начальник. Я извинился за беспокойство, затем пошел к себе в каюту, разделся и лег в постель.

Картина, которую я увидел, была необычайно красива. На востоке пылала заря . Освещенное лучами восходящего солнца море лежало неподвижно, словно расплавленный металл. От реки поднимался легкий туман. Испуганная моими шагами, стая уток с шумом снялась с воды и с криком полетела куда-то в сторону, за болото.

Заря сияла на востоке , и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела.

– Вижу, – сказал он, – вижу: из сумрака выступает дева, любимица небес; голова ее поникнута, взоры опущены долу, волосы падают небрежно по открытым плечам; рдянец стыдливости, играя по щекам ее, спорит с румянцем зари утренней, засветившей восток .

Наконец начало светать. Воздух наполнился неясными сумеречными тенями, звезды стали гаснуть, точно они уходили куда-то в глубь неба. Еще немного времени – и кроваво-красная заря показалась на востоке . Ветер стал быстро стихать, а мороз – усиливаться. Тогда Дерсу и Китенбу пошли к кустам. По следам они установили, что мимо нас прошло девять кабанов и что тигр был большой и старый. Он долго ходил около бивака и тогда только напал на собак, когда костер совсем угас.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Теперь перед нами расстилалась равнина, покрытая сухой буро-желтой травой и занесенная снегом. Ветер гулял по ней, трепал сухие былинки. За туманными горами на западе догорала вечерняя заря , а со стороны востока уже надвигалась холодная темная ночь. На станции зажглись белые, красные и зеленые огоньки.

Когда они вернулись в спальню, тонкая румяная полоска зари прорезывалась на востоке и, золотя легонько одетые цветом яблони, заглядывала сквозь зеленые палки садовой решетки в комнату Катерины Львовны.

После отшедшего века магнатерии они начинали век инженерии, и, должно признаться, начинали его со славою. Заря , облиставшая инженерную славу, поднималась в Варшаве и Новогеоргиевске и оттуда светила далее, против естества, – с запада на восток , через Киев, даже до Баку и Ленкорани, ибо ныне даже и там воспрославлено имя русского инженера.

Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни.

Я видел горные хребты,
Причудливые как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!

Сотни свежих окровавленных тел людей, за 2 часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке , разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и всё так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило.

Но вот на востоке стала разгораться заря , и комета пропала. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-синий свет утра. И вдруг яркие солнечные лучи вырвались из-под горизонта и разом осветили все море.

Между тем безгромный, тихий дождь пролил, воздух стал чист и свеж, небо очистилось, и на востоке седой сумрак начинает серебриться, приготовляя место заре дня иже во святых отца нашего Мефодия Песношского, дня, которому, как мы можем вспомнить, дьякон Ахилла придавал такое особенное и, можно сказать, великое значение, что даже велел кроткой протопопице записать у себя этот день на всегдашнюю память.

Но вот на востоке появилась розовая полоска – занималась заря . Звезды быстро начали меркнуть; волшебная картина ночи пропала, и в потемневшем серо-синем воздухе разлился неясный свет утра. Красные угли костра потускнели и покрылись золой; головешки дымились, казалось, огонь уходил внутрь их.

Начинался рассвет… Из темноты стали выступать сопки, покрытые лесом, Чертова скала и кусты, склонившиеся над рекой. Все предвещало пасмурную погоду… Но вдруг неожиданно на востоке , позади гор, появилась багровая заря , окрасившая в пурпур хмурое небо. В этом золотисто-розовом сиянии отчетливо стал виден каждый куст и каждый сучок на дереве. Я смотрел как очарованный на светлую игру лучей восходящего солнца.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух