Математические диктанты для старших дошкольников. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты. VI. Актуализация понятия цвет

Математические диктанты для старших дошкольников. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты. VI. Актуализация понятия цвет

22.10.2019

Егорова Наталья Викторовна

Увлекательная деятельность для дошкольников –

графические диктанты.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это - рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Рисование по клеточкам хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

Диктанты пишутся в полной тишине.

Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Приложение:

На чтение 7 мин.

Метод развития пространственного воображения

Графические диктанты – один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.

Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает.

Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние.

Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Зачастую графические диктанты используют в практике диагностики.

Пользуясь нормативами выполнения, психолог имеет возможность условно разделить детей на 4 категории:

  1. Дети, показавшие хороший и достаточный уровень выполнения теста. Можно предположить, что они не будут иметь особых трудностей в обучении в процессе усвоения знаний.
  2. Дети, выполнившие задание на среднем уровне,- в основном правильно выполняли словесную инструкцию, но допустили немного значительных ошибок на репродуктивном уровне при самостоятельном выполнении работы. Обычно нуждаются в индивидуальной помощи на начальном этапе, преимущественно приспосабливаются выполнять учебные задания самостоятельно.
  3. Дети, показавшие низкий уровень выполнения. Указываются конкретные причины, анализируются индивидуальные трудности. Такие дети требуют повышенного внимания педагога и поэтапного контроля с его стороны в процессе усвоения новых знаний. Своевременно замеченные трудности и употребление определенных мер профилактики неуспешности существенно повышают вероятность исправления ситуации.
  4. Дети, которые практически не выполнили работу. Анализируются индивидуальные причины с целью разработки коррекционно-развивающих мер преодоления неуспеваемости конкретных детей. Эти дети требуют более глубокого психодиагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения.

Графические диктанты — как работать?

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
  2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками . В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.

Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.

Начиная с более старшего возраста для графического диктанта все рисунки рассчитываются на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Например, запись:

Пример диктовки графического диктанта следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра.

Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона.

Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.

Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку.

Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графические диктанты – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.

Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

  1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
  2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
  4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Я подобрала несколько вариантов графических диктантов для детей дошкольного возраста. Надеюсь, что ваш малыш легко с ними справится.





Задача данной методики: выявить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучить возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

Содержание: нарисовать линию карандашом согласно инструкции: "поставь карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отводя карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее попробуйте нарисовать такой же узор самостоятельно.

На выполнение данного узора предлагается примерно две минуты. А всё время выполнения этой задачи может составлять примерно 15 минут.

Анализ полученных итогов.

Выполнение данного задания без ошибок - 4 балла. За одну или две ошибки можно поставить 3 балла. За большее количество ошибок - 2 балла. В том случае, если недочётов больше, чем верно изображённых участков, то выставляется 1 балл.

В том случае, если верно изображённых участков нет, то ставят 0 баллов. Данным способом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных результатов возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов - хороший;

3-5 баллов - средний; 0-2 балла - низкий.

Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы №3 ДОУ

В группе девять человек: пять мальчиков и четыре девочки.

Выбранная нами диагностика позволила оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены следующие результаты.

Методика «Бусы».

Вывод: прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении.Исследование сформированности предпосылок учебной деятельности будущих первоклассников реализовано на базе подготовительной группы №3 ДОУ №544.

Количество человек в группе -девять: из них пять мальчиков и четыре девочки.

Данная диагностика даёт возможность оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены такие результаты.

Методика «Бусы».

Таблица 1 - Результаты проведения методики «Бусы»

Вывод: проведение методики, способной определить количество условий, которые способен запомнить ученик в процессе деятельности при запоминании на слух заданий, позволило выявить, что более половины группы выполнило предложенное задание на хорошем уровне, и в среднем треть испытывает трудности при выполнении данного задания. Методика «Домик».

Таблица 2 - Результаты проведения методики «Домик»

Заключение: выявляется умение ориентироваться на образец, точно копировать его, а также определяется степень развития произвольного внимания. Формирование пространственного восприятия в достаточной степени развита у половины детей, хотя некоторым дошкольникам требуется коррекция для развития данных умений.

Методика «Узор».

Таблица 3 - Результаты проведения методики «Узор»

Заключение: 3 ученика продемонстрировали довольно высокую степень умения работать согласно правилам, то есть в своей деятельности в одно и тоже время использовали несколько правил. У 5 детей стремление работать по правилам отработано не в полном объёме, они способны ориентироваться только на одно правило. У 1 дошкольника выявили низкий уровень умения работать по определённому правилу, он неоднократно делал ошибки, путался в выполнении задания. Способность функционировать по определённому правилу на данной стадии не сформировано.

Таблица 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

Заключение:устанавливая степень развития и формирования произвольной сферы ученика, а также изучая возможности в области перцептивной и моторной организации пространства, выявлено, что 4 ребёнка имеют значительную степень развития, 2 ученика - хорошую, 2 ученика - среднюю, 1 ученик - низкую.

Самой главной проблемойвобразовательных учреждений в данный период, считается создание некой системы мониторинга достижений. Прогноз промежуточных результатов усвоения школьной программы. Она обязана гарантировать грамотный подход к оцениванию итоговых и промежуточных результатов, что позволяет реализовать оценку движения достижений первоклассников. Психологический мониторинг развития это особая комплексная программа, которая призвана оценивать необходимую информацию о психологическом состоянии учащихся, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях диагностики, исправлении и корректирования в рамках данной образовательной системы.

В соответствии с новейшими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга необходимо изучать физические, интеллектуальные и личностные качества школьника. Самое главное это, некие интегративные качества, такие как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и так далее. Основной ключевой образующей системы мониторинга становится проблема установления уровня и индивидуальных особенностей подготовки будущего первоклассника к обучению в образовательном учреждении.Результат мониторинга готовности учащихся к обучению в школе помогает нам:выявить характерные черты психологического развития учащихся, для более полного определения индивидуального подхода к каждому ученику в процессе моделированиявоспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе; выявить детей, с низким уровнем готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации; отсрочить на один год обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования - нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.

В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

Необходимо принимать во внимание то, что одним из необходимых требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, которые позволяют получить необходимый объем информации.Анализируя взгляды различных авторов на эту проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это комплекс физического, психического и социального развития, который необходим школьнику для усвоения им школьной программы в полном объёме. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе обязательно включает: диагностику физиологической подготовки, диагностику психологической подготовки, диагностику социальной, или личностной подготовки.

Имеется огромное количество методик оценки психологической готовности. Здесь важно понимать, что от того, какими методами пользуется каждый психолог, в полной мере зависят и полученные им результаты исследования.

Одной из важных характеристик методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности. Не все из известных программ для определения психологической готовности имеют положительные психодиагностические показатели.

Несмотря на это к широкому профессиональному применению должны быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых показало их диагностическую ценность. Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру и требует от нас комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ огромного количества имеющихся в настоящее время методик оценки уровня готовности к школьному обучению,ведёт нас к выбору диагностики

«Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р., Барчук О . Которая в настоящее время является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Потому, что, в привычной для ученика игровой форме позволяет отследить уровень развития огромного количества «учебно-важных качеств», в достаточно короткие сроки. В дополнение к этой диагностике, необходимо использовать методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

В дополнение к главному минимуму, при необходимости, нужно использовать спектр вариативных диагностик, включающих в себя:

Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе;

Диагностический материал по работе с родителями детей 6-7 лет, по вопросам их «готовности к школе». При формировании системы мониторинга, необходимо обращать внимание на то, что определение готовности детей к школьному обучению обязательно требует учета «готовности» и самих родителей обучающихся. Одним из дополнительных, важных факторов, является также изучение отношений между детьми и их родителями, нарушение этих отношений является важным факторов риска школьной дезадаптации. Здесь в систему мониторинга готовности детей к обучению в школе должны быть включены:

Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет; Тест - опросник родительского отношения к школе (А.Я Варга, В.В. Столин); Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера) и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

Периодичность: октябрь, апрель.

Форма проведения: подгрупповая, примерно 5-6 человек. Содержания системы мониторинга:

Диагностика «Дошкольная зрелость»БитяновойМ.Р., Барчук О.. Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

Ведущие: 1 участник ведет игру, 1-2 участника выполняют работу по заполнению карты наблюдений.

Место и время проведения: зал (групповое помещение), желательно освобожденные от мебели. Проведение исследования согласно режиму дня старших дошкольников. Проводится в первой половине дня и желательно во вторник, среду или четверг.

Описание системы мониторинга:

ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО

ВОЛШЕБНИКА» -- про доброго волшебника Ням-Няма, который охраняет все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка отобрал у мороженого цвет, вкус, запах... Это мороженое также оберегал добрый волшебник Ням-Ням. Перед игроками встают различные испытания, проходя которые они спасают из беды мороженое. Выполняя различные задания, учащиеся демонстрируют наличие тех качеств и процессов, необходимых для показа рабочей модели дошкольной зрелости. Игроки совместно с ведущим совершают путешествие по карте. А наблюдатели тем временем, не вмешиваясь в процесс игры, вносят записи в карту наблюдения и иногда помогают ведущему. В ход этой игры вводится, как одно из заданий.

МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

Обработка результатов: за правильное выполнение любого задания, участникам вручаются осколочки (которые в дальнейшем переходят в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить участник -- 51.

Примечание: Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга количественно не оценивается. По результатам участниковнеобходимо разделить на три группы.

Вторая группа -- ученики с высокой дошкольной зрелостью, которые получили 75-100% из возможного количества баллов: 38-51 балл. Первая группа -- ученики со средней дошкольной зрелостью, которые получили 50-75% из возможного количества баллов: 26-37 баллов. Нулевая группа -- ученики с низкой дошкольной зрелостью, которые получили 0-50% из возможного количества баллов: 0-25 баллов.

Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет:

· Посмотреть уровень сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе детей, увидеть сильные стороны его развития, своевременно диагностировать некоторые отклонения и на этой основе указать пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

· Понять общую картину развития группы, с целью грамотного построения всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности педагогического процесса в условиях данной группы.

Диагностика ведётся в форме игры, которая является самостоятельной, цельной структурой. Игровая форма перед началом проведения исследования может помочь настроить учащихся на доброжелательное отношение к участникам диагностики. В это время игровая форма проведения помогает прививать интерес участников к различной деятельности. Она помогает создать целостную картину у ученика, который в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он может себя по-разному проявить. Эта диагностика имеет подробное описание технологии проведения обследования, процедуры первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой. Подгрупповая форма проведения диагностики даёт возможность получить необходимый объем информации в определённые сроки.

Минусами данной диагностики является:

Эта диагностика затруднительна из-за присутствия помощников ведущего (1 или 2 человека). Это не всегда удобно. В представленной методике практически нет заданий на сформированность у детей таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как: общее физическое развитие ребенка; круг знаний и представлений о некоторых предметах и явлениях окружающей среды; мотивация к обучению (с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга).

Ведущей деятельностью учащихся начальных классов является учение. Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, обусловлен наличием положительных мотивов: желанием, стремлением, интересом, которые и являются составными частями потребностей этой деятельности. Формирование учебныхмотивов является одной из самых трудных задач в работе учителя. Учитель должен четко представлять всю сложность этой работы. Она требует от него глубокого знания принципов психологического влияния на учащихся. С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации целесообразно предложить следующие рекомендации:

1. Читайте больше психолого-педагогической литературы, которая поможет подготовить ребенка к школе.

2. Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).

3. Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.

4. Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.

Главной задачей психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - является использование более полной информации об индивидуальных особенностях развития дошкольников. При получении этих данных, можно разработать рекомендации для воспитателей и родителей, по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

1. По итогам мониторинга вырабатываются определённые советы для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », именно тех качеств, которые у огромного количества детей не соответствуют возрастной норме.

2. По итогам мониторинга вырабатываются советы построения работы с воспитанниками, имеющими низкий уровень дошкольной зрелости.

3. По итогам мониторинга рекомендуется провести консультации и родительское собрание (в октябрь-ноябрь), где педагог-психолог до каждого родителя доводит результаты достижений его ребенка (конфиденциально); здесь же даются краткие рекомендации родителям как они могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.

4. В родительском уголке группы педагог-психолог размещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе».

5. Педагог-психолог распространяет на группы подборки наглядной агитации (обзор методической литературы, материалы для оформления информационных стендов, буклеты, памятки) - по предшкольной тематике «В школу уверенным шагом».

6. По итогам мониторинга педагог-психолог находит детей - кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение, составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

7. По итогам повторного проведения мониторинга «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится аналогичный комплекс мер . Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию, для определения дальнейшего образовательного маршрута.Применение данной системы мониторинга, позволяет эффективно организовывать воспитательно- образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 544

Об этом можно судить на основании следующих критериев:

· Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6- 7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).

· Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и

Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет за 2015 -2016 учебный год.

Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 летза 2014-2015учебный год.

Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2015-2016 учебный год

Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2014-2015 учебный год

Система мониторинга:

В феврале-марте 2016 года было проведено психологическое обследование детей подготовительной школы по методикам «Определение мотивов учения» - М.Р.Гинсбурга, в сентябре-октябре 2016 года - по цветовому тесту Люшера.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методикеМ.Р.Гинсбурга, было выявлено, что 1 (8,3 %) ребенок подготовительной «Б» группы, 1 (5%) ребенок подготовительной «А» группы, имеют 4 - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

1 (5 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 5 - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что 4 (19%) детей испытывают тревогу, беспокойство при мыслях о школе, у 1 (14,3%) ребенка отрицательное эмоциональное отношение к школе.

В связи с низким уровнем учебной мотивации и негативным отношением к школе, некоторых детей, с детьми запланированы следующие виды деятельности:

Проводить игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, ребусов на школьную тематику;

Проводить просветительскую и консультативную работу с педагогами, родителями по развитию учебной мотивации дошкольников.

По результатам проведенной работы, в конце учебного года - май - июнь 2015, было проведено повторное диагностическое обследование детей на выявление уровня мотивационной готовности к школе и выявление эмоциональных установок по отношению к школе.

Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования, по методике М.Р.Гинсбурга, показал, что 8 (73%) детей подготовительной «Б» группы, 10 (71%) детей подготовительной «А» группы, имеют 1 - очень высокий уровень мотивации, у этих детей преобладание учебных мотивов;

3 (27%) детей подготовительной «Б» группы, 3 (21%) детей подготовительной «А» группы, имеют 2 - высокий уровень мотивации, преобладание учебного мотива, возможно присутствие социального и позиционного мотивов;

1 (7 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 3 - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов.

По результатам обследования детей в конце учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что у 1 (8,3%) ребенка чувство тревоги, страха по отношению к школе.

Результат:

Увеличилась степень учебной мотивации у дошкольников.

Изменилось отрицательное эмоциональное отношение учащихся к учёбе и к школе в целом на позитивное.

В лучшую сторону изменилась педагогическая компетентность преподавателей, и родителей по проблемам формирования учебной мотивации у будущих школьников. Картотека игр и заданий для дальнейшего развития психологической готовности к школьному обучению.Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников, улучшились. Высокий уровень так же, несомненно, повысился. У всех детей низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.

Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности.

Источник: Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» с. 69-71

Описание: Детям предоставляется лист в клетку с нарисованными там четырьмя точками. Детям под диктовку взрослого, в какую сторону и на сколько клеток проводить линию, необходимо изобразить рисунок. Ребенок выполняет 4 узора, один из которых тренировочный. Также дается задание продолжить рисунок. Оценивается выполнение диктанта и самостоятельного изображения. Выявляется умение слушать взрослого и выполнять задания по его указанию и самостоятельно.

Оборудование: Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Инструкция: Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».



«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет

Источник: Стребелева Е. А., «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с. 21-32

Описание.

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей 2-3-летнего возраста

Примечание. Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также: 1) желобок с шариком; 2) три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одного цвета; 3) две матрешки (трехсоставные); 4) две пирамидки - из трех и четырех колец одного цвета; 5) две пары предметных картинок; 6) восемь цветных кубиков - по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;, 7) разрезные картинки: первая пара - одна из предмет ных картинок разрезана на две части, вторая пара - одна из картинок разрезана на три части; 8) десять плоских палочек одного цвета; 9) тележка с кольцом, через которое продета тесемка; 10) карандаш, бумага. (Номера пунктов соответствуют номерам заданий.)

При анализе результатов обследования основное внимании надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности - от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

Инструкция.

1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.

2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой - маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения - ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

6. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) - два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение: перед ребенком строят из па-ючек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня»

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

9. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой - ложная.

Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесом к н. то тележка остается ш месте. Задача заключается л том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб са ого ребенка.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за об; конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый з{ экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

10. НАРИСУЙ (дорожку или домик). Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Оборудование: карандаш, бумага.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги, карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.

Разделы: Логопедия

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.

У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.

Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев в этой связи говорят о недостаточности пальцевогопраксиса.

Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.

Для решения данной проблемы мною разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов:

  1. ведение линий в заданном направлении от исходной точки (Приложение 1 );
  2. построчное раскрашивание клеток (Приложение 2 ).
  • Сформировать слуховое восприятие и память;
  • Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
  • Улучшить зрительно-моторную координацию;
  • Укрепить зрительную память;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • Продолжить работу по закреплению речевых навыков.

В соответствии с памятками представлены образцы конспектов занятий.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и пр., который позволит учителю – логопеду или воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.

Так как графические диктанты по клеткам являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень подготовки их к школьному обучению.

Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки

  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5 – 6 упражнений);
  • Определение исходной точки рисования;
  • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта от исходной точки

Тема: Корова.

Цели:

    • учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;
    • улучшать зрительн-моторную координацию посредством копирования фигур;
    • актуализировать знания о домашнем животном – корове;
    • автоматизировать произношение [р] во фразах и связной речи;

Оборудование: репродукция коровы, простые карандаши, стирательные резинки, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Постановка целей.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам.

Рыжий молокозавод
День жуёт и два жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.

Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам.

III. Беседа. Рассматривание репродукции с изображением коровы.

– Давайте вспомним, что мы знаем о корове.

– К какой группе относится корова?

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид коровы.

– Какие действия она может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать корову?

– как называется детёныш коровы? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец)
Молоко она несла. (ладони чашечкой)
Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы)
Котику усатому, тигру полосатому,
Белке и кунице, ёжику и львице.
Накормила всех опять. (гладить живот)
И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу)

Вот ладошка левая.
Вот ладошка правая.
Руки вверх мы поднимаем
И зарядку делаем.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут пальчики у нас
Ловкие, умелые.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Мы рисуем лучше всех.

VI. Определение исходной точки рисования.

– Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит логопед).

VII. Диктант. Схематическое изображение коровы.

1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

VIII. Дорисовка.

– Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна.

IX. Оценка результатов (взаимопроверка).

X. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища).
Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам).
Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).

XI. Копирование.

– Скопируйте ниже (или справа) такую же корову.

Была у вас одна корова, а станет…(две коровы), у всех у нас будет … (много коров), целое … (стадо коров).

XII. Проверка выполнения задания.

XIII. Подведение итога занятия.

Памятка для проведения графического диктанта по строчному закрашиванию клеток

  • Определение предмета (объекта) рисования по вычленению наложенных силуэтных картинок;
  • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
  • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
  • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5–6 упражнений);
  • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
  • Актуализация понятия «цвет»;
  • Знакомство с рабочим полем, поделённым на клетки, расположенные строчками;
  • Привлечение внимания к нумерации строк;
  • Указание направления и количества раскрашиваемых клеток заданного цвета;
  • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
  • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
  • Оценка результатов графического диктанта;
  • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
  • Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
  • Оценка самостоятельной работы;
  • Выставка работ, обсуждение;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта по строчному закрашиванию клеток (подготовительная группа детского сада)

Тема: Жук.

Цели:

  1. формировать графомоторные навыки:
    • продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
    • учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке;
    • развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
    • продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
    • улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;
  2. работать над развитием и коррекцией речи:
    • актуализировать знания о насекомом - жуке;
    • автоматизировать произношение [ж], [ч] во фразах и связной речи;
    • работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
    • активизировать слуховое восприятие, память.

Оборудование: наложения насекомых, репродукция жука, цветные карандаши, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят около двери кабинета.

– На своё место пройдёт только тот, кто любое насекомое назовёт.

(Дети называют слова и занимают свои места.)

II. Постановка целей.

Рассматривание наложений, узнавание, называние.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого из этих насекомых мы будем рисовать по клеткам.

Жу – жу – жу, я на ветке сижу,
И звук [ж] я твержу.

Сегодня мы научимся рисовать жука по клеточкам.

III. Беседа.

Рассматривание репродукции с изображением жука.

– Давайте вспомним, что мы знаем о жуке.

– К какой группе относится жук?

– Опишите внешний вид жука.

– Какие действия он может совершать?

– Каких жуков вы знаете?

– Чем питаются жуки? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Жуки бежали по тропинке, (пальцы бегут по столу)
Блестели шёлковые спинки. (поглаживание тыльных сторон ладоней)
Их опрокинул ветерок. (ладони положить тыльной стороной на стол)
Кто бы тем жукам помог? (быстрые движения пальцами)

V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).

Руку вправо, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руку влево, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик»)
За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Актуализация понятия цвет.

– Какого цвета вы встречали жуков? Где можно часто их увидеть?

Нам понадобится два цвета: коричневый и зелёный.

Что бывает коричневым? Что бывает зелёным?

VII. Знакомство с рабочим полем.

(Рассматривание, называние цифр, которыми пронумерованы строчки.)

VIII. Диктант. Схематическое изображение жука.

  • 1 р. – 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 2 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные.
  • 2 р. – 4 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 4 клетки зелёные.
  • 3 р. – 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая.
  • 4 р. – 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 5 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 6 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 7 р. – все клетки коричневые.
  • 8 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 9 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 10 р. – 1 клетка зелёная,1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 11 р. – 1 клетка коричневая, 8 клеток зелёных, 1 клетка коричневая.

IX. Дорисовка.

– Посмотрите, получился ли у вас жук такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза и линию крыльев.

X. Оценка результатов выполнения графического диктанта (взаимопроверка).

XI. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Чок – чок – чок (хлопки) – на листе сидит жучок (присесть на корточки).
Чка – чка – чка (хлопки) – не боимся мы жучка (руки на пояс, повороты головы).
Чка – чка – чка (хлопки) – мы посмотрим на жука (ладонь козырьком к глазам, повороты туловища).
Чка – чка – чка (хлопки) – на ладонь возьмём жука (поочерёдно руки в стороны).
Чок – чок – чок (хлопки) – улетел с руки жучок (взмахивание руками).

XII. Выставка детских работ, выбор самой аккуратной.

XIII. Копирование .

– Скопируйте ниже (или справа) такого же жука.

Был у вас один жук, а станет…(два жука), у нас с вами будет … (много жуков).

XIV. Проверка выполнения задания.

XV. Подведение итога занятия.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух