Отечественные медики, психологи и педагоги объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией а также по вопросам психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения России. Психогигиена настолько тесно связана с психопрофилактикой, что в некоторых случаях почти невозможно разделить их объекты и предметы изучения.
Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений).
Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний. Так, например, соблюдение требований психогигиены может играть значительную роль в предупреждении инфарктов и мозговых инсультов, развитии гипертонической болезни и возникающих на ее почве гипертонических кризов. Известную роль психогигиена может играть в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов. Сложные взаимоотношения психического и соматического здоровья делают необходимой тесную связь психогигиены с общей гигиеной. Например, гигиенический режим питания способен предупредить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Занятия физкультурой и спортом поддерживают здоровье и укрепляют нервную систему, а вместе с тем и психику.
Психогигиена – система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Внутри основных проблем психогигиены главное значение для медицинской психологии приобретают:
1) психология медико-генетических советов и консультаций;
2) психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с уродствами развития, рецидивирующими острыми или затяжными болезнями;
3) психогигиена лиц в кризовые периоды их жизни, включая пубертатный и климактерический периоды;
4) психогигиена брака и половой жизни;
5) психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;
6) психогигиена режима лечебных учреждений;
7) психогигиена встречи врача и больного в разных обстоятельствах.
Важное значение имеет психогигиена беременных, рожениц, кормящих матерей, психогигиена детей младшего возраста (до 3-5 лет). Кроме того имеют значение такие вопросы как: 1) психогигиена больных, страдающих наиболее распространенными хроническими болезнями, больных с разными степенями инвалидности, с частными формами затяжных болезней в преклонном и старческом возрасте, больных в период их медико-социальной реабилитации; 2) психология больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота, глухонемота и др.); 3) медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.
В психогигиене выделяют следующие разделы: 1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.
Возрастная психогигиена
Забота о психическом здоровье ребенка должна начаться с внутриутробного периода. В дальнейшем, важное значение приобретают правильный режим, кормление, выработка привычек, положительные примеры, привитие чувства ответственности, дисциплины, установок на труд, чувства товарищества. В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки. В период полового созревания серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, а также вопросы, связанные с сексуальной жизнью. В этом же возрасте большое значение имеет разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя. Важны просвещение подростков в начале жизненного пути по вопросам пола и любви, выбор пути в жизни, оценка окружающего и др.
Своеобразные психогигиенические проблемы возникают в пожилом и старческом возрасте. Они связаны с изменением привычного стереотипа, адаптацией пожилых лиц к новому социальному положению, зависимости от окружающих. Для здоровья пожилого человека важно правильное отношение к нему детей.
Психогигиена труда и обучения
Нужно различать общие и частные (специальные) вопросы. Например, если профессия соответствует интересам и подготовке человека, то труд – источник радости, удовлетворения, психического здоровья. Большое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений внутри коллектива. Нормальный ритм учебного процесса, удовлетворение результатами своего труда, постоянное повышение профессионального уровня – важные факторы, позволяющие человеку испытывать удовлетворение и радость от своей учебы и работы.
Необходимо изучать и, пользуясь научно обоснованными данными, улучшать гигиенические и психогигиенические условия людей работающих в различных отраслях и различных условиях труда. Эти вопросы разрабатываются представителями эргономики, особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке.
Проблема сенсорного голода (недостаточность впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает внимание представителей космической психологии и медицины. Развитие техники ставит перед психологией труда ряд новых проблем, которые должны решаться в тесной связи с новым разделом психологии – инженерной психологией. При решении вопросов НОТ необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека.
Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда. Здесь большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических- норм умственного труда для людей различных возрастов. Подлежит дальнейшему изучению вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека. Для работников умственного труда отдых целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.
Психогигиена быта
Прежде всего, это вопросы взаимоотношений людей в быту. В ряде случаев в конфликтах могут участвовать лица, страдающие невротическими расстройствами, психопатией, психически больные люди. Лечение и госпитализация таких людей – важное психогигиеническое мероприятие. Борьба с алкоголизмом и наркоманией составляет одну из задач общественной психогигиены.
Серьезной проблемой психогигиены становится изучение влияния на организм человека телевидения, радио и других средств массовой информации.
Психогигиена семьи и сексуальной жизни
Любовь, дружба и взаимное уважение друг к другу старших членов семьи, справедливость в отношении младших, общность взглядов и интересов семьи, необходимая уступчивость в их взаимоотношениях – все это содействует созданию счастливой семьи, обеспечивает правильное воспитание детей. Неврозы особенно часто развиваются в неблагополучных семьях.
В психогигиеническом аспекте брака важен возраст вступления в брак. Важно, чтобы до брака было достаточно времени, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, особенности характера и привычек. Лица, решившие вступить в брак, должны знать о наследственности своего избранника. Существует немало болезней, передающихся по наследству.
Одна из важнейших задач психогигиены – помощь в создании гармоничной половой жизни. Нарушения в этой области часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств. Неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов. Именно на почве отклонений в половой жизни и неумении видеть ее эстетическую сторону часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин. Надо отметить, что половая распущенность, тесно связаны не только с общими чертами характера человека, но и с общим моральным обликом личности. Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей следует считать признаком патологического развития личности.
Медицинским работникам нужно расширять психотерапевтическую помощь при психогенных и непсихогенных нарушениях половой функции, при патологических отклонениях от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.
Психогигиена коллективной жизни
Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в общежитии, и в других каких-либо коллективах ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих. Как показал ряд исследований, при комплектовании трудовых коллективов, таких как бригады, команды, экспедиции и т. д. необходим учет взаимной совместимости участников по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и др. Этой сложные вопросы, который каждый раз должен решаться в зависимости от стоящей задачи, от условий работы и многих других моментов. Особенно остро этот вопрос поднимается при отборе лиц, вынужденных жить в условиях изоляции (космические полеты, зимовки и т. п.).
Большая роль, помимо психологов и психиатров, должна отводиться и медицинским работникам многих специальностей и, в частности, средним медицинским работникам.
Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, с предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то цель психогигиены – формирование и поддержание психического здоровья.
Со времени зарождения психогигиена связана не только с психопрофилактикой, но и с психотерапией. Поскольку психотерапия содержит многие приемы и методы, способствующие как лечению возникших заболеваний, так и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности. Тесно сосуществуя с психопрофилактикой и психотерапией, непосредственно вытекая из общей гигиены, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки со своими целями, задачами и приемами исследования.
Разнообразие в понимании сущности психогигиены в настоящее время определяется в первую очередь особенностями методологических взглядов тех или иных ее представителей. Можно следующим образом классифицировать аспекты психогигиены.
Психогигиена детства . Детство сопровождается последовательным усложнением впечатлительности ребенка. Значение впечатлений, роль которых сохраняется всю жизнь, особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период детства ребенок живет главным образом впечатлениями, а психическая деятельность его формируется в первую очередь на основе впечатлений объектов и явлений непосредственной деятельности. В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже на основе не только непосредственных впечатлений действительности, но и пересочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений. В связи с этим субъективное оперирование такими образами, рефлексия становятся более типичными для подростка и юноши, чем, в частности, и отличается их психика от психики ребенка.
Психогигиена детства строится на особенных качествах психики ребенка и обеспечивает гармонию формирования его психики.
Психогигиена игровой деятельности ребенка. Главная особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она проявляется всегда в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Правильная последовательно усложняющая организация игровой деятельности ребенка это залог более последовательного и строгого формирования психики.
Психогигиена воспитания. Формирование психики ребенка направляется не стихийно, не просто переживанием им непосредственных жизненных ситуаций. Такое формирование обеспечивается исторически сложившимися системами воспитания, которые в большей или меньшей степени используются в воспитательном потенциале семьи. Повседневная практическая жизнь, обилие человеческих индивидуальностей, возможности возникновения аномалий в формировании психики это свидетельствует о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, оно направляется семьей и воспитателями учреждений и основывается на принципе последовательности, поэтапности.
Воспитание – действенное орудие в формировании гармонической личности, в формировании психического здоровья при строгом учете всех достижений психогигиены воспитания.
Психогигиена обучения. Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы ребенком главным воспитателем его становится уже вся система обучения. Последнее не только обогащает объем его знаний и навыков, но, что более важно, правильно организованная система обучения оздоровляет психику, обеспечивает ее гармонию. Наоборот, дефекты обучения могут легко сказаться на надломе отдельных еще не развитых элементов психики ребенка, могут облегчить ретардацию или акселерацию развития отдельных элементов ее и, следовательно, привести к формированию аномальных черт личности.
Психогигиена обучения – один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий в особенно ранимом и подверженном разнообразным влияниям подростковом возрасте сохранность формирования психики.
Психогигиена полового чувства. Сравнительно-возрастное рассмотрение психогигиены заставляет разграничить раздел психогигиены половой жизни на две части: на психогигиену полового чувства и собственно психогигиену половой жизни. Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития организма ребенка, появляются первые, вначале нередко «неясные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой зрелости. А у девочек этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций с вытекающими из этого психологическими последствиями. Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана помощь со стороны взрослых, если его мироощущение коррегируется по мере возникновения у него этих неосознанных и непонятных в самом начале чувств.
Психогигиена полового чувства с одной стороны, исследует, а с другой – разрабатывает мероприятия, направленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.
Психогигиена юношества. Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового. Однако его отличают определенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством). Юношество – это переход к этапу формирования общественного сознания, общественного самосознания. Это переход к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, что любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается его коллективной, его общественной деятельностью, его общественной принадлежностью. Юношеский возраст (17-21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит сферу самостоятельной жизни, самостоятельной деятельности. Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, приобретает качества полноценного члена общества, это период, когда человек впервые начинает отрываться от семьи, от сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью. Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, наиболее совершенных, наиболее гармоничных качеств психики будущего.
Психогигиена брака . Современные данные статистики свидетельствует о том, что в последние десятилетия в России и в ряде европейских стран, значительно увеличилось число разводов, что неудачно сложившийся брак играет большую роль в возникновении алкоголизма, преступности и др", Известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Многие факты показывают, что возникновение целого ряда пограничных форм патологии в неполных семьях имеет место значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Существует настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.
Детальные меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
Кафедра «»
На тему: Психогигиена умственного труда студента
По дисциплине «Физическое воспитание»
Выполнила:
Проверила:
Севастополь 2017г.
1.Психофизиологические особенности учебной деятельности студента. 2.Общие закономерности изменения физиологических и психологических проявлений умственной работоспособности и утомления в процессе обучения (дня, недели, по семестрам, за учебный год) 5
3 Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период. 8
4.Использование средств физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в режиме учебного года. 12
Заключение. 15
Список использованных источников.
Введение
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.
Пренебрежение требованиями рациональной организации игигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы , усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания , памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных группработников умственного труда составляют учащиеся и студенты.Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образжизни.
Психогигиена и психопрофилактика - области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений),
Медики, психологи и педагоги объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией а также по вопросам психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.
Психогигиена настолько тесно связана с психопрофилактикой, что в некоторых случаях почти невозможно разделить их объекты и предметы изучения.
1. Психогигиена Психогигиена - система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психическое здоровье подразумевает и благополучие всего организма. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении
Психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний. Так, например, соблюдение требований психогигиены может играть несомненную и значительную роль в предупреждении инфарктов и мозговых инсультов, развитии гипертонической болезни и возникающих на ее почве гипертонических кризов. Известную роль психогигиена может играть в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов. Сложные взаимоотношения психического и соматического здоровья делают необходимой тесную связь психогигиены с общей гигиеной. Например, гигиенический режим питания способен предупредить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Занятия физкультурой и спортом поддерживают здоровье и укрепляют нервную систему, а вместе с тем и психику.
В психогигиене выделяют следующие разделы: 1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.
Возрастная психогигиена.
Забота о психическом здоровье ребенка должна начаться с внутриутробного периода. В дальнейшем важное значение приобретают правильный режим, кормление, выработка привычек, положительные примеры, привитие чувства ответственности, дисциплины, установок на труд, чувства товарищества. В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки. В период полового созревания серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, а также вопросы, связанные с сексуальной жизнью. В этом же возрасте большое значение имеет разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя. Важны просвещение подростков в начале жизненного пути по вопросам пола и любви, выбор пути в жизни, оценка окружающего и др.
Своеобразные психогигиенические проблемы возникают в пожилом и старческом возрасте. Они связаны с изменением привычного стереотипа, адаптацией пожилых лиц к новому социальному положению, зависимости от окружающих. Для здоровья пожилого человека важно правильное отношение к нему детей.
^ Психогигиена труда и обучения.
Нужно различать общие и частные (специальные) вопросы. Например, если профессия соответствует интересам и подготовке человека, то труд - источник радости, удовлетворения, психического здоровья. Большое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений внутри коллектива. Нормальный ритм учебного процесса, удовлетворение результатами своего труда, постоянное повышение профессионального уровня - важные факторы, позволяющие человеку испытывать удовлетворение и радость от своей учебы и работы.
Необходимо изучать и, пользуясь научно обоснованными данными, улучшать гигиенические и психогигиенические условия людей, работающих в различных отраслях и различных условиях труда. Эти вопросы разрабатываются представителями эргономики, особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке.
Проблема сенсорного голода (недостаточность впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает внимание представителей космической психологии и медицины. Развитие техники ставит перед психологией труда ряд новых проблем, которые должны решаться в тесной связи с новым разделом психологии - инженерной психологией. При решении вопросов НОТ необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека.
Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда. Здесь большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических норм умственного труда для людей различных возрастов. Подлежит дальнейшему изучению вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека. Для работников умственного труда отдых целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.
^ Психогигиена быта.
Прежде всего, это вопросы взаимоотношений людей в быту. В ряде случаев в конфликтах могут участвовать лица, страдающие невротическими расстройства
Ми, психопатией, психически больные люди. Лечение и госпитализация таких людей - важное психогигиеническое мероприятие. Борьба с алкоголизмом и наркоманией составляет одну из задач общественной психогигиены.
Серьезной проблемой психогигиены становится изучение влияния на организм человека телевидения, радио и других средств массовой информации.
^ Психогигиена семьи и сексуальной жизни.
Любовь, дружба и взаимное уважение друг к другу старших членов семьи, справедливость в отношении младших, общность взглядов и интересов семьи, необходимая уступчивость в их взаимоотношениях - все это содействует созданию счастливой семьи, обеспечивает правильное воспитание детей. Неврозы особенно часто развиваются в неблагополучных семьях.
В психогигиеническом аспекте брака важен возраст вступления в брак. Важно, чтобы до брака было достаточно времени, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, особенности характера и привычек. Лица, решившие вступить в брак, должны знать о наследственности своего избранника. Существует немало болезней, передающихся по наследству.
Одна из важнейших задач психогигиены - помощь в создании гармоничной половой жизни. Нарушения в этой области часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств. Неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов. Именно на почве отклонений в половой жизни и неумении видеть ее эстетическую сторону часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин. Надо отметить, что половая распущенность тесно связана не только с общими чертами характера человека, но и с общим моральным обликом личности. Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей следует считать признаком патологического развития личности.
Медицинским работникам нужно расширять психотерапевтическую помощь при психогенных и непсихогенных нарушениях половой функции, при патологических
Отклонениях от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.
Психогигиена коллективной жизни.
Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в общежитии, и в других каких-либо коллективах ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих. Как показал ряд исследований, при комплектовании трудовых коллективов, таких как бригады, команды, экспедиции и т.д. необходим учет взаимной совместимости участников по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и др. Это сложные вопросы, которые каждый раз должны решаться в зависимости от стоящей задачи, от условий работы и многих других моментов. Особенно остро этот вопрос поднимается при отборе лиц, вынужденных жить в условиях изоляции (космические полеты, зимовки и т.п.).
Большая роль, помимо психологов и психиатров, должна отводиться и медицинским работникам многих специальностей и, в частности, средним медицинским работникам.
Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе многообразны. Поэтому внутри общей гигиены и сформировался специальный ее раздел, который получил название психогигиены.
Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, с предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то цель психогигиены - формирование и поддержание психического здоровья.
^ Со времени зарождения психогигиена связана не только с психопрофилактикой, но и с психотерапией. Поскольку психотерапия содержит многие приемы и методы, способствующие как лечению возникших заболеваний, так и коррекции нормальных качеств индивидуаль
Яости, нормальных качеств личности. Тесно сосуществуя с психопрофилактикой и психотерапией, непосредственно вытекая из общей гигиены, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки со своими целями, задачами и приемами исследования.
Разнообразие в понимании сущности психогигиены в настоящее время определяется в первую очередь особенностями методологических взглядов тех или иных ее представителей.
Можно следующим образом классифицировать аспекты психогигиены.
Психогигиена детства. Детство сопровождается последовательным усложнением впечатлительности ребенка. Значение впечатлений, роль которых сохраняется всю жизнь, особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период детства ребенок живет главным образом впечатлениями, а психическая деятельность его формируется в первую очередь на основе впечатлений объектов и явлений непосредственной деятельности. В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже на основе не только непосредственных впечатлений действительности, но и пересочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений. В связи с этим субъективное оперирование такими образами, рефлексия становятся более типичными для подростка и юноши, чем, в частности, и отличается их психика от психики ребенка.
Психогигиена детства строится на особенных качествах психики ребенка и обеспечивает гармонию формирования его психики.
Психогигиена игровой деятельности ребенка. Главная особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она проявляется всегда в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Правильная последовательно усложняющая организация игровой деятельности ребенка - это залог более последовательного и строгого формирования психики.
Психогигиена воспитания. Формирование психики ребенка направляется не стихийно, не просто пересочетанием переживаемых им непосредственных жизненных ситуаций. Такое формирование обеспечивается истори
Чески сложившимися системами воспитания, которые в большей или меньшей степени используются в воспитательном потенциале семьи. Повседневная практическая жизнь, обилие человеческих индивидуальностей, возможности возникновения аномалий в формировании психики свидетельствуют о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, оно направляется семьей и воспитателями учреждений и основывается на принципе последовательности, поэтапности.
Воспитание - действенное орудие в формировании гармонической личности, в формировании психического здоровья при строгом учете всех достижений психогигиены воспитания.
^ Психогигиена обучения. Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы ребенком главным воспитателем его становится уже вся система обучения. Последнее не только обогащает объем его знаний и навыков, но, что более важно, правильно организованная система обучения оздоровляет психику, обеспечивает ее гармонию. Наоборот, дефекты обучения могут легко сказаться на надломе отдельных еще не развитых элементов психики ребенка, могут облегчить ретардацию или акселерацию развития отдельных элементов ее и, следовательно, привести к формированию аномальных черт личности.
Психогигиена обучения - один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающих в особенно ранимом и подверженном разнообразным влияниям подростковом возрасте сохранность формирования психики.
^ Психогигиена полового чувства. Сравнительно-возрастное рассмотрение психогигиены заставляет разграничить раздел психогигиены половой жизни на две части: на психогигиену полового чувстза и собственно психогигиену половой жизни. Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития организма ребенка, появляются первые, вначале нередко «неясные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой
Зрелости. А у девочек этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций с вытекающими из этого психологическими последствиями. Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Жизненная практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана помощь со стороны взрослых, если его мироощущение корригируется по мере возникновения у него этих неосознанных и непонятных в самом начале чувств.
Психогигиена полового чувства с одной стороны, исследует, а с другой - разрабатывает мероприятия, направленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.
Психогигиена юношества. Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового. Однако его отличают определенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством). Юношество - это переход к этапу формирования общественного сознания, общественного самосознания. Это переход к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, что любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается его коллективной, его общественной деятельностью, его общественной принадлежностью. Юношеский возраст (17-21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит в сферу самостоятельной жизни, самостоятельной деятельности. Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, приобретает качества полноценного члена общества, это период, когда человек впервые начинает отрываться от семьи, от сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью. Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, наиболее совершенных, наиболее гармоничных качеств психики будущего.
Психогигиена брака. Современные данные статистики свидетельствует о том, что в последние десятилетия в Роосии и в ряде европейских стран значительно увеличилось число разводов, что неудачно сложившийся брак играет большую роль в возникновении алкоголизма, преступности и др. Известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Многие факты показывают, что возникновение целого ряда пограничных форм патологии в неполных семьях имеет место значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Существует настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.
Детальные меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.
2. Психопрофилактика
Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых - изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.
В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.
Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отрас
Лей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т.д.).
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы).
Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.
В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.
Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.
Под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.
Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию раз
Вития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.
Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику - изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.
Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.
Третичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.
Все разделы психопрофилактики особенно тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.
Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств.
В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.
По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.
Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть - массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.
Контрольные вопросы и задания
Что такое психогигиена и психопрофилактика?
Понятие психогигиены.
Расскажите о разделах психогигиены.
Классификация психогигиенических аспектов.
Дайте определение психопрофилактики.
Расскажите о задачах психопрофилактики.
хопрофилактика?
ГЛАВА 8. ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия включает дифференцированный и чуткий подход к больному, влияние режима, но главное - комплекс мероприятий, направленных на воздействие словом, - логотерапию.
Психотерапия - это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
История психотерапии уходит в глубь веков - в древний Египет, Индию, Грецию. Систематическое изучение
Явлений внушения и гипноза началось с конца XVIII века. Английский ученый Бред, который ввел термин «гипноз», считал, что это следствие утомления органов чувств.
Реабилитация больного - это часто сложный процесс, требующий большого напряжения воли и врача, и больного. Нередко именно психогенная реакция больного на дефект вызывает большую потерю трудоспособности, чем сам дефект. Не каждый больной может легко смириться с дефектом, привыкнуть к нему, найти для себя пути компенсации. Во время Великой Отечественной войны и других войн можно было видеть, как сильные натуры усилием воли преодолевали значительные дефекты. Описание таких фактов нашло отражение даже в художественной литературе - А. Мересьев («Повесть о настоящем человеке»).
Для успешной работы с больными необходимо использовать все виды психического воздействия: книги, журналы, кино, психотерапевтические беседы, но всегда учитывать возможности больного, его интересы, интеллектуальный уровень и жизненную установку.
Вообще, психотерапию рассматривают как привлечение врачом всех возможностей лечебного влияния на больного, воздействуя через его эмоциональные реакции, используя интеллектуальные возможности и условно-рефлекторные связи с первосигнальным и второсигнальным значением. В каждом лечебном воздействии должен иметь место и психотерапевтический компонент.
Но психотерапия существует и как самостоятельный метод лечения. При некоторых заболеваниях ей принадлежит решающая роль. Например. В медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.) вместе с 900 прописями целебных снадобий и зелий приводятся слова заклинаний, которые необходимо произносить, прикладывая лекарства к больным членам. Научно объяснить психические методы лечения попытался венский врач А. Месмер в конце XVIII века. Психическое воздействие он объяснил действием «магнетического флюида» - особой жидкости, как бы разлитой во вселенной и обладающей способностью передаваться от одного лица к другому.
Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX века и связано с именами В.А. Ма-нассеина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, С.С. Корсакова,
Левенфельда, Мебиуса, которые высказывали мнение о возможности психических воздействий при лечении различных заболеваний.
В дальнейшем психотерапия развивалась в тесной зависимости от изучения гипноза. Гипноз - греческое слово, означающее сон. Название это предложено английским хирургом Джемсом Бредом в 1843 г. и прочно вошло в медицинскую практику.
Французский невролог Ж. Шарко трактовал гипнотические явления как проявление искусственного невроза, т.е. заболевания центральной нервной системы, психики. Его соотечественник Бернгейм утверждал, что гипноз - это внушенный сон.
Огромный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П. Павлова, его учеников и последователей. Физиологический механизм гипноза был вскрыт работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, В.М. Бехтерева, К.И. Платонова. Гипноз рассматривается как частичный сон, в основе которого лежит условнореф-лекторный тормозный процесс в корковых клетках. При этом с помощью рапорта (словесной связи врача с пациентом) можно вызывать разнообразные реакции со стороны организма человека, находящегося в состоянии гипноза. Это возможно потому, что слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария мозга, обо всех их сигнализирует, всех их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают эти раздражения. Раскрыв физиологические механизмы сна, переходных состояний и гипноза, И.П. Павлов дал научное объяснение всем явлениям, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах, о физиологической силе слова и внушения стало основой для научной психотерапии.
^ Психотерапия - это не всегда гипноз, это внушение в состоянии бодрствования и убеждение больного. Механизм такого воздействия близок к гипнотическому.
Существуют различные направления в области психотерапии.
Классическая глубинная психотерапия (Фрейд, индивидуальная психология Адлера и аналитическая психология Юнга).
Динамическая психотерапия (Э. Фромм, X. Салли-ван, Массерман, Морено, Роджерс).
Антропологическая психотерапия (жизненный анализ и логопсихотерапия Франкла).
Павловская психотерапия (Мясищев, Платонов, Да-виденков, Лебединский, и др.). Ленинградская школа Мясищева, так называемая патогенетическая психотерапия, она направлена на личность, историю ее жизни и конфликты.
Психотерапия бихевиоризма (Айзенк, Вольпе).
Эклектицизм, синтетические и интегративные направления.
Психотерапия характеризуется как продуманное психическое воздействие на расстройства организма при помощи раздражителей социальной интеракции, имеющих определенный смысл и значение. Охрактеризовав психотерапию как таковую, надо определить ее цели. Она и кажется вполне понятной: устранение, излечение расстройства, болезненного симптома. Однако, есть существенная разница в том, если скажем «устранить» или «излечить». Если мы, например, устранили у больного навязчивую идею или фобию, то это еще не значит, что мы его вылечили. Психотерапевтический успех может оказаться временным, так как могут возникнуть другие навязчивые идеи. По существу дело касается двойной цели: избавиться от болезненного симптома или, как говорят, попытаться сделать реструктурацию, реориентацию личности пациента в целом и тем самым надолго устранить болезненные симптомы.
Принято разделять психотерапию на общую, частную или специальную.
Под психотерапией в широком смысле слова, или под общей психотерапией, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.
Необходимо создание вокруг пациента охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. В этих случаях психотерапия является вспомогательным средством, и она необходима в любом лечебном учреждении.
Специальная, или частная, психотерапия применяется в клинике таких заболеваний, при которых психические методы лечения выступают на первое место и составляют то основное лечение, которым пользуется врач. С этой целью используются различные методики психотерапии.
Психотерапия имеет своей задачей воздействие на психику больного для урегулирования нарушенной динамики нервных процессов, для более благоприятного протекания всех нервных и психических процессов.
Для успеха психотерапии требуется перестройка отношения больного к сложившимся обстоятельствам, к окружающим, к своей болезни и болезненным проявлениям. При этом должна учитываться возможность перестройки побуждений больного, направленности его интересов и форм поведения.
Психотерапия - это лечебное мероприятие, воздействующее на вторую сигнальную систему, а через нее и на весь организм больного.
Психотерапия - это не только воздействие словом, хотя слово самый важный компонент этого воздействия. Имеет значение и мимика врача, и его поведение, и интонация, а также обстановка, в которой больной слышит слово врача.
В экспериментах и клинике установлено, что слово подкрепляет воздействие несловесных факторов, и оно может терять силу, если не находит подкрепления в предыдущем опыте человека. Убедительные слова врача не будут достигать желаемого эффекта, если они противоречат основным позициям личности, противоречат его убеждениям. Большое значение для успеха психотерапии имеет правильный выбор наиболее нужных и действенных слов.
Слово обозначает не только предмет, действие, качество, но выражает отношение говорящего, оно вызывает те или иные эмоции, может побуждать к деятельности или предотвращать ее.
^ Психотерапевтическое влияние на больного обязан оказывать каждый медицинский работник. Но в специальных случаях этим занимается психотерапевт. Психотерапевтическое воздействие должно быть строго индивидуальным. То есть, с учетом причины болезни, специфики синдромов, особенностей личности больного и его взаимоотношений с окружающей средой. Больному в доступной форме рассказывается о причине болезни, ее развитии и путях к устранению или смягчению тех или иных нарушений. В период между лечебными процедурами психотерапии включаются различные оздоровительные и тренирующие мероприятия. В процессе бесед проводятся и меры по «перевоспитанию» личности, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу с заболеванием.
Психотерапевтическое убеждение. Метод, наиболее способствующий образованию связи с больным, создает систему их взаимоотношений, оказывающую воздействие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект и личность больного в целом.
Такое воздействие обеспечивает наиболее широкие связи слов, произносимых врачом, с опытом больного, с его представлениями о болезни, жизненными установками и молсет подготовить его к разумной переработке всего сказанного врачом, может способствовать усвоению слов врача. Пользуясь методом психотерапевтического убеждения, врач может воздействовать не только на представления и взгляды больного на болезнь, но и оказать влияние на качества личности. В этом влиянии врач может использовать критику поведения больного, его неадекватную оценку ситуации и окружающих, но эта критика не должна оскорблять и унижать больного. Он всегда должен чувствовать, что врач понимает затруднения больного, сочувствует и испытывает к нему уважение, стремление помочь.
Неправильное представление о болезни, о взаимоотношениях с окружающими, о нормах поведения формируются у человека годами и для их изменения требуется многократное разубеждение. Аргументы, приводимые врачом, должны быть понятны больному. Убеждая больного изменить сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать его реальные возможности, жизненные установки, представление о морали и др. Беседа, проводимая с боль
Ным, должна вызывать у него эмоциональную реакцию, содержать элемент внушения, должна быть направлена на активное стимулирование, на перестройку его поведения.
Пользуясь этим методом, врач в доступной для больного форме может сообщить о причинах болезни, механизмах возникновения болезненных симптомов. Для наглядности врач может пользоваться демонстрацией рисунков, таблиц, графиков, приводить примеры из жизни и литературы, но всегда должен учитывать принцип по-сильности и доступности для больного тех фактов, которые сообщаются.
Если врач использует неизвестный термин или говорит о непонятных закономерностях, то больной может не спросить, что это значит, боясь показать свою неграмотность или некультурность. Разговоры, недостаточно понятные больному, вместо пользы обычно причиняют вред, так как больной, аффективно настроенный к своей болезни, склонен оценивать непонятные слова врача не в свою пользу.
^ Функциональная тренировка. Это вариант психотерапии в бодрствующем состоянии. При лечении больных, которые, например, боятся выходить на улицу из-за страха, что что-то случится с сердцем или они могут внезапно умереть, применяют сложную систему тренировок. Например, постепенно расширяя участок, на котором больной решается совершать прогулки, врач убеждает больного, совершая с ним вместе или, давая ему задание пройти или проехать определенный отрезок пути. При дальнейшей работе используются достигнутые успехи и на них строится усложнение заданий. Этот тренинг следует рассматривать как активирующую и стимулирующую психотерапию. Основная задача психотерапии - восстановление потерянной больным активности, восстановление его способности к полноценной активной жизни, что всегда связано с правильной оценкой человеком своих возможностей. Психотерапевтическая тренировка имеет своей задачей как непосредственное воздействие на нервную динамику, так и перестройку отношения больного к тренируемым функциям, к себе в целом.
Внушение в бодрствующем состоянии. При этом методе психотерапевтического воздействия всегда имеется
Элемент убеждения, но решающая роль принадлежит именно внушению. При некоторых истерических расстройствах можно получить терапевтический эффект (однократный). Например, осуществляется внушение в виде приказа: «Откройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» и т.д.
Успех лечения зависит от особенностей личности больного, от авторитета врача, от веры в него самого больного, также имеет значение повышенная внушаемость больного, подготовленность его к такой беседе.
Гипнотерапия со времен Бреда и по настоящее время для вызывания гипнотического сна пользуется методом словесного внушения и иногда фиксации взора на блестящем предмете, в последующем для большего эффекта стали применять монотонные однообразные раздражители, воздействующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.
^ Коллективная гипнотерапия. Предложена В.М. Бехтеревым. При коллективной гипнотерапии усиливается внушаемость за счет взаимного внушения и подражания. Это необходимо учитывать при подборе группы для проведения коллективной гипнотерапии. Желательно, чтобы среди больных были высокогипнабельные и выздоравливающие, которые бы оказывали на остальных положительное влияние. Применение коллективной гипнотерапии дает возможность реализовать лечебные внушения большинству больных во время одного сеанса. Этот вид психотерапии широко используется и в амбулаторной практике.
^ Аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка - метод, предложенный немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем. Принцип метода заключается в том, что специальными упражнениями больной обучается вызывать у себя ощущение тяжести, тепла в руке, сердцебиение, изменение частоты дыхания и др. Направленность упражнений состоит в том, чтобы переключить болезненные симптомы на регулируемые вегетативные функции.
Проведение занятия коллективно, по 4-10 человек в группе. До начала тренинга врач проводит разъяснительную беседу, рассказывает об особенностях нервной вегетативной системы, о ее роли и проявлениях в жизни человека. В доступной для больного форме дается объяснение особенностям двигательных реакций и особенно
Состояния мышечного тонуса в зависимости от настроения. Приводятся примеры мышечного напряжения при различных эмоциональных состояниях. При этом, необходимо, чтобы больной отчетливо усвоил различие между функциями вегетативной нервной системы и анималь-ной. Он должен понять, что может произвольно совершать движения и не может заставить двигаться желудок или кишечник. Управлять некоторыми вегетативными функциями он должен научиться в процессе аутогенной тренировки.
Методика, предложенная Шульцем, состоит из двух ступеней - высшей и низшей. Низшая ступень состоит из шести упражнений, во время отработки которых больной обучается вызывать ощущение тяжести в руках и ногах, ощущение тепла в руках и ногах, урегулирование сердечных сокращений и дыхания и затем ощущения тепла в области солнечного сплетения и ощущения прохлады на лбу. При этом внушения сопровождаются повторением формулы о спокойствии.
Тренировки больными проводятся - лежа, полулежа или сидя. В зависимости от заболевания избирается поза тренировки. Так, при болезнях брюшной полости и бессоннице рекомендуется поза лежа. Аутогенная тренировка требует длительной работы с больными, так как на отработку одного упражнения требуется две недели. Как правило, врач встречается с больными два раза в неделю, чтобы проверить, как идет овладение упражнениями, разъясняет и новые. Пациент должен самостоятельно проводить по три занятия в день. После того, как больной овладеет низшей ступенью, можно переходить к направленному самовнушению против болезненных расстройств.
Обычно эффект достигается после многомесячных домашних тренировок. Высшая ступень тренировки помогает больному управлять своими душевными переживаниями.
Аутогенная тренировка может быть показана в тех случаях, в которых необходимо научить быстро истощающегося больного восстанавливать работоспособность, уменьшать или снимать душевное напряжение, функциональные расстройства внутренних органов и в
Тех случаях, когда надо научить больного владеть собой. Применяется при заикании, нейродермитах, сексуальных расстройствах, для обезболивания родов, устранения или смягчения предоперационных и послеоперационных эмоциональных наслоений.
Аутогенная тренировка относится к активирующей психотерапии, так как при ее использовании человек сам проявляет активность и имеет возможность убедиться в своих возможностях.
Наиболее известными и распространенными психотерапевтическими методами являются: суггестивные (гипноз и иные формы внушения), психоаналитические (психодинамические), поведенческие, феноменологически-гуманистические (к примеру, гешталып-терапия), используемые в индивидуальной, коллективной и групповой формах.
Суггестивные методы - разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, т.е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушение может сопровождать изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности.
Внушаемость - это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаками повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.
Гипнабельностъ - это психофизиологическая способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.
Гипноз. Выделяют три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнамбулическую. При первой у человека возникает сонливость, при второй - признаки каталепсии - восковая гибкость, ступор (обездви
Женность), мутизм, при третьей - полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы. Применение гипнотерапии является обоснованным при истерических невротических, диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерических личностных расстройствах.
^ Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения) , направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики. Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для снятия психологических дезадап-тивных типов реагирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавочного раздражителя.
Психоаналитическая психотерапия исходит из бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики (невротической, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессознательных влечений в сознание человека, их переработку и от-реагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики, как метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддающихся анализу и критике, а психотерапевт-психоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимости от значимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходным образом происходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания. Основным показанием для применения психоаналитической психотерапии является анализируе
Мость пациента (феномен, сходный с гипнабельностью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от личностных особенностей пациента, в первую очередь, от интенсивности мотивации на длительный процесс терапии, а также от способности снять контроль над своими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людьми. К противопоказаниям относят истерические личностные расстройствам
^ Поведенческая психотерапия описана в разделе пси-хокоррекционных мероприятий, поскольку она не является в полной мере терапевтически направленной. Суть ее не купирование, т.е. лечение психопатологической симптоматики, внедрение в процесс этиопа-тогенеза заболевания, но научение и тренинг. Когнитивную психотерапию справедливее отнести к методам консультирования, чем к терапии. Это связано с формированием личностной позиции в большей степени с помощью методов диалога и партнерства между пациентом (клиентом) и терапевтом.
^ Феноменологически-гуманистическое направление психотерапии. Близко к психологическому консультированию. Наиболее технически разработанной является геш-тальттерапия. К основным методикам гештальттерапии относятся: упражнения, направленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завершенных гештальтов с помощью интеграции противоположностей; работа с мечтами и др. Через вегетативную систему осуществляется связь эндокринного аппарата с центральной нервной системой.
Контрольные вопросы и задания
Что такое психотерапия?
Какие психотерапевтические методы вам известны?
ниях?
Что такое суггестивные методы?
Расскажите об аутогенной тренировке.
убеждении.
Что такое гипноз?
Что такое гипнабельность и внушаемость?
Нужно различать общие и частные (специальные) вопросы. Например, если профессия соответствует интересам и подготовке человека, то труд - источник радости, удовлетворения, психического здоровья. Большое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений внутри коллектива. Нормальный ритм учебного процесса, удовлетворение результатами своего труда, постоянное повышение профессионального уровня - важные факторы, позволяющие человеку испытывать удовлетворение и радость от своей учебы и работы.
Необходимо изучать и, пользуясь научно обоснованными данными, улучшать гигиенические и психогигиенические условия людей работающих в различных отраслях и различных условиях труда. Эти вопросы разрабатываются представителями эргономики, особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке.
Проблема сенсорного голода (недостаточность впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает внимание представителей космической психологии и медицины. Развитие техники ставит перед психологией труда
ряд новых проблем, которые должны решаться в тесной связи с новым разделом психологии - инженерной психологией. При решении вопросов НОТ необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека.
Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда. Здесь большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических норм умственного труда для людей различных возрастов. Подлежит дальнейшему изучению вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека. Для работников умственного труда отдых целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.
Психогигиена быта
Прежде всего, это вопросы взаимоотношений людей в быту. В ряде случаев в конфликтах могут участвовать лица, страдающие невротическими расстройствами, психопатией, психически больные люди. Лечение и госпитализация таких людей - важное психогигиеническое мероприятие. Борьба с алкоголизмом и наркоманией составляет одну из задач общественной психогигиены.
Серьезной проблемой психогигиены становится изучение влияния на организм человека телевидения, радио и других средств массовой информации.
Психогигиена семьи и сексуальной жизни Любовь, дружба и взаимное уважение друг к другу старших членов семьи, справедливость в отношении младших, общность взглядов и интересов семьи, необходимая уступчивость в их взаимоотношениях - все это содействует созданию счастливой семьи, обеспечивает правильное воспитание детей. Неврозы особенно часто развиваются в неблагополучных семьях.
В психогигиеническом аспекте брака важен возраст вступления в брак. Важно, чтобы до брака, было, достаточно времени, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, особенности характера и привычек. Лица, решившие вступить в брак, должны знать о наследственности
своего избранника. Существует немало болезней, передающихся по наследству.
Одна из важнейших задач психогигиены - помощь в создании гармоничной половой жизни. Нарушения в этой области часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств. Неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов. Именно на почве отклонений в половой жизни и неумении видеть ее эстетическую сторону часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин. Надо отметить, что половая распущенность, тесно связаны не только с общими чертами характера человека, но и с общим моральным обликом личности. Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей следует считать признаком патологического развития личности.
Медицинским работникам нужно расширять психотерапевтическую помощь при психогенных и непсихогенных нарушениях половой функции, при патологических отклонениях от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.
Психогигиена коллективной жизни Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в общежитии, и в других каких-либо коллективах ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих. Как показал ряд исследований, при комплектовании трудовых коллективов, таких как бригады, команды, экспедиции и т. д. необходим учет взаимной совместимости участников по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и др. Этой сложные вопросы, который каждый раз должен решаться в зависимости от стоящей задачи, от условий работы и многих других моментов. Особенно остро этот вопрос поднимается при отборе лиц, вынужденных жить в условиях изоляции (космические полеты, зимовки и т. п.).
Большая роль, помимо психологов и психиатров, должна отводиться и медицинским работникам многих специальностей и, в частности, средним медицинским работникам.
Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, с предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то цель психогигиены - формирование и поддержание психического здоровья.
Со времени зарождения психогигиена связана не только с психопрофилактикой, но и с психотерапией. Поскольку психотерапия содержит многие приемы и методы, способствующие как лечению возникших заболеваний, так и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности. Тесно сосуществуя с психопрофилактикой и психотерапией, непосредственно вытекая из общей гигиены, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки со своими целями, задачами и приемами исследования.
Разнообразие в понимании сущности психогигиены в настоящее время определяется в первую очередь особенностями методологических взглядов тех или иных ее представителей. Можно следующим образом классифицировать аспекты психогигиены.
Психогигиена детства. Детство сопровождается последовательным усложнением впечатлительности ребенка. Значение впечатлений, роль которых сохраняется всю жизнь, особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период детства ребенок живет главным образом впечатлениями, а психическая деятельность его формируется в первую очередь на основе впечатлений объектов и явлений непосредственной деятельности. В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже на основе не только непосредственных впечатлений действительности, но и пересочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений. В связи с этим субъективное оперирование такими образами,
Психогигиена игровой деятельности ребенка . Главная особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она проявляется всегда в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Правильная последовательно усложняющая организация игровой деятельности ребенка это залог более последовательного и строгого формирования психики.
Психогигиена воспитания . Формирование психики ребенка направляется не стихийно, не просто переживанием им непосредственных жизненных ситуаций. Такое формирование обеспечивается исторически сложившимися системами воспитания, которые в большей или меньшей степени используются в воспитательном потенциале семьи. Повседневная практическая жизнь, обилие человеческих индивидуальностей, возможности возникновения аномалий в формировании психики это свидетельствует о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, оно направляется семьей и воспитателями учреждений и основывается на принципе последовательности, поэтапности.
Воспитание - действенное орудие в формировании гармонической личности, в формировании психического здоровья при строгом учете всех достижений психогигиены воспитания.
Психогигиена обучения. Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы ребенком главным воспитателем его становится уже вся система обучения. Последнее не только обогащает объем его знаний и навыков, но, что более важно, правильно организованная система обучения оздоровляет психику, обеспечивает ее
гармонию. Наоборот, дефекты обучения могут легко сказаться на надломе отдельных еще не развитых элентов психики ребенка, могут облегчить ретардацию и акселерацию развития отдельных элементов ее и, следовательно, привести к формированию аномальных черт личности.
Психогигиена обучения - один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий в особенно ранимом и подверженном разнообразным влияниям подростковом возрасте сохранность формирования психики.
Психогигиена полового чувства. Сравнительно - возрастное рассмотрение психогигиены заставляет разграничить раздел психогигиены половой жизни на две части:
На психогигиену полового чувства и собственно психогигиену половой жизни. Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития организма ребенка, появляются первые, вначале нередко
неясные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой
зрелости. А у девочек этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций с вытекающими из этого психологическими последствиями.
Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана помощь со стороны взрослых, если его мироощущение корригируется по мере возникновения у него этих неосознанных и
непонятных в самом начале чувств.
Психогигиена полового чувства с одной стороны, исследует, а с другой - разрабатывает мероприятия, натравленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.
Психогигиена юношества. Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями не все-
гда четко отграничивается от подросткового. Однако его отличают определенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством). Юношество - это переход к этапу формирования общественного сознания, общественного самосознания. Это переход к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, что любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается его коллективной, его общественной деятельностью, его общественной принадлежностью. Юношеский возраст (17-21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит сферу самостоятельной жизни, самостоятельной деятельности. Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, приобретает качества полноценного члена общества, это период, когда человек впервые начинает отрываться от семьи, от сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью. Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, наиболее совершенных, наиболее гармоничных качеств психики будущего.
Психогигиена брака . Современные данные статистики свидетельствует о том, что в последние десятилетия в России и в ряде европейских стран, значительно увеличилось число разводов, что неудачно сложившийся брак играет большую роль в возникновении алкоголизма, преступности и др., Известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Многие факты показывают, что возникновение целого ряда пограничных форм патологии в неполных семьях имеет место значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Существует настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.
Детальные меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.
Психогигиена труда. Труд, деятельность являются органической потребностью человека и при благоприятных условиях - важным фактором для сохранения и укрепления здоровья. Рядом исследований показано, что лишение трудовой занятости, безработица сопровождаются ухудшением психического здоровья и учащением соматических недугов. Трудом можно не только укрепить психическое здоровье, развить способности у здоровых людей , но и лечить психически больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрических клиниках, где, как и всякое лечебное воздействие, строго дозируется в соответствии с тяжестью нервно-психических расстройств.
Труд приносит радость только в том случае, если он соответствует индивидуальным особенностям личности. Отсутствие определенных качеств и способностей затрудняет и делает невозможным выполнение той или иной работы. Обеспечить такого рода соответствие может тщательно проведенный трудовой отбор, предусматривающий как профессиональную ориентацию учащихся школ, молодежи, так и специальные медицинские и психологические обследования при поступлении на работу.
Очень важно правильно выбрать профессию в соответствии со склонностями и возможностями человека. Заинтересованность работой, стремление к усовершенствованию и ко все большему овладению своей специальностью приносят удовлетворение. Работа же не по душе, вызывающая лишь отрицательные эмоции, нарушает самочувствие и может привести к неврозу.
Профессиональному отбору, выявлению психофизиологических возможностей личности придается все большее значение, исследования в этом направлении достаточно перспективны. Сегодня предложены методики, с помощью которых можно проверить время произвольной реакции и реакции, предусматривающей развернутое принятие решения, устойчивости внимания, способность к его переключению и распределению, т. е. одновременному сосредоточению на двух видах деятельности. Эти качества требуются для многих современных профессий. Например, оператор, управляющий движущимся объектом, должен одновременно наблюдать за показаниями
приборов, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществлять управление и т. и. Специфические требования предъявляются к летчикам, космонавтам, водителям транспорта и даже к пешеходам в крупных городах, если они не хотят стать жертвами уличной катастрофы. В связи с этим появились публикации по психогигиене применительно к конкретным профессиям (Донская Л. В., Линчев-скийЭ.Э., 1979;СтенькоЮ. М, 1981, и др.). Все более развивающаяся специализация форм трудовой деятельности обусловила выделение специфических разделов психогигиены труда - инженерной, авиационной, космической и т.д.
Грань между умственным и физическим трудом в современном обществе имеет тенденцию к размыванию. Однако различия между умственным и физическим трудом объективно существуют, что позволяет говорить и о соответствующих разделах психогигиены. М.С. Лебединский считает, что к умственному труду следует относить "такую умственную работу, которая ведется в определенном направлении, по определенному плану, для решения определенных задач, с целью получения определенного результата, имеющего то или иное общественное значение". В этом понимании к интеллектуальному труду относится широкий диапазон работ от чисто творческих процессов - открытий и изобретений - до составления и выполнения отчетности и т. д. Поэтому целесообразно дополнить приведенную формулировку, подчеркнув, что результаты умственной работы достигаются вследствие интеллектуальных усилий, а физические усилия, которые при ней также имеются (например, при письме, чтении и т. д.), не определяют результативность затраченной энергии.
Когда говорят об интеллекте как синониме мышления или уровня умственного развития человека, обычно имеют в виду целую гамму качеств: ясность, логичность, сообразительность, глубину, широту, самостоятельность, критичность и гибкость ума. Эти качества интеллекта интересуют нас, по меньшей мере, в трех аспектах: профессиональная состоятельность личности, умение рационально строить свои взаимоотношения с окружающими, наконец, умение разумно расходовать себя и вместе с тем раскрывать резервные возможности.
Фрустрация 207
Мотивационные конфликты 210
Механизмы психологической защиты 213
Психогенные нервно-психические заболевания 214
Глава 29
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ
РАССТРОЙСТВА
Определение и вопросы классификации 226
История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей 229 Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности"
психологических факторов в генезе психосоматозов 231
Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных
факторов в генезе психосоматозов 235
Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты
диагностики и терапии психосоматических заболеваний 241
Глава 30
СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
Внутренняя картина здоровья 248
Влияние болезни на психику человека 251
Внутренняя картина болезни 254
Типы реакции на болезнь 256
Амбивалентность отношения больного к болезни 260
Переживание болезни во времени 261
Возрастные особенности внутренней картины болезни 261
ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ
Поведение и субъективные переживания умирающих 264
Состояние сознания в момент смерти 269
Терминальный больной и качество его жизни 274
Глава 32
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Психологические особенности личности суицидента 282
Диагностика суицидального поведения 284
Постсуицидальное состояние 289
Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального
поведения 290
РАЗДЕЛ 8
ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЬШОВСЕДНЕВНОЙ
ВРАЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Врач как личность и вопросы профессиональной
пригодности к медицинской деятельности 293
Больной и его образ "идеального врача" 305
Личность больного и эффективность психологического
контакта с ним 307
Методики установления психологического контакта 308
Беседа: общая структура 315
Основные формы психологического взаимодействия между
врачом и больным 321
Характер заболевания и тип контакта 323
Глава 34
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Соотношение различных видов психологической помощи 332
Симптоматическая и патогенетическая психотерапия 336
Психодинамическое направление в психотерапии 342
Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, фено
менологическое) направление в психотерапии 344
Поведенческое направление в психотерапии 346
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия 349
Глава 35
ПСИХОЛОП1ЧЕСКШАСПЕКТЬШСИХОГИГИЕНЬ1 И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Основы психогигиены 352
Основные задачи психопрофилактики 362
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 368
Учебное издание
СИДОРОВ Павел Иванович ПАРНЯКОВ Александр Владимирович
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Том II
Компьютерная верстка: Е.В. Ярославцева Корректор: Л.Н.Гагулина
Изд.лиц. № 065723 от 10.03.98. Литературно-издательское агентство
"Академический Проект"
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4
Гигиенический сертификат № 77.99.6.953.П.4044.7.99 от 05.07.99
Изд. лиц. № 00036 от 26.09.99
Издательство «Деловая книга»
620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13, к. 4.
Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.510.5.99 от 12.05.99
Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.11.99.
Формат 84x108/32. Гарнитура Тайме. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 20,16. Тираж 5000 экз.
Заказ № 548.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000 - книги, брошюры.
medical psychology -> Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии
medical psychology -> Наталия Александровна Дзеружинская, Олег Геннадьевич Сыропятов, Елена Игоревна Аладышева Основы психофармакотерапии: пособие для врачей