Су джок терапия творческая работа логопеда. Публикация «су-джок терапия в коррекционной работе учителя-логопеда. Пальчиковая игра «Игрушки»

Су джок терапия творческая работа логопеда. Публикация «су-джок терапия в коррекционной работе учителя-логопеда. Пальчиковая игра «Игрушки»

СУ ДЖОК МАССАЖЕРЫ.

Катаева Тамара Сергеевна, учитель – логопед.
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – д/сад № 35.

Су Джок массажеры в логопедической работе.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
В логопедической работе приемы Су Джок терапии активно используют при различных речевых нарушениях для развития мелкой моторики, познавательной, эмоционально – волевой сфер ребенка. В своей практике мы применяем Су Джок массажеры в виде массажерных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «Ёжиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речи. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал.
Формы работы с использованием Су Джок массажеров.
Пальчиковая гимнастика с применением Су Джок шарика (рис. 1) – уникальное средство для развития речи детей.

Она сопровождается чтением стихотворения. Дошкольники любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
1.Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2.Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).
Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).
Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).


Вот помощники мои (показывают пальцы правой – левой руки).
Их, как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки (шариком проводят по правой – левой руке).
При массаже пальцев эластичным кольцом (рис. 2) – дети поочередно надевают его на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение:


Раз-два-три-четыре-пять – разгибают пальцы по одному.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст.
Использование Су Джок шариков в совершенствовании лексико – грамматических категорий.
1.Упражнение «Один – много».
Логопед катит Су Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», и «Скажи наоборот».
2.Упражнения «Назови ласково» и «Скажи наоборот».
Тема «Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и называют ягоды например: крыжовник – крыжовничек и т.п. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (дети поднимают плечи, удивляются). Я – молодец! (дети вытягивают большой палец вперед).
Тема «Одежда».
Постираю чисто, с толком (дети кулачками делают движения, имитирующие стирку). Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку, а еще футболку, джинсы, свитер и брюки. (дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и произносят новые слова например: рубашка – рубашечка и т.п.). Вот устали мои руки! (дети хлопают в ладоши).
Тема «Посуда».
Девочка Ирина порядок наводила (дети катают Су Джок шарик между ладонями). Девочка Ирина кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице, а соль, конечно, в солонке»! (дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки и произносят слова салфетница, масленка, хлебница, солонка.
При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий и зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.



При совершенствовании навыков употребления предлогов по инструкции логопеда ребенок кладет красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки.
Для слогового анализа слов выполняют упражнения «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Это лишь некоторые примеры использования су Джок массажеров в нашей работе.
Применение Су Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Список используемой литературы
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учебно - методическое пособие. Ростов н/Д., 2009.
2.Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.
3.Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. М., 2008.
4.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007.
5.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия. М., 2008.
6.Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии. М., 2009.
7.Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М., 2012.

«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Укреплять здоровье детей
  • Повысить знания родителей о здоровьесберегающих технологиях в логопедии.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом стимулирует работу внутренних органов.

Шарами – «ежиками» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики и речи детей.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием очень благотворно воздействует на коррекцию речевых нарушений у детей.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми для нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Туда - сюда его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров для совершенствования лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катает «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Приложение

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование : Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке(зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки(зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб(показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Приложение №2

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажных шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх) , делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Су – Джок терапия

Массаж специальным шариком, эластичным кольцом

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Картотека игр

по Су-джок терапии

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много ». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично упражнения «Назови ласково », « Скажи наоборот »

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

8. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение « Раздели слова на слоги »: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

9. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

10. СКАЗКА « Ежик на прогулке »

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

11. На поляне, на лужайке

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать . /гладить шаром каждый палец/

12. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать.

13. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

“У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

14. Упражнение «Осень».

Цель:

15. Упражнение «Дождик».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

16.Упражнение «В саду».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

17.Упражнение «Урожай».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

18.Упражнение «Колобок».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

19. Упражнение «Каравай».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

20. Упражнение «Мои руки».

Цель:

Развивать ручную умелость и мелкую моторику;

Нормализовать мышечный тонус;

Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

Закрепить словарь по лексической теме.

Оборудование: массажные мячики.

21. «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

22. «Фрукты».

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. « Ну – кА, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

23. «Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг.

« Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

24. «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле – еле,

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

25. «Ягоды».

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

26. «Мебель».

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

27. «Одежда».

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

28. «Посуда».

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила.

« Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

29. «Дикие звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

30. «Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

31. «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

32. «Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

33. «Животные жарких стран».

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети катают Су – Джок между ладонями.

34. «Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

35. «Дикие животные весной»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

36. «Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

37. «Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

38. «Перелетные птицы».

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

39. «Подводный мир».

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

40. «Насекомые».

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

41. «Еж»

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

42. «Зайцы»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

43. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

44. Вот помощники мои

Вот помощники мои. (показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)

45. «На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

46. «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

47. «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

48. «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

49. Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

50. Пальчиковая игра «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).

51.»Руки»

Эта ручка – правая Шарик на правой ладони

Это ручка – левая Шарик на левой ладони

Я на мячик нажимаю Зажать шарик между ладонями

И зарядку делаю:

Будет сильной правая Сжать в правом кулаке

Будет сильной левая Сжать в левом кулаке

Будут ручки у меня – ловкие, умелые. Катать мячик между ладонями

52. Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!

Буду шарик я катать.

По ладошке прокачу

И ее пощекочу.

Шар по кругу я катаю

И ладошку разминаю.

И по пальцам прокачу

Каждый я пощекочу.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Шар по пальчику катись.

Сильно шарик я сожму,

Подержу и разожму.

53. Массаж ладоней

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть -

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

54. Материал из книги: "Игры с мячом"

Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук

КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю. Сжимать мячик правой рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик! »

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево - как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает -

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю - браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь -

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.

55. Упражнения из книги Ермаковой И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз) .

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.


СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Хорошо развитая речьважнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су " – кисть, "Джок" – стопа)

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву,

разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.


Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:

    Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

    Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

    Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Методы и приемы Су – Джок терапии :

Массаж специальным шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом,

которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)..

Массаж стоп . Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, пробками от минеральной воды, карандашами и т.д.


В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию, педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации, развитии фонематического слуха

Посмотрите – ка, ребята,
На столе лежат ежата!
Никуда не убегают,
Вас, детишки, поджидают!
Поскорее их берите, на ладонь свою садите!
С ними будете играть, свои ручки развивать!
Чтобы с ёжиком поладить, нужно ёжика погладить!
По ладошке покатать и иголки посчитать!

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

«Бабочка» «Футбол»

Не ползет, и не бежит, Поиграю я в футбол,

Над цветком она кружит.

За витком идет виток, И забью в ворота – гол

Вот и села на цветок!


«Маша и медведь»

Маша к Мише забрела.

Вот такие вот дела! Потерял медведь покой,
Игры с Машей день-деньской:



Жмурки, прятки, догонялки,
Эстафеты, скачки, салки,
Чехарда и кошки-мышки,
Разукраски в детской книжке,
Бой подушками, горелки,
Крепость, шишки, перестрелки,
Дочки-матери, загадки,
Снова салки, снова прятки...

Игры с массажным колечком

Что у шарика внутри?
Поскорее посмотри!
Ты колечко надевай и по пальчику катай.
Взад – вперёд, вперёд – назад
Пальчик будет очень рад!



2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Все мои пальчики очень дружны, все для меня они очень важны:
1.Пальчик большой – катаем колечко по большому пальцу правой руки


4.Пальчик четвёртый
5.И пятый, последний!
Все они пальчики, дружные братцы! Браться за дело они не бояться!
1.Пальчик большой – катаем колечко по большому пальчику левой руки
2.Указательный – катаем по указательному
3.Средний – катаем колечко по среднему
4.Пальчик четвёртый- катаем по четвёртому
5. И пятый, последний - катаем колечко по пятому пальчику .

3. Использование массажного кольца при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Автоматизация звука Р

Звук[ Р] сложный, но приятный

Мы сейчас произнесем.

И как будто у машины

Мы моторчик заведем

«р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р».

Закрепим мы этот звук.

Нам поможет верный друг!

С колечками мы играем,

Звук [Р] в начале слова называем!

Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в начале слова. За каждое слово надевают колечко на палец. Побеждает тот, кто первым надел пять колечек.

Звук[Р] в середине слова называем!

С колечками играть продолжаем,

Звук[Р] в конце слова называем!

Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец. Побеждает тот, кто первым надел пять колечек.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож ( катают мяч между ладонями)

На спине иголки (катают мяч между ладонью правой руки и большим пальцем левой руки)

очень-очень колкие. (то же – с указательным пальцем)

Хоть и ростом ёжик мал, (то же со средним пальцем)

нам колючки показал, (то же с безымянным пальцем)

А колючки тоже (то же с мизинцем)

на ежа похожи (дети катают мяч между ладонями

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Имя короткое произнесем,

Полное имя к нему подберем.

Логопед называет имя, ребёнок надевает колечки на пальчики по очереди, начиная с мизинца, называя полное имя.

Рая-Раиса;

Рома-Роман;

Рина- Регина

Русик-Руслан;

Ну и Рита- Маргарита!

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково»

С колечками игру продолжаем,

Ласково имя теперь называем.

Раиса-Раечка;

Роман- Ромочка;

Регина- Региночка;

Руслан-Русланчик;

Маргарита- Маргариточка

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха , для совершенствования звукового анализа слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.



Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

Игра «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

Игра« Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»

6. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти,

"Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

«Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»

«Глазки закрывай, на каком пальце колечко, угадай»

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

7. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

« Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».


Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.



10.Связь звука с буквой, профилактика дисграфии

Прокатывание шариком по написанной букве. Написание буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Таким образом, СУ-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Из вышеуказанного следует сделать вывод, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. Осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики. Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Список использованных источников

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.

2. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

6. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
7. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
8. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

9. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

10.. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты. Предлагаю вам познакомиться с этой терапией более подробно.

Применение Су Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Но, для начала, немного истории.

История появления чудесного метода

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву, предложил свою оригинальную методику оздоровления организма. Назвал он её Су-Джок терапия. «Су», в переводе с корейского, означает кисть, а «Джок» – это стопа. Кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки, на кисте и стопе, располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле.

Вызывает удивление, широта показаний для данного метода воздействия. От лёгкого недомогания, до хронических заболеваний. Этот метод рекомендуется при лечении болевых синдромов и даже для коррекции настроения.

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

ТОЧКИ СООТВЕТСТВИЯ- Волшебное зеркало нашего организма

С помощью различных инструментов на точки соответствия оказывают воздействие. Это может быть очень непродолжительное воздействие, в течение нескольких минут, а иногда и нескольких секунд, но приносящее значительное облегчение больному.

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

В коррекционно-логопедической работе, Су=Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Интересный речевой материал для занятий

  1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

  1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

  1. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводить упражнение «Назови ласково», «Скажи наоборот»

  1. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. Использование шариков при выполнении гимнастики.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

  1. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию взрослого, ребенок показывает, соответствующий обозначению звука, шарик.

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции взрослого, ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем, наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Упражнения с шариком массажером:

  1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

  1. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

  1. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажёр между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают шарик между ладонями).

Пальчиковая игра «Ёжик и иголки»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают шарик между ладоней)

Пальчиковая игра «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по массажёру)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

(дети катают массажёр между ладоней)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Игра «Пальчики-мальчики»

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольчко на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

(надеваем на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел

(надеваем на мизинец).

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик - в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик - гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик - занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик - ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик - дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик - бабушка,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик - папенька,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик - маменька,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем на мизинец).

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому - дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке - воду носить,

(надеваем на указательный палец)

Мишке-среднему - печку топить,

(надеваем на средний палец)

Гришке-сиротке - кашу варить,

(надеваем на безымянный палец)

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем на мизинец).

Заключение

Все перечисленные в статье упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, я активно использую в своей работе. Дети с удовольствием выполняю упражнения с «волшебными шариками».

Используя мудрость Матушки Природы, мы сможем помочь детям более качественно и эффективно!

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Возможно, у вас есть свои секреты по использованию методики. Напишите, пожалуйста, об этом в комментариях.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух