Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте. "специфика работы логопеда в разных учреждениях" Особенности работы учителя логопеда в школе

Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте. "специфика работы логопеда в разных учреждениях" Особенности работы учителя логопеда в школе

21.01.2022

Номинация « Методическая копилка педагога начальной школы»

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие тяжелые и множественные нарушения в развитии. Ежегодно увеличивается количество поступающих в учреждение детей с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей.

В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся интеллектуальными нарушениями.

Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям :

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно-просветительская работа.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Учитель-логопед представляет результаты логопедического обследования на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на занятия.

Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. Для этого используются элементы диагностических методик следующих авторов Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Кирилловой. По результатам обследования комплектуются группы учащихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным мониторинга ПМПк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных занятий или их прекращения.

Особенностями диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью является соблюдение основных принципов: комплексного подхода, системного структурно-динамического изучения психического развития, качественного анализа структуры дефекта и целостного анализа психического состояния развития ребёнка. Процесс диагностирования организуется так, чтобы каждый ребёнок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Очень важным при обследовании речи, особенно детей с РАС, является момент визуализации предъявляемых заданий.

Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из психофизических особенностей обучающихся. В учреждении разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени.

Программа по коррекции системного недоразвития лёгкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:

  • коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • коррекция лексической стороны речи;
  • коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием речи средней и тяжёлой степени имеет с целью развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнка-логопата. Данный курс представлен для обучающихся начальной школы с умеренной или тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью. Они не подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён.

Данная рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:

  • развитие понимания обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков;
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Одно из принципиальных требований программ, используемых логопедом, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях учителем-логопедом используются компьютерный программно-методический комплект «Мерсибо Плюс», «Компьютерный практикум для проведения логопедический занятий в начальной школе», авторские игры-тренажёры, позволяющий проводить занятия интересно, насыщенно, результативно.

Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Практическая направленность, игровой и творческий характер обучения, интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции.

Особенностью работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра является замена вербальных абстрактных образов зрительными, что значительно облегчает обучение аутичного ребёнка. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с данной категорией. С этой целью на логопедических занятиях применяются пиктограммы, визуальные опоры. Использование элементов оперантного подхода в коррекции речевых нарушений способствует развитию самостоятельности у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Полный курс логопедических занятий коррекционно-развивающего обучения учащихся продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 15-25 минут. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда посещают учащиеся 1-7 классов.

Консультативная работа , проводимая учителем-логопедом, обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.

Во время всего периода сопровождения ребёнка учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи, работает в постоянном сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения.

Логопед принимает активное участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов.

В ходе анализа были выделены проблемные зоны: не все родители идут на контакт с учителем-логопедом, недостаточно осознают важность своевременной медикаментозной помощи ребёнку, иногда игнорируя рекомендации специалистов. Многие родители не владеют достаточным уровнем педагогических знаний и поэтому не всегда могут оказать своему ребёнку необходимую помощь.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает в себя: проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов, консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций и т.д. Публикация методических и консультативных материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения также способствует повышению уровня педагогической активности всех участников образовательных отношений.

Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

« СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В ДЕТСКОМ САДУ »

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. У заботливых родителей море вопросов: Почему ребёнок молчит? Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки? В чём причина нарушения речи? Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки. Как помочь ребёнку? И т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В ДЕТСКОМ САДУ »

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. У заботливых родителей море вопросов: Почему ребёнок молчит? Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки? В чём причина нарушения речи? Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки. Как помочь ребёнку? И т.д. Во всем этом поможет разобраться учитель-логопед.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки.

Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

словарный запас;

фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Дети с выявленными нарушениями речи направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года. Обучение проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основные направления коррекционной работы логопеда:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие артикуляционной моторики;

Подготовка руки к письму.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонетико-фенематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

Формирование навыков соотносительного анализа;

Развитие навыков группировки и классификации;

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Формирование умения планировать свою деятельность;

Развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

5. Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно – логического мышления (уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролями).

7. Развитие речи, владение техникой речи.

8. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

9. Формирование слоговой структуры слова

10. Развитие связной речи

11.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Связь с родителями

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

Основные задачи логопеда в коррекционно-развивающем обучении:

1) Укрепление и развитие здоровья детей.

2) Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.

Учитель-логопед

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года (с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методики

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Методика Корнева А. Н.

Методика Лалаевой Р. И.

Методика Садовниковой И. Н.

Методика Ястребовой А. В.

Традиционные технологии

Наименование технологий

Цели применения традиционных технологий

Эффекты использования традиционных технологий

Технология логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на

основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

выявление особенностей речевого развития для последующего учета

при планировании и проведении образовательного процесса;

выявление объёма речевых навыков;

Сопоставление его с возрастными нормами

Технология коррекции звукопроизношения

Г.В. ЧиркинаА.Г. ИпполитоваН.В. Червякова И.И. Ермакова

Выбор наиболее эффективных приемов и методов для быстрой и качественной постановки звуков

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова: заикание

А.Н. Стрельникова: дыхательная гимнастика

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;

Позволяет увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Технология развития интонационной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова

Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп-

росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

Нормализация процесса речевого паузирования.

Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз

Позволяет показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием ин-

тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, моду-

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

Способствует формированию представлений о темпе речи,

развитию восприятия различного темпа речи;

Развивает умение воспроизводить различный темп речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

Формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи

Способствует формированию речевой активности ребенка, расширению активного и пассивного словаря, а так же развитию навыков словоизменения и словообразования; использования в речи простых и сложных предложных конструкций

Технология дифференцированного обучения(технология уровневой дифференциации)

Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности (учет его возможностей и способностей)

Помогает логопеду увидеть индивидуальность ребенка, сохранить е;

Позволяет помочь ребенку поверить в свои силы;

Обеспечивает максимальное развитие ученика

Инновационные технологии

Наименование современных образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи.

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации.

Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры.

Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией.

Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Информационно-коммуникативные технологии .

Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда, расширяют возможности сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии.

Более успешная социализация,формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Мнемотехника

система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

помогает в развитии связной речи,ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти,зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

современные технологии логопедического и пальцевого массажа

активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств

Массаж мышц переферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Куклотерапия

Раздел арт-терапии, использующийся в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Помогает сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Музыкотерапия

Технология основана на эмоциональном восприятии музыки

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей;коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции

Межпредметные связи

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому

при составлении тематического планирования учитываются межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

В качестве основы тематического планирования можно применить:

  • Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.
  • Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.
  • Поваляева М.А. « Моделирование коррекционно-образовательного пространства». Ч.3: Общая, дошкольная, коррекционная педагогика. Ростов на Дону, изд-во РГПУ,1999г.

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти от­веты на многие вопросы: планирование коррекционной ра­боты с детьми с различными речевыми нарушениями; веде­ние отчетной документации с учетом современных требова­ний; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация разви­вающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях про­изношения звуков, по развитию связной речи, при наруше­ниях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запа­са, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регла­ментирующую работу школьного логопеда.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа-- это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения-- не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический де­фект, --не менее 1-2 раз в неделю;

С заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

Порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух