2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отношения к отдельно проживающему родителю является психологическое индуцирование, которое может осуществляться в различных формах от отражения ребенком мнений и оценок значимых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебностью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ребенка от вовлечения в семейный конфликт.
При наличии психологического индуцирования изложение ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, которые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтверждаются материалами гражданского дела и результатами экспертного освидетельствования родителя, но полностью соответствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.
В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Ковалев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень характерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигающими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченностью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности события или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убежденностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.
Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.
Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для проживания и развития. В период проживания с отцом общение несовершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не позволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хотят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года проживал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.
Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Других причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его забрать». При экспериментально-психологическом исследовании было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолетнего. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, направленной на восстановление взаимоотношений несовершеннолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.
В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.
Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.
Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.
В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.
Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.
Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.
Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.
Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.
Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.
Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.
История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.
Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.
Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.
В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.
В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.
А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.
Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.
Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.
Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.
Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.
Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.
Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.
Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?
Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.
Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.
Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.
Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.
Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.
1. Истеричность.
Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.
Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.
Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.
2. Внушаемость.
Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.
Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.
К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.
Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).
3. Низкий интеллект.
Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.
И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).
И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.
По материалам поста "О вкусах не спорят, а мне подозрительно", обсуждаемом в сообществе "Сами себе психологи"написана статья "Как не заразиться психической инфекцией в Интернете?".
Не всем понятно, что такое психологическая индукция, поэтому по материалам Интернета Вашему вниманию такая информация.В 1960 году на основании эксперимента был сделан вывод о том, что между людьми происходит передача психологической информации, и что осуществляется она через материальный носитель- биополе, в диапазоне микроволн, непосредственно мозгом, без участия органов чувств.Что такое психологическая индукция можно рассмотреть на примере индукции бредового расстройства личности. Психические процессы и в норме отличаются высокой индуктивностью. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом, инфантильные взрослые,а также, лица с низкой самооценкой и слабоволием. Индукция может быть направленной и осознанной, например, в рекламе и политике. Психологическое влияние индуктора и реципиента взаимно, то есть реципиент своим поведением и высказыванием способствует усилению продукции индуктора. В основе механизма индуцирования лежит эффект аудитории, толпы или «социального облегчения», то есть такого механизма, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других.Убогие не так остро будут ощущать свою ущербность, если кто-то еще разделяет их участь.
Распространенность индуцированных бредовых расстройств недооценивается. Для исламизма – это национализм и терроризм, для фашизма –– это нацизм и истребление других народов, для «бериевского коммунизма» – это паранойальная подозрительность и истребление «не своих» (например, расстрелы).
Индуктора обычно относятся к доминантным личностям, а реципиенты – к подчиняемым, внушаемым и зависимым личностям.
Диагноз индуцирования основан на следующих критериях:
1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при разлучении.
2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом убеждении.
3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные.
4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.
5. Возможны индуцированные галлюцинации.
Терапия. Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровождается по отношению к ним различной тактикой. Индуктора следует лечить, как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.
Рассмотрим еще такую экзотическую тему как «бред колдовства и порчи» . Сочетаясь с бредовыми идеями преследования, отравления, ущерба, он образует единый психопатологический узел, когда ставится под вопрос сама возможность физического существования личности, вызывая тем самым брутальные формы бредовой защиты.
Индуцированные воздействия в последовательности поколений
В заключение на основании вышеизложенного анализа мы предложим некоторые гипотезы, которые могут в качестве первого приближения дать нам модель «крупномасштабной» динамики индуцированных воздействий. Мы будем пытаться приблизиться к пониманию по возможности всей цепочки причин и следствий, которые вызывают то, что обычно называют характерным, или типичным социальным расстройством личности и поведения в зрелом возрасте национального меньшинства.
Рассмотрим в начале нашего анализа лишь одну такую личность сравнительно молодого возраста с семьей, «погруженную» в реальную социальную среду (далее везде принимается во внимание вышеприведенный анализ: полагаем, что в социальной среде наблюдаются индуктивные воздействия). Личность имеет или генетическую предрасположенность к психотическому расстройству, или подвергается воздействию, например, социальной (в частности, связанной с национальностью личности) стрессовой ситуацией. Через 1 – 2 недели возникает острое или преходящее психотическое расстройство (реактивный психоз), например, с бредом, который индуцирует подобный бред (индуцированное параноидное расстройство) у положительно эмоционально связанными с ней членами семьи. При продолжающихся социальных воздействиях параноидное расстройство может перейти или в параноидное состояние (в тяжелых случаях – в параноидный психоз), или в паранойю, или сенситивный бред отношения. Характерная особенность этих заболеваний – это весьма устойчивый, иногда пожизненный бред, который также может индуцировать положительно эмоционально связанных с этой личностью окружающих. Возникает что-то похожее на цепную реакцию: лавинообразное увеличение числа личностей с подобным бредом. Эта лавина обрывается или по мере исчерпания числа личностей, эмоционально поддерживающих этот бред (например, после «глобального» охвата всего национального меньшинства), частично затухая на критически мыслящих личностях или в связи со смертью личностей-источников бреда.
В зрелом возрасте у таких личностей (но сравнительно чуть более критически относящихся к своему субъективному состоянию) обычно возникают так называемые специфические расстройства личности. Они обычно связаны с личными страданиями или социальным распадом (разрушение семьи и т. п.). Здесь расстройства проявляются как негибкие ответные реакции на самые разные личные и социальные ситуации. Это, прежде всего параноидное расстройство личности, которые, возможно, также могут индуцировать эмоционально связанных с ними окружающих. Здесь отметим личности фанатичные, кверулянтные, обидчиво-параноидные. При диссоциальном расстройстве личности отметим личности аморальные, антисоциальные и психопатические. Еще отметим эмоционально неустойчивое расстройство (личности агрессивные); при истерическом расстройстве особо отметим личности психоинфантильные, поскольку именно они обычно подвержены индуктивному влиянию извне.
Индуцированное бредовое расстройство довольно редко встречается в жизни, так как одним из непреложных условий является разделение бреда двумя или более лицами, тесно связанными эмоционально. Индуцированный психоз был описан в 1877 г. Сделали это французские психиатры Эрнест Шарль Ласег и Жан-Пьер Фальре. Он был назван ими «folie à deux» - помешательство вдвоем. Это было связано с тем, что аналогичные описания бредовых переживаний характерны для двух и более людей, довольно близко контактирующих друг с другом.
Основные симптомы индуцированного психоза
Главным определяющим фактором, свидетельствующем о нарушении может являться бредовое состояние. Его определяют сначала у индуктора. Чаще всего это бред преследования или бред величия, с также может быть и ипохондрический бренд, определяющийся у реципиента, поведение которого также изменяется. Оно характеризуется как тревожное. Возрастает подозрительность, и некогда здоровый человек начинает искренне верить во все бредовые идеи больного. Такое поведение характерно при параноидальном расстройстве личности. Его не относят к тяжелым психическим заболеваниям, но считают пограничным состоянием между патологией и нормой.
Есть несколько симптомов, благодаря которым можно предположить наличие индуцированного психоза у реципиента и не спутать его с истинным бредом больного:
- четкое и логичное изложение бредовых представлений;
- помрачнения сознания нет, все доводы аргументируются;
- человек дает верные ответы на все вопросы специалиста;
- интеллект не снижается;
- ориентация в пространстве и времени.
Индуцированное расстройство психики нельзя определить с помощью лабораторных или инструментальных методов. Проводят тщательный опрос больного и его близких родственников. Необходимо найти подтверждение постоянного контакта и эмоциональной близости между индуктором и реципиентом.
Как лечится индуцированный психоз
Индуцированное бредовое расстройство не требует обязательного медикаментозного лечения. Иногда положительные результаты дает раздельное проживание индуктора бреда и реципиента. Однако людям с параноидальным расстройством очень трудно пережить разлуку и поэтому им необходима психологическая поддержка.
Человеку с индуцированным психозом нужно обязательно скорректировать поведение, научиться общению с больным, препятствующему восприятию его бредовых идей. Для этого ему следует посещать сеансы психотерапевта.
Лечение индуцированного расстройства медикаментозными средствами проводится редко. Только в случаях выраженной тревожности или стойкого бреда.
Используют препараты, оказывающие на психику противотревожное действие:
- антидепрессанты;
- малые нейролептики;
- транквилизаторы.
Индуцированный психоз в психологии
Частыми явлениями заболевания у донора могут быть идеи о величии. Например, он может представлять себя спасителем человечества, контактером с внеземными цивилизациями или начать лечить других людей, используя для этой цели неподходящие предметы или вещества. Если его действия будут хоть каким-то образом связаны с реальностью, найдутся реципиенты, с которыми у больного совпадут мировоззрение, жизненный опыт. Это объясняет тот факт, что возникновение индуцированного психоза очень часто фиксируется в одной семье.
Высокая внушаемость реципиентов является важным фактором для перенесения бредового состояния индуктора на здорового человека.
Такие люди склонны к некритичному рассмотрению получаемой информации, они очень доверчивы. Особенно если авторитет донора является для них непоколебимым.
Психотерапевт об индуцированном психозе — видео
Индуцированный психоз – это заболевание, характеризующееся появлением бредовых идей у личности, контактирующей с психически больным человеком. Патология имеет другие названия: индуцированное бредовое расстройство, «помешательство вдвоем», «ассоциативный психоз».
Индуцированный психоз – это появление бредовых идей под воздействиемДля возникновения болезни нужно два объекта: донор бредовых идей и их реципиент. При этом донор имеет большую значимость и непоколебимый авторитет в глазах реципиента. Последний принимает его мысли и понятия, верит в них и придерживается такого же мировоззрения. Существуют также случаи массового индуцированного психоза, когда донор один, а реципиентов множество.
Причины возникновения индуцированного бредового расстройства
Индуцированный психоз не имеет непосредственных нейрохимических и генетических причин, как, например, шизофрения. Для него не характерна связь с травмирующими факторами, как в случае посттравматического стрессового расстройства. Главный элемент патогенеза индуцированного психоза – близкий эмоциональный контакт с донором, страдающим психической болезнью.
Влияние донора
Фабула бреда, то есть основной его мотив, может быть разным. Наиболее часто это ипохондрические мотивы, бредовые идеи о преследовании или величии.
Например, донор верит в опасность того или иного заболевания, его исключительную значимость в жизни каждого человека, а также высокий риск пострадать от него. Со временем реципиент тоже начинает так считать, что вынуждает его постоянно беспокоиться о своем здоровье, часто посещать врачей, интересоваться конкретной болезнью вплоть до тончайших деталей, не верить в компетентность специалистов.
В другом случае донор мнит себя мессией, посланником высших сил или спасителем человечества . И реципиент поддается его влиянию, перенимает эти идеи, хотя они не имеют абсолютно никакого объективного основания.
На практике наблюдался интересный случай, когда у пациента с эпилепсией развился парафренный синдром. Больной возомнил себя связным с инопланетными цивилизациями, а также целителем, который делает воду, «очищающую от любых болезней». Несмотря на явный бредовый характер таких идей, у этого мужчины появились клиенты, которые покупали целебную воду и приходили к нему на консультацию. Важной особенностью фабулы бреда у донора является то, что она должна всё же иметь некоторую связь с объективной реальностью.
Внушаемость реципиента
Для того чтобы у человека развился индуцированный психоз, необходимы некоторые предусловия. Главное из них – близкая связь с источником бредовых идей. Зачастую у донора и реципиента общий жизненный опыт, мировоззрение, а также длительный термин взаимного общения. Именно поэтому около 95% случаев возникновения индуцированного психоза наблюдаются в одной семье. Например, патология появляется у сестры или брата, мужа и жены, матери и её ребенка.
Также важным фактором является высокая внушаемость реципиента. Он легко поддается чужому мнению, не ценит свое собственное и не проверяет утверждения других людей. Именно это и становится причиной того, что бредовые идеи принимаются «на веру». Кроме того, донор должен иметь высокий авторитет в глазах реципиента.
Люди, которые перенесли инсульт, имеют проблемы со слухом или зрением входят в категорию с высоким риском появления индуцированного психоза. К этой группе принадлежат также пациенты с органическим поражением головного мозга, например, травматической этиологии.
Виды психологической индукции
- F olie imposee. Человек с психическим расстройством доминирует, а реципиент принимает бредовые идеи и находится в подчиненном положении.
- F olie communique. Два человека имеют общую фабулу бредовых переживаний, однако они не идентичны. Здесь существует некоторое различие мировоззрений и отсутствие авторитарных связей.
- F olie simultanee. Бредовое расстройство возникает у людей в один и тот же промежуток времени.
Элемент индукции наблюдается в картине массовых психозов. Здесь мысли донора распространяются на большое число людей. Но для данного феномена необходим низкий интеллектуальный уровень публики, истеричность и показушность больного, а также простота фабулы бреда. Эффект подкрепляется распространенными в обществе мнениями о существовании высших сил, магического воздействия и паранормальных явлений.
Например, больные истерией (в народе часто именуемые «кликушами») во время религиозных церемоний провозглашают, что видят чертей и демонов, огонь ада . Публика попадает под воздействие этих идей (наблюдается индуцированное состояние) и может видеть соответствующие фантастические образы.
Иногда трудно отличить массовый индуцированный психоз от псевдорелигиозного учения. Так в 90-х годах получило довольно широкое распространение «Белое братство Юсмалос», как пример массового индуцированного расстройства, с их явно деструктивными и антиобщественными идеями. Основатели этой общины проповедовали культ радикального преобразования мира после прихода Антихриста. В 1993 году членами братства была сделана попытка массового суицида, остановленного правоохранительными органами.
Постановка диагноза «Индуцированное бредовое расстройство»
Для постановки правильного диагноза и исключения других патологий необходимо четко понимать три критерия:
- Бред развивается у реципиента, который находится в близкой связи с человеком, уже имеющим психическое отклонение.
- Фабула бреда сходна с таковой у донора
- Перед манифестацией патологии у больного с индуцированным бредовым расстройством не было психического заболевания.
Тактика лечения индуцированного бредового расстройства
Главный элемент лечения – это изоляция от человека с психическим расстройством, который оказывает негативное влияние. Здесь важен постоянный уход за изолированным. При такой тактике приблизительно у 40 % случаев наблюдается полное выздоровление. Если этого не происходит, необходимо искать другую причину, помимо индукции.
Важна роль психотерапии, которая проводится с целью создания рациональных связей и понимания проблемы самим больным с индуцированным психозом. Лечение медикаментами необходимо только в случаях, не поддающихся иной коррекции, например, при возникновении острых психотических состояний.
При возможности проводится лечение доминирующей личности, так как не всегда получается оборвать контакт донора и реципиента полностью, что становится предусловием для возникновения нового обострения.