Что помогло робинзону крузо выжить на острове. Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове? Выживание робинзона крузо на острове

Что помогло робинзону крузо выжить на острове. Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове? Выживание робинзона крузо на острове

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» стал поистине новаторским произведением своего времени. Не только его жанровая особенность, реалистические тенденции, естественная манера повествования и ярко выраженная социальная обобщенность делают его таковым. То главное, чего достиг Дефо – это создание романа нового типа, того, что сейчас подразумеваем мы, говоря об этом литературном понятии. Любители английского, вероятно, знают, что в языке существуют два слова – «romance» и «novel». Так вот, первый термин обозначает тот роман, что существовал вплоть до 18 века, художественный текст, включающий различные фантастические элементы – ведьм, сказочные превращения, колдовство, клады и т.д. Роман же нового времени – «novel» – подразумевает в точности обратное: естественность происходящего, внимание к деталям быта, ориентация на достоверность. Последнее удалось писателю как нельзя лучше. Читатели действительно верили в правдивость всего написанного, а особенно яростные поклонники даже писали письма Робинзону Крузо, на которые с удовольствием отвечал сам Дефо, не желая снимать пелену с глаз воодушевленных фанатов.

Книга повествует о жизни Робинзона Крузо, начиная с восемнадцатилетнего возраста. Именно тогда он покидает родительский дом и отправляется навстречу приключениям. Еще до того, как попасть на необитаемый остров, он переживает немало злоключений: он дважды попадает в шторм, оказывается в плену и два года терпит положение раба, а после того, как судьба вроде бы показала свою благосклонность к путешественнику, одарила его умеренным достатком и прибыльным делом, герой бросается в новую авантюру. И на этот раз, уже остается в одиночестве на необитаемом острове, жизнь на котором и составляет основную и важнейшую часть повествования.

История создания

Считается, что идею создания романа Дефо позаимствовал из реально произошедшего случая с одним моряком – Александром Селькирком. Источником этой истории, скорее всего, было одно из двух: либо книга Вудса Роджерса «Плавание вокруг света», либо очерк Ричарда Стила, напечатанный в журнале «Англичанин». А произошло вот что: между моряком Александром Селькирком и капитаном корабля вспыхнула ссора, в результате чего первый был высажен на необитаемом острове. Ему выдали необходимый на первое время запас провианта и оружия и высадили на острове Хуан Фернандес (Juan Fernández), где он прожил в одиночестве около четырех с лишним лет, пока его не заметило проходившее мимо судно и не доставило в лоно цивилизации. За это время моряк полностью потерял навыки человеческого быта и общения; ему потребовалось время на адаптацию к прошлым условиям жизни. Дефо немало изменил в истории Робинзона Крузо: его затерянный остров переместился из Тихого океана в Атлантический, срок проживания героя на острове увеличился с четырех до двадцати восьми лет, при этом он не одичал, а напротив смог организовать свой цивилизованный быт в условиях девственно дикой природы. Робинзон считал себя его мэром, установил строгие законы и порядки, научился охоте, рыбной ловле, земледелию, плетению корзин, выпеканию хлеба, сыроделию и даже выделке глиняной посуды.

Из романа становится понятно, что на идейный мир произведения также повлияла философия Джона Локка: все основы созданной Робинзоном колонии выглядят как переложение идей философа о правлении. Интересно, что в трудах Локка уже была использована тема острова, находящегося вне какой-либо связи с остальным миром. Помимо этого, именно сентенциями этого мыслителя, скорее всего, навязаны и убеждения автора о важной роли труда в жизни человека, о его влиянии на историю развития общества, ведь только упорный и тяжелый труд помог герою создать подобие цивилизации в условиях дикой природы и сохранить цивилизованность самому.

Жизнь Робинзона Крузо

Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако отпрыск не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия.

В первый же день на море случился шторм, изрядно напугавший юного авантюриста и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури и обыкновенной попойки сомнения улеглись, и герой решил отправляться дальше. Это событие стало предвестником всех его будущих злоключений.

Робинзон, даже будучи уже взрослым человеком, никогда не упускал случая пуститься в новую авантюру. Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, как раз достигнув той самой «золотой середины», о которой когда-то говорил ему отец, он соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Когда-то первого сентября он также отплыл на корабле из дома, после чего потерпел немало бедствий: два шторма, пленение турецким корсаром, два года рабства и тяжелый побег. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.

Философия в романе

Философский тезис, на котором строится роман, – человек – разумное социальное животное. Поэтому и жизнь Робинзона на острове строится по законам цивилизации. У героя продуман четкий распорядок дня: начиналось все с чтения Священного Писания, потом охота, сортировка и приготовление убитой дичи. В оставшееся время он мастерил различные бытовые предметы, что-то строил или же отдыхал.

Кстати, именно Библия, взятая им с потонувшего корабля вместе с другими предметами первой необходимости, помогли ему постепенно смириться со своей горькой участью одинокой жизни на необитаемом острове, а после даже признать, что он еще тот счастливчик, ведь все его товарищи погибли, а ему была дарована жизнь. И за двадцать восемь лет в изоляции он не только приобрел, как оказалось, столь нужные навыки охоты, земледелия, различных ремесел, но и претерпел серьезные внутренние изменения, встал на путь духовного развития, пришел к Богу и религии. Однако его религиозность практическая (в одном из эпизодов он распределяет все случившиеся в два столбика – «добро» и «зло»; в колонке «добро» оказалось на один пункт больше, что и убедило Робинзона в том, что Бог – хороший, Он дал ему больше, чем взял) – явление в 18 века.

Среди просветителей, кем и являлся Дефо, был распространен деизм – рациональная религия, опирающаяся на доводы разума. Неудивительно, что и его герой, сам того не подозревая, воплощает просветительскую философию. Так, в своей колонии Робинзон дает равные права испанцам и англичанам, исповедует веротерпимость: сам он считает себя протестантом, Пятница, по роману, – новообращенный христианин, испанец – католик, а отец Пятницы – язычник, к тому же еще и людоед. И всем им приходится жить вместе, однако никаких конфликтов на религиозной почве не происходит. У героев есть общая цель – выбраться с острова – и ради этого они трудятся, не обращая внимания на конфессиональные различия. Труд стает в центре всего, он и является смыслом человеческой жизни.

Интересно, что история Робинзона Крузо имеет притчевое начало – один из любимых мотивов английских романистов. «Притча о блудном сыне» положена в основу произведения. В ней, как известно, герой возвратился домой, покаялся в грехах перед отцом и был прощен. Дефо изменил смысл притчи: Робинзон, как и «блудный сын», покинувший отчий дом, вышел победителем – благополучный исход обеспечили ему его труд и опыт.

Образ главного героя

Образ Робинзона нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Он естественен, а поэтому очень реалистичен. Юношеская безрассудность, толкающая его на все новые и новые авантюры, как в конце романа говорит сам герой, осталась с ним и в зрелом возрасте, он не прекратил свои морские путешествия. Эта безрассудность совершенно противоречит практическому уму мужчины, привыкшему на острове продумывать в деталях любую мелочь, предвидеть каждую опасность. Так, его однажды глубоко поражает то единственное, чего он не смог предвидеть – возможность землетрясения. Когда оно случилось, он понял, что обвал при землетрясении мог бы запросто засыпать его жилище и самого Робинзона, находящегося в нем. Это открытие заставило его не на шутку перепугаться и как можно быстрее перенести дом в другое, безопасное место.

Его практичность проявляется, главным образом, в умении добывать средства к существованию. На острове это его настойчивые поездки за припасами к затонувшему кораблю, изготовление бытовых предметов, приспособление ко всему тому, что мог дать ему остров. Вне острова это его доходная плантация в Бразилии, умение добыть деньги, строгий счет которым он всегда вел. Даже во время вылазки на затонувшее судно он, несмотря на то, что понимал абсолютную бесполезность денег там, на острове, все же забрал их с собой.

К его положительным качествам можно отнести хозяйственность, рассудительность, предусмотрительность, находчивость, терпение (сделать что-то на острове для хозяйства было чрезвычайно сложно и занимало это немало времени), трудолюбие. Из отрицательных, возможно, безрассудство и порывистость, в некоторой степени равнодушие (например, к своим родителям или к людям, оставшимся на острове, о которых он особо не вспоминает, когда появляется возможность покинуть его). Однако все это можно представить и по-другому: практичность может показаться излишней, а если прибавить внимание героя к денежной стороне вопроса, то его можно назвать меркантильным; безрассудство, да и равнодушие в данном случае, могут говорить о романтической натуре Робинзона. В характере и манере поведения героя нет однозначности, но это и делает его реалистичным и, отчасти объясняет, почему многие читатели верили в то, что это реальная личность.

Образ Пятницы

Помимо Робинзона, интересен образ его слуги Пятницы. Он дикарь и людоед по рождению, спасенный Робинзоном от верной смерти (его, к слову, тоже должны были съесть его же соплеменники). За это дикарь обещал преданно служить своему спасителю. В отличие от главного героя, он никогда не видел цивилизованного общества и до встречи с иноверцем жил по законам природы, по законам своего племени. Он — «естественный» человек, и на его примере автор показал, как цивилизация влияет на индивида. По мнению писателя, именно она естественна.

Пятница совершенствуется за весьма короткое время: он довольно быстро изучает английский, перестает следовать обычаям его соплеменников-людоедов, учится стрелять из ружья, становится христианином и т.д. При этом он обладает прекрасными качествами: он верный, добрый, пытливый, сообразительный, рассудительный, не лишен простых человеческих чувств, таких как любовь к отцу.

Жанр

С одной стороны, роман «Робинзон Крузо» принадлежит к литературе путешествий, так популярной в Англии того времени. С другой стороны, есть явно притчевое начало или традиция аллегорической повести, где на протяжении повествования прослеживается духовное развитие человека, а на примере простых, житейских подробностей раскрывается глубокий нравственный смысл. Произведение Дефо часто называют философской повестью. Источники создания этой книги весьма разнообразны, а сам роман и по содержанию, и по форме являлся произведением глубоко новаторским. С уверенностью можно сказать одно – столь оригинальная литература имела множество почитателей, поклонников, и, соответственно, подражателей. Похожие работы стали выделять в особый жанр «робинзонады», справедливо названный в честь покорителя необитаемого острова.

Чему учит книга?

В первую очередь, конечно, умению трудиться. Робинзон прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, но он не стал дикарем, не потерял признаки цивилизованного человека, и все это благодаря труду. Именно сознательная созидательная деятельность отличает человека от дикаря, благодаря ей герой держался на плаву и с достоинством выдержал все испытания.

Помимо этого, несомненно, на примере Робинзона показано, как важно иметь терпение, как необходимо учиться новому и постигать то, чего раньше никогда не касался. А развитие новых навыков и способностей рождает в человеке рассудительность и здравый ум, так пригодившийся герою на необитаемом острове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Представляем наиболее интересные работы.

Зайцева Маруся

В произведении Д.Дефо "Робинзон Крузо" главный герой Робинзон Крузо, который остался человеком в трудных условиях.
Робинзона с детства тянуло к морю, и он мечтал стать моряком, но его отец хотел, чтобы тот стал судьей и поэтому проклял сына.
Робинзон иногда жалел, что не послушался отца и сбежал из дома, ведь отец предупреждал, сколько испытаний ему придется пережить.
Первым испытанием Робинзона стал плен. Когда он плыл на корабле, на них напали пираты - мавры. Робинзон был в плену довольно долго, но там он научился хитрости. В конце концов он сбежал из плена, применив свою хитрость.
Самым тяжелым испытанием было попадание Робинзона на остров, где его ожидало очень много трудностей.
На острове любой человек может стать дикарем, но Робинзон с упорством боролся за жизнь. Хотя Робинзона и пугали трудности, он сумел совладать с ними.
Во-первых, Робинзона все время посещал страх, боязнь диких зверей, голода, нападения дикарей. Он боялся стать дикарем, опуститься до такого уровня.
Робинзон героически преодолевал все трудности своей одинокой жизни. Робинзон собрал всю силу воли и остался человеком в почти невыживаемых условиях.
На острове Робинзон мало того, что остался человеком, он заново пережил все этапы развития техники. Он построил себе дом, не упустив ни одну деталь, стал разводить стадо коз, у него были свои ячменные поля, он сделал себе прекрасное ограждение, не хуже китайской стены, и, самое главное, он стал верующим человеком, а ведь когда он убежал из родительского дома, он был глупым сопляком. Во всяком случае остров помог ему сделать себя личностью. Как говорится, нет худа без добра.
Я считаю, что Робинзон остался человеком благодаря своему труду, другой бы на его месте либо превратился в дикаря, либо лег и умер. Робинзону помог труд и умение справляться с трудными ситуациями.

Мартяков Дима

В произведении Д. Дефо главный герой - Робинзон Крузо. Первым испытанием для Робинзона был конфликт с отцом. Он сбежал из родного дома, когда ему было восемнадцать лет. Вторым испытанием стал плен. Робинзон попал к маврам. Через 8 лет он с помощью хитрости убежал от мавров.
Третьим испытанием для Робинзона стал остров. Он попал туда во время бури. Робинзон не знал, как ему выжить, так как у него не было еды и воды. Но с каждым днем он все больше и больше приспосабливался к климату острова.
На необитаемом острове Робинзону сначала было тяжело. Но потом он многому научился: охотиться, рыбачить, строить, шить.
Робинзон был сначала глупеньким и неверующим, а через несколько лет очень сильно поумнел.
Когда Робинзон вернулся с острова на английском корабле, его родители умерли, так как Робинзон прожил на острове очень долго: 28 лет, 2 месяца и 19 дней, а его родители, когда Робинзону было восемнадцать лет, уже были старыми.
Робинзон остался человеком, потому что носил одежду, завел дневник и календарь.
Если бы он этого не сделал, то он был бы не человеком, а дикарем.

Зайцев Юра

Главного героя книжки Д.Дефо зовут Робинзон Крузо. Наследник богатого отца, с восемнадцати лет он испытал много трудностей.
Он всегда думал о море, но отец строго запрещал морские приключения и даже проклял его, когда Робинзон решил выйти в море. Робинзон не послушался. Во время плавания на его корабль напали пираты - мавры. Попав в плен на три года, он стал смелым человеком. Вскоре он убежал от пиратов.
Следующим подтверждением проклятия отца случилось, когда Робинзон Крузо поплыл из Бразилии в Африку за рабами. Он потерпел неудачу во время караблекрушения. Вскоре попал на остров, где не с кем было поговорить.
Попав на остров, он испугался и не сразу освоился. После кораблекрушения он нуждался в помощи. Не было одежды, еду раздобыть было крайне сложно, поэтому он голодал. Ему не хватало смелости на то, чтобы войти в глушь леса. И еще много трудностей было на острове.
Но пришло время, когда ему надоело бояться, и он начал с ними безостановочно бороться. Во-первых, он перетаскал все вещи с носа корабля. Там были ружья, мушкеты, порох, картечь и другие вещи для жизни на необитаемом острове. Во-вторых, сделал дом, развел коз, научился заниматься земледелием, стал верующим.
Из родительского дома он убежал самоуверенным в своих поступках, неверующим, несмышленым, после всех испытаний он стал совершенно другим, изменившим свой нрав.
Он выжил и остался человеком благодаря труду и самообладанию.

От администрации сайта

Каждому из нас писатель Даниэль Дефо прежде всего известен своим впечатляющим и необычным произведением «Робинзон Крузо». Дети и взрослые во всем мире уже более двух веков восхищаются приключениями человека, который волею судьбы оказалась на необитаемом острове. Этот роман передается из поколения в поколение и его с удовольствием читают как школьники, так и их родители.

Чем же так привлекает читателей главный герой популярного романа по имени Робинзон Крузо и что нравится в нем лично мне? Прежде всего то, что это человек несгибаемой воли и неутомимого энергии. Он настоящий оптимист и большой труженик, который не погиб, оказавшись в таких обстоятельствах, и смог долгие годы прожить в одиночестве, обеспечивая себя всем необходимым и постепенно покоряя дикую природу. Когда Робинзон оказался на острове, казалось, что весь мир был против него, почти никто не знал о его существовании и почти никто не интересовался, что с ним случилось.Недоброжелательное море, ветер и проливной дождь — это все, что его окружало в начале его одинокой жизни на острове. Но он ни на минуту не опустил руки, не отказался от борьбы за свою жизнь, которая заключалась в противостоянии грозным силам природы. Если бы на мгновение он остановился в этой борьбе, наверное остров стал бы его могилой. А он в любых обстоятельствах оставался человеком, ибо только человек способен в таких сложных условиях овладеть не только многими профессиями, но и приспособиться к законам окружающего мира и подчинить себе дикую природу острова. Робинзон Крузо смог напрячь всю свою силу воли, весь свой ​​ум и остался человеком даже в таких экстремальных условиях, в которых большинство из нас выжить не смогла бы.

Меня не может не привлекать в Робинзоне его настойчивость в работе, его целеустремленность и вера в свое спасение. Каждый день он просыпался с ожиданием помощи, но это не мешало ему заниматься повседневным трудом. Не имея никаких инструментов, он построил себе жилье, даже не жилье, а настоящую крепость, и не имея навыков работы на земле, почти из нескольких зернышек вырастил урожай пшеницы. Постепенно Робинзон превратил диких коз в домашних животных и взрастил настоящую виноградную лозу. Больше всего мне понравилось то, что Робинзон Крузо очень уважительно относился к природе и с первых дней пребывания на острове приручал животных, насаждал деревья и изучал окружающий мир, в котором он оказался. Такое отношение к природе еще ​​раз подчеркивает, что он был настоящим человеком, который в любых обстоятельствах остается именно человеком и не подчиняется этим обстоятельствам.

Робинзон никогда не ослабляет свою жизнь на острове, каждый день у него четко распланирован — начале он читает Священное Писания, затем уходит на охоту, после чего сортирует свои запасы, готовит еду, ухаживает за скотом, выполняет различную работу по хозяйству. И так каждый день, каждую неделю. Кажется, от такого однообразия можно сойти с ума, но он не падает духом и находит утешение в общении с природой. Именно окружающая природа, представители животного мира, к которым Робинзон Крузо относился как к своим не очень приветливых соседей, помогли ему на долгие годы остаться человеком и в конце концов дождаться своего спасения.

что помогло робинзону крузо выжить на острове? пожалуйста помогите очень надо и получил лучший ответ

Ответ от Ђамара Махова[гуру]




Источник:

Ответ от Людмила кашапова [новичек]
Герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, оставшись в совершенном одиночестве на неизвестном острове, не растерялся и не впал в отчаяние, и это спасло ему жизнь. Он сумел плодотворно использовать даже самые первые дни после случившегося несчастья и успел спасти с тонущего корабля все самое необходимое: оружие, инструменты, ткань, одежду, веревки, немного зерна и еды. Трудолюбие, находчивость и оптимизм позволили Робинзону на острове в течение двадцати восьми лет не только не потерять человеческий облик, но и обеспечить себя всем необходимым для счастливой жизни.
Не было такого дела, которое Робинзон не довел бы до конца. Если он решал перевезти уцелевшие вещи с потерпевшего кораблекрушение корабля, то трудился до тех пор, пока не перевез все, если бы позволила погода, то он перевез бы по частям и весь корабль. Задумавшись об устройстве жилища (выкопать пещеру или поставить палатку) , он, в конце концов, сделал и то и другое. Он не знал, сколько времени придется провести на острове, надеялся, что недолго, но постарался, чтобы его жилье «было защищено и от солнечного зноя и от хищников; чтобы оно стояло в таком месте, где нет сырости; чтобы вблизи была пресная вода» и чтобы из него непременно было видно море, и трудился не жалея сил. Ему не хотелось расставаться с надеждой на спасение, и эта надежда поддерживала его в минуты отчаяния. Обследовав территорию, он убедился, что остров необитаем, что его окружают только дикая природа, незнакомая растительность, неизвестные птицы и животные. Рассчитывать на помощь было нечего, и чтобы выжить, ему самому пришлось освоить множество специальностей. Он сам был и плотником, и столяром, и гончаром, и пекарем. Он научился ловить рыбу, охотиться на диких животных и шить одежду из их шкур, пахать землю, выращивать рис и ячмень, приручать и разводить коз. Он научился также мужественно преодолевать болезни и неудачи. Например, огромного труда стоили ему попытки спустить на воду шлюпку, но сил одного человека было недостаточно, и ему пришлось отказаться от этой затеи. Зато Робинзону удалось построить небольшую лодку, и он мог теперь совершать путешествия вокруг своего острова.
Через несколько лет одинокой жизни на острове все его представления изменились. Ему нечего было желать, потому что он имел все, чем мог наслаждаться. У него было много зерна, столько леса, что он мог бы построить целый флот, и столько винограда, что все эти корабли можно было бы нагрузить вином и изюмом. Но он научился придавать значение только тому, чем мог как-нибудь воспользоваться. «Природа, опыт и размышления» научили Робинзона понимать, что «сколько бы мы ни накопили богатств, мы получаем от них удовольствие лишь в той мере, в какой можем использовать их, но не больше» . Он научился не только покоряться судьбе, но и испытывать благодарность за то, что имеет, и просто за то, что живет. Долгие годы его друзьями были попугай Попка, собака и кошки, которых он перевез с корабля. Но на двадцать четвертом году жизни Робинзона на острове произошло замечательное событие: на остров приплыли дикари-людоеды, и он помог освободиться одному из пленников. С этого дня он приобрел себе верного слугу и товарища - Пятницу


Ответ от Наталья Козлова [новичек]
Мне кажется ему помог его усердный труд и тд и тп.


Ответ от Валерия Короткова [новичек]
нето ну жаль руки есть у того кто писал


Ответ от Дмитрий Катин [новичек]
таджики рулят


Ответ от ИГ ОР [новичек]
ему помогла смекалка


Ответ от Алина Хорева [новичек]
ему помогла я яяя я я я я я (смекалка)


Ответ от Александр [новичек]
j


Ответ от Влад якубёнок [новичек]
труд


Ответ от Александр коваленко [новичек]
труд


Ответ от Матвей Чистяков [новичек]
r


Ответ от Ёнежана Забобурина [новичек]
Именно труд и напряженная работа мысли помогают Робинзону Крузо выжить и сохранить человеческие качества. Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим" - сочинение "Сочинение по роману Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» "
Английский писатель Д. Дефо вошел в историю литературы как создатель многих реалистичных и благородных образов. Это был народный писатель - не только по содержанию, но и по форме своих произведений, по живой, непосредственной манере повествования, простому, доступному языку. Его шедевр «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» переведен почти на все европейские языки и стал частью истории мировой культуры. В романе автор на примере судьбы отдельного человека сумел раскрыть все богатство ж многообразие действительной жизни, показать важность настоящих человеческих ценностей: общения, заботы о ближнем, постоянного труда.
Рисуя жизнь своего героя на необитаемом острове, Дефо создал поэтическую картину борьбы человека за выживание, воспел свободный созидательный труд. Именно труд и напряженная работа мысли помогают Робинзону Крузо выжить и сохранить человеческие качества. По твердому убеждению писателя, труд является основой положительного преобразования мира и духовного возвышения человека. Герой романа не впал в отчаяние, не потерял веру. Оказавшись в диких условиях острова, Робинзон воспринимает все происшедшее с ним как тяжелое жизненное испытание, из которого он должен найти достойный выход. Бережливый и практичный человек, старательный труженик, он целенаправленно улучшает условия своего существования: строит хижину, охотится, ловит рыбу, делает запасы продуктов, находит способ вести счет времени и записывает в дневник все свои размышления. Вооруженный трудовыми навыками и опытом своего народа, он успешно пользуется снаряжением, инструментами и другими ценностями, обнаруженными на потерпевшем крушение корабле.
Автор специально ставит своего героя в исключительную ситуацию, перенося из мира денег в мир труда. Тем самым он заставляет его открыть в себе те качества, которые в полной мере могут проявиться в свободной от торгашеских расчетов общечеловеческой творческой, созидательной деятельности. Не случайно Руссо называл роман Дефо «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» . Простая история о том, как Робинзон построил свою хижину, как обжег первый кувшин, как вырастил хлеб и приручил коз, как соорудил и спустил на воду лодку, уже на протяжении почти трех столетий продолжает волновать воображение читателей всех возрастов. И она никогда не утратит своего огромного воспитательного значения для детей и юношества.

Задания по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Всем:

Составить и записать по 5 вопросов по содержанию.

Рисунок.

Командам:

1. Рассказать о Дефо.

2. Рассказать историю создания романа.

3. Инсценирование отрывка.

4. Найти пословицы, которые можно соотнести с текстом, доказать.

5 Выписать качества характера Робинзона, устно суметь доказать отрывками из текста.

Читательская конференция ( урок внеклассного чтения)

Тема: “Одиссея Робинзона Крузо”

Цели урока.

1.Обсудить роман Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.

2. Выявить знание текста учащимися.

3. Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

4. Привить любовь детей к чтению зарубежной литературы.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

3. Выставка рисунков учащихся.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-обобщения. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн ).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?

Ученики:

Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно.

Учитель:

Какую роль сыграло море в жизни героя?

Ученики:

Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

Учитель:

Совершенно верно. Сегодня впервые мы проведём с вами читательскую конференцию по книге Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.

Знакомство с биографией писателя.

Учитель:

В конце урока нам с вами предстоит ответить на проблемный вопрос:

Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове?

Чтобы правильно понять и оценить поступки нашего героя в течение 28 летнего пребывания на необитаемом острове, неплохо бы узнать об авторе, который создал этот роман. Мои помощники из 1 команды расскажут вам об авторе и 2 команда об истории создания этого романа. А вы, читатели, запоминайте то, что считаете важным из жизни автора.

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.

Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка.

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте. ). Выборочное чтение

Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

    Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).

Блиц – опрос

Насколько вы были внимательными при чтении сейчас мы узнаем, проведя блиц опрос между командами.

Работа с рисунками.

Закрыли глаза (вновь звучит шум моря ).

Представьте, что мы перенеслись на остров к Робинзону. (открывается доска с рисунками детей по данному произведению).

Как Робинзон назвал свой остров? (Отчаяния)

Задание: каждая команда даёт характеристику эпизоду с рисунка, не указывая на него. Остальные угадывают рисунок.

Вот видите, оказывается вы тоже хорошо изучили тот остров.

Инсценирование отрывка.

Тихо. Притаились. Возможно нам удастся увидеть и услышать обитателей этого острова.

Лирическая страничка.

Учитель:

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

Ученики:

Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

Учитель:

На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Ученики:

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.

Учитель:

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

Ученики:

Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.

Учитель:

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

Ученики:

Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

Учитель:

У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, греча, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном?

Где взял семена?

Ученики:

Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.

Учитель:

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?

Ученики:

Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?

Ученики:

Положительного.

Учитель:

Можем ли мы назвать его героем и почему?

Ученики:

Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Учитель:

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:

Все ли качества Робинзона всё же положительные?

Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

Ученики:

В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды.

Учитель:

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

Ученики:

Собаки, кошки, попугай.

Учитель:

Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста). Выборочное чтение

Ученики:

Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

Учитель:

Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?

Ученики:

Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.

Учитель:

Как же закончилась эта история?

Ученики:

Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

Учитель:

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

Возвращение к проблемному вопросу

Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Ученики: 5 команды

Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Учитель:

Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

(Ученики высказывают свои суждения)

Учитель:

Работа с пословицами.

А теперь послушаем пословицы, которые подобрали к этому роману дети 4 команды, подходят ли они.

Подведение итогов работы команд.

В чем же причины привлекательности Робинзона для читателей всех поколений?
Дети говорят о том, что Робинзон привлекает читателей своими прекрасными качествами: настойчивостью, упорством, трудолюбием, оптимизмом, способностью преодолевать все препятствия.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух