Логопедическое занятие тема осень в старшей группе. Логопедическое занятие на тему "осень"

Логопедическое занятие тема осень в старшей группе. Логопедическое занятие на тему "осень"

22.09.2019

Занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Учитель-логопед

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

5.Развивать речевое дыхание.

6.Развивать гимнастику.

7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия:

    Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте, мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: - Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим (элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

    Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-(об осени).

Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

    Игра «Подбери действие».

Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

    Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы? Ответы детей: – березовый,

Лист с рябины? Ответы детей: – рябиновый,

Лист с дуба? – дубовый.

Лист с осины? – осиновый.

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

    Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

    Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

    Пересказ рассказа по картинкам.

Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

    Релаксационная минутка.

Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

    Итог занятия

Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое, за то, что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем(дети хлопают в ладони).

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Цель: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Задачи:

  1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата – отрабатываются качества артикуляционных движений, точность, ритмичность и переключаемость;
  2. Нормализация речевого дыхания – упражнения по выработке длинного, плавного, экономического выдоха;
  3. Развитие просодической, мелодико-интонационной стороны речи;
  4. Закрепление новых навыков, объединяющих артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения воедино;
  5. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики;
  6. Развитие общей моторики.
  7. Обогащение словаря
  8. Развитие фонематического слуха.

Актуальность: В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по развитию и нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления). А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребенок заходит в кабинет, украшенный осенними листьями и обнаруживает на полу письмо.

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.) Ответы ребенка дополняются. Мы сегодня отправимся на паровозике.

Физическая минутка.

Развитие общей моторики

Развитие речевого дыхания

Включаем песню Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух…» и выполняем совместно с логопедом движения, припевая песенку.

Дыхательная гимнастика «Дышит паровоз».

Формирование плавного и длительного выдоха

Л.: Паровозик отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк).

Л. : Вот мы и добрались до леса. Давай я прочитаю дальше письмо:

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём».

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. Давайте постучимся в гости к нашему знакомому Веселому Язычку. (Проводится артикуляционная гимнастика с элементами сказкотерапии – «Кукольный театр»)

Артикуляционная гимнастика.

Активизация мышц языка.

Ребенок садится совместно с логопедом перед зеркалом.

Л. читает сказку, совместно с героем Веселым Язычком: «Жил да был в одном красивом домике (открываем рот), за одним красивым забором (губы в улыбке, зубы сомкнуты – «Заборчик») язычок. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Увидел он, что его подруга Аня качается на качелях и тоже решил с ней покачаться (упражнение «Качели» - широко открывая рот поднимаем кончик языка к верхним зубам, затем к нижним). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения). Затем варенье из ягод нашел, и его съел (облизываем верхнюю и нижнюю губу). Наелся язычок, а губки испачкал молочком да вареньецем. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал барабан и решил поиграть в него (упражнение «Заборчик», толкаем язычком верхние хубы и говорим «д-д-д-д-д-д-д»).Перестал играть на бабарабане и решил на лошадке покататься (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы)».

Л. : - Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дороге нам понадобиться сила. Давай разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Развитие цветовосприятия.

Игра «Чего не хватает?»

С помощью прищепок дополнить недостающие элементы для ежика и грибочка в соответствие с цветовой гаммой.

Игра «Какой звук?» .

Развитие пространственного представления.

Л. :-Посмотри перед нами осенняя тропинка. Какого цвета листочки? Давай вспомним правила. Какие есть звуки? Правильно гласные и согласные. Гласные звуки можно петь, а согласные? Правильно, когда мы их говорим, то возникает преграда. Идём по дорожке. Шаг вправо будем делать, если услышим гласный звук, а влево если согласный звук. (Логопед медленно произносит звуки, а ребёнок после каждого звука шагает по дорожке).

Л. : - Молодец, у тебя внимательные ушки! Посмотри, кто нас встречает? Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики.

Развитие ощущения.

Развитие фонетического слуха.

Л. : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Игра «Матрёшкина избушка».

Развитие фонетического слуха

Развитие просодической стороны речи.

Л. : - Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки: в гостиную, все что начинается на гласный звук, а все что начинается на согласный звук на кухню. Дети выполняют слоговой анализ слов.

Л. : - Молодец! А теперь нам нужно отправиться на поезд, чтобы вернуться обратно. Так как мы забрались с тобой в самую глубь леса, Матрешка предлагает нам сесть на велосипед и помчаться на вокзал.

Физическая минутка.

Включаем диск Е. Железнова «Велосипед» (ложимся на подушку и выполняем движения ногами и руками под музыку, имитируя поездку на велосипеде).

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя:

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ, а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл:

Белую, смелую … .

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь», и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия.


Людмила Козинова
Конспект логопедического занятия на тему: «Золотая осень»

Конспект логопедического занятия на тему : «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ »

(подготовительная группа)

Из опыта работы. Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями. На занятиях используются такие игровые упражнения как : «Что изменилось?» , «Что лишнее?» , «1, 2, 5.» , «Большой - маленький» , «Наоборот» , «Что пропало?» , «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать различные явления природы. В качестве примера предлагается конспект занятия на тему : «Золотая осень » , составленный учителем-логопедом Козиновой Л . В. г. Санкт-Петербург.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные :

Образовывать множественное число имен существительных.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Подбирать прилагательные к существительному;

Учить подбирать слова-антонимы;

Согласовывать существительные с числительными.

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники» ,

«Осенние листья » , «ягоды» , «грибы» .

Уточнять знания детей признаков осени .

Расширение и активизация словаря.

Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие :

Развивать чувство языка у детей.

Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение выражать своё мнение.

Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : кукла «Королева Осень » , аудиозапись с голосом королевы «Осени » , волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень . Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба) . Картинки с изображением осени , листьев, грибов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия .

Вносится кукла «Королева осень » и рассказывает детям историю :- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень ) .

Это осень .

А как вы догадались, что это осень ?

Она одета золотое платье , на ней есть желтые листочки и т. д.

Какая это осень , если платье у осени золотое ?

Золотая осень .

Это «Королева Осень » . Она приглашает нас в путешествие.

Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев) .

Листья золотые падают , летят,

Листья золотые устилают сад .

Много на дорожках листьев золотых ,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Вот мы и очутились в гостях у осени , в сказочной стране «Осенина »

Где мы сейчас очутились? (Картина «Осенний лес » ).

В осеннем лесу .

Что мы с вами видим в лесу?

Много деревьев.

Королева – «Осень » загадывает вам загадки.

Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях) .

Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб) .

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) .

И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина) .

А какие еще вы знаете деревья?

Березы, липы, сосны, клены и т. д.

Королева – «Осень » вас спрашивает, а чем отличается

осеннее дерево от летнего дерева?

Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.

Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки , что сделали? (полетели) .

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками) .

Ветер листики считал :

Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца) .

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой ,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева.

Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре .

Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.

(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу) .

Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый , летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их стало очень мало

Н. В. Нищева.

Королева – «Осень » предлагает вам поиграть в игру : голос королевы.

Давайте поиграем в игру.

Игра : «1, 2, 5,» (с опорой на картинки) .

один дуб, два дуба, пять дубов.

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип.

(сосна, калина, осина) .

Физминутка : вот налетел ветер и листочки полетели.

«Мы листочки, мы листочки

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели».

А что это спрятала королева – «Осень » в траве под деревьями?

Чтение стихотворения «Грибок» . (Голос королевы.)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Это грибы.

Какие грибы выросли в этом лесу?

Подберезовики, подосиновики и т. д.

А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки - грибы) .

Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.

Что-то погода испортилась. Что случилось?

Пошел дождик. Упражнение «Дождик» . Под аудиозапись.

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень .

В. Семернин.

Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени ?

Игра «Большой - маленький» (картинки)

Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково

Лист – листочек, солнце- солнышко,

Дерево- деревце, куст-кустик,

Лес – лесочек, трава-травка,

Ветка-веточка, дождь-дождик,

Ветер-ветерок, туча-тучка.

Игра «один- много» .

Дерево -деревья, куст - кусты,

Лист - листья, лужа - лужи,

Дождь - дожди, ветка - ветки,

Сук- сучья, туча - тучи.

Игра «Наоборот» . (картинки) .

Дерево высокое – низкое,

Лист – широкий – узкий,

Ствол толстый – тонкий,

Деревья мокрые – сухие,

Дорожка грязная – чистая,

Осенью день короткий – летом длинный,

Игра : «Подбери признак» .

Осень какая ? – ранняя, поздняя, золотая , дождливая,

солнечная, урожайная, холодная …

Игра : «Четвертый Лишний» .

Береза, осина, сирень, дуб.

Шиповник, орешник, сирень, липа

Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.

Ягоды, грибы, овощи и фрукты.

Ходит осень в нашем парке ,

Дарит осень нам подарки :

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам .

И. Винокуров.

Погостили у осени , а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия .

Вот мы и оказались в детском саду.

3. Итог занятия .

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?

Дети : мы побывали в гостях у королевы – «осени » .

Я думаю, что вы запомнили приметы осени . Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено , всем спасибо!

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.


3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.


3. Активизирование речевой деятельности детей.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

Подготовила:

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Ст.Каневская, 2014

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

Составление гербария из осенних листьев.

Просмотр мультфильма «Умка»

Оборудование :

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Организационный момент:

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Дети: Умка.

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Дети: Поможем.

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед:

Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2)

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Дети : Разноцветные.

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Дети : нет.

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Дети : Многоликая,многообразная.

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? (Слайд № 3)

Дети : Да.

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

(Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Дети : Ёжик.

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель - медведь.

Дети : лесная жительница - лиса.

Дети: лесные жители - заяц, ёж.

Дети : лесная жительница - белка.

Дети : лесной житель - волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Дети : Листопад.

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Дети : Клён.

Дети: Дуб.

Дети: Берёза.

Дети : Рябина.

Дети : Осина.

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья - берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? (Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема : «Путешествие в осенний лес»

Занятие в подготовительной группе «В осеннем лесу»

Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели : Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков словообразования. Совершенствование синтаксической стороны речи. Совершенствование навыковзвукового анализа и синтеза (придумывание слов на заданный звук).
Коррекционно-развивающие цели : Развитие связной речи, фонематических представлений, длительного вдоха и ступенчатого выдоха, зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, осознанного отношения к своему здоровью. Оборудование: Предметные картинки по теме «Деревья», «Грибы» по количеству детей, картина золотой и поздней осени с неправильными признаками осени, разноцветные листья с буквами по количеству детей, корзина большая и маленькая, большое ведро и маленькое, натуральные фрукты и овощи, массажные мячики.

1. Организационный момент.
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей) .
2. Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
- Красные листья с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед : А эти желтые листья с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед : Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.

Логопед : Зеленые листья с какого дерева?
Дети: С дуба.
Логопед : Значит они какие?
Дети: Дубовые.
Логопед: А все листья по цвету какие?
Дети: Разноцветные.
Логопед : Отлично! Молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Зашумела листьями Поднимают руки и качают ими.
Осень золотая,
Закружила в воздухе, Плавно опускают через стороны руки, вращая
Листочками играя.
Вот листок березы, Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца
Вот листок рябины,
Вот листочек тополя,
Вот листок осины.
А кленовый листок Кладут руки на колени.
Нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят, Сгибают и разгибают пальчики обеих рук.
Ронять иголки не хотят.
Логопед : Возьмите по одному листочку, какой вам нравится.
5. Игра «Придумай слово с заданным звуком»
Логопед : На волшебной полянке и листочки волшебные. Переверните листочек, обратите внимание, что на каждом листочке написана буква, придумайте слово на тот звук, который обозначает эта буква.
Логопед: У меня буква «А» я придумала слово аист. А вы какие слова придумали?
Дети придумывают слова и складывают листочки в корзину.
Логопед : Замечательно, я вами очень довольна.
-Куда мы положили листья? (в корзинку)
Логопед: Налетел ветерок, зашумели листочки
6. Дыхательное упражнение «Подуй на листочки»
Логопед: -Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.
-Давайте подышим ароматом осеннего леса!
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть, услышав стук дятла по дереву. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Логопед: - Продолжаем наше путешествие. Дети берутся за руки идут за педагогом хороводным шагом и поют песню «Осень золотая».
Мы попали на станцию «Грибная».
9. Игра «Что перепутал художник?»
Логопед: Художник нарисовал картину и все перепутал. Скажите, что на картине нарисовано неправильно. Будем строить красивые предложения,.
Дети рассматривают картину и отвечают:
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубу.
Осенью не бегут ручьи.
Логопед: Молодцы! Я горжусь вами. Возьмите по одному массажному мячику.
12. Массаж пальцев «Овощи»
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, Сжимают и разжимают кисть правой руки.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили, Сжимают и разжимают кисть левой руки.
С дачи домой увозили.
Прощай на год, Дети делают круговые движения ладонями по шарику.
Наш – огород!
Логопед: Вот и подошло время возвращаться в детский сад.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон» Дети двигаются и имитируют поездку на поезде.
13. Развитие воображения.
Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень. (Ответы детей)
Никогда бы не было коротких дней.
Не смогли надеть осеннюю одежду.
Не увидели золотую листву.
Не наблюдали за цветными листьями.
Не было бы листопада.
Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
Не успели бы улететь птицы на юг.
Не было бы туманов.
Не наблюдали бы за инеем.
Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
Не летали бы серебряные нити паутины.
Не смогли бы поесть сладкой рябины.
Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
Не убирали бы богатый урожай в огородах.
Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Не лил бы осенний моросящий дождь.
13. Итог (Оценка работы детей)
Логопед: Куда мы сегодня ездили на поезде? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает работу каждого ребенка.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух