Моторная(двигат) персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов. Персеверация: что это, как она проявляется и лечится Что такое персеверация букв

Моторная(двигат) персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов. Персеверация: что это, как она проявляется и лечится Что такое персеверация букв

Эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи .

Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.

Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение - одних и тех же движений - или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Персеверация" в других словарях:

    персеверация - (от лат. perseveratio упорство) циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого либо действия, мысли или переживания. Различают П. в двигательной, эмоциональной, сенсорно перцептивной (см … Большая психологическая энциклопедия

    Упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

    - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системыБольшой Энциклопедический словарь

    - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

    - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    - [нем. Perseveration Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. persevera tio настойчивость, упорство) англ. perseveration; нем. Perseveration. Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к. л. действия, мысли или переживания. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - ПЕРСЕВЕРАЦИЯ, наклонность определенных представлений, движений, действий и проч. к повторному возвращению в сознание. Каждое вошедшее в сознание представление имеет тенденцию вновь появляться в сознании (ассоциации) и тем интенсивнее, чем меньше… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. perseveratio упорство), стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, например, при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной… … Энциклопедический словарь

    Персеверация - расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

анонимно , Мужчина, 5 лет

Здравствуйте! Мой ребенок примерно в 4,5 года начал во время разговора повторять окончания слов (последние слоги) по нескольку раз. например: "девочка собирается-тся-тся-тся" или "картошка-шка", его "звали-ли". Сейчас ему 5,5 и ситуация не изменилась. Иногда этого не происходит, не могу проследить закономерность (не связано ни с волнением, ни с утомлением, просто чаще это явление наблюдается, а иногда нет). Мнения логопедов разделились. Одна сказала, что это форма заикания, но она с такой проблемой не работает, другая - что это не заикание, а персерверация, то есть связано с мышлением, но тоже не знает, чем можно помочь ребенку. В целом он разговаривает неплохо, есть небольшие дефекты звукопроизношения ("р" то горлом, то языком говорит, иногда путает "ш,ж" и "с,з", не всегда четко произносит "л" и есть аграмматизмы).У меня вопрос в связи с этим. Являются такие повторы заиканием или персерверацией и чем можно помочь ребенку?

Здравствуйте. Мне немного сложно ответить Вам, потому что непосредственно с и итерациями (персервацией) я не работаю. Потом, опять же, как большинство мам. вы ничего не сообщаете об анамнезе. Давайте попробуем разобраться, но сразу предупреждаю, это только попытка, поскольку ни ребенка не посмотреть, ни информации о развитии нет. Так же непонятно, а у Вы были? С логопедами я поняла, но тут нужна консультация психолога и невролога. Без полноценного ПМПК не обойтись. Теперь немного о звукопроизношении. Горловой звук Р, если Вас не смущает, то и ладно...Главное, чтобы его ребенок слышал, выделял, соотносил с буквой. А почему не автоматизированы остальные звуки? Я понимаю, есть и нарушения словообразования, и слоговой структуры? Почему? неврология? Тогда уже мы говорим о ЗПРР? но при этом действительно страдает мышление, память, внимание, восприятие. .Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь - результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки). Задержки психофизического развития могут возникнуть в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности. Об этом информации от Вас нет. Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья». В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д. Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет. Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому ребенок пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении). Но речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого и совершаются эти самые физиологические запинки и повторы, как бы поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности. Вывод? Я не знаю анамнеза, нет заключения невролога, поэтому каждый логопед прав по своему, и они больше владеют информацией о Вашем ребенке, чем я. Советы, которые могу дать, носят рекомендательный характер, но если это строго выполнять, то, надеюсь, поможет. 1. Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 2. Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 3. Если появлению запинок способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную. 4. Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 5. Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период! 6. Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список. 7. При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры. 8. Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом). 9. Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период. 10. Стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. 11. Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции. 12. Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье. 13. Не следует “приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка. 14. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 15. Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение. 16. Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета. 17. Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование руками. 18. Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины). 19. Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка. 20. Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. 21. Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую. 22. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность. 23. При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад. 24. Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения. 25. Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить». 26. Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха. 27. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка. 28. Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах. 29. Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями. 30. В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. 31. Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

анонимно

Здравствуйте! Спасибо за такой развернутый ответ. Уточняю информацию. Ребенок занимается с логопедом в садике после прохождения ПМПК. Заключение ПМПК - ОНР 3 уровня. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом (по причине неустановившихся звуков и педагогом-психологом (по причине признаков гиперактивности и дефицита внимания). Невролог пишет РЭП с признаками двигательной расторможенности. Заключение ЭЭГ: Смещение М- эхо D-S=0,25мм (между d и s стрелка в сторону s, просто на компьютере не знаю, где этот значок) Косвенные признаки внутричерепной гипертензии. На комиссию был направлен в связи с проблемами со звуками, которые я выше писала. НО персерверации появились уже позже. В целом ребенок имеет хорошую память для своего возраста (и зрительную, и слуховую), любознателен, достаточно знает для своего возраста. С мелкой моторикой хуже (шнурки на ботинках он умеет завязывать единственный в группе, но что-либо нарисовать (даже очень простое) карандашом, например или красками - большие сложности). При этом когда выражает свои мысли, его иногда трудно понять (не по звукам, а по смысловому содержанию). тесты на интеллект (которые ему предлагали на ПМПК) выполнил с легкостью, ему только приходилось постоянно привлекать внимание к заданию, так как он сильно отвлекался. Ситуации повторения последних слогов в слове не связаны с волнением и не с новыми или трудными словами. Единственная закономерность проявляется в том, что со временем это участилось. Если в самом начале (полгода назад) 4-5 раз в день можно было услышать, то теперь гораздо чаще -в каждом предложении почти через каждое слово. Когда все это только появилось, я пошла по пути, который вы указали - не акцентировать внимание, снизить нагрузку на ребенка, оптимизировать режим, подключить игры на снятие напряжения, дыхание. Он знает много стихотворений, быстро их запоминает (просто я ему читаю каждый день то, что он сам просит, и потом он через 2-4 раза запоминает).В стихотворениях повторов слогов нет. А вот если он мне хочет рассказать сам какую-нибудь историю или его любимую сказку - тогда очень даже. В садике у них бывают утренники. Когда они готовятся к утренникам, то он в течение этого периода нам дома в ролях рассказывает, что какой ребенок говорит и что при этом делает. На утреннике говорит слова, которые поручены ему, спокойно, с выражением (и без повторов слогов). Получается, что повторения последних слогов проявляются в обычной повседневной спонтанной речи. Когда я первый раз задала вопрос логопеду по этому поводу, она ответила, что это похоже на заикание, но она с этим не работает. А второй логопед, которая сталкивалась с заиканием, сказала, что это не заикание, поэтому помочь она не может. Это персерверация и вопрос не к логопеду.

Здравствуйте. Мне стало самой интересно, что ж такое происходит. Повторюсь, с заиканием я не работаю, в школе у нас таких деток нет. То, что прочитала и попробовала понять. это очень похоже на персерверацию. И логопед тут только косвенно может помочь. Я нашла статью, посмотрите, может пригодится? А вообще, нужен опытный невролог, знающий эту проблему. я таких знаю только в ИКП РАО, но наверняка, есть и в других местах! Помощь при персеверативных отклонениях Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации. Проявления персеверации Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно: 1.Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению. 2.Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего. 3.Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий. 4.Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время. 5.Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей. 6.Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях.

Персеверация

(от лат. perseveratio - упорство) - циклическое или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению , какого-либо действия , мысли или переживания . Различают П. в двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной (см. ) и интеллектуальной сферах. Тенденция к П. часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга , при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; П. возможны также при отвлечении внимания или состояниях острого переутомления (см. ). Предполагают, что в основе П. лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Персеверация

Непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, - часто вопреки сознательному намерению. Тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.

Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные - в сферах двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной соответственно.

Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга головного, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления (см. ).

Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Персеверация Этимология.

Происходит от лат. регseveratio - упорство.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений.

Виды:

Моторные персеверации,

Сенсорные персеверации,

Интеллектуальные персеверации.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

(от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов , мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные П. возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А . Р . Лурия , 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т. п.), при выполнении серии задач на аналогии , классификацию объектов и т. д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье . (Е. Д. Хомская.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Персеверация

   ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (с. 442) (от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Термин предложен в 1894 г. А.Нейсером, хотя на обозначаемые им явления указывал еще Аристотель.

Явления персеверации иногда возникают в рамках нормальной психики, например при переутомлении. У маленьких детей вследствие инертности нервных процессов (сохранения возбуждения после прекращения действия раздражителя) отдельные проявления персеверации также не выступают симптомами патологии (ребенок часто требует многократного повторения понравившегося действия и т.п.). Персеверация, однако, может выступать одним из проявлений речевых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при поражении головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторения слов и т.п.).


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "персеверация" в других словарях:

    персеверация - упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь

    Персеверация - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - [нем. Perseveration Словарь иностранных слов русского языка

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. persevera tio настойчивость, упорство) англ. perseveration; нем. Perseveration. Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к. л. действия, мысли или переживания. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - ПЕРСЕВЕРАЦИЯ, наклонность определенных представлений, движений, действий и проч. к повторному возвращению в сознание. Каждое вошедшее в сознание представление имеет тенденцию вновь появляться в сознании (ассоциации) и тем интенсивнее, чем меньше… … Большая медицинская энциклопедия

    персеверация - (от лат. perseveratio упорство), стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, например, при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной… … Энциклопедический словарь

    Персеверация - (лат. persevērātiō настойчивость, упорство) устойчивое повторение какой либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например … Википедия

    Персеверация - расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Данное нарушение в переводе с латыни означает упорство, настойчивость. Человек, страдающий , отличается устойчивым повторением определенных фраз, действий, ощущений, то же самое касается и эмоций. С учетом данных особенностей выделяется различных типов – моторная, эмоциональная, сенсорная, а также персеверация мышления. Например, больной упорно повторяет какое-либо слово, устно или письменно. Персеверация речи представляет собой своеобразное «застревание» в сознании пациента конкретной мысли, в том числе, это может быть несложное представление, или же многократное монотонное повторение в ответ на высказывания собеседника. Причем, подобные ответы не имеют к теме разговора даже косвенного отношения.

Монотонные являются навязчивым воспроизведением одинаковых движений, или составляющих их элементов. Часто это касается рисования, или написания букв. Имеется различие между «элементарной» моторной персеверацией, которая проявляется как многократное повторение отдельных двигательных элементов, и «системной» моторной персеверацией, которая представляет собой многократное дублирование целых двигательных программ. Известно, что любое вошедшее в сознание больного представление наделено тенденцией повторного многократного повторения при возникновении определенных ассоциаций, и с учетом определенных обстоятельств такая тенденция проявляется особенно явно.

В основном, персеверации характерны в том случае, если у больного поражены премоторные зоны больших полушарий. В повседневной жизни персеверации часто являются последствием усталости. К тому же, данным нарушением объясняются сновидения, имеющие аффективную окраску, насыщенные переживаниями. Склонность к данному заболеванию имеют все люди, но дети ей подвержены в большей степени. Но, ученые предполагают, что у каждого индивидуума своя степень устойчивости к . На основании этого даже были попытки определить особый тип людей, которые имеют повышенную способность к застреванию различных психических переживаний. То есть, они относятся к так называемым персеверирующим психопатам.

Специалисты объясняют возникновение персеверации многими причинами, например, если речь идет об «элементарной» моторной персеверации, то причиной ее возникновения является поражение коры мозга, его премоторных отделов, а также заболевание возникает, если повреждены нижележащие подкорковые структуры. В ситуации, когда поражение локализовано в префронтальных отделах коры мозга, возникает «системная» моторная персеверация. Причиной многократных повторений одного и того же слова нередко является поражение нижних отделов коры левого полушария. В большинстве случаев, это касается правшей.

Тенденция к возникновению персеверации может наблюдаться в случае локальных поражений мозга, в том числе, если имеются эмоциональные расстройства, двигательные и речевые расстройства. Также доказано, что причиной персеверации далеко не всегда являются патологические процессы в мозге. В некоторых случаях, подобное состояние может наблюдаться при остром переутомлении. Предполагается, что основой персеверации являются процессы циклических возбуждений в нейронной структуре, которые связанны с тем, что запаздывает поступление сигнала о том, что действие прекращено.

Иногда путают персеверацию со стереотипией, которая характеризуется бесконечным повторением двигательных либо речевых проявлений. Разница в том, что их действие не вызвано, как при персеверации, содержанием сознания и ассоционной деятельностью. В данном случае, при стереотипии оно происходит совершенно случайно. Также, необходимо отличать персеверацию от навязчивых явлений, которые всегда содержат элементы навязчивости, переживаемой субъективно, притом, что пациент осознает бессмысленность таких представлений, понимает всю нелепость производимых действий либо движений, и прочее.

Лечение данного нарушения, как и любого другого заболевания, начинается с диагностики и обследования у врача. Чаще всего клинические признаки персеверации представляют собой речевые отклонения, но персеверировать способны и другие психические образования, например, аффекты. Особенно часто встречаются комплексы представлений, имеющие яркую окраску и аффективный тон. Известно, что персеверация возникает, как сопровождение ряда душевных и нервных заболеваний, например, причиной может быть , артериосклероз, органические деменции. В связи с этим, врач приступает к лечению первичной проблемы, которая вызвала персеверацию.

Для диагностики персеверации специалисты часто используют специальную методику, которая включает в себя семь отдельных субтестов. Они заключаются в том, что пациент пишет слова сначала в обычном порядке, а затем в обратном. Также написание фраз производится прописными и строчными буквами, весь текст читается в обратном порядке и прямом порядке. При применении теста пациент проходит лабиринт с учетом имеющихся показателей, в обратном направлении, пишет цифры, как в нормальном виде, так и в перевернутом. Производит серию умножений согласно таблице, причем промежуточные звенья заданы неправильно. В каждом проведенном субтесте врач сравнивает две оценки, — это числа правильных и неправильных произведенных расчетов в минуту.

Персеверация (от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные Персеверация - возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А.Р. Лурия , 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные Персеверации возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные Персеверация возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т.п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т.д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е.Д. Хомская)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Персеверация (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться)

  • термин C Neisser (1884), обозначает «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Обычно чаще имеется в виду персеверация мышления, когда пациент на последующие вопросы повторяет ответ на последний из предыдущих. Так, ответив на вопрос о его фамилии, пациент на другие, новые вопросы продолжает называть свою фамилии.

Различают также

  1. моторные персеверации,
  2. сенсорные персеверации и
  3. эмоциональные персеверации.
  • спонтанные и многократные повторения уже сказанного, сделанного чаще обозначают термином итерации, а воспринятого или пережитого - термином эхомнезия;
  • тенденция продолжать следовать определённой модели поведения, при этом подразумевается, что эта тенденция сохраняется до тех пор, пока она не осознаётся индивидом как неадекватная.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Персеверация (лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) - склонность к застреванию в речи, мышлении, «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Персеверации (от лат. persevero, perseveratum – продолжаться, упорно держаться) - патологическое повторение слов или действий. Характерно для поражения премоторных зон больших полушарий.

Персеверации двигательные - нарушения двигательных навыков в связи с инертностью стереотипов и обусловленные этим трудности переключения от одного действия к другому, возникающие при поражении премоторной зоны коры больших полушарий. Особенно отчетливы П.д. в контрлатеральной патологическому очагу руке, но при поражении левой премоторной зоны они могут проявляться и в обеих руках.

Персеверации зрительные - см . Палинопсия .

Персеверации мышления - расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли. При этом возникают трудности переключения с одной мысли на другую.

Персеверации речевые - проявление эфферентной моторной афазии в виде повторений в речи отдельных фонем, слогов, слов, коротких фраз. Характерно для поражения премоторной зоны лобной доли доминантного полушария мозга.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Персеверация - имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться.

  1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией.
  2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу.
  3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл . Ср. здесь с настойчивостью.

предметная область термина

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - необоснованное многократное повторение одного и того же движения, моторного действия вопреки намерению

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:

  1. персеверация моторная элементарная - проявляемая в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (мозг головной : кора) и нижележащих подкорковых структур;
  2. персеверация моторная системная - проявляемая в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
  3. персеверация моторная речевая - проявляемая в многократном повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры полушария левого (у правшей).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга головного.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - бессознательная модификация и искажение предшествующего опыта с тем, чтобы сделать его соответствующим настоящим потребностям. См . Конфабуляция , которая может содержать или не содержать коннотацию бессознательности.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух