Профилактика насилия в школе — ликвидация психологической безграмотности. Самое лучшее онлайн-казино: правильные критерии выбора заведения Факторы насилия почему такое случается в школе

Профилактика насилия в школе — ликвидация психологической безграмотности. Самое лучшее онлайн-казино: правильные критерии выбора заведения Факторы насилия почему такое случается в школе

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертзой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из се^ей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Виды насилия

Психологический портрет современного школьника - это яркое отражение его социальных недостатков. А одной из важных проблем в период обучения для ребенка является возможное насилие в школе. Что это, и какие первопричины за этим стоят? Давайте попробуем разобраться. Насилие в школе существует двух видов - эмоциональное и физическое. От эмоционального насилия у жертвы возникает нервное напряжение, оно унижает его и его самооценку. К такому виду насилия можно отнести насмешки, высмеивание, унижение при других детях, присвоение кличек, обидных прозвищ, грубые замечания, отказ общаться с жертвой (с ребёнком не играют, не садятся рядом за парту). Физическое насилие в школе - это насилие с применением силы. В результате такого насилия у ребенка возможно появление травм. Это избиение, подзатыльники, отнятие личных вещей и их порча. Обычно оба этих вида идут «рука об руку».

Кто жертва?

Жертвой такого отношения может стать любой. Но чаще всего ими становятся дети, которые отличны от других. Они могут иметь физические недостатки; определенные особенности поведения (замкнутость, флегматичность или, наоборот, импульсивность); необычную внешность (например, или избыточный вес тела); быть социально неприспособленными (нет защиты от насилия из-за нехватки опыта самовыражения и общения); боязнь школы (иногда для страха достаточно рассказов о плохой и злой учительнице или негативных отметках); отсутствие опыта пребывания в коллективе (это свойственно домашним детям, которые не посещали детских садов); болезни (дети, страдающие заиканием, энурезом и другими), низкий интеллект и труднообучаемость (низкие умственные способности влияют на его обучаемость, из-за чего становится плохой успеваемость ребенка, и, соответственно, формируется ).

Кто насильник?

Многочисленные исследования психологов по всему миру доказывают, что это дети, которые воспитывались в недостаточном внимании, непривязанные к родителям, дети «недолюбленные» либо из детских домов. Они, становясь старше, все более склонны к насилию, нежели дети, которые растут в нормальных семьях.

Откуда берутся дети-насильники?

Важное значение имеют факторы отношений внутри семьи. Они являются основами формирования у ребенка склонностей к насилию. зачастую являются одним из факторов, влияющих на ребенка. Девочки, воспитываемые одним родителем, проявляют склонность к насилию чаще, чем мальчики. Также семьи, где матери враждебно и отрицательно относятся ко всему миру, и к школе в частности. Проявление насилия у ребенка не осуждается, оно считается нормальной реакцией на общение с «врагами». Кроме того, семьи, где родители часто ссорятся и конфликтуют в присутствии ребенка. В таких случаях у ребенка срабатывает модель поведения. Дети запоминают то, как родители относились друг к другу и проецируют это на отношения со сверстниками. Кроме этого, дети, имеющие генетическую предрасположенность к агрессии, часто применяют насилие в школе. Это основные причины. Не исключена также зависимость от плохой дворовой компании. Итак, мы разобрали, что же такое насилие в школе. Кто является зачинщиком, а кто жертвой, и почему такое случается. В настоящее время новшества в образовании позволяют родителям тщательнее следить за жизнью ребенка в школе. Но не стоит забывать о простых вещах: больше проявляйте любовь и внимание к вашему чаду. Такую проблему, как насилие в школе, легче предупредить, чем исправить.

Профилактика насилия в школе - это не изоляция агрессивных детей и не увольнение учителей, которые применяют насилие. Проблема психологическая, но, несмотря на масштабность, она решаема. Избавиться от нее можно элементарным пониманием психологии детей, решив психологические проблемы таких учеников и учителей.

В настоящее время есть ответ на вопрос, как бороться с насилием в школах. Раскроем основные причины и, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, покажем, что необходимо делать, чтобы в школах не было насилия.

Человек может существовать только среди других людей

Человек - социальная форма жизни. Ребенок может вырасти в развитого и реализованного человека только среди людей. Если младенец по стечению обстоятельств остается вне контакта с людьми, у него не будут появляться мыслеформы, он не сможет говорить, не сможет общаться.

Ребенок рождается неразвитым, он еще только должен стать человеком - то есть получить определенный уровень развития и воспитания. Поэтому дети могут сформировать только асоциальные группы, совершающие насилие в школах над одноклассниками и даже учителями.

Очень важно понимать, что значит - развивать ребенка. Неправильная интерпретация приводит к психологическим проблемам у детей, последствием которых и является насилие в школах. Развитие ребенка - это привитие ему качеств, часто противоположных тем, с которыми он рождается, противоположных тому, что есть.

Дети разные нужны, дети разные важны

А что «есть», когда рождается младенец? Возможны варианты.

Существует восемь векторов психики человека, свойства которых не пересекаются между собой - они все различны. И условия для развития им требуются различные. Чтобы правильно развить психику ребенка в соответствии с его врожденными свойствами, необходимо суметь увидеть, с каким набором векторов родился конкретный ребенок.

Психика не передается по наследству, она не материальна - у нее другие законы. Профилактика насилия в школе начинается с понимания, что большим заблуждением является убеждение - «Как меня воспитывали, так и я буду воспитывать детей». У родителей и детей может быть различная психика - различные желания, различные возможности и врожденные таланты.

Профилактика и решение проблемы насилия в школе - правильное развитие ребенка, который родился с системным аналитическим мышлением

Из детей, родившихся с аналитическим мышлением (с анальным вектором), вырастают лучшие сыновья/дочери, лучшие ученики, заботливые папы/мамы, верные мужья/жены, лучшие учителя, мастера своего дела. Это происходит при правильном развитии.

У них золотые руки, они любят чистоту и порядок - все по полочкам, стопочками, ровненько.

Перфекционисты. Но от природы они медлительны - качество не терпит суеты. Если их в детстве торопить, перебивать в разговоре, не давать достаточно долго посидеть на горшке, чтобы полностью завершить процесс очищения, - их психика приобретает обратные свойства.

Именно из этих детей при неправильном развитии вырастают садисты, которые угрожают и всегда приводят свою угрозу физического насилия в действие. В школьные годы они издеваются над детьми помладше, а когда вырастают и становятся учителями - над учениками. Это они виновники большинства случаев насилия в школе.

Психологическое насилие - это тоже они. Ученики и учителя, которые обесценивают всех и вся, «пачкают грязью». Мстительные, злопамятные, обидчивые.

Правильное развитие ребенка с логическим мышлением - предупреждение и профилактика насилия в школе

Дети с логическим мышлением (с кожным вектором) рождены, чтобы в будущем формировать и «держать хребет» государства - организованного кожными людьми устройства общества. Их суть - ограничение себя и других, приоритет жизненного принципа «польза-выгода» в целях сохранения государства. При нормальном развитии это будущие законотворцы и блюстители закона, инженеры, менеджеры, военные.

Это дети с гибким телом и психикой, очень чувствительной кожей. Если их бить и унижать, то их психика переучивается на обратное и начинает получать удовольствие не от приятных прикосновений и поглаживаний, не от достижения высот в иерархии социальной лестницы, а от боли и унижения. Так формируются мазохистские наклонности, такие дети неосознанно своим поведением провоцируют более старших учеников или учителей на побои и унижения, чтобы получить свою порцию удовольствия. Такие дети в школах нередко становятся жертвами насилия.

Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство

Есть еще одна особенность детей с кожным вектором, которая также может их делать потенциальными жертвами насилия со стороны учеников и учителей. У них врожденный «хаптильный рефлекс» - брать себе все, что хочется, даже если это чужое. Это поведение первобытного добытчика, его видовая роль.

Когда ребенок берет чужое, он еще не вор - он находится в процессе развития. При адекватной реакции на такое поведение и дальнейшем правильном воспитании он разовьется в законопослушного человека. Но в реальной жизни, когда учителя и ученики не понимают истинных причин воровства, кожный ребенок может стать жертвой насилия - как физического, так и психологического. И запускается сценарий, описанный выше: ворует, чтобы спровоцировать получение удовлетворения от боли и унижения. Жертва насилия сформирована.

Как помочь такому ребенку, системно-векторной психологии уже известно. Не надо спешить определять ученика в детскую колонию или спецшколу. Чувство защищенности и безопасности, отсутствие которого и запускает этот «хаптильный рефлекс», наиболее эффективно может обеспечить только мама. Поэтому ребенка необходимо оставить в привычных домашних условиях, где нужно создать здоровую психологическую обстановку. Заниматься развитием его природных свойств и уделить особое внимание культурному воспитанию.

Такое поведение - сигнал, что ребенку необходимо дополнительное внимание. Если неадекватно наказывать в школе, требовать наказания от родителей, сдавать в специальные учреждения или проводить показательные репрессивные мероприятия - вырастет вор. Ребенок получит повреждение психики и не сможет развиться в соответствии со своим предназначением.

Потенциальная жертва насилия в школе - кто он?

Особого внимания заслуживает насилие в школе над мальчиками со специфической внешностью - похожих на девочек. Это мальчики с кожно-зрительной связкой векторов. Эволюционно им была отведена роль жертв. Они добрые, красивые, стройные, с выразительными, чувственными глазами.

Эмоциональны, впечатлительны, жалеют птичек и кошечек, любуются цветочками и могут заплакать от сильных впечатлений и эмоций. Такими их делает образный интеллект (зрительный вектор).

Чтобы кожно-зрительные мальчики не становились жертвами, необходимо с раннего детства развивать их природные таланты - артиста или танцора, музыканта или певца - в коллективе девочек. Только рядом с девочками они чувствуют себя полноценными мальчиками и вырастают людьми с чувством собственного достоинства и без комплексов.

Вырастить правильно таких мальчиков - это действенная профилактика насилия в школе, так как уменьшается количество потенциальных жертв насилия.

От жертвы до массового убийцы

Обладатель абстрактного интеллекта (звукового вектора) - при высокой степени нарушения его психики и задержки развития (от криков родителей и учителей, громких звуков, оскорблений в его адрес) - может стать в школе или одиночкой, изгоем и жертвой, или убийцей. Вовремя распознать такого ученика или учителя - это не только профилактика насилия в школе, это спасение десятков жизней.

Те же подростки со звуковым вектором становятся первыми в употреблении и распространении наркотиков в школах. Ими движет поиск смысла жизни, желание «выйти за пределы». Не зная иного, они ошибочно пробуют такой путь. Это может оказаться еще одним фактором, вызывающим разного рода насилие.

При нормальном же развитии ребенок со звуковым вектором может восприниматься одноклассниками и учителями немного странным, чуть более замкнутым, отстраненным, рассеянным. Но жертвой он не станет.

Врожденный интеллектуальный потенциал позволяет ему хорошо учиться. К тому же звуковые дети нередко увлечены компьютерами, хорошо разбираются в программировании, компьютерных играх, что делает их привлекательными для сверстников.

Насилие в школах: что делать

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет решить все психологические проблемы. В том числе те, что приводят к насилию в школах. Как было показано выше, базовой причиной насилия в школах является всеобщая психологическая безграмотность - незнание своей психики, психики своих детей, психики учителей.

Ложные установки последних десятилетий: «надо любить себя», «самое важное в жизни - уметь расслабляться», - привели к массовой дезориентации в вопросах социализации, в умении общаться и жить среди других людей. К развитию всевозможных психопатологий. К развитию лености ума: нежеланию изменять жизнь - свою, своих детей, общества.

Профилактика психопатологий в обществе - личная ответственность каждого человека.

  1. Ребенок должен получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Только это позволит развиться в достаточной мере его природным свойствам. Профилактика насилия и агрессии - личная ответственность родителей, в их силах создание условий для гармоничного воспитания детей.
  2. Чем раньше ребенок начнет получать опыт общения в детском коллективе, тем более приспособленным к общению с людьми он вырастет. В профилактике насилия и агрессии ранняя социализация является одним из важнейших и необходимых условий развития. Когда дети попадают в детский коллектив - садик, школу, спортивную секцию, детский оздоровительный лагерь - они начинают ранжироваться в соответствии с природными свойствами, учатся взаимодействовать, отстаивать свое место в коллективе, считаться друг с другом. Возникает непроизвольное внутреннее ощущение: человек «чует», как позволительно вести себя с другими без ущерба для себя. Чует, кто слабее, а от кого лучше держаться подальше.
  3. Важным условием формирования любого детского коллектива является соблюдение природной иерархии - когда в классе присутствуют дети с различными типами психики, находящимися в определенном природном соотношении. Идеально, когда в классе есть ученик с уретральным вектором - природный вождь, который способен объединить детский коллектив вокруг себя, а не на базе неприязни к жертве.
  4. Каждый ребенок с детства должен иметь опыт ощущения радости жизни, опыт получения наслаждения от прикладываемых усилий при достижении желаемого. Каждый стремится делать то, что приносит ему чувство удовлетворения, чувство наслаждения. Только тогда он будет способен реализовать себя в обществе.
  5. Соблюдение принципа «не выделяться». Обычно жертвами насилия становятся дети, которые чем-либо выделяются среди других - одеждой, именем, социальным положением, внешним видом. Родителям надо осознанно относиться к выбору имени для своего ребенка. Профилактика насилия - это осознанное отношение ко всему, что может провоцировать насилие.

Воспитание счастливого человека

Более подробную информацию о воспитании и профилактике насилия в школе можно получить на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»


Раздел:

9 Мар, 2018

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

Потапова Л. В.

кандидат исторических наук Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящей статье автором проводится исследование проблемы насилия в образовательной среде - буллинга, который рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Данная проблема привлекает внимание не только общество, но и науку. По данным исследований можно резюмировать, что на данный момент проблема межличностных отношений с элементами насилия становятся общественной нормой.

Ключевые слова: ребенок, дети, школа, защита детей, права ребенка, насилие, буллинг.

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как в России, так и во всем мире. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей) .

В Конвенции о правах ребенка и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» сказано, что соблюдение дисциплины в образовательном учреждении не должно быть связано с применением мер физического либо психического насилия в отношении обучающегося. Педагогические работники, допустившие по отношению к учащимся или воспитанникам применение мер физического или психического (эмоционального) насилия, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до расторжения трудового договора по инициативе администрации учреждения.

Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г., говорится о необходимости обеспечения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе с использованием информационно телекоммуникационных сетей.

Жестокое обращение с человеком в детстве не может пройти и не проходит бесследно. Ребенок, подвергавшийся в детстве насилию любых видов, с большей вероятностью вырастет таким же жестоким. Классик советской педагогики Антон Макаренко, настаивал, что авторитет, построенный на порке, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и одновременно воспитывает в ребенке жестокость. «Из забитых и безвольны детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры» .

В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14-24 лет подвергаются насилию в той или иной форме . Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. - 4330 обращений; в 2014 г. - 15556; из них: в семье - 1800 и 6498, вне семьи - 843 и 2113, среди сверстников - 1463 и 5955 соответственно) .

Для большинства людей школьные годы - это время, о котором на всю жизнь остаются только светлые воспоминания. Однако не для всех... Мы иногда забываем, что дети могут быть жестокими с теми, кто почему-то не может слиться с общей массой, кто

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

существенно выделяется на фоне сверстников. Оскорбления, унижения, драки, травля - это, к сожалению, реалии жизни в школе на сегодняшний день. Проблема насилия в школе становится все более актуальной.

Справедливости ради следует отметить, что эта проблема не появилась внезапно. Так, первые работы, посвященные этой проблеме, появляются еще в начале ХХ века. Сегодня же она исследуется во всех уголках нашей планеты. Психологи, педагоги, писатели, ученые во всем мире уделяют особое внимание проблеме насилия в школе.

Понятие «насилие» употребляется повсеместно, однако в научном сообществе этот термин не имеет однозначного толкования. Психологи определяют его как воздействие (физическое или психическое) с целью достижения каких-либо целей.

Физическое насилие - это буквальное применение физической силы к ученику.

Психическое насилие нельзя охарактеризовать настолько точно, но формами психического насилия, безусловно являются:

Оскорбление и унижение достоинства,

Угрозы по отношению к учащимся, их родителям и членам их семей,

Преднамеренная физическая или социальная изоляция учащегося, бойкотирование

Систематическая, ни на чем не основанная критика ребенка, подростка, которая выводит его из душевного равновесия,

Демонстративное негативное отношение к учащемуся,

Шантаж ребенка или его родителей,

Ложь и невыполнение взрослым обещаний, намеренное настраивание класса или группы учеников против ребенка, предъявление к учащемуся требований, явно несоответствующих возрасту (часто такое поведение учителя сопровождается критикой ребенка),

Формирование у ребенка страха ошибки, когда ребенок боится предъявить неправильный ответ.

В конце ХХ века появляется специальный термин, который более точно отражает ситуацию насилия в образовательной среде - буллинг (школьная травля). Буллинг - это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в данной ситуации.

Проблема буллинга разрабатывается уже давно учеными из разных сфер знаний, в частности такими авторами, как: Агога С. М., Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасов Т. А., Ачитаева И. Б., Вишневская В. И., Кон И. С., Кутузова Д. А., Стрельбицкая А. А., Файнштейн Е. И. и др.

Согласно результатам исследований ученых, буллинг является сложной проблемой, которая приводит жертву в состояние, при котором человек теряет равновесие и не может защититься от отрицательных воздействий.

Буллинг может принимать различные формы: оскорбление, вымогательство, порча имущества, физическое насилие, распространение слухов, угрозы и другое. А с развитием технологий появляются новые формы буллинга, например, кибербуллинг - травля с помощью электронных сообщений.

Физический буллинг включает в себя толкание, удары ногой, кулаком, нападение или избиение жертвы. Буллинг не так часто проявляется в форме физического насилия. Более распространенным является психологический (эмоциональный) буллинг, который проявляется как вербальное унижение, презрительное отношение, обзывание, непринятие, изоляция («бойкот»), а также распространение неправдивых сплетен. Такой буллинг является даже более травмирующим, чем физический.

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

Все эти деяния приводят к унижению жертвы и доставляют удовольствие обидчику. Цикл насилия не прекращается, а только усиливается, что еще раз доказывает необходимость вмешательства извне.

Буллинг рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Люди, пострадавшие от него, становятся тревожными, у них снижается самооценка. Поэтому деятельность по предупреждению насилия в школьной среде является чрезвычайно необходимой и актуальной.

Наряду с постановкой проблемы и признанием ее актуальности в научной и педагогической литературе все чаще появляются материалы о механизме предупреждения буллинга , особое внимание уделяется при этом роли социального педагога .

В 2013-2014 гг. было проведено исследование «Школа: обыденность насилия». В качестве экспертов выступили директора школ, учителя, социальные педагоги и психологи. Почти все респонденты (36 человек) признали актуальность проблемы насилия. В ходе исследования были выделены несколько «зон напряжения»: отношения между самими школьниками (между одноклассниками, между старшеклассниками и младшеклассниками); насилие учителей над школьниками; школьников над учителями; родителей по отношению к детям, причем не только к своим; родителей и учителей. Результаты исследования свидетельствуют, что учителя не только не внедряют, а зачастую и не знают о существовании программ по предупреждению насилия (буллинга) в школе. Они говорили о том, что вопросы предупреждения буллинга рассматриваются в рамках или специальных предметов (например, обществознания, права, ОБЖ), или комплексных программ, реализуемых в школах (например, «Подросток», «Семья») .

Ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства, уважительное отношение персонала образовательного учреждения по отношению к себе. Он имеет право на собственную индивидуальность, вполне может оценивать уровень своих знаний относительно других учеников и понимать, что такое плохое поведение, талантливый он или нет, и т. д.

Поддержание дисциплины в образовательном учреждении должно происходить на основе взаимного уважения между педагогами, учениками, воспитанниками. Не допускается применение методов психического и ли физического насилия для установления дисциплины.

С целью повышения эффективности предупреждения буллинга в школе необходимо при планировании и реализации работы в данном направлении учитывать следующие принципы:

Обязательное совместное планирование и взаимодействие психолога, педагогов, классных руководителей и родителей;

Ориентация на предупреждение возникновения ситуации буллинга;

Последовательность и систематичность сбора и систематизации информации об отношениях в школьной среде;

Обязательное изучение динамики и оценка эффективности проведенной работы.

На наш взгляд, для эффективного решения проблемы буллинга в образовательной сфере необходимо привлекать школьное сообщество к выполнению совместной работы в свободное время (подготовка стенгазет, театральные выступления, спортивные командные соревнования и т.д.). Кроме того, необходимо обучить учителей раннему распознаванию проблемы буллинга, а еще лучше - методам ее предупреждения. Еще одним направлением предотвращения насилия в школе может быть создание специального школьного комитета по предупреждению буллинга, в состав которого должны входить учителя, родители и школьники, а его функциями должна быть разъянительно-просветительская деятельность, организация систематических бесед с учениками с целью формирования навыков

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

конструктивного реагирования в конфликте, а также организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников (обидчиков и жертв).

Консультацию и помощь по поводу ущемления или нарушения прав ребенка можно получить в местном Управлении социальной защиты населения, Управлении образования районной, городской администрации, Городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных организациях, позвонив по Общероссийскому детскому телефону доверия. Если действительно серьезная проблема не решается на локальном уровне учитель - завуч - директор - Министерство образования, можно и нужно обращаться в прокуратуру, в суд, в государственные и негосударственные организации, защищающие права человека .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема насилия (буллинга) в школе становится все более актуальной и распространенной, что подтверждает необходимость ее дальнейшего научного исследования с целью поиска новых эффективных форм и методов ее предупреждения. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.

Литература

1. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/ violencestudy/reports.html (дата обращения: 30.05.2015).

2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года // Сборник международных договоров СССР. - М., 1993. - Вып. XLVI.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

4. Потапова Л. В. Освещение проблем домашнего и семейного насилия //Российское государство и право: исторический опыт, проблемы и альтернативы развития Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Пермь, 27 ноября 2014 г. / Пермский филиал РАНХиГС. - Пермь: Изд-во «Аборигены», 2014.

5. Шереги Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками. 2011. URL: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/2012/nasilie_v_shkole.pdf - (дата обращения: 15.01.2015).

6. Информация о тематике обращений на детский телефон доверия за период 2012-2014 годы / По данным отчетности, предоставляемой субъектами РФ.URL:http://www.fonddetyam. ru/detskiy telefon doveriya/otch ety o deyatelnosti detskogo telefona doveriya (дата обращения 27.06.2015).

7. Романова Е. Н. Опыт использования европейскими странами программ профилактики насилия в школах // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 9. - С. 212-218.

8. Лукина Т. Н. Система работы школьного социального педагога по профилактике насилия и жестокости // Известия Смоленского государственного университета. - 2009. - №3. - С. 321-326.

9. Сизова И. Л. Социологическая теория о причинах насилия в школе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1). - С. 374-380.

10. Кутявина Е. Е., Курамшев А. В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 4 (32).

11. Потапова Л. В. Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов и организаций в сфере защиты прав ребенка // Вопросы гражданского права в деятельности правоохранительных органов: материалы 2-й Международной научно-практической конференции - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. - С. 163-172.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух