Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений. Психические явления и психологические факты Какие психические явления относятся к свойствам личности

Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений. Психические явления и психологические факты Какие психические явления относятся к свойствам личности

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.


Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные -ощущение, восприятие, мышление, воображение, память

Эмоциональные

Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. -индивидуальные особенности псих...

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту - первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов...

Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Это положение непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением.

Что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами...

Психическое воздействие некоторые понимают как разновидность гипноза, другие понимают это как форму убеждения оппонента в своей точке зрения, основанную на психологических особенностях людей. Однако и гипноз, и убеждение с помощью психологических приемов, являются всего лишь частными проявлениями большого многообразия феномена, именуемого как психическое воздействие человека на окружающий его мир.

Действенное постоянство ПЭ

Психическая Энергия находится в постоянном действии. Человек может не осознавать постоянную работу своих чакр, создающих и регистрирующих окружающие потоки ПЭ или выражающих свою деятельность в виде неполезных материальных отложений, но ПЭ не может застыть в бездействии. ПЭ деятельна всегда.

Неисчерпаемость ПЭ

Психическая Энергия неисчерпаема, как в качественном, так в количественном выражении. ПЭ человека не может истощиться ни возрастом, ни болезнью. Лишь...

Трансмутация ПЭ

Возвышение, расширение и утончения сознания приводить неминуемо к изменению работы чакр, которые притягивают из космоса пространственный огонь соответствующего качества. Так чакры нагнетаются огнём пространства, что приводит к их частичному и постепенному возгоранию. Такой планомерный процесс расширения и утончения сознания приводит к новому качеству работы чакр. Центры после каждой ступени возгорания работают на более высоких вращательных скоростях, порождая более высокие...

Необходимость изучения ПЭ

Дух человека рождён в Мире Огненном. Согласно эволюции, рождённый дух спускается в материальные миры на тонкий и физический планы для собирания опыта, и в целях собственной индивидуализации. После успешного прохождения всех миров, умудрённый и самосознающий дух должен возвратиться на свою родину - в Мир Огненный.

Чтобы из плотных материальных слоёв подняться в высшие миры, дневной разум человека должен осознать всеначальную энергию, с помощью которой он должен...

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие “ стресс ”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Ганс Селье и его школа...

ПЭ и Братство

Смысл Братства заключается в объединении ПЭ. С незапамятных времён люди объединяются в едином стремлении продвижения человеческой эволюции по законам духовного космоса. С тех пор существует Братство, члены которого неусыпно трудятся на благо всей планеты.

Главным и самым сильнейшим средством действий Братства является ПЭ, которая изучена Братством досконально, и изучение которой продолжается по сей день, и изучение которой будет продолжаться дальше, ибо ПЭ беспредельна в...

Следует различать психические явления и механизмы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под Психическими Явлениями понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения). Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата. Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.
Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные психические явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

Субъективные психические явления доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться. Тем более, что человек, часто прячет свои .

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

  1. Психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
  3. Психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

Психические процесс

это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные ( , и ) и регуляционные ( и ). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.
Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, . Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример — . Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

Психическое состояние

это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях сознания: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным спектром приема, поскольку органы чувств находятся в дремлющем режиме. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.
Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности . На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре категории:

  1. мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
  2. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  3. волевые (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
  4. состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость». Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.
Психическое свойство личности — это такое ее проявление (черта характера), которые позволяет дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».
Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще

Психические явления - это внутренний или субъективный опыт человека.

В нашем сознании предметы отражаются в виде психического образа. Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Все психические состояния подразделяются на:
1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).



Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

В отличие от психических явлений, психологические" факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Вопрос 34:Сенсорная и перцептивная психика. Интеллектуальное поведение

Сенсорная психика

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной "сенсорной психики" и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Более сложное строение деятельности у представителей психики перцептивной выражается через идею выделения операций. На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:

1) фаза поисковая, или подготовительная - обычно начинается с эндогенной активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного со стимулами ключевыми, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще - целую цепь таковых; в этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения;

2) фаза завершающая - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой фазе завершающей они становятся вполне стереотипными и "принудительными." "Удельный вес" этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем более развернута и продолжительна фаза поисковая и тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счет выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из фазы поисковой при отсутствии фазы завершающей; выполнение таких действий производится исключительно за счет активности познавательной.

Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте. Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условнорефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

В процессе филогенеза интеллектуальное поведение постепенно развивается и усложняется. У животного с элементарным строением коры головного мозга и интеллектуальное поведение будет также элементарно. У животных со сложно организованной корой интеллектуальное поведение будет более сложным и совершенным.

58. Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

натуральной,

культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования(произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями»- знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основойвысшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные - обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного « мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие «психика»

Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей , психического состояния, интересов и др.

Определение

Таким образом, психика, это субъективное отражение объективного мира, хотя субъективный характер отражения вовсе не означает, что оно неправильно.

Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики :

  • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
  • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
  • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

Понятие «психический образ»

Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

  • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
  • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

Основные виды психических явлений

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Поведение и деятельность психики проявляется в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, психические образования.

Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

  • Психические процессы. Это динамическое отражение действительности, продолжительностью от нескольких секунд до десятков минут. Выделяют познавательные, эмоциональные, волевые процессы;
  • Психические состояния. Это статический момент психики, может проявляться в повышенной или пониженной активности личности. По сравнению с психическими процессами, психические состояния могут продолжаться от нескольких мгновений до недель. Это аффекты, эйфория, тревога, рассеянность, сомнения, грезы и др.
  • Выделяют три вида психических состояний:

  1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
  2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
  3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.


  • © 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух