Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения. Организация работы на логопункте доу Работа в детском саду на логопункте

Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения. Организация работы на логопункте доу Работа в детском саду на логопункте

Елена Беляева
Родительское собрание «Что такое логопункт?»

Здравствуйте уважаемые родители , меня зовут ФИО. Я Являюсь учителем-логопедом в данном дошкольном учреждении. В июне 2014г я закончила Нижегородский Педагогический Университет по специальности : логопедия с дополнительной специальностью дошкольная педагогика и психология.

Хотелось бы вам рассказать, что такое логопункт .

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ ?

Логопедический пункт – это место , где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. На сегодняшний день не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт , где дети могут получить своевременную помощь логопеда . У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.

КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ ?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут всех детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году .

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда , ставятся на очередь.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями :

1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения

ДОКУМЕНТЫ

В феврале- марте, будет проводится обследование детей средней группы, в результате которого, будут отобраны дети, которым требуется зачисление на логопункт . Для зачисления ребенка на логопункт требуется пройти осмотр врачей : стоматолога, психоневролога и отоларинголога, а так же сделать выписку из истории болезни. Для этого я вам выдаю направление, образец которого представлен на экране. Направление будет выдано в мае, сдать его в обязательном порядке всем нужно до 20 августа. Без обследования врачей, зачисление ребенка на логопункт производится не будет.

СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ ?

Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ ?

1. Групповые 2 раза в неделю.

2. Индивидуальные 2-3 раза в неделю.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Что нужно для занятий?

для занятий и написания домашних заданий, я прошу, чтобы у каждого ребенка была папка-скоросшиватель и тетрадь 48 листов, а так же чистый носовой платочек. (показ образцов папок и тетрадей, разъяснение)

Объяснение оформления тетрадей и папок

ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ ?

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям :

1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)

2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.

Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.

Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :

– формирование точных движений языка, губ, щек;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА; Рома и Рита разрезали арбуз.)

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р , на звук Л, он может сказать : Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.

Убедительная просьба, когда я пишу в тетради, что идет этап автоматизации и дифференциации звука исправлять детей в свободной речи.

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело . Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей , и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей ! Они должны выполнять все рекомендации логопеда , регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку

1. Уменьшается срок коррекции речевых нарушений

2. Более прочно закрепляются полученные навыки

3. Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко

ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ?

Можно назвать несколько основных отличий :

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями.

-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

На логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы . Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу .

Что же касается программыВ логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.

На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная.

Логопедический кружок

Так же на базе нашего учреждения функционирует логопедический кружок , в котором проходят занятия с детьми стершей и подготовительной группы. В этом году занятия проходят в понедельник и четверг во второй половине дня. Здесь проходят занятия по усвоению детьми элементов грамоты. Мы постепенно проходим звуки и буквы, учимся их писать, а так же складывать в слоги, а далее в слова, различаем гласные и согласные звуки, звонкие и глухие. Учимся звуковому анализу и синтезу слов (дети самостоятельно определяют последовательность звуков в слове) .

Спасибо за внимание!

МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»
Подготовила: учитель-логопед Бабкова Ольга Сергеевна
Каких детей берут на логопункт?
На логопедические пункты берут не всех детей детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций в специально отведённое для этого время.
Расписание работы консультационного пункта на доске объявлений.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
— нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ — (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР,
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией , дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР ,
— общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Эти заключения ставит логопедическая комиссия, которая приезжает в ДОУ в апреле-мае и набирает детей для занятий на логопункте в новом учебном году.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев)
Поэтому из логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
В чем заключается помощь родителей?

Если Ваш ребенок зачислен на логопункт нашего ДОУ, Вам необходимо до 1 сентября принести чистую тетрадь в твердой обложке (24-32 листа) для домашних заданий. Каждую неделю, по пятницам, Вы забираете ее домой, в понедельник приносите обратно. В тетрадях Вы увидите упражнения для язычка, речевой материал для автоматизации поставленных звуков. Упражнения необходимо выполнять ежедневно (5-10 минут). Так как в понедельник Вы приносите тетрадь в сад (для новых заданий), целесообразно переписать или запомнить тот речевой материал, по которому Вы будете работать с ребенком до следующих выходных. Дополнительный материал для автоматизации поставленных звуков можно найти в интернете. На моей странице сайта МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик» есть образцы для работы с детьми над конкретным звуком.

Елена Добрынина
Особенности работы на логопункте ДОУ.

Добрынина Елена Евгеньевна, учитель-логопед МБДОУ д/с №65 «Ласточка» г. Мытищи.

Особенности логопедической работы на логопункте ДОУ .

В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи . Вследствие этого все больше стало открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях. И это очень хорошо, так как логопункт имеет возможность охватить большее число детей-логопатов . Но, чтобы коррекция речи в рамках логопункта велась более эффективно, необходимо пересмотреть и изменить некоторые аспекты этой работы .

Работаю в должности учителя-логопеда ДОУ Москвы и подмосковья более 20 лет, имею высшую квалификационную категорию. Имею опыт работы и на логопункте , и в логогруппе .

Сразу оговорюсь, что излагаю особенности работы на логопункте Московской области и других регионов России, поскольку в Москве имеются отличия «Положения о логопункте ДОУ » , в соответствии с которыми детей в группе до 25 и зачисляются на коррекцию речи дети только с легкими речевыми нарушениями ФНР и ФФНР.

В дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своем составе логопедических групп , коррекцию речи воспитанников проводит учитель-логопед (далее логопед ) в рамках логопункта .

Работа строится таким образом. В течение учебного года логопед проводит обследование речи детей от 3-х лет. По итогам обследования проводится отбор заданного количества детей-логопатов от 4 , 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в конце текущего учебного года, проводится ПМПК (Психолого -медико-педагогическая комиссия, по результатам которой утверждается списочный состав группы логопункта . В логогруппе списочный состав от 12 до 16 детей. Группы - смешанные по речевому заключению, как и на логопункте . В г. Мытищи, согласно «Положению о логопункте » , численный состав группы 20 детей с речевым заключением : ФФНР, стертая дизартрия, ФФНР, ФНР, ОНР (III уровень, ОНР (IV уровень) . Родителям детей, имеющих ОНР, предлагается место в логопедической группе других детских садов города, но, как правило, родители (письменно) отказываются от перевода ребенка. Дети остаются в группе логопункта . В результате логопед вынужден строить работу исходя из наличия большого количества детей смешанного по речевому заключению состава.

Коррекционная работа с детьми , зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта. Так как в группе есть дети как с ФФНР, так и с ОНР, коррекционная работа ведется по двум разным программам, что составляет определенные трудности для работы специалиста .

В конце текущего учебного года в ДОУ проводится ПМПК по выпуску детей из логопункта и набор детей на следующий учебный год.

В отличие от работы в логогруппе , коррекция речи на логопункте не подразумевает проведения фронтальных занятий по формированию лексической стороны речи, развитию фонематического слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в рамках индивидуальной и подгрупповой работы , что, в свою очередь, увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это тоже представляет определенные сложности в организации учебно-коррекционного процесса.

Логопед , согласно «Положению о логопункте ДОУ » , берет детей на занятия в первой половине дня, во время всех занятий в ДОУ, кроме физкультурных и музыкальных. Кабинет логопеда , работающего в логогруппе , как правило, находится рядом с помещением группы. Кабинет логопеда логопункта располагается в разной удаленности от помещений групп детского сада. Поэтому трудность для специалиста состоит еще и в том, что дети, проходящие коррекцию у логопеда , располагаются в разных группах учреждения. Времени, требующегося на перемещение ребенка или, тем более, сбор подгруппы по разным группам детского сада в кабинет логопеда , уходит значительно больше, чем в условиях организации логогруппы .

В рамках работы логогруппы программой и соответствующей системой оплаты труда предусмотрена работа воспитателей группы с детьми по закреплению полученных на логопедических занятиях знаний , умений и навыков во второй половине дня. В работе логопункта это не предусмотрено, что также представляет сложность для работы специалиста .

В дополнение к вышеизложенному должна добавить, что логопеду катастрофически не хватает времени на полноценное консультирование воспитателей, родителей детей-логопатов , а также родителей всех детей, посещающих дошкольное учреждение. Ведь рабочее время учителя- логопеда - с 9 .00 до 13.00, а большинство родителей также работают в это время . Программой и «Положением о логопункте ДОУ предусмотрена работа по этим направлениям, а время выделено исключительно для работы с детьми . В этих документах указано, что все 20 часов в неделю учитель-логопед обязан работать с детьми . Логопед вынужден выкраивать время для консультирования из этих 20 часов в неделю или проводить консультации в свободное от работы , т. е. личное, время. Этот аспект касается работы всех учителей- логопедов образовательных учреждений.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно ясно увидеть, как трудно логопеду добиться высокой эффективности коррекционной работы . На мой взгляд, необходимо внести изменения в «Положение о логопункте ДОУ » , а именно : разрешить один рабочий день работать во второй половине дня для консультирования родителей, увеличить численный состав детей, зачисленных на коррекцию, до 25, но при этом ограничить степень нарушений речевого развития заключениями ФНР и ФФНР, стертая дизартрия. Детям же с более тяжелым речевым недоразвитием оказывать коррекционную помощь только в условиях логогруппы .

В заключение хочется сказать, что, несмотря на все перечисленные сложности в работе логопеда в условиях логопункта , большинству специалистов удается добиваться хороших результатов в работе , что подтверждает их высокий профессионализм. В этом и состоит их личная заслуга и мастерство.

Мы прошли медико-психолого-педагогическую комиссию и нам НЕ ДАЛИ направление в логопедический детский сад. Что нам делать? Ведь мой ребенок не выговаривает звуки?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи () и общим недоразвитием речи (). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

Если ваш ребенок не попал в специализированный логопедический детский сад, а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопункт в обычном детском саду.

Ваша задача — найти в вашем районе такой детский сад, в котором есть логопедическая группа или логопункт. И обязательно сообщите заведующей и логопеду о своем желании попасть на логопедические занятия.

Что такое ЛОГОПУНКТ?

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.

Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.

Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с , или стертой формой дизартрии) —
  • третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В сновном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю.

Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.

Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Грустно только, что сейчас логопункты закрываются один за другим, по причине отсутствия финансирования. А специалисты там, действительно, замечательные.

Но есть еще 2 пути исправления речи:

  • найти ;
  • посещать частные логопедический занятия.

Разделы: Коррекционная педагогика

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие.

В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Вследствие этого все больше стало открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Наше дошкольное образовательное учреждение не имеет в своем составе логопедических групп, по этому коррекцию речи воспитанников проводит учитель-логопед в рамках логопедического пункта.

На протяжении 3-х лет целью логопедической службы в МБДОУ детский сад “Березка” стала организация профилактики и оказания логопедической помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Исходя из цели, были выделены основные задачи коррекционного обучения:

  • Профилактическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами работы;
  • Развитие навыков связной речи;
  • Профилактическая работа с детьми и родителями по предупреждению нарушений речи.

Данные задачи решаются через комплексный систематический и дифференцированный подход в логопедической работе.

Для решения намеченных задач были определены основные направления в деятельности:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с воспитателями и педагогами.
  3. Самообразование.

Всё коррекционно-развивающее обучение в детском саду основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии. Учебный процесс строится на диагностической основе. Ежегодно в мае и сентябре проводится экспресс – диагностика детей всех возрастных групп, анализируются педагогические обследования, проводимые воспитателями. Проводятся углубленные логопедические исследования речи детей. По итогам обследования проводится отбор детей на логопункт. Такое ежегодное комплексное обследование позволяет отслеживать речевое развитие детей в детском саду.

На логопедический пункт зачисляются воспитанники средней, старшей и подготовительной групп ДОУ, имеющие различные нарушения в развитии речи (общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), фонематическое недоразвитие (Фм.Н), фонетическое недоразвитие (ФН), заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и функций речевого аппарата.

На логопедический пункт, согласно “Положению о логопункте ДОУ”, в первую очередь принимаются дети подготовительной и старшей группы, имеющие недостатки речи. Детям II младшей и средней групп, в случае невозможности зачисления на логопункт, помощь оказывается через регулярное консультирование родителей и педагогов по вопросам исправления недостатков речи детей.

Период коррекционно-развивающих занятий с детьми на логопедическом пункте ДОУ длиться с 16 сентября по 14 мая включительно.

Основной формой логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Коррекционно-развивающая работа.

При планировании занятий ориентируемся на общий уровень речевого развития дошкольников, на данные психолого-педагогических обследований. Сетку занятий строим с учетом возрастных, речевых и индивидуальных способностей детей.

На занятиях наряду с традиционной методикой используем нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы.

Нами составлен комплекс психогимнастики, который используется на занятиях в организационном моменте. Такие упражнения способствуют выразительности мимики, жеста, движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов.

Использование игр и упражнений с песком на занятиях снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивают моторику рук. Игры с песком вызывают у детей положительные эмоции. На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка сочетаем работу как над всеми сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.

Развивать зрительно-пространственное восприятие, конструктивный праксис, мелкую моторику нам помогает такой прием как пластелинография.

Использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе подтолкнуло нас к использованию на занятиях новых информационных технологий. Для детей старшего дошкольного возраста адаптирован и применяется комплекс компьютерных программ для начального обучения детей грамотному письму и чтению “Грамотей”. Программа одобрена лабораторией компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО и рекомендована ученым советом института к внедрению в массовые и специальные дошкольные образовательные учреждения. С помощью комплекса программ “Грамотей” дошкольники с речевыми нарушениями за более короткий промежуток времени овладевают основными навыками звукового и слогового анализа слов, дети приобретают умения осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры. Поскольку при разработке программ использована игровая стратегия, дети воспринимают выполнение упражнений как интересную игру, поэтому высокая мотивация обеспечивает наиболее полную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. Дошкольники приобретают навык в работе с компьютером, у них повышается уверенность в себе. Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Разработан тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по компьютерным программам.

Такое разнообразие нетрадиционных методов и приемов способствует развитию речевых и творческих способностей дошкольников, улучшению психоэмоционального состояния детей, повышению уровня учебной мотивации.

Дети с нетерпением ждут очередного логопедического занятия, которое вызывает у них познавательный интерес, и на котором они приобретают новые знания, умения и навыки.

Анализ эффективности развития речи детей при использовании новых информационных технологий, нетрадиционных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе дает положительный результат.

Об успешности коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями. Осуществлять такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным помогают родительские собрания, открытые занятия, речевые праздники, семинары-практикумы, родительские конференции, дни открытых дверей в ДОУ. Для родителей на собраниях организовываю выставки книг, игр и пособий по таким темам:

  • “Развитие речи ребенка раннего возраста”;
  • “Артикуляционная гимнастика”;
  • “Речевые игры дома”;
  • “Зачем нужен компьютер”;
  • “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
  • “Готовим ребенка к школе”;
  • “Характеристика речи ребенка на пятом году жизни”
и др.

Проводимые консультации не остаются без внимания. Родители интересуются новинками детской литературы, советуются о полезности приобретения той или иной игры. Открытые занятия в форме “КВН” семинары-практикумы с показом традиционных и нетрадиционных приемов коррекционной работы, игры “Умники и умницы”, проведение семейных праздников “Говорилки в средней группе”, “Счастливый случай”, конкурс скороговорщиков, показ театрализованной сказки силами родителей. Участие в конкурсах: “Лучший мини-музей ДОУ” , конкурс дизайнерского творчества “Здравствуй, буква”, в долгосрочном проекте “ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ” помогают повысить интерес родителей к логопедической работе в ДОУ, приобрести знания в области коррекционной педагогики. Стать активными участниками учебного процесса.

В ДОУ действует “Школа будущего первоклассника” , цель которой оказание помощи родителям в подготовке детей к школе. В рамках работы школы были проведены следующие консультации, семинары-практикумы:

  1. “Особенности подготовки детей к школе”.
  2. “Подготовка руки ребенка к письму”
.
  • “Все о городе звуков”.
  • Перечисленные формы работы с родителями считаем необходимыми и эффективными, так как они дополняют друг друга, в то же время являются разными по способу подачи информации. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников коррекционно-образовательного процесса. Результатом такого сотрудничества является повышение посещаемости родителями мероприятий:

    Главные участники воспитательно-образовательного процесса – педагоги дошкольного учреждения. Взаимодействие с ними строится по следующим формам работы: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педагогическая мастерская, работа в ПМПк, мастер-классы, “Педагогическая гостиная молодого воспитателя”.

    Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем

    1. Семинары-практикумы:

    • “Поможем Буратино заговорить”;
    • “Методика проведения игр по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста”;
    • “Инновационные формы работы в коррекционной педагогике”;
    • “Неспецифические формы оздоровления детей”.

    2. Мастер – классы:

    • “Нетрадиционные методы и приемы в коррекционной педагогике”.

    3. Педагогическая гостиная молодого воспитателя:

    • в мире слов и звуков (занятие в форме КВН);
    • “Логопедические сказки для язычка”.

    В рамках работы по самообразованию были пройдены курсы повышения квалификации по программе: “Специальное образование. Логопедия”, “Основы компьютерной грамотности”, что является предпосылками для успешной педагогической деятельности.

    Опыты коррекционной работы нашего дошкольного учреждения по темам “Использование компьютерных игр на логопедических занятиях”, “Использование разнообразных форм работы с семьей”, были обобщены на районных методических объединениях учителей-логопедов и представлены для распространения в другие дошкольные учреждения.

    На протяжении 3-х лет дети, посещающие логопедический пункт, принимают активное участие в районных смотрах и конкурсах: кинофестиваль “Радости детства”, конкурс литературно-художественного творчества “Волшебная книга 2012”, конкурс инсценированной военно-патриотической песни среди образовательных учреждений района. Они неоднократно становились лауреатами и призерами районного открытого фестиваля художественного чтения “Синяя птица”.

    Таким образом, анализируя совместную деятельность логопеда с родителями, с воспитателями и другими специалистами, пришли к выводу, что такая система взаимодействия помогает согласовывать подход к общему и речевому воспитанию детей, вырабатывать единые педагогические установки по отношению к отдельным детям и группе в целом, а также повышать качество образовательного процесса и осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями речи.



    © 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух