Параллели 66˚ параллели

Перейти к контенту

Главное меню:

Предистория:
  Трансполярная дорога протяжённостью более 1000 километров – единственная в мире. Более 70-ти лет она связывает восток и запад Ямало-Ненецкого автономного округа. Первыми дорогами были оленьи почтовые путики, затем – автомобильные зимники. Идея связать между собой великие реки Сибири – Обь и Енисей – лелеялась еще В.И. Лениным, отправлявшим изыскательские экспедиции для разработки проекта соединительного канала. Но затруднённая навигация – 8 месяцев в году стоят морозы – привела к отказу от этой грандиозной затеи, и слава Богу, еще неизвестно, к каким экологическим последствиям это могло бы привести. Но вот в 1947 году, после уже имевшихся материалов и проведенных новых исследований твёрдой рукой Великий стратег и дальновидный политик И.В. Сталин проводит по карте карандашом линию между Обью и Енисеем, соединяя их и тем самым давая старт строительству 501 и 503 стройкам от станции Чум (ж.д. на Воркуту) – Салехард – Игарка (в дальнейшем планировалось достроить её до Норильска). 500-х Строек в период 40-х-50-х было начато аж 14 (только из рассекреченных), каждая из них нам хорошо известна, хотя мы об этом порой и не подозреваем, например началось все с 500-й Стройки связавшей Хабаровск с портом Ванино и Советской Гаванью. 506 - тоннель между материком и о. Сахалин, 505 – в Улан-Батор, Монголию и т.д. – весь список очень интересный. Так вот, уникальность 501, 503-х строек в том, что они проходили по полярному кругу. Параллель рельс была уложена ценой неимоверных трудовых затрат заключенных и вольнонаемных, и уже в августе 1952 года наладилось стабильное сообщение с Надымом. Навстречу друг другу начали ходить поезда, прокладывая стальные ниточки к узелку у реки Пур (сейчас там находится город Уренгой). Естественно строительство начиналось и велось при постоянной работе «зимников» - автомобильных дорог, в качестве покрытия имевших тщательно утрамбованный снег.  Более 5 лет назад началось строительство капитальной автомобильной дороги Салехард – Надым, нужда в которой стала не то что очевидной, а уже остро необходимой. Так руками человека-покорителя Севера на ямальской земле, параллельно Полярному кругу проложены параллели колей железной и автомобильной дорог.
Идея "прохватить" на мотоцикле по приполярной дороге, по ещё существующим зимникам была у меня давно - как только более менее освоился с Севером, приобретя опыт автомобильных поездок по зимникам. В разные периоды, в вялотекущей подготовке замысел проехать «первым» был утерян – в 2013 году по зимней автодороге по маршруту от Нового Уренгоя до Салехарда прошла мотоэкспедиция «Только на Север!». Меня утешало только то, что именно с запада на восток пока первооткрывателей в мототуризме нет.
И вот, задавшись целью пройти этот маршрут «на время», 20 февраля в 18.00 я стартовал из Красноселькупа (самый восточный населенный пункт ЯНАО) в Салехард. Моим верным конём был назначен мотоцикл «Урал».

Виталий Гнутиков
с. Красноселькуп
Ямало-Ненецкий автономный округ
Яндекс.Метрика
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню