Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции". Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции" Упражнения и тесты по теме обращение

Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции". Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции" Упражнения и тесты по теме обращение

31.12.2020

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тогда мы приступаем к изучению темы. Откройте учебник на стр.176, §62. Понаблюдайте над предложениями. Найдите в этих предложениях ответы на поставленные вопросы.

Как представлены выделенные фрагменты в предложении? (Ответ ученика: словом, сочетанием слов) - напротив первого вопроса появляется запись: слово или сочетание слов.

Что или кого называют выделенные слова в предложении? (Ответ ученика: называют того, к кому обращаются с речью ) – напротив второго вопроса появляется запись.

Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? (Ответ ученика: да, оно часто оценивает того, к кому обращаешься: ласково, грубо, вежливо и др.)

Какой частью речи являются эти слова? (Ответ ученика: именем существительным в им.пад. или сочетанием с существит.в им.пад.) – напротив третьего вопроса появляется запись: существительное в им.пад.)

Какое место могут занимать в предложении обращения? (Ответ ученика: в начале, середине и конце предложения)

Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Ответ ученика: запятые )

Молодцы. Сейчас вы прочитаете теоретический материал на стр. 176-177.

Обо всем мы с вами сейчас сказали, что написано в теоретической справке?

Посмотрите на предложения, которые вы составили в начале урока, исправьте недочеты? (можно спросить: какие недочеты )

Знаете, ребята, что в древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, у Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?» В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.

Но у нас остался еще один вопрос: Какова роль обращений в предложении? Чтобы на него ответить, выполним упр. 490, стр.177.

С чем можно спутать обращения? (Ответ ученика: с подлежащим )

Объявляю мозговой штурм. Сейчас вы в своих группах обсудите, какие признаки помогут отличить обращение от подлежащего. Подсказку возьмите в задании к упражнению 490.

Ответ ученика:

1 . подлежащее входит в состав грамматической основы предложения; обращение не входит в грамматическую основу и не является членом предложения.

2. от сказуемого к подлежащему можно задать вопрос; обращение не зависит ни от одного члена предложения.

3. между подлежащим и сказуемым нет паузы; после обращения пауза длиннее, голос на обращении повышается и понижается только к концу предложения .

Значит, мы с вами можем ответить на последний вопрос: обращение не является членом предложения.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключики достать,

Нужно на носочки встать.

1. Прочитайте сказку и устно ответьте на вопрос, в чем роль обращений в речевом этикете

Сказка про девочку, которая не знала обращений
Жила- была одна девочка- Даша. Много чего умела девочка, да вот только не знала обращений и не умела ни к кому обращаться по имени. Захочет она позвать к себе подругу: - Эй, иди сюда!
Обижалась подружка, но подходила к девочке. Но однажды утром все вдруг изменилось. Проснулась девочка Даша, оделась и стала звать маму:
« Вскипяти мне чай!»
Но мама даже не оглянулась, на дочку, сказавшую «вскипяти мне чая» вместо «доброе утро»
-Ну и ладно, надувшись, сказала Даша. - Я гулять пойду.
Вышла девочка на улицу. На улице- солнце, тепло, лето. Увидела она свою подружку и давай кричать:
-Ну-ка, иди сюда, будем играть!
Даже не обернулась подружка на зов Даши.
Взяла подружка скакалку - и убежала куда-то. Одиноко стало Даше. Пошла она по двору, стала звать Бобика - веселого лохматого щенка.
-Иди ко мне, я с тобой поиграю!- закричала девочка.
Но Бобик и не подумал бежать к Даше. Еще бы! Он даже не понял, что девочка зовет именно его - ведь она не называла его по имени!
Совсем горько стало Даше - ведь она осталась одна- одинешенька! Побрела она по городскому проспекту, раскаленному солнцем. Долго брела она, пока вдруг не увидела, что находится в совершенно незнакомом районе.
Испугалась девочка. А вокруг - столько незнакомых людей!
-Я потерялась, помогите!- закричала, было, Даша, но поняла, что и тут ей никто не поможет. Ведь она же не знает обращений, более того, она не знает даже как зовут этих незнакомых людей.
Забрела Даша в тихий дворик, села там, на скамейку и заплакала. Вдруг до нее кто-то дотронулся.
Девочка обернулась - перед ней сидела женщина вся в золотом и с волшебной палочкой в руках.
-Что ты плачешь, девочка?- спросила она.
-Я заблудилась,- сказала Даша.- Гуляла, гуляла и заблудилась. Теперь не знаю, как пройти домой.
-Я помогу тебе,- сказала женщина.- Давай познакомимся, меня зовут Фея Речевого Этикета. Хоть я в ваш город и по делу приехала, домой отвести тебя я, пожалуй, смогу.
- А какое у вас дело?- поинтересовалась девочка.
-Дело очень важное,- серьезно сказала Фея.- Мне сообщили, что живет в этом городе девочка Даша, которая не умеет обращаться к другим людям. Она совсем не знает обращений… Ты случайно не знаешь такой девочки?
Даша потупила глаза.
-Знаю, тихо сказала она. - Эта девочка я и есть.
Тут Даша рассказала все с самого утра: как она проснулась, как мама отказалась вскипятить ей чай и как, наконец, от девочки отвернулась подружка и Бобик, а затем она потерялась.
- Вот видишь,- укоризненно сказала Фея.- Сколько неприятностей только из-за того, что ты не сумела ко всем обратиться по имени, или просто вежливо обратиться! Ведь согласись, намного приятнее, когда тебе говорят: «Даша, принеси мне чаю» или: «Иван Петрович, приходите ко мне на День Рождения!»
А еще в своей речи очень нужно использовать такие слова и выражения, как «пожалуйста», «спасибо», «если вам не трудно», «благодарю вас». Ну и здороваться, конечно же, не надо забывать.
А что касается обращений, то они, моя юная подруга, очень нужны. И нужны они как в устной речи, так и в письменной. Спросишь, как же выделяются на письме обращения? Сейчас тебе это объяснит моя сестра, королева Пунктуация.
В эту же минуту перед девочкой появилась другая женщина в мантии, короне, сразу видно - королева.
-Если обращение, Даша, стоит в начале или конце предложения, то оно выделяется запятой с одной стороны, если в середине- с двух сторон!- громко и ясно сказала королева Пунктуация.
-Спасибо вам, королева, большое! - сказала вдруг Даша.- Я буду стараться, буду обязательно пользоваться правилами речевого этикета и обращениями в речи.
-Это еще не все, - сказала Фея.- Тебе что-то хочет сказать король Синтаксис.
В эту минуту перед Дашей появился уже знакомый нам король Синтаксис.
-Даша, запомни,- сказал он.- Членом предложения обращение никогда не является, оно только осложняет предложение.
- Надо же,- удивилась Даша.- Я столько уже всего узнала про обращения!
-И это еще не все,- сказала Фея.- Тебя еще хочет видеть волшебница Графика.
Графика тут же очутилась перед Дашей.
-Приятно тебя видеть, Даша!- сказала графика. - Я тебе хотела лишь сказать, как подчеркивается на письме обращение. А очень просто - галочкой.
-Спасибо вам всем, хозяева страны Великого русского языка!- сказала Даша.- Я столько всего узнала!
А потом Фея Речевого этикета проводила Дашу домой. Много чего поведала Фея Даше о речевом этикете, пока они шли до дому.
Когда Даша вернулась домой, мама все еще хлопотала на кухне.
-Мамочка, а вот и я!- радостно закричала Даша. - Давай я сама вскипячу чай!
-Да чай уж давным-давно вскипел,- улыбнулась мама. - Идем завтракать.
Тут же прибежал и Бобик.
-Бобик, пойдешь гулять?- спросила Даша.
Бобик услышал, что его зовут по имени, и побежал к Даше. Вышли они на улицу - а там и Дашина подружка гуляет.
-Наташа, давай играть!- закричала Даша.
Стали играть друзья: Наташа, Даша и Бобик.
-Да, чего только не делают обращения в жизни!- подумала Даша. - Все-таки хорошо, что я повстречалась с Феей Речевого Этикета!

2. Вставьте обращения в предложения и перепишите предложения так, чтобы получился целостный связный рассказ.
«Покупайте наш товар», - кричал продавец. «Слишком дорог товар»- отвечали покупатели. Продавец стоял у рынка и звонким голосом зазывал народ: «У нас самые свежие товары, самые лучшие вещи! Заходите к нам - не пожалеете!
Слова для справок: Дорогие посетители, уважаемый продавец, горожане и гости нашего города, друзья, все-все-все.

3.Исправьте текст, внеся в него коррективы. В чем, по-вашему, состоит основной недочет текста?
Дорогая Маша!
Поздравляю тебя, Маша, с Днем Рождения! Маша, желаю тебе крепкого здоровья и еще, Маша, удачи. Кроме этого, Маша, я хочу пожелать тебе хорошо закончить учебный год и весело отдохнуть на каникулах.
Твой брат Леша.

4. Сопоставьте обращение с формами речи и объясните свой выбор.

5. Продолжите историю про девочку Дашу уже после того, как она повстречалась с Феей Речевого этикета. Придумайте следующие эпизоды, в которых были бы предложения с обращениями:
-Даша в магазине;
-Даша в библиотеке;
-Даша в автобусе;
-Даша у себя дома на вечеринке принимает гостей.

7. Составьте синквейн или стих в рисунках на тему «Обращения». Оформите работу на отдельном листе

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1.

Вариант I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклонись не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последняя туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... Рабы разгибайте спины и колени. Армия пролетариев встань стройна.

Задание 2. .

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь предпочитая одно слово другому? (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль. (Во)вторых оно должно быть музыкально-выразительно. (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

1)Специальным лазером можно ….. создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они ….. способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) ….. такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) ….. спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) ….. некоторых исследователей спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок:

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли незаметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наст..вление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

Ответы

ОБРАЩЕНИЕ

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Вариант I. 1) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклонись, не забудь. 3) Покажи мне шлем, Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. 5) Играйте, пойте, о друзья! 6) Где был ты, сын? 7) Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури.

Вариант II. 1) Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи, товарищ, порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда, миллионы братьев, сюда, миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям, моя большая мама - республика моя. 4) Славьте, молот и стих, землю молодости! 5) Пролетарии, стройтесь к последней схватке. Рабы, разгибайте спины и колени. Армия пролетариев, встань стройна.

Задание 2. Составьте два предложения так, чтобы в одном данные слова были подлежащими, а в другом - обращениями .

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Задание 3. Найдите вводные слова. Правильно расставьте знаки препинания.

Самое трудное для меня – работа со словом. Чем я руковожусь, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально-выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин)

Задание 4. Вставьте вместо точек вводные слова, необходимые по смыслу.

1)Специальным лазером можно, как известно, создать пучок невидимых инфракрасных лучей. 2) Они, действительно, способны пронизывать многие непрозрачные тела. 3) Может быть, такие инфракрасные лазеры станут основой совершенных микроскопов, позволяющих заглядывать внутрь тел и предметов, ныне недоступных нашему взгляду. 4) Действительно, спутники тормозятся атмосферой Земли и постепенно снижаются, а потом сгорают от трения. 5) По мнению некоторых исследователей, спутники можно «подпирать» лучами лазеров.

Для справок: по мнению, действительно, безусловно, может быть, как известно

Задание 5. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме, ты говоришь, никого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уединённой деревенской жизни прошли незаметно, как казалось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше, как вы сами можете легко догадаться, наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла навстречу незнакомому человеку и, что мне показалось странным, не лаяла.

Обращение

1. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения подчеркните. Вставьте пропущенные буквы.

1) Спи мой ангел тихо сла…ко. (М.Лермонтов) 2) Спи дитя моё усни. (А.Майков) 3) Ш…роко ты степь п…раскинулась. (А.Кольцов) 4) Раззудись пл…чо! Размахнись рука! Ты п…хни в лицо вет…р с полудня! (А.Кольцов) 5) Не, тащися сивка! (А.Кольцов) 6) Мы вас ждём т…варищ птица отчего вам не летит…ся? (В.Маяковский ) 7) Будь скворушка х…зяином, твой дом неплох. (И.Иванов)

2. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения подчеркните. Вставьте пропущенные буквы.

1) Л…жи Павлуня л…жи г…лубчик. 2) Папка чего это ты принёс? 3) Давай уж папка начнём! (В. Белов ) 4) Погл…ди в стекло Герда! (Х.К.Андерсен) 5) За кого же нам бат.шка п…сватат…ся? 6) Сынки мои д…рогие теперь вы все трое ж…наты. 7) Что ж ты брат без ж…ны пришёл? 8) Не бойтесь гости д…рогие! 9)Здра…ствуй добрый мол…дец! 10) Избушка пов…рнись к лесу задом, ко мне пер…дом! (Из народных сказок )

3. Вставьте в предложение обращение, расположив его в начале, в середине, в конце предложения. Предложения запишите, правильно расставляя знаки препинания.

1) Помогите мне уложить вещи. ______________________________ __________________________________________________________________

2) После уроков мы пойдём в зоопарк. _________________________ __________________________________________________________________

4. 1) Составьте предложения так, чтобы в одном случае слова Золушка, солнышко были подлежащими, а в другом – обращениями.

____________________________________________________________________________________________________________________

2) Составьте предложения так, чтобы в одном случае слова Белоснежка, берёзонька были подлежащими, а в другом – обращениями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух